Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

4.3. Защита территорий от волн цунами

4.3.1. Общие мероприятия по защите от цунами

Применяющиеся организационные и инженерные ме­роприятия по защите территорий от волн цунами направлены на умень­шение разрушительных последствий и на исключение человеческих жертв. В настоящее время защита территорий от волн цу­нами в соответствии с отечественным и зарубежным опытом включает значительный комплекс разнообраз­ных мероприятий:

обеспечение и совершенствование работы службы предупреждения о цунами;

цунамирайонирование побережий в соответствии с конкретными условиями (положение, рельеф дна, под­ход волн и т.п.);

размещение городов, поселков, портов, отдельных зда­ний и сооружений на относительно защищенных участ­ках побережий с целью исключения или существенного снижения разрушающего воздействия волн;

планировка городов и поселков с учетом возможного воздействия цунами;

строительство волнозащитных гидротехнических со­оружений - морских (береговых) стен, молов, волно­ломов, дамб, берегоукреплений и т. п.;

применение цунамистойких конструкций береговых и гидротехнических сооружений;

лесопосадки на берегах вдоль линии уреза воды;

обеспечение в портах быстрого прекращения и восста­новления работ, перемещения и закрепления машин и оборудования, ухода судов в море и т. п.;

строительство запасных дорог и различных устройств для обеспечения быстрой эвакуации людей и материаль­ных ценностей.

Рассмотрим особенности основных мероприятий.

Цунамирайонирование побережий

Для каждого участка побережья ус­танавливают меру возможной опасности воздействия цунами, в том числе максимально возможную высоту волн, размеры зон затопления. По данным цунамирайонирования выбирают наиболее безопасные участки по­бережий с целью их хозяйственного освоения (размеще­ния городов, поселков, портов, промышленных предпри­ятий и т.п.). Разрушительное действие цунами на по­бережье существенно зависит от подводного н надвод­ного рельефов в приурезовой зоне, конфигурации бере­говой линии в плане и ее ориентации к направлению движения волн, расстояния до очагов и др. Различные местные условия на двух соседних участках берега мо­гут сильно изменять высоту подъема уровня воды (в 2-3 раза), размеры зон затопления. Обычно рекомендует­ся выделять 3 типа участков побережий: неблагоприят­ные, подверженные разрушающему действию волн; бла­гоприятные, практически незатопляемые; со средними условиями.

Неблагоприятны побережья низменные с равнинными берегами, песчаными отмелями и косами, открытыми за­ливами, устьями и долинами рек и т. п. Здесь даже при относительно небольших волнах затопляются большие площади. Наибольшая высота волн может достигать 10-12 м, а по долинам рек - значительно больше. На таких побережьях, как правило, нет безопасных возвышенных участков для строительства зданий и сооружений. На низменных побережьях дельты рек часто имеют разви­тую сеть рукавов и наносных островов. В связи с отло­жением наносов дельты рек постепенно выдвигаются в море. Такого рода дельты подвержены воздействиям волн цунами и неблагоприятны для размещения портов.

Благоприятны побережья с высокими берегами и кру­тыми откосами, закрытые бухты (заливы) с узки­ми входами. У таких побережий обычно большая глубина и отсутствуют пляжи.

Побережья со средними условиями характеризуются наличием береговых склонов средней крутизны, систе­мы террас. В отдельных местах возможно значительное проникновение волн цунами на берега. Приурезовая зо­на берега опасна для размещения зданий и сооружений. Береговое строительство рекомендуется на возвышенных местах (высотой более 10-15 м). К побережьям со сред­ними условиями относятся также фиорды с высокими и сравнительно крутыми берегами.

Приведем некоторые замечания в отношении бухт (заливов). В бухте происходит преобразование волны цунами в зави­симости от ее формы и размеров в плане и соотношения ширины входа с поперечными размерами. При клинооб­разной (V-образной) форме бухты с широким входом и уменьшающейся к вершине глубиной высота волн по мере движения к вершине бухты увеличивается (боль­шая энергия волнового движения на входе в бухту передается по мере движения волн к ее вершине меньшим объемам водных масс). Наибольший подъем уровня во­ды наблюдается в вершинах таких бухт и далее по до­линам рек, впадающих в вершины. Увеличение высоты волн возможно и в длинных суживающихся от океана проли­вах.

В широких закрытых бухтах с узкими входами высо­та волн по мере их распространения в глубь бухты уменьшается (энергия входящих через узкий вход волн передается большим объемам водных масс внутри бух­ты).

Существенное влияние на высоту волн в бухтах и про­ливах оказывает ориентация входа в них по отношению к направлению луча волн цунами. Чем больший пово­рот в плане должна претерпевать волна на входе, тем меньше ее высота на огражденной акватории.

Выступающие в море возвышенные участки берегов (мысы) защищают в определенной мере прилегающие к их теневой стороне районы побережий от цунами при некоторых секторах направления лучей волн. Однако сами мысы подвергаются интенсивному разрушению.

Инженерные мероприятия, направленные на повыше­ние цунамистойкости сооружений

Служба предупреж­дения о цунами предотвращает или сводит до минимума человеческие жертвы, а также в определенной мере спо­собствует сохранности материальных ценностей. Однако основные недвижимые ценности (города и поселки, порты, заводы и т. п.) подвергаются разрушительному действию волн. Цунамирайонирование позволяет распо­лагать строительные комплексы на участках побережий, полностью или частично защищенных от воздействия цунами.

Для строительства портов в цунамиопасных районах побережий более предпочтительны широкие, защищенные от океана бухты с узкими входами. Гидротехнические сооружения здесь можно строить с учетом возможных высот волн цунами, зон затопления и т. д. Неприемлемы для портового строительства клиновидные бухты с ши­рокими от моря входами, устья рек, длинные сужива­ющиеся от моря проливы.

Наибольшему воздействию подвергаются стороны су­ши, обращенные к лучам направления движения волн от очага землетрясения. Гидротехнические и береговые сооружения следует располагать на теневых сторонах островов, полуостровов, мысов и т. п., значительно мень­ше подверженных действию волн, особенно при изрезан­ной береговой линии.

Береговые сооружения по техноло­гическим причинам следует возводить близко к линии уреза воды, а портовые гидротехнические сооружения вообще располагать только на водных площадях. В связи с этим важное значение приобретают инженерные мероприятия, направленные на обеспечение живучести сооружений и их защиту от волн.

Морские гидротехнические сооружения в цунамиопас­ных районах подвержены разрушающему действию цу­нами. Обычно вначале волны вступают в силовое вза­имодействие с волнозащитными сооружениями. В неко­торых странах (в первую очередь в Японии) строят раз­нообразные волнозащитные сооружения от цунами: бе­реговые (морские) стены и дамбы, молы и волноломы. Волнозащитные сооружения гасят энергию волн и защи­щают от них акватории и береговую территорию.

Современные молы и волноломы рассчитывают на действие ветровых волн (стоячих, прибойных, разбитых) высотой до 8-10 м и более. По сравнению с ветровыми волны цунами имеют некоторые особенности: относятся к длинным волнам; могут иметь большую высоту у берегов; по выходе на берег поток становится поступатель­ным и т. д. Можно считать, что существующие и строя­щиеся оградительные сооружения могут в основном про­тивостоять волнам цунами высотой, несколько мень­шей высоты ветровых волн, на которые эти сооружения запроектированы.

Нередко при большой высоте волн цунами устраивают комплексную цунамизащиту: применяют од­новременно оградительные сооружения и береговые сте­ны. В таких случаях оградительные сооружения гасят энергию волн лишь частично, а окончательное гашение производят береговые стены. Следует иметь в виду, что строительство оградительных сооружений для гашения волн цунами большой высоты (>12-15м) связано со значительными материальными затратами. В перспек­тиве с расширением технических и экономических воз­можностей можно будет возводить волнозащитные комплексы для противодействия даже катастрофичес­ким цунами.

Причальные сооружения строят, как правило, в срав­нительно защищенных от ветрового волнения местах ак­ваторий. Так как сооружения в конструктивном отноше­нии обычно не рассчитаны на восприятие волновых на­грузок, то повреждения и разрушения их во время цуна­ми повсеместны. По характеру взаимодействия с волна­ми следует рассматривать раздельно сооружения распорные типа набережных-стенок и безраспорные сквоз­ного типа.

Распорные сооружения располагают вдоль линии уреза воды, на всей длине они сопряжены с берегом. В кон­структивном отношении это могут быть набережные-стен­ки в виде заанкеренных больверков, стен из массивовой кладки и из массивов-гигантов, свайные набережные со шпунтовыми стенками. Набережные-стенки по конструк­ции являются как бы сплошной частью берега и в мень­шей мере терпят разрушения от волн, чем другие виды причальных сооружений. Однако во время цунами распорные сооружения могут испытывать увеличенное бо­ковое давление засыпки, насыщенной водой; возможно значительное понижение уровня воды и даже осушение дна. В таких случаях на стенки сооружения действует дополнительное статическое давление воды, которое, по существу, удваивает обычное расчетное боковое давле­ние на стенки. На такое дополнительное боковое давле­ние причальные сооружения не рассчитаны, что следует иметь в виду при проектировании.

Безраспорные причальные сооружения сквозного типа в большинстве случаев бывают свайными, на колоннах или на отдельных опорах других конструкций. Верхнее строение возвышается над статическим уровнем воды. Характерными разрушениями сооружений являются де­формация и срыв верхних строений. Так как сваи, ко­лонны или отдельные опоры хорошо обтекаемы, то си­ловое воздействие волнового потока на них небольшое и в большинстве случаев они остаются на месте. Повре­ждения голов свай и колонн обусловливается срывом и сносом верхних строений.

Возникает вопрос о целесообразности строительства в цунамиопасных районах сквозных легких причальных сооружений с учетом возможного разрушения их верх­них строений и последующего восстановления или даже строительства заново. Для решения этого вопроса тре­буются исследования конструктивной и экономической сторон. В подобных сооружениях со стальными трубча­тыми сваями можно головы свай объединять рамным каркасом, по которому устраивать легкий настил. При воздействии волн настил будет сброшен, а оставшаяся обтекаемая конструкция получит больше шансов усто­ять. В дальнейшем потребуется восстановление в основ­ном проезжей части (настила).

Гидротехнические островные сооружения, возводимые на банках и шельфах с целью добычи нефти или газа, часто имеют сквозную конструкцию. Низ значительного по размерам и массе верхнего строения возвышается с некоторым запасом над вершинами самых высоких вет­ровых волн. Опорами верхнего строения чаще всего слу­жат обтекаемые вертикальные элементы. Так как в оке­ане высота волн цунами небольшая (значительно мень­ше высоты ветровых волн), то специального усовершен­ствования конструкций островных сооружений не тре­буется.

Береговые здания и сооружения различного назначе­ния, входящие в портовые комплексы, при цунами подвергаются большим разрушениям и повреждениям; ино­гда уничтожаются полностью. Запроектиро­ванные и построенные по всем правилам сейсмостойко­сти береговые здания переносят землетрясения, но не выдерживают силового воздействия водного потока, дви­жущегося с большой скоростью.

Их не проектируют на противодействие водному по­току, даже не учитывают статическое взвешивание во­дой в условиях спокойного затопления, поэтому они раз­рушаются. Естественно, новое строительство в местах затопления размещать не следует. Речь может идти об оценке цунамистойкости зданий в условиях плавного за­топления суши при малой скорости водного потока.

Разрушающая способность водного потока на берегу огромна как при движении в сторону суши, так и при скатывании обратно в океан. Водяной вал оказывает на сооружения горизонтальные гидродинамическое и гид­ростатическое давления. Одно только размывающее дей­ствие потока может принести значительные убытки. Существенно способствует разрушению взвешивающее воздействие воды, когда, кроме значительного статичес­кого (архимедового) взвешивания, действует еще и гид­родинамическое.

Здания железобетонные и со стальным каркасом луч­ше зданий других типов переносят затопление и полу­чают значительно меньше повреждений. Большое вни­мание должно уделяться конструкции затапливаемой ча­сти строений. Достаточно цунамистойкими являются зда­ния, возвышающиеся над поверхностью грунта на вы­соких свайных (или из колонн) основаниях. Тогда вод­ный поток частично или полностью проходит под здани­ем, не создавая значительного напора на него.

Деревянные здания наименее стойки к цунами вслед­ствие, в основном, избыточной плавучести дерева. При одном только статическом взвешивании возможно всплывание деревянных срубов или каркасов. По японскому опыту, деревянные одноэтажные не закрепленные специально на фундаментах дома при глубине затоп­ления 1,3 м всплывают, а при глубине 1,5-2 м - разрушаются. Водный поток обычно полностью уносит об­ломки деревянных домов, иногда срывает с фундамен­тов целые каркасы домов и переносит их на большие расстояния. Для усиления цунамистойкости необходимо, чтобы остов (сруб, каркас) деревянного здания пред­ставлял собой единую прочную конструкцию и был скре­плен с фундаментом. Последний желательно делать вы­соким для подъема деревянной части дома над уровнем предполагаемого затопления.

Очевидно, что жилые дома в цунамиопасных районах следует строить на площадях, не подвергающихся дейст­вию волн цунами. Однако технологические нужды нередко требуют строительства производственных и жи­лых зданий в таких местах, где воздействие цунами не исключено. Многие города и поселки расположены в цу­намиопасных зонах. Постепенную перестройку старых зданий, а также планировку новой застройки следует вести с учетом возможного воздействия цунами.

По проектам жилищное строительство отводится в глубь территории, а при­брежные цунамиопасные площади могут отводится под зоны отдыха (парки), под временные здания и сооружения для размещения небольших производств, автотранспорта и другой техники. Считается, что объекты па прибрежных площадях должны служить также своего рода прегра­дами, снижающими эффект воздействия волн на рас­положенные далее на берегу жилые массивы. Целесооб­разно железобетонные и металлические здания распола­гать перед деревянными со стороны моря (с целью за­щиты последних) длинной стороной вдоль направления движения водного потока: тогда силовое лобовое воз­действие потока будет определяться меньшей по площа­ди торцевой частью здания.

Наряду с рассмотренными выше для защиты от цунами могут применяться и другие мероприятия. Леса на участках побережий при интенсивных цунами могут быть уничтожены цели­ком. При этом образуются завалы из сломанных и выр­ванных с корнями деревьев. Волны могут ломать у основания деревья со стволами диаметром более 30 см. Дрейфую­щие в водных потоках стволы деревьев производят та­ранящее действие на сооружения, усиливая разрушения.

Несмотря на то, что лесонасаждения подвергаются ме­ханическому и химическому воздействиям и часто зани­мают ценные площади у уреза воды, нередко практикуются лесные и кустарниковые посадки и по­севы трав на подверженных цунами берегах. Противоцунамные лесонасаждения в виде полосы вдоль ли­нии уреза воды имеют следующие назначения:

частич­ное рассеивание энергии волн, а следовательно, смягче­ние их разрушающего действия;

уменьшение ширины полосы затопления и скорости водных потоков;

задерж­ка плавающих предметов (бревен, малых судов, облом­ков сооружений), которые таранящими ударами интен­сифицируют разрушения;

защита деятельного слоя грун­та от размывов (лучше противостоят потокам воды кус­тарниковые насаждения и травяной покров с глубоки­ми корнями);

снижение солевого загрязнения полей.

Лесонасаждения более эффективны при небольших высотах волн и ма­лых скоростях водного потока на берегу, то есть когда са­ми лесопосадки не разрушаются. Считается также, что совместное применение лесонасаждений и защитных мор­ских стен является реальным эффективным мероприяти­ем для защиты от цунами.

При угрозе цунами судам, стоящим у причалов или на рейде, в портах и бухтах, а также находящимся в прибрежной зоне, рекомендуется немедленно уходить в открытое море за 50-метровую изобату перпендикуляр­но линии уреза воды или фронтам волн, если последние появились. При зафиксированном в прибрежной зоне моретрясении суда также должны уходить в море, так как один и тот же сейсмический источник может по­рождать одновременно моретрясение и цунами.

Суда, находящиеся в прибрежной зоне, портах, бух­тах и т. п., вследствие отступления воды (до воздейст­вия первой волны), могут ударяться о дно и рифы, по­лучая значительные повреждения. Недопустима во вре­мя цунами стоянка судов у причалов во избежание их разрушения: суда могут срываться со швартовов, сталки­ваться между собой и с причалами, срывать верхние строения причалов, могут быть выброшены на берег.

Причинами пожаров при землетрясениях и цунами яв­ляются: замыкание в электрических сетях и устройствах; повреждение систем отопления (котельных установок, печей, нагревательных приборов), нарушение нормальной работы тепловых установок, двигателей и т. п. Силь­ные пожары со взрывами возможны при наличии на тер­ритории порта складов жидкого топлива. Иногда горя­щие нефтепродукты стекают на акваторию, где также продолжается горение.

Среди противопожарных мероприятий, применяемых в сейсмических и цунамиопасных районах, можно отме­тить следующие:

размещение складов жидкого, газообразного и твер­дого топлива, нефтеперерабатывающих предприятий вне грузовых районов порта и городской застройки;

строительство отдельных топливных гаваней, выдача жидкого топлива судам на рейде с помощью подводных трубопроводов к рейдовым причалам или раздаточным колонкам;

неплотная застройка площади зданиями (использова­ние промежутков между ними для размещения парковых зон, бульваров, дорог и подъездов к зданиям);

устройство пожарных систем водоснабжения, специ­альных бассейнов для воды и т. п.

В общей системе противоцунамных мероприятий большое значение имеет подготовка населения прибреж­ных районов к действию по тревоге. Жители должны знать природу цунами, характер воздействия волн на бе­рега, естественные признаки цунами и свои действия за­щитного характера при угрозе воздействия волн.

4.3.2. Берегозащитные морские инженерные сооружения

Важным мероприятием, направленным на уменьше­ние разрушений от цунами, является строительство специальных берегозащитных инженерных сооружений типа стен, валов, дамб, располагаемых вдоль береговой линии и значительно возвышающихся над территорией берега. Такие инженерные сооружения защищают не только берега от раз­рушений (то есть являются берегоукрепительными), но и располагаемые на берегах постройки, так как ограничи­вают проникновение водных потоков.

В зарубежной литературе по отношению к такого рода цунамизащитным сооружениям часто употреб­ляется термин «морские стены» (sea wall), имея в ви­ду то, что такие инженерные сооружения защищают берега от воз­действия моря. Употребителен и термин «береговые стены, валы» и т. п., передающий назначение сооруже­ния для защиты берегов (подобно принятому у нас термину «берегоукрепительные сооружения» - для за­щиты берегов от обычного ветрового волнения). Часто береговые стены возводят на берегу на удалении от линии уреза воды, хотя они и предназначены для за­щиты от волн. Исходя из сказанного, возможно упо­требление любого термина; возможно, лучше - берегозащитные морские стены.

Простейшим видом берегозащитных морских стен яв­ляется земляной вал, располагаемый непосредственно у уреза воды или на берегу на некотором удалении от береговой линии. По морскому откосу вала обычно уст­раивают каменное мощение, а на береговом откосе са­жают деревья. По верхней части вала нередко прокла­дывают железнодорожный или автодорожный путь, так что вал является одновременно и дорожной насыпью. Очевидно, что сопротивляемость земляного вала дейст­вию цунами определяется в первую очередь размерами его поперечного сечения, то есть шириной основания (ба­зой), высотой, крутизной откосов. Важное значение имеет защита откосов от размывов.

Практический интерес представляют мероприятия по защите от цунами японского города Иосихама. Здесь после разруши­тельного цунами 15 июня 1896 г. был возведен земля­ной вал длиной 420 м. В по­перечном сечении земляной вал представлял собой тра­пецию с базой 9,8 м, шири­ной поверху 2,72, высотой 1,8-5,5 м. Морской откос с уклоном 1:3 был вымощен слоем камня, на береговом откосе были посажены де­ревья. Схемы берегозащитных морских стен в Иосихама приведены на рис.4.9.

Рис. 8.9. Берегозащитные морские стены в Иосихама:

а - ступенчатые, б – наклонные гладкие.

Известно, что вдоль берега моря, реки делаются лесо­насаждения и возведится цунамизащитная стена (см. рис. 4.9, а), ядром которой является земляной вал. С морской стороны стены сделаны бе­тонная или слабоармированная железобетонная обли­цовка и каменная призма, на верхней поверхности - двойное каменное мощение, а тыловой откос укреплен только внизу слоем бетона и камня. По другому варианту (см. рис.4.9, б) морская грань цунамизащитной стены облицована бетоном или слабоармированным железобетоном, а верховая и ты­ловая грани имеют двойное каменное мощение. В упорные конструкции, поддерживающие облицовку мор­ского и тылового откосов, входят по одной стенке из железобетонных свай длиной по 2 м. Кроме того, упор морского откоса включает стальные сваи длиной по 4 м. В устьевой части реки запроектирован затвор, ко­торый должен перекрывать живое сечение при угрозе воздействия цунами. Для срабатывания затвора при местных цунами с малым промежутком времени про­бега волн от источника требуется оперативная работа службы предупреждения о цунами, а конструкция за­твора должна обеспечивать его быстрое закрытие в слу­чае необходимости.

Некоторые варианты конструкций цунамизащитных стен-валов приведены на рис. 4.10.

Рис. 4.10. Берегозащитные морские стены с бетонной или слабоармированной железобетонной облицовкой морских граней и каменным мощением на тыловых поверхностях

Стена, устроенная по схеме а, представляет собой даль­нейшее усовершенствование конструкции рассмотрен­ной ранее стены (см. рис. 4.10, а). Здесь полностью защище­ны все наружные поверхности, по-другому решены упорные конструкции, поддерживающие облицовки морской и тыловой поверхностей, видоизменена камен­ная призма. Особенностью стены, устроенной по схе­ме б (см. рис. 4.10 б), является применение для обделки морской стороны отдельных бетонных или слабоармиро­ванных блоков-плит.

Для цунамизащиты берегов возможно также строи­тельство двух конструктивно не связанных между со­бой стен, схема которых показана на рис. 4.11.

Рис.4.11. Две раздельные берегозащитные морские стены

Нижняя стена из каменной кладки с бетонным верхом представляет собой подпорную кон­струкцию, возвышающуюся только до отметки террито­рии. Далее на некотором удалении от линии уреза во­ды возвышается над поверхностью территории другая стена из монолитного бетона, которая, с одной сторо­ны, препятствует движению водяного вала на берег, а с другой - задерживает влекомые обратным потоком с берега обломки от разрушенных зданий.

Нередко в конструкции цунамизащитной стены в качестве основного элемента используются массивы-гиганты, покоящиеся на каменной постели и имеющие развитую в высоту слабоармированную бе­тонную надстройку. Пример такого технического решения приведен на рис. 4.12.

Рис. 4.12. Берегозащитная морская стена с использованием массивов-гигантов

Слабые грунты в основании в этом случае замененяются на песчаную подушку. С морской стороны у массивов-гигантов устраивается каменная призма, откос ко­торой защищен наброской фасонных блоков массой по 25 т. Далее на значительной ширине откоса выполняется защита дна от размыва. Таким образом, волны взаи­модействуют как бы с оградительным сооружением от­косного профиля из наброски камня и фигурных мас­сивов. При взаимодействии с откосом из фасонных бло­ков гасится волновая энергия, вследствие чего умень­шается высота наката волн на откос, а следовательно, и высота цунамизащитной стены в целом. Поврежден­ные откосы из наброски блоков и камня легко восста­навливать путем их доброски.

Считается, что применение берегозащитных морских стен вертикального типа не всегда рационально по экономическим соображениям, так как для пол­ного исключения затопляемости берега необходимы стены большой высоты. Особенно нерационально стро­ительство стен вертикального типа при значительной глубине у линии уреза воды. Высота стен в таких слу­чаях должна быть не менее двойной высоты волн (ис­ходя из возможности образования стоячих волн), соответственно этому поперечные сечения стен существен­но увеличиваются.

Рекомендуется с морской стороны берегозащитных сооружений устраивать каменную призму с покрыти­ем внешнего откоса фасонными блоками для гашения волновой энергии потока. Такие со­оружения показали свою достаточную эффективность по защите берегов от волн при цунами, тайфунах, штормах. В зависимости от параметров приходящих волн, глубин на подходах к берегу и у откоса берегозащитного сооружения, вол­ны могут разрушаться на некотором расстоянии от от­коса наброски, в створе начального участка у основа­ния наброски или, наконец, на откосе.

Схема берегозащитной стены с использованием каменной призмы показана на рис. 4.13.

Рис. 4.13. Берегозащитные стены с использованием каменной призмы

Такие берегозащитные стены возводятся обычно с целью защиты рас­положенных на берегу объектов от наводнений, в пер­вую очередь от ураганов. Ос­новным конструктивным элементом сооружения, пока­занного на рис. 4.13, а, является небольшой по высоте массив-гигант, заполненный песком и имеющий тяже­лую надстройку. В сооружении, представленном на рис. 4.13, б, роль основных конструктивных элементов выполняют бетонируемые на месте бетонные и желе­зобетонные большеразмерные блоки. Впереди устрое­ны откосные части сооружений в виде каменных на­бросок, покрытых двумя слоями тетраподов массой по 12,5 т. Между парапетами сооружения и расположен­ными в глубине берега подпорными стенами находятся водоотводные зоны (каналы) шириной 20 м. С тыльной стороны подпорных стен используемая территория бе­рега поднята до отметки +5,0 м. Как показали опыт­ные исследования на моделях этих сооружений, волны высотой 5 м и периодом 9 с разрушаются на откосах, а волны с большими высотой и периодом - в створах ближе к основанию откосов.

Волногасящая способность цунамизащитных соору­жений зависит от их высоты, которая, в свою очередь, обусловлена наибольшей возможной высотой волн цу­нами в пунктах побережья. Практически весьма услов­но или невозможно прогнозирование высоты волн в многочисленных местах побережья. Естественно, стро­ительство сооружений большой высоты, при которых полностью исключается проникновение водных потоков на берег, связано со значительными экономическими затратами. Обычно сооружения проектируют такой вы­соты, чтобы обеспечивалась полная защита берега при некоторой «умеренной» высоте волн. В исключитель­ных же случаях цунамизащитные сооружения только ограничивают проникновение водных потоков на берег, а при разрушительных цунами они сами могут быть разрушены и повреждены, однако все же ослабляют энергию потока, снижая его разрушительную способ­ность на берегу. Це­лесообразно строить берегозащитные морские стены высотой до 10 м; превышение этой высоты нерацио­нально с экономической и технической точек зрения.

Цунамизащитные сооружения должны быть устой­чивыми и прочными, хорошо сопротивляться статическому и динамическому действиям водных потоков, в том числе при переливах через верх сооружений. Поэтому морская, тыловая и верхняя поверхности со­оружений должны иметь прочные неразмываемые по­крытия.

Земляной вал может быть эффективным только при значительных размерах его поперечного сечения. Не­обходимо укрепление как морского, так и берегового откосов, применение не менее двух слоев каменного мощения откосов, а также каменных набросок с по­крытием откосов массивами, в том числе фасонными (тетраподами, трибарами и т. п.).

Стены из монолитного бетона и каменной кладки яв­ляются эффективными берегозащитными сооружения­ми, устойчивыми при достаточно развитых попереч­ных сечениях. Разрушения и повреждения массивных стенок (опрокидывание, сдвиг, трещины, осадка) ча­сто обусловливаются размывами грунта в основании и за стенками.

На основании всех описаний цунами можно сделать следующее заключение. При цунами перед приходом главной волны наблюдается сильный отлив или берега затопляются меньшей волной. Не ранее чем через 20 минут, либо с еще большим интервалом на побережье обрушивается главная волна, которая надвигается, словно водяная стена. Там, где она входит в заливы ее высота еще более возрастает. Такая волна может быть единственной или за ней приходят следующие волны. Такая волна забрасывает на значительные расстояния от берега самые тяжелые предметы, разрушает скалы, сносит жилища, а иногда и бетонные основания маяков. К этому добавляется воздействие воздушной волны – сжатого воздуха, который водная масса забивает в полости и трещины.

Предотвратить цунами не представляется возможным. Только постоянный и качественный мониторинг природных явлений, являющихся источниками цунами, сможет обеспечить прогноз и предупреждение и осуществить защиту населения и территорий от поражающего воздействия цунами. Основным методом предсказания цунами является сейсмический, основанный на существовании разницы между скоростью распространения сейсмических волн в земной коре и скоростью распространения в океане волн цунами

По многочисленным наблюдениям в 95% случаев цунами возникают вследствие сильных подводных землетрясений. Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несет информацию о возможности цунами. Более детальная обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты его эпицентра и магнитуду, а также возможность цунами с опасной высотой волны.

Скорости распространения сейсмических волн в твердом теле Земли и цунами на акватории океана отличаются на несколько порядков. Сейсмические волны достигают побережья в 50-80 раз быстрее, чем волны цунами. Поэтому между началом регистрации землетрясения береговой сейсмической станцией и приходом к берегу всегда есть пауза, длительность которой зависит от расстояния между эпицентром землетрясения и конкретным участком побережья. Для российского побережья Тихого океана эта пауза лежит в пределах от нескольких минут до суток. Ее наличие позволяет службе оповещения заблаговременно передать предупреждение в населенные пункты о надвигающейся опасности и осуществить мероприятия по предотвращению возможного ущерба от цунами на берегу и в море.

Для прогнозирования землетрясений в России создана сеть специальных систем сейсмического наблюдения, в том числе единая система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (ЕССНПЗ), мобильных средств наблюдения в районе ожидаемых землетрясений, космическая наблюдательная система за состоянием ионосферы и деформациями земной поверхности. В настоящее время не существует достаточно надежны методов предсказания землетрясений, поэтому предсказание сводится к расчету времени добегания волны цунами до различных пунктов побережья Приморского края.

Предварительной оценкой цунамигенности (возможности вызова цунами) землетрясения определяет Гидрометслужбы России – Центр цунами г. Южно-Сахалинска. Сейсмическая служба регистрирует землетрясение, определяет его параметры, цунамигенность и передает эту информацию оперативной службе Центра морской гидрометеорологии Приморского УГМС. Специалисты этой службы оповещают населения, организации и объекты, находящиеся в цунамиопасной зоне, и сообщают возможное время добегания волны до пунктов побережья Приморья.

Под руководством США для защиты от цунами была создана Международная Служба предупреждения с центром в Гонолулу на Гавайских островах, при участии многих государств, в том числе и России. Там обрабатываются записи 31 сейсмической станции и данные 50 мареографических постов. Интервал времени от момента регистрации землетрясения до прихода волн к берегам Японии, Курил или Чили может быть коротким (15-20 мин.), поэтому предупреждение должно быть передано незамедлительно, а действия по защите начаты моментально. Ситуация облегчается, когда речь идет об удаленных эпицентрах и цунами, которые обегают океан. В этом случае на предупреждение и эвакуацию остается несколько часов (на противоположной стороне Тихого океана до 20 часов).

Одной из причин тяжелых последствий цунами в Юго-Восточной Азии в конце 2004 года является то, что страны этого региона не принимают участия в работе Международной Службы предупреждения от цунами и не смогли обеспечить своевременное оповещение населения о надвигающейся катастрофе.

Стало известно, что землетрясение у Западной Суматры было зафиксировано учеными за час до того, как первая волна обрушилась на побережье. Однако страны региона Юго-Восточной Азии не сочли нужным тратиться на систему оповещения. Дело в том, что для стран этого региона – внушительная статья дохода. Правительства предупреждали сейсмологов, чтобы те поменьше озвучивали сообщений о возможных стихийных бедствиях, чтобы не отпугивать туристов.

Природная катастрофа в Азии – не самая крупная в истории по масштабу. Но ее стоимость может побить все рекорды. Это мнение руководства ООН. Ян Эгеланд, заместитель генерального секретаря ООН: «В пострадавшем регионе живет больше людей, когда бы то ни было. На восстановление уйдут миллиарды долларов. Ущерб, который понесли и без того нуждающиеся общины, и вовсе неизмерим».

Основные меры по защите населения от цунами изложены в Памятке для населения, разработанной территориальным Главным управлением МЧС России по Приморскому краю.

«Для населения цунамиопасных районов первым признаком, указывающим на приближение цунами, является землетрясение. Перед приходом волны цунами можно увидеть целый ряд необычных признаков: быстрый дрейф льда, внезапное потрескивание припая, дрожание моря, помутнение воды в штилевую погоду, выбросы воды у кромок льда и рифов при штилевой погоде, образование толчеи, заметное понижение уровня воды в колодцах или их пересыхание. Нередко при приближении первой волны происходит осушка берега – быстрый и сильный отлив, при котором обнажается морское дно на десятки метров. Смолкает шум прибоя, наступает необычная тишина. Чем дальше отступает вода от берега, тем большей силы цунами следует ожидать.

При получении сигнала тревоги цунами следует помнить, что центр гидрометеорологического мониторинга Приморского УГМС не дает ложных тревог. Если на том участке побережья, где Вы живете, цунами не наблюдалось, это не значит, что оно не проявлялось в других пунктах побережья.

Никогда не следует выходить на пологий морской берег, чтобы полюбоваться на приближающуюся волну, иначе этот выход может стать последним в Вашей жизни.

Помните, что цунами – это не одна волна, а серия волн. Если после предупреждения о цунами Вы были эвакуированы в безопасный район, оставайтесь там до тех пор, пока не пройдет вся серия волн и Вы не получите информацию об отмене тревоги цунами. Раньше или позже цунами может проявиться в любом пункте Приморского побережья, поэтому любое предупреждение о цунами относится и к Вам.

Во время чрезвычайного положения, вызванного цунами, местные штабы цунами, отряды борьбы со стихийными бедствиями приложат все силы, чтобы спасти Вашу жизнь. Оказывайте им всяческое содействие».

Своевременное обучение всех групп населения действиям в условиях проявления цунами, прогнозирование и оповещение населения о возможном цунами, значительно сократит количество пострадавших и материальный ущерб при возникновении цунами.

Специальная тема о землетрясениях в Камчатском крае в 2019 году: оперативная сводка, информация о том, где произошло землетрясение, впечатления жителей полуострова Камчатка от последних подземных толчков, обсуждение камчатских землетрясений, сейсмособытий.
Землетрясение - природное стихийное бедствие невиданной силы и мощи, внезапное и стремительное колебание или прогиб земной поверхности, что является результатом скольжения или раскола гор в местах геологического разлома с высвобождением энергии, приводящей почву в движение.
Десять сильнейших землетрясений на планете с 1900 года:
Чили - 22 мая 1960 года, магнитуда 9,5; Аляска, пролив Принца Уильяма - 28 марта 1964 года, магнитуда 9,2; Алеуты, Андреановы острова - 9 марта 1957 года, магнитуда 9,1; Индонезия, вблизи Суматры - 26 декабря 2004 года, магнитуда 9,1; Япония, вблизи Хонсю - 11 марта 2011 года, магнитуда 9,0; Камчатка - 4 ноября 1952 года, магнитуда 9,0; вблизи побережья Эквадора - 31 января 1906 года, магнитуда 8,8; у побережья Чили - 27 февраля 2010 года, магнитуда 8,8; Алеуты, Крысьи острова - 4 февраля 1965 года, магнитуда 8,7; Индонезия, вблизи Суматры - 28 марта 2005 года, магнитуда 8,6; Индийско-Китайская граница - 15 августа 1950 года, магнитуда 8,6. Сеть стационарных сейсмических станций на полуострове Камчатка, которые ведут непрерывную цифровую регистрацию сейсмических сигналов: «Апача», «Беринг», «Каменская», «Карымшина», «Ключи», «Крутоберегово», «Оссора», «Палана», «Паужетка», «Петропавловск», «Тигиль», «Тиличики», «Эссо».
Пункты временного размещения (ПВР) в городе Петропавловске-Камчатском для эвакуируемого населения из зон чрезвычайных ситуаций или вероятных чрезвычайных ситуаций:
ПВР-1 (площадка в районе ТЭЦ-2); ПВР-2 (площадка у спортивной базы "Лесная", 8-й километр объездной дороги); ПВР-3 (площадка в районе магазина "Шамса-Холдинг", проспект Победы, 67); ПВР-4 (площадка за гаражом "Автобусный парк"); ПВР-5 (площадка у городской больницы № 2, ул. Строительная, 1а). Сборные эвакуационные пункты (СЭП) в городе Петропавловске-Камчатском для эвакуируемого населения из зон чрезвычайных ситуаций или вероятных чрезвычайных ситуаций:
СЭП-1 - детский сад № 3, ул. Блюхера, 37/1; СЭП-2 - школа № 35, ул. Дружбы, 3; СЭП-3 - гостиница "Авача", ул. Ленинградская, 61; СЭП-4 - Камчатский кооперативный техникум, ул. Ключевская, 11; СЭП-5 - гимназия № 39, Космический проезд, 14; СЭП-6 - детский сад № 16, ул. Терешковой, 10; СЭП-7 - школа № 27, ул. Звездная, 11/1; СЭП-8 - Камчатский педагогический колледж, ул. Бохняка, 13; СЭП-9 - детский сад № 42, ул. Автомобилистов, 9; СЭП-10 - гостиница "Гейзер", ул. Топоркова, 10; СЭП-11 - школа № 9, ул. Пограничная, 103; СЭП-12 - школа № 41, п. Дальний, ул. Первомайская, 15; СЭП-13 - школа № 6, ул. Рябиковская, 83/1; СЭП-14 - детский сад № 10, Петропавловское шоссе, 14; СЭП-15 - школа № 3, ул. Зеленая Роща, 24; СЭП-16 - школа № 9, п. Завойко, ул. П. Ильичева, 50. Как правильно действовать во время землетрясения:

Как правильно действовать в завале:

Защита от цунами

Очевидно, что не существует надежного метода полной защиты от разрушений, которые приносит цунами. В некоторой степени от разрушительных волн могут защитить волноломы. Существует богатая литература, посвященная различным видам волноломов для защиты от короткопериодных волн.

Нередко производственные нужды требуют строительства портовых сооружений в таких местах, где воздействие цунами не исключено. А причалы и вовсе располагаются на урезе воды. Цунамирайонирование побережий и работа службы предупреждения способствуют снижению ущерба и оперативному принятию мер по спасению жизни людей на таких объектах. Тем не менее, большое значение приобретают дополнительные инженерные мероприятия. К ним относится строительство волнозащитных гидротехнических сооружений и применение цунамистойких конструкций. Не менее важны мероприятия такие, как: лесопосадки, противопожарные меры, обеспечение безопасности судов и т. д..

Согласно схем цунамирайонирования для строительства портов, более предпочтительны широкие, защищенные от океана бухты с узкими входами, и теневые, не обращенные к цунамигенной зоне стороны островов, полуостровов и мысов. Неприемлемы для этих целей клинообразные бухты, устья рек, суживающиеся от океана проливы.

При полном или частичном отсутствии природных защитных факторов строят разнообразные волнозащитные сооружения: стены, дамбы, молы и волноломы. Они гасят энергию волн и защищают от них акваторию и береговую территорию.

Молы и волноломы должны быть, как правило, выше, чем запроектированные для зашиты от ветровых волн. Специалисты считают, что строительство таких сооружений, рассчитанных для гашения цунами с высотой более 12-15 м, не экономично. Здесь они должны применяться в комплексе с береговыми стенами и дамбами, которые выполняют роль окончательного гасителя волн.

Причальные сооружения по характеру взаимодействия с волнами бывают сквозного типа и в виде набережных стенок. Рекомендации по обеспечению их цунамистойкости следующие. Сооружения сквозного типа в большинстве случаев бывают свайными, на колоннах или на опорах других конструкций. При их строительстве без учета воздействия цунами срывается верхний настил с повреждением головок сваи или колонн. Здесь необходимо головы свай объединять рамным каркасом, по которому устраивать легкий настил. При проектировании причалов типа набережных стенок необходимо учитывать увеличение бокового давления засыпки, насыщенной водой. Возможно удваивание обычного расчетного давления во время осушки дна акватории.

Береговые здания и сооружения различного назначения при прохождении цунами подвергаются большим разрушениям. Построенные по всем правилам сейсмостойкости, они переносят землетрясение, но не выдерживают воздействия цунами, если оно не учтено.

Разрушающая способность водного потока на берегу огромна, как при движении в сторону суши, так и при скатывании обратно в океан. Водяной вал оказывает на здания горизонтальное гидродинамическое и гидростатическое давление. Сочетание статического (архимедового) взвешивания с гидродинамическим воздействием приводит к значительным разрушениям. Здания железобетонные и со стальным каркасом переносят воздействие цунами лучше, чем здания других конструкций. Для повышения устойчивости здания его необходимо возводить на высоких сваях. Тогда водный поток полностью или частично проходит под зданием, не создавая значительного напора на него. Деревянные здания, вследствие избыточной плавучести дерева, наименее стойки к цунами. Деревянные одноэтажные дома при глубине затопления 1.3 м всплывают, а при глубине 1.5-2.0 м - разрушаются. Для усиления цунамистойкости необходимо сруб деревянного здания прочно скреплять с фундаментом. Последний желательно делать высоким, до уровня предполагаемого затопления.

Считается, что совместное применение, там где это можно, лесопосадок и гидротехнических сооружений является эффективным мероприятием для защиты от цунами. Лесопосадки желательно применять при небольших высотах волн и малых скоростях водного потока на берегу, так как при катастрофическом цунами они сами подвержены разрушению. Практикуют лесные, кустарниковые посадки, а также посевы трав. Эти мероприятия имеют следующие назначения: уменьшение разрушающего действия цунами и ширины полосы затопления; задержку бревен, малых судов, обломков сооружений, которые таранящим ударом усиливают разрушения; защиту деятельного грунта от размывов; снижение солевого загрязнения полей.

При сильных землетрясениях и цунами часто возникают пожары в результате замыкания в электрических сетях и устройствах, повреждения систем отопления, нарушения работы двигателей и т. д. Если на территории порта находятся склады жидкого топлива, то пожары могут приобрести продолжительный характер и трагические последствия. Так, 12 июля 1993 г. в результате землетрясения и цунами в Японии на острове Окусири возникли пожары. Огонь вспыхнул от столкновения судов, смытых цунами. Небольшой городок Аонае почти полностью был уничтожен цунами и пожарами. Заметно ухудшается экологическая обстановка в районе трагедии в результате сгорания большого количества нефтепродуктов и их стекания в море.

В сейсмических и цунамиопасных районах можно отметить следующие противопожарные и экологические мероприятия:

1. Размещение складов жидкого, газообразного и твердого топлива, нефтеперерабатывающих предприятий вне грузовых районов портов и городской застройки.

2. Строительство отдельных топливных гаваней, выдача жидкого топлива судам на рейде с помощью подводных трубопроводов к рейдовым причалам или раздаточным колонкам.

3. Неплотная застройка площади зданиями. Использование промежутков между ними для размещения парковых зон, бульваров, дорог и т. д.

4. Устройство пожарных систем водоснабжения, специальных бассейнов для воды и т. д.

5. Устройство по периметру цистерн защитных барьеров для предотвращения стекания нефтепродуктов из поврежденных емкостей на сушу и в море.

При угрозе цунами часто страдают суда. Те, которые оказались в прибрежной зоне, портах, бухтах, могут получить повреждения в результате удара о дно и рифы. Суда у причалов, в результате обрыва швартовых, столкновения между собой и с причалами, разрушаются. Иногда суда выбрасывает на берег.

На судах, с получением предупреждения о цунами, должна объявляться судовая тревога и выполняться следующие мероприятия:

1. Суда, стоящие у причалов бухт с узким входом и большой акваторией, как, например, в Авачинской бухте на Камчатке, выводятся на рейд, располагаясь носом по направлению на вход в бухту. На тех, которые не могут отойти или быть отведены от причалов, швартовые ослабевают с учетом возможного максимального изменения уровня моря для данного района, усиливаются наблюдения за швартовыми концами. Принимаются меры предосторожности против посадки судов на стенку и сталкивания судов между собой.

2. Суда, находящиеся в прибрежной зоне, стоящие на открытом рейде или в бухтах с широким входом, а тем более у причалов, немедленно уходят в открытое море за 50-метровую изобату перпендикулярно линии уреза воды или фронтам волн, если они появились.

Действия населения в период угрозы цунами

Служба цунами должна предупредить население о грозящей опасности, но иногда время добегания волн настолько мало, что с получением сигнала остается совсем мало времени для принятия решения. А некоторые населенные пункты не имеют постоянной оперативной связи со службой предупреждения. Поэтому в числе всех мероприятий по защите от цунами большое значение имеет подготовка населения к действию по тревоге цунами. Для этой цели должны проводиться учебные тревоги с отработкой мероприятий по эвакуации в безопасные районы. Население также должно знать природу цунами, характер воздействия волн на берег, естественные признаки цунами и свои действия при угрозе волн.

Первым сигналом возможного цунами является сильное землетрясение 6 баллов и более и следующие за ним необычные колебания уровня моря.

Считается, что между характером прихода первой волны и направлением смешения дна существует связь. Если дно опускается, то проявление волны у берега начинается с отлива, а если дно смешается вверх, то первой распространяется приливная волна.

В некоторых случаях приход первой волны с прилива остается незамеченным и обычно наблюдается уже отход воды от берега. При этом стихает шум прибоя, дно обнажается на десятки и сотни метров. Чем дальше отходит вода от берега, тем большей силы следует ожидать цунами.

На тихоокеанском побережье России подъем воды при прохождении цунами может достигать 30-40 м над уровнем моря. На берегу замкнутой бухты эта высота составляет 5 м.

Необходимо отметить, что, как правило, первая волна не бывает высокой. Следующие за ней вторая и третья волны достигают наибольшей силы. Эта закономерность несколько увеличивает резерв времени, необходимый для эвакуации людей из опасных зон на побережье. Но для этого необходима хорошая организация наблюдений за состоянием уровня моря при получении от службы предупреждения о цунами сигнала тревоги или при ощущении сильного землетрясения. Также следует помнить, что приход первой волны возможен через 15-20 мин. после землетрясения, а промежуток времени между моментами прихода волн может колебаться от 5 до 60 мин.

Как было сказано выше, цунами представляет серию волн. Поэтому не следует возвращаться на берег после прихода первой волны ранее, чем через 3 часа.

Неосторожный выход в зону отлива для сбора рыбы или спасения имущества может иметь трагические последствия, так как цунами накатывается на берег внезапно и с большой скоростью.

Для жителей прибрежных районов Приморья первым признаком возможного подхода цунами является землетрясение силой 2-3 балла. На берегу существует реальная угроза для людей, находящихся на высоте ниже 5-10м над уровнем моря или ниже 2 м над уровнем моря на берегу замкнутой бухты. Первую волну следует ожидать в интервале времени 0.5-2.5 ч. после землетрясения.

Для жителей Сахалина первым признаком возможного подхода ощутимого цунами может служить землетрясения силой 6 баллов и более. На берегу угроза цунами существует для людей, находящихся на высоте 5 м над уровнем моря. На побережье замкнутой бухты эта оценка составляет около 1 м. Минимальное время пробега цунами после возникновения землетрясения равно 20-30 мин.

Памятка для жителей тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов.

Жителям тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов, чаше и сильнее всего подвергающимся воздействию цунами, необходимо знать:

    Если вы живете, работаете или временно находитесь на побережье ниже 30-40 м над уровнем моря или на берегу замкнутой бухты ниже 5 м над уровнем моря, то для вашей жизни существует опасность.

    Сигнал тревоги для вашего места жительства, работы (радиотрансляция, уличная звукофикация, сирена и др.).

    Признаки угрозы цунами:

    сильное землетрясение силой 6 баллов и более;

    внезапный быстрый отход воды от берега на значительное расстояние и осушка дна, при этом смолкает шум прибоя. Чем дальше отступает море, тем выше могут быть волны;

    быстрое понижение уровня моря в прилив или повышение в отлив;

    необычный дрейф льда и других плавающих предметов, образование трещин в припае, появление мертвой рыбы;

    громадные взбросы у кромок неподвижного льда и рифов образование толчеи, течений, свечение моря.

4. План действий вашей семьи.

5. На случай эвакуации надо держать наготове фонарик, спички, немного еды и запасную одежду вместе с документами, уложенные в рюкзак.

6. Как добраться до ближайшей безопасной местности.

7. В населенных пунктах силы гражданской обороны и другие спасательные формирования будут стараться спасти вашу жизнь. Содействуйте им во всем.

При непосредственной угрозе цунами необходимо помнить:

1. В населенных пунктах, при получении от службы предупреждения сигнала тревоги, необходимо покинуть жилые и служебные помещения. Соблюдая порядок, уйти из опасной зоны согласно плану эвакуации.

2. Если вы находитесь вне зоны слышимости предупреждения или в труднодоступных районах побережья, то при обнаружении признаков угрозы цунами следует помнить, что волны могут достичь берега через 15-20 мин после начала землетрясения. За это время надо незамедлительно принять меры зашиты:

- необходимо уйти от побережья в глубину суши на возвышенность, где высота над уровнем моря составляет 30-40 м.

если вы находитесь на берегу замкнутой бухты, то эта высота должна быть не менее 5 м,

- уходить от берега необходимо вверх по склонам, а не по долинам рек, так как наиболее в глубь суши цунами проникает именно по рекам,

- при отсутствии поблизости возвышенности надо уйти от берега не менее чем на 2-3 км.

3. Если в течение 1-2 ч после сильного землетрясения волна не обрушилась на берег, то цунами, как правило, уже не угрожает.

4. Не следует возвращаться на берег после первой волны ранее, чем через 3 ч, так как за первой волной обычно следуют другие, причем вторая и третья волны достигают наибольшей силы.

Если в районе имеется система оповещения, ждите сигнала отбоя тревоги.

3.4.2 Наводнения

Наводнение представляет наиболее известное человеку по опыту стихийное бедствие, значительно более распространенное и вызывающее наибольшее число жертв по сравнению с другими экстремальными событиями.

Половодьем называют ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительно длительное увеличение водоносности рек, сопровождающееся повышением уровня. Паводок - сравнительно кратковременное и непереодическое поднятие уровня воды. Следующие один за одним паводки могут образовать половодье, а последнее - наводнение. Значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вызываемое различными причинами, называется наводнением. Наводнение - наиболее распространенная природная опасность. Наводнение на реке происходит от резкого возрастания количества воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в ее бассейне, а также в результате выпадения обильных осадков. Наводнения нередко вызываются загромождением русла льдом при ледоходе (затор) или закупориванием русла внутренним льдом под неподвижным ледяным покровом и образованием ледяной пробки (зажор). Наводнения нередко возникают под действием ветров, нагоняющих воду с моря и вызывающих повышение уровня за счет задержки в устье приносимой рекой воды. Эти наводнения называются нагонными. Наводнения такого типа наблюдались в дельте Невы (1824, 1924 гг.), в Голландии, в Англии, в Гамбурге и других регионах земного шара. На морских побережьях и островах наводнения могут возникнуть в результате затопления волной, образующейся при землетрясениях, извержениях вулканов и т.д.

Наводнения могут происходить как на постоянных, так и временных водотоках, а также в районах, где вообще нет определенных русел, например в засушливом районе с ливневым типом осадков. Проблема приспособления человека к наводнениям приобретает особенно сложный характер, потому что лишь немногие бедствия могут нести добро и зло одновременно. Людей привлекают на поселение в опасных в отношении наводнений районах сами особенности этого явления: наличие воды и пойменные земли, в связи с чем возрастает возможность ущерба.

Поэтому не удивительно, что попытки разрешить конфликт между необходимостью освоения прибрежных земель и неизбежными убытками предпринимались на протяжении всей истории человечества. Даже в условиях более примитивно организованных доиндустриальных обществ прибегали к экологическим приспособлениям к наводнениям. В числе известных приспособлений крестьянских общин к периодическим наводнениям - традиционные формы земледелия в низовьях Нила, ныне изменившиеся в связи с сооружением высотной Асуанской плотины, и хуторская система рисоводства в низовьях Меконга, которая в результате существования мероприятий по борьбе с наводнениями в бассейне Меконга со временем изменится. Другой подобный пример - население равнины Баротсе на северо-западе Замбии. Его организованная реакция на ежегодные сезонные затопления прибрежных территорий в верховьях р. Замбези - срединной области, в которой проживают баротсе, - состоит в миграции населения на возвышенные участки. Социально-экономические изменения в таких обществах при их индустриализации, несомненно, приведут к увеличению ущерба от наводнений. Такое привычное приспособление, как миграция, выпадет из числа доступных альтернатив. Реализации других возможных приспособлений может воспрепятствовать отсутствие знаний, технических и (или) материальных средств.

В индустриальных обществах XX столетия широко укоренилась концепция многоцелевого использования речных бассейнов (United Nations, 1969), согласно которой уменьшение ущерба от наводнений должно сочетаться с планированием рационального водопользования.

Наводнения угрожают почти 3/4 земной суши. По данным ЮНЕСКО, от речных наводнений за 20 лет погибло около 200 000 чел. Считается, что опасным уже является слой воды до 1 м, со скоростью потока более 1 м/с. Подъем воды на 3 метра приводит к разрушению домов. Наводнения приносят большой материальный ущерб. Сильнейшее наводнение произошло примерно 5600 лет назад в долине Тигра и Евфрата в Месопотамии, что нашло отражение в Библии как “Всемирный потоп”. В 1953 г. произошло сильное наводнение в Голландии - уровень воды достиг 4.6 м. Защитные сооружения не выдержали. Погибло более 18000 чел. Катастрофические подъемы воды в Темзе происходили многократно за время существования Лондона и сопровождались человеческими жертвами. Острова дельты Невы, на которых был основан Санкт-Петербург, с 1703 г. более 260 раз заливались водой. Сильное наводнение случилось 7 ноября 1824 г. Вода поднялась на 4.21 м. выше уровня Балтийского моря. Было разрушено более 3 тыс. домов и строений, погибло около 600 человек. Наводнение возникает из-за того, что Нева не может пробиться к морю и течет вспять.

Короче говоря, опасность наводнений носит глобальный характер и при соответствующем сочетании факторов наблюдается всегда в период выпадения осадков. При этом характер выпадения осадков может быть различным: от равномерного и повсеместного до спорадического и весьма локализованного. Приспособления к этому стихийному бедствию должны зависеть как от пространственных его особенностей, так и случайного во времени характера. К тому же должны учитываться интересы рационального использования пойменных земель и русел рек.

Таблица 1

Крупнейшие наводнения на Земном шаре (по 1972 г.).

Число жертв

Материальный ущерб

Июнь 1972 г.

Восток США

2 млрд. долл.

Июнь 1972 г.

Рапид-Сити, Южная Дакота

100 млн. долл.

Орадя, Румыния

Пострадало 225 населенных пунктов

Юг Калифорнии

Юг Мичигана и север Огайо

Виржиния

Север Нью-Джерси

140 млн. долл.

Гуджарат, Индия

Январь-март 1967 г.

Штаты Рио-де-Жанейро и Сан- Паулу

Лиссабон

Рио-де-Жанейро

Долина реки Арно, Италия

Уничтожены сокровища искусств во Флоренции и других местах

Юго-запад США

Север Монтаны

Декабрь 1964 г.

Запад США

Беллу но, Италия

Перелив воды через дамбу Вайонт

Барселона

80 млн. долл.

Север Европы

Центральные районы запада США

Фрежюс, Франция

Разрушена плотина Мальпассет

Пакистан и Индия

Убытки в 63 млн. долл. от затопления 5,6 млн. акров посевных земель

Область Казвин, Иран

Северная Европа

Опустошены прибрежные районы

Канзас и Миссури

200 тыс. жителей лишились крова, 1 млрд. долл.

Манчжурия

Провинция Аньхой, КНР

Лишились крова 10 млн. человек; 5 млн. акров затоплено

Тяньцзинь, Китай

Миллионы людей лишились крова

Санта-Паула, Калифорния

Разрушена плотина в Сент-Франсис

Огайо и Индиана

Р. Янцзы, Китай

Хепнер, Орегон

Город разрушен

Джонстаун, Пенсильвания

Хэнань, Китай

Свыше 900000

Разлилась Желтая река; уничтожены многочисленные населенные пункты

... 2001 года в ДВГУ планируется приступить к разработке и внедрению согласованных учебных ... нормальную жизнедеятельность человека... В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ ЛИЦЕЯ ДАЛЬРЫБВТУЗА Т. А. Ткаченко, ... с учебным пособием предполагает... безопасную деятельность...
  • Пленарное заседание ix международной очно - заочной научно-практической конференции студентов аспирантов и молодых исследователей «интеллектуальный потенциал вузов – на развитие дальневосточного региона россии и стран атр»

    Заседание

    Управления мультимедийного учебного пособия по английскому... магистрант кафедры «Безопасность жизнедеятельности» . Научный руководитель... Экономика и управление», Дальрыбвтуз , г. Владивосток 30. ... Ильченко О.Ю., ДВГУ , г. Владивосток... 22.01.2001 Подписано в...

  • X международной очно - заочной научно-практической конференции студентов аспирантов и молодых исследователей «интеллектуальный потенциал вузов – на развитие дальневосточного региона россии и стран атр» 24 апреля 2008 г 11 00 час ауд 1457

    Заседание

    ИСКТ 7.Информационная безопасность компании – ... управления электронным учебным пособием по английскому... Бодюль В.С., Дальрыбвтуз , г. Владивосток... как основа жизнедеятельности человека. Матухно... Карпачев М.В., ДВГУ , г. Владивосток... 22.01.2001 Подписано в...

  • I археология (монографии сборники брошюры)

    Библиографический указатель

    И аспирантов ДВГУ . 2001 . – ... конф. – Владивосток: Дальрыбвтуз , 2002. – Т. 1. ... Учебные и справочные издания 610. Березницкий С.В. Этнология: учеб. пособие ... формирование, расселение, жизнедеятельность (материалы и... национальной безопасности Российской...

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс Петров Сергей Викторович

    5.5. Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия

    В районах, где существует постоянная угроза цунами, проводятся заблаговременные мероприятия, способствующие снижению ущерба от них.

    К таким мероприятиям относятся:

    Создание системы наблюдения, прогнозирования и оповещения;

    Запрещение нового строительства населенных пунктов и объектов в зоне береговой линии;

    Перенос в безопасные места существующих жилых и промышленных зданий;

    Защита с помощью специальных гидротехнических сооружений (волноломов, дамб);

    Заблаговременная подготовка маршрутов следования и специальных мест на возвышенностях для эвакуации населения;

    Подготовка населения к действиям в условиях цунами;

    Посадка деревьев, желательно сосновых рощ.

    В местах возможного прихода цунами строят сооружения с повышенной устойчивостью против некоторых поражающих факторов цунами. Например, здание может быть расположено своей длинной стороной вдоль пути цунами, при этом удару подвергнется узкая часть здания. Первые этажи зданий строят как можно более «открытыми», используя лишь легкие перегородки между основными колоннами. Тогда цунами может «проскользнуть» сквозь первый этаж, сломав лишь эти перегородки. С такой же целью целесообразно строить здания на сваях.

    Для защиты от цунами нужно, прежде всего, знать о его зарождении и возможных местах проявления.

    В наиболее опасной Тихоокеанской зоне создана система предупреждения цунами, центр которой размещен на Гавайских островах. Сейсмические станции и пункты измерения приливов (мареографические станции) расположены на островах по периферии Тихого океана. Россия имеет такие станции на Камчатке и на Курильских островах.

    Когда где-либо в Тихом океане происходит землетрясение, имеющее достаточно большую магнитуду, способное породить цунами, в центр передается сигнал «Возможно цунами». Этот сигнал поступает на все станции. По известному времени пробега цунами каждая станция оценивает время его возможного прихода. Во все районы, которые могут быть захвачены цунами, посылается сигнал «Идет цунами» с указанием возможного времени прихода волны. Жители береговых районов оповещаются местной администрацией по системе оповещения (электрические сирены, радио и телевидение).

    В случае своевременного получения сигнала о возможности прихода цунами проводятся следующие мероприятия:

    Прогноз возможного места и времени прихода цунами;

    Оповещение местной администрации, органов управления, объектов экономики и населения об угрозе цунами;

    Организация экстренной эвакуации (вывоза) населения, лечебных и детских учреждений, учебных заведений в безопасные места;

    Срочный выход судов из гавани в открытое море.

    Из книги Аварии морских судов и их предупреждение автора Луговой С П

    VIII. ПОСАДКА НА МЕЛЬ (НА РИФЫ, НА КАМНИ) И МЕРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ 1. Причины посадки и меры предотвращения посадки судна на мель Посадка судов на мель (рифы или камни) происходит чаще всего во время тумана или ночью, а также при следовании в узкости или в месте,

    Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

    Глава 1 ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ 1 ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) принято понимать обстановку на

    Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

    3.4. Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей В целях снижения последствий от ураганов, бурь и смерчей проводятся предварительные мероприятия. Они осуществляются на территориях, где возможны эти стихийные бедствия. К ним относятся:? ограничение

    Из книги Энциклопедия юриста автора

    4.5. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений С абсолютной точностью предсказать место и время землетрясения пока не удается. Поэтому основными становятся заблаговременные меры - комплекс экономических, технических и организационных мероприятий, направленных

    Из книги Как не платить лишнего. Книга 2 автора Ошкадеров Олег Валерьевич

    5 ЦУНАМИ 5.1. Понятие цунами Цунами относится к морским опасным гидрологическим явлениям.В 4 часа ночи 5 ноября 1952 года жители города Северо-Курильск и ряда прибрежных поселков на острове Парамушир, входящем в состав Курильских островов, были разбужены сильными подземными

    Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

    5.4. Последствия воздействия цунами Некоторые факты17 июля 1998 года страшный грохот потряс в сумерках идиллического вида пляжи на севере острова Новая Гвинея. Это было единственное, но, увы, слишком запоздалое предупреждение о надвигающемся катаклизме. Уже буквально

    Из книги Демография и статистика населения. Шпаргалка автора Шерстнева Галина Сергеевна

    6.3. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них Профилактические мероприятия по защите можно подразделить на пассивные и активные.К первой группе относятся:? наблюдения за состоянием склонов;? запрещение строительства в

    Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

    Устранение последствий внутривенного ведения лекарств Нередко после внутривенного введения лекарств подкожные вены становятся жесткими, похожими на ощупь на веревочки и канатики. Кровоизлияния и уплотнения в местах уколов также не являются большой

    Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

    Принудительные меры воспитательного воздействия ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - меры, применяемые к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если установлено, что с помощью этих мер может быть достигнуто

    Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

    Общие рекомендации по снижению потребления электроэнергии Выработайте полезную привычку: уходя, тушить свет – эта «мелочь» будет постоянно снижать расходы. Установите современный двухтарифный счетчик электроэнергии. Вместо оплаты по одному усредненному тарифу,

    Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

    Из книги автора

    1. Демография и статистика населения в системе научных знаний. Предмет и объект исследования Демография (от греч. демос – «народ», графо – «пишу») при дословном переводе означает «народоописание». Однако это понятие охватывает более глубокие аспекты познания.Демография

    Из книги автора

    Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы Последствия смуты:– территориальные потери (выход в Финский залив, Смоленщина отошла полякам, а Карелия – шведам);– демографические потери и глубокий экономический кризис;– восстановление сильной царской власти.Новая

    Из книги автора

    Из книги автора

    Совет № 75 Чтобы не было плачевных последствий гидроудара, притормозите перед лужей Вода, как мы знаем, – жидкость несжимаемая. Когда она попадает в цилиндр двигателя, то происходит гидроудар. Конечно, от одной капли ничего страшного не будет. Автомобиль должен хорошо

    Из книги автора

    Упражнение «Оценка последствий» Выпишите первый пункт из списка плюсов, который вы составили, выполняя предыдущее упражнение, и задайте себе вопросы: «Что яот этого получу?» и «Что будет дальше?» Последовательно ответьте на эти вопросы. Если вы пришли к тому, что в итоге



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ