Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Течение срока проведения экспертизы начинается с момента передачи экспертной организации комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной, технической документацией и условиями договора.

Для проведения экспертизы промышленной безопасности заказчик представляет экспертной организации:

проектную, конструкторскую, эксплуатационную и ремонтную документацию; паспорта технических устройств; формуляры, инструкции; технологические регламенты; технические условия; чертежи безопасности взрывозащищенного электрооборудования; акты (отчеты) о проведении ревизии и наладки специализированной организацией (при наличии); акты проверки сопротивления изоляции и заземления; акты выполненных работ по ремонту технических устройств;

комплект чертежей с указанием основных технических решений и всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект технического устройства;

акты испытаний, сертификаты, в том числе, при необходимости, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п.;

сведения о состоянии промышленной безопасности (динамика аварий, травматизма);

предписания органов Ростехнадзора, выданные по результатам контрольно-надзорных мероприятий;

акты технического расследования причин аварий и инцидентов;

заключения предыдущих экспертиз промышленной безопасности

декларацию промышленной безопасности и документы, определяющие правила ведения работ на опасном производственном объекте.

4. При проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных металлургических и коксохимических производственных объектах, заказчик дополнительно представляет экспертной организации следующие документы:

проектные данные по футерованным листовым конструкциям, системам охлаждения технологических агрегатов, улавливания, очистки, транспортировки и использования технологических газов, выплавке и уборке жидких продуктов выплавки (металлов и шлаков), безопасному использованию энергоносителей;

документы, отражающие фактические технологические параметры при получении расплавов черных и цветных металлов и сплавов на их основе;

другие документы, затребованные экспертной организацией

5. Приведенный в пункте 4 перечень документов не является исчерпывающим. При необходимости экспертная организация вправе запросить у заказчика дополнительную документацию по рассматриваемому объекту экспертизы.

Конкретный перечень и объем документации для проведения экспертизы определяется экспертной организацией в зависимости от объекта экспертизы.

  • 6. Копии материалов и документов, передаваемых экспертной организации для проведения экспертизы, должны быть заверены уполномоченным представителем организации-заказчика и печатью организации.
  • 7. При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям и (или) условиям договора, экспертная организация уведомляет заказчика о необходимости представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с установленными требованиями и условиями договора.
  • 8. При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.
  • 9. Для проведения экспертизы промышленной безопасности на основании заключенного с заказчиком договора экспертная организация определяет эксперта или группу экспертов, аттестованных в области промышленной безопасности в установленном порядке, а также привлекает при необходимости других квалифицированных специалистов и специализированные организации для проведения испытаний.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается руководитель группы, отвечающий за качество, объективность и своевременность ее проведения.

Ответственность перед заказчиком за качество работ, выполненных привлеченными специалистами и специализированными организациями несет экспертная организация.

  • 10. Промежуточные результаты экспертизы оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета (протокола, акта). Руководитель группы обобщает промежуточные результаты и составляет проект экспертного заключения по объекту в целом с учетом отчетов членов экспертной группы.
  • 11. Если по результатам проведения экспертизы промышленной безопасности выявлена необходимость выполнения корректирующих мероприятий, в заключении составляется их перечень и план реализации.

После выполнения корректирующих мероприятий заказчик извещает об этом экспертную организацию. Экспертная организация проверяет выполнение и при положительных результатах проверки в соответствующей графе своей подписью росписью подтверждает это выполнение.12. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается экспертной организацией на основании рассмотрения и анализа документов, полученных от заказчика, проверки состояния объекта экспертизы и (или) проведения необходимых испытаний.

  • 13. В случае, если в результате экспертизы экспертная организация приходит к выводу о несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, она выдает отрицательное заключение и, в случае если объектом экспертизы являются технические устройства, здания и сооружения, находящиеся в эксплуатации, организация направляет сведения об этом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области промышленной безопасности России, который осуществил регистрацию опасного производственного объекта, на котором применяется соответствующее техническое устройство, здание, сооружение.
  • 14. Копия проекта заключения направляется заказчику для обсуждения и представления замечаний.

Порядок и сроки согласования проекта заключения с заказчиком определяется условиями договора.

  • 15. По окончании экспертизы экспертная организация вносит запись в формуляры (паспорта) технических устройств о проведенном экспертном обследовании, номер заключения экспертизы промышленной безопасности.
  • 16. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • 17. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации на техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию
  • 17.1 Экспертиза проектов проводится по представленной проектной документации, при необходимости может проводится с выездом на место проектируемого объекта.
  • 17.2. Экспертиза проводится:

перед принятием решения о техническом перевооружении, модернизации, реконструкции, консервации и ликвидации объекта;

при внесении изменений и дополнений в проектную документацию.

17.3. При экспертизе проектной документации рассматриваются следующие документы:

технико-экономическое обоснование (обоснование инвестиций);

исходные данные для проектирования;

рабочий проект (общая пояснительная записка, генеральный план, технологическая часть, автоматизация процесса, электротехническая часть, автоматика, отопление и вентиляция и другие разделы, связанные с промышленной безопасностью, по усмотрению экспертной организации).

рабочая документация по разделам проекта.

  • 17.4. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться как относительно проекта в целом, так и отдельных частей проекта.
  • 17.5. При экспертизе проектов проводится анализ и оценка:

оптимальности принятого технологического процесса в части его безопасности и надежности, обоснованность технических решений и мероприятий по обеспечению безопасности ведения работ, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

характеристик основных взрывопожароопасных и токсичных свойств сырья, полупродуктов, товарного продукта и отходов;

наличия и достаточности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объекта;

возможности оперативного и безопасного отключения отдельных элементов или участков объекта для производства ремонтных и аварийных работ;

оптимальности применяемых в проекте решений по компоновке технологического оборудования;

безопасности и рациональности проектных решений по размещению зданий и сооружений;

применения новых технологий и материалов;

сравнения предлагаемого метода производства с другими известными методами в зарубежной практике;

автоматизированных систем управления технологическими процессами и систем оперативного управления, прогнозирования, обнаружения, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций;

условий обеспечения взрывобезопасности зданий и их вентиляции, возможности автоматического поддержания заданных параметров эксплуатации, управления, эффективности систем противоаварийной защиты и сигнализации;

эффективности систем резервирования для обеспечения бесперебойности технологических процессов в случае отключения систем энергоснабжения;

мероприятий по обеспечению контроля герметичности и выполнения требований по защите оборудования от коррозии, выполнение условий надежности;

выполнения требований взрывопожаробезопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям в зависимости от технологического назначения, системам приточно-вытяжной вентиляции, к контролю загазованности;

оптимальности выбора основного и вспомогательного оборудования, его компоновки и схем обвязки, оснащения запорной, регулирующей арматурой, предохранительными устройствами и системами автоматического управления, регулирования, защиты, сигнализации, контроля и учета, уровня взрывозащищённости электрооборудования;

обеспечения безопасности эксплуатационного персонала, достаточности мер по локализации и ликвидации последствий аварий.

  • 17.6. Не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности при внесении изменений в проектную документацию, направленных на замену оборудования на аналогичное по техническим характеристикам; корректировку глубин спуска обсадных колонн; корректировку элементов компоновки низа бурильной колонны; корректировка плотности бурового раствора.
  • 18. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах
  • 18.1. Экспертиза технических устройств может проводиться на стендах, на месте его изготовления, монтажа, эксплуатации.
  • 18.2. Заказчик экспертизы должен обеспечить условия для проведения экспертизы:

освободить проходы, обеспечить доступ экспертов к элементам и узлам;

провести необходимые наладочные работы, проверки, испытания;

обеспечить выполнение необходимых мероприятий по безопасности в случае проведения работ в опасных условиях;

обеспечить выполнение необходимых мероприятий по допуску персонала к работе в опасных условиях.

  • 18.3. Экспертиза технических устройств предусматривает оценку соответствия технических устройств (технологического оборудования, агрегатов и механизмов, технических систем и комплексов, приборов и аппаратуры) требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также оценку технического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
  • 18.4 При идентификации технического устройства, подлежащих экспертному обследованию, проверяется его комплектность, а также соответствие конструкторской документации, наличие металлических табличек, выполненных в соответствии с требованиями стандартов, с товарным знаком завода-изготовителя, на котором указывается модель (индекс, марка изделия), заводской порядковый номер, год и месяц изготовления.
  • 18.5. В случае несоответствия технического устройства конструкторской документации проверяются документы на внесение конструктивного изменения. При этом следует иметь в виду, что без согласования с изготовителем запрещается изменять конструкцию следующих сборочных единиц:

всех видов электрического оборудования, имеющих специальное рудничное исполнение;

всех видов и назначений электрических и гидравлических блокировочных, предохранительных и защитных устройств;

систем управления и регулирования электрических, пневматических и гидравлических приводов;

систем связи, сигнализации и освещения;

сборочных единиц, приводящих к изменению параметров оборудования, предельные значения которых регламентированы требованиями по промышленной безопасности;

гидравлических устройств, находящихся под давлением (силовые гидроцилиндры, насосы, гидромоторы, аппараты управления, регулирования и защиты);

тормозных и прицепных устройств;

систем смазывания и гидроприводов, включая изменения марок рабочих жидкостей гидроприводов и предохранительных гидромуфт.

Применяемые рабочие жидкости и масла должны иметь сертификаты соответствия.

Все выявленные несоответствия машин и оборудования конструкторской документации должны быть отражены в отчете эксперта.

18.5. Перед проведением обследования механизмов (передачи, редукторы, цепная или бесцепная система подачи комбайна и др.) последние должны быть очищены от грязи, коррозии, избытка влаги и смазки. При оценке технического состояния выявляют:

общее состояние всех механизмов и наличие повреждений отдельных узлов и деталей;

отсутствие вытекания смазки из редукторов;

качество затяжки элементов крепления механизмов;

соответствие регулировки узлов механизмов требованиям эксплуатационной и нормативной документации.

Необходимость разборки механизма для осмотра определяет эксперт, проводящий экспертное обследование.

Повреждения, выявленные в результате осмотра, должны быть измерены.

Утечки масла из корпусов редукторов и через уплотнения определяют визуально. При небольших утечках масла для выявления мест утечки используется люминесцентный метод течеискания. Для этого участки корпуса тщательно очищают от масла и пыли, смазывают люминесцентной жидкостью и освещают кварцевой лампой со светофильтром УФС. Места течи выделяются по характерному блеску.

18.6. Проверка технического состояния электрооборудования должна включать: внешний осмотр и проведение необходимых проверок;

оценку соответствия электрооборудования эксплуатационной документации;

испытания.

Внешний осмотр электрооборудования осуществляется в соответствии с действующими инструкциями и методиками в направлении от участковых подстанций к потребителям электрической энергии и включает в себя осмотр пускозащитной аппаратуры, кабелей, кабелеукладчиков, электродвигателей.

Проверка наличия табличек на электродвигателях, знака исполнения по взрывозащите и соответствия его фактическим условиям эксплуатации.

Проверка состояния взрывонепроницаемой оболочки, наличия и величины затяжки крепежных болтов и охранных колец, исправности вводных устройств, наличия элементов уплотнения и закрепления кабелей, наличия заглушек на неиспользованных кабельных вводах, состояния дренажных отверстий для выпуска масла во фланцах двигателя, состояния системы подвода и отвода воды, вентиляторов на электродвигателях с воздушным охлаждением. Оболочка не должна иметь трещин, сколов, отверстий, прожогов и других повреждений. Затяжка гаек должна обеспечивать плотное прилегание взрывозащитных фланцев по всему периметру.

Проверка соответствия фактических схем подключения типовым схемам. Обращается внимание на выполнение рекомендаций и требований к подключению электрического оборудования: марка, сечение и длина прокладки кабелей.

В процессе обследования электрооборудования измеряются следующие параметры: уровень вибрации; сопротивление изоляции; сопротивление заземления; напряжения в сети (при необходимости); визуальный контроль состояния кабель-трак.

Сопротивление изоляции электрооборудования должно быть не менее 0,5 МОм для электродвигателей комбайна и 1 МОм для электродвигателей других шахтных машин, осветительных трансформаторов, пусковых агрегатов, пусковой и распределительной аппаратуры, кабелей или значений, указанных в технической документации на электрооборудование.

Общее переходное сопротивление сети заземления не должно быть более 2 Ом.

Нарушения состояния заземления не допускаются.

Напряжение питания электрооборудования должно соответствовать паспортным значениям. Допустимое отклонение напряжения:

  • - в сетях с напряжением до 1,2 кВ - +/- 5% (нормальное) +/- 10% (максимальное);
  • - в сетях с напряжением 6 кВ - +/- 10% (максимальное).
  • 19. Проверка технического состояния металлических конструкций проводится в порядке, установленном пунктом 29.3.
  • 20. При проведении экспертизы промышленной безопасности осуществляется применение следующих методов неразрушающего контроля и диагностики технического состояния технических устройств, зданий и сооружений:
  • 20.1. Визуальный и измерительный контроль (ВИК).
  • 20.2. Вибродиагностический контроль.
  • 20.3. Контроль проникающими веществами (ПВК) (капиллярный метод, метод течеискания).
  • 20.4. Магнитный контроль (магнитоопорошковый контроль, магнитографический контроль)
  • 20.5. Акустический контроль (ультразвуковая дефектоскопия, ультразвуковая толщинометрия, акустическая эмиссия).
  • 20.6. Вихретоковый контроль (вихретоковая дефектоскопия, вихретоковая толщинометрия).

Применяемые при неразрушающем контроле и диагностике средства измерения должны быть поверены в установленном порядке.

  • 21. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • 21.1. Экспертиза зданий и сооружений проводится по месту их нахождения.
  • 21.2 Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений включает:

проверку соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций с составлением ведомостей дефектов и повреждений;

определение пространственного положения строительных конструкций, их фактических сечений и состояния соединений;

уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок;

определение физических свойств материалов конструкций;

поверочный расчет конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций.

21.3. Проверка технического состояния металлических конструкций

Перед экспертным обследованием металлические конструкции должны быть очищены от грязи, пыли, протечек и проливов смазки и рабочей жидкости, коррозии.

Экспертное обследование металлических конструкций должно включать следующие этапы: внешний осмотр; проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и др.); измерение остаточных деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов; проверку элементов металлических конструкций методами НК; оценку степени износа, коррозии.

При проведении визуального контроля необходимо обращать внимание на наличие следующих дефектов:

трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;

механических повреждений;

расслоений основного металла;

некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;

люфтов шарнирных соединений, прослабления болтовых и заклепочных соединений.

При обнаружении признаков наличия трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергают дополнительной проверке с помощью неразрушающих методов контроля и диагностики:

Контроль соединительных элементов металлических конструкций - осей, пальцев и т.п. - следует начинать с наличия и осмотра состояния фиксирующих элементов, а затем осей (пальцев) и посадочных гнезд. Наличие люфтов в шарнирных соединениях определяют визуально в процессе эксплуатации оборудования по характерным признакам (толчки, удары и пр.).

  • 22. Экспертиза декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта
  • 22.1 Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
  • 22.2. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности - документ, в котором приведены материалы, обосновывающие оценку риска аварии и достаточность принятых мер по предупреждению аварий.
  • 22.3. Экспертиза декларации промышленной безопасности проводится в целях установления:

соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности;

обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации;

достаточности разработанных и/ или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности.

  • 22.4. Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта должно содержать обоснованные выводы о соответствии или несоответствии декларации промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности.
  • 22.5. Объектом экспертизы является декларация вместе с приложениями - расчетно - пояснительной запиской, информационным листом.
  • 22.6. В вводную часть заключения экспертизы декларации промышленной безопасности включаются сведения об организации, разработавшей декларацию.
  • 22.7. Результаты проведенной экспертизы должны содержать оценку каждого структурного элемента декларации и приложений к ней с указанием наименования и номера структурного элемента.
  • 22.8. При оценке соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности необходимо учитывать требования к составу и содержанию сведений, которые должны представляться в декларации, а также фактическое состояние промышленной безопасности декларируемого объекта.
  • 22.9. При проведении экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы должна быть приведена оценка:

обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета;

правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;

вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за территорию и границу санитарно-защитной (или охранной) зоны опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на третьи лица, население, другие объекты, окружающую среду;

достаточности мер по обеспечению требований промышленной безопасности, а также мер предотвращения постороннего вмешательства в деятельность опасного производственного объекта и противодействия возможным террористическим актам.

  • 23. Экспертиза промышленной безопасности документов, связанных с безопасной эксплуатацией опасного производственного объекта
  • 23.1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

все вновь разрабатываемые Планы ликвидации аварийных ситуаций на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах (ПЛАС);

переработанные ПЛАС в случае, если вносимые в них изменения связаны с изменением параметров технологических процессов, установкой (заменой) нового оборудования, реконструкцией и модернизацией производств, а также в других случаях, когда вносимые изменения влияют на показатели риска опасных производственных объектов.

23.2. Экспертная организация для проведения экспертизы промышленной безопасности ПЛАС рассматривает дополнительно следующие документы:

краткую характеристику опасного производственного объекта, на который представлен ПЛАС (наименование, фактический адрес, назначение объекта);

сведения об организации, разработавшей ПЛАС (наименование организации, организационно-правовая форма организации, почтовый адрес и место нахождения, ИНН, копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица).

  • 23.3. При необходимости экспертная организация может запросить у заказчика дополнительную документацию: расчеты риска аварий на объекте, проектную, конструкторскую документацию, паспорта технических устройств, технологический регламент и другую документацию, связанную с эксплуатацией объекта.
  • 23.4. При проведении экспертизы промышленной безопасности ПЛАС производится анализ и оценка требований промышленной безопасности состава, содержания и оформления оперативной части ПЛАС, приложений к оперативной части ПЛАС и расчетно-пояснительной записки.23.5. При проведении экспертизы промышленной безопасности ПЛАС должны быть рассмотрены:

обоснованность результатов анализа риска аварий на объекте;

правильность запланированных действий и своевременность их исполнения производственным персоналом, профессиональными и нештатными аварийно-спасательными формированиями;

достаточность принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте;

готовность нештатного аварийно-спасательного формирования (нештатного газоспасательного формирования) объекта и собственного или обслуживающего по договору профессионального аварийно-спасательного формирования к организации и проведению газоспасательных работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

готовность организации к локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций.

23.6. В ходе экспертизы промышленной безопасности расчетно-пояснительной записки к ПЛАС особое внимание следует обращать на полноту и обоснованность:

перечня основных факторов и возможных причин аварийных ситуаций;

разбиения технологической схемы на блоки;

оценки опасности каждого из технологических блоков;

оценки реального состояния противоаварийной защиты;

разработанных мероприятий по дооснащению системы противоаварийной защиты и средств для локализации аварийных ситуаций;

мер, направленных на уменьшение риска аварий.

  • 23.7. При рассмотрении материалов расследования произошедших аварий в первую очередь должны быть проанализированы аварийные ситуации, имевшие место на данном объекте, а далее - на аналогичных объектах.
  • 23.8. Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций, и их возможные причины должны соответствовать свойствам опасных веществ, параметрам технологического режима, характерным особенностям процесса.
  • 23.9. Сценарии возможных аварийных ситуаций должны быть разработаны с учетом опасности физико-химических свойств веществ, их агрегатного состояния при их обращении в технологическом процессе и при разгерметизации технологического оборудования с переходом веществ в окружающую среду. Сценарии возможных аварийных ситуаций должны заканчиваться последствиями действий поражающих факторов или переходом аварийной ситуации на более высокий (опасный) уровень. Для каждого из сценариев аварийных ситуаций должна быть установлена частота его реализации на основании статистических, литературных данных или данных нормативно-технической документации. Частота реализации каждого сценария аварийных ситуаций рассчитывается путем умножения частоты аварийной ситуации на вероятность конечного события.
  • 23.10. Поражающие факторы аварийных ситуаций должны соответствовать опасным свойствам веществ (если вещество обладает токсическими свойствами, то среди сценариев должна быть проанализирована вероятность токсического поражения, если вещество обладает совокупностью опасных свойств, то все они также должны быть отражены среди возможных поражающих факторов аварийной ситуации).

При этом учитывается возможность проявления опасных свойств веществ в данных условиях процесса и при данных параметрах окружающей среды.

  • 23.11. При оценке уровня безопасности объекта должен быть проведен краткий анализ наиболее опасной аварийной ситуации, сделан общий вывод о состоянии безопасности рассматриваемого объекта в отношении предупреждения, локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий с указанием наличия на объекте договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием или собственного профессионального аварийно-спасательного формирования, а также нештатного аварийно-спасательного формирования, пожарной части и других специализированных служб в соответствии со спецификой объекта и возможных аварийных ситуаций.
  • 23.12. В ходе экспертизы ПЛАС эксперт должен проверить планируемые действия профессионального аварийно-спасательного формирования, а также нештатного аварийно-спасательного формирования, согласно оперативной части ПЛАС.
  • 23.13. В ходе экспертизы промышленной безопасности ПЛАС следует обращать особое внимание на следующее:

действия производственного персонала должны быть расписаны последовательно с момента обнаружения аварии или получения извещения с указанием должностей непосредственных исполнителей из числа членов нештатного аварийно-спасательного формирования, а также должны быть указаны применяемые средства индивидуальной защиты;

средства индивидуальной защиты, а также условий и области их применения должны соответствовать поражающим факторам и условиям аварии.

23.14. В ходе экспертизы необходимо оценить:

достаточность включенных в ПЛАС средств индивидуальной защиты, средств локализации и ликвидации аварийной ситуации;

соответствие их технических характеристик, допустимой области применения требованиям по обслуживанию и эксплуатации объектов в условиях аварийных ситуаций, полноту и достоверность изложенных в них сведений;

способность (наличие допуска) производственного персонала к эксплуатации указанных средств.

  • 23.15. В основной части экспертного заключения отражаются результаты рассмотрения ПЛАС с приложениями и расчетно-пояснительной записки к ПЛАС.
  • 23.16. Заключительная часть экспертизы промышленной безопасности должна включать оценку правильности и своевременности действий производственного персонала и аварийно-спасательных формирований к организации и проведению работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; обоснованности подбора и достаточности средств индивидуальной защиты работников.

Российская ФедерацияПостановление Госгортехнадзора России

Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности

установить закладку

установить закладку

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.Лозовой

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 декабря 1998 года,
регистрационный N 1656

ПРАВИЛА
проведения экспертизы промышленной безопасности

I. Область применения

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

II. Основные определения

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее - Система экспертизы) - совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 39, ст.4857).

Экспертная организация - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт - специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик - организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.

III. Общие положения

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1 .

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции Координирующего органа выполняет Научно-технический центр по безопасности в промышленности (НТЦ "Промышленная безопасность"), созданный согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-рп).

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

Положение о Наблюдательном совете;

Положение о Консультативном совете;

Положение об отраслевых комиссиях;

Требования к Координирующему органу.

IV. Порядок проведения экспертизы

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

предварительный этап;

заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

процесс экспертизы;

выдача заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

определяются договаривающиеся стороны;

определяются объекты экспертизы;

приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

назначение экспертов;

проведение экспертизы.

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

данные о заказчике и объекте экспертизы;

проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

вводная часть;

непосредственно экспертиза на месте;

заключительная часть.

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

обсудить и определить объем работ;

определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

разъяснить значение заключительной части;

утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

компетентности сотрудников и руководителей;

пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

наличия надежных систем маркировки и идентификации;

наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п.4.1-4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

V. Требования к оформлению
заключения экспертизы

5.1. Заключение экспертизы должно содержать:

наименование заключения экспертизы;

вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

данные о заказчике;

цель экспертизы;

сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

результаты проведенной экспертизы;

заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности и с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных
организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров;

ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;

подготовку учетных материалов к изданию;

информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:

нормативных технических документов Системы экспертизы;

экспертных организаций;

экспертов.

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

от 6 ноября 1998 года N 64

Принципиальная схема организации экспертизы
промышленной безопасности

Госгортехнадзор
России

Лицензиро-
вание

Территориальные
управления

Инспекции

Наблюдательный совет

Отраслевые
комиссии

Координирующий орган
НТЦ "Промышленная
безопасность"

Экспертные организации

Приложение 2
к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,
утвержденным постановлением Госгортехнадзора России
от 6 ноября 1998 года N 64

Организация: Эксперт (ведущий):

________________
* Делается экспертом.

Представитель заказчика подтверждает своей подписью, что согласованные мероприятия будут выполнены, а экспертной организации направлено письменное сообщение о произведенных изменениях.

____________________
(место, дата)

Эксперт (ведущий) __________________ Заказчик ______________________

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ), как и многие виды промышленных экспертиз, имеет целью определить соответствие объектов ЭПБ требованиям, которые предъявляются к ним нормативно-правовыми и техническими актами в сфере промышленной безопасности.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…», экспертизе промбезопасности подлежат :

  • Проектная документация на консервацию, ликвидацию ОПО.
  • Проектная документация на техническое перевооружение ОПО.
  • Технические устройства, применяемые на ОПО.
  • Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
  • Декларация промышленной безопасности.
  • Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.
Проведение ЭПБ технических устройств, ЭПБ зданий и сооружений, а также других видов данной экспертизы регламентировано Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - ФНП по ЭПБ). В документе подробно описаны порядок проведения ЭПБ, требования к экспертам, как составляется заключение ЭПБ и т.д.

Зачем и кому нужно проведение ЭПБ

Экспертиза промбезопасности проводится в отношении предприятий, которые имеют в своем составе опасные производственные объекты любого класса опасности. Например, нужно проводить ЭПБ кранов, которые отслужили нормативный срок безопасной эксплуатации, сосудов под давлением, технологического оборудования, которое применяется на ОПО.

Нужно проводить ЭПБ здания котельной, если в нем произошла авария (или закончился нормативный срок его безопасной эксплуатации). Аналогичных примеров можно привести множество. Информацию об объектах ЭПБ смотрите в первой части статьи (ст. 13 ФЗ № 116).

Проведение экспертизы промышленной безопасности - обязательная процедура в соответствии со статьей 13 ФЗ №116, а также ФНП по ЭПБ, утвержденными в 2013 и обновленными в 2015-2016 гг. В частности, ФНП по ЭПБ определяют и подробно описывают, в какой момент нужно проводить экспертизу, в какие сроки, как оформлять заключение ЭПБ и т.д. Необходимость проведения ЭПБ также указана в ФНП по конкретным видам технических устройств (подъемные сооружения, оборудование под давлением и проч.).

Важно понимать, что сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности входят в пакет документов на оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию ОПО , а также просматриваются инспекторами Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

Как проводится экспертиза промбезопасности

ЭПБ проводит экспертная организация, которая имеет действующую лицензию Ростехнадзора и не аффилирована с владельцем ОПО. Порядок проведения экспертизы регламентирован ФНП по ЭПБ и состоит из 4-х этапов:

1. Подготовка к проведению ЭПБ - на данном этапе экспертная организация запрашивает документацию на объект экспертизы (технические данные, акты, паспорта и руководства и т.д.)

2. Собственно проведение ЭПБ - эксперты определяют полноту и достоверность информации об объекте экспертизы, проверяют его соответствие нормам и правилам промышленной безопасности. Как правило, этап сопровождается выездом эксперта к объекту ЭПБ. Особенно если речь идет о таких процедурах, как экспертиза промышленной безопасности технических устройствах , зданий и сооружений.

3. Оформление заключения ЭПБ - на этапе составляется проект заключения экспертизы промышленной безопасности, который содержит результаты экспертизы, указание сроков дальнейшей безопасной эксплуатации объекта ЭПБ (применимо к зданиям, сооружениям и техническим устройствам) и информацию о соответствии или не соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Копия проекта заключения ЭПБ передается заказчику, который в течение 14 дней может направить экспертной организации свои замечания. Далее заключение ЭПБ печатается в двух экземплярах и подписывается руководителем экспертной организации с последующей передачей одного экземпляра заказчику.

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – процесс проведения оценки соответствия объекта требованиям и нормам промышленной безопасности. Последние в промышленной отрасли описаны и регламентированы в п.1, Ст 13, 116 «Федерального закона о промышленной безопасности» .

Осуществление любых работ, связанных с оценкой безопасности на промышленных предприятиях, имеет свой определенный порядок и свою последовательность действий. Так проведение экспертизы можно разделить на несколько условных этапов.

1. Переговоры . В начале заказчик и представители экспертной организации решают вопросы касательно проведения всего предстоящего процесса. Организация объясняет заказчику все нюансы проверки, заказчик получает информацию о том, какие именно документы он должен предоставить. В ходе первоначального этапа составляется четкий календарный план, оговариваются сроки проведения экспертизы. .

2. Подготовка базы документов . Заказчик должен в полном объеме предоставить всю нужную информацию, всю техническую документацию, без которой невозможно проведение работ. При этом:

  • Указывается какие объекты подлежат экспертизе и дается вся необходимая информация о них;
  • Для проведения экспертизы организация должна получить определенный набор документов (в каждом конкретном случае пакет документов может меняться в зависимости от того объекта, что подлежит экспертизе). Это может быть проектная, конструкторская документация, разного рода инструкции, техрегламенты и пр.;
  • Если у заказчика имеются акты испытаний, какие-либо сертификаты, расчеты – они также могут быть необходимы;
  • Могут предоставляться образцы оборудования при имеющейся на то необходимости.

Пример проведения экспертизы промышленной безопасности ГК "СЕРКОНС"

Сколько времени это займет?

Этот вопрос всегда задает заказчик. Ответить на него можно только изучив тот объем работ, которые потребуется произвести. Иными словами, время, которое необходимо будет затратить на экспертизу промышленной безопасности, всегда определяется степенью сложности заказа. Но в любом случае проведение всех необходимых действий не занимает более трех месяцев. Отсчет начинается с того дня, как заказчик предоставит весь комплект документов для начала осуществления работ. Пока экспертная организация не получит полный набор документов до того момента работы по проведению ЭПБ производиться не будут.

3. Проведение ЭПБ (экспертизы промышленной безопасности) : на данном этапе назначаются эксперты (один или несколько), которые будут проводить проверку. Анализу подлежит вся информация, которая ранее была предоставлена заказчиком. Насколько все документы, измерения, расчеты и пр. соответствует всем прописанным в законах стандартам.

Чтобы проверить все необходимые параметры и удостовериться в соответствии всех данных условиям промышленной безопасности, эксперты могут проводить необходимые на то испытания, измерения и т.п. согласно разработанной программе проведения ЭПБ.

Для осуществления экспертизы промышленной безопасности на место проверки могут быть направлены специалисты, создана комиссия, в которую входят сотрудники организации, имеющие нужную квалификацию. Они лично присутствуют на объекте:

  • дают оценку ведению производственного процесса;
  • наблюдают за действиями как трудового коллектива, так и руководящего состава;
  • оценивают состояние помещений и находящегося на предприятии оборудования;
  • проверяют наличие маркировки;
  • обращают внимание на техническую и методическую документационные базы (их наличие либо отсутствие), на рабочие инструкции и пр.;
  • проверяют насколько четко ведется отчетная документация.

После того, как все важные нюансы учтены и проверены, их обобщают, с заказчиком оговаривают оставшиеся моменты, требуемые для полного завершения экспертизы промышленной безопасности.

4. Выдача самого документа – заключения экспертизы . Является основным этапом всего мероприятия. Для начала комиссия и эксперты, проводящие экспертизу, обобщив все полученные данные, составляют проект заключения. Именно на этот документ опирается организация чтобы выдать основное заключение (положительное или отрицательное). Заказчик получает означенный проект, знакомится с ним, в ответ может направить свои замечания. На это дается 14 дней (с момента получения заказчиком проекта заключения).

Если после экспертизы составлено положительное заключение и не было выявлено никаких нарушений, то в этом случае в документе перечисляются те объекты, на которые действует данное заключение. Также в составленном документе могут присутствовать дополнительные условия для эксплуатации определенного оборудования.

В случае, если после проведения ЭПБ выявлены нарушения и экспертами составлено заключение о несоответствии объекта существующим требованиям, тогда заказчик получает документы, в которых указываются все недочеты и нарушения. Их надо устранить. Положительное заключение выдается только после исправления неполадок, нарушений, после чего проводится повторная экспертиза.

На документе (заключении экспертизы), который выдается заказчику после проведения экспертизы промышленной безопасности, ставится подпись руководителя организации, проводившей проверку, должна также быть в наличии печать организации. Заключение прошивается, число страниц в нем указывается. В таком виде документ передается заказчику.

5. Сведения о ЭПБ должны быть внесены в реестр Ростехнадзора (РТН) . Подать заявление в органы РТН для их внесения в реестр обязан сам заказчик после того как получит заключение. Заявление подается по адресному принципу (в территориальное управление Ростехнадзора). В территориальном органе заявление регистрируют после чего сведения в течение пяти рабочих дней должны быть внесены в реестр. Заключению присваивается особое обозначение, которое ставится на главном (титульном) листе и состоит из нескольких, точнее, четырех, групп символов. Каждая группа имеет свое значение:

  • В первую очередь ставится цифровой код того территориального органа, в котором проходит внесение заключения в реестр;
  • Вторая группа знаков – сам объект экспертизы;
  • Третья – номер, который присвоен заключению (порядковый номер);
  • Последние цифры – год занесения в реестр.

Что указывается на бланке в заключении

  1. Наименование заключения экспертизы;
  2. Сведения об основании проведения экспертизы, данные о той организации, которая проводила все действия, об экспертах и их правомочности проведения таких мероприятий;
  3. Перечисление тех объектов, на которых была проведена экспертиза и на которые распространяется действие полученного заключения;
  4. Сведения о заказчике;
  5. Указывается цель экспертизы;
  6. Прописываются данные о тех документах, которые были предоставлены для рассмотрения заказчиком;
  7. Описание объекта, где проводилась экспертиза;
  8. Результат экспертизы;
  9. Выводы, сделанные комиссией, а также рекомендации заказчику;
  10. К основному бланку могут быть добавлены приложения, где будет указан перечень всей использованной документации, а также актов испытаний.

Возможные результаты

После того, как экспертная комиссия проводит свою работу, специалисты составляют отчет, в котором отражаются все произведенные действия, исследования и их результаты. Составляется проект, который служит основой для главного заключения. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Если на объекте соблюдены все стандарты и нормы, то выдается положительное заключение. Оно охватывает не какую-то часть объекта, его цех, зону, а относится ко всему объекту в целом.

Отрицательное заключение служит для заказчика сигналом того, что надо устранять выявленные в ходе экспертизы недоработки. После их ликвидации следует проводить повторную проверку. Организация-исполнитель может давать рекомендации заказчику относительно тех мероприятий, которые следует провести для исправления ситуации и получения, в дальнейшем, положительного заключения.

Ответственность организаций по проведению экспертизы

За выдачу ложных заключений предусмотрена административная и уголовная ответственность. В случае выявления подобных нарушений такие документы исключаются из реестра.

Заведомо ложным считается то заключение ЭПБ, которое:

  • Было подготовлено безосновательно, т.е. без реального проведения необходимых мероприятий по изучению документов, проведения испытаний и т.д.;
  • Заключение, данные которого не отражают реальных фактов о состоянии тех устройств, которые подвергались экспертизе и не сходятся по содержанию с материалами, что были предоставлены экспертам.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта разработаны нормативные рамки, определенные стандарты, нарушение которых может иметь серьезные последствия. Определение, насколько объект соответствует всем требованиям безопасности – это и есть цель проведения ЭПБ.

Чтобы получить реальную оценку состояния безопасности на предприятии, следует обращаться для проведения экспертизы исключительно в те организации, которые уже имеют опыт и зарекомендовали себя на рынке оказания подобных услуг. Только работая с профессионалами можно быть уверенным в проведении объективной процедуры и реальной оценке промышленной безопасности.

Нормативная база 2016-2018 года

В связи со вступлением в силу центральным управлением Федерального ведомства были даны разъяснения, касающиеся регистрации экспертных заключений с уточненными аргументами для отказа их внесения в официальный реестр.

Согласно изменениям с 2016 года, отказ во внесении сведений об эпб в реестр предусматривается в случае их проведения экспертом, не прошедшим аттестацию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.05.2015 № 509. С момента вступления в действие данных изменений регистрация заключений, проведенных специалистами, не аттестованными по новым правилам, строго запрещается.

Обязательны для исполнения всеми организациями, осуществляющими их эксплуатацию. Они составлены в соответствии с ФЗ и иными нормативными актами в сфере охраны труда.

Общие положения о промышленной безопасности опасных производственных объектов

Эксплуатирующие организации обязаны:


Обязательные предписания

Основы промышленной безопасности включают в себя ряд необходимых мероприятий, которые касаются ЧС и ликвидации последствий. В частности, эксплуатирующие организации должны:


Идентификация объектов экспертизы промышленной безопасности

Для кого необходима данная процедура? Экспертиза проводится на всех предприятиях, относящихся к опасным, вне зависимости от их класса. Эта процедура обязательна. Ее выполнение осуществляется в соответствии с ФЗ "Об экспертизе промышленной безопасности". Мероприятия касаются всех зданий и сооружений, относящихся к предприятию. Обязательной экспертизе подлежат объекты:

Когда необходима проверка?

Экспертиза соответствия объектов требованиям промышленной безопасности выполняется в случаях, описанных в соответствующих нормативных актах. В частности, проверка осуществляется при:

  1. Аварии.
  2. Обнаружении дефекта.
  3. Окончании нормативного периода безопасного использования объекта.
  4. Наличии решения Ростехнадзора.
  5. Техническом переоснащении производства и так далее.

Важный момент

В нормативных актах предусмотрены специальные правила проведения экспертизы промышленной безопасности. Проверка осуществляется организацией, имеющей лицензию на ведение данной деятельности. Разрешающий документ выдается Ростехнадзором. Кроме этого, правила запрещают ее выполнение организациями, аффилированными с эксплуатирующей компанией.

Нормативная база

Экспертиза выполняется в соответствии с Положениями, утвержденными приказом Ростехнадзора. Нормативным документом выступает также Административный регламент по предоставлению госуслуги по ведению учета заключений после проведенных проверок.

Этапы контроля

Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов включает в себя четыре стадии:

  1. Подготовку.
  2. Проведение.
  3. Выдачу заключения.
  4. Внесение данных в реестр.

Подготовка к ЭПБ

На этом этапе уполномоченная организация запрашивает необходимую документацию о проверяемом опасном объекте. Перечень бумаг определен законодательством. К необходимым документам, в частности, относят:

  • Данные об объекте.
  • Ремонтную, эксплуатационную, конструкторскую, проектную документацию.
  • Декларацию о промбезопасности ОПО (если предполагается такая экспертиза).
  • Технологические регламенты, сертификаты, акты испытаний, паспорта и прочие бумаги на технические устройства.

Следует отметить, что экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов выполняется только после получения уполномоченной организацией всей необходимой документации. Это положение не распространяется на устройства и конструкции, бумаги на которые утеряны либо уничтожены.

Выполнение проверки

Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов предполагает определение полноты и достоверности сведений, которые предоставлены заказчиком. Вместе с этим проверяется соответствие материалов федеральным нормам и предписаниям. Экспертиза ПБ ОПО может выполняться с выездом непосредственно к месту их расположения. Такая необходимость возникает, если осмотру подлежит здание или оборудование предприятия. В этом случае уполномоченные лица выполняют наблюдение за ходом работы объекта, осуществляют техническое диагностирование с использованием метода разрушающего либо неразрушающего контроля.

Заключение комиссии

Организация, проводящая экспертизу, составляет проект документа, в котором содержатся выводы о состоянии проверяемого объекта. В заключении указывается также период дальнейшей эксплуатации. Срок безопасного использования устанавливается для зданий (сооружений), технического оборудования. Копия документа направляется заказчику. На протяжении двух недель он, в свою очередь, может передать экспертной организации свои замечания. После того как в проект будут внесены необходимые изменения (если они предоставлены) заключение в двух экземплярах подписывается начальником уполномоченной службы, удостоверяется печатью. На каждом документе также проставляется дата составления. После этого, все бумаги по экспертизе прошиваются, указывается число страниц. Один экземпляр передается заказчику.

Включение данных в реестр

Экспертным центром готовится заявление от имени предприятия и записывается экспертиза на диск. Все это вместе с заключением передается в территориальное подразделение Ростехнадзора. Оно должно находиться в том же районе, где осуществляет свою деятельность предприятие. Подать необходимые документы можно не позже трех месяцев с момента, когда был подписан приказ о начале экспертизы. Территориальное подразделение Ростехнадзора осуществляет регистрацию заключения и выдает соответствующее письмо о том, что данная процедура была произведена. После того как положительные сведения будут внесены в реестр, можно продолжать эксплуатацию объекта.

Варианты решений

Уполномоченная организация может дать заключение, в котором содержится один из следующих выводов:

  1. "Объект соответствует установленным требованиям безопасности". Это значит, что его эксплуатация не представляет угрозы для жизни и здоровья населения.
  2. "Объект соответствует требованиям не в полной мере и может использоваться в следующих условиях: …" Это значит, что при выполнении проверки были обнаружены нарушения, которые считаются устранимыми. После исправления всех недочетов он снова будет пригоден к эксплуатации.
  3. "Объект не соответствует требованиям". Это значит, что при проверке обнаружены серьезные дефекты, устранить которые не представляется возможным и дальнейшая эксплуатация с ними представляет угрозу.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ