Путевой лист является одним из важнейших учетных документов, который имеет хождение на предприятиях, работающих в транспортной сфере, а также использующих автомобили для собственных нужд.
ФАЙЛЫ
Путевой лист решает сразу несколько задач. Связано это с тем, что в нем фиксируется вся важная информация, касающаяся работы автомобиля, в том числе:
На основе всех этих данных проводится контроль за использованием транспортного средства и эффективностью труда водителя, а также в дальнейшем в бухгалтерии предприятия происходит начисление заработной платы водителю, механику и диспетчеру.
Путевой лист заполняется в отношении различных автомобилей: легковых, грузовых, а также спецтехники.
Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:
Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).
ВНИМАНИЕ! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.
Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить автограф о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.
Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.
В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).
Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).
Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).
При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.
После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).
Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.
Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.
В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.
Итак, в лист по порядку вписываются:
Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:
После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.
С правой стороны документа указываются:
На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется
В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.
Поскольку путевой лист относится к первичным бухгалтерским документам, его применение обязательно. Если организация пренебрегает заполнением этого документа, в случае она может быть подвергнута административному наказанию в виде штрафа.
Все первичные документы подлежат достаточно длительному хранению. Путевые листы – не исключение. После оформления и проведения по ним всех бухгалтерских операций, эти документы необходимо держать в закрытом от доступа посторонних лиц месте не менее пяти лет или период, установленный внутренними нормативными бумагами организации.
Изменения в порядке заполнения путевых листов вступили в действие 15 декабря 2017 года. Теперь в путевой лист нужно будет включить новые реквизиты. В статье подробно рассмотрим изменения в заполнении таких листов, а также какие реквизиты должен содержать путевой лист с 15 декабря 2017 года.
Основное назначение путевого листа – это контроль работы ТС, а также водителя в компании. Бланк для путевых листов организация вправе разработать самостоятельно, либо использовать унифицированные формы. Обязательными реквизитами в путевом листе являлись следующие:
Любые другие реквизиты организация может предусмотреть по своим потребностям (Читайте также статью ⇒ ). Но в любом случае, бланк листа должен соответствовать основным требованиям, предъявляемым к первичным документам и содержать следующие реквизиты:
Основным изменением с 26 февраля стало необязательное проставление печати в заголовке листа. Помимо этого, за организациями закрепилась обязанность по подтверждению предрейсового контроля техсостояния ТС.
Важно! Печать в путевом листе ставить теперь необязательно.
В соответствии с этим путевой лист должен содержать такую дополнительную информацию:
Основные изменения с 15 декабря в путевых листах связаны с тем, что вводятся новые реквизиты в лист. Теперь в листе должен быть указан регистрационный номер организации или ИП, то есть ОРГН и ОРГНИП. Если эти реквизиты заполнены не будут, то лист будет признан заполненным с нарушениями. Где именно указывать ОГРН в листе решить компании могут самостоятельно. Например, указать его можно в графе, где указывается наименование компании, либо ФИО ИП.
Важно! Путевой лист теперь должен содержать ОРГН компании или ОГРНИП предпринимателя. Специального места для номера госрегистрации в путевом листе можно не предусматривать, а указать его рядом с наименованием организации или ИП.
Кроме того, теперь в путевом листе следует указывать дату проведения контроля по техсостоянию ТС до рейса (предрейсовый контроль), а также точное время его проведения. Указывается при этом, число, месяц, год контроля, а также часы и минуты его проведения.
24 декабря 2017 также вступил в силу Порядок контроля техсостояния ТС. Для исключения вероятности использования неисправного ТС, организации обязаны проводить контроль техсостояния до рейса.
Важно! Компания утверждает отдельного сотрудника – контролера, который фиксирует всю информацию о предрейсовом контроле.
Информацию о предрейсовом контроле, включающую в себя дату его проведения и время вносит контролер.
В случае нарушения требований по проведению такого контроля компаниям грозят штрафы:
Помимо проставления отметок в путевых листах, как организации, так и ИП должны вносить результаты контроля в журнал регистрации контроля.
В журнале регистрации предрейсового контроля фиксируется следующая информация:
Таким образом, с 15 декабря изменились реквизиты путевого листа. Если организации используют типовую форму листов, то внести потребуется некоторые реквизиты. Подведем итоги и сведем в таблицу основные изменения и дополнения в реквизитах путевого листа:
Законодательный акт | Содержание |
Приказ Минтранса России №476 от 07.11.2017 | «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта РФ по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых лситов» |
Письмо Минфина РФ №03-03-06/2/161 от 25.08.2009 | «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов» |
Приказ Минтранса России №17 от 18.01.2017 | «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом №152 от 18.09.2008» |
Приказ министерства транспорта в этом году принял ряд изменений, и теперь все предприниматели должны использовать обновленный путевой лист легкового автомобиля в 2017 году
.
Необходимость штамповки документа, а так же наличия печати отпала, зато больше внимания придется уделять непосредственно техническому состоянию машин. Специальный работник, который контролирует состояние автомобилей, должен регулярно не только проверять машины перед рейсом, но и указывать, в какой день, и даже в котором часу, был проведен осмотр. Все сведения, которые он проставит в листке, должны быть заверены личной росписью и данными о контролирующем лице. По такому же принципу на работу выезжает и городской наземный транспорт.
Именно так должен выглядеть путевой документ. Вот новая форма путевого листа , которая содержит значительно больше полей для указания реквизитов и необходимой информации. Здесь есть ряд требований к информации, без которой бумага будет считаться недействительной. Перечислим обязательные данные, которые должен содержать в себе документ:
Уполномоченный рабочий должен внести в путевую бумагу информацию, снятую с одометра дважды – когда машина покидает предприятие, и когда она возвращается на его территорию, а так же указать дату и время этих событий. Работник, который отвечает за эти сведения, выбирается руководством. Далее оформляется специальный приказ о его назначении, в котором проставляются данные работника и росписи сторон, а сама бумага заверяется печатью компании. Но в некоторых случаях ответственным за транспортные расходы является сам бизнесмен, тогда такую бумагу на самого себя ему составлять не придется.
В любом случае ответственное лицо должно проставить все необходимые сведения, внести свои данные и расписаться в путевом листке. Заполнение путевого листа в 2017 году водителями, которые на одном авто ездят поочереди за один день, ничем не отличается от стандартного, кроме того, что экземпляров должно быть столько же, сколько и участников в эксплуатации транспортного средства. Первый водитель укажет время, когда он выехал с предприятия, а второй – когда вернулся.
Путевой лист легкового автомобиля
непременно должен заполнять еще и медицинский работник, который проверяет, как чувствует себя водитель до начала поездки, и после ее окончания. Он вносит дату и время осмотров в путевой лист, заверяет информацию собственной росписью, и указывает свои данные. Поверх этих сведений стаиться печать. Заполнение путевого листа в 2017 году должен выполнять только уполномоченный врач с необходимой квалификацией, в противном случае могут быть начислены штрафные санкции предприятию. Каждый путевой листок владелец машины должен зарегистрировать в специальных журналах для учета путевых документов, а срок хранения этих бумаг составляет пять лет.
Каролина Емельянова
С 1 марта 2017 года путевые листы изменятся. Добавят новый реквизит, отменят печать. Если вы составляете путевые листы по своей форме, измените ее. Скачать бланк и образец заполнения можно у нас.
Минтранс готовит проект изменений по путевым листам. В них появится новый обязательный реквизит – сведения о предрейсовом контроле технического состояния автомобиля. А печать отменят. Бланк путевого листа компании разрабатывают самостоятельно. Но налоговики требуют включать в него все обязательные данные, которые утвердил Минтранс (приказ от 18 сентября 2008 г. № 152). Поэтому компаниям потребуется изменить свой бланк, добавив в него новый реквизит.
Как часто оформлять путевые листы
Периодичность, с которой составляют путевые листы, зависит от того, является организация автотранспортным предприятием или нет.
Автотранспортные компания оформляют путевые листы ежедневно: такие документы действительны в течение одного дня (смены). На более длительный срок путевые листы выписывают только при командировках. Тогда водитель самостоятельно записывает подробный маршрут с указанием соответствующих дат. Это следует из раздела 2 Указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
Организации, которые не относятся к автотранспортным, оформляют путевые листы с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ. Но как минимум один раз в месяц (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51).
По какой форме составлять путевые листы
Если компания не является автотранспортным предприятием, она оформляет путевые листы:
Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано.
Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом они не являются обязательными к применению.
Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен проверить (показания одометра, расход топлива и т. д.) и заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.
Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра – запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Такие отметки необходимо делать независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника). Если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку сделает не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию оштрафуют.
Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).
Как заполнять путевые листы
Посмотрите образец путевого листа (упрощенная форма), который разработала компания:
В таблице мы показали, какие сведения указывать в путевых листах:
Путевой лист легкового автомобиля (форма № 3) | Особенности заполнения разъяснены в письме Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257 |
(форма № 4-с) (зарплата водителю начисляется по сдельным расценкам) |
До выдачи водителю путевой лист заполняет диспетчер (уполномоченный сотрудник). После выдачи – сотрудники организации – владельца автотранспорта и представители заказчика
Путевой лист выдается водителю при условии сдачи предыдущего путевого листа Отрывные талоны заполняет заказчик. На основании отрывных талонов организация выставляет счета на оплату транспортных услуг (к счету должен быть приложен отрывной талон) При перевозке ТМЦ в путевой лист по форме № 4-п необходимо вписать номера товарно-транспортных накладных, а также приложить к путевому листу один экземпляр накладной. Хранить путевые листы нужно вместе с транспортными документами Форма № 4-п рассчитана на выполнение двух заказов в течение одного рабочего дня (смены) |
Путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-п) (зарплата водителю начисляется по повременному тарифу) |
|
Путевой лист специального автомобиля (например, автокрана, бетономешалки, цементовоза и т. п.) (форма № 3 спец.) |
Выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего листа. Отрывные талоны к путевому листу заполняет организация – владелец автомобиля. Они служат основанием для предъявления счета заказчику |
Путевой лист легкового такси (форма № 4) | Содержит показания таксометра. Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист, а по окончании смены возвращает его в диспетчерскую |
Путевой лист автобуса (форма № 6) | Применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах |
Путевой лист автобуса необщего пользования (форма № 6 (спец)) |
Оформляется только для выполнения заказа одной организации. Раздел «Результаты работы автобуса» заполняется при обработке путевых листов лицами, отвечающими за эту работу
Выдается водителю при условии сдачи предыдущего путевого листа |
Путевой лист строительной машины (форма ЭСМ-2) | Применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении зарплаты обслуживающему персоналу |
Нужен ли путевой лист, если сотрудник использует личный автомобиль в служебных целях
Если сотрудник использует свой автомобиль для служебных поездок, ему выплачивают за это компенсацию. В этом случае также нужен путевой лист.
По общему правилу путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы автотранспорта и основанием для начисления зарплаты водителю (раздел 2 Указаний Госкомстата России № 78).
Основанием для выплаты компенсации за использование личного автомобиля сотрудника является приказ руководителя, в котором предусматриваются размеры такой компенсации (письмо Минфина России от 5 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/629). Для получения денег сотрудник должен представить в бухгалтерию копию технического паспорта личного автомобиля.
При этом представители контролирующих ведомств считают, что путевые листы нужны, чтобы подтвердить использование личного автомобиля для служебных поездок и обосновать расходы. Такое подтверждение необходимо для того, чтобы организация могла.
Унифицированной формой документооборота транспортных компаний является путевой лист. Заполнение бланка необходимо для бухгалтеров в целях расчета зарплаты, списания топлива, оформления актов услуг по заказчикам; а также для водителей в целях обоснования законности перевозки грузов. Рассмотрим, какие изменения в путевых листах произошли в 2017 году – порядок формирования документа приведен ниже.
Типовые бланки утверждены Госкомстатом в постановлении № 78 от 28.11.97 г. Форму первичного документа перевозчик вправе разработать самостоятельно, утвердив приказом руководителя. При этом обязательно отражение всех обязательных реквизитов согласно требованиям приказа № 152 от 18.09.08 г. (письмо Минфина № 03-03-06/2/161 от 25.08.09 г.).
Использование новых путевых листов в 2017 году обусловлено изменениями в приказе № 152, которые вступили в силу 26 февраля (Приказ № 17 от 18.01.17 г.). Перечень обязательных реквизитов скорректирован с учетом следующих условий:
В связи с вышесказанными законодательными нововведениями путевые листы с 1 марта 2017 года должны соответствовать перечисленным требованиям. Если форма разработана транспортной организацией самостоятельно, необходимо проверить наличие всех обязательных строк. Если каких-либо показателей в бланке нет, следует доработать документ, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих органов.
Периодичность формирования зависит от специфики деятельности компании. Если предприятие относится к автотранспортным предприятиям, требуется ежедневно выписывать путевые листы – то есть на одну смену. Исключение – отправление водителя в командировку. В этом случае допускается оформление бланка на весь период отсутствия с подробным отражением предстоящего маршрута.
Если же компания не относится к автотранспортным, разрешается составлять путевой лист с заданной периодичностью, необходимость которой определяется хозяйствующим субъектов самостоятельно. К примеру, это может быть декада или месяц, но не более. Наличие путевого листа является обязательным для списания топлива, подтверждения доставки товаров и ТМЦ, обоснования расходов по налогу на прибыль.
Если предприятие владеет (на правах собственности, а также аренды) грузовым автотранспортом, можно использовать различные формы путевых листов – утверждены постановлением № 78:
Обе формы должны содержать сведения о предприятии, водителе, автомобиле, перевозимых грузах и маршрутах. Обязательно вносятся время выезда из гаража/заезда в гараж, показания спидометра, вид используемого топлива и применяемые коэффициенты. Документ удостоверяется уполномоченными лицами – механиком, контролером, диспетчером, медицинским работником, руководителем.
Бланки путевых листов грузового автомобиля можно скачать . Там же можно скачать бланки путевых листов для ИП.
Если в работе компании используется служебный транспорт, требуется оформление путевого листа легкового автомобиля для подтверждения расхода ГСМ, начисления денежной компенсации за использование машин. Документ можно разработать самостоятельно или взять за основу типовую форму путевого листа легкового автомобиля из постановления № 78. Порядок составления предусматривает отражение обязательных сведений и реквизитов.
Обратите внимание! Для работы таксистов предназначается путевой лист по ф. 4. Именно на основании этого первичного документа фиксируется объем фактической работы и начисляется зарплата водителю легкового такси.