Обязательно ли проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства для организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозке, но имеющим на балансе транспортное средство?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Еще не утихли споры о том, нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, как законодатель дает нам новую пищу для размышлений: предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.
Что же это за птица и с чем ее едят?
Напомню, что путевой лист - это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.
Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.
Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.
По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.
Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.
Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.
Каких-то специальных требований законодатель нам не установил. Не сказано, кто этим должен заниматься и как. А значит, все отдано на откуп самим организациям.
По моему мнению, вполне хватит приказа по организации в котором будет назначено лицо, ответственное за проведение такого контроля. Хорошо, если это лицо будет обладать соответствующей квалификацией. Если нет, то ничего страшного, потому что напомню, что законодатель не установил по этому поводу никаких требований.
Приказ о предрейсовом техническом контроле можно сделать по такой форме:
Скачать образец приказа о предрейсовом техническом контроле можно .
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.
Предварительные и периодические нас не интересуют, потому что их проведение никак не отражается в путевом листе, а значит, и не влияет на расходы в целях налога на прибыль. А вот на предрейсовых и послерейсовых осмотрах стоит остановится подробнее.
С предрейсовыми осмотрами все просто: их нужно проводить перед каждым рейсом в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. То есть, если вы не водитель скорой, пожарной, полиции т.п., то перед каждым рейсом пройдите медицинский осмотр. Факт этого будет отражен в путевом листе. А вот послерейсовые осмотры проводятся только у тех, чья работа связана с перевозками пассажиров и опасных грузов.
Перечень опасных грузов можно найти в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Также есть отдельные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов на каждом виде транспорта. Конкретно на автомобильном - это «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) , согласно которым перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).
Обращу внимание, что приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" не действует с 29.12.2016 года.
Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.
Согласно, п. 12 ст. 2 "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), пассажир - это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. С теми пассажирами, которых перевозит служебный транспорт большинства организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозкам, не заключается ни договор перевозки, ни договор фрахтования. Да и какой может быть договор, если лицо работает в организации и едет по служебным делам? Этот закон явно не подходит.
Вторым документом, который регламентирует понятие пассажир, являются «Правила дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Здесь в п. 1.2 сказано, что пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Значит, пассажирами будут являться все сотрудники организации, кроме водителя, которые находятся в служебном транспорте. И выходит, что такому транспорту необходимо проходить послерейсовый контроля за техническим состоянием транспортного средства.
Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист - это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.
С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).
Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547.
Выходящий на дорогу транспорт, перевозящий пассажиров и грузы, всегда находился под пристальным вниманием технического персонала предприятий и государственной автоинспекции. Перед каждым выходом из гаража автомобиль проверяется на наличие неисправностей и только после этого выпускается на линию. Поэтому, журнал предрейсового технического осмотра автомобиля образец которого находится ниже, обязан присутствовать на каждом предприятии, занимающемся перевозками.
Своеобразный дневник содержит данные о техническом состоянии машины перед рейсом и после него. Это позволяет своевременно выявить и устранить неисправности и повреждения.
Ожидается, что в конце нынешнего года наберёт силу распоряжение транспортного министерства, которое урегулирует предрейсовый контроль технического состояния транспорта. Обновлённый порядок прописывает условия проведения процедуры, которая обязана выявить неисправный автотранспорт и запретить его выход со стационарной стоянки.
Список неполадок определён действующим регламентом дорожного движения.
Формуляр включает учёт перечня возможных неполадок:
Список может быть разбавлен и другими элементами ТС, которые перечислены Федеральным законодательным актом «О безопасности дорожного движения». Законодательство предусматривает наказание за нарушение регламента не только водителю, но и руководству предприятия.
Произошедшая дорожно-транспортная авария повлечёт наложение штрафных санкций на проводившего предрейсовую процедуру механика и контролёра, допустившего выход из гаража неисправный агрегат.
Отсутствие у перевозчика специалиста предрейсового осмотра не освобождает компанию от проведения упомянутой процедуры. Организация должна оформить соглашение со специализированным предприятием, которое предоставляет услуги подобного рода.
Предрейсовая процедура имеет целью повысить безопасность грузоперевозок и пассажиров. Она предусматривает тестирование состояния техники перед выходом на дорогу. Имеются в виду не только механические безрельсовые транспортные аппараты для перевозки людей, но и грузовые машины. К данной категории относится и легковые таксомоторы. Последние также подлежат такому освидетельствованию и без его заключения их выезд на дорогу воспрещается.
Результаты проверки заносятся в путевой лист. Документ обязателен для всех видов пассажирского и грузового автотранспорта, находящегося в компании. Запись подтверждается оттиском штампа контролёра технического обследования передвижных средств.
Штамп служит для упрощения регистрации сведений о техническом освидетельствовании перед выездом с основной стоянки. Министерство транспорта разработало типовую форму штампа, однако частные компании вправе иметь индивидуальный вариант, который можно легально приобрести. Шаблон содержит сведения о наименовании предприятия, его реквизиты, прочие атрибуты.
Разумеется, проводить предрейсовое обслуживание имеет право специально подготовленный для этого работник. То же министерство утвердило нормативные документы, где представлены требования к специалисту технического осмотра.
Последний обязан обладать необходимым объёмом знаний, иметь определённые профессиональные навыки, соответствующее образование и обязательный трудовой стаж в такой отрасли.
Словом, контролёр технического освидетельствования должен быть профессионально подкован как в теории, так и в практике:
Понимание технических нюансов позволит дополнить полученный багаж знаний. Контролёр должен иметь образование не ниже уровня среднего специального, сопряжённого с эксплуатацией наземного колёсного транспорта. Ему необходимо иметь опыт работы по данной специфике не меньше одного года.
Исключение делается для техников, прошедших квалификационные курсы подготовки на приобретение данной специальности.
Не каждый индивидуальный предприниматель либо маленькая организация позволит себе содержать в штате контролёра предрейсового освидетельствования. Однако это не должно является законным основанием для игнорирования требований законодательства по выпуску на дорогу неисправного транспортного агрегата.
Компания обязана заключить соглашение с профильным предприятием, специализирующимся на проведении таких работ. Разумеется, частному лицу будет накладно подписать договор с автопредприятием. Поэтому он вправе прибегнуть к помощи сервисного центра либо станции технического обслуживания.
Контракт на освидетельствование выглядит типовой формой. Он содержит информацию о частном предпринимателе или юридическом лице-подписанте, в ведении которого находится наземный транспорт для перевозки людей и грузов.
Договор также оговаривает обязанности автопредприятия, станции, ЧП либо юридического лица. Он также перечисляет их права, обязанности и ответственность, срок действия контракта.
Предваряя заполнение журнала предрейсового технического осмотра, водитель проходит медицинское обследование у врача. Положительные результаты освидетельствования дают право на участие в дорожном процессе. Водитель берёт права, страховое свидетельство, получает путевой лист и направляется к контролёру осмотра, который проверяет технический статус машины.
Предрейсовое техническое освидетельствование выполняется этими работниками совместно. Их задача заключается в диагностировании определённых узлов и агрегатов перед отправкой автомобиля на дорогу.
Таковыми механизмами и системами проверяются:
Отсутствие неполадок позволяет перейти к проверке обязательного набора водителя.
Поэтому нужно знать, что упомянутая комплектация обязана содержать ряд обязательных атрибутов:
Новые главы законодательства обязывают иметь светоотражающий жилет, либо снабжённый таковыми полосами. Это обезопасит водителя в ночное время суток при возникновении аварийной поломки.
Положительный результат прохождения наземным транспортом экспертизы фиксируется на путевом листе оттиском штампа «Транспорт прошёл предрейсовый осмотр».
Подобная запись появляется в специальном разделе учёта предрейсовых освидетельствований.
Бланк документа можно скачать в интернете.
Вести журнал правильно предполагает учёт и контроль следующей информации:
Сведения подтверждаются подписью водителя и контролёра. При необходимости, в журнал вносится дополнительная информация.
Автомобильные парки практикуют и послерейсовую техническую экспертизу, которую также необходимо внести в журнал. Приказом по предприятию оговариваются правила и условия её проведения.
Чтобы организовать работу по предрейсовому освидетельствованию автомобилей и водителей, управление компании издаёт соответствующее распоряжение. Законодательство не предусматривает унифицированной формы приказа, поэтому он выражается в свободном изложении.
Руководитель назначает ответственных лиц за проведение экспертизы, определяет правила заполнения необходимой документации. Разумеется, что свободная форма все же тяготеет к образцам документов, используемых транспортным министерством.
Распоряжения устанавливают необходимые минимальные знания для технического контролёра. Их издание обуславливается необходимостью подготовки своего работника либо включением его в штатную единицу как готового специалиста. Перечисленные распоряжением лица должны ознакомиться с содержанием приказа и в графе «Ознакомлен» и поставить подпись.
Распоряжение транспортного министерства РФ о предрейсовом освидетельствовании действует в 2018 году. Оно причисляет к обязательным условиям предрейсового осмотра регламент заполнения путевых листов.
Таким же условием является наличие оттиска штампа о прохождении предрейсового освидетельствования.
Оттиск должен содержать дату экспертизы, подпись проводившего её механика.
Находящийся в кабине путевой лист служит своеобразным контролем для водителя.
Документ фиксирует:
В нем присутствует отметка о прохождении предрейсового освидетельствования.Поэтому этот лист выдаётся водителям всех организаций, которые занимаются пассажирскими и грузовыми перевозками.
Отсутствие путевого листа угрожает водителю штрафной санкцией до 500 р., ответственному же за процедуру освидетельствования водителя и ТС- 20 тысячами. Автотранспортная компания может разориться на целых 100 000, если виновником окажется её руководство.
Забывчивость водителя пройти медицинское освидетельствование обернётся ему взысканием 3 000, а должностному лицу - 5 тысяч рублей. Если же в отсутствии медицинской процедуры виновна организация-перевозчик, штраф возрастает до 30 000.
Дополнительным наказанием может послужить отказ страхового агентства выплатить компенсацию водителю при совершении дорожно-транспортной аварии со ссылкой на отсутствие путевого листа либо соответствующих в нём отметок.
Иванов Руслан
Слесарь-автомеханик, стаж более 27 лет
Написано статей и ответов
Проводить предрейсовый контроль технического состояния автотранспортных средств обязан каждый работодатель, эксплуатирующий на законном основании транспортные средства. Объясним, как правильно зафиксировать результаты такого контроля в журнале.
Читайте в нашей статье:
Если же контролер ТС выявит или заподозрит наличие хотя бы одного несоответствия, он обязан указать в журнале, что допуск к движению запрещается. ФИО водителя в этом случае не заполняется, вместо его подписи должна быть сделана запись о направлении автомобиля на ремонт, с указанием сервисной мастерской. Пока транспорт не будет отремонтирован, он не должен покидать автотранспортной мастерской, о чем будет свидетельствовать показание одометра.
Журнал заполняет контролер по ПК автотранспортных средств. Сведения о проведенном КТС и месте его проведения фиксируются в журнале регистрации, а также . КТС при выпуске на и возврате с поездки проводится контролером, назначенным приказом по организации.
Контролер ТС относится к перечню должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения в организации. Техническому контролю работник обучается в объеме программы подготовки автомехаников «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».
Контролера также можно назначить из числа специалистов, имеющих специальность «Техника и технологии наземного транспорта», но тут необходимо уже наличие опыта контроля и обслуживания транспортных средств не менее 12 месяцев. Тем, кто имеет диплом «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», предыдущий годовой опыт работы механиком-ремонтником ТС не потребуется.
Поскольку контролер относится к работникам, осуществляющим контроль за выполнением работ, он должен пройти обучение один раз в три года в учебном центре по охране труда, как того требует второй абзац пункта 2.3.2 .
Отсутствие журнала является административным правонарушением. Непроведение контроля ТС может обернуться как административным штрафом, так и уголовным наказанием. Эта обязанность указана в статье 20 . Если не выполнить осмотр перед выездом, работодатель будет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного .
Внимание, штраф!
Нарушение требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств или нарушения в ведении журнала регистрации влекут наложение административного штрафа на водителя ТС в размере 3 тысяч рублей, на контролера, ответственного за обеспечение БДД – 5 тысяч рублей, на юридических лиц – 30 тысяч руб.
Если в ДТП с участием неисправного автомобиля пострадают люди, лицо, виновное за выпуск на линию, будет нести уголовную ответственность.
Количество:
В наличии
X
Вы опять заказали тонкий журнал.
Возможно, Вам нужен журнал с большим количеством страниц и другими характеристиками.
Просим воспользоваться
калькулятором
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
С 21 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 20 декабря 2017 года № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный закон внёс изменения в Статью 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения».
Одновременно с этим, с 21 декабря 2018 года, Министерство транспорта РФ выпустило Приказ от 8 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». Этот Приказ пришел на смену утратившему силу Приказу Минтранса России от 6 апреля 2017 года № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств».
Новый Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) . То есть теперь Порядок касается всех организаций эксплуатирующих автомобильный транспорт. Предыдущий же порядок распространялся только на организации занимающиеся перевозочной деятельностью.
По своей сути новый Порядок незначительно отличается от предыдущего. В данной статье рассмотрим только ключевые изменения.
Предрейсовый и предсменный контроль
К понятию «Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств» добавился «Предсменный контроль технического состояния транспортных средств». В Приказе № 141 это понятие отсутствовало, хотя в других нормативных документах это понятие существует давно. Например, Предсменный медицинский осмотр водителей есть в приказе Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»». Ну а теперь рассмотрим различия этих двух понятий, которые перечислены в пунктах 3-6 Порядка:
Из этих пунктов делаем следующие выводы:
То есть сколько бы рейсов не совершал водитель за одну рабочую смену (рабочий день), контроль технического состояния проводится один раз, в начале рабочей смены (рабочего дня), перед выездом с места стоянки на которую он вернется по окончании смены.
Еще одно важное изменение касается работы нескольких водителей. Если на автомобиле работают одновременно несколько водителей, то контроль технического состояния проводится только один раз перед началом работы первого водителя.
Перечень проверок при проведении контроля
В пункте 10 Порядка перечислены все проверки которые необходимо провести при проведении контроля. По сравнению с предыдущим Порядком есть только одно изменение — более подробно описана проверка внешних световых приборов:
В старом порядке формулировка была проще, и при проведении предрейсового контроля проверялась только:
Отметка в путевом листе
Есть еще одно малозаметное но важное изменение — отметка в путевом листе. В новом Порядке пункт об отметке выглядел следующим образом:
Ранее, в старом Положении, пункт об отметке в путевом листе имел следующий вид:
Изменилась формулировка в отметке о результате осмотра. Изменение не значительное, но контролирующий орган может обратить внимание на это.
Отметка в журнале регистрации результатов контроля технического состояния
В соответствии с пунктом 15 Порядка субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств должен содержать следующие реквизиты:
По сравнению с предыдущим Порядком в журнале убрали одну строку — «подпись водителя транспортного средства». Теперь эта строка не является обязательным реквизитом журнала.
Любой журнал учета который ведется в бумажном виде должен быть прошнурован и пронумерован, но почему-то такое требование отсутствовало в предыдущем Порядке. В пункте 16 нового Порядка утвержденного приказом № 296 сказано что:
Ведение журнала в электронной форме
Еще одно изменение касающееся ведения журнала. Теперь, согласно пунктов 16 и 17 Порядка, журнал можно вести в электронном виде, но при этом он должен заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью. Если же журнал ведется в обычном бумажном формате то он должен быть прошнурован и пронумерован:
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты» , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим