Приказ МЧС России от 25 ноября 2016 г. N 624
"Об утверждении Положения об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
В целях повышения эффективности технического обеспечения территориальных органов, учреждений и организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 05.04.96 г. N 226 "О введении в действие Положения об организации войскового ремонта вооружения и техники в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
В.А. Пучков |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:
При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.
Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.
Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.
Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.
Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает "Наставление по технической службе ГПС МВД России".
Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:
2 Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.
Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.
Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:
3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;
5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут – для специальных пожарных автомобилей;
10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.
В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:
Рис. 7.1. Схема измерения прогиба под нагрузкой 40 Н (4 кгс) приводных ремней двигателей ЗИЛ-645 (слева), ЗИЛ-508 (в центре), КамАЗ-740 (справа).
проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;
Основные ПА общего применения
Пожарные автоцистерны (АЦ) (шасси)
Контрольно-диагностические, крепёжные и регулировочные работы
Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 1.1. Прочистить сапуны коробки передач и мостов. Проверить: действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала; герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя, работу жалюзи, в том числе и пускового подогревателя, а также крепление на двигателе оборудования и приборов; состояние и натяжение приводных ремней; крепление деталей выпускного тракта (приёмная труба, глушитель и др.); крепление двигателя; действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления; герметичность системы выключения сцепления; крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя у автомобилей, оборудованных пневмогидравлическим усилителем сцепления; крепление коробки передач и её внешних деталей (в т.ч. крепление коробки отбора мощности для привода специального пожарного оборудования (насоса и др.); действие механизма переключения передач на неподвижном автомобиле с заведенным двигателем; люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников; крепление фланцев карданных валов; герметичность соединений заднего (переднего, среднего) моста; крепление картера редуктора и фланцев полуосей; герметичность системы усилителя рулевого управления; крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных гаек; люфт рулевого колеса; затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления; люфт подшипников ступиц колёс; компрессор (крепление к двигателю, соединительные трубопроводы и патрубки, работу на слух и создаваемое давление по манометру (при необходимости отрегулировать клапан давления воздуха в пневмосистеме)); эффективность действия тормозов (при необходимости отрегулировать зазор между тормозными колодками и барабанами); шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза (при необходимости отрегулировать); тормозную систему пожарного автомобиля: c пневмоприводом: состояние, крепление ресиверов и наличие в них конденсата, работу тормозного крана, клапана контура, защитных клапанов, трещоток, вала привода тормозных колодок, тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором («КамАЗ»), предохранителем от замерзания системы в зимний период времени; с гидроприводом: отсутствие подтекания, уровень тормозной жидкости в системе, крепление главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя (при необходимость отрегулировать свободный ход педали и штока главного цилиндра, а также в случае подтекания тормозной жидкости заменить уплотнительные манжеты); промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов; работу рабочих тормозных цилиндров (при необходимости удалить воздух из гидросистемы - прокачать); с пневмогидроприводом: выполнить соответствующие работы, указанные в системах с пневмо- и гидроприводами; проверить уровень тормозной жидкости в бачках пневмогидроусилителя (при необходимости долить тормозную жидкость согласно требованиям завода изготовителя), при нарушении герметичности заменить изношенные или повреждённые манжеты; исправность привода и действие стояночного тормоза; осмотром состояние рамы, раздаточной коробки (при наличии) и её крепления, узлов и деталей подвески, буксирного устройства; крепление стремянок и пальцев рессор, крепления колёс; состояние запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины; состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова; крепление кузова (пожарной надстройки), топливного бака к раме шасси, держателя запасного колеса; крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины, кузова (пожарной надстройки), при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие; осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений; действие привода насоса высокого давления у автомобилей с дизельными двигателями; наличие отстоя в топливном баке и корпусах фильтров тонкой и грубой очистки топлива у автомобилей; действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года - приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя; крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений; крепление прерывателя-распределителя, зачистить контакты прерывателя наждачной бумагой; надёжность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазоров); состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика. Провода привода спидометра и датчика не должны иметь повреждений и должны быть закреплены; правильность опломбирования спидометра и его привода (и счётчика моточасов пожарного насоса - при наличии) в соответствии с инструкцией завода– изготовителя. Провести обслуживание: карбюратора, очистить его от грязи и осадков в поплавковой камере, продуть жиклёры, выставить уровень топлива, отрегулировать работу двигателя на холостом ходу и содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах; аккумуляторной батареи (прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надёжность контактов наконечников проводов с выводными штырями, проверить уровень электролита).
Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. Определяющей частью является использование. Именно при использовании происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому, в первую очередь, рассматриваются изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.
13.1. Изменение технического состояния систем и механизмов ПА
Все системы и механизмы ПА обладают определенным параметрами технических характеристик. Эти параметры (П ) не остаются постоянными на протяжении срока службы машин. Отклонение их от номинальных (первоначально установленных значений) характеризует изменение технического состояния систем и механизмов.
Для систем и механизмов машин устанавливают начальное значение параметров П 0 , предельно- допустимые П пд и допустимое П д . При достижении значений П д изделие становится неработоспособным поэтому устанавливают срок его обслуживания равным величине П пд .
Процесс нормального функционирования систем и механизмов во времени неодинаков. Так, изменение П в большинстве систем регламентируется временем (или величиной пробега ПА в км), в течение которого система будет нормально функционировать. Первоначальные значения П при эксплуатации ПА могут восстанавливаться. К таким системам относятся системы подачи топлива, фильтрации масла, системы подачи пенообразователя и т.п.
В этом случае изменение П и его восстановление можно иллюстрировать, как показано на рис.13.1. Параметр П может изменяться от П 0 до П д , как показано на участке аб" . Однако его восстановление производят при достижении П пд (кривая б в ). При этом могут производиться регулировочные работы (например, регулирование форсунок дизеля) или работы по промывке систем (например, топливных фильтров или пеносмесителя). Таким образом, эти системы требуют периодического обслуживания. Оно производится либо по значению измеряемого параметра П пд , либо по величине пробега ПА.
Аналогично описанному, изменяются параметры характеристик механизмов. Для них такими параметрами могут быть мощность двигателя N кВт, подача насоса Q л/с и величина напора, развиваемого им и др. Снижение П ниже допустимого П пд приводит к функциональному отказу: невозможно забрать воду насосом из водоема, невозможно запустить двигатель и т.д.
Параметры характеристик механизмов изменяются значительно медленнее, чем у их систем. Как правило, при достижении П пд требуется ремонт механизма (рис.13.2).
Изменение П в эксплуатации обусловлено изнашиванием рабочих поверхностей деталей и агрегатов. Основой изнашивания является трение.
Общие сведения о трении. Трение – это механическое взаимодействие между твердыми телами, которое возникает в местах соприкосновения и препятствует относительному перемещению тел в направлении, лежащем в полости их соприкосновения. В зависимости от вида движения одного тела по отношению к другому различают трение скольжения и качения.
Процесс трения характеризуется коэффициентом трения – отношением силы трения F t (рис.13.3) к приложенной нормальной силе F n . Для металлических поверхностей трения f 0,08…0,1.
Трение между телами, поверхности которых не смазаны, называется сухим трением, а при обильной смазке – жидкостным. В случае очень тонких слоев смазки оно называется граничным.
Сухое трение реализуется при работе тормозов, дисков трения сцепления, ременных передач. При трении поверхности деталей нагреваются. Коэффициенты трений могут достигать значений 0,15 и выше.
Граничное трение проявляется при толщине адсорбированного слоя масла на поверхностях трения около 0,1 мкм. Коэффициенты трения при этом достигают значений 0,01…0,1. Оно реализуется при работе зубчатых передач, при скольжении поршневых колец по поверхностям гильз цилиндров в двигателях и т.д.
Рабочие поверхности деталей шероховаты. Толщина слоя масла между ними неодинакова. В отдельных зонах поверхности разделены маслом в других (точки а,б,с на рис.13.4) слой масла может быть очень тонким.
Жидкостное трение наступает тогда, когда поверхности трения полностью разделены слоем масла. В этом случае коэффициенты трения достигают величин 0,001. Этот режим трения может иметь место в подшипниках скольжения, зубчатых передачах.
Трение рабочих поверхностей деталей основания – причина их изнашивания. В настоящее время имеется несколько классификаций изнашивания. В наиболее простом случае рассматривают: истирание рабочих поверхностей, их схватывание (молекулярно-механическое изнашивание) и питтинг (осповидное разрушение).
Истирание – наиболее распространенный вид изнашивания. Ему подвергаются рабочие поверхности всех сопряженных деталей. При этом с поверхностей трения удаляется металл, изменяются размеры деталей, увеличиваются величины зазоров между ними. Потери массы изнашивающего металла невелики (несколько десятков граммов). Это не сказывается на прочности деталей. Однако это является причиной замен деталей массой в несколько килограммов, т.к. образующиеся зазоры в сопряженных деталях не обеспечивают нормальное функционирование механизмов. Так, изнашивание поршневых колец и гильз цилиндров приводит к невозможности пуска двигателей (увеличение зазоров) и уменьшению развиваемой ими мощности. Изнашивание деталей уплотнения пожарных насосов приводит к невозможности создавать в них требуемую величину вакуума для забора воды и т.д.
Схватывание поверхностей трения происходит вследствие молекулярного сцепления отдельных зон контактов поверхностей трения. Нагрузки на поверхностях контакта воспринимаются отдельными частями поверхностей (зоны а,б,с ) на рис.13.4). Они подвержены очень высоким давлениям, которые выдавливают смазочный слой. Наступает сухое трение, локальное повышение температуры и схватывание поверхностей. Образующиеся мостики схватывания разрушаются, при этом увеличивается шероховатость поверхностей трения и их изнашивание. Этот процесс может иметь место на рабочих поверхностях трения зубчатых колес, в подшипниках скольжения.
Питтинг – процесс выкрашивания металлических частиц в зонах высоких контактных нагрузок. Он имеет место в подшипниках качения, зубчатых передачах. Способствует его развитию перегрузка механизмов, чрезмерный нагрев.
Общая закономерность изнашивания. Изнашивание рабочих поверхностей деталей сопровождается увеличением зазора между ними. В течение срока службы механизма они изменяются по-разному (рис.13.5). В новых машинах детали соединены с некоторым начальным зазором Δ 0 .
В начальный период эксплуатации интенсивность их изнашивания велика (а б ). Происходит приработка (притирание) нагруженных поверхностей трения. Это период S 0 на практике ограничивается обкаткой новых и поступивших после ремонта машин. При обкатке ограничивают на 40…50% скорость движения пожарного автомобиля. Продолжительность обкатки устанавливается заводом-изготовителем.
Период б в – период нормальной эксплуатации. Период до достижения предельного состояния механизма Δ пр . – называют долговечностью (SТ на рис.13.5).
Если условия обкатки сделать более жесткими, то ее продолжительность уменьшится (аб" ). Но тогда изнашивание будет более интенсивным и долговечность уменьшится на величину вв" , т.е. станет равной S" .
Установленная долговечность механизмов может уменьшиться при нарушении режимов их эксплуатации и своевременного обслуживания. Становится также важной задача своевременно определить Δ пр . В этом случае изделие считается неисправным. Эксплуатация за пределами Δ пр приводит к повышению интенсивности изнашивания и увеличению стоимости ремонта. Становится важным определять техническое состояние механизмов.
Особенности изменения технического состояния механизмов обусловлены рядом факторов. Первый из них определяется спецификой использования пожарных машин. Они содержатся в депо при температуре не ниже +12 0 С и следуют на пожары в режиме прогрева двигателя и других механизмов. Это сопровождается повышенным изнашиванием всех деталей. Вторым важным фактором является то, что двигатели ПА эксплуатируются как в транспортном, так и в стационарном режимах. В последнем случае они работают под нагрузкой и на холостом ходу. Работа двигателя фиксируется по величине пробега ПА, контролируемого по спидометру S сп , км, а пожарного насоса в часах , час. Установлено, что общий пробег ПА можно определять как сумму
S = S сп + 50 , (13.1)
где 50 – эквивалент износа двигателя по пробегу ПА, км/час.
Важным является также то, что ПА не имеют холостых пробегов, они всегда полностью нагружены. Учитывая совокупное влияние всех факторов, износы двигателей ПА в 1,5...2,7 раза больше, чем у базовых грузовых автомобилей.
Двигатели. Наибольшее влияние на изменение технического состояния двигателей оказывает изнашивание рабочих поверхностей гильз цилиндров и поршневых колец.
Износы гильз цилиндров и поршневых колец зависят не только от скоростных нагрузочных режимов двигателя. На их величину большое влияние оказывает наличие в воздухе пыли (абразива), влаги и особенно температурный режим двигателя.
При высоких температурах охлаждающей жидкости износ гильз цилиндров увеличивается (рис.13.6) вследствие уменьшения вязкости масла. С понижением ее вязкость масла увеличивается, но одновременно с этим увеличиваются в 4…5 раз износы. Это обусловлено коррозионными процессами вследствие конденсации продуктов сгорания. В их состав входят окислы серы, образующиеся из сернистых соединений, содержащихся в топливе. Они с влагой образуют кислоты, особенно активные в дизелях.
Вдоль образующей гильзы цилиндров износы различны (рис.13.7). Наибольшие их значения имеют место в зоне верхней и нижней мертвых точках. Вследствие износа гильз цилиндров и особенно поршневых колец увеличиваются зазоры Δ в их стыках. Изнашиваются и канавки поршневых колец. Вследствие этого, в такте сжатия часть воздушного заряда утекает в картер. Поэтому уменьшается давление Р с в конце такта сжатия и температура t с сжимаемого заряда воздуха. Это затрудняет пуск двигателя.
После воспламенения топлива в такте рабочего хода часть газов проходит в картер двигателя, не совершая работу. Вследствие этого снижается, развиваемая двигателем, мощность.
Изнашивание других деталей (коленчатого вала, деталей гидрораспределителя и др.) сказываются на уменьшении мощности в меньшей степени.
Износ цилиндров, деталей топливоподающей аппаратуры дизелей являются одной из причин повышенного расхода топлива.
Пожарные насосы. Техническое состояние пожарных насосов ухудшается вследствие изнашивания щелевых уплотнений, подшипников качения, поверхностей вала в зоне контакта с резиновыми манжетами, деформации шпонок, соединяющих вал с рабочим колесом. Большое влияние на него оказывает перекрытие проточных каналов колес твердыми телами.
Первоначальный зазор в щелевых уплотнениях равен Δ 1 = 0,2…0,3 мм (рис.13.8). Потоком циркулирующей жидкости поверхности щелевых колец изнашиваются, зазор между ними увеличивается до величины 1…1,5 мм. Особенно интенсивно кольца изнашиваются, если вода содержит абразив. Увеличение зазора усиливает циркуляцию воды, подача Q л/с и развиваемого насосом напора Н , м уменьшаются.
Поток циркулирующей жидкости направлен перпендикулярно потоку всасывания. Это уменьшает живое сечение всасываемого потока на 25…30%, что увеличивает внутренние потери и снижает КПД насоса. Уменьшается Q и Н также при перекрытии проточных каналов насоса твердыми телами (камни, щепки и т.д.).
Для частоты вращения n об/мин рабочего колеса насоса близкой к номинальной изменение Н и Q описываются уравнениями
Н = 25,28 + 2,88·10 -2 n – 12,12b – 1,36·10 -2 , м;
Q = 5,15 + 1,31·10 -2 n – 2,56b – 0,318·10 -2 , л/с }. (13.2)
где: b – зазор в уплотнении; - уменьшение площади проточных каналов, мм 2 .
О влиянии увеличения в перекрытиях каналов на Q и Н приводится в табл.13.1.
Таблица 13.1
Площадь перекрытия каналов = 400 мм 2 (около 25% общего сечения) соответствует поперечному сечению двух камушков d = 15 мм.
Изменение Q и Н существенным образом изменяют характеристики
H = f(Q) , как показано на рис.13.9. Допустимая величина уменьшения Н не должна превышать ΔН = 15%. Вот поэтому необходимо контролировать работоспособность насоса. Особенно велико это влияние при больших величинах подач Q . При малых подачах уменьшается КПД вследствие повышения сопротивления движению жидкости.
Одной из важных характеристик пожарного насоса является работоспособность системы всасывания , с. Она определяется продолжительностью забора воды из открытого водоисточника. Ее можно выразить формулой
где: - плотность воды, кг·м -3 ; g – ускорение свободного падения, м·с -2 ; v 0 – объем воздуха в системе до начала всасывания, м -3 ; S – площадь поперечного сечения рукава, м 2 ; h – высота водяного столба в данный момент, м; R – газовая постоянная, Дж·кг -1 К -1 ; T – температура воздуха, К; Q (Δр ) – производительность вакуумного насоса, м 3 ·с -1 .
При недостаточной герметичности продолжительность всасывания будет увеличиваться, так как система будет опорожняться с расходом
Q (Δр) - Σ Q н (Δр), м 3 с -1 .
Время будет увеличиваться при уменьшении Q (Δр ) вследствие ухудшения работоспособности газоструйного вакуумного аппарата и снижении температуры воздуха Т .
Приток воздуха в систему Σ Q н (Δр) возможен через различные неплотности в насосе и в соединениях всасывающих рукавов. При этом увеличится продолжительность забора воды и работы двигателя с газоструйным вакуумным аппаратом. Наибольшее влияние на приток воздуха будет оказывать нарушение герметизации насоса. Ухудшение герметичности насоса может происходить по двум причинам. Во-первых, может ухудшаться герметичность, обеспечиваемая прокладками заслонок и клапана коллектора насоса. Наиболее часто она ухудшается вследствие износа вала под кромкой манжеты, обеспечивающей герметизацию насоса.
Диаметр вала насоса под манжетами равен 45 мм. Следовательно, манжета при ее надевании на вал плотно его охватывает и прижимается к нему силой пружины.
При создании вакуума в насосе прижатие манжеты к валу еще больше усиливается. Этим обеспечивается поддержание вакуума в насосе достаточно продолжительно.
При работе насоса изнашивается кромка манжеты и вала. Вал изнашивается потому, что твердость ингредиентов, входящих в резину, больше твердости слоя окисла, покрывающего вал. Постепенное увеличение износов приведет к тому, что диаметр изношенного вала в зоне контакта с манжетой станет равным диаметру кромки манжеты в свободном состоянии. При этом, атмосферное давление станет недостаточным для прижатия кромки манжеты к валу. Создавать требуемый вакуум станет или невозможно, или его падение не будет соответствовать нормативному.
Обеспечение работоспособности системы всасывания требует систематической проверки технического состояния газоструйного вакуумного аппарата и герметичности пожарного насоса.
Механизмы трансмиссий. Рабочие поверхности зубьев шестерен подвержены обычно истиранию. Однако при резком включении сцепления при пуске заполненного насоса водой и одновременным увеличением частоты вращения двигателя пиковые нагрузки в 2,5…3 раза превышают нагрузки на установившемся режиме. При этом, не только увеличиваются износы рабочих поверхностей шестерен, но возможно и появление задиров, увеличивающих износ. При высоких нагрузках на зубьях шестерен в зонах начальных окружностей, а также на деталях возможно появление питтинга (выкрашивание на рабочих поверхностях).
Вследствие изнашивания рабочих поверхностей зубьев шестерен увеличиваются угловые зазоры в их зацеплении. Допустимая величина суммарного зазора в КОМ не должна превышать 10 0 . В карданной передаче этот угол не должен быть больше 2 0 .
Большие угловые зазоры (люфты) недопустимы, т.к. при непрерывных изменениях режимов работы механизмов рабочие поверхности деталей подвергаются дополнительным ударным нагрузкам. Они способствуют сминанию боковых поверхностей шпонок в соединении колеса насоса с валом, увеличению износа трущихся поверхностей деталей механизмов.
Изнашивание зубьев шестерен приводит к увеличению суммарных люфтов главной передачи с 20 0 до 40 0 . Допустимая их величина не должна быть больше 55 0 . Установлены также допустимые значения люфтов для каждой передачи. Они находятся в пределах от 2,5 до 6 0 .
Техническое состояние пожарного автомобиля не оценивается каким-либо единым параметром. В определенной мере таким показателем может быть мощность, подводимая к колесам автомобиля и измеряемая на специальных стендах (рис.13.10). Оценивая потерю мощности, следует анализировать и другие факторы. К ним относятся увеличение расхода топлива и влияние этого фактора на внешнюю среду.
Причинами увеличенного расхода топлива могут быть износы деталей топливоподающей аппаратуры дизелей и карбюраторов бензиновых двигателей и их систем зажигания.
Изнашивание деталей ходовой части и приводов управления может ухудшать устойчивость и управляемость ПА.
Гидравлические системы могут оказывать большое влияние на техническое состояние ПА. Так, на автолестницах постепенно увеличивается время выдвигания колен лестницы и их поворота (рис.13.11). Это обусловлено как перетеканием масла в узлах системы, так и загрязнением фильтров гидросистем.
Предельное давление перед фильтром равно 0,1 МПа. В эксплуатации оно не должно превышать 0,35 МПа. Увеличивается также давление срабатывания предохранительного клапана с 10 до 12 МПа. Установлены также нормативы на производительность гидронасоса. При увеличении времени выдвигания лестницы или поворота причины должны выяснять специалисты из ПЧ(О)ТС.
Причинами износа деталей насоса являются загрязнение масла и, попадающая в него, вода. Частой неисправностью является нарушение герметичности гидросистем. Вследствие этого уменьшается количество масла в системе и попадание в нее воздуха. Наличие воздуха в системе ухудшает плавность хода механизмов. Поэтому при обслуживании АЛ необходимо тщательно проверять герметичность систем, устранять появляющиеся течи масла.
Устранить изнашивание деталей механизмов невозможно. Однако его можно замедлить рациональным использованием режимов их работы и своевременного обслуживания. Поэтому становится важным умение определять техническое состояние механизмов и ПА в целом.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФГУ ВНИИПО МЧС
России генерал-майор внутренней службы
Н.П. Копылов
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ ДЛЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ.
ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Рассмотрен порядок содержания и эксплуатации пожарных автомобилей предприятий. Приведены нормативы периодичности технического обслуживания пожарных автомобилей подразделений ГПС, обеспечивающих пожарную безопасность предприятий. Отражены особенности технического обслуживания и ремонта, передачи и списания пожарных автомобилей предприятий. Указаны средние сроки службы деталей, узлов и агрегатов пожарных автомобилей для планирования расхода запасных частей.
Пожарные автомобили, находящиеся на вооружении объектовых подразделений ГПС МЧС России, эксплуатируются во всех климатических зонах страны, на предприятиях и объектах нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей, химической и нефтехимической, электроэнергетической, машиностроительной промышленности, предприятиях транспорта и связи.
Исследования, проведенные ВНИИПО и другими организациями, показали, что пожарные автомобили (ПА), эксплуатирующиеся в объектовых подразделениях, имеют меньшую наработку, чем эксплуатирующиеся в пожарных частях населенных пунктов. Так, общий годовой пробег пожарных автоцистерн (АЦ) объектовых частей составляет в среднем 6-8 тыс. км (для городских пожарных частей этот показатель 10-12 тыс. км). Объектовая автоцистерна на шасси ЗИЛ выезжает в год в среднем по 100-120 раз, а в населенных пунктах - по 150 раз. Скорость движения пожарных автомобилей на объектах часто ограничена величиной 10-20 км/ч, что определяется условиями движения между технологическими сооружениями и установками.
Выезд объектовых автоцистерн непосредственно на пожар составляет около 30 % от общего количества выездов. Остальные выезды производятся на учения, тренировки, проведение дозоров, техническое обслуживание и т.д.
Годовая наработка специальных агрегатов пожарных автомобилей составляет в среднем около 30 ч, т.е. на 40 % меньше, чем в городских условиях. Основную часть времени пожарные автомобили находятся в режиме ожидания.
Данные анкетного опроса указывают на несоответствие фактических наработок пожарных автомобилей между обслуживаниями ТО-1 и ТО-2 технически и экономически обоснованным нормативам. Это свидетельствует о несовершенстве системы планирования технических обслуживании (ТО). Так, проведение ТО-1 один раз в месяц часто приводит к тому, что пожарный автомобиль, не имея достаточной наработки, без необходимости подвергается техническому обслуживанию.
По результатам статистических исследований наработки пожарных автомобилей и определения фактического ресурса агрегатов пожарных автомобилей в условиях эксплуатации их в объектовых подразделениях ГПС МЧС России сделан вывод, что для оптимизации периодичности ТО следует провести коррекцию сроков проведения ТО по отношению к указанным в Наставлении по технической службе ГПС МВД России.
Периодичность технического обслуживания является одним из важнейших нормативов технической эксплуатации пожарных автомобилей. Качество и своевременность выполнения технического обслуживания существенно влияют на надежность, топливную экономичность, безопасность и другие эксплуатационные качества пожарных автомобилей.
Эксплуатация пожарных автомобилей в условиях объектовых подразделений происходит с меньшей интенсивностью, чем в территориальных подразделениях ГПС. Анализ показал, что среднегодовая наработка пожарных АЦ, состоящих на вооружении объектовых подразделений, в среднем в 1,5 раза меньше, чем в территориальных подразделениях. Для специальных пожарных автомобилей это соотношение составляет 1,2 раза. Сроки службы деталей ПА, работающих в объектовых подразделениях, выше в среднем на 15-20 %, чем у пожарных автомобилей территориальных подразделений ГПС.
Важное значение имеет кратность проведения ТО (отношение периодичности проведения ТО-1 к ТО-2), которая выражается целым числом. Оптимальной величиной считается кратность, равная 3-6. Если для грузовых автомобилей она составляет 4, то для основных и специальных пожарных автомобилей равна 5, а для пожарных автомобилей, имеющих наработку значительно ниже нормативной, кратность может достигать 12. Это указывает на необоснованно частое проведение ТО-1, не вызванное необходимостью восстановления требуемого уровня надежности и приводящее лишь к увеличению материальных и трудовых затрат на эксплуатацию пожарных автомобилей. Для ПА объектовых подразделений предлагается довести кратность до 9, т.е. проводить ТО-1, в случае наработки ниже нормативной, не реже 1 раза в 2 месяца, а ТО-2, соответственно, не реже 1 раза в 18 месяцев.
В настоящее время появились новые модели грузовых автомобилей с повышенной периодичностью проведения (ТО, так для ТО-2 она составляет 16000 км). Периодичность проведения технического обслуживания пожарных автомобилей, созданных на шасси этих моделей, должна быть пересмотрена. В соответствии с расчетом периодичность проведения ТО для пожарных автомобилей (3 категория эксплуатации) составит: ТО-1-2000 км; ТО-2-10000 км общего пробега.
Высокая боевая готовность подразделений пожарной охраны в значительной мере зависит от уровня развития ее технической службы. Изменения в технологии технического обслуживания и ремонта ПА требуют постоянного совершенствования нормативной базы технической эксплуатации пожарных автомобилей.
Для объектовых подразделений ГПС характерно территориально разобщенное проведение ТО. Так, ТО-1 осуществляется непосредственно в пожарном депо силами водителей, закрепленными за пожарными автомобилями, а ТО-2 проводится, как правило, дифференцированно - силами технической службы объекта и силами подразделения ГПС. На постах технической службы объекта (автопредприятие, автотранспортный цех, ремонтно-механические мастерские и т.д.) выполняется ТО шасси в соответствии с руководствами по его эксплуатации, а также автономно установленных двигателей внутреннего сгорания ПНС-110(131) мод.131. Элементы пожарного кузова, специальные агрегаты пожарного автомобиля (пожарный насос, вакуумные аппараты, установки пожаротушения, подъемные устройства, лестницы, подъемники, вышки, генераторы и т.д.) обслуживаются специалистами подразделений технической службы ГПС в соответствии с руководствами, инструкциями, наставлениями по эксплуатации оборудования, установленного на пожарном автомобиле. В отдельных случаях ТО наиболее сложного оборудования проводится силами специализированных предприятий, фирм, сервисных центров.
Одним из основополагающих документов по организации технической эксплуатации ПА является Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России (1996 г.) Оно определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе ГПС МЧС России. Настоящие методические рекомендации дополняют данное Наставление и рассматривают вопросы технической эксплуатации пожарных автомобилей в объектовых подразделениях.
Ремонт пожарного автомобиля (ремонт ПА) - комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности ПА и его составных частей (ГОСТ 18322).
Работоспособность пожарного автомобиля (работоспособность ПА) - состояние ПА, при котором он способен выполнять (или выполняет) заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных технической документацией (СТ СЭВ 292).
Техническое состояние пожарного автомобиля (техническое состояние ПА) - совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств ПА, характеризуемая в определенный момент признаками, установленными технической документацией на этот ПА (ГОСТ 19919).
Эксплуатация пожарного автомобиля (эксплуатация ПА) - стадии жизненного цикла ПА: работа, связанная с его использованием, техническим обслуживанием, ремонтом и хранением (Наставление по технической службе ГПС МВД России, 1996 г).
3.1. Организация и функционирование пожарной охраны предприятий осуществляется согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений Государственной противопожарной службы МВД России (далее Наставление по организации деятельности объектовых подразделений ГПС).
3.2. Количество и типы основных ПА предприятий устанавливаются исходя из требований п. 5 НПБ 201-96 .
3.3. Количество, типы и тактико-технические данные ПА, не указанные в НПБ 201-96 , определяются межведомственной комиссией в составе представителей ГПС и администрации предприятия. Перечень необходимой техники и ее виды определяются договором между ГПС и предприятием.
3.4. Численность личного состава, необходимая для работы на ПА, определяется исходя из их тактико-технических данных.
3.5. При передаче ПА в пользование объектовому подразделению составляется соответствующий акт.
3.6. Смета расходов на содержание парка ПА объектового подразделения ГПС представляется по требованию охраняемого предприятия, как часть обоснования договорной цены согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений ГПС.
3.7. ПА, переданные в пользование подразделению ГПС, являются собственностью охраняемого предприятия и числятся на его балансе.
3.8. Ответственность за правильный учет работы, сохранность и эксплуатацию ПА возлагается на руководителя подразделения ГПС согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений ГПС.
3.9. Подразделение ГПС, в эксплуатации которого находится транспортное средство, несет ответственность за его техническое состояние в объеме требований ГОСТ 25478.
3.10. Руководство охраняемого предприятия обеспечивает указанные в договоре расходы: по содержанию, ремонту, эксплуатации, обеспечению расходными материалами ПА по установленным в ГПС нормам.
При определении порядка содержания и условий размещения ПА в депо пожарной охраны предприятий следует руководствоваться действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке: ГОСТ 12.4.009 ; НПБ 101-95 ; Наставлением по технической службе ГПС.
4.1. Производительность (суммарная мощность) тепло-нагревательных приборов в помещении депо устанавливается на основе расчетной температуры воздуха плюс 12 °С.
4.2. Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий".
4.3. Помещения для ПА оборудуются аварийным освещением от двух независимых стационарных источников питания.
4.4. Для увеличения времени дежурства на территории предприятия в зимний период рекомендуется предусмотреть водоисточник для заправки пожарных автоцистерн (далее АЦ) с температурой воды плюс 25-30 °С.
5.1.1. ПА должны применяться: для тушения пожаров; проведения аварийно-спасательных работ;
осуществления постовой, дежурной службы при выполнении пожароопасных работ;
проведения профилактических работ при проверке противопожарного состояния предприятия.
5.1.2. Вспомогательные ПА используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности подразделений ГПС.
5.1.3. Потребность в эксплуатационных и горюче-смазочных материалах для ПА определяется согласно Наставлению по технической службе ГПС и действующим в ГПС нормативно-правовым актам, определяющим нормы расхода автомобильного топлива для ПА.
Техническая готовность ПА определяется:
исправным техническим состоянием;
заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;
укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правилам по охране труда;
соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ Р 50574 .
5.1.5. Техническое обслуживание и ремонт ПА организуется по планово-предупредительной системе. Основные принципы системы изложены в "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта".
5.2.1. Для приемки прибывшего ПА руководителем предприятия назначается комиссия в составе: председатель - главный инженер предприятия, члены главный бухгалтер предприятия или его заместитель, ответственный за эксплуатацию автотранспорта предприятия, лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств, начальник и старший водитель ПЧ, в которую передается ПА.
5.2.2. Комиссия обязана проверить:
наличие положенной документации (инструкций по эксплуатации шасси и специальных агрегатов, формуляра ПА, паспорта транспортного средства, справки-счета, сертификата "Одобрение типа транспортного средства" на ПА);
укомплектованность ПА оборудованием, принадлежностями и инструментами согласно описи;
техническое состояние ПА.
5.2.3. Учетными документами ПА являются: свидетельство о регистрации, паспорт транспортного
средства (свидетельство о регистрации выдается ГИБДД при регистрации ПА и сдается в ГИБДД при его списании или передаче другому собственнику), сертификат "Одобрение типа транспортного средства".
требованиям к техническому состоянию по условиям безопасности движения и методам его проверю: согласно ГОСТ 25478;
требованиям к техническому состоянию специальных агрегатов и оборудования ПА, согласно инструкциям заводов-изготовителей. Требования к техническому состоянию пеносмесителей и методы их проверки содержатся в НПБ 181-99.
5.11.2. Водитель ПА несет ответственность за техническое состояние в объеме требований, приведенных в настоящих методических рекомендаций.
5.11.3. Для определения потребности ПА, агрегата, механизма или прибора в обслуживании или ремонте используют нормативные значения диагностических параметров.
5.11.4. При диагностировании измеряют фактические значения параметров технического состояния ПА или его агрегатов, сравнивают с допускаемыми или предельными значениями параметров и выносят решение о необходимости регулировки или ремонта механизмов. Регулировочные работы, не требующие значительных трудовых затрат, выполняются при диагностировании.
5.12.1. Передача и списание пожарной техники, собственником которой, согласно заключенному договору, является предприятие, производится по представлению органов управления ГПС администрацией предприятия.
5.12.2. Для списания техники создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей администрации предприятия и подразделения ГПС в следующем составе:
председатель комиссии (руководитель предприятия, его заместитель или главный инженер);
руководитель подразделения ГПС, охраняющего предприятие;
главный бухгалтер предприятия или его заместитель;
лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств.
5.12.3. Списание пожарной техники производится в соответствии с типовой инструкцией о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам), а также в соответствии с действующими в ГПС нормативными актами.
5.12.4. ПА, отработавшие установленный срок службы (ресурс), техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям, по согласованию с руководством ГПС могут быть реализованы собственником (предприятием) в установленном порядке для использования на объектах промышленности.
35. Правила эксплуатации электроустановок потребителей.
36. Правила безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов: Приказ МВД СССР от 04.02.80 г.
37. Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования: Приказ МВД СССР от 14.12.87 г. № 257.
38. Порядок применения порошковых составов в технических средствах пожаротушения: Рекомендации. - М.: ВНИИПО, 1994..
39. Порядок применения пенообразователей для тушения пожаров: Инструкция. - М.: ВНИИПО, 1996.
41. Терминологический словарь по пожарной безопасности. М.: ВНИИПО, 2001.
Детали, узлы и агрегаты, лимитирующие надежность |
Средний срок службы, лет |
Цистерна |
|
Бак пенный |
|
Кузов левый |
|
Кузов правый |
|
Коробка отбора мощности (КОМ 68Б) в сборе: |
|
комплект шестерен |
|
вал первичный |
|
муфта включения |
|
вал вторичный |
|
ось шестерен |
|
Насос вакуумный в сборе: |
|
диффузор |
|
заслонка в сборе |
|
Затвор вакуумный в сборе: |
|
валик кулачковый |
|
Насос пожарный (типа ПН40) в сборе: |
|
стакан уплотнительный |
|
колесо рабочее |
|
задвижка |
|
пеносмеситель (эжектор) |
|
коллектор |
|
вал насоса |
|
тахометр |
|
манометр |
Примечания:
1. Нормативы применяются для АЦ (условия эксплуатации умеренный климатический район).
2. Средний срок службы деталей, узлов и агрегатов деталей, узлов и агрегатов современных АЦ и других ПА (год выпуска с 1995), а также условий их поставки уточняется непосредственно при заключении договоров на поставку с предприятием-изготовителем.
3. В отдельных случаях, при достаточно высокой интенсивности эксплуатации ПА, допустимо применение корректирующих коэффициентов Ккор=0,5; Ккор=0,75 к значениям среднего срока службы деталей, узлов и агрегатов.
1. Область применения
Настоящие требования распространяются на ПА пожарной охраны предприятий и устанавливают:
требования к составу операций ежедневной проверки технического состояния ПА;
нормативы (эталоны) технического состояния ПА, используемые при ежедневной проверке;
методы ежедневной проверки технического состояния ПА.
2. Требования к ежедневной проверке технического состояния ПА
2.1. Общие требования
При ежедневной проверке технического состояния ПА особое внимание следует уделять состоянию специального оборудования, а также систем и агрегатов шасси, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.
2.2. Требования по выполнению операции проверки тормозных систем
2.2.1. При движении ПА проверяют рабочую тормозную систему в режиме экстренного торможения до полной остановки ПА. Проверка проводится на прямом ровном участке опорной поверхности при однократном, полном и резком приведении в действие органа управления рабочей тормозной системы. По возможности для торможения выбирают сухие чистые участки опорной поверхности с асфальтобетонным покрытием. Начальная скорость торможения при проверке - от 20 до 40 км/ч.
2.2.2. Движение ПА при торможении должно быть без заноса или сниженной величины замедления. Следы торможения на опорной поверхности за колесами каждой оси ПА без антиблокировочной тормозной системы должны быть прямолинейные и одинаковые по длине, а для ПА, оборудованного антиблокировочной тормозной системой, наличие следов юза колес или отклонения ПА от прямолинейного движения не допускаются до момента отключения этой системы при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения (не более 15 км/ч).
2.2.3. Проверку выполняют при работающем и отсоединенном от трансмиссии двигателе, отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах (при наличии указанных агрегатов в конструкции ПА).
2.2.4. Корректировка траектории движения ПА в процессе торможения при проверках рабочей тормозной системы в дорожных условиях не допускается (если этого не требует обеспечение безопасности проверок). Если такая корректировка была произведена, то результаты проверки не учитывают.
2.2.5. При торможении необходимо обеспечить безопасность его выполнения.
2.2.6. При движении проверяют работоспособность моторного замедлителя, а также вспомогательной тормозной системы на ПА, оборудованных ею, в диапазоне скоростей 25-35 км/ч. При работе вспомогательной тормозной системы или моторного замедлителя в дорожных условиях оценивают замедление ПА, а работоспособность моторного замедлителя проверяют по выключению двигателя после включения моторного замедлителя на неподвижном ПА. При этом в трансмиссии ПА должна быть включена передача, исключающая превышение максимальной допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя.
2.2.7. На неподвижном ПА, при наличии сжатого воздуха в тормозном приводе и нажатой педали тормоза, на слух проверяют утечку сжатого воздуха из колесных тормозных камер, а по следам каплепадения на опорной поверхности после стоянки ПА определяют подтекание тормозной жидкости. Подтекание тормозной жидкости и утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер, доступных для осмотра, не допускаются.
2.2.8. На неподвижном ПА после пуска двигателя проверяют работоспособность средств контроля тормозных систем и необходимость смены тормозных накладок, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы посредством наблюдения за функционированием проверяемых узлов. Средства контроля тормозных систем и необходимости смены тормозных накладок, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
2.2.9. В движении выполняют дополнительное служебное торможение и оценивают характер изменения замедления ПА. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым: уменьшение или увеличение замедления при торможении должно осуществляться плавно, без затруднений, адекватно воздействиям на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования замедления.
2.2.10. При выключенном двигателе, на неподвижном ПА с гидравлическим (гидропневматическим) тормозным приводом визуально проверяют соответствие уровня тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра установленному уровню.
2.3. Требования к выполнению операции проверки рулевого управления
2.3.1. На неподвижном ПА при работающем двигателе проверяют плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса на максимальный угол в каждую сторону.
2.3.2. На неподвижном ПА с усилителем рулевого управления при работающем двигателе проверяют отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса. Самопроизвольный поворот рулевого колеса, после поворота в любое положение и последующего его освобождения, на неподвижном ПА не допускается.
2.3.3. На неподвижном ПА визуально проверяют соответствие уровня рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления установленному уровню.
2.3.4. После стоянки ПА проверяют отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя по отсутствию следов каплепадения под ПА на опорной поверхности. Подтекание рабочей жидкости не допускается.
2.3.5. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют шум и проскальзывание ремня по шкиву насоса усилителя рулевого управления. Проскальзывание ремня не допускается.
2.4. Требования к выполнению операции проверки внешних световых приборов и светоотражающей маркировки, специальных звуковых и световых сигналов
2.4.1. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, визуально проверяют работоспособность внешних световых приборов, размещенных в кабине (салоне) сигнализаторов включения внешних световых приборов. Включение и выключение световых приборов производится путем воздействия на соответствующие органы управления автомобиля. Головные фары следует проверять в режимах "дальнего и ближнего света".
2.4.2. Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.
2.4.3. Визуально оцениваемая сила света парных, симметрично расположенных на разных сторонах ПА сигнальных (передних или задних) фонарей одного функционального назначения не должна отличаться более чем вдвое.
2.4.4. Контурные огни и фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должны включаться одновременно и работать в постоянном режиме вместе с габаритными огнями, боковыми повторителями габаритных огней и (или) головными фарами.
2.4.5. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.
2.4.6. Указатели поворотов, боковые повторители указателей и аварийная сигнализация, обеспечивающая синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей, специальные световые сигналы ПА должны функционировать в проблесковом режиме. Звуковые сигналы при включении должны функционировать в установленном порядке.
2.4.7. Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.
2.4.8. Задние противотуманные фонари должны включаться только при включенных фарах дальнего или ближнего света либо передних противотуманных фарах и работать в постоянном режиме.
2.4.9. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют техническое состояние нанесенной на ПА светоотражающей маркировки, сигнализации открытия и освещение отсеков. Разрушение и отслоение маркировки, ухудшающие ее видимость, не допускаются.
2.5. Требования к выполнению операции проверки шин и колес
2.5.1. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, осмотром и простукиванием проверяют давление воздуха в шинах. Кроме того, с периодичностью, установленной изготовителем в эксплуатационной документации, и по мере необходимости измеряют давление воздуха шинным манометром по ГОСТ 9921.
2.5.2. Соответствие высоты рисунка протектора шин ограничениям по ГОСТ Р 51709 проверяют на неподвижном ПА при выключенном двигателе визуально, а при необходимости также и с помощью специальных шаблонов или линейки.
2.5.3. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют наличие золотников. Замена золотников заглушками, пробками или другими приспособлениями не допускается.
2.5.4. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют наличие местных отслоений протектора, вздутий, сквозных порезов и обнажающих корд повреждений шин (пробои, несквозные порезы), а также застрявших предметов между доступными для осмотра сдвоенными колесами. Указанные неисправности шин и колес не допускаются.
2.5.5. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, проверяют затяжку болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес. Проверку выполняют визуально и простукиванием соединений, а при необходимости - с использованием штатных водительских инструментов. Отсутствие хотя бы одного доступного для осмотра болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также явное ослабление их затяжки не допускается.
2.5.6. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, осмотром проверяют наличие трещин на доступных для осмотра поверхностях дисков и ободьев колес. Деформации закраин обода, трещины и деформации колесных дисков не допускаются.
2.6. Требования к выполнению операции проверки двигателя и его систем
2.6.1. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют отсутствие подтеканий топлива из системы питания двигателя. Следы каплепадения под ПА после стоянки или потеки на деталях системы питания не допускаются.
2.6.2. Техническое состояние крышек топливных баков проверяют при выполнении заправки топливом путем их открывания-закрывания, а сохранность уплотняющих элементов крышек - визуально. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении. Повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются.
2.6.3. После пуска и прогрева двигателя до рабочей температуры на режимах холостого хода визуально проверяют цвет отработавших газов.
Цвет отработавших газов дизельных и бензиновых двигателей дополнительно проверяют также и после начала движения.
Темно-серый или черный цвет отработавших газов ПА, оборудованных бензиновым двигателем, после его прогрева до рабочей температуры, не допускается. Наличие паров воды белого цвета в отработавших газах допускается.
Черный цвет отработавших газов дизельного двигателя, после его прогрева до рабочей температуры, на режиме свободного ускорения и при движении не допускается. Режим свободного ускорения дизельного двигателя устанавливают на холостом ходу однократным и полным приведением в действие органа управления подачей топлива.
2.7. Требования к выполнению операции проверки прочих элементов конструкции
2.7.1. Визуально проверяют наличие стекол, зеркал заднего вида и противосолнечных козырьков. Положение зеркал заднего вида должно обеспечивать эффективный обзор.
2.7.2. Визуально проверяют отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем каждой половины стекла.
2.7.3. Визуально проверяют отсутствие ограничений обзора с места водителя дополнительными предметами или покрытиями (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
2.7.4. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие и работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла. Стеклоочистители должны обеспечивать перемещение щеток при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя ПА при одновременной подаче рабочей жидкости стеклоомывателями в зоны очистки стекла. Бачок стеклоомывателей должен быть заполнен рабочей жидкостью.
2.7.5. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие и работоспособность замков кабины, дверей кузова, отсеков, запора горловины цистерны. Проверяют также сигналы (звуковой и специальный), устройство обогрева и обдува ветрового стекла.
2.7.6. После начала движения ПА визуально, по изменению показаний, проверяют работоспособность средств измерения скорости (спидометров) и измерителей пройденного пути (одометров), а также тахографов.
2.7.7. Счетчики наработки моточасов специального оборудования проверяются на неподвижном ПА во время проверки работоспособности этого оборудования.
2.7.8. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют отсутствие видимых разрушений, коротких замыканий, пробоя и явных следов пробоя изоляции электрических проводов.
2.7.9. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, проверяют отсутствие, разрушение или недопустимое присоединение предохранительных цепей (тросов) к деталям тягово-сцепного устройства либо деталям его крепления.
2.7.10. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие предусмотренных изготовителем ремней безопасности и отсутствие следующих дефектов ремней:
видимый надрыв на лямке;
замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки), оборудованного механизмом двойной блокировки лямки.
2.7.11. Визуально проверяют наличие на ПА медицинской аптечки, огнетушителя в кабине водителя, знака аварийной остановки (или мигающего красного фонаря). Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.
2.7.12. Визуально проверяют наличие на ПА надколесных грязезащитных устройств, предусмотренных конструкцией, и их состояние.
2.7.13. Под ПА (после стоянки) визуально проверяют наличие или отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и специального оборудования.
1. Ежегодная проверка элементов конструкции подъемного устройства АПК проводится согласно НПБ 197-2001 "Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний".
2. Проверка параметров технического состояния АПК, как автотранспортного средства, - по ГОСТ 25478.
3. В объем проверки входит:
проверка грузоподъемности АПК при работе в качестве крана;
проведение статических испытаний;
проверка состояния водопенных коммуникаций и сливных кранов.
4. На соответствие требованиям действующего документа "Правила устройства и безопасность эксплуатации грузоподъемных кранов" проверяются грузовой канат, работа ограничителей грузоподъемности и движения стрелы вне рабочего поля.
5. При оценке технического состояния подъемного устройства проверяются следующие его узлы и агрегаты.
Пульт управления - работа пульта управления и контрольных приборов, указателя уровня горизонтальности, четкость возврата рычагов управления подъемным устройством.
Платформа - работоспособность блокировки рессор и механизма бокового выравнивания, исправность замков и ограничителей открывания дверей отсеков платформы.
Люлька - состояние ограждения люльки, замков двери, замыкателя "для транспортного положения", ограничителя бокового крена.
Электрооборудование - на соответствие требованиям Правил устройства электроустановок (ПЭУ) и Правил технической эксплуатации потребителей (ПТ ЭЭП). Работа габаритов АПК. Звуковая и световая сигнализация АПК в режимах: под
хода люльки к границе рабочего поля движения, перегруза люльки, момента срабатывания от лобового удара. Световая сигнализация, расположенная в кабине водителя, оповещающая о выходе выносных опор из транспортного положения и открытие отсеков платформы.
Устройство связи - исправность громкоговорящей двухсторонней связи между люлькой и пультом управления на поворотной платформе.
Гидросистема - на подтекание масла из гидроцилиндров, шлангов высокого давления, исправность гидрозамков и работоспособность аварийного привода АПК.