Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Повышение акцизов на алкоголь стало одной из самых горячо обсуждаемых тем за последний год. Эксперты высказывались и «за», и «против» такой меры, указывая на возможные последствия. Действительно, акциз на алкоголь является одним из самых «интересных» сборов, поступающих в казну государства. В этой статье мы рассмотрим, как он начисляется, какие функции выполняет и какое будущее ждёт акцизы в 2019-2021 гг.

Экономический смысл

Бытует мнение, что акцизами облагаются самые популярные товары массового потребления. То есть якобы государство руководствуется логикой «вот этот товар потребляют в большом количестве – обложим его акцизом и получим много поступлений в бюджет». Акцизные товары действительно приносят бюджету много денег, но логика здесь совершенно иная. Изначально акцизами облагаются вредные товары, которые в будущем принесут государству дополнительные проблемы и расходы.

Рассмотрим на примере алкоголя. Допустим, в государстве не будет акцизов на алкоголь и спиртные напитки станут в разы дешевле и доступнее. Это приведёт к тому, что граждане, которые воздерживались от их употребления по причине дороговизны, станут пить больше. Участятся случаи возникновения алкогольной зависимости.

Казалось бы, это личная проблема каждого. Все понимают, что алкоголизм грозит букетом болезней. Однако для государства потенциальные алкоголики – это множество расходов:

  • если человек от алкоголизма заболеет и оформит больничный, государству придётся оплачивать больничный лист (3 дня за счёт работодателя, а потом за счёт ФСС);
  • если человек потеряет работу и встанет на учёт в службе занятости, государство будет выплачивать ему пособие по безработице;
  • если человек приобретёт серьёзное заболевание и утратит трудоспособность не временно, а постоянно, государство будет выплачивать ему пенсию по инвалидности;
  • если человек умрёт в результате приобретённого заболевания, и у него останутся несовершеннолетние дети, то государству придётся выплачивать пенсию по потере кормильца, содержание в детдоме, пособия опекунам.

Таким образом, алкогольная зависимость граждан может обернуться для государства огромными расходами. Поэтому логично, что правительство через повышение акцизов на алкоголь пытается сделать спиртные напитки менее доступными, чтобы граждане меньше пили и не пристращались к алкоголю.

Но есть и обратная сторона монеты. Всегда существуют люди, которые уже имеют алкогольную зависимость и не в состоянии отказаться от пагубной привычки даже тогда, когда их уровень дохода не позволяет приобретать нормальный алкоголь. В таком случае они переключаются на алкоголь содержащие вещества, которые изначально не предназначены для употребления внутрь. Это оборачивается для государства ещё большими проблемами, а также вызывает широкий общественный резонанс.

Яркий тому пример – массовое отравление метанолом в Иркутске, которое случилось в декабре 2016 года. 76 человек погибли из-за того, что выпили концентрат для ванн «Боярышник», в составе которого ранее был этиловый спирт, но тут в продажу поступила партия с метанолом и антифризом в составе. Тот случай в очередной раз привлёк внимание общественности к минусам повышения акцизов на алкоголь – все больше зависимых людей начинают употреблять спиртосодержащие жидкости, не пригодные для питья.

Поэтому государство в акцизной политике должно балансировать между двумя крайностями – акцизы должны быть достаточно высокими, чтобы не допускать массового возникновения алкоголизма, но в то же время нельзя поднимать акцизы абсолютно на все, иначе люди с алкогольной зависимостью начинают переходить на подобные суррогаты.

Что происходит со ставками акцизов на алкоголь в РФ в 2019-2021

Изначально говорилось, что ставки акцизов заморожены до конца 2019 года и расти не будут. Однако в 2018 году Минздрав внёс предложение о повышении ставок, что вызвало бурные обсуждения. Например, глава проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев назвал это предложение правильной и необходимой мерой. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, напротив, посчитал, что предложение не получит поддержки, поскольку предлагаемый уровень повышения не соответствует темпам инфляции.

На практике все обернулось тем, что акцизы все-таки будут расти. Ниже в сводной таблице приведены ставки акцизов на алкоголь по нескольким ключевым позициям в период 2019-2021 годов.

Вид продукции Размер акциза
2019 г. 2020 г. 2021 г.
Спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта менее 9% 418 руб./литр 435 руб./литр 452 руб./литр
Алкогольная продукция, в которой более 9% этилового спирта 523 руб./литр 544 руб./литр 566 руб./литр
Фруктовые вина 18 руб./литр 19 руб./литр 20 руб./литр
Вина с защищённым географическим указанием 5 руб./литр 5 руб./литр 6 руб./литр
Сидр, пуаре, медовуха 21 руб./литр 22 руб./литр 23 руб./литр
Игристые вина 36 руб./литр 37 руб./литр 38 руб./литр
Игристые вина с защищённым географическим указанием 14 руб./литр 14 руб./литр 15 руб./литр
Пиво с содержанием этилового спирта до 8,6% 21 руб./литр 22 руб./литр 23 руб./литр
Пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% 39 руб./литр 41 руб./литр 43 руб./литр

Плавное повышение налицо. Однако когда информация представляется в таком виде, это кажется незначительным, не оказывающим существенного влияния. Поэтому далее мы рассмотрим на примере, чем светит такое повышение.

Как это отразится на производителях

Чтобы понять, насколько увеличивается акцизное бремя у производителей, рассчитаем сумму акциза, уплачиваемого неким абстрактным предприятием до и после повышения ставок.

Для расчёта акцизов существует две формулы.

А = К х С, где

А – акциз,

К – количество произведённой подакцизной продукции за налоговый период,

С – ставка акциза.

Такая формула применяется для товаров с твёрдой ставкой акциза. Но есть и другая:

А = (О х ТС) + (ОС х АС), в которой:

А – акциз;

О – суммарное количество реализованной подакцизной продукции;

ТС – твёрдая ставка;

ОС – общая сумма выручки за подакцизную продукцию;

АС – адвалорная ставка.

Однако такая ставка используется не для алкогольной продукции, а для сигарет, сигар и прочего, так что в своих расчётах мы ограничимся первой формулой.

Допустим, пивоварня «Добрый мельник» производит ежегодно 2000 литров пива крепостью до 8,6% и 3000 литров пива крепостью 8,6% и более.

В 2019 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 21 + 3000 х 39 = 42 000 + 117 000 = 159 000 руб.

В 2020 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 22 + 3000 х 41 = 44 000 + 123 000 = 167 000 руб.

В 2021 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 23 + 3000 х 43 = 46 000 + 129 000 = 175 000 руб.

Таким образом, при условии, что объёмы производства будут постоянными, сумма акцизов, уплачиваемых пивоварней, будет расти на 8 тысяч рублей. Разумеется, основное бремя здесь ложится на покупателя – акциз относится к числу косвенных налогов, включаемых в цену товара и уплачиваемых потребителем продукции. Производители тоже могут пострадать, если за счёт вынужденного роста цен у них снизятся объёмы продаж. Потребители могут перейти на более дешёвые аналоги либо вовсе отказаться от потребления такой продукции.

Таким образом, акцизы – это инструмент политики, с помощью которого государство стимулирует граждан отказываться от потребления вредных товаров. Мы рассмотрели в теории и подсчитали на практике, чем обернётся грядущее повышение акцизов, а также разобрались, почему алкогольная зависимость граждан невыгодна государству. К слову, с акцизами на табачную продукцию примерно та же история, а акцизы на бензин и автомобили являются своеобразной мерой защиты окружающей среды.

Как закон № 101 связан с «алкогольными» акцизами

Многие люди даже не подозревают о том, как сильно на их жизнь влияют законы, которые выходят из-под пера народных избранников. Закон № 101 не является исключением, поэтому каждому гражданину, который имеет какое-либо отношение к алкогольной продукции, необходимо знать основные положения этого нормативно-правового акта. Закон № 101 внёс существенные изменения в процесс сбора акцизных отчислений, среди которых:

  • Запрет на вычет по акцизам в ситуации возврата АССП.
  • Предъявление особых требований к банковской гарантии.
  • Полная регламентация действий сотрудников налоговой инспекции, которая направлена на повышение эффективности сбора данного налогового отчисления.
  • Представление налоговой инспекции одной банковской гарантии, которая позволяет освободиться от авансового платежа при осуществлении экспортных операций со спиртсодержащими напитками.
  • Значительное увеличение документооборота в электронном виде, для обеспечения большей прозрачности сделок связанных с реализацией этилового спирта.

Законодательные нововведения направлены не только на ужесточение контроля над оборотом спиртсодержащих жидкостей, но и призваны упростить процесс расчёта уплачиваемого акцизного сбора.

Как рассчитать «алкогольный» акциз, зная его ставку

Если известна ставка акциза на алкогольную продукцию определённого типа, то несложно подсчитать размер налога, который требуется внести в бюджет страны. Расчёт акциза производится по следующей формуле:

А=ОРП*СА-ВА

  • А — сумма акциза.
  • ОРП — объём реализованной продукции.
  • СА — ставка акциза по определённому виду алкогольсодержащей продукции.
  • ВА — вычет акциза.

Данная формула подходит только в том случае, когда необходимо рассчитать размер акциза для одной категории спиртосодержащей продукции. Если возникает необходимость в том, чтобы осуществить расчёт налога для нескольких видов алкогольных напитков, используется формула:

А=(ОРП*СА + ОРП1*СА1 + ОРП2*ОРП2)-ВА,

В данной формуле ОРП!*СА1 и ОРП2*ОРП2 являются значением расчёта акцизной ставки дополнительного наименования алкогольной продукции.

Таким образом, можно осуществить расчёт в одной формуле, значение акцизных отчислений для неограниченного количества различных категорий спиртосодержащей продукции.

Пример расчёта акциза на алкоголь

Если подставить в формулу известные значения, то произвести расчёт размера акцизного отчисления, не составит большого труда. Примеры расчёта:

В мае 2018 года ООО «Большая Бочка» произвело алкогольной продукции с объёмным содержанием этилового спирта 8%, в количестве 3200 литров. Данная продукция была также реализована в этом месяце. Пивные напитки, которые имеют в своём составе такой объем чистого этилового спирта до 8,6%, облагаются акцизом в размере 21 рублей на 1 литр.

Расчёт акциза, в данном случае, осуществляется следующим образом:

Таким образом сумма акциза на произведённую и реализованную продукцию составит 67200 рублей.

В октябре 2018 года ООО «Независимая Алкогольная Компания» произвела и реализовала несколько наименований спиртосодержащих напитков. Водочная продукция с объёмным содержанием спирта 40% была реализована в количестве 50 000 литров. Вина с защищённым географическим указанием было произведено в количестве 10 000 литров. Также было произведено и реализовано медовухи в объёме 200 000 литров.

Чтобы правильно подсчитать размер акцизного отчисления, которое подлежит уплате в бюджет страны, для крепких спиртных напитков необходимо высчитать количество чистого этилового спирта применяемого в производстве алкогольной продукции. В данном случае количество чистого этанола составит:

50 000 * 0,40 = 20 000 литров.

Вычет акциза тоже в данной формуле будет применяться. Размер вычета составит 175 000 рублей

Общий расчёт стоимости производится следующим образом:

А =(20000*523+10000*5+200000*21)-175 000.

Таким образом предприятие обязано уплатить акцизов на общую сумму в размере: 14 710 000 рублей.

Применение формул для расчёта количества уплачиваемого акцизного сбора, значительно облегчает процесс подсчёта налога и экономит время. Чтобы не осуществлять данную операцию вручную можно использовать специальные компьютерные программы для автоматизации подобных действий.

Вконтакте

(No Ratings Yet)

Именно на этом постулате выстраиваются все остальные действия и меры, включая отнесение спиртосодержащей продукции к подакцизным товарам (необходимо уплачивать отдельный налог — акциз на алкоголь), введение лицензии на алкоголь, а также всё более строгий контроль за деятельностью его производителей и продавцов. Последнее нововведение – обязательное подключение оптовиков и розничных продавцов алкоголя к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), призванной обеспечить контроль буквально каждой произведённой и реализованной бутылки со спиртосодержащей жидкостью (Приказ Минфина России от 15 июня 2016 г. №84н).

Акциз на алкоголь в 2018 году

Налоговый кодекс Российской Федерации признаёт алкоголь подакцизным товаром, что автоматически накладывает соответствующий отпечаток на ценообразование в отношении подобной продукции (глава 22 НК РФ). Акцизом называют косвенный налог, который фактически взимается с потребителей, приобретающих тот или иной вид товара массового потребления. Акцизный сбор должен включаться в отпускную цену такого товара (ст. 198 НК РФ), а взимаются эти средства изначально с продавца (индивидуального предпринимателя, юридического лица) или импортёра/экспортёра подобной продукции, осуществляющего авансовый платеж акциза.

Согласно ст. 181 НК РФ, в группу подакцизных товаров попадает этиловый спирт, под которым следует понимать целый ряд спиртов: безводный этиловый спирт, пищевой и непищевой, денатурированный, сырец, а также плодовый, винный, виноградный, коньячный, висковый и кальвадосный дистиллят. Здесь же и любая спиртосодержащая (доля спирта свыше 9%), а также алкогольная продукция (доля спирта свыше 0,5%), в перечень которой включаются:

  • ликеры,
  • коньяки,
  • вина,
  • шампанское,
  • водка,
  • пиво и пр.

Ставка акциза на подакцизный товар в каждом отдельном случае регулируется ст. 193 НК РФ: например, в 2018 году для этилового спирта применяется фиксированная налоговая ставка акциза, применяемая на единицу измерения продукта – 107 рублей за 1 литр спирта.

Акцизные марки на алкогольное сырьё

Согласно последней редакции Федерального №171-ФЗ от 22 ноября 1995 года, вступившей в силу 29 июля 2017 года, на любой алкогольной продукции, за исключением пива и его производных, сидра, пуаре и медовухи, должны размещаться специальные акцизные марки. Для алкоголя, произведённого на территории РФ и не предназначенного на экспорт, используются федеральные марки. Для импортируемого подакцизного товара – специальные акцизные марки. Получить их в уполномоченном органе (в т. ч. таможенном) может только та организация, которая способна предоставить документы на товар и имеет действующую лицензию на осуществление производства или торговли спиртосодержащей продукцией.

Независимо от своего вида каждая акцизная марка на алкоголь несёт на себе большой объём информации. Благодаря такой маркировке можно узнать о:

  • стране происхождения;
  • наименовании продукта;
  • содержании в нём этилового спирта;
  • объёме тары;
  • наименовании производителя и его местонахождении.

Акцизная марка на алкоголь также несёт на себе подтверждение соответствия продукта действующим стандартам качества и безопасности, выступает подтверждением правомерности использования товарного знака.

Важно: производители и продавцы алкоголя обязаны самостоятельно заботиться о правильности нанесения федеральных и акцизных марок на тару. Они же отвечают за их подлинность.

Лицензия на алкоголь: разлив и продажа в 2018 году

В 2018 году торговать любым алкоголем без подключения к ЕГАИС запрещено. Данная система полноценно заработала с 1 июля 2016 года и уже начала принимать данные относительно каждой единицы алкогольной продукции: где и когда она была произведена, каков её состав, показатель крепости, объём, когда данный алкоголь был ввезён на территорию РФ и где был реализован. Считается, что ЕГАИС превратится во всеобъемлющую базу данных, которая позволит мгновенно определять легальность алкоголя, выявлять контрафактную продукцию, осуществлять строгий учёт любых спиртосодержащих жидкостей. Для организаций, уличённых в производстве или продаже алкоголя без подключения к ЕГАИС, предусмотрены солидные штрафные санкции.

Отметим, что это не отменяет необходимости получения лицензий: согласно положениям Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 г. лицензированию должны подвергаться все производители и продавцы (розничные и оптовые) спиртосодержащей продукции. Как и в случае с акцизами на алкоголь, для выдачи лицензий образован специальный государственный орган – Федеральная служба по регулированию алкогольных товаров (ФСРАР). Она имеет свои представительства в каждом регионе страны, поэтому в состоянии контролировать местных производителей и потребительские рынки. Для получения лицензии соискатель обязан собрать определенный пакет документов (с полным перечнем можно ознакомиться в соответствующих региональных нормативно-правовых актах) и оформить заявление.

Лицензия на алкоголь обязательна для всех торгующих им юридических лиц. Индивидуальные же предприниматели имеют право продавать пиво и прочие пивные напитки без лицензии: обязательное условие – соответствие торговой точки определённым требованиям (она не должна быть временной, т. е. на неё можно оформить право собственности). Лицензию на алкоголь допускается оформлять на срок до 5 лет. На рассмотрение заявления и предоставленных документов специалистам ФСРАР даётся один месяц, после чего они обязаны принять решение: выдать лицензию или отказать с указанием тех или иных несоответствий требованиям.

Стоимость лицензии на алкогольную продукцию в 2017-2018 году составляет:

для торговцев:

  • годовая лицензия – 65 тысяч рублей;
  • продление срока ещё на год – 65 тысяч рублей;

для производителей:

  • лицензия на 5 лет на изготовление спирта и крепкого алкоголя (включая безводный этиловый спирт) – 9,5 млн. руб.;
  • на изготовление игристых вин и спиртосодержащей продукции - 800 тысяч руб.

дополнительно:

  • на перевозку этилового спирта – 800 тысяч руб.;
  • на хранение, закупку, поставку – 800 тысяч руб.

Розничная продажа алкоголя: новые правила

Таким образом, к акцизам на алкоголь и обязательному лицензированию добавилось новое условие – обязательное подключение к Единой государственной автоматизированной информационной системе. Практика последних месяцев показывает, что нововведение нисколько не сказалось на розничной цене подакцизных отваров, но уже значительно увеличило объёмы поступления в бюджет соответствующих сборов.

Так, официальная статистика свидетельствует о «выходе из тени» многих производителей и торговцев: только за 6 месяцев 2016 года Росстат зафиксировал рост производства алкогольной продукции на 30%, в том числе водки – на 12%. Главным образом, речь идёт о средствах авансовых платежей акциза, которые за первые 5 месяцев текущего года принесли федеральному бюджету 123,3 млрд. рублей. Если сравнить этот показатель с данными прошлого года, увеличение составило 17,4%. Очевидно, что эти показатели – не предел, поскольку статистика пока не располагает цифрами, отражающими результаты введения ЕГАИС в розничной торговле.

На практике новые правила продажи алкоголя для торговли начинают действовать ещё на этапе получения продукции от поставщика. Необходимо не только сверить товар по накладным (бумажной и электронной), но и сразу внести информацию о нём в учётную систему. Информация должна прийти в обрабатывающий центр ЕГАИС, где производится сверка данных: сопоставляются учётные документы отправителя продукции (который также обязан отчитываться посредством ЕГАИС), накладные и приходные документы получателя. В случае совпадения данных товароучётная программа подтверждает факт поставки, и только после этого алкоголь может поступить на реализацию. В противном случае составляется Акт расхождения, информация из которого также вносится в ЕГАИС.

Как было сказано выше, каждая бутылка отныне должна нести на себе акцизную марку, на которой изображён штрих-код. При отпуске товара покупателю продавец обязан сканировать информацию с этого штрих-кода специальным 2D-сканером, который подключён к товароучётной системе и автоматически посылает ей информацию о факте продажи товара. Система должна одобрить операцию, после чего покупателю выдаётся чек с другим штрих-кодом, который предназначен для проверки легальности продукта. Считается, что потребители, имеющие на своих мобильных телефонах специальное приложение, смогут моментально проверить приобретённый алкоголь и узнать о нём любую требуемую информацию.

Новые правила значительно ужесточили ответственность за нарушения любых норм, связанных с торговлей спиртосодержащей продукцией, в том числе спиртосодержащей продукции бытовой химии. Для юридического лица всего одна бутылка контрафакта обойдётся в 200 000 рублей штрафа и конфискацию всей партии.

Розлив алкоголя: новые правила

Для ИП и организаций, занимающихся реализацией алкоголя на разлив, регистрация в ЕГАИС также является обязательной. Кроме того, новые правила 2018 года обязывают таких торговцев использовать в качестве точек продаж только стационарные помещения (не временные; исключение – временная точка общепита, где помимо еды предлагается и алкоголь). Среди дополнительных требований для таких реализаторов:

  • размещение торгового объекта на достаточном удалении от образовательных, медицинских и культурных учреждений;
  • запрет на размещение объектов на территории автомобильных заправок, вокзалов, рынков и прочих людных местах;
  • запрет на продажу алкоголя, включая пиво, несовершеннолетним лицам.

На федеральном уровне также принят запрет на реализацию пива на таких объектах в период с 22.00 до 10.00.

Напомним, что индивидуальным предпринимателям разрешено торговать разливным пивом без получения лицензии. В список разрешённых к реализации продуктов входит не только пиво, но и такие напитки, как сидр и медовуха. Для розлива же крепкого алкоголя необходимо получать не только лицензию, но и статус юридического лица.

Ставки акциза на пиво, водку и другую алкогольную продукцию периодически меняются в меньшую или большую сторону. Рассмотрим вопросы, связанные с тем, какие ставки действуют сейчас и планируется ли в России повышение акцизов на алкоголь в 2017 году.

Для того чтобы увеличить объем налоговых поступлений, государство в 2012 году приняло решение о введении дополнительного налога на товары, которые пользуются большой популярностью у населения. Данный вид платежей получил название акциза и вошел в группу косвенных налогов.

Сбор направляется сразу напрямую государству при покупке подакцизного товара. Алкогольные напитки являются той продукцией, которая подлежит налогообложению.

Акциз, по сути, представляет собой пошлину, установленную госорганами для производителей спиртосодержащих напитков и других товаров. Акцизы входят в стоимость товаров и потребитель, приобретая спиртные напитки, оплачивает косвенный налог.

Как мы уже отмечали, акциз на алкоголь необходим для того, чтобы государство получало прибыль в виде налоговых поступлений, и использовало ее в качестве инвестиции в производственный процесс по созданию данной продукции. Эксперты также считают, что увеличение акцизных ставок представляет собой действенную меру по борьбе с излишним употреблением алкогольной продукции.

Акцизами облагается:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • реализация алкогольной продукции в пределах РФ, осуществляемая производителем;
  • реализации продукции, которая была изъята по решению суда;
  • внесение товара данной группы производителем в уставной капитал;
  • экспортирование алкогольной продукции в границах таможенной территории РФ.

Оплачивать данный вид налога должны:

Важно то, что производители, которые продают алкоголь оптом, не являются плательщиками акцизов.

Виды ставок акцизов на спиртные напитки

Законодательно выделяются следующие виды ставок акцизов на пиво, водку и другую алкогольную продукцию:

  • специфическая – используется чаще всего и представляет фиксированную сумму за единицу продукции;
  • адвалорная – общая для всех регионов государства и устанавливается в виде процентного соотношения к товару, подпадающему под обложение акцизами;
  • комбинированная – сочетает в себе элементы специфической и комбинированной разновидностей.

Уровень процентной ставки акциза напрямую зависит от количества этилового спирта, содержащегося в напитке. Для каждого вида напитка устанавливается своя ставка. Величина акцизов на спиртные напитки отражена в ст. 193

С начала текущего года в НК РФ были внесены изменения в виде повышения ставок на алкоголь. С января 2017 года начали действовать новые акцизы на разные группы товаров, содержащих спирт.

Для получения полной картины, составим таблицу, где укажем показатели акцизов за 2015-2017 годы:

Вид продукции

Размер налоговой ставки за 1 литр

2016
Спирт этиловый для компаний, занимающихся выпуском парфюма или косметики 0 руб. 0 руб. 0 руб.
Этиловый спир, с которого компании не уплачивают аванс по акцизу 93 руб. 102 руб. 107 руб.
Напитки, с содержанием алкоголя свыше 9%, кроме пива и игристого вина 500 руб. 500 руб. 523 руб.
Напитки, с содержанием алкоголя до 9%, кроме пива и игристого вина 400 руб. 400 руб. 418 руб.
Вино, без учета игристого 8 руб. 9 руб. 10 руб.
Вино игристое 25 руб. 26 руб. 27 руб.
Пиво, которое содержит до 0,5% спирта 0 руб. 0 руб. 0 руб.
Пиво с содержанием спирта с 0,5% до 8,6 % 1 литр – 18 руб. 1 литр – 20 руб. 1 литр – 21 руб.

Как видно из данных таблицы, самые большие изменения коснулись винной продукции и крепкой алкогольной продукции. Акцизы на пивную продукцию и игристые вина выросли на небольшой процент.

Вероятность повышения акцизов на алкоголь в 2017 году

В настоящее время никаких решений по данному вопросу не принято, однако рассматривается вопрос повышения акцизов на разные группы спиртных напитков. Повышение может составить от 1 руб. до 23 руб. К примеру, акциз на коньяк и водку может быть повышен еще на 23 руб., на импортные вина налог возрастет на 18 руб., а пиво тоже станет облагаться налогом.

Заключение

Акцизный сбор является обязательным косвенным налогом и составляющей частью итоговой стоимости продукции. Акцизы оплачивают производители продукции. Данный налог является еще одним источником поступления доходов в государственный бюджет, которые в последствие будут направлены на улучшение качества выпускаемой продукции.

Согласно ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации, совершающие операции, которые признаны объектом налогообложения акцизами.

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.2005 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) производство и поставки алкогольной продукции имеют право осуществлять только организации (т. е. юридические лица).

Согласно Закону № 171-ФЗ к алкогольной продукции относятся:

· спирт питьевой – это ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95 % объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой;

· водка – спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 % объема готовой продукции;

· вино – алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 % объема готовой продукции;

· натуральное вино (в том числе игристое, газированное, шипучее, шампанское) – алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 15 % объема готовой продукции, которая произведена без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Обратите внимание, если организация производит вино без добавления этилового спирта, т. е. путем естественного брожения виноградного или плодового сырья, но при этом добавляет сахар или ароматические добавки, то такое вино не может считаться натуральным.

Объектом налогообложения акцизами алкогольной продукции признаются следующие операции (ст. 182 НК РФ):

· реализация на территории Российской Федерации лицами произведенной ими алкогольной продукции;

· продажа алкогольной продукции, конфискованной на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов;

· передача алкогольной продукции ее производителями в уставный (складочный) капитал организаций;

· передача лицами произведенной ими алкогольной продукции для собственных нужд;

· ввоз алкогольной продукции на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 182 НК РФ к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Например, поскольку в действующих ГОСТ (или другой нормативно-технической документации), регламентирующих производство алкогольной продукции, содержатся требования по розливу в потребительскую тару, эта операция представляет собой часть общего процесса ее производства, после которого данная продукция определяется как самостоятельный, готовый к применению товар. Таким образом, организация, осуществляющая только розлив алкогольной продукции из приобретенных виноматериалов или другого сырья (материалов), является плательщиком акциза при реализации алкогольной продукции, разлитой в бутылки.

Особое внимание следует обратить на ст. 11 Закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Установлены особые требования к производству и обороту алкогольной продукции. В п. 21 указанной статьи определено, что производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб., причем это ограничение не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера. Что касается водки, то ее вправе производить казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн. руб.

С 1 января 2006 г. согласно Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 107-ФЗ из объекта налогообложения исключена операция по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций. Это обусловлено тем, что утратил силу подп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ. Как мы уже отметили, данная поправка вызвана отменой с 2006 г. режима налогового склада, предусматривающего размещение алкогольной продукции на акцизном складе до момента реализации этого товара покупателям.

В результате этого оптовые организации не являются плательщиками акцизов. Обязанность исчислить акциз на алкогольную продукцию возникает у производителей на дату ее отгрузки (передачи) покупателю.

Определение суммы акциза. Порядок определения суммы акцизов предусмотрен в ст 194 НК РФ. Налоговая база по реализованным подакцизным товарам умножается на ставку акциза. Расчет по подакцизным товарам, на которые установлены специфические (твердые) ставки акцизов, можно представить в виде следующей формулы

С – сумма акцизов;

О – налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

А – ставка акцизов (в руб. и коп. за единицу измерения товара).

Особое внимание следует обратить на то, что организации, не учитывающие раздельно операции по производству и реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, должны определять сумму акциза исходя из максимальной ставки (п. 6 ст. 194 НК РФ).

Реализуя подакцизные товары, предприятие должно выделять в платежных документах сумму акциза отдельно (п. 2 ст. 198 НК РФ). Сумма акциза не выделяется отдельной строкой, если подакцизные товары:

· не облагаются акцизами;

· реализуются на экспорт;

· реализуются организациями, которые не платят акцизы.

Суммы акциза, которые организация уплатила поставщикам при приобретении подакцизных товаров, включаются в стоимость этих товаров. Например, так учитывается акциз по алкогольной продукции, которую организации оптовой торговли приобретают у производителей. Суммы акциза по такой продукции должны включаться в ее стоимость. Правда, данное правило не действует, если акциз был уплачен по подакцизным товарам, которые используются как сырье для производства других подакцизных товаров. Акциз по таким товарам подлежит вычету при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.

С 1 января 2008 г. гл. 22 НК РФ действовала в редакции Закона от 16 мая 2007 г. № 75-ФЗ. Этим Законом был введен новый порядок установления ставок акцизов – ставки утверждались на три года вперед, к ст. 193 НК РФ прилагалась соответствующая таблица.

Однако с 1 января 2009 г. ст. 193 НК РФ действует в новой редакции и устанавливает ставки на 2009, 2010, 2011 гг. (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ)

По алкогольной продукции, по сравнению с ранее запланированными, увеличились ставки по этиловому спирту, по продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и с долей спирта до 9 процентов включительно. Выросли также ставки акцизов по натуральным винам и пиву, однако чуть ниже ранее запланированных установлены ставки на шампанские, игристые и прочие шипучие вина (10,5 – в 2009 г. и 11,5 – в 2010 г.).

Налоговые вычеты по акцизам. Порядок применения налоговых вычетов по акцизам определен в ст. 200 и 201 НК РФ. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком, в которых сумма акциза должна быть выделена отдельной строкой, и документов, подтверждающих оплату приобретенных товаров по цене с акцизом. Если приобретенные подакцизные товары были оплачены третьими лицами, то налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

В случае, когда подакцизные товары приобретены за рубежом, акциз принимается к вычету на основании таможенных деклараций или иных документов, которые подтверждают ввоз товаров в Российскую Федерацию и уплату акциза при ввозе этих товаров.

Если же в расчетных документах сумма акциза отдельно не указана, то возместить акциз по приобретенным товарам нельзя.

Суммы акциза принимаются к вычету только в той части, в которой подакцизное сырье списано на производство фактически реализованной алкогольной продукции (п. 3 ст. 201 НК РФ). Причем если сырье списано в производство в одном налоговом периоде, а оплачено оно было в другом налоговом периоде, то вычеты по акцизам производятся в том периоде, когда произведена оплата сырья.

В п. 2 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что вычету подлежат суммы акциза, уплаченные по подакцизному сырью, безвозвратно утерянному в процессе его хранения, перемещения и последующей технологической обработки. Однако размер этого вычета ограничен суммой акциза, исчисленного с потерь, которые не превышают нормы естественной убыли, утвержденные федеральным органом исполнительной власти.

Рассмотрим, какие нормы следует применять плательщику акцизов. Нормы естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей утверждены постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814.

Естественной убылью товарно-материальных ценностей считается потеря, являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров. На это указано в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли, которые утверждены приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2003 г. № 95.

На основании ст. 181 НК РФ виноматериалы не относятся к подакцизным товарам. Следовательно, их реализация акцизами не облагается.

Однако при производстве виноматериалов используется полученный из пищевого сырья этиловый спирт, по которому уплачен акциз. Возникает вопрос: вправе ли производитель виноматериалов включить уплаченную сумму акциза в вычет?

В соответствии с п. 4 ст. 200 НК РФ величина такого акциза подлежит вычету, если виноматериалы в дальнейшем используются для производства алкогольной продукции. Но воспользоваться правом на налоговый вычет может лишь производитель этой алкогольной продукции в момент ее реализации. Чтобы подтвердить право на вычет, он должен иметь платежные документы с отметкой банка об оплате продавцом, производящим виноматериалы, этилового спирта с учетом акциза.

Зачастую производство этилового спирта из пищевого сырья, виноматериалов и алкогольной продукции осуществляет одно предприятие. Акциз нужно начислить только при реализации алкогольной продукции. Поскольку в этом случае с произведенного этилового спирта акциз не исчисляется, то и права на вычет не возникает.

Возможна и другая ситуация. Организация производит виноматериалы и алкогольную продукцию, а этиловый спирт из пищевого сырья закупает. В этой ситуации сумма уплаченного акциза по этиловому спирту уменьшает величину акциза, начисленного при реализации алкогольной продукции.

Определяя размер этого вычета, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2 ст. 201 НК РФ. В нем содержится ограничение суммы акциза, подлежащей вычету. Она не может превышать суммы акциза, рассчитанной по следующей формуле:

С = (А x К): 100 % x О,

С – сумма акциза, уплаченная по спирту, использованному для производства вина;

А – ставка акциза за 1 л 100 % (безводного) этилового спирта;

К – крепость вина (в %);

О – объем реализованного вина.

Если к вычету предъявлена сумма, превышающая величину, рассчитанную по этой формуле, разница относится за счет чистой прибыли предприятия.

Бывают случаи, когда покупатель возвращает товар. Происходит это, например, если покупателю отгрузили товар несогласованного ассортимента или вообще некачественный. В этом случае производитель товара может принять сумму акциза на такой товар к вычету (п. 5 ст. 200 НК РФ). Но сделать это можно только в том случае, если акциз был начислен и отражен в налоговой декларации за тот период, когда товары были произведены и реализованы. Следовательно, вычет по подакцизному товару, который реализован покупателю и возвращен им в одном и том же месяце, может быть предоставлен поставщику только в месяце, следующем после реализации товара. В налоговую инспекцию нужно подать документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров, указав их количество.

Обратите внимание: сумма акциза возмещается только при условии, что покупатель возвратил товар по основаниям, предусмотренным ГК РФ или договором купли-продажи.

Поставщик может принять к вычету только сумму акциза, начисленную им при реализации возвращенного впоследствии товара.

Часто расчеты за подакцизные товары производятся с использованиемвекселей. Как в этом случае применять налоговые вычеты по подакцизным товарам?

Согласно ст. 815 ГК РФ вексель – это составленное по установленной законом форме безусловное долговое денежное обязательство. Таким образом, вексель позволяет отсрочить платеж по сделке, не являясь при этом документом, который бы подтверждал факт оплаты подакцизных товаров поставщику.

При расчетах с поставщиком подакцизных товаров собственным векселем покупатель имеет право на налоговый вычет только после его оплаты. Тот же принцип действует и в случае, если покупатель передал поставщику вексель третьего лица, полученный в обмен на собственный вексель.

Если же организация выдала поставщику вексель третьего лица, налоговый вычет по акцизу по приобретенным подакцизным товарам предоставляется в момент передачи векселя по индоссаменту. Но при этом сумма акциза принимается к вычету в пределах стоимости приобретенных подакцизных товаров, которая не должна превышать стоимость товаров (работ, услуг), за которые ранее был получен вексель.

Иногда в качестве оплаты за подакцизные товары передается вексель, приобретенный в качестве финансового вложения, за который уплачены денежные средства. Сумма акциза принимается к вычету только в пределах фактически уплаченных денежных средств за такой вексель.

Согласно п. 5 ст. 194 НК РФ общая сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, исчисляется по итогам каждого месяца. При этом ст. 200 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму акциза, начисленную в бюджет, ан величину налоговых вычетов.

Бывает, что сумма налоговых вычетов в каком-либо месяце превышает общую сумму акциза, начисленную в бюджет. Согласно п. 5 ст. 202 НК РФ организация в указанном месяце акциз не уплачивает. Разницу же она может зачесть в счет предстоящих платежей по акцизу.

Не зачтенная в течение трех налоговых периодов сумма акциза возвращается налогоплательщику по его заявлению. Порядок возврата налога предусмотрен в ст. 203 НК РФ.

Сроки уплаты акцизов и сдачи налоговой декларации.

По алкогольной продукции акциз следует уплачивать равными долями в два срока:

первый – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;

второй – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

Акциз уплачивается по месту производства алкогольной продукции.

Налоговые декларации по акцизам нужно представлять в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Все виды алкогольных напитков являются подакцизным товаром. Это значит, что их производство и реализация подлежит строгому регулированию законодательной базой РФ. Об этом мы сегодня и поговорим.

Чем регулируется акциз на алкоголь

О том, кто платит на алкоголь, какой размер этого акциза по каждому виду продукта и все иные особенности нормативного регулирования акцизов в России изложено в Налоговом Кодексе РФ гл. 22 часть II.

Следует обратить внимание, что в 2016 году глава 22 «Акцизы» дополнена поправками и уточнениями, касающимися конкретных процессов на алкоголь. Это отражено в законе №101-ФЗ от 05.04.2016. Здесь стоит выделить такие основные положения закона, связанные с акцизами на алкоголь:

  • Возможность предоставления налоговым службам единой гарантии банка, дающей право освобождения экспортерам алкогольных напитков от уплаты авансовых акцизов и процесса расчетов по акцизам при экспорте алкогольных напитков за пределы РФ.
  • Регламентация требований к единой банковской гарантии.
  • Ограничения в действиях налоговых служб в вопросах контроля исполнения банковских обязательств.
  • Запрещение при возврате алкогольных напитков.

О том, какие виды алкогольных напитков подлежат акцизному налогообложению, можно посмотреть в НК РФ ст. 181 п.1. Некоторые изменения по регулированию операций в этой отрасли вступили в силу 31 июля 2017 года согласно положениям ФЗ №171-ФЗ.

О повышении ставки акциза на алкоголь расскажет данное видео:

Стоимость пошлин

Ставки по акцизам регламентируются НК РФ ст.193.

По видам продуктов

Установлена привязка к процентному содержанию в продукте этилового спирта.

  • При его содержании более 9% налог составляет 523 рубля из расчета за литр спирта. Это положение не учитывает пива и вина, имеющие отличающуюся от чистого спирта природу.
  • В случае содержания в продукте спирта ниже 9% налог составит 418 рублей в пересчете на один литр спирта.
  • Для всех натуральных вин, кроме игристых и полученных на защищенной географической зоне, ставка акциза составляет 18 рублей за 1 литр.
  • Натуральные вина, полученные на особой (защищенной) географической зоне, имеют ставку акциза 5 рублей за один литр продукта. Сюда не относятся игристые вина.
  • Для игристых вин, произведенных не на особой географической зоне, акциз будет составлять 36 рублей/литр продукта.
  • В случае игристых вин, произведенных в особой зоне географического расположения, акциз составит 14 рублей за один литр.
  • , содержащее спирт не больше 0,5% включительно, акцизом не облагается.
  • Пиво, содержащее спирт больше 0,5% и не выше 8,6%, имеет ставку акциза 21 рубль за один литр. Сюда относятся и продукты, производимые на его основе.
  • В случае, если в продукте содержится спирта более 8,6%, акциз составляет 39 рублей за один литр продукта.
  • Сидр, пуаре и медовуха, имеющие процентный состав спирта не более 6%, требуют уплаты акцизного налога из расчета 21 рубль за один литр продукта.

Особые виды акцизного налогообложения

Продажа этиловых спиртов, имеющих природу происхождения из пищевых или непищевых продуктов, не облагается акцизным налогом в случаях:

  • Продажи предприятиям, изготавливающим из него продукцию содержащую спирт – парфюмерию или косметику с формой упаковки в виде аэрозоли, а также бытовую химию с упаковкой в виде металлической емкости с аэрозольным распылителем.
  • Продажи предприятиям, являющимся . Сюда входят и предприятия, которые ввозят в Россию спирт со стран таможенного союза.
  • Передачи продукта в пределах одного предприятия с целью изготовления или реализации. Этот момент регламентирован законодательной базой НК РФ ст. 182 п.1 пп 22 и ст. 181 п.1 пп 2

При реализации спиртосодержащего продукта предприятиям, не являющимся плательщиками авансового акциза, требуется уплатить акцизный сбор по ставке 107 рублей за один литр 100% спирта. Сюда относится и действия по импорту этиловых спиртов с государств, которые не входят в состав стран таможенного союза.

Расчет акциза

Ведется по фиксированной ставке, отличающейся по разным видам товара, согласно статье 193 НК РФ. Общая формула расчета имеет такой вид: ∑А=Бн*Ст.

  • Здесь ∑А – сумма акциза;
  • Бн – база налоговая (по сути, это количество реализованного товара);
  • Ст – ставка твердая.

Если есть вычет акциза, то предложенную формулу следует продлить, вычитая его.

Пример 1

Компания «Х» продала крепкое пиво, объемом 800 литров, ставка налога по которому составляет 21 рубль за литр.

Проводим расчеты по предложенной выше формуле. Результат: компания «Х» должна уплатить акцизный налог в сумме: 800х21=16800 рублей.

Пример 2

Компания «У» произвела и реализовала 896 бутылок пива, емкость каждой из них 0,5 л. Эта партия пива имеет разную объемную долю спирта:

  • 512 бутылок – 0,2%
  • 216 бутылок – 8%
  • 168 бутылок – 9%

Проведем расчет акцизного сбора.

  • По группе товаров с 0,2% содержанием спирта равна нулю. 512 бут*0,5 литров*96 рублей*0=0
  • Делаем расчет для второй и третьей группы товаров: 216 бутылок*0,5 литров*114 рублей*21 рубль/литр+168 бутылок*0,5 литров*121 рубль*29 рубль/литр=553 308 рублей

Кто платит такие сборы

Акциз на алкоголь платят лица, совершающие операции с ним, которые облагаются акцизным налогом. К плательщикам акцизов на алкоголь относятся:

  • Предприятия с образованием налогообложения.
  • Лица, которые признаются налогоплательщиками из-за перемещения подакцизных товаров через таможню РФ:
    • декларанты – те, кто ввозят продукцию;
    • брокеры или таможенные представители – лица, руководящие ввозом;
    • ответственные владельцы складов, на которых хранится товар до вывоза его за границу;
    • владельцы таможенных складов;
    • перевозчик;

Льгот по акцизному налогообложению операций с алкогольными напитками не существует!

О вреде ввода акциза на спиртосодержащую продукцию расскажет это видео:

Как получить такой акциз

Для получения акциза на алкоголь нужно подать в федеральную налоговую службу соответствующее заявление.

Чтобы осуществлять операции с алкоголем необходимо получить согласно федеральному закону №171-ФЗ от 22.11.1995. Соискатель лицензии должен собрать полный перечень документов, список которых есть в нормативных актах региональных органов.

Возмещение в случае экспорта

В случае экспорта алкоголя продавец не может получить возмещение акциза. Основанием служит положение закона, регламентированное НК РФ статьей 199 пунктом 2.

Все случаи и условия, необходимые для получения вычетов акциза, регламентированы статьей 201 НК РФ.

Почему в Дьюти фри алкоголь без акциза

Дьюти фри – это зона беспошлинной торговли. Алкогольные напитки, несмотря на то, что подпадают под акцизное налогообложение, в зоне Дьюти фри продаются без акциза.

Постановлением Госдумы РФ с конца 2013 года алкогольные напитки освобождены от акцизных марок и продаются в этой свободно, без акцизных пошлин.

Сроки по уплате

Сроки уплаты акцизов при операциях с алкоголем признан один месяц после отчетного. Последним днем уплаты акциза на алкоголь будет 30 (или 31) число месяца, следующее за отчетным.

Изготовители алкоголя должны вносить авансовый акцизный платеж. Расчет его производиться согласно партии закупленного сырья с учетом ставки акциза. Уплатить авансовый акциз нужно до 15 числа текущего налогового месяца. И до 18 числа необходимо предоставить в налоговую отчетные документы – об уплате авансового платежа, банковскую выписку о списании средств, извещение уплаты авансового платежа.

Уплата акциза с оптового склада осуществляется по фактически проданному количеству товара в два приема. Первый платеж необходимо сделать до 30 числа отчетного месяца. В этот платеж должен войти налог по товарам, реализованным с 1 по 15 число отчетного месяца. И до 15 числа следующего за отчетным месяцем нужно уплатить акциз по товарам, которые были проданы с 16 число и до конца месяца.

При осуществлении всех остальных видов операций с подакцизной алкогольной продукцией установлен срок уплаты акциза до 25 числа месяца, который следует за отчетным. Уплата акцизного сбора осуществляется по месту осуществления операции с подакцизным товаром.

О необходимости контроля за уплатой акциза с алкоголя расскажет видео ниже:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ