Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Инструкция 30.08.16 110 882 0

Как оформить аварию по европротоколу

Без полиции, волнения и ошибок

На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

Евгений Попков

автолюбитель

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня. И это не считая необходимости ехать в отделение за справкой о ДТП , без которой не получить выплату по ОСАГО .

Но можно уложиться в один час и не ездить за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Что такое европротокол

Европейский протокол - это процедура оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и спокойно разъезжаются.

Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом. Отсюда и название.

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы всё равно можете им воспользоваться.

За поврежденный автомобиль по европротоколу можно получить не более 100 тысяч рублей.

Основные положения Европейского протокола определены в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО .

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования - каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Шесть признаков того, что вам не нужно вызывать полицию

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

  1. В ДТП участвовали два автомобиля.
  2. Место аварии - Россия. Во многих зарубежных странах есть свой европротокол, но там не действует российский полис ОСАГО .
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество - личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения - не пострадало.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО . Если второй участник - иностранный гражданин, то у него должен быть полис страхования ответственности «Зеленая карта». Если это условие выполнено, то вы можете оформить документы по европротоколу, даже если у участников ДТП есть разногласия по обстоятельствам аварии и повреждениям машин.

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ - извещение о ДТП . Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО . Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА .


В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП . Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании - вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность - книга, планшет или капот автомобиля. Извещение сделано из самокопирующейся бумаги, при его заполнении нужно посильнее нажимать на ручку, чтобы копия получилась читаемой. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но всё же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП .

На лицевой стороне

Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».


Повреждения автомобиля. В пункте 14 опишите повреждения вашего автомобиля как можно подробнее. Чем конкретнее формулировки, тем лучше:

Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь

Бампер задний - вмятина в центральной части размером 10×10см и глубиной 3 см. Номерной знак - помят по всей площади. Противотуманный фонарь - разбито наружное стекло

Помята боковая дверь

Передняя левая дверь - вмятина в нижней части размером 50х10 см и глубиной 1 см

Царапины на крыле и бампере

Бампер передний - глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое - царапины до металла на арке длиной 10 см

Если на лицевой стороне не хватает места для всех повреждений, используйте оборотную сторону. В этом случае сделайте пометку «Подробные повреждения на оборотной стороне».

Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер - 54×86 мм.

Часто машина в аварии получает скрытые повреждения, которые не видно сразу. При малейшем подозрении на такие повреждения вызывайте сотрудников ГИБДД .

Замечания. В пункте 15 водитель, виновный в ДТП , обязательно должен написать фразу «Свою вину в ДТП признаю. Претензий не имею». Если этой фразы в извещении не будет, страховая компания откажет вам в приеме документов и выплате по европротоколу.

Обстоятельства ДТП . В пункте 16 ставьте галочки напротив тех позиций, которые относятся к вашей аварии. Допускается указать сразу несколько позиций и в конце указать их точное число.

В случае наезда сзади на светофоре следует выбрать:

10 - Столкнулся с ТС , двигавшимся в том же направлении по той же полосе

Подписи сторон. Перед тем как ставить подписи в пункте 18, разделите копии извещения. На каждом бланке распишитесь сами и попросите сделать это второго водителя.

После того как вы подписали копии извещения на лицевой стороне, приступайте к заполнению оборотной стороны.

На оборотной стороне

Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны. Перед этим нужно разделить извещение, иначе лицевая сторона станет нечитаемой.


На своем экземпляре извещения вы указываете обстоятельства ДТП . Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП » и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

Важно

Приложение должны подписать оба водителя.

Куда подавать документы на выплату

Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

Для выплаты по европротоколу привезите заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО . Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.

В офисе компании вас попросят написать заявление об убытке по форме и образцу, принятому в компании, и снимут копии документов на автомобиль: паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации, полис ОСАГО .

Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии. В противном случае компания может потребовать с вас компенсировать выплату пострадавшему.

Документы на выплату можно будет подать дистанционно, например, загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

Если стоимость ущерба более 100 тысяч

Но по нему действует ограничения:

  1. Место аварии - Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области.
  2. Факт аварии должен быть зафиксирован одним из способов: либо в специальном мобильном приложении ДТП. Европротокол, либо с помощью технического устройства, которое работает на базе ГЛОНАСС и позволяет точно установить координаты и факт ДТП.

Запомнить

  1. Для небольших аварий с двумя участниками можно не вызывать полицию и оформить всё самим в рамках европротокола.
  2. По европротоколу заполняется всего один документ - извещение о ДТП .
  3. При оформлении ДТП без вызова полиции можно рассчитывать на выплату до 100 тысяч рублей.
  4. Документы по европротоколу нужно подавать в страховую компанию, где вы купили полис ОСАГО .

Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.

Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.

Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!

Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.

Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.

В каких случаях можно применять Европротокол

Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:

  • в аварию попало только два автомобиля , и кроме них ничего не повреждено;
  • нет пострадавших людей;
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или «Зелёной карте»;
  • участники происшествия имеют одинаковый взгляд на обстоятельства случившегося, виновность, размер ущерба.

А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».

Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.

Как выглядит документ для оформления ДТП самостоятельно

Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.

Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.

Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.

Где взять бланк Европротокола

Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.

Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.

Можно ли распечатать Европротокол самому

Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.

То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:

  1. оригинальные бланки – самокопирующиеся , то есть писать придётся на них в два раза меньше, и отсутствует вероятность расхождения информации между двумя листами;
  2. СК может придраться к «неправильным» документам . Конечно, такие придирки незаконны, но вам ведь не нужны лишние проблемы, верно?

Какая сумма выплаты

Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.

Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.

Чем опасен Европротокол?

Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.

Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.

Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:

  • оформить Европротокол ;
  • приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.

Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .

Сроки подачи заявления и выплаты

В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.

Получение возмещения

Всего существует два варианта получения компенсации:

  • ремонт на автотехстанции , с которой у СК заключён договор, оплачиваемый СК;
  • выплата денежных средств.

Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.

Ремонт по Европротоколу

Возможны два способа осуществления ремонта:

  • страховая направляет ТС на ремонт , который сама оплачивает;
  • потерпевший по согласию со страховщиком сам отправляет своё авто на ремонт , платит за него опять же страховщик.

В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.

В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:

  • стоимость ремонта оказалась больше лимита компенсации по Европротоколу;
  • страховщик не может организовать ремонт на СТО , соответствующей требованиям нормативных и правовых актов;
  • потерпевший является инвалидом , который имеет ТС в соответствии с медицинским показаниями;
  • по письменному соглашению со страховщиком.

Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.

Если ущерб больше суммы по Европротоколу

Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:

  • ремонт на СТО от страховщика со своей доплатой (которую потом можно потребовать с виновника в гражданском порядке);
  • получение денежной компенсации . Но при этом выплата будет произведена с вычетом износа.

Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.

Если виновник не направил страховщику Извещение

Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.

Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.

Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.

Что делать если виновник не едет в страховую

То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.

Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.

Отказ в выплате

Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:

  • ошибки в заполнении Извещения;
  • неисполнение виновником положенного по закону.

Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.

Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.

А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.

Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.

  • пользуйтесь Европротоколом , это действительно быстро и удобно;
  • правильно оценивайте ущерб , в случае сомнений откажитесь от упрощённого оформления;
  • внимательно изучите, как правильно писать Извещение , тщательно проверяйте правильность его составления. Инструкция всегда прилагается к бланкам;
  • не забывайте о необходимости направить извещение в СК, обязательной для каждого из участников;
  • помните об обязанности предоставить авто для осмотра . Ремонтировать ТС до окончания срока в 15 дней с даты аварии (без учёта нерабочих) нельзя.

Заключение

Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!

Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.

Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:

Недостаточная правовая грамотность вредит в первую очередь самим автолюбителям. Например, далеко не всем участникам дорожного движения известно, что такое и как его оформлять. Однако эта информация считается крайне важной. Ведь самостоятельная подготовка документов по аварии значительно сокращает процесс разбирательств.

Причем по оценкам специалистов в будущем количество водителей, желающих напрямую общаться со страховой компанией, будет только расти. И хотя уже часть наших сограждан знает, в каких случаях составляется Европротокол при ДТП, само заполнение бланка по-прежнему вызывает много вопросов. Эта статья даст на них исчерпывающие ответы.

Как бесплатно скачать бланк Европротокола

В российском законодательстве понятие Европротокола отсутствует. Слово заимствовано из европейской практики, где водители оформляют аварии без привлечения полиции в 80% случаев. В России Европротоколом называют и процедуру самостоятельного заполнения бумаг участниками аварии, и официальный документ, в котором фиксируются обстоятельства происшествия - .

Удавалось ли Вам получить страховое возмещение после отказа в выплате?

Поскольку многие автовладельцы ищут сведения о том, где в 2019 году взять бланк и пример оформления Европротокола для фиксации ДТП, мы предоставили всю необходимую информацию в этом обзоре, включая и сами документы.

Новый бланк Европротокола введен банком России с 20.10.2017. Он действует для всех договоров ОСАГО, заключенных после указанной даты. Отличить новую форму можно по записям в правом верхнем углу:

Приложение 2 к Указаниям Банка России от 14 ноября 2016 года № 4192-У…
Приложение 5 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П…



Предыдущие формы Извещения о ДТП утверждались МВД РФ. Скачать актуальный бланк Европротокола можно ниже по ссылке.

Скачать бланк Европротокола

Водители, оформившие полис ОСАГО до 20.10.2017, на время его действия, могут использовать бланки, выданные страховой компанией при заключении договора, - форму, утвержденную Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Надпись в правом верхнем углу должна ссылаться на соответствующий документ.

Бланки практически не отличаются, а то, как составляется Европротокол при ДТП, логичнее всего рассмотреть на примере новой формы Извещения.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП без вызова ГИБДД


Извещение о ДТП заполняется при любой аварии, где причинен вред:

  • имуществу других физических или юридических лиц;
  • жизни и здоровью людей, включая пассажиров транспортного средства.

Оформление по Европротоколу возможно:

  • если в ДТП участвовало 2 автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • причинен вред только автомобилям-участникам;
  • между участниками нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и причиненного ущерба;
  • сумма ущерба не больше 50 000 рублей (в рамках пилотного проекта для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей - не больше 400 000 рублей, при условии фиксации аварии на устройства, поддерживающие ГЛОНАСС).

Если все критерии выполнены, водители могут приступать к заполнению Европротокола.

Порядок действий при заполнении Извещения о ДТП в 2019 году

Извещение о ДТП состоит из трех листов - двух бланков для участников и Инструкции по заполнению документа. Лицевая часть второго бланка - самокопирующаяся. При заполнении первого экземпляра Европротокола, информация отпечатывается на втором. Если документ скачан из интернета, потребуется заполнить оба экземпляра вручную.

Вот основные правила, диктующие автолюбителю как самостоятельно составить Европротокол без ГИБДД, чтобы :

  1. Вносить сведения в поля документа необходимо шариковой ручкой, чтобы на втором листе оставался четкий отпечаток.
  2. Писать разборчиво, лучше печатными буквами.
  3. Обязательно заполнение обеих страниц бланка для каждого водителя.
  4. Все исправления должны быть заверены подписями.

Для оформления ДТП по Европротоколу используется только один комплект Извещений. Неважно, кто из водителей его представит.

Пошаговая инструкция по заполнению Европротокола


Лицевую форму Извещения о ДТП водители оформляют сообща на месте аварии, чтобы избежать противоречий об обстоятельствах происшествия. Если в этой части документа присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей. На лицевой стороне протокола размещены 18 пунктов.

Пункт 1. Место ДТП. Указывается адрес, по которому произошло столкновение, - город, улица, ближайший дом. Например: гор. Москва, ул. Шолохова, д. 18. Если авария произошла на перекрестке, указывается пересечение улиц. При столкновении за пределами населенного пункта в протокол вписывается название трассы, километр и направление. Пример: Е95 154 км, направление - из Санкт-Петербурга в Москву.

Пункт 2. Дата ДТП вносится в формате: ДД.ММ.ГГГГ ЧЧ:ММ, где ЧЧ:ММ - время происшествия.

Следующие пункты Извещения о ДТП должны быть заполнены согласно критериям Европротокола. При несоответствии необходимо вызывать полицию.

Пункт 3. Количество поврежденных ТС - 2.

Пункт 4. Количество раненных и погибших (п. 4) - ставятся прочерки или нули.

Пункты 5 и 6. Проставляются галочки «Нет» в пункте о проведении освидетельствования на состояние опьянения (п. 5), а также разделах по материальному ущербу другим транспортным средствам и другому имуществу (п. 6).

Пункт 7. Указываются свидетели происшествия - Ф.И.О., адрес, телефон, при их наличии. Если свидетели - пассажиры из автомобиля участника, их фамилии следует подчеркнуть для уточнения. При отсутствии - ставится надпись «нет свидетелей».

Пункт 8. Галочка «Нет» в поле «Оформление сотрудниками ГИБДД».

Пункты с 9 по 17 водители заполняют каждый для своего транспортного средства. Для ТС «А» - правый столбик, ТС «Б» - левый. Для пунктов 9–12 сведения берутся из следующих документов:

  • свидетельства транспортного средства;
  • водительского удостоверения;
  • доверенности (при наличии);
  • страхового полиса.

Пункт 13. Место первоначального удара. Нужно выбрать транспортное средство, соответствующее ТС участника (грузовой или легковой автомобиль, мототранспорт), и указать стрелкой, куда пришелся первый удар.

Пункт 14. Характер и перечень повреждений. Описывается характер повреждений и детали, на которых они произведены. При описании характера повреждений используются слова - царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Следует составить полный перечень видимых наружных повреждений. Иначе страховщик может решить, что неуказанные поломки получены при других обстоятельствах. Внутренние повреждения устанавливает экспертиза.

Пункт 15. Замечания. Сюда можно внести обстоятельства аварии, не указанные в п. 16 протокола. Здесь же ставятся подписи водителей, удостоверяющие правильность оформления своих данных на лицевой стороне протокола.

Пункт 16. Обстоятельства ДТП. Вносятся отдельно по каждому автомобилю. Водитель ТС «А» заполняет правый столбик, водитель ТС «Б» - левый. Каждый участник должен внимательно прочитать варианты маневров и отметить пункты, соответствующие своему поведению на дороге. В конце указывается количество выделенных пунктов.

Пункт 17. . На плане нужно отразить место столкновения и положение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры. Помечаются названия улиц. Важно нанести все объекты, доказывающие виновность или невиновность водителей - направление движения, дорожные знаки, разметку.

Пункт 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по п. 14, 15, 16, 17. После заполнения данного пункта не допускаются односторонние изменения лицевой стороны протокола.


Обратная сторона Европротокола дополняет информацию по происшествию. Ее каждый водитель заполняет самостоятельно в ближайшее удобное время и подписывает единолично. На обратной стороне 7 пунктов.

Пункт 1. Галочкой отмечается, водитель какого транспортного средства - «А» или «Б» заполняет вторую часть Извещения о ДТП.

Пункт 2. Обстоятельства ДТП. В этом пункте описываются маневры машин и действия водителей до, во время и после аварии. Что характерно, многие водители до сих пор не знают, как заполнить обстоятельства ДТП. Здесь все предельно просто - писать нужно коротко и по делу, отражая все значимые факты происшествия:

  • дату;
  • время;
  • место происшествия;
  • направление движения;
  • примерную скорость автомобиля;
  • какие действия и маневры совершали водители.

Пункт 3. ТС находился под управлением собственника или иного лица - галочкой отметить пункт, соответствующий обстоятельствам.

Пункт 4-5. Участие более двух транспортных средств (п. 4) и ущерб, причиненный другому имуществу (п. 5). По Европротоколу ставятся прочерки во всех полях.

Пункт 6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. «Да» или «Нет» выбрать галочкой.

Пункт 7. Примечание. В этом разделе можно написать другие важные сведения, не указанные в других пунктах, например, информацию о фиксации происшествия видеорегистратором.

Для наглядного и более полного восприятия информации рекомендуем скачать образец заполнения Европротокола.

Скачать образец заполнения Европротокола

Можно даже с помощью описанной выше инструкции попробовать самостоятельно заполнить бланк - приобретенные благодаря такой тренировке навыки не будут лишними.

Как заполнять по КАСКО


Автолюбителей, застраховавшихся по КАСКО, традиционно интересует стандартный вопрос, можно ли по Европротоколу обратиться в страховую компанию и получить возмещение. Таким водителям не стоит сомневаться, так как для этих целей и внедрялась вся эта система оформления. Соответствующие Указания ЦБ РФ опубликовал 01.10.2014 в Вестнике Банка России. Порядок заполнения Извещения о ДТП идентичен ОСАГО.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ