Как писать сочинение-рассуждение
Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
Итак, рассуждение - это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении - это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация - не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения - три.
В роли аргументов могут выступать:
Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом...
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, ...
В этом легко убедиться, обратившись к…
Например...
Допустим…
По свидетельству (кого-либо)…
Предположим…
Так как; потому что…
Во-первых, во-вторых и т.д.
В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно ...
Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
ПИСЬМО – РАССУЖДЕНИЕ:
Думаю, что было бы полезно обсудить эту проблему как с воспитателями,всеми сотрудниками детского учреждения,так и с родителями.
Наверно у каждого воспитателя за время своей педагогической работы встречались родители невежды.Хочется рассказать о наболевшем,о грубых и невоспитанных родителях.
В интернете на форумах, в средствах массовой информации. мы говорим и обсуждаем какие же грубые бывают воспитатели. Но зачастую наши мамы и папы бывают не просто грубы,не сдержанны в выражениях, а просто хамы, которые так и хотят найти что – ни будь этакое и высказать свое недовольство в грубой форме,не соблюдая норм этики, субординации. Молодых же специалистов вообще не воспринимают. Приведу такой пример конфликта:Девочка 2 лет испачкалась во время приема пищи или играя в песочнице испачкала вещи. При выяснении обстоятельства мама не сдерживалась в выражениях(за что вы только деньги получаете итд).
Я не вижу здесь великой проблемы,ребенок 10 часов находится в дошкольном учреждении, он играет,ест, пьет- он пришел на работу, а маме нужно чтобы ее чадо уходил домой идеально чистым. И еще такой момент, а если группа разновозрастная и в этой группе 30 детей от 2до 5 лет. И ведь найдется такая «мамочка» которой не устроит ответ воспитателя,ни его объяснения.складывается такое впечатление как будто мамочка «питается» негативными эмоциями. И вот эти «замечания» происходят на глазах других родителей А самое главное не стесняются присутствующих детей.
А мы же хорошо знаем какие у нас дети - лучшие психологи. Дети понимают,что взрослого интересует –(негативные рассказы) о детях и воспитателях. Ребенок может сочинить таки нелепости (для мамы) и вот он- искусственный конфликт.И родители тоже со своей стороны «правильно»задают своему малышу вопрос,такой какой ответ они хотят получить от ребенка.
Родители могут и такое сделать:не выходя на контакт с педагогом на прямую, минуя завуча.директора,позвонить с жалобой в роно или департамент образования,хотя любой вопрос можно решить родитель +воспитатель.
Что делать если «крутая мама или «крутой»папа может нагрубить.накричать. даже угрожать (увольнением,СЭС прокуратурой).И почему такие родители (крутые) перестали к воспитателям относится как квалифицированным специалистам? А стали потребителями - вы должны,вы обязаны, вы за это деньги получаете.
Напрашивается вопрос,что же нужно поменять,чтобы такие или похожие конфликты не происходили?Это все таки зависит в большей мере от квалифицированного воспитателя потому,что в силу своей образованности не может грубостью ответить на грубость потому что он ВОСПИТАТЕЛЬ.
Привлекать конфликтных родителей к совместным мероприятиям?
Из опыта хочу сказать.каких сил нужно для этого(они же только могут критиковать, искать недостатки).
Я все таки склонна думать,что с повседневным мелким.бытовым хамством можно и нужно бороться.
Хочется донести до спесивых родителей слова поэта Ларисы Васильевой,которая в статье «Хамство» в частности пишет: « Хамство обходится дорого и пострадавшему, и самому хаму - волнуется и тот и другой. Кроме того хамство никогда не достигает цели, ибо само по себе никакой цели не преследует - оно своего рода духовный шлак, выбрасываемый одним человеком на другого.» К тому же грубящий еще и очень некрасив. Хорошо бы об этом помнить, женщинам и особенно молодым.
Вежливое, мягкое слово воспитателя,грамотное информирования родителей о жизни детей в группе.Воспитатель сохранить свое достоинство,ведь он не уронит себя не опустится до безобразного уровня хамящего родителя.
Конфликты между родителями и педагогами- это очень большая проблема современного социума в целом и самой системой образования.Но к счастью большинство родителей и педагогов понимают,что лучший выход – не борьба друг с другом,а в совместной работе на благо НАШИХ детей.
Вежливый,мягкий, грамотный воспитатель + вежливый, мягкий, грамотный родитель получиться в итоге воспитанный ребенок.
Цели и задачи урока:
Оборудование:
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Сочинение, я думаю, - самая творческая форма работы ученика, к тому же самая универсальная. Создавая текст сочинения, ученик должен продемонстрировать свою читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию.
Не секрет, что многие учащиеся с подобной работой справляются не вполне удовлетворительно, потому что не чувствуют готовности достойно выразить себя в слове.
Однако научиться хорошо говорить и писать способен каждый человек. Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Тулий Цицерон говорил: «Ораторами становятся». А русский писатель А.П. Сумароков считал, что «прекрасный наш язык способен ко всему».
Сегодня мы будем вести речь об одном из оригинальных жанров школьных сочинений – письме, познакомимся с анкетой жанра, послушаем образцы сочинений в форме письма.
II . Письмо – особая форма общения, служащая для передачи информации на расстояние.
1. Что такое письмо? Обратимся к словарю С.И. Ожегова. Читаем:
письмо – а, мн.ч.; письма – сем.
(Примеры записать в тетрадях).
2. Виды писем.
А теперь давайте разберемся, все ли письма одинаковы? Кто и кому пишет? (другу, родным, близким, знакомым, письмо – записка, президенту, учителю и т.п.)
(Запись в тетрадях.)
3. Эпистолярный жанр в литературе.
греч. еpistola – послание, письмо.
Эпистолярный жанр – одно из направлений художественной литературы. В русской литературе известны произведения в эпистолярном жанре: «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, «Ванька» А.Чехова, поэма «Пять страниц» К. Симонова, лирические стихи «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду» С.Есенина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина.
Эти произведения являются художественной ценностью, потому что отражают время, его проблемы, отношения людей.
С письмами вы столкнулись при изучении романа «Евгений Онегин». (письмо Татьяны, Онегина)
Учащиеся могут прочесть эти письма.
4. Анкета жанра.
В жанре письма моно написать и школьное сочинение. Чаще всего сочинения данного вида отражают впечатления учащихся от литературных произведений и представляют собой рассуждения по их поводу.
Для того чтобы уметь писать сочинения в жанре письма, надо определить анкету жанра. В нее войдут основные признаки письма. (см. с.50 в кн. Дорожкиной Т.Н. и др. «Прекрасный наш язык способен ко всему…»; с.21 в кн. «Лучший урок письма»)
5. Речевые формулы письма.
Основные части письма |
Речевые формулы |
|
1. Место и дата написания. 2. Приветствие. 3. Обращение |
Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! Дорогой (милый, любимый, родной мой)! Имя и все его формы. Друг, мамочка и т.д. |
|
Информационная часть |
Основная информация, которую нужно изложить |
Хочется сообщить… Я хотел бы рассказать… Вот некоторые новости… Нет ничего нового… Ты спрашиваешь, что у нас нового… |
Концовка |
1. Итоговые фразы: просьба писать; благодарность; приветы и прощание; уверение в уважении, дружбе и любви. 2. Попись. |
С (глубоким, искренним) уважением… Уважающий Вас… Ваш (-а;- и)… Всегда Ваш (-а;- и)… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего хорошего! |
III . Образцы сочинений учащихся в жанре письма.
(см. сочинения учащихся)
IV . О Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».
(см. материалы книг и газет)
V. Итог урока.
VI . Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма на одну из предложенных тем (ветерану, другу, о родном крае и т.п.).
Составить рассуждение в форме письма на выбранную тему, значит написать сочинение-рассуждение и предоставить его в формате письма, то есть обязательно должно быть:
Составить письмо-рассуждение можно опираясь на план сочинения рассуждения:
Тему выберем "мой любимый школьный предмет", так как это то, что более открыто и подробно может описать один ребёнок другому в письме. Именно по этой теме аргументы будут конкретными, а вопросы адресату приемлемыми.
Здравствуй, Саша!
Как твои дела? Что у тебя нового? Как здоровье? Я всегда жду от тебя писем!
Я снова пишу тебе письмо. Мне вдруг стало интересно: какой предмет в школе тебе больше всего нравится.
Я очень люблю уроки математики. Ни физкультуры, ни музыка, а именно математики, Надеюсь, что тебе интересно узнать почему.
Каждый день нас окружают числа. Мы, конечно, не всегда это замечает, но это так. Я просыпаюсь в семь часов утра и это время - математическая единица. Для того, чтобы добраться до школы, мне нужно спуститься со второго этажа, пройти двести метров пешком, сесть на автобус номер пять и проехать три остановки, где в школе номер пятнадцать мне предстоит учиться четыре урока по сорок пять минут. Разве это не удивительно? Числа всегда находятся рядом.
На уроках математики мы проходим задачи на движение, решаем примеры на деление и умножения, строим графики и диаграммы. Мне очень нравится узнавать что-то интересное, про то, что окружает меня. Представляешь, чтобы мы могли встретиться снова, нужно преодолеть расстояние в полторы тысячи километров. А это значит, что на поезде нужно ехать около суток, а на самолёте около двух часов.
Напиши мне, пожалуйста, о себе. Как ты проводишь свои выходные, какие уроки и книги тебе нравятся. Жду ответа.
Твоя подруга Света.
Нередко школьники получают в качестве домашнего задания написание сочинения. Это может быть рассуждение, описание, а иногда и повествование. Такое задание не является сложным, однако требует соблюдения некоторых правил.
Текст-рассуждение - одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).
Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.
Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:
Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:
Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».
«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.
Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».
Иногда школьникам нужно написать художественный текст-рассуждение. В таком случае работа должна содержать в себе как элементы рассуждения, так и аспекты художественного текста. О последнем необходимо помнить, что подобный текст должен содержать в себе различные языковые средства - сравнения, эпитеты, метонимию, метафоры.
Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.
Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:
Рассмотрим Рассуждения можно также включать в данный однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа - пенсионерки Маргариты Николаевны.
«Весенним утром 25-го апреля в городе... стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице..., вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.
Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».
Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.