Полицейские на служебных автомобилях нередко становятся участниками дорожного происшествия. И такие аварии вызывают опасения у простых граждан, уверенных в безнаказанности служащих правоохранительных органов.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Но полицейские также несут ответственность перед законом при нарушениях ПДД. И добиться справедливости можно в судебном порядке, как при рассмотрении дела при столкновении обычных граждан.
Согласно неофициальным данным, каждое 13-е дорожное происшествие случается с участием сотрудника полиции.
Учитывая все происходящие ДТП в России, можно составить статистику аварий, произошедших, в том числе, с участием служителей порядка:
Но с каждым годом количество ДТП, произошедших по вине сотрудников полиции, увеличивается. Так, с 2014 года показатель вырос на 40%.
Хотя в МВД данный параметр отрицают. Они утверждают, что, наоборот, полицейские стали более аккуратными и количество ДТП с их участием стремительно снижается.
Наиболее часто столкновение с полицейской машиной происходит по вине другого участника движения или при выполнении служебных обязательств.
Например, во время погони за правонарушителем. Также столкновения связаны с отказом других водителей пропускать машину на светофорах со спецсигналами.
Но нередко в ДТП виновником становятся и сами полицейские. Большая часть аварий происходит на личных автомобилях, вне времени выполнения служебных обязательств. Связано это с мнением о безнаказанности, наличием удостоверения.
Проигнорировав необходимость оформления места ДТП, водитель остается без компенсации на восстановление поврежденного автомобиля, несмотря на свою правоту.
Сотрудники полиции нередко нарушают ПДД, что становится причиной столкновения с другими участниками движения.
Они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения, превышать скорость, парковаться в неположенных местах. И за все нарушения предусмотрены штрафные санкции, как и для гражданских лиц.
Если произошло ДТП с полицейской машиной, оформление производится по стандартной схеме:
Сотрудник полиции, ставший одним из участников , приравнивается к обычным гражданам. Он также должен следить за корректностью указываемых сведений и заполнять извещение для страховой компании.
Сотрудник полиции может активно содействовать в составлении протокола и других документов, но не имеет права искажать данные.
Фактически, ответственность несут все лица, действия которых стали причиной аварии на дороге. Наказание не смягчает служебное положение и спецавтомобиль.
Но в некоторых случаях полицейский может быть признан невиновным, если выполнение служебных обязательств потребовало нарушить , о чем другие водители были предупреждены сигнальными маячками.
Если полицейский нарушил данное правило, то он признается виновным. Каждый случай со служебной машиной рассматривается индивидуально.
Сейчас ведется активная борьба с нарушителями-полицейскими. Если раньше служители порядка могли уйти от ответственности благодаря «связям», то сейчас наказания ужесточились.
Штрафы едины для всех лиц, независимо от правового статуса и занимаемой должности. Но именно полицейские должны быть примером для других водителей, показывая езду с соблюдением правил.
Для нарушителей предусмотрено три вида ответственности:
При возникновении гражданской ответственности нарушитель обязуется возместить материальный ущерб пострадавшей стороне.
Основная часть расходов ложиться на плечи страховой компании, но второй водитель может обратиться в суд для взыскания морального ущерба.
Гражданская ответственность возникает при условии, что в аварии не пострадали люди. Если пешеходы, второй водитель или пассажиры автомобилей получили даже незначительные увечья, наказание рассматривается по административному кодексу.
Более серьезная, административная ответственность. Она предполагает наказание:
Дополнительно нарушителю может потребоваться оплатить моральный ущерб пострадавшим лицам через суд.
Более тяжкое наказание предусмотрено при возникновении уголовной ответственности.
Она определяется в нескольких случаях:
При возникновении уголовной ответственности нарушитель снимается с должности и лишается возможности заниматься профессиональной деятельностью. Восстановление на службе возможно, но после окончания срока наказания.
Сокрытие с места ДТП является административным правонарушением. Смягчающим обстоятельством является два фактора:
Если водитель скрылся без уважительных причин, то ему грозит наказание:
К сотрудникам полиции применяются и особые наказания в виде выговора от руководства и увольнение со службы.
Для водителей, находящихся во время ТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, предусматривается более жесткое наказание.
Этот фактор является отягощающим обстоятельством и приравнивается к причине столкновения автомобилей.
Основное наказание для водителей, управляющих автомобилем в алкогольном опьянении – лишение водительского удостоверения на 3 года. Ответственность применима при любых обстоятельствах, даже если действия пьяного человека не привели к аварии.
Если один из участников ДТП находится в алкогольном опьянении, ему грозит наказание:
Алкогольное опьянение всегда ужесточает наказание для нарушителя. В суде не работают отговорки, например, рождение ребенка, свадьба и т.д.
Законы действительны в отношении всех лиц, независимо от правового статуса и служебного положения. Конечно, многим полицейским удается уйти от сурового наказания, но при любом решении суда их обязывают оставить занимаемую должность.
Среди сотрудников полиции является обязательной мерой. Работники правоохранительных органов должны соблюдать правила дорожного движения и показывать пример другим участникам движения.
От руководства требуется проведение специальных профилактических мер, состоящих из тренингов и семинаров:
Ежеквартально или ежегодно сотрудники полиции должны проходить экзамен на знание ПДД, законов и размерах штрафов.
Повышение должности или квалификации невозможно без предварительной проверки. Ответственность за проведение профилактических мер возлагается на руководство.
Дорожное происшествие с участием сотрудника полиции не должно пугать водителя. Место ДТП оформляется обычным способом, для чего вызывается ГАИ.
Работник, принятый на предприятие в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, исполняет обязанности согласно договору и должностной инструкции. Работа, осуществляемая в условиях повышенной опасности, может сопровождаться аварийными ситуациями и ДТП. Повышенный риск возникает у водителей, водителей-экспедиторов и других специальностей, чей труд связан с управлением транспортом.
Ответственность работодателя за ущерб, нанесенный наемным работником в рамках исполнения трудовых обязанностей и договора ГПХ, установлена в ст. 1068 ГК РФ . Причинение вреда работника, допущенная при ДТП в рамках исполнения обязанностей, считается виной работодателя.
При судебном разбирательстве по вопросу компенсации вреда ответчиком становится работодатель (субъект ответственности). Лицо, непосредственно причинившее вред, привлекается в качестве третьего лица.
Кандидат юридических наук, профессор Чепига Т.Д. (Комментарий к ГК РФ).
В дальнейшем работодатель в порядке регресса может предъявить требования к работнику (ст. 1081 ГК РФ). Срок для получения компенсации от виновного лица имеет исковую давность, течение которого ведется от даты погашения работодателем суммы убытка при ДТП. Кроме гражданского законодательства порядок возмещения убытков наемными сотрудниками регулируется ТК РФ.
Предприятия могут использовать собственную и привлеченную со стороны технику. Важным моментом определения ответственного за ДТП лица является установление принадлежности транспортного средства.
Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:
Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.
Работодатель при использовании транспортного средства обязан оформить полис ОСАГО. При возникновении ущерба в результате ДТП сумма покрывается страховой компанией, если не доказаны обстоятельства нарушения договора. Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется. При определении суммы ущерба в размере, превышающем нанесенные убытки, разница покрывается предприятием (виновным лицом).
Работодатель освобождается от материальной ответственности:
Пример возникновения условий, освобождающих работодателя от ответственности
Водитель-экспедитор Р. предприятия ООО «Полет» исполняет обязанности в рамках трудового договора. В момент совершения ДТП работник не исполнял обязанностей, скрылся с места происшествия. По результатам проверки документов, материалов дела судебный орган признал полностью ответственность лица за убытки, нанесенные в результате ДТП. Страховая компания не покрыла ущерб в связи с нарушением условий договора.
При возникновении у работодателя ущерба работник обязан его возместить. В соответствии со ст. 238 ТК РФ компенсации подлежит прямой действительный ущерб, под которым подразумевают уменьшение собственности или его состояния, необходимости произвести затраты средств на приобретение имущества, ремонт или возмещения ущерба третьим лицам.
Наряду с компенсацией ограниченных убытков на сотрудника может быть возложена полная материальная ответственность лица (МОЛ), возникающая при условии:
Возмещение работодателю потерь в полном размере (превышающем среднемесячный заработок) может быть установлено по решению суда или иного органа, имеющего право наложения административного наказания. Если покрытие убытков устанавливается в судебном порядке, работник имеет возможность снизить размер, предъявив доказательства сложного материального положения, наличия иждивенцев.
Убыток, причиненный работодателю, определяется по рыночным ценам, действующим в регионе на дату ДТП. Сумма не должна быть меньше остаточной стоимости имущества, определяемой по бухгалтерскому учету. Законодательством четко определен порядок размера взыскания с сотрудников, нанесших убытки.
Порядок покрытия ущерба | Статья ТК РФ |
Взыскание с работника сумм в пределах среднего заработка | Ст. 241 |
Взыскание полного материального ущерба | Ст. 242 |
Основания, при которых возможно взыскание полного материального ущерба | Ст. 243 |
Срок предъявления работодателем претензий (установлен в течение месяца со дня определения размера понесенного ущерба) | Ст. 248 |
Величина взыскания с сотрудника может быть в размере среднемесячной заработной платы или полной компенсации при наличии договора о МОЛ. Сумма удерживается из выплат лицу, вносится сотрудником в добровольном порядке единовременным взносом в кассу или, по договоренности с руководителем, частями.
Работодатель должен документально оформить процедуру возмещения ущерба.
Операции | Описание |
Документ из ГИБДД | Необходимо иметь протокол о дорожном происшествии |
Получение пояснений виновного лица | Сотрудник обязан дать пояснения в связи с ДТП. При отказе от дачи пояснений составляется акт |
Оценка транспортного средства | При нанесении убытка транспорту предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов либо заказать независимую оценку |
Вынесение работодателем приказа об удержании суммы | При размере ущерба, покрываемого средним заработком виновного лица, удержание производится на основании приказа руководителя. Срок издания приказа ограничивается месячным периодом |
Обращение в судебный орган | При выявлении размера оценки убытков, не покрываемого страховкой и среднемесячным заработком работника, необходимо обратиться в суд. Взыскание с физических лиц производится на основании решения, принятого судебным органом. На предъявление иска предоставляется 1 год |
Взыскание в судебном порядке производится на основании выданного исполнительного листа, реализация которого производится с участием приставов. В аналогичном порядке производится покрытие убытков лицом, уволенным с занимаемой должности повышенного риска. Если в периоде исковой давности предприятие ликвидировано, удержание сумм не производится.
При определении ответственности предприятия в результате ДТП необходимо избежать ошибок, возникающих при отсутствии:
Для снижения ответственности работодателя и компенсации сумм убытков в порядке регресса требуется тщательное оформление трудовых отношений.
Вопрос № 1. Может ли работодатель уволить лицо, совершившее ДТП?
Работодатель может уволить лицо, нанесшие убытки в связи с ДТП, если комиссия, созданная на предприятии для оценки результата, подтвердит ненадлежащее исполнение обязанностей работника. Одним из видов дисциплинарной ответственности является увольнение.
Вопрос № 2. Как в судебном процессе определяется ответчик по иску о ДТП с участием транспортного средства предприятия, если виновного невозможно установить?
При судебном разбирательстве работодатель, являющийся собственником транспортного средства, участвовавшего в ДТП, представляется ответчиком.
Оформление ДТП с участием сотрудника ГИБДД отнимает много времени, в сравнении с другими дорожно-транспортными происшествиями. Внесенные нововведения в законодательство РФ сделало возможным упрощение этой процедуры, и теперь не требует обязательного присутствия сотрудников госструктур. Но в каких случаях можно обойтись без вмешательства сотрудника ГИБДД, а когда их присутствие является необходимым, а также как правильно самостоятельно оформить документы при ДТП будет описано далее, в статье.
Начиная с июля 2017 года, вызов сотрудника ГИБДД на место аварии стал необязательным. Соответствующее правило актуально, если в ДТП было вовлечено не более двух автомобилей, имеющих обязательное автострахование по полисам ОСАГО, КАСКО или «Зеленая миля». Важным фактором является обоюдное желание самостоятельного оформления аварии и полное согласование по всем вопросам, связанным с виновником столкновения и размером причиненного ущерба.
В случае причинения вреда физическому состоянию одного из участников ДТП, оформление происшествия без сотрудников ГИБДД является невозможным. Также необходимо их присутствие при оформлении справки об аварии в случае, если сумма ущерба превышает 50 тысяч рублей или 400 тысяч рублей для Московских и Санкт-Петербургских водителей (100 тысяч рублей с июня 2018 года).
Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия четко регламентирован и закреплен законодательно.
После столкновения необходимо:
Обязательным является оформление ДТП сотрудником ГИБДД при нанесении физических увечий кому-либо в результате аварии. Выехавший на место сотрудник прежде всего производит сбор личных данных всех лиц, вовлеченных в происшествие и опрос свидетелей при их наличии. Следующим шагом является составление отчета о самом ДТП, включая произведение замеров и составление схемы аварии с последующей выдачей его копии на руки водителям или их законным представителям.
На основании полученных данных о ДТП и справки из медучреждения о пострадавшем или пострадавших, сотрудником ГИБДД принимается решения об административном, гражданском или уголовном правонарушении либо отказе в его возбуждении.
В случае оформления ДТП сотрудниками ГИБДД, участникам происшествия выдается на руки следующий список документов:
Как уже писалось выше, при непричинении физического вреда и/или споров между участниками ДТП, возможно самостоятельное оформление аварии без участия сотрудника ГИБДД по, так называемому, Европротоколу.
Что для этого нужно:
Летом 2018 на территории Московской и Санкт-Петербургской областей начнется тестирование нового закона. Согласно нему, станет возможным самостоятельное оформление справки о ДТП без участия сотрудника ГИБДД даже в случае возникновения несогласия сторон. Процедура будет проводиться с помощью Европротокола и нового приложения «ЭРА-Глонасс» для видео и фото фиксации.
В ситуациях, когда автомобилист попадает в аварию на личном автомобиле, может возникнуть много неопределенностей. И что уж тут говорить, когда работник попал в ДТП на рабочей машине. Вопросов у таких водителей масса. На ком лежит ответственность за ремонт авто, возмещение ущерба пострадавшей стороне?
А как быть, если авария случилась в нерабочее время — имеет ли право работодатель потребовать с меня компенсацию?
Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ, работодатель возмещает вред пострадавшей в аварии стороне при участии в инциденте его работника, но только во время исполнения им своих служебных обязанностей.
ГК РФ Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником
1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Самая простая и экономичная ситуация, если работник попал в ДТП на служебной машине, застрахованной по ОСАГО и/или КАСКО. Возмещение ущерба осуществляется в пределах максимально установленной суммы по страховому договору. По ОСАГО:
Если последствия дорожной аварии превышают указанные лимиты, то разницу обязан доплатить собственник авто (ст. 1072 ГК РФ). Им в рассматриваемой ситуации является юридическое лицо.
Далее действия работодателя могут быть различны. Он вправе выставить регрессное требование своему работнику на оплаченную пострадавшему сумму или не делать этого. Более подробно мы рассмотрим правила регресса далее.
Сложнее ситуация, когда водитель попал в ДТП и виноват, но автомобиль не застрахован. По ст. 1068 ГК РФ вся ответственность ложится на фактического собственника автомобиля, то есть работодателя. Во всех последующих разбирательствах работник организации участвовать не будет. Однако если в ходе расследования происшествия будет доказано, что именно действия водителя на служебном транспорте спровоцировали ДТП, то оплата ремонта ТС может быть произведена за счет личных средств водителя. Зачастую наниматели сами оплачивают ремонт, а затем частями взыскивают его с заработной платы работника. Плюс к этому водитель может понести ответственность и в другой форме, предусмотренной корпоративными правилами.
Совсем иная ситуация, если судом сотрудник, попавший в ДТП, признан невиновным. В этом случае к нему не применяются никакие виды наказания – ни со стороны работодателя, ни со стороны суда, так как сам водитель выступает пострадавшим.
Далеко не всегда управление служебным транспортом в нерабочее время происходит самовольно и является преступлением.
Довольно часто наниматель сам позволяет сотруднику управлять машиной после окончания рабочего дня. Но даже этот факт не особенно поможет водителю, ведь в конечном итоге ответственность все равно ляжет именно на него.
Изначально все необходимые выплаты пострадавшей стороне будут компенсированы самим предприятием. Но затем он вправе составить и подать иск в суд на нерадивого работника и потребовать взыскания с него:
С первым видом взыскания все понятно – работник погашает всю сумму, затраченную на возмещение вреда пострадавшей стороне и на восстановление транспортного средства. Остановимся на материальной компенсации. Поскольку автомобиль является частью рабочего процесса, то его простой законодательством расценивается как недополученная прибыль. Поэтому наниматель вправе привлечь своего сотрудника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него материальную компенсацию. Ее максимальный размер рассчитывается как 2/3 от тарифной ставки. Но надо отметить, что материальная компенсация является возможностью, а не обязанностью, поэтому ее взыскание налагается сугубо по желанию работодателя.
Если в момент происшествия сотрудник находился в состоянии алкогольного опьянения, то наниматель может сразу же направить соответствующий иск, и весь ущерб, полученный от ДТП второй стороной, будет взыскан с водителя незамедлительно.
При попадании в аварию служебного автомобиля ответственность несет владелец транспорта, то есть юридическое лицо. Поэтому судебные иски пострадавшим лицом или его родственниками (в случае летального исхода) подаются в отношении организации, а не водителя.
Работодатель наделен правом выставления регрессного требования к своему работнику. Ст. 1081 ГК РФ позволяет работодателю, сотрудник которого спровоцировал дорожно-транспортное происшествие, взыскать с этого лица сумму, возмещенную им пострадавшей стороне. В то же время ст. 238 ТК РФ гласит, что допускается только взыскание прямого действительного ущерба с работника при ДТП.
ТК РФ Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
То есть юридическое лицо может рассчитывать на получение денег от своего подчиненного только при условии, что:
Как видим, большинство дорожных происшествий подпадает под эти критерии. Следовательно, работодатель имеет законное право выставлять регрессное требование к виновнику ДТП. По общему правилу взыскание ущерба с сотрудника происходит в пределах его среднемесячного дохода, за исключением ситуаций, при которых положено взыскание в полном объеме.
Полностью отвечать по обязательству возместить вред водителю придется самостоятельно в случае:
Получается, что само по себе признание работника виновным в ДТП не является основанием для наложения на него полной материальной ответственности. Для этого необходимо административное постановление в отношении него. При его отсутствии взыскивать с сотрудника могут только суммы в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
ТК РФ Статья 241. Пределы материальной ответственности работника
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» обязывает всех субъектов предпринимательской деятельности анализировать причины и обстоятельства ДТП с участием служебного транспорта с целью предотвращения подобных инцидентов в будущем.
Это значит, что помимо основного расследования, проводимого уполномоченными органами (ДПС, СК), отдельным изучением обстоятельств происшествия занимается и сам наниматель. В ходе этого расследования выявляются:
Для расследования создается специальная комиссия во главе с директором или его заместителем. Срок проверки – не более 7 дней.
Подобное расследование не всегда негативно сказывается на сотруднике, находившемся за рулем ТС. Зачастую в ходе такой проверки выясняется, что авария произошла из-за технических неисправностей, недостатков в работе дорожных служб (плохое освещение, отсутствие дорожных знаков и др.) или по причине невнимательности второго участника инцидента.
Итак, если сотрудники организации попадают в аварию и устанавливается их вина, возмещение ущерба происходит за счет страховки. Если ее недостаточно – из средств собственника ТС. Работодатель при желании может взыскать с сотрудника затраченные средства, а если авария произошла в нерабочее время, то и материальную компенсацию.
Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД - порядок действий в рамках этой процедуры детально изложен в нашем материале с учетом актуального законодательства. Прочтя его, вы получите достаточное представление об этапах и сроках рассмотрения аварии полицией, а также оформляемых при этом документах.
Напомним, что сразу после столкновения водители обязаны:
К пострадавшим относятся водители, пассажиры и пешеходы, погибшие или получившие ущерб здоровью (независимо от тяжести) в результате аварии. Если таковые имеются:
С 2014 года водителей обязали убирать поврежденные авто с проезжей части, если они полностью блокировали движение. Однако предварительно нужно выполнить следующие действия:
За невыполнение вышеназванных обязанностей предусмотрен штраф. При этом важно понимать, что объективно убрать транспорт не всегда возможно, так как он может быть и не на ходу.
Прибыв на место происшествия, инспекторы ДПС:
Правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД предписывают, что действовать им нужно прежде всего в интересах жизни и здоровья людей. В связи с этим первым делом они оценивают состояние пострадавших и, если это требуется, организовывают оказание им медпомощи. Если есть подозрение на тяжкий вред здоровью или погибли люди, инспекторы организовывают приезд следственно-оперативной группы. Все собранные материалы по ДТП передаются ей, в дальнейшем все действия производятся в рамках уголовного процесса.
На первоначальном этапе не всегда понятно, кто именно и какое нарушение совершил. Обычно требуется экспертиза (как минимум для определения тяжести вреда здоровью). Порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД предполагает в таких случаях проведение административного расследования, которое может затянуться на срок до 7 месяцев.
О проведении расследования выносится определение, копия которого передается (высылается) участникам ДТП в течение суток. Далее, уже в рамках возбужденного административного дела, инспектор ДПС:
Приложением к протоколу осмотра является схема ДТП. В ней должны быть отражены:
Если участник ДТП не согласен со схемой или отсутствует при ее составлении, необходимы подписи 2 понятых или видеозапись, подтверждающая схему.
У административного расследования возможны два исхода:
Не знаете свои права?
К составлению протокола есть определенные требования (ст. 28.2 КоАП РФ):
Копия протокола вручается виновнику ДТП или (в случае неявки) направляется по почте в течение 3 суток. Однако составлением протокола процедура не заканчивается.
По окончании всех вышеперечисленных действий выносится постановление — это конечный документ, который получают на руки участники ДТП. Именно оно необходимо потерпевшему (вместе с копией протокола) для получения возмещения по ОСАГО, именно в нем излагаются все обстоятельства дела, виновному назначается вид и размер наказания. Справки о ДТП с 20 октября 2017 года не выдаются. Предъявлять их в страховую не нужно.
Копия постановления вручается виновнику и потерпевшему немедленно после его изготовления в окончательной форме либо направляется им почтой в течение 3 дней. Несогласные с постановлением участники аварии вправе обжаловать его, порядок обжалования будет указан в самом документе.
Таким образом, процедура оформления ДТП сотрудниками ГИБДД (если есть пострадавшие) может затянуться очень надолго — практически на год. Немного иначе обстоит дело, если в аварии пострадало только имущество.
Выполнив первоначальные действия при ДТП и убедившись, что пострадавших нет, водители должны:
В некоторых ситуациях участники дорожного инцидента обязаны сообщить о нем в полицию. Так, это требуется, если:
Дежурный сообщит, как произвести фотосъемку и куда прибыть водителям для оформления документов. Сейчас сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать на имущественные аварии, хотя иногда экипаж ДПС все же направляют на них (например, если он неподалеку) — тогда дежурный скажет ожидать инспекторов.
Если повреждены только автомобили и разногласий нет, полиция привлекается только в том случае, если водители:
Сообщать о таком ДТП в полицию предварительно автовладельцы не обязаны. После фото- или видеофиксации аварии они вправе отправиться на ближайший пост ДПС или территориальное подразделение полиции.
Во всех описанных случаях после съемки места ДТП водители обязаны немедленно убрать свои авто с проезжей части, если они затрудняют движение. За невыполнение этого требования предусмотрен штраф.
По имущественным ДТП обычно не требуется проведения экспертиз и, соответственно, административное расследование не проводится.
При этом возможны 2 варианта развития событий:
Впрочем, даже по таким авариям иногда не обойтись без проведения экспертиз — например, трасологической, которая внесет ясность в механизм появления повреждений, или автотехнической, необходимой для установления причин ДТП, — и, соответственно, расследования. Таким образом, оформление в ГИБДД аварий без пострадавших тоже может быть небыстрым. Правда, предельный срок расследования в таком случае составляет не 7 месяцев, а всего 2.
В заключение осталось сказать, что иметь общее представление об оформлении ДТП в ГИБДД обязан каждый водитель, чтобы понимать, что его ждет в таком случае, и суметь защитить свои права. Процедура эта небыстрая и сопровождается составлением множества документов. При этом участники ДТП могут воспользоваться услугами юриста, который будет принимать участие на всех этапах.