Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Законодательство не стоит на месте, и вот с 1 июля 2017 года введены новые штрафы за несоблюдение требований Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ (далее - Закон №152). Что нужно сделать уже сегодня, чтобы избежать административную ответственность?

Кого могут наказать?

Согласно Закону №152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Обработка персональных данных - любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся физлицу, в том числе:
- ФИО (вместе и даже по отдельности);
- дата рождения;
- адрес;
- телефон;
- email;
- фотография;
- ссылка на персональный сайт;
- ссылка на профиль в социальных сетях.
Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта, имеющий форму обратной связи, или любой работодатель является оператором персональных данных, и как следствие, обязан соблюдать требования Закона №152, так как попадает под административную ответственность.
Следует также различать: если физическое лицо записывает контакты своих знакомых в блокнот, чтобы просто не забыть поздравить их с днем рождения - это не сбор персональных данных. Если то же лицо выступает в качестве ИП, оказывая частные услуги на дому, к примеру, делает маникюр, и ведет такую запись - это сбор персональных данных. У клиентов в этом случае надо спрашивать согласие на него и нести ответственность за разглашение, если таковое случится.

За что могут наказать?

Кто может наказать?

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
Плановая проверка Роскомнадзора осуществляется не чаще 1 раза в 3 года. Таким образом, если в указанный период в вашей компании она проводилась и в дальнейшем вы не допускали каких-либо нарушений, в ближайшее время ожидать проверки не стоит. Если же за последние 3 года инспекторы не были у вас в гостях, то самое время подготовиться к их визиту. Но никогда не стоит забывать о внеплановых проверках, по заявлению или жалобе физических лиц. О внеплановой проверке Роскомнадзор предупреждает за 24 часа.
К сведению. Помимо Роскомнадзора проверить соблюдение работодателем требования законодательства в области персональных данных может Роструд. Положениями гл. 14 ТК РФ (наравне с Законом №152-ФЗ) определены требования к обработке персональных данных работников и гарантии их защиты. Инспекторы по труду наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, в случаях нарушения трудового законодательства (пп. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) осуществляет надзор за техническими средствами обработки персональных данных за исключением криптографических средств. Кроме того, полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обес-печению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах наделена ФСБ РФ.
Надзорными полномочиями в сфере персональных данных обладает прокуратура в силу статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. №2202-1.

Какие персональные данные вправе получить работодатель?

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:
- в паспорте;
- в военном билете (у военнообязанных);
- в свидетельстве о присвоении ИНН;
- в страховом пенсионном свидетельстве;
- в документах об образовании;
- в водительском удостоверении и документах на машину, если это требуется в связи с исполнением трудовой функции;
- в медицинской справке о прохождении медицинского осмотра (медицинской книжке), если это необходимо в связи с исполнением работником трудовой функции.
Вся эта информация относится к персональным данным, и ее можно получить только от сотрудника. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в пункте 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.
Работодатель не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника, например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в пункте 4 час-ти 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и статье 10 Закона №152.
Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать треть-им лицам без согласия на то сотрудника (ст. 7 Закона №152-ФЗ).

К сведению:
Все документы, содержащие персональные данные работников, такие как личные дела, картотеки, учетные журналы, следует хранить в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников нужно хранить в сейфе отдельно от личных дел.

Как обеспечить защиту персональных данных работодателю?

Рассмотрим, что нужно предпринять в хозяйстве в связи с защитой персональных данных сотрудников и других физлиц.
1. До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных:
- обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
- сделанных сотрудниками общедоступными;
- полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
- относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
- включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
- необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
- включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
- обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.
Форма уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, а также порядок ее заполнения утверждены приказом Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. №94. Кроме того, подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в уведомлении, приведен в части 3 статьи 22 Закона №152-ФЗ. Работодатель может направить уведомление в бумажном виде в адрес территориального органа Роскомнадзора или в электронном виде через портал персональных данных (ч. 3 ст. 22 Закона №152-ФЗ).
2. Закрепить порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных в локальном акте организации. Например в положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального Закона №152-ФЗ).
Отсутствие в организации локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановления Московского городского суда от 29.08.2011 №4а-1743/11, 4а-1742/11, ФАС МО от 27.11.2006 №КА-А40/11424-06 по делу №А40-17389/06-146-165, от 01.11.2006, 08.11.2006 №КА-А40/10787-06 по делу №А40-32068/06-96-156).
3. Назначить работника, ответственного за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Это может быть сотрудник отдела кадров, который взаимодействует с личными делами сотрудников. Он будет получать согласие работников на обработку персональных данных, вести карточки сотрудников и т.д.
4. Подготовить шаблон согласия на обработку персональных данных. Без него запрашивать личные сведения физлиц нельзя. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона №152-ФЗ):
- ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате и месте выдачи документа;
- наименование или ФИО и адрес работодателя, который получает согласие сотрудника;
- цель обработки персональных данных;
- перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
- наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
- перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
- срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
- подпись работника.
Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных:
- третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника;
- в налоговые органы;
- военные комиссариаты;
- по запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем;
- по мотивированному запросу органов прокуратуры;
- по мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности;
- по запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности;
- в органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом;
- в случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку;
- для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать
персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников.
Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.
Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.

Как работать с персональными данными на сайте?

Действия фактически аналогичны.
1. Подать уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор.
2. Если у вас на сайте есть какие-либо формы сбора ПДн, то под каждую из них нужно поставить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и окошко для галочки.
3. Сопроводить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» гиперссылкой на документ, в котором прописываются условия обработки персональных данных. Это может быть как пользовательское соглашение, согласие на обработку персональных данных, так и договор, политика конфиденциальности, так и часть оферты - название не столь принципиально.
4. Подготовить текст документа с условиями обработки персональных данных. (согласно ст. 9 Закона №152-ФЗ, описано выше).
5. Подготовить документ под названием Политика в отношении обработки персональных данных (об этом обязательстве оператора прямо говорится
в п. 2 ст. 18.1 Федерального закона №152-ФЗ) и разместите его на сайте в свободном доступе.

Что еще поможет избежать нарушение закона?

1. Сообщить по запросу человека, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали.
2. Удалить данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.
3. Хранить базы данных в надёжном месте, защищать их от взлома и утечки (требования определены законодательством!).
4. Обучить сотрудников работе с персональными данными.
5. Не использовать документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели использования персональных данных необходимо прописать свои. То, что требуется типографии для оформления заказа или интернет-магазину для доставки товара, не понадобится для e-mail рассылки. Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.
6. И самое главное: лучше привлечь специалистов, которые проведут анализ деятельности компании, выявят все недостатки и нарушения, и помогут составить все необходимые документы, уведомят территориальный орган Роскомнадзора.

Материал подготовлен с помощью СПС Консультант Плюс.
Партнер рубрики «Аграрное право»

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

С 1 июля 2017 года существенно ужесточена ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Это следует из положений Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ). Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Как подготовится к изменениям? Увеличатся ли штрафы? Кто будет выявляться нарушения в обработке персональных данных? Давайте разбираться.

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Какая ответственность применяется к работодателям

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ). Разберем каждую из этих видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности за нарушения при работе с персональными данными можно привлечь к ответственности работников, которые в силу трудовых отношений обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). То есть, привлечь к ответственности можно, к примеру, менеджера отдела кадров, которому поручена соответствующая работа. За дисциплинарный проступок сбора, обработки и хранения персональных данных работодатель может наказать своего работника, применив к нему одно из следующих взысканий (ч.1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 1 июля 2017 года невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, является самостоятельным административным нарушением. Оно влечет предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 5: уточнения или блокировка

Статья 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что в ряде случаев оператор обязан уточнять, блокировать или уничтожать персональные данные физических лиц.

С 1 июля 2017 года введен новый вид административного нарушения – невыполнение оператором требования субъекта персональных данных или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении данных (если данные неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки). Такие действия с 1 июля 2017 года влекут т предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 6: сохранность персональных данных

Многие работодатели собирают персональные данные работников только «на бумаге» и не ведут никакой автоматизированной обработки, не имеют специальных программ для обработки и за данных. С 1 июля 2017 года законодатели выделили для таких операторов (в частности, работодателей) новый вид правонарушения за необеспечение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по сохранности персональных данных при хранении их материальных носителей, если это привело к неправомерному или случайному доступу к персональным данным. А это, в свою очередь, послужило причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения либо иного неправомерного действия. Если это произошло, то административная ответственность может наступить в виде административного штрафа:

Нарушение 7: обезличивание

В исключительных случаях, предусмотренных законодательством, государственные и муниципальные органы должны обезличивать персональные данные, которые обрабатывают в своих информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (подп. «з» п. 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211). К таким случаям относится, например, необходимость государственных и муниципальных органов размещать в открытом доступе документы, содержащие персональные данные, допустим, обезличенные копии судебных актов (п. 3 ст. 15 Закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ).

Под обезличиванием персональных данных можно понимать процесс, в результате которого становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному человеку (ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С 1 июля 2017 года невыполнение должностными лицами государственного или муниципального органа – оператора персональных данных обязанностей по обезличиванию персональных данных либо за нарушение требований к этому процессу – административное нарушение. Возможна ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Получается, что административные штрафы с 1 июля 2017 года существенно увеличились. При этом установили новые размеры штрафов в зависимости от вида совершенного правонарушения. Так, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3000 до 20 000 руб., ИП – на сумму от 5000 до 20 000 руб., организации – на сумму от 15 000 до 75 000 руб. Причем привлекать в ответственности могут по разным составам правонарушений. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

До 1 июля 2017 года максимально возможный административный штраф составлял для организаций – 10 000 рублей. И состав нарушения в статье 13.11 КоАП РФ был одним.

Привлекать к ответственности станет проще

До 1 июля 2017 года возбуждать дела по административным делам, связанным с персональными данными, по статье 13.11 КоАП РФ был вправе исключительно прокурор. Это предусмотрено частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ. С 1 июля 2017 года участие прокурора будет необязательным. С указанной даты дела по статье 13.11 КоАП будут вправе возбуждать должностные лица Роскомнадзора. Такая поправка внесена комментируемым законом в пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Следовательно, процедура привлечения к ответственности по делам о персональных данных становится проще.

Алексей Кондратов
Сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса сайт, специалист в области защиты персоальных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса.

Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в российском Кодексе Административных правонарушений. Увеличились размеры взысканий за нарушения по закону №152-ФЗ «О защите персональных данных», изменились некоторые формулировки. Новые правила заставили многих владельцев сайтов забеспокоиться о том, насколько их ресурсы соответствуют нормам закона. Пробуем разобраться.

Начнем с небольшой вводной информации. 152-ФЗ – первый в России современный закон о персональных данных. Он начал разрабатываться в 2000 году и вступил в силу 27 июля 2006 года. Основным положением закона стало обязательное согласие человека на обработку информации о нем в любых целях. Во время разработки 152-ФЗ были введены два новых термина, которыми закон оперирует до сих пор – субъект персональных данных и оператор персональных данных. Легко догадаться, что субъект – человек, личность которого можно установить, используя определенную информацию. Оператором же может стать как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет доступ к личным данным субъекта. Последнее определение крайне важно для нас, поэтому остановимся на нем подробнее.

Кто по закону 152-ФЗ считается оператором персональных данных?

Органы государственной власти и муниципального управления, суды, образовательные и медицинские учреждения, работодатели, любые компании и организации, предоставляющие персональные услуги: банки, юридические фирмы, операторы мобильной связи, строительные компании, интернет-ресурсы – всё это операторы персональных данных, поскольку они в разной мере имеют доступ к личной информации людей.

Какие персональные данные пользователей могут быть на вашем сайте?

Чаще всего под персональными данными (ПДн) понимаются:

Также к персональным данным относятся сведения:

Обезличенные персональные данные и автоматически собираемая информация:

  • e-mail,
  • IP-адрес,
  • геолокация,
  • файлы cookie.

Какие есть формы сбора персональных данных на сайте?

  • Форма регистрации.
  • Форма заказа.
  • Форма обратной связи.
  • Кнопка «Заказать обратный звонок».
  • Форма подписки на e-mail рассылку.

Размеры штрафов после изменений 1 июля 2017 года

Номер статьи

Возможные нарушения

Размер штрафа

ч.1 ст.13.11 КоАП

  • Запрос сканов документов у посетителей сайта.
  • SMS- и e-mail рассылка без согласия клиента.
  • Любая дезинформация пользователей относительно цели ввода данных в форму на сайте.

Для физ. лиц - до 3 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

ст.13.11 КоАП

  • Обработка, сбор и хранение любых ПДн, в том числе IP-адресов и cookie, без электронной подписи пользователей.
  • Отсутствие на сайте документов «Политика конфиденциальности» и «Пользовательское соглашение».
  • Несоответствие документов требованиям закона, которое может возникнуть из-за ошибок при составлении.
  • Отсутствие дисклеймера при первом посещении сайта пользователем.

Для физ. лиц - до 5 т.р.

Для юр. лиц - до 75 т.р.

ч. 3 ст.13.11 КоАП

  • Отсутствие свободного доступа к Политике конфиденциальности для каждого посетителя сайта.

Для физ. лиц - до 1.5 т.р.

Для ИП - до 10 т.р.

Для юр. лиц - до 30 т.р.

ч. 4 ст.13.11 КоАП

  • Отказ, игнорирование или ложь в ответ на требование пользователя предоставить полную информацию о том, как хранят и обрабатывают его персональные данные.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 15 т.р.

Для юр. лиц - до 40 т.р.

ч. 5 ст.13.11 КоАП

  • Отказ удалить ПДн из публичного доступа по желанию пользователя.
  • Другие действия, нарушающие право субъекта отозвать согласие на обработку ПДн.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 45 т.р.

ч. 6 ст.13.11 КоАП

  • Хакерская атака, взлом базы данных третьими лицами, распространение ПДн пользователей.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

При совершении уголовного преступления к штрафу прибавляются дополнительные меры взыскания, в том числе блокировка ресурса и арест нарушителя.

Как это работает?

Чтобы выявить нарушения, Роскомнадзор проводит плановые, внеплановые (по заявлениям граждан) и документарные (с запросом документов) проверки сайтов. Например, в ходе проверки в 2016 году «Тамбовскую городскую юридическую компанию» оштрафовали за размещение формы обратной связи без сопроводительных документов, а зимой 2017 года за подобные нарушения были оштрафованы несколько астраханских сайтов.

Как избежать штрафа и блокировки сайта: 5 шагов

  1. Перенесите базы данных на российские сервера. Это требование закона N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нарушение закона может привести к блокировке ресурса – так, например, прекратила свою деятельность на территории России деловая социальная сеть LinkedIn.
  2. Составьте два документа – «Политику обработки персональных данных» и «Пользовательское соглашение». Обратите внимание, что публичная оферта заменяет документ о политике конфиденциальности. Крайне важно, чтобы документы не содержали в себе фактических и юридических ошибок. Лучше всего доверить эту работу профессиональному юристу. В 9 статье закона указано, что виртуальный документ равнозначен документу на бумажном носителе, поэтому никаких физических документов не потребуется.
  3. Подключите форму с согласием на обработку ПДн и обязательным чекбоксом ко всем полям сбора персональных данных на сайте.
  4. Убедитесь, что страница с «Политикой обработки персональных данных» доступна для прочтения каждому пользователю сайта.
  5. Отправьте бумажное и электронное уведомление в Роскомнадзор по установленной форме – ее можно найти на сайте Роскомнадзора. В соответствии со 22 статьей закона этот пункт является обязательным.

Если вы сомневаетесь в своей юридической компетенции или просто не хотите тратить много времени на формальности, есть более простое и практичное решение проблемы – сервис . Это простое, дешевое и быстрое решение для Вашего сайта и бизнеса.

Среди наших предложений, Вы, наверняка, сможете подобрать удобное Вам. Если Вы не хотите затягивать с решением проблемы, то можете уже сейчас. Возникающие юридические вопросы можно задать по телефону нашей службы поддержки 8 800 100 43 45 или ниже в форме комментариев.

Рано или поздно с вопросом обработки персональных данных сталкивается любой интернет-предприниматель. Когда проект набирает критическую массу клиентов, приходится задумываться о том, как привести документы на сайте в порядок. Но на практике дело не ограничивается лишь размещением в Сети оферты или описаний правил работы сайта.

Алексей Талан

Всем известно, что на сайте должен присутствовать документ, который регламентирует правила обработки и хранения добровольно переданных клиентами данных. Но о том, что дальше делать с этим данными, и как правильно обеспечивать их сохранность и безопасность, знают далеко не все.

Закон о персональных данных

Когда вы регистрируетесь на сайте, который принадлежит российской компании, то практически любая информация, которую вы указываете о себе, подпадает под действие Федерального закона РФ №152 «О персональных данных». Это означает, что владелец ресурса, будь то интернет-магазин, социальная сеть или «облачный» сервис, обязан защищать вашу личную информацию от злоумышленников и не раздавать направо и налево.

Негативных примеров того, как обращаются с личной информацией - масса. Взять хотя бы поток SMS-предложений от сервисов такси или турагентств.

Но бывают случаи посерьезнее, причем вызваны они могут быть ошибкой программистов. Так, в прошлом году в Сеть утекли десятки тысяч SMS, отправленных с сайтов операторов сотовой связи. В сообщениях, которые легко можно было найти в Яндекс или Google, обнаруживались паспортные данные и пароли к социальным сетям. Информацию клиенты вам могут предоставлять разную, от имени и фамилии, до данных по пластиковым картам и даже истории болезней. Чем важнее информация - чем выше за нее ответственность.

Кратко о законе

С точки зрения владельцев сайта закон - головная боль, особенно для начинающих предпринимателей, у которых к хронической нехватке денежных средств добавляется отсутствие опыта в решении бюрократических задач.

Полную версию закона можно изучить . Мы же приведем краткую информацию, написанную обычным человеческим языком.

Основные определения

Персональные данные (ПД) - информация, которая определяет физическое лицо. Например:

  • фамилия, имя, отчество,
  • год, месяц и дата рождения,
  • адрес,
  • социальное положение,
  • доходы,
  • телефон,
  • образование и т.д.
Оператор персональных данных - организация, государственная или частная, или физическое лицо, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. В нашем случае - это интернет-магазин, социальная сеть или онлайн-сервис, например, «Яндекс.Метрика».

Субъект персональных данных - физлицо, которое передает личные данные оператору.

Устаревшие и актуальные требования: будьте внимательны

При попытке подробнее узнать о законе ФЗ №152, первым делом в поисковике обнаруживаются статьи, в которых рассказывается о классах, категориях и объемах ПД.

Эти термины использовались в совместном приказе Минкомсвязи ФСТЭК и ФСБ, который в народе назывался «Приказ Трех». Документ перестал действовать с выходом Постановления Правительства 1119 от 1 ноября 2012 г, в котором на смену классам пришли уровни защищенности (УЗ).

УЗ сейчас описаны для всех видов информационных систем. Это значит, что операторы могут самостоятельно определить уровень защищенности для своего интернет-сервиса. Чего пока не хватает - так это конкретных требований по защите для каждого уровня УЗ. Пробелы закроют следующие постановления.

По словам нашего эксперта Андрея Прозорова из IBS Platformix, прошлые требования к защите классов формально утратили силу. Тем операторам, которые уже провели комплекс мер по защите сервисов, эксперт советует следующее:

1. Актом или протоколом утвердить УЗ и указать дополнительные свойства информационной системы согласно ПП1119.

2. Дождаться новых требований к защите ИСПД и надеяться, что переделывать придется немного.

Подробно изучить классификацию УЗ можно в блоге Андрея , я же, чтобы не утомлять читателя, приведу ниже таблицу и дам краткие пояснения.

Уровней защищенности - четыре, аналогично количеству классов, которые использовались ранее. УЗ определяются на основе актуальных угроз (АУ), количества обрабатываемых ПД в системе, типа ПД и чьи именно ПД оператор обрабатывает - сотрудников или клиентов. Разложим по полочкам.

Актуальные угрозы:

1-2 уровни связаны с наличием закладок в программном обеспечении, то есть недекларированных возможностей. Это лазейки, через которые можно получить доступ к сайту. Эти угрозы, очевидно, присутствуют в любом сервисе.

3 уровень - все остальные менее значимые угрозы.
Определение уровня АУ связано с определением возможного вреда от несанкционированного использования ПД.

Количество персональных данных

  • Больше или меньше 100 000 субъектов.
Тип персональных данных
  • Биометрические (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых оператор может установить личность субъекта персональных данных).
  • Специальные (религиозные взгляды, состояние здоровья, расовая принадлежность и т.д.).
  • Общедоступные (получаемые из общедоступных источников в соответствии с 152-ФЗ).
  • Другие.
Чьи персональные данные

В ИСПД могут использоваться данные сотрудников, или же данные клиентов, допустим, в записях заказов интернет-магазинов.

Таблица. Определение уровня защищенности ИСПД (правые колонки)

Меры по защите персональных данных

Очевидно, что кардинально меры по защите ПД с переходом на УЗ не изменятся. Расскажу об общих принципах защиты.

Помните: чем больше ПД вы собираете, тем больше мер придется принять. Поэтому стоит подумать, без каких сведений вы можете обойтись, чтобы снизить риски и объем работы. Кроме того, в некоторых случаях ПД стоит разнести по разным базам данных и уменьшить срок хранения сведений о пользователях.

Разделить меры можно на два вида: организационные и программно-технические. К первым относятся:

  • классификация информационной системы,
  • выявление возможных угроз,
  • создание плана действий по защите данных и должностных инструкций,
  • утверждение перечня лиц, которые допущены к обработке ПД.
К программно-техническим можно отнести:
  • проверку оборудования,
  • установку сертифицированных антивирусов, сетевых экранов и криптографических средств,
  • налаживание системы разграничения доступа, регистрации и учета,
  • использование средств защиты от утечек информации по различным каналам.
Что и в каком количестве необходимо устанавливать определяется на шаге выявления угроз и типа хранящихся ПД. Лучше всего отдать задачу по защите данных на аутсорс - то есть в стороннюю организацию с лицензией ФСТЭК. Цена вопроса для самых-самых личных данных (класс 1 по старой классификации) начинается примерно от 300 000 рублей.

Помимо работы по установке сертифицированных антивирусов, сетевых экранов и спецприложений, аутсорсеры оформят за вас кучу бумаг, которые будут свидетельствовать о принятых мерах. Это могут быть должностные инструкции, приказы, акты о ликвидации ПД клиентов, подтверждения покупки сертифицированных программ и т.д. Если случится прокол, вы всегда сможете подать в суд на подрядчика и переложить на него часть ответственности.

Ответственность за нарушение персональных данных (за работу сайта без проведения защитных мер) многогранна, в основном проходит по административной линии (штрафы, предписания, приостановка деятельности предприятия). При этом наказывается нарушение требований по защите ПД. Поскольку явного требования к лицензированию и аттестации нет, то за это прямо не наказывают. Наказывают за отсутствие мероприятий по защите (отсутствие документов, регламентов, процедур, технических мероприятий).

Что нужно для работы сайта

Хорошая новость: чтобы собирать персональные данные для интернет-магазина или онлайн-сервиса, никакая лицензия не требуется. Необходимо лишь провести мероприятия по защите данных.

Получать лицензии ФСТЭК и ФСБ России необходимо только в том случае, если вы оказываете услуги по технической защите информации. Например, помогаете интернет-сервисам правильно организовать работу с ПД или обещаете клиентам защищать их данные.

Примеры таких лицензий можно посмотреть на сайтах хостинг-провайдера nic.ru , сервиса онлайн-дневников dnevnik.ru и компании «ОнЛайн Защита» .

Оферта на сайте необходима, если вы запрашиваете у пользователя любые личные данные. Примеры и варианты реализации таких договоров стоит смотреть на крупных сайтах. Нам понравилось, как это сделано на tcsbank.ru. Написано кратко и доступно для пользователя, что встретишь редко.

Сервис обязан уведомить субъекта, с какой целью и в каком порядке будут использоваться его персональные данные. Это не обязательно делать отдельным документом, можно включить в общие правила сервиса.

Следует обратить особое внимание и на то, как хранятся у вас персональные данные клиентов. Удостоверьтесь, что к ним не имеют доступ поисковые роботы (проверьте хотя бы файл правил для поисковиков robots.txt, который находится в mysite/robots.txt). Также убедитесь, что доступ к личным данным клиентов имеют только те сотрудники, которым это требуется.

Основные части оферты

В этой главе я перечислю основные моменты, которые должны присутствовать в оферте о персональных данных. Примеры можно посмотреть по ссылкам выше.

Если вашим сервисом могут воспользоваться несовершеннолетние - внесите пункты, что требуется согласие родителей или опекунов.

Укажите дальнейший маршрут данных пользователя: будут ли они передаваться третьим лицам и аффилированным компаниям.

Кратко опишите, для чего и сколько времени собираетесь хранить данные, а также как клиент может затребовать удаление данных.

Опишите, какие данные и с какой целью предоставляет пользователь.

Итого

Оказывается, работать с персональными данными не так страшно и затратно, особенно если у вас небольшой проект. Для большинства сервисов достаточно разработать оферту и усилить контроль за программистам, чтобы внутренние страницы клиентов не стали достоянием Google.

Главное же, что надо помнить: чем меньше сведений вы собираете - тем безопаснее работа для вас, как оператора.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ