Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

При выявлении нарушений ПДД госавтоинспектор составляет протокол, фиксирующий факт правонарушения с дальнейшей возможностью привлечения к административной ответственности. Порядок составления протокола ГИБДД об административном правонарушении подробно описан в гл.28 КОАП РФ с указанием сроков, алгоритма действий каждой из сторон и требований к составлению.

Знание прав автомобилистом поможет избежать неправомерных действий со стороны инспектора, и защитить свои интересы при разбирательстве.

Положения законодательства

С помощью протокола должностное лицо может официально зафиксировать нарушение, установить виновность конкретного лица и требовать назначения наказания согласно нормам закона. Документ фиксирует состав правонарушения, однако вину конкретного гражданина предстоит еще доказать.

Оформление документа регламентируется принятым МВД РФ Административным регламентом, который наделяет полномочиями представителей государственный структур, в частности, ГИБДД.

Для того, чтобы оформить протокол, госавтоинспектор должен иметь веские основания:

  • нарушение выявлено, но рассмотрение указанного дела превышает компетенцию представителя ГАИ;
  • правомерность обвинения оспаривается нарушителем либо он отказывается подписывать документ;
  • в нарушении обвиняется несовершеннолетний в возрасте 16-18 лет;
  • по нарушению не предполагается вынесение предупреждения со стороны компетентного сотрудника.

Согласно ст.28.5, сроки, в течение которых возможно оформление бумаги, зависят от обстоятельств:

  • сразу по факту происшествия на месте;
  • в течение 2 дней, когда нужны дополнительные разбирательства по вопросу;
  • потребность в расследовании позволяет регулировать сроки по окончании расследования, исходя из положений ст. 28.7.

Последнее обстоятельство может возникнуть при потребности в экспертизе, исследованиях, который займут достаточно долгое время, но не больше 1 месяца.

ВАЖНО! При оформлении документа должны присутствовать двое понятых (ст.25.7) из числа дееспособных совершеннолетних граждан, не имеющих отношения к обстоятельствам дела.

Получение документальных подтверждений в виде видеозаписи и показаний свидетелей регулируется гл.27 и ст28.1 КоАП. В отличие от свидетеля, подтверждающего обстоятельства происшествия, понятой лишь подтверждает составление протокола.

Правила составления

Оформление протокола сложен и влечет обязанность соблюдения множества требований, по этой причине часто возникают процессуальные нарушения, которые водитель вправе обжаловать в дальнейшем.

Следующая информация поможет разобраться с тем, какие параметры и реквизиты должны быть указаны в документе:

  1. Дата, место оформления, должностное лицо, производившее задержание, основание для обвинения.
  2. При дорожном происшествии в документе описывают действия, предпринятые должностными лицами, детали происшествия, качество дорожного полотна, нанесение разметки, уровня освещения, предупреждающие или запрещающие знаки, особенности места, наличие регулируемого перекрестка, другие важные детали, имеющие отношение к делу.
  3. Согласно п.2 ст. 28.2 документ отражает сведения о нарушителе, свидетелях, потерпевших, если таковые имеются. Привлечение понятых также фиксируется в протоколе с указанием их личных данных.
  4. Сведения о приобщении фото и видео материалов, позволяющих установить виновность конкретного лица.
  5. Ссылка на нарушенную норму закона, статью, требующую привлечения к административной ответственности.

Оставшиеся пустыми графы бланка должны быть зачеркнуты в форме латинской буквы Z, исключая возможность дописки сведений в протокол в нарушение установленной процедуры.

О своем несогласии с изложенным текстом водитель может заявить формулировкой «не согласен с инспектором», «правил не нарушал».

Следующие ситуации позволяют обжаловать нарушителем правомерность протокола:

  • отсутствие схемы ДТП;
  • не разъяснение прав нарушителю со стороны представителя госоргана;
  • упоминание в отношении водителя формулировки «нарушитель»;
  • фиксация сведений о свидетелях происшествия.

При несогласии с изложенным в документе водитель может сообщить в нем же письменно. При отказе от подписания документа, в него вносят соответствующую отметку и вручают копию.

Далее протокол передается на дальнейшее рассмотрение в судебный или иной уполномоченный орган для разбирательства и вынесения решения о применении наказания. Срок рассмотрения бумаг, согласно ст.28.8, составляет три дня.

На видео о составлении протокола

Если наказанием служит предупреждение или назначаемый на месте нарушения штраф с обязательным согласием водителя, инспектор может обойтись без составления протокола. Зафиксированное автоматической камерой нарушение также не нуждается в предварительном оформлении протокола.

Д анная статья - наглядное методическое пособие по оформлению протоколов. Она поможет вам правильно и быстро создать протокол. Она пригодится и когда вы решите научить этому своих коллег, чтобы избавить себя от необходимости исправлять допускаемые ими ошибки.

Название вида и принадлежность к системам и подсистемам документации

Протокол - документ, фиксирующий ход заседания и порядок принятия решений коллегиальным органом.

Обязательному протоколированию подлежат:

  • заседания постоянно действующих коллегиальных органов государственной власти и управления, муниципальных органов управления, органов управления предприятиями и организациями (общие собрания учредителей, акционеров, заседания советов директоров, правлений комитетов, комиссий, дирекций и др.) и
  • разовые или периодически созываемые конференции, собрания, совещания.

Отражение в цели создания документа управленческого принципа коллегиальности , коллегиального принятия решений позволяет говорить о протоколе как о самостоятельном виде документа .

Протокол является документом, относящимся прежде всего к системе организационно-распорядительной документации. Протоколы являются управленческими распорядительными документами (относятся к подсистеме распорядительной документации), которые выполняют управленческую и правовую функции, причем правовая функция протокола является приоритетной и выступает на первый план.

Но документ с названием вида «ПРОТОКОЛ» применяется в процессе документирования и многих других видов деятельности.

В учебных и научных учреждениях протоколы фиксируют научные достижения и открытия, прием на обучение, открытие специальностей, стандарты образования, присвоение профессиональной квалификации, ученых степеней и званий, избрание на должности и другие вопросы. Подобные протоколы относятся к системам научно-исследовательской или учебно-методической документации (к определенным их подсистемам в зависимости от цели создания протокола и его содержания).

В практике бизнеса составляются протоколы деловых встреч, протоколы о намерениях, протоколы передачи конфиденциальной информации, протоколы разногласий и другие, в которых фиксируются не управленческие решения, а договоренности и достигнутое сторонами (т.е. коллегиальное, коллективное, а не «комиссионное», как иногда неправильно говорят ) согласие в решении вопросов взаимной заинтересованности. Подобные протоколы возможно отнести к подсистеме информационно-справочных документов системы организационно-распорядительной документации или к подсистеме гражданско-правовой договорной документации этой же системы, т.к. в них закрепляется ход исполнения договоров и соглашений, подтверждается заинтересованность и возможные сферы сотрудничества, а также фиксируются основные условия для заключения в дальнейшем конкретных сделок.

Протоколы, создаваемые с целью подтверждения расчетов, входят в состав подсистемы по кассовым операциям системы банковской документации.

По некоторым функциям управления персоналом составляются протоколы заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, которые входят в специальную подсистему кадровой документации.

Протоколы общих собраний акционеров (и документы к ним), обязательный состав информации которых устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», требованиями регулятора - Федеральной службы по финансовым рынкам, образуют подсистему организационных документов, на основе которой уже сформировалась специальная подсистема учредительной документации, а в настоящее время можно говорить о процессе формирования подсистемы/системы документации, обеспечивающей процедуры корпоративного управления.

Классификация протоколов

Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям - способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные .

Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.

Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос - принятое решение».

Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.

Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др.

Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания . Эти сроки или другие стандарты сроков подготовки протокола к подписанию - «в день заседания», «не позднее следующего рабочего дня» и т.п. - обычно регламентируются положениями о соответствующих коллегиальных органах и должностной инструкцией/должностным регламентом секретаря конкретного коллегиального органа.

Формуляр протокола

Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.

Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.

В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:

  • полное наименование организации или предприятия;
  • название вида документа (ПРОТОКОЛ);
  • дата;
  • индекс (в протоколах, которые относятся к распорядительным документам);
  • место составления;
  • заголовок;
  • текст;
  • подписи.

Дополнительными реквизитами протокола являются:

  • наименование структурного подразделения;
  • гриф утверждения;
  • отметка о наличии приложений;
  • место (помещение, офис) и время проведения заседания;
  • фамилия и инициалы председательствующего на совещании, заседании;
  • дата подписания протокола;
  • способ голосования (открытое, тайное, заочное).

Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме , который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.

Заголовочная часть протокола

Для обеспечения юридической силы протокола необходимо правильно оформить полное наименование организации или предприятия , в качестве которого признается зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц наименование юридического лица в соответствии с его учредительными документами и уставом, (т.е. с обязательным указанием организационно-правовой формы):

Пример 1

Свернуть Показать

Общество с ограниченной ответственностью «Ваш партнер»

Пример 2

Свернуть Показать

Закрытое акционерное общество «АБВГД»

Наименование структурного подразделения (дополнительный реквизит протокола) обычно оформляется на документе в следующих случаях:

  • протоколом фиксируются все виды коллегиальной деятельности в обособленном подразделении предприятия (см. Пример 3);
  • протоколом оформляются заседания (прежде всего оперативного характера), которые проводятся в одном из внутренних структурных подразделений предприятия (см. Пример 4).

Пример 3

Свернуть Показать

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Пятый элемент»
Филиал «Северо-Западный»

Пример 4

Свернуть Показать

Открытое акционерное общество «Реммеханизация»
Департамент бухгалтерского учета и налоговой отчетности

Названия структурных подразделений в протоколе должны соответствовать точным названиям, закрепленным в схеме организационной структуры, штатном расписании или других внутренних документах организации.

Название вида документа (ПРОТОКОЛ) всегда оформляется прописными буквами и располагается одной-двумя строками ниже наименования предприятия или структурного подразделения (при продольном расположении реквизитов - центрованным способом).

Дата протокола является датой заседания, а не окончательного оформления и подписания документа. Если заседание коллегиального органа продолжалось несколько дней, то в протоколе указывают дату его начала и дату окончания. Способы оформления даты могут быть различными. Например, цифровой способ:

Пример 5 Цифровой способ оформления даты

Свернуть Показать

Пример 6 Цифровой способ оформления даты заседания, продолжавшегося 2 дня

Свернуть Показать

04.05.2011 - 05.05.2011

Цифровой способ используется преимущественно при оформлении дат оперативных заседаний и совещаний.

При оформлении даты в протоколах коллегиальных органов (высших органов управления и исполнительных) преимущественным является буквенно-цифровой способ.

Пример 7 Буквенно-цифровой способ оформления даты

Свернуть Показать

Пример 8 Оформление даты заседания, продолжавшегося 2 дня

Свернуть Показать

Дата располагается одной строчкой ниже названия вида документа или над специальной ограничительной линией в общем бланке.

Индекс (номер) протокола оформляется на той же строке, что и дата заседания над ограничительной линией в общем бланке или в пределах общей площади, отведенной для даты и индекса в заголовочной части документа. Индекс протокола является порядковым номером заседания в пределах календарного года или в пределах срока полномочий коллегиального органа. Следует заметить, что при оформлении индексов с № 1 по 9 необходимо использовать минимум два знака. Например, самые простые индексы правильно обозначать: «№ 01», «№ 07» и т.п. (см. Примеры 7 и 8).

Реквизит «место составления или издания» оформляется на отдельной строке ниже даты и индекса (при продольном расположении реквизитов - в центре следующей строки).

Этот реквизит содержит название географического пункта, в котором реально состоялось заседание коллегиального органа. Условные сокращения, применяемые при обозначении географических названий, должны соответствовать Правилам оказания услуг почтовой связи.

Пример 9

Свернуть Показать

г. Коломна Московской обл.

Пример 11

Свернуть Показать

с. Малеево Коломенского р-на
Московской обл.

В качестве заголовка протокола оформляется краткая формулировка вида заседания (вида коллегиальной деятельности) в родительном падеже, которая согласуется с названием вида документа (ПРОТОКОЛ - чего?), названием коллегиального органа и начинается с прописной буквы.

Пример 12 Угловое расположение реквизитов оформляющей части протокола

Свернуть Показать

Пример 13 Продольное расположение реквизитов оформляющей части протокола

Свернуть Показать

Заголовок протокола как вид заседания оформляется одной-двумя строками ниже реквизита «место составления или издания» обязательно от границы левого поля или на площади, отмеченной в общем бланке ограничительными уголками в левом верхнем углу листа бумаги. Это расположение обязательно и при продольном, и при угловом расположении реквизитов (см. Примеры 12 и 13).

Текст протокола является самым сложным реквизитом и состоит из двух частей - вводной и основной. Вводная часть текста строго формализована. В ней оформляются сведения о составе присутствующих на заседании и повестка дня (список вопросов, вынесенных на обсуждение), которые являются вполне самостоятельными элементами текста и формулируются по стандартным правилам.

Состав присутствующих оформляется двумя строками ниже вида заседания от границы левого поля и начинается с указания председателя и секретаря заседания. Фамилии председателя и секретаря оформляются после тире, инициалы следуют за фамилией.

Пример 14

Свернуть Показать

Председатель - Марков С.В.
Секретарь - Петрова А.И.

Фамилии и инициалы присутствовавших на заседании постоянных членов коллегиальных органов (избранных или входящих в состав коллегии по должности) перечисляются по алфавиту фамилий без наименования должности после слова «Присутствовали:», которое оформляется двумя строками ниже, обязательно от границы левого поля, и заканчивается двоеточием. Фамилии присутствовавших оформляются по всей ширине строки через один межстрочный интервал.

Пример 15

Свернуть Показать

Присутствовали: Борисов А.М., Виноградов В.В., Громов П.С., Дмитриев П.Е., Иванов Л.М., Фомин П.П.

Если в состав членов коллегиального органа входит более 15 человек, то состав присутствующих указывается количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу, о чем делается отметка.

Пример 16

Свернуть Показать

Присутствовали: 20 человек (список прилагается)

Фамилии и инициалы приглашенных должностных лиц, которые не являются членами коллегиального органа, но присутствовали на заседании, перечисляются после слова «Приглашенные:». Оно оформляется от границы левого поля двумя строками ниже слова «Присутствовали:» и заканчивается двоеточием. Должности этих лиц принято указывать.

Пример 17

Свернуть Показать

Приглашенные: клиентский менеджер Агеева Н.О., начальник отдела клиентского обслуживания Котова Л.П.

Перечень вопросов, вынесенных для обсуждения и принятия решения коллегиальным органом, оформляется после слов «Повестка дня:» , которые располагаются от границы левого поля двумя строками ниже состава присутствующих и заканчивается двоеточием.

Каждый вопрос повестки дня формулируется с предлогом «O», отвечает на вопрос «О чем?» и содержит указание должности, фамилии и инициалов докладчика. Причем слово «докладчик» в протоколе не используется, правильной является речевая формула: «Доклад - (чей?) должность, фамилия, инициалы».

Вопросы нумеруются арабскими цифрами, располагаются в повестке дня по степени их значимости (или в соответствии с предполагаемым временем обсуждения) и оформляются с красной строки.

Пример 18

Свернуть Показать

Повестка дня:

  1. Об утверждении Учетной политики на 2011 г.
    Доклад заместителя главного бухгалтера Краснова А.И.
  2. О подготовке кредитной заявки в московское отделение Северо-Западного банка (ОАО).
    Доклад начальника правового управления Смолина А.Г.

Пункты повестки дня должны быть сформулированы четко и конкретно, поскольку именно они и представляют собой собственно заголовки к последующему тексту протокола , который будет излагаться по пунктам в последовательности рассмотрения вопросов на заседании.

Формулировка «Разное» в повестке дня оформленного протокола считается неуместной, т.к. документ составляется после состоявшегося заседания, когда уже возможно точно сформулировать все рассмотренные вопросы.

Даже в тех случаях, когда повестка дня заседания оформляется как самостоятельный информационный документ и заранее рассылается участникам заседания и членам коллегиального органа, в текст протокола должны быть внесены формулировки всех обсужденных вопросов. Отметка в тексте протокола: «Повестка дня прилагается» недопустима, даже когда повестка дня формируется в дело вместе с протоколом как отдельный информационный документ.

Основную часть текста протокола, т.е весь ход заседания и принятые решения, секретарь заседания составляет, работая почти как синхронный переводчик, только речь «переводится» из устной формы (часто спонтанной, эмоциональной и не всегда подготовленной) в письменную форму, т.е. упорядоченную, построенную по речевым моделям, преимущественно с прямым порядком слов и использованием специальной лексики и терминов делового стиля.

Основная часть текста протокола строится в соответствии с пунктами повестки дня по разделам. Каждый раздел, отражая ход заседания, состоит из трех частей: СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

Слово «СЛУШАЛИ» нумеруется в соответствии с номером пункта повестки дня, оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. Далее с красной строки оформляются в родительном падеже фамилия и инициалы докладчика (СЛУШАЛИ - кого?), ставится тире, и после него кратко или подробно записывается содержание доклада. Изложение обычно ведется от третьего лица единственного числа в прошедшем времени:

Пример 19

Свернуть Показать

1. СЛУШАЛИ:

Краснова А.И. - доложил об основных положениях Учетной политики предприятия на 2011 г. Отметил, что она полностью переработана в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации. Предложил утвердить Учетную политику предприятия на 2011 г.

Если текст основного доклада готовился заранее и после рассмотрения вопроса был передан в секретариат/секретарю заседания, то при изложении текста удобно использовать и другой прием: кратко сформулировать тему доклада в соответствии с повесткой дня и после точки сделать отметку: «Текст доклада прилагается».

Пример 20

Свернуть Показать

1. СЛУШАЛИ:

Краснова А.И. - об основных положениях Учетной политики предприятия на 2011 г. Текст доклада прилагается.

При этом заранее подготовленный доклад должен быть оформлен, подписан и датирован автором, чтобы его можно было действительно оформить в качестве самостоятельного документа-приложения к протоколу.

Слово «ВЫСТУПИЛИ» оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. Фамилия и инициалы каждого из выступающих оформляются с красной строки и указываются в именительном падеже (ВЫСТУПИЛИ - кто?). После тире в форме косвенной речи записывается краткое или подробное содержание выступления.

Все вопросы к докладчику и выступившим, а также ответы на них записываются в порядке их поступления и оформляются также с красной строки. Фамилию лица, задавшего вопрос, допускается не указывать.

Пример 21

Свернуть Показать

Вопрос: Все ли группы учета основных средств отражены в Учетной политике?

Да, все группы, которые нужны для правильного отражения основных средств в бухгалтерском учете на нашем предприятии.

Решения , принятые коллегиально по каждому из обсуждаемых вопросов, записываются после слова «ПОСТАНОВИЛИ» или «РЕШИЛИ». Эти слова являются терминами делового стиля, отражающими принятие решения на основе принципа коллегиальности (подразумевается местоимение «мы»). В деловой практике за каждым термином закрепилась своя сфера употребления при составлении протоколов. Так, в протоколах общих собраний акционеров, учредителей, заседаний советов директоров, собраний трудовых коллективов, собраний сотрудников (в рамках самоуправления, установленного и разрешенного кодексом корпоративного поведения), инициативных групп правильным считается употребление термина «РЕШИЛИ» (оформляется деятельность высших коллегиальных органов, «власть»). В протоколах заседаний комитетов, правлений, рабочих групп, оперативных совещаний и других коллегиальных исполнительных органов (оформляется «оперативное управление») правильным считается термин «ПОСТАНОВИЛИ».

Это слово оформляется от границы левого поля прописными буквами и заканчивается двоеточием. С красной строки по пунктам кратко и точно формулируются распорядительные действия, которые должны быть пронумерованы в соответствии с номером вопроса в повестке дня. Номер принятого решения состоит из двух частей, разделенных точкой, при этом первая цифра соответствует номеру вопроса в повестке дня, а вторая - номеру решения по данному вопросу (ведь часто бывает, что по одному вопросу повестки дня принимается несколько решений, поручений). См. Пример 22.

Пункт, устанавливающий правовую норму («нормативный»), формулируется по стандартной речевой модели: что сделать - в какой (с какого или на какой) срок? См. решение 1.1 в Примере 22.

  1. кому - что сделать - к какому сроку? (см. решение 1.2 в Примере 22) или
  2. Если решение было принято путем голосования, то его результаты оформляются по форме: «За - 10, против - 0, воздержались - 2» или «Единогласно». Соблюдение этой формы обязательно, когда оформляются решения о назначении, избрании или утверждении кандидатур или о персональном составе комиссий, комитетов и т.п.

    О кумулятивном голосовании читайте в статье Сергея Россола "

    Оформляющая часть протокола

    Подписи председателя и секретаря заседания оформляются на отредактированном и сверенном протоколе. Они располагаются тремя-четырьмя строками ниже текста от границы левого поля и разделяются одной строкой. В расшифровках подписей инициалы располагаются перед фамилией. Личные подписи председателя и секретаря оформляются на оригинале протокола.

    Пример 24

    Свернуть Показать

    Поскольку протокол является внутренним распорядительным документом предприятия, его удостоверения печатью обычно не требуется .

    Копии (ксерокопии) оформленного и подписанного протокола или выписки из протокола, которые необходимы в процессе направления документа на исполнение, имеет право удостоверять своей подписью секретарь (секретарь заседания или секретарь коллегиального органа по должности), правильно оформляя отметку о заверении копии. Если копия или выписка из протокола используется внутри организации, то печать на нее (как и на сам протокол) не ставится. Если же выписка или копия протокола предназначена для использования вне стен родной организации, на нее стоит поставить оттиск печати.

    Пример 25 Отметка о заверении копии протокола

    Свернуть Показать

    Некоторые разновидности протоколов подлежат утверждению первым руководителем предприятия или организации. Например, утверждаются протоколы заседаний экспертной комиссии организации, экспертной комиссии по присвоению/снятию грифов ограничения доступа к информации и документам организации, протоколы заседаний проектных групп/проектных офисов в проектном управлении и т.п.

    Утверждение оформляется грифом, который располагается в верхнем правом углу документа и состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», сокращенного наименования должности руководителя (т.к. полное наименование организации или предприятия указано в заголовочной части документа или в общем бланке), личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения.

    Особенностям оформления протокола общего собрания участников в ООО и протокола акционеров в АО посвящена статья Сергея Россола "Протокол общего собрания акционеров и участников " в журнале "Делопроизводство и документооборот на предприятии" № 4" 2011 на стр. 33
    О том, как провести общее собрание акционеров / участников в АО и в ООО, читайте статью Сергея Россола "Годовое собрание в хозяйственных обществах " в журнале "Делопроизводство и документооборот на предприятии" № 3" 2011 на стр. 62

Составление протокола об административном правонарушении - главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

Нормативное регулирование

Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

Протокол - не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, - 28.2 КоАП.

Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

Что такое протокол

Составление протокола об административном правонарушении - написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

Сведения, вписываемые в протокол

В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

  • дата и место составления;
  • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
  • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
  • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
  • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
  • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
  • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
  • объяснения привлеченного лица;
  • опись материалов дела;
  • отметка о разъяснении прав;
  • отметка о выдаче копии протокола;
  • подпись должностных лиц, составивших протокол;
  • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

Кто отвечает за составление материалов

В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

Место составления и рассмотрения

Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

Некоторые нюансы

Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

Обращение с жалобой

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

Как производится процедура

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Ограничены ли должностные лица во времени

Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

  • немедленно;
  • не позже 2 дней;
  • после завершения административного расследования.

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

Ошибки при составлении

Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

Всегда ли составляется протокол

Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

  • нарушение не несет большой опасности;
  • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
  • по делу выносится сразу же постановление.

Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

Заключение

Протокол - главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина - отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.

Время чтения: 7 минут

Не все участники дорожного движения имеют опыт общения с представителями инспекции. Причиной может быть не столько отсутствие нарушений, сколько небольшой стаж вождения. Но рано или поздно этот момент настает: инспектор останавливает вас, просит предъявить документы и начинает заполнять какие-то бумаги. Для этой ситуации вам и нужно знать, чем отличается протокол от постановления ГИБДД. Не обязательно ждать «практических занятий» с инспектором, достаточно дочитать статью до конца.

О терминологии

Протокол – это описание неких событий, изложение фактов, которые могут быть расценены как административное нарушение. В дальнейшем он используется для доказательства вины водителя. Составляется протокол тогда, когда принять решение о виновности на месте не представляется возможным:

  • в силу отсутствия полномочий у должностного лица, его составляющего (касается серьезных правонарушений);
  • если водитель не признает себя виновным и не согласен с вынесенным наказанием;
  • если нарушитель – несовершеннолетнее лицо;
  • в ряде других случаев, предусмотренных законодательством.

Сам факт составления протокола говорит о том, что вашу вину еще нужно доказать, и что решение по вашему делу будет приниматься не сейчас.

Когда акт по делу об административном правонарушении ГИБДД будет рассмотрен, в результате будет вынесено постановление. В нем уже содержится вывод о том, что вы виновны и понесете административное наказание – штраф. – читайте подробнее здесь.

Но если нарушение водителя незначительно или настолько очевидно, что он и сам его не отрицает, инспектор может принять решение на месте происшествия и сразу выписать постановление-квитанцию об оплате штрафа.

В чем отличия

Как видим, разница между постановлением и протоколом ГИБДД заключается и в назначении этих документов, и в правовых последствиях для водителя. Если составлен и подписан протокол, водитель не должен платить штраф, поскольку вина его еще не доказана.

Водитель имеет непосредственное отношение к составлению протокола и может выразить свое несогласие с теми или иными фактами. Мало того, если в документе имеются серьезные ошибки, документ может быть признан недействительным. Тогда ответственности за нарушение можно избежать.

А постановление – это конечный результат рассмотрения дела; его можно лишь исполнить или, в крайнем случае, обжаловать в суде.

Что предпочтительнее, протокол или постановление ГИБДД, зависит и от тяжести правонарушения, и от вашей линии поведения. Если вы уверены, что в деле имеются спорные моменты, стоит побороться и потребовать от инспектора составления протокола. Но это принесет вам пользу лишь в том случае, если вы знаете, как правильно его составлять.

Порядок составления протокола об административном правонарушении ГИБДД описан в соответствующем кодексе РФ. Документ должен в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • день и место составления;
  • сведения об инспекторе, составившем акт (должность, ФИО);
  • сведения о водителе;
  • сведения о свидетелях и потерпевших (адреса, ФИО);
  • место, время, описание самого происшествия;
  • статья КОАП, предусматривающая ответственность за данное нарушение;
  • объяснения лица, совершившего нарушение;
  • подписи инспектора и водителя;
  • иные сведения по делу ( , ходатайства).

Сколько протоколов может оформить ГИБДД за один раз? За одну остановку вам выпишут столько штрафов, сколько будет выявлено нарушений. Причем сделать это может один инспектор. Единственное, чего делать нельзя – наказывать дважды за одно и то же нарушение.

Например, если вас второй раз за один день остановили за перегоревшую лампочку, вы можете показать выписанное постановление и сказать, что едете исправлять ситуацию. На следующий день, разумеется, если сигналы не будут в порядке, вы рискуете получить повторное наказание.

Может ли инспектор ДПС составить протокол и вынести постановление? По регламенту инспектор не может выписать акт и адресовать его для вынесения решения самому себе. Потому что таким образом он нарушает принцип объективности. Но он вполне может передать документ своему напарнику – при условии, что тот имеет полномочия для вынесения решений по таким делам.

Несмотря на то что для внесения информации о свидетелях в бланке отведено немного места, там должны быть указаны абсолютно все лица, которые могут дать показания по делу. Сведения о них можно написать в отдельном приложении.

Свидетелями, вопреки возможным возражениям сотрудников ГИБДД, могут быть любые дееспособные лица, в том числе ваши ближайшие родственники.

При условии, конечно, что они присутствовали при событии, например, будучи вашими пассажирами.

Может сотрудник ДПС быть свидетелем в протоколе об административном правонарушении? КоАП нигде прямо этого не запрещает, однако если свидетелем выступает подчиненный инспектора, составляющего протокол, такие показания могут подвергнуться сомнению как необъективные.

Время составления протокола об административном правонарушении ГИБДД никакими нормативными актами не регулируется, указано лишь, что инспектор должен заполнить документ в минимальный срок. Утверждение некоторых сотрудников, что они вправе задерживать нарушителей на три часа, не лишены оснований, но только в том случае, если будет составлен дополнительный протокол на задержание. Иначе действия инспекторов, «растягивающих удовольствие», можно расценивать как нарушение.

Далее оформление протокола об административном правонарушении ГИБДД продолжается водителем – инспектор обязан дать его для ознакомления и внесения объяснений. Главное при этом – не торопиться, все внимательно прочитать.

Если в бланке присутствуют пустые поля, их нужно заполнить, написав Z. Это лишит недобросовестных сотрудников инспекции возможности внести ложные данные, например, показания «своих» свидетелей.

В качестве объяснения лучше кратко указать, что «ПДД не нарушал, с инспектором не согласен». Более подробное описание ситуации может лишь ухудшить ваше положение. Кроме того, отметьте следующие нюансы:

  • была ли составлена схема ДТП (если нет, то укажите это);
  • разъяснялись ли вам ваши права и обязанности;
  • если в тексте фигурирует слово «нарушитель», исправьте его на «водитель», ведь ваша вина не доказана;
  • были ли указаны ваши свидетели.

Вы также можете ходатайствовать о перенесении времени и места рассмотрения дела. Если инспектор пожелает выписать вам штраф ГИБДД без оформления протокола, напишите ходатайство о переносе слушания по делу на другой, более удобный для вас срок.

Переносить место рассмотрения дела можно в том случае, если вас задержали в чужом городе, а на судебные заседания вам удобнее ездить по месту жительства или по месту регистрации авто.

Ошибки

Как мы уже знаем, нарушения при составлении протокола могут привести к признанию документа недействительным, а значит, наказания в этом случае можно избежать. Поэтому не торопитесь указывать на ошибки работников ГИБДД при составлении протокола. Сразу скажем, что технические ошибки, описки, такие, как неправильно написанная буква фамилии или цифра в номере автомобиля, влиять на решение суда не могут, поскольку являются несущественными.

Гораздо серьезнее, если инспектор нарушил порядок составления документа: не внес номер статьи, по которой обвиняется водитель, или вписал данные не всех свидетелей. Также грубым нарушением будет составление протокола и постановления одним и тем же должностным лицом.

Если в протокол вносились изменения без вашего ведома, и вы не получили копию документа, он также может считаться недействительным, так как обвиняемый в этом случае не представляет толком, в чем его обвиняют, и, следовательно, не может как следует осуществить свое право на защиту.

Но доказать задним числом тот факт, что вам сотрудники ДПС не дали копию протокола, сложно. Они, к примеру, могут утверждать, что вы от него отказались. Чтобы не попасть в такую ситуацию, желательно ставить подпись о получении копии только после того, как она окажется у вас в руках. А в объяснении можно дописать фразу «требую предоставить копию», чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что вы действительно желали ее получить.

Отказ от подписи

Поскольку при составлении протокола обязательным завершающим этапом является его подписание, возникает вопрос, а не становится ли он недействительным без вашей подписи? Что будет, если не подписать протокол ГИБДД? На самом деле это ваше право, но инспектор просто сделает пометку о вашем отказе, так что это не помешает приобщить документ к делу. И тем более не помешает недобросовестному сотруднику внести в него нужные ему поправки.

Нередко сотрудники ДПС просят подписать пустой протокол ГИБДД, ссылаясь на нехватку времени. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь вы рискуете в итоге получить постановление о штрафе за нарушение, которого не совершали.

Можно ли не подписывать протокол ГИБДД? Как видим, это не самое разумное, что может сделать водитель в данной ситуации. Отсутствие его подписи никаких преимуществ не дает. Подчеркнем еще раз, что в случае несогласия с содержимым протокола необходимо сделать пометку о том, что своей вины вы не признаете. Чем меньше в протоколе незаполненных полей, тем меньше возможностей для фальсификации со стороны сотрудников ДПС.

Сроки рассмотрения дел

Протокол как главное доказательство вины водителя обычно составляется сразу на месте ДТП. Но если необходимо выяснить подробности, инспектор может оформлять этот документ в течение двух суток с момента происшествия. Нарушением это не считается.

Срок рассмотрения акта по делу об административном правонарушении в ГИБДД составляет два месяца, если речь идет о штрафе. Если же за нарушение предполагается более серьезное наказание, например, изъятие прав, такие дела рассматривает исключительно суд, и срок увеличивается до трех месяцев.

Срок действия протокола ГИБДД, таким образом, ограничивается временным промежутком в два или три месяца. Если решение по нему не было принято, дело закрывается.

А вот постановление о наказании вступает в силу через десять дней после принятия и действует в течение двух месяцев. Именно в этот срок нарушителю необходимо оплатить штраф. Итого у вас есть 70 дней для выполнения постановления.

Срок давности протокола ГИБДД, вернее, как мы уже разобрались, -постановления, равен двум годам. Это значит, что если вы не исполнили его в течение этого времени, теоретически взыскать штраф уже никто не имеет права. Однако если сумма штрафа значительная, велика вероятность того, что за дело возьмется служба приставов. Они два года ждать не будут, а приступят к выполнению своих обязанностей практически сразу после истечения срока, данного вам для добровольного погашения долга.

В полномочия пристава входит наложение ареста на имущество должника, а если общая сумма задолженности превысит 10 тысяч, вам могут , и даже изъять права.

Кроме того, за законом предусмотрена возможность административного ареста на срок до 15 суток.

Обжалование

Десять календарных дней после рассмотрения дела дается вам как раз для того, чтобы вы могли обжаловать принятое решение.

Обращаем ваше внимание, что обжалованию подлежит не протокол, а именно постановление. Государственная пошлина за данное действие не взимается.

В жалобе необходимо описать ситуацию, а также указать, с чем именно вы не согласны. Укажите, по каким причинам вы требуете отмены постановления, например, какие нарушения были допущены сотрудниками ГИБДД при составлении протокола.

В результате суд может отменить постановление, изменить его или, в случае неубедительности ваших доводов, оставить все как есть. Решение суда вступит в силу через десять дней, так что вы как минимум получите дополнительные десять дней отсрочки для уплаты штрафа.

Как , читайте в отдельной статье.

Разница между протоколом и постановлением: Видео

Вряд ли можно найти водителя, которого никогда не останавливал инспектор ГИБДД и не предупреждал о намерении оформления протокола . Когда возникает такая неприятная ситуация автолюбителю следует знать, что он может:

1. Иметь адвоката

В соответствии со ст.25.1 ч.1 КоАП РФ лицо, на которое заводится дело о нарушении административного законодательства, имеет право на присутствие защитника в процессуальных действиях с момента , чем считается заполнение . О своем праве водитель должен предупредить инспектора, который не имеет права игнорировать законное требование оппонента. Если всё-таки инспектор отказывает нарушителю в праве на присутствие адвоката, то нужно этот факт зафиксировать в протоколе, указав, что протокол оформлен без участия защитника по вине инспектора.

2. Контролировать правильность записей в протоколе

Важно, чтобы были правильно указаны дата, время и место происшествия, а также звание, должность, фамилия инспектора ДПС, как предусмотрено ст.28.2 ч.2 КоАП. Эта информация, возможно, понадобится при судебном разбирательстве для запроса записи видеокамер наблюдения, установленных на данном участке. По месту происшествия можно произвести запрос о расстановке знаков и дорожной разметке в данном районе. Персональные данные инспектора необходимы для в вышестоящие органы или встречного иска в суд в случае оспаривания протокола.

3. Требовать внесения свидетелей в протокол

Свидетелями происшествия могут выступать пассажиры, находившиеся в машине, включая близких родственников, пешеходы, стоящие рядом, водители соседних автомобилей. При наличии таковых субъектов на месте происшествия водитель вправе требовать от инспектора внесения их данных в протокол. Согласно ст.28.2 ч.2 КоАП в протокол должны быть вписаны фамилии, телефоны и адреса свидетелей. Их показания могут понадобиться на судебном процессе для доказательства невиновности водителя. При игнорировании со стороны инспектора водитель должен записать это в протокол, чтобы иметь основание для подачи жалобы.

4. Вписывать несогласие с решением инспектора в протокол

На основании ч.4 той же статьи Кодекса водитель имеет право записать в протокол в специальной графе для объяснений нарушителя (точнее графа «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении), что не согласен с решением инспектора и ПДД не нарушены. Ни в коем случае не надо отказываться от подписания протокола, так как это действие будет растолковано в пользу инспектора, а водитель при этом лишается возможности документального подтверждения своего несогласия на месте происшествия. Нужно знать, что подпись свидетельствует об ознакомлении с протоколом и его согласии при отсутствии соответствующей записи в графе объяснений.

5. Ознакомиться со схемой нарушения, составленной инспектором ДПС, и видеоматериалами

Важно, чтобы на схеме были правильно указаны все имеющиеся дорожные знаки, разметка, сигналы светофоров и другие факторы, влияющие на виновность или невиновность водителя. В случае ошибок в схеме или несогласия следует указать это в объяснениях. Если инспектор отказывает в ознакомлении со схемой и видеоматериалами, водитель должен записать в графе приложений к протоколу, что не ознакомлен с ними, и поставить подпись.

6. Требовать ознакомления с показаниями полицейского радара

Если вменяется превышение скорости, то водителю следует лично ознакомиться с показаниями полицейского радара, которые вместе с его наименованием вносятся в протокол согласно ст.26.8 ч.2 КоАП. Прибор должен иметь пломбу и отметку о поверке в измерительной лаборатории. Отсутствие отметки или нарушение пломбы должно быть отмечено в протоколе, чтобы на суде можно было оспорить показания прибора и запросить сертификат о его пригодности.

7. Ходатайствовать о передаче дела по месту проживания

Если нарушение произошло в другом городе или области, то нарушитель вправе ходатайствовать о передаче ведения дела по месту своего проживания. Это должно быть отражено в протоколе согласно требованиям ст.24.4 ч.1, 29.5 ч.1 КоАП и п.113 Административного регламента МВД. Судебное разбирательство по месту проживания позволит сэкономить материальные и временные затраты водителя на дальние поездки.

Видео: Хитрость при составлении протокола

Составленный протокол следует изучать внимательно, он должен быть представлен инспектором водителю для ознакомления согласно ст.28.2 ч.4 КоАП. Замечания по составлению документа, влияющие на в определении виновности в правонарушении, следует обязательно отметить в графе для объяснений нарушителя. От этого зависит успех в последующем судебном решении.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ