Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня я хочу рассказать вам о таком распространенном инструменте, как обеспечение заявки. Этот инструмент используется для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков. Суть этого инструмента заключается в следующем. Поставщик (участник закупки), который намеревается принять участие в той или иной закупке, перечисляет на специальный счет в банке денежные средства в размере обеспечения заявки, либо предоставляет заказчику банковскую гарантию. Тем самым поставщик подтверждает всю серьезность своего намерения принять участие в закупке. Если он не выполнит данного требования, то его заявка на участие будет отклонена. Как правило, обеспечение заявки возвращается (разблокируется) участникам после проведения закупки за исключением отдельных случаев, например, при уклонении победителя от заключения контракта. Обо всех нюансах использования этого инструмента в рамках 44-ФЗ, а также в рамках 223-ФЗ мы и поговорим в этой статье. И так, давайте приступим к изучению… (Примечание: настоящая статья актуализирована 07.08.2018 г.).
Вопросы обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ регулируются статьями 44 и 45.
Согласно ч.1 ст. 44 44-ФЗ заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей , если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
А вот Постановлением Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.
Таким образом в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок заказчиками не устанавливается.
Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (свои средства, ) или банковской гарантии . Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется самим участником закупок. До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.
Более подробно о банковской гарантии по 44-ФЗ рассказано .
Согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на (Примечание: этот порядок заработает с 1 октября 2018 года), открытые ими в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. По состоянию на 06.08.2018 года в этот перечень вошло всего 18 банков.
Если вам необходим кредит на обеспечение заявки для участия в торгах, то можете оставить свою заявку .
При проведении запросов котировок и запросов котировок в электронном виде обеспечение заявок не требуется. При проведении запроса предложений требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшегося повторного конкурса (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ ). А вот при проведении запроса предложений в электронной форме требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшихся электронных конкурсов и аукционов (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ).
Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.
Важно: В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки . Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.
Ниже в табличной форме представлена информация о видах обеспечения заявок:
В расположенной ниже таблице представлена информация о размерах обеспечения заявок:
Для автоматического расчета размера обеспечения заявки существует online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Данный калькулятор находится .
Ниже я разместил скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный инструмент.
Настоящий калькулятор позволяет производить расчет обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах. Помимо этого, калькулятор также позволяет рассчитать и размер обеспечения исполнения контракта и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и поставщикам.
Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в конкурсах (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) и закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представлены в таблице ниже:
Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе представлены ниже.
Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки прекращается банком в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
Основанием для блокировки и разблокировки банком будет информация, полученная от оператора площадки.
Важно:
Хотя Федеральным законом № 44-ФЗ и установлены точные сроки возврата денежных средств или прекращения их блокирования, нередки случаи, когда заказчик или банк эти сроки нарушает. Поэтому считаю, что не будет лишним напомнить заказчику (банку) о необходимости вернуть (разблокировать) ваши деньги. Для этого вам нужно направить в адрес заказчика (банка) соответствующее письмо. Образец такого письма вы можете скачать .
В случае просрочки исполнения заказчиком или банком обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии со ст. 44 44-ФЗ срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (ч. 28 ст. 44 44-ФЗ).
Согласно ч.15 ст. 44 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в в соответствии со ст. 104 44-ФЗ в следующих случаях:
Многие поставщики задаются вопросом: существуют ли требования к обеспечению заявок при участии в закупках по 223-ФЗ?
Согласно ч. 25 ст. 3.2 223-ФЗ з аказчик ВПРАВЕ предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.
При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).
Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств , предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 223-ФЗ (закупки в электронной форме на ЭТП среди СМСП).
Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки самостоятельно .
Как мы уже рассмотрели с вами ранее, размеры обеспечения заявки колеблются в пределах от 0,5% до 5% НМЦК. Цены контрактов бывают разные, соответственно и размеры обеспечения могут быть, как маленькими, так и достаточно большими. Поэтому организации, часто участвующие в торгах, сталкиваются с одной и той же проблемой — отсутствием свободных оборотных средств. Если в качестве обеспечения заявок использовать лишь денежные средства, то количество закупок, в которых поставщик одновременно может принять участие, будет лимитировано размером его свободных средств. Изъять деньги из оборота организации на срок от нескольких дней до нескольких месяцев для большинства участников бывает весьма затруднительным.
В такой ситуации поставщик стоит перед сложным выбором, либо изъять из оборота необходимую сумму для обеспечения, либо отказаться от участия в закупке. Но существует и альтернативный вариант – взять тендерный займ или тендерный кредит на обеспечение заявки.
Однако тендерный займ имеет ряд преимуществ перед кредитом. Если предоставление тендерного кредита осуществляется только кредитной компанией (банком), то тендерный займ может выдать любая микрофинансовая организация.
Взять тендерный кредит можно, как непосредственно в самом банке, так и обратившись за помощью к брокеру. Брокер, как правило, получает за свои услуги такой же процент, что и банк. Однако получение кредита на обеспечение тендерной заявки через брокера занимает значительно меньше времени, нежели через банк. По сути брокер является посредником между участником и банком, и берет на себя часть работы (проверка документов, оформление кредита и т.д.), за что и получает свое вознаграждение от банка.
Еще один немаловажный момент — получить кредит на обеспечение заявки у брокера можно без внесения залога. В банках же внесение залога чаще всего является обязательным условием получения тендерного кредита, а также может потребоваться и открытие расчетного счета в этом банке.
По сроку договоренностей с банком тендерные кредиты могут быть двух видов:
Решение банка о выдаче кредита занимает 1-3 дня. Ставка по тендерным кредитам варьируется в пределах 14-21% годовых. Срок кредита — до 90 дней. Пакет документов необходимых для получения кредита включает в себя финансовую отчетность за год, справку об отсутствии задолженностей, анкету-заявку и реквизиты тендера, в котором планируется участие (или ссылку на него). Перечень необходимых документов, а также остальные условия выдачи кредита в различных банках могут отличаться.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что кредит (займ) на обеспечение тендерной заявки является отличным инструментом, позволяющим одновременно принимать участие в нескольких тендерах без ущерба для основной деятельности поставщика.
На этом моя обзорная статья подошла к концу. Если материал был вам полезен, то ставьте лайки и делитесь им со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. Ну а я желаю вам удачи и новых побед! До встречи в следующих выпусках.
Обеспечение договора по 223-ФЗ - это гарантия для заказчика, что победитель процедуры исполнит все взятые на себя обязательства. Чаще всего деньги требуют в случаях, когда предусмотрен аванс. Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации. Что об обеспечении исполнения договора говорится в 223-ФЗ, расскажем далее.
Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Обратите внимание, что зачастую заказчики принимают гарантии не от всех банков. Проверьте, есть ли учреждение, в которое вы хотите обратиться за гарантией, в утвержденном перечне .
Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.
Вам не вернут деньги, если вы :
Внести обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ важно вовремя, поскольку в обратном случае победителя признают уклонившимся от заключения контракта, а это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков.
Добавим, что на федеральном уровне готовятся прописать требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ. Поправки предложил Минфин. Если нововведения одобрят, заказчики будут принимать от участников только те гарантии, которые выдали банки из списка ЦБ. Документы должны быть:
Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору , конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.
Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юрлицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только в документации, а в положении не содержится.
Что делать если поставщик обещал, но не обеспечил договор
Акционерное общество заключило договор по Закону № 223-ФЗ. Поставщик обязался предоставить обеспечение исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии или поручительства, но не сделал этого. Заказчик направил претензию, но не получил ответа на нее и обратился в арбитражный суд. Дело дошло до Верховного Суда. Интересно, что судьи разных инстанций разошлись во мнениях, должен ли поставщик исполнить обещанное и оформить гарантию или обязан только выплатить неустойку за нарушение.
Давайте разберемся, что нужно знать об обеспечении заявки для участия в аукционах, конкурсах и тендерах по . Организация разнообразных аукционов, тендеров на государственные заказы и конкурсов преследует сразу несколько целей, а именно максимально эффективное распределение бюджетных средств, обеспечение доступности к государственным (и не только заказам) большого количества организаций и физических лиц и в целях формирования прозрачного рынка закупок.
Обязательным условием для подачи любой заявки является ее обеспечение.
В настоящее время государственные заказы размещаются двумя путями: с организацией торгов и без таковой. Торги, в свою очередь, также представлены в двух формах – это конкурсах и аукционах.
При проведении конкурса, заказы на поставку чего-либо или на оказание определенных услуг размещаются с учетом того, что в условия конкурса заранее заложены оценочные параметры, исходя из которых заказчиком и делается выбор победителя, а именно того, кто сможет выступить с предложением по сделке на еще лучших условиях.
Аукцион является торгами, в которых побеждает участник, предложивший меньшую цену.
Что касается тендера, то в чистом виде в России он проводится очень редко и зачастую приравнивается к конкурсным торгам, так что способы обеспечения конкурсных и аукционных заявок вполне применимы и к тендерным заявкам.
К наиболее распространенным формам обеспечения по причине своей простоты и доступности относится получение тендерного кредита. Благодаря ему в обороте организации можно сохранить значительные суммы денег. К дополнительным плюсам такого обеспечения можно отнести возможность участия одновременно в нескольких аукционах, по которым стоимость госконтракта достаточно высока, и соответственно обеспечивать заявку необходимо гораздо большей суммой. При этом в случае победы участник обеспечивает себе стабильный государственный инвестиционный поток.
Одним из оснований отказа в принятии заявок на конкурс является их необеспеченность. Для того чтобы этого не произошло лучше всего оформить в таком случае банк будет выступать гарантом выполнения участников в случае победы всех обязанностей по подписанию и соблюдению договора с заказчиком. Порядок получения банковских гарантий определяется непосредственно банками.
Поскольку обеспечение любых заявок и конкурсных и аукционных является обязательным условием для участия в них следует знать, как правильно определить его размер. Так для конкурса достаточным признается обеспечение, составляющее от 1 до 5 процентов от выставленной стоимости контракта, а банковская гарантия, обеспечивающая аукционные заявки, не должна быть менее 5 процентов от указанной стоимости контракта.
Обеспечение заявки по 223-ФЗ все более подпадает под законодательное регулирование. Если ранее этот вопрос отдавался на откуп заказчикам, то сейчас в самом 223-ФЗ закреплен предельный размер обеспечения заявки по 223-ФЗ. Наиболее полно вопрос обеспечения, как заявки, так и выполнения договора урегулирован в отношении поставщиков, представляющих малый бизнес. Все подробности в нашем материале.
Исходя из положений пунктов 25-27 ст. 3.2 закона приведем обеспечение заявки по 223-ФЗ с 1 июля 2018 года в таблице:
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
На практике обеспечение заявки устанавливается заказчиками в размер 0,5-5% от начальной цены договора. При этом стоимость договора, при которой устанавливается обеспечение заявки на участие в закупке по 223-ФЗ, может составлять как более 5 млн. рублей, так и более 10, 20 млн. рублей.
Установить верный размер обеспечения заявки участника в документации с учетом последних изменений поможет онлайн сервис, разработанный Системой Госзаказ
Обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращают или нет? В п. 26 ст. 3.2 223-ФЗ установлены случаи, когда сумма обеспечения заявки по 223-ФЗ не возвращается. К ним отнесены:
Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ на устанавливается по указанным выше общим правилам, т.к. ст. 3.3 223-ФЗ, посвященная электронным конкурентным процедурам не содержит каких-либо особых правил.
П. 25 ст. 3.2 предусматривает возможность:
Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ так четко не регулируется и отдается на откуп заказчикам. При этом прослеживается тенденция, что при наличии авансового платежа размер обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ равняется размеру аванса.
В данном разделе ответим на вопрос о том, обеспечение заявки по 223-ФЗ сколько процентов составляет для участников, являющихся представителями малого бизнеса? Обеспечение заявки по 223-ФЗ для СМП не может превышать 2%.
Такое правило установлено п. 23 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Как малому предприятию обеспечить заявку на участие в закупке
Обеспечение закупки по 223-ФЗ участниками малого бизнеса производится путем:
Денежные средства вносятся на спецсчет участника конкурентной процедуры, открытый им в уполномоченном банке. Перечень таких банков определен распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р. Размер обеспечения по 223-ФЗ при получении информации от оператора торговой площадки блокируется банком и не подлежит распоряжению участника конкурентной процедуры до окончания блокировки.
Возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ в соответствии с п. 9 Дополнительных требований , утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 657 производится при:
Возврат обеспечения по 223-ФЗ также осуществляется (п. 24 Положения 1352):
Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 223-ФЗ или в другой конкурентной процедуре, проводимой для СМП, не производится, если участник был признан победителем и:
Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ-2018 для субъектов малого бизнеса в соответствии с п. 25 Положения № 1352:
Вносятся денежные средства на счет заказчика, путем предоставления банковской гарантии или другим способом, установленным в закупочной документации.