Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня я в очередной раз хочу затронуть тему авторского права (другими словами, копирайта), которое довольно часто не выполняется на просторах .

Особенно плачевно дело обстоит с соблюдением требований международного положения о Copyright в рунете. Я уже писал об этой проблеме в статье про , а также в опусе про и некоторых способах защиты от него.

Но абсолютной защиты от этого зла нет и не будет, наверное, даже в будущем, во всяком случае до тех пор, пока такие крупные коммерческие организации, как Яндекс и Google, будут отстраняться от существующей проблемы.

Как только копирование чужих текстов (нарушение авторских прав) перестанет приносить результат (например, за счет или же простого неучета дублей при ранжировании), то и проблема копирайта в интернете решится сама собой.

Авторское право (копирайт) в интернете

К сожалению, надеяться на столь благоприятное развитие событий не приходится, тем более, что на постсоветском пространстве вера в светлое будущее почила в бозе. Мы надеемся только на себя, поэтому я и решил разведать, как именно можно официально закрепить копирайт (авторские права) на тексты за собой, ну и заодно узнать побольше об этом понятии.

Сразу оговорюсь, что приемлемого решения проблемы я для себя не нашел, но возможно, что описанное ниже наведет именно вас на истинный путь джедая (борца с темной стороной силы). Точнее говоря, то решение, что имеет быть сейчас, меня не устраивает чудовищной волокитой и, возможно, пустой тратой времени и денег. Судебная система у нас, мягко говоря, не так эффективна, как в штатах, где на копирайтах делают целые состояния или приумножают уже существующие.

Однако, само понятие авторского права на интеллектуальную собственность зародилась именно в буржуляндии и термин Copyright перешагнул порог в две сотни лет . Первые законодательные акты на эту тему были приняты еще в конце восемнадцатого века. Сначала под защиту попали интеллектуальные права литераторов, чьи книги выходили в печать.

Затем под знак копирайта подвели композиторов, художников, фотографов и, наконец, кинематографистов. Ну, а в конце двадцатого века, в связи с бурным развитием компьютеров, под защиту попали и программные продукты.

Слово Copyright , собственно, и обозначает авторское . Но в наши дни вы можете встретить производное от него слово , что в свою очередь обозначает человека пишущего уникальные тексты (например, в таких биржах как , или ) в противовес . В связи с этим иногда под копирайтом понимают заказ на написание уникальных текстов (в противовес, например, рерайту или уже упомянутому копипасту).

На самом деле то, во что сейчас превратился закон о копирайте, не устраивает многих людей в мире, которые в общем-то ничего не имеют против того, чтобы автор интеллектуальной собственности получал заслуженное вознаграждение, но во многих случаях ограничения, наложенные интеллектуальной собственностью, сильно надуманы и замедляют в целом прогресс человечества.

Как говорится, любое благое начинание можно превратить в инструмент неограниченного обогащения. В этом случае я согласен, что лейблы и прочие крупные владельцы просто зарвались и хотят получить бесконечно много денег за труд, который по-любому столько не стоит.

Но вот относительно защиты авторских прав владельцев сайтов в интернете я придерживаюсь диаметрально противоположного мнения. И тут есть ряд причин, которые разительно отличают ограничения на Copyright от лейблов (киномагнатов и прочих власть- и деньго-предержащих) и ограничение на тиражирование от автора уникальных текстов выложенных в интернет.

Ну, сидите сами. Не надо быть Робин Гудом, чтобы украсть у меня текст (который я, между прочим, пару дней честно писал, вычитывал и всячески причесывал) и сделать его доступным людям на своем заштатном, малоизвестном и никем не почитаемом ресурсе (ГС). Он и у меня на сайт доступен всем желающим для прочтения, осмысления и выражения своего мнения в комментариях. Зачем?

А я вам скажу. За тем же, за чем и совершается любая другая кража — попытка обогащения за счет других. Воровство, оно и в Африке воровство. Но в то же время под закон о копирайте попадет и обычный пользователь скачавший трек бесплатно и не там, где это разрешено правообладателем. Он вор? Да нет, конечно. Но с точки зрения закона, во втором случае обычный человек будет противостоять монстру индустрии, а в первом случае (кража теста с сайт) — вероятность понести заслуженную кару не в пример меньше.

Ведь я не монстр индустрии, а обычный вебмастер, каких тысячи, а тот кто может (и, по моему мнению, должен) вмешаться — бездействует . Я говорю о поисковиках, ведь сайты не появляются сами по себе — они являются плодом труда, пота и даже слез вебмастеров, которых при этом безжалостно обирают копипастеры (как липку обдирают). Поисковики зарабатывают очень много денег на агрегации информации с интернет проектов и одновременно не хотят потратить малую толику на наведение порядка в «датском королевстве».

Не знаю как, не знаю возможно ли это в принципе, но я бы вступил в , когда он появится. Для нас (владельцев интеллектуальной собственности в виде текста или на сайтах) поисковики выполняю роль государства (мы полностью от них зависим), но очень странного государства, где вор и праведник стоят на одной чаше весов.

Думаю, что в финансовом плане поиску не выгодно отделять зерна от плевел, но с моральной точки зрения и с точки зрения чистоты поисковой выдачи сделать это было бы здорово.

Знак Copyright — что означает и зачем его ставить на сайт

Но это мы помечтали, а теперь пора вернуться к суровым реалиям действительности. Почти все вебмастера, пытаясь застолбить свои авторские права, прописывают в футере конструкцию типа:

© сайт, 2009-2012 | Все права защищены

Причем делают это и авторы текстов и их плагиаторы. Лично я поставил знак копирайта © на свой блог просто потому, что все делали именно так. Кстати, символ © можно вставить в текст используя специальную таблицу символов, которая проживает в Виндос по следующему адресу: Пуск - Программы - Стандартные - Служебные - Таблица символов.

Как вы уже знаете, в этой таблице приведены , и для записи каждого из них используется два байта (четыре цифры в шестнадцатеричной системе счисления).

Но это все не суть важно, а важно то, что для многих из этих символов (в том числе и для знака копирайта) предусмотрен набор горячих клавиш (он отображается в правом нижнем углу таблицы при выборе нужного символа). Для ввода в текст символа Copyright достаточно будет удерживать клавишу Alt и набрать 0169 на цифровой клавиатуре — желаемый знак появится.

Но, т.к. мы все с вами считаемся вебмастерами, то негоже будет применять «ламерские» способы для вставки этого значка. Мы ведь с вами «великий и ужасный» Html изучали и поняли, что для ввода некоторых спецсимволов в этом языке гипертекстовой разметки имеется . И в случае знака копирайта можно использовать два варианта:

Или ©

Спецсимволы начинаются с амперсанда «&», а заканчивается обязательно точкой с запятой «;». В общем, ничего сложно тут нет. Во многих CMS () можно будет настроить текст в поле, отведенном под Copyright из админки, но по-любому всегда можно покопаться в шаблоне. Например, в папке со своей темой WordPress вы найдете файлик footer.php, где и сможете застолбить свои авторские права на все тексты своего блога.

По принятым стандартам сначала вводится значок ©, затем имя обладателя интеллектуальной собственности или торговая марка, ну, а в конце указывается временной промежуток, на протяжении которого уже действует этот копирайт. Все, теперь вы предупредили всех нечистых на руку копипастеров о том, что этот контент принадлежит вам.

А указание фразы «Все права защищены» означает, что вы обладаете доказательной базой авторства (например, заверенные у нотариуса копии текстов), которая может использоваться при судебном разбирательстве.

Вообще, общепринятые мировые нормы закона о Copyright довольно примечательны, ибо гласят, что любой продукт интеллектуальной собственности (произведение) попадет под действие этого закона сразу же после создания. Т.е. написали вы текст новой статьи и сразу же стали правообладателем. Однако, в случае возникновения судебного разбирательства по поводу авторства, нужно будет доказать свою претензию.

Знак копирайта является так называемым уведомлением о распространении, но вы вовсе не обязаны это делать, ибо по умолчанию ваша новая статья сразу попадает под действие закона об авторстве. Кроме этого, многие (и я в том числе) для закрепления авторских прав используют не только знак ©, но еще и описание правил распространения — .

Теперь довольно трудно будет доказать, что копипастера не предупреждали, хотя, еще раз повторюсь, авторское право вступает в силу сразу после создания произведения и какого-то дополнительного патента получать на это не требуется. Нужно будет только иметь доказательство того, что именно вы являетесь первоисточником, а не копипастером.

Для этого можно перед публикацией статьи заверить ее у нотариуса, но это довольно муторно. Можно, говорят, отправить самому себе заказное письмо с этим текстом и не вскрывать его до судебного разбирательства (дата отправки будет служить доказательством).

Ну и, как мне кажется, Оригинальные тексты из тоже могут служить доказательством, ибо дата и время добавления проставляются. А вы как думаете?

Сколько нужно заплатить за защиту копирайта

Кстати, есть еще и возможность официально зарегистрировать свое произведение в специально ориентированной на это организации Copyright.ru . Не могу отделаться от мысли, что все это сделано в основном для вытягивания денег, но чем черт не шутит...

В общем у них (Российское общество по управлению авторскими правами) можно зарегистрировать копирайт на множество видов интеллектуальной собственности, включая и тексты сайта:

Я так понимаю, после этого у вас появится на руках имеющий юридическую силу документ с подтверждением авторства. Но вам придется распечатать все страницы своего сайта и принести в их офис. Кроме этого заполнить ряд заявлений, после чего комиссия будет принимать решения по закреплению прав на эти материалы именно за вами.

Понять что-то на их сайте оказалось выше моих сил, поэтому я написал в техподдержку и довольно быстро получил ответ:

В следующем письме я получил подробную инструкцию по регистрации авторского права и бланки заявок в виде прикрепленных вордовских файлов. Кроме этого там были указаны расценки на услуги:

Очень трудно представить количество листов необходимых для распечатки текстов сайт. Решил уточнить некоторые моменты и продолжил пытать техподдержку:

1. Нужно распечатывать все уже имеющиеся материалы? Может уйти огромное
количество бумаги.
2. Как быть с вновь появляющимися статьями? Каждую неделю распечатывать и
привозить их к Вам в офис?
3. Часть материалов с сайт перекопирована на других сайтах с нарушением копирайта и никакие увещевания не помогают их оттуда убрать. Как в этом случае определяется авторство?

Ответ был таков:

1. Да, всё верно. При таком порядке регистрации нужно распечатывать всё, что Вы представляете на регистрацию.

2. Либо периодически регистрировать дополнения, либо зарегистрировать сайт как СМИ; в таком случае регистрация авторских прав уже не так важна.

3. Вам необходимо, во-первых, позаботиться и найти доказательства Вашего авторства. То есть, допустим, если статьи писали фрилансеры — найти и распечатать переписку с ними, где указана дата создания материалов. Любые предварительные материалы, наброски также подойдут, если можно установить дату их создания.

Далее Вам нужно обеспечить доказательства нарушения: найти, записать все ссылки на статьи с нарушениями, сделать скрины и распечатать. Можно также заверить у нотариуса, это было бы очень хорошо. Когда все эти документы будут собраны, нужно написать претензию каждому нарушителю вашего копирайта. Здесь уже наши специалисты могут Вам помочь. Стоимость написания претензии — 5 тыс. р.

Пять тысяч за выкатывание одной претензии меня просто убили. Надо сначала, получается, стать миллионером, а уже потом думать о защите своей интеллектуальной собственности. Хотя я уже писал, что обычное общение с вебмастерами-копипастерами, их хостерами и даже с техподдержкой поисковиков снимает многие проблемы. Похоже, что я уже пару сотен тысяч сэкономил того и не зная.

В общем, осталось только выяснить в этой конторе, что именно мне даст регистрация в качестве СМИ. Да, еще вспомнил — в качестве защиты своих авторских прав они также предлагают установить на сайте их баннерок, наверное, в качестве амулета или оберега:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Апорт - поисковая система, которой уже нет
Нигма - поисковая система Nigma с уклоном в математику, химию, поиск музыки и многое другое
Копипаст - что это такое, подтверждение авторства в поисковых системах и способы защиты текстов от копирования Защита текста от копирования в tynt.com и другие способы снижения негативных последствий растаскивания материалов
Проверка уникальности текстов в онлайн сервисах антиплагиата и с помощью программ, помогающих найти сайты плагиаторов
Управление репутацией в поисковых системах (методы SERM)
Копирайтер и SEO копирайтинг - кто и что это такое, с чего начать и как правильно оптимизировать тексты Сравнение сайтов в SEObuilding.RU для бесплатного анализа потенциальных доноров при покупке ссылок
ВебАртекс - новая возможность заработка на размещении статей и упрощение поиска качественных площадок для продвижения Топвизор - мониторинг и проверка позиций сайта, анализ трафика, а так же создание семантического ядра в онлайн сервисе TopVizor


Копирайт (copywrite) – это экзистенциальный текст…

Будем проще: копирайтом называют статью, написанную непохоже на другие материалы по теме. То есть автор рассказывает о своем личном опыте или перерабатывает известную информацию глубже, чем в случае .

Принципиальной разницы между рерайтом и копирайтом для целей заказчика нет. Ему до всех этих букв на самом деле… Он заинтересован в отдаче с текста, а каким образом статья написана — не тревожит его прагматичную душу.

Как писать копирайт?

Отлично, если вы берете «свою тему». Кем вы были до того, как ? Врачом? Пишите про медицину. Строителем — про ремонт. Даже если вы только вчера окончили школу, то вам будет, что рассказать про ЕГЭ. Молодая мама может писать об уходе за ребенком, беременности, социальных выплатах. Кредиты, хобби, модели техники — вряд ли вы живете на необитаемом острове и не сталкивались ни с чем, из предложенного в заказах. А если вы поклонник Робинзона Крузо — ищите темы про туризм и выживание в экстремальных условиях.

Профессионализм копирайтера выражается не в его глубоких познаниях в той или иной области, а в умении найти, обработать и изложить доступную информацию в новом ключе.

Можно писать и на совершенно незнакомую тему, описывать товарные бренды, о которых вы никогда не слышали, например. Вряд ли вам ставят задачей, создать статью о неведомой всему человечеству штуковине.

Обо всем на свете
Есть тексты в интернете.

Интернет — не только источник заработка копирайтера, но и его творческая муза и энциклопедия. Ищите схожие статьи, анализируйте. Выбирайте из них самое, на ваш взгляд, важное. Отсеивайте лишнее — некоторые рерайтеры, которым лень учиться копирайтингу, загадили сеть своими дурными вымыслами. Фильтруйте — включайте здравый смысл.

Пользуясь исходниками, не держите их перед глазами. Ваша задача вникнуть в тему, для того чтобы написать копирайт. Если вы будете постоянно сравнивать свой текст с исходником, то у вас получится рерайт.

Что такое Копирайт? Для чего он нужен? Что он дает? И как им пользоваться?

В сети Интернет множество статей на данную тему и цитировать их я не буду. Постараюсь описать кратко его возможности и поведение в системе uCoz.

После регистрации сайта, на его страницах автоматически добавляется надпись: Copyright MyCorp © 2008. По коду в шаблоне выглядит так: Copyright MyCorp © $YEAR$.

Разбираем:

Copyright MyCorp – переводится как «Авторское право моей корпорации» или проще говоря «Права принадлежат моему ресурсу».

© - значок означает исключительное авторское право владельца на тиражирование (публикацию) произведения (содержания).

Год – означает время, когда было опубликовано такое содержание (с какого года).

Перед тем, как вы собираетесь заполнить сайт контентом, вам следует изменить стандартную надпись копирайта на свою. Некоторые не имеют представления как это нужно делать.

Copyright site.ucoz.ru © 2008 или Copyright ООО «Фирма» © 2008 – этот копирайт говорит о том, что все опубликованные авторские материалы владельца, или одного из персонала фирмы к которому относится данный сайт, принадлежат именно организации (ресурсу, сайту), если не оговорено иное.

Copyright Иванов И.И. © 2008 – это говорит о том, что все придуманное на сайте принадлежит Иванову или говорит о том, что автором всего является Иванов.

Почему именно все придуманное? Дело в том, что если у вас дизайн от системы uCoz (стандартный), то ваш знак копирайта на него не распространяется, так как у него есть свой автор. Следовательно, вашим может быть только содержание (контент). Если вы являетесь и автором дизайна, то копирайт на него тоже будет распространяться.

Что он дает?
Копирайт служит для того, чтобы указать всем вашим читателям, что именно вы являетесь автором данного содержания (ресурса в целом, его каких-то частей и т.д.). Однако копирайт не обязательно указывает на то, что копировать ваше содержание нельзя. Если на вашем сайте будут авторские материалы, то вам нужно создать отдельную страницу, на которой нужно указать ваши требования к копированию таких материалов. Ссылка на такую страницу должна находиться рядом с копирайтом.

Оптимизировать копирайт следует так: если ваш сайт был создан в прошлом году, то в шаблоне следует внести изменения: Copyright MyCorp © 2007-$YEAR$. В этом случае, копирайт будет ежегодно меняться автоматически.

Копирайт Copyright site.ucoz.ru © 2008. Все правила соблюдены. – говорит о том, что материал охраняется законом и вы имеете доказательства (документы, договора) своего авторства. Фраза «Все права соблюдены» ведет ссылкой на страницу «Условий использования материалов».

Небольшой под-итог. Копирайт вообще располагать не обязательно, если у вас есть ссылка на страницу «Пользования материалами». Будет еще лучше, если такая ссылка будет под текстом каждого материала. Изначально, копирайт был придуман для печатной продукции, а не для Интернет сайтов.

Как доказать авторство?
С этим сложнее. Самый железный вариант – это нотариус, который вам все расскажет. Есть еще вариант пересылки содержания самому себе заказным письмом. Об этом можно почитать в Интернете.

Копирайт в системе uCoz.

Я сейчас не буду говорить о всех тонкостях действия копирайта в системе uCoz, иначе моя статья может быть вообще не опубликованной и время на неё окажется потраченным зря, но некоторые важности я скажу:

1. Если вы копируете материал с чужого сайта, то обязательно укажите Источник и ссылку на страницу, где владелец источника разрешил такое копирование. То есть 2 ссылки: на сам материал и на страницу «Использования материалов» этого сайта.

2. Если вы написали статью для своего сайта, то обязательно на самой странице укажите, можно ли и как можно её копировать.

3. Если вы взяли чью-то статью и переработали её (изменили), но суть осталась та же, то укажите ссылку: «По материалам»…

4. Если ваш авторский материал скопировали без вашего разрешения, то вначале попытайтесь самостоятельно разрешить проблему путем переговоров, а уже потом пишите жалобы. Особенно, если ваш сайт и сайт плагиатчика находятся в системе uCoz.

5. Старайтесь при каждой публикации своего материала, иметь хоть какие-то доказательства, что вы действительно являетесь его автором.

Copyright как понятие

Копирайт (copyright - "право на воспроизведение") - это форма защиты интеллектуальной собственности. Право на копирайт не приобретается по схеме, которая используется для получения патента. Процесс оформления патента - сложный и трудоемкий. В отличие от него, согласно американскому "Закону о Копирайте" (Copyright Act), копирайт возникает немедленно после окончания работы над авторским произведением, вне зависимости от того, где и когда эта работа была опубликована и была ли опубликована вообще, а также были ли зарегистрированы права автора на его творение. Однако, "Управление по делам копирайта США" (US Copyright Office) предлагает услуги по регистрации копирайтов, что в случае судебного разбирательства позволяет обосновать законность права владения интеллектуальной собственностью. Впрочем, никаких разрешений не требуется, чтобы автор начал использовать знак копирайта - (C). Копирайт защищает литературные, музыкальные, хореографические, графические, архитектурные произведения, фотографии, игры и т.д. Произведение, защищенное копирайтом, а также любая его часть не может быть использовано без разрешения собственника.

Копирайтом, однако, не могут быть защищены идея, процедура, процесс, принцип и т.д. - поскольку, например, запрет на использование той или иной идеи исключит ее из пользования человечеством и сделает невозможным создание новых и оригинальных работ на ее основе. Консалтинговая организация IPWatchdog иллюстрирует этот принцип следующим примером: роман о Второй Мировой войне может быть защищен копирайтом, но сама идея написания новых романов на эту тему копирайтом защищена быть не может. Закон декларирует, что произведения, защищенные копирайтом, могут быть использованы для критики, комментариев, сообщений средств массовой информации, обучения и преподавания, а также научных исследований. Однако, при этом, произведение должно использоваться "честно", с использованием ряда правил, наиболее известным из которых является корректная ссылка на источник и прямое цитирование не более двух абзацев оригинального текста.

3DNews Copyright

  • Обозначение — (а также и сокращенное 3DNews) — является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей OOO «3ДНьюс».
  • Все материалы, размещенные на сайте 3DNews − Daily Digital Digest , являются интеллектуальной собственностью сайта.

Тем не менее:

Мы разрешаем использовать, цитировать, транслировать, переводить любые единичные наши материалы в сети Интернет при выполнении следующих условий:

  • Запрещено автоматическое копирование и создание полной копии наших разделов. Использовать можно только отдельные материалы.
  • Новости можно публиковать через сутки после выхода на нашем сайте, обзоры — через 3 суток.
  • Обязательно в верхней части страницы указание автора и прямая ссылка на оригинал на нашем сайте.
  • При перепечатке многостраничного материала с нашего ресурса прямая кликабельная ссылка на 3DNews обязательно должна стоять на каждой странице.
  • Материалы раздела "Энциклопедия" перепечатывать запрещается.
  • Сайтам, желающим регулярно брать материалы с 3DNews, рекомендуется обратиться за письменным разрешением в редакцию - .
  • Мы разрешаем использовать наши RSS-ленты всем без ограничения: /webmaster .

Мы разрешаем использовать и переводить любые единичные наши материалы (новости, обзоры, фотоматериалы, графические материалы, результаты тестирования и др.) в любой бумажной прессе при условии ссылки на наш сайт как на источник (текстовой — сайт, либо графической — наш логотип) и обязательном указании фамилии автора материала.

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

  • правообладателями часто являются различные предприятия (издательства , радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;
  • если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Субъективные авторские права

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права. Условность этого деления обусловлена различием источников и концепций авторского права в странах общего права (common law) и континентальной системы права .

В странах общего права т.н. "моральные права" (англ. moral rights является калькой французского правового понятия droits moraux ) это совсем не то же самое, что личные неимущественные права в континентальном праве. Общее право развивалось на основе свободы права собственности (хотя англ. Property – это только указание на неопределенный круг обязанных лиц, противостоящих управомоченному, а также на возможность отчуждения права или по крайней мере договорного отказа от его осуществления). Поэтому property распространяется не только на одни вещи. Моральные права тоже, скорее, property . В связи с этим автор может взять на себя обязательства впредь моральные права не осуществлять

Неимущественные авторские права

включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором , Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Объекты авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

  • письменной (рукопись , машинопись , нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок , эскиз , картина , план , чертёж , кино -, теле -, видео - или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой , оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура , модель , макет , сооружение и так далее);

Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  5. Авторское право также не распространяется на идеи , концепции , принципы , методы , процессы , системы , способы , решения технических, организационных и иных задач, открытия , факты , языки программирования

Авторское право и право собственности

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Свободное использование произведений

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

  1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  2. использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  3. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  4. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  5. воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  6. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Без согласия автора, путем репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

  1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещенные в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Без согласия автора с выплатой вознаграждения

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

Разные взгляды на авторское право

По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.

  1. Полное признание имущественных прав автора. Именно этой позиции соответствует современное законодательство об авторском праве, в том числе и российское.
  2. Полное признание имущественных прав автора, но со свободным использованием произведений, если автор это явно не запрещает. Такой подход типичен для российских электронных библиотек - произведения выкладываются на сайты без ограничений, но немедленно убираются, если автор потребует этого.
  3. Признание за автором только неимущественных авторских прав, и ограниченных имущественных. Такая ситуация сложилась в движении свободного программного обеспечения (но в отличие от предыдущего пункта, только для тех работ, авторы которых это разрешили). Эта идеология является господствующей и основообразующей в Википедии (хотя и не все авторы Википедии её разделяют).
  4. Отрицание и имущественных и неимущественных авторских прав. Приверженцы этой позиции видят в плагиате легитимный протест против культурного истеблишмента и авторитетов. Такую позицию декларировало, например, движение ситуационистов .

Критика законодательства об авторском праве

Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы.

Казусы авторского права

  • Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony (англ.), использовав музыку Rolling Stones из песни The Last Time. The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром » заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив копирайт.

История авторского права

Становление авторского права в России

Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г . Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.

Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 г. книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, т.к. в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 г . и отменена через 13 лет.

В 1828 г. появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т.Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

В XIX в. Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов.

В 1830 г. вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.

20 марта 1911 г. приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, т.к. этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

29 октября 1917 г . в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет. 26 ноября 1918 г. декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства. 30 ноября 1925 г. во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права". 16 мая 1928 г. приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.

В 60-80-х гг . отношения, связанные с правами автора, регулировались:

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.

3 августа 1992 г. , в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.

9 июля 1993 г . президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 г. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ..

Защита авторских прав

Знак охраны авторского права

  • Знака охраны авторского права : © или (С) или (C) Copyright
  • Имени правообладателя
  • Года первой публикации произведения. Если произведение содержит части, впервые опубликованные в разное время, допускается перечисление лет через запятую.

Например:

© Корпорация XYZ, 2006 или © 2002-2008 Корпорация XYZ

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Нарушение авторских прав

Регистрация авторских прав

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Технические средства защиты

Свободное распространение защищённых авторским правом произведений

Примечания

См. также

Литература

  • Авторское право: учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2004. .
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912.
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.32
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.5.
  • Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г.
  • Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма. - 2000. - с.14.
  • Копцева О.В. "Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете", 2009 г.
  • Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г. - С. 4.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С.36-37.
  • Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г. - С.51.

Ссылки

Международные конвенции и договоры

  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  • Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ