Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

С 1 января 2017 года инспекции являются администратором страховых взносов, в том числе по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в части доходов; администрирование же расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС России. Рассмотрим новый порядок обращения в соцстрах за возмещением пособий.

В связи с передачей функции по контролю и администрированию страховых взносов в ведение ФНС России и ее территориальных инспекций с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются ( (далее - Закон № 243-ФЗ)).

Документы на возмещение пособий с 2017 года

По мнению ФНС России, новый порядок администрирования страховых взносов направлен на улучшение условий налогоплательщиков. Как одно из преимуществ позиционируется, что "с точки зрения администрирования страховых взносов Фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками" ().

Вместе с тем о полном отсутствии контактов с фондами как с органами контроля за уплатой страховых взносов говорить не приходится. В частности, в распоряжении ФСС России (далее - Фонд) оставлены:

  • полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) ( (далее - Закон № 255-ФЗ));
  • функции по контролю за осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) ( , (далее - Закон № 125-ФЗ); ).

Поэтому, несмотря на то, что отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с I квартала 2017 года страхователи будут подавать в налоговые инспекции, в Фонд по-прежнему нужно будет представлять документы, служащие основанием для выделения средств на выплату пособий по социальному страхованию.

Кроме этого, начиная с 2017 года ежеквартально Фонд будет ждать от нас "новый" расчет со старым названием "форма 4-ФСС" (утв. ). В него будут включены сведения только по взносам от НС и ПЗ. Начиная с отчета за I квартал 2017 года привычный нам расчет 4-ФСС, в котором приводили данные по двум видам страхования (от НС и ПЗ и по временной нетрудоспособности), в части обязательного социального страхования по ВНиМ в органы Фонда не представляется.

Итак, в налоговый орган мы обязаны будем отчитаться, направив расчет по страховым взносам (утв. ) не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В его составе предусмотрены, в частности, Приложение 2 " ", а также Приложение 3 " " (последнее включают в расчет только в том случае, если соответствующие расходы были произведены).

Повторим, форма расчета будет применяться для всех страховых взносов, кроме взносов от НС и ПЗ. Минфин России расценивает новый документ оптимизирующим отчетность по страховым взносам, поскольку он объединяет четыре действующие в настоящее время формы (РСВ-1, РВ-3, РСВ-2 и 4-ФСС) и содержит сокращенное количество показателей ().

Однако проверять расходы на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, которые страхователь отразит в расчете, представленном в налоговую инспекцию, по-прежнему будет территориальный орган ФСС России в порядке, установленном , на основании сведений, поступивших из налогового органа в Фонд (информация ФСС России от 29.08.2016 " " (далее - Информация)). Для этих (и иных) целей предусмотрен межведомственный обмен информацией между Фондом и налоговым органом ().

Возмещение пособий и новая справка-расчет

Согласно действовавшему в 2016 году порядку работодатели выплачивали страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд, при этом сумма взносов, подлежащих перечислению, уменьшалась на сумму произведенных расходов на выплату пособий ( , ). Если же начисленных взносов было недостаточно для выплаты пособий в полном объеме, страхователь обращался в территориальный орган Фонда, который выделял нужные средства в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов ().

Этот порядок взаимодействия сторон не изменится и в текущем 2017 году. Вместе с тем состав документов (утв. (далее - Перечень)), которые для этих целей должны быть представлены страхователем в Фонд, будет иным. Существующий Перечень скорректирован ().

В 2017 году две составляющие пакета (письменное заявление страхователя, где указана сумма необходимых средств на выплату страхового обеспечения, и копии подтверждающих документов) не изменятся, а вот вместо расчета 4-ФСС (который по-прежнему остается необходимым при обращении в отношении периодов, истекших до 01.01.2017) страхователь должен подготовить справку-расчет, которая требуется при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 года.

Ознакомимся с перечнем реквизитов справки-расчета, которая включает в себя следующие суммы ():

  • задолженность страхователя (ФСС России) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
  • начисленные к уплате страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
  • доначисленные страховые взносы;
  • не принятые к зачету расходы;
  • средства, полученные от территориальных органов ФСС России в возмещение произведенных расходов;
  • возвращенные (зачтенные) излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы;
  • средства, израсходованные на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
  • уплаченные страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
  • списанная задолженность страхователя.

Итак, если страхователь обращается в органы ФСС России за получением средств для выплаты пособий, он формирует следующий пакет документов (см. таблицу ниже).

Судя по перечню показателей, заполнение справки-расчета, по мнению автора, не должно вызвать затруднений у страхователей. Куда сложнее пережить переходный период. Как пояснил Фонд (п. III " " Информации), за ним сохраняются определенные обязанности в отношении периодов, истекших до 1 января 2017 года (в этом случае Фонд работает в порядке, действовавшем до указанной даты):

  • по осуществлению контроля за правильностью уплаты страховых взносов;
  • принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов;
  • исполнению обязанности по приему расчетов (в том числе уточненных) по страховым взносам;
  • передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, которые образовались на 1 января 2017 года.

Также остается надеяться, что налоговое ведомство не лукавит, утверждая, что "налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются" ().

Пакет документов на возмещение пособий

Елена Мельникова , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

23.03.2015

Обращения граждан в ФСС

Ежедневно специалисты Тверского регионального отделения ФСС РФ оказывают государственную услугу по рассмотрению обращений граждан, поступивших в Фонд социального страхования РФ. Обращения могут носить как письменный, так и устный характер.

В 2014 году в региональное отделение поступило 519 письменных обращений, большая часть которых затрагивала вопросы, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации (210 обращений), а льготных категорий граждан - санаторно-курортным лечением (169 обращений). По итогам 2014 года инвалидам выдано 2,1 млн изделий и средств реабилитации, исполнено более 26 тысяч заявок, поступивших от инвалидов. Путевки на санаторно-курортное лечение получили 2669 человек, в том числе 434 ребенка с сопровождением.

Также одной из часто упоминаемых тем в обращениях граждан в 2014 году стали вопросы о декретных, детских и больничных пособиях (67 обращений), в частности, в связи с недобросовестным отношением работодателей к вопросам их выплаты. В случае, если работодатель отказывает в выплате пособия, специалисты ФСС рекомендуют обращаться в Государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также в суд для применения к работодателю мер ответственности. В случаях когда: 1) работодатель прекратил деятельность на день обращения сотрудника за пособием; 2) у работодателя недостаточно средств на счете для выплаты пособия и на счете имеется картотека; 3) местонахождение работодателя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, невозможно установит, и имеется вступившее в силу решение суда об установлении факта невыплаты работодателем пособий, - работник имеет право обратиться в региональное отделение для получения пособий непосредственно в ФСС.

Так в 2014 году, Тверское отделение ФСС напрямую выплатило работающим гражданам области пособий на общую сумму 3,9 млн руб.:

1) по временной нетрудоспособности – 596,1 тыс. руб. (21 получатель);

2) по беременности и родам – 1,2 млн руб. (18 получателей);

3) единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности – 6,6 тыс. руб. (13 получателей);

4) единовременное пособие при рождении ребенка – 108,6 тыс. руб. (8 получателей);

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 2 млн руб. (47 получателей).

Помимо ситуаций, связанных с невыплатой пособий, в обращениях затрагивалась тема размера социальных выплат при получении части зарплаты неофициально. Особенно сильно так называемые зарплаты «в конверте» сказываются на женщинах, готовящихся стать мамами, поскольку и пособия по беременности и родам, и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет рассчитываются в зависимости от официального заработка. Если официальная зарплата составляет 6 тысяч рублей в месяц, то и пособие будет исчисляться из этой суммы. И не важно, сколько тысяч рублей доплачивается в конверте.

Когда у работодателя имеются сомнения в правомерности выдачи листка нетрудоспособности, он вправе обратиться в региональное отделение ФСС России или направить запрос в выдавшую его медицинскую организацию с просьбой разъяснить причины оформления больничного. Если по результатам проверки ФСС России есть основания полагать, что нарушение порядка выдачи листка нетрудоспособности привело к переплате пособия по временной нетрудоспособности, ФСС России обращается в суд для взыскания материального ущерба с медицинской организации.

При этом работодатель в любом случае обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документамиданном случае - с листком нетрудоспособности) и в первый после этого установленный в организации день выплаты заработной платы произвести выплату пособия. Иного срока, в том числе в связи с направлением работодателем запроса в ФСС России, законодательством не предусмотрено.

Если неправильное исчисление размера пособий не было связано со счетными (арифметическими) ошибками со стороны сотрудников работодателя, излишне выплаченные суммы пособий по временной нетрудо­способности не могут быть взысканы.

Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

В силу ст. 5 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении заболевания в период работы по трудовому договору, а также в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н (ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее – Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Обращаем внимание, что работодатель не наделен контрольными функциями в части проверки правильности применения медицинскими организациями Порядка. Такие полномочия есть только у ФСС России (п. 10 Порядка, ч. 7 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Если по результатам проверки есть основания полагать, что нарушение порядка выдачи листка нетрудоспособности привело к переплате пособия по временной нетрудоспособности, ФСС России на основании п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ обращается в суд для взыскания материального ущерба с медицинской организации (см., например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 № 01АП-3811/12).

С другой стороны, существует позиция ФСС России, подкрепленная судебной практикой, согласно которой обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая производит его выплату, и именно страхователь является ответственным за неправомерную выплату пособия по временной нетрудоспособности по необоснованно выданным и неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. В своем письме от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575 ФСС России рекомендует в случае возникновения у страхователя сомнений в правильности оформления листка нетрудоспособности обращаться в региональные отделения ФСС России.

Поэтому в случае, если у работодателя имеются сомнения в правомерности выдачи листка нетрудоспособности, он вправе обратиться в региональное отделение ФСС России или направить запрос в выдавшую его медицинскую организацию с просьбой разъяснить причины оформления больничного.

При этом работодатель обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами (в данном случае – с листком нетрудоспособности) и в первый после этого установленный в организации день выплаты заработной платы произвести выплату пособия (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Иного срока, в том числе в связи с направлением работодателем запроса в ФСС России, законодательством не предусмотрено.

Что касается возможности взыскания излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности с уволившегося работника, отметим следующее.

В силу ст. 1109 ГК РФ в качестве неосновательного обогащения не подлежат возврату заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Таким образом, взыскание с работника излишне выплаченных сумм пособия по временной нетрудоспособности допускается только в двух случаях:

  • при расчете пособия была допущена счетная ошибка;
  • получатель пособия оказался недобросовестным (представил документы с заведомо неверными сведениями, скрыл данные, влияющие на размер пособия, другое).

Частью 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ также предусмотрено, что суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Как мы поняли из вопроса, недобросовестность в получении сумм пособий со стороны работника в настоящей ситуации отсутствует (например, представление документов с заведомо ложными сведениями и сокрытие данных работником не производились).

Поэтому, если в настоящей ситуации неправильное исчисление размера пособий не было связано со счетными (арифметическими) ошибками со стороны сотрудников работодателя, излишне выплаченные суммы пособий по временной нетрудоспособности не могут быть взысканы.

Социальное пособие теперь можно получить напрямую от ФСС в тех регионах, в которых запущены соответствующие «пилотные» проекты. Что значит «напрямую»? ФСС вам всего лишь ПЕРЕЧИСЛИТ денежные средства, а заявление и весь пакет документов в фонд все равно должен подать работодатель.

Сомнительная польза от проекта, который никак не упрощает саму процедуру обращения в государственный орган. Если работодатель действующий — тогда проблем никаких нет, от него потребуется заполнить заявление, приложить к нему справки и в течение 10 дней направить в ФСС.

Что делать, если работодатель пропал , на звонки не отвечает, не находится по месту регистрации? Может ли женщина для получения пособия самостоятельно обратиться в ФСС ? Пункт 4 ст. 13 ФЗ 255 указывает 3 причины, при наличии которых работница имеет право подать заявление в Фонд о получении пособия, минуя работодателя :

  • если работодатель прекратил свою деятельность;
  • если у работодателя нет денег на расчетном счете или счет арестован и к нему применена очередность списания денежных средств;
  • если местонахождение работодателя неизвестно и у него нет имущества, на которое можно обратить взыскание (при наличии решения суда о взыскании суммы пособия).

Первая причина не требует от юр лица исключения из ЕГРЮЛ, тем не менее ФСС именно из за не исключения работодателя из реестра откажет в выплате пособия. Вторая причина требует подтверждения отсутствия денег на расчетном счете (где его сможет взять работница?). Третья причина содержит условие — наличие решения суда и постановления пристава о невозможности взыскания в связи с отсутствием имущества и не нахождением по месту регистрации должника, при этом данное постановление пристав может и не вынести — нюансов много. Получается, третий случай — в большинстве случаев тоже не подойдет, к тому же он достаточно долгий — сначала подать в суд на работодателя, дождаться окончания исполнительного производства, потом обращаться в ФСС.

Как взыскать пособие с ФСС?

Первый вариант

указан в письме ФСС от 7 марта 2012 г. N 15-07-11/12-2451, в котором государственный орган рекомендует обращаться в суд с заявлением о признании юридического факта прекращения деятельности работодателем. То есть работница должна в суде доказать, что работодатель фактически не действующий — какое суд примет решение трудно сказать, судебной практики очень мало, а критериев «прекращения деятельности» в законе нет. Если работодатель два и более лет не сдает отчетность в ФНС — да, шансы на удовлетворение заявления есть, но если он пропал всего 2-3 месяца назад — суд однозначно откажет в признании факта.

Вариант второй

Женщина может обратиться в ФСС с заявлением о выплате пособия по п. 4 ст. 13 ФЗ 255, указав все известные обстоятельства и приложив (если есть) подтверждающие указанные обстоятельства документы. ФСС на основании официально поданного заявления (а не телефонного звонка) обязан будет направить запросы во все кредитные организации, ФНС с целью проверки платежеспособности, местонахождения работодателя.

Также необходимо будет подать заявление о направлении в Пенсионный фонд с целью получения информации о доходах работницы для расчета пособия. Если заявительница сама об этом не заявит — ФСС по своей инициативе, разумеется, запрос делать не будет.

При получении информации ФСС примет решение о выплате пособия или отказе в выплате. В большинстве случаев фонд отказывает с формулировкой — нет подтверждения факта прекращения деятельности работодателя, работодатель не исключен из ЕГРЮЛ.

Что делать после этого? Ну конечно, идти в суд! Но после проведенной процедуры, то есть после поданного заявления в ФСС вам будет гораздо легче выиграть суд. Почему? Потому, что если не обратиться предварительно в ФСС в суде фонд заявит, что женщина вообще не обращалась, а фонд не отказывал в выплате.

Суд проверит какие запросы и куда направлял фонд, правомерность отказа и примет положительное решение (а как же иначе?). При этом в решении суд укажет примерно так: «решение о выплате пособия может быть принято территориальным органом самостоятельно на основании анализа представленных заинтересованным лицом документов подтверждающих обоснованность обращения и не зависит от признания работодателя прекратившим свою деятельность либо несостоятельным (банкротом )».

Вариант третий

Как я уже указывала выше — сначала обратиться в суд с иском к работодателю, взыскать пособие, а потом уже в связи с невозможностью взыскания идти в ФСС. При этом даже в таком случае фонд все равно может отказать в выплате — все с той же формулировкой — нет доказательств прекращения деятельности работодателя, отсутствия имущества и т.п. и тогда все равно придется идти в суд с иском о взыскании пособий с ФСС.

Вариант четвертый

Согласно приказу Минтруда России от 31.10.2014 N 848н ФСС обязан оказывать бесплатную помощь лицам, которые не могут получить пособия по основаниям, указанным в п. 4 ст. 13 ФЗ 255 — это прекращение деятельности, отсутствие средств или имущества у работодателя. В помощь входит составление заявлений, ходатайств, жалоб, исков, представительство в суде. Помощь оказывается на основании работника. На сколько этот механизм работает и делает ли ФСС что либо — не знаю, приказ свежий.

Таким образом, если ваш работодатель скрывается — я рекомендую сначала обратиться за выплатой в ФСС (хотя закон не обязывает это делать), получить отказ и уже потом идти в суд.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ