Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Согласно ст.12.15 ч.4 административного Кодекса РФ, выезд на полосу со встрчным движением влечёт за собой в качестве наказания лишение водителя прав сроком на 4-6 месяцев.

Одновременно с этим в части 3 статьи указаны случаи, когда подобное нарушение дорожных правил влечёт за собой лишь штраф до 1500 рублей без отстранения от управления автотранспортом:

  • выезд на встречные пути трамвайного сообщения (к примеру, совершая объезд дорожного затора);
  • выезд на встречку при развороте или левом повороте, имея целью припарковаться;
  • объезд дорожного препятствия с выездом на встречную полосу.

В этих случаях лишение прав за выезд на полосу встречного движения не предусмотрено. Однако, зачастую сотрудники ГИБДД неправомерно вменяют в наказание часть 4 ст.12.25 КоАП, в то время как действительные основания административного правонарушения попадают под часть 3-ю. Для того чтобы водителя не лишили прав, выезд на полосу встречного движения необходимо переквалифицировать в ч.3. ст.12.25 Административного Кодекса.

Разобраться во всех обстоятельствах произошедшего и помочь вернуть права может опытный и компетентный в этих вопросах специалист, который будет защищать интересы водителя в суде.

Чтобы отменить лишение прав за встречку в процессе административного судопроизводства, защита может использовать несколько решающих аргументов в пользу водителя.

Объезд препятствия

Принимая во внимание ч.3 ст.12.25, защита может доказать, что водитель вынужден был выехать на встречку, поскольку на его пути возникла неподвижная преграда. Это может быть, к примеру, автомобиль, стоящий на обочине или совершивший экстренное торможение во время движения, автопокрышка, животное или человек, крупная выбоина глубиной свыше 5 сантиметров и другие непреодолимые препятствия.

Несоответствие разметки установленным знакам

При наличии на дороге одновременно и разметочного пунктира, и знака, не допускающего обгон, водителю, согласно п.9.1 правил, следует самостоятельно определить ориентировочную черту, разделяющую направления движения, учитывая ширину дорожной полосы, размеры автомобилей и интервал между ними. В таких обстоятельствах выезд на встречку не будет считаться правонарушением, поскольку согласно Указанию 13/6-120 генерал-лейтенанта ГИБДД В.Кирьянова, любое несоответствие дорожной разметки установленным знакам трактуется в пользу водителя. Возврат прав в данном случае будет делом простым, поскольку не составит особого труда доказать факт наличия этого обстоятельства.

Дорога с односторонним движением

Осуществляя защиту, стоит помнить о том, что лишение прав за встречку при въезде автотранспорта (например, для парковки) на дорогу с разрешенным движением лишь в одну сторону, неправомерно.

Исходя из раздела 9 ПДД, выезжать на сторону движения встречного потока, запрещается в следующих ситуациях:

Обгоняя, разворачиваясь или поворачивая на встречную сторону дороги с двусторонним движением и 4-мя полосами;

Выезжая на крайнюю слева полосу, если дорога имеет двустороннее движение и 3 полосы, из которых центральная предназначена для движения в двух направлениях;

Обгоняя на перекрёстках, если они регулируемые, или, если они нерегулируемые, то только в тех случах, когда автомобиль движется не по главной дороге;

Обгоняя по дороге с плохой видимостью;

Объезжая впереди стоящие автомобили, ожидающих открытия ж/д переезда;

При наличии сплошной линии и знаков, требующих её соблюдения - знак "Обгон запрещён"; знак, запрещающий обгон грузовому автотранспорту; знак запрета въезда; знак дороги для маршрутного автотранспорта.

Квалифицированному специалисту, представляющему интересы водителя, которого лишили прав за встречку, стоит принять во внимание, что в этот список не включён знак дороги с односторонним движением (5.5). Поэтому при правильно выстроенной защите водителю обязаны вернуть права.

На чём ещё может строиться защита

Грамотный автоюрист никогда не будет ссылаться на отсутствие других участников движения на встречной полосе, во время нарушения водителем ПДД, поскольку степень общественной безопасности здесь не играет роли. Зато опытный специалист будет пытаться доказать факт наличия опережения автомобиля, а не обгона, так как в результате опережения автомобиль не выезжает на встречку, а движется в рамках занимаемой им полосы.

Зачастую сотрудники ГИБДД вменяют в правонарушение водителю выезд на встречку, основываясь лишь на том, что дорожная полоса слишком узкая для опережения. Чтобы доказать обратное, необходимо сложить размеры ширины обоих транспортных средств, прибавив к сумме расстояние от автомобиля, который был опережён, до края дороги и расстояние между самими машинами, после чего сопоставить полученную цифру с шириной полос.

Для доказательства невиновности водителя, обязательно следует принять во внимание и нечитаемость дорожного знака, если она имела место быть. Закрытый листвой деревьев или испачканный грязью знак, запрещающий выезд, не является обязательным к исполнению.

Если на дороге возникла спорная ситуация, ставшая следствием конфликта с сотрудником ГИБДД, водителю необходимо обезопасить себя следующими действиями:

  • Записать разговор с инспектором на диктофон.
  • Напомнить ему о предписании решать спорные вопросы в пользу водителя.
  • Привлечь свидетелей, уточнив их контакты и паспортные сведения.
  • Зафиксировать в составленном инспектором ГИБДД протоколе несогласие с нарушением, письменно указав причину и поставив подпись.
  • Сообщить об обстоятельствах произошедшего в прокуратуру и Управление ГИБДД.

Что считается выездом на встречную полосу?

Выезд на полосу встречного движения – одно из наиболее распространенных нарушений на дороге. Возможно, по официальной статистике так складывается еще и потому, что сотрудники ГИБДД применяют эту формулировку к самому широкому кругу водительских проступков.

Для того чтобы помешать инспекторам трактовать закон на свой лад, попробуем разобраться в правилах и определениях.

Пленум Верховного суда своим постановлением от 24.10.2006 г. №18 разъяснил, каким образом должна толковаться и применяться новая редакция ст.12.15 КОАП, и привел полный перечень нарушений ПДД, которые можно трактовать как выезд на встречную полосу. К ним относятся следующие.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, выезд для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п.9.2 ПДД). Такой запрет обозначается дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная линия). Это означает, что если нет разметки, то квалифицировать выезд на встречную полосу не возможно.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, выезд на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения (п.9.3 ПДД). Это означает, что при прерывистой разметке выезжать на крайнюю левую полосу можно только для поворота или разворота.

Обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (п.11.4 ПДД). Обгон в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью также запрещен (п.11.4 ПДД). При этом следует учитывать, что на участках с ограниченной видимостью, в том числе и в конце подъема, должны устанавливаться соответствующие знаки.

«Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (п.1.2 ПДД).

«Обгон» - опережение одного или несколько транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)(п.1.2 ПДД).

Объезд с выездом на полосу встречного движения транспортных средств, стоящих перед железнодорожным переездом (п.15.3 ПДД).

Выезд на трамвайные пути встречного направления. Двигаться по трамвайным путям в попутном направлении разрешается, если они расположены слева на одном уровне с проезжей частью, а все полосы движения заняты. Однако такой выезд допустим при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п.8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи движению трамвая (п.9.6 ПДД).

В новой редакции КОАП разграничивается ответственность за нарушения, связанные с поворотом и разворотом (штраф от 1000 до 1500 рублей, ч.3 ст.12.15 КОАП), и за обгон или движение по встречной полосе (лишение прав, ч.4 ст.12.15 КОАП). Разворот, объезд препятствия, поворот налево, выезд на трамвайные пути встречного направления нельзя квалифицировать как выезд на полосу встречного движения с последующим лишением прав – за эти нарушения ГИБДД имеет право лишь оштрафовать. Но если вы объединяете оба правонарушения (например, вначале выезжаете на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения), то санкции последуют в соответствии с обоими пунктами ст.12.15 КОАП (и штраф, и лишение водительских прав).

Только ч.3 ст.12.15 КоАП применяется в случае выезда для разворота на полосу встречного движения вопреки дорожным знакам или разметке. Например, если водитель движется по дороге с одной полосой для каждого направления и нарушает требования дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков 3.20 (обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» либо нарушает требования знака 3.1 «Въезд запрещен» и выезжает для поворота или разворота на участок дороги с односторонним движением. Но в случае если эти же знаки и разметка нарушаются в связи с обгоном или движением по встречной полосе, то применяется ч.4 ст.12.15 КоАП.

К сожалению согласно абз.2 п.5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004 знак «Дорога с односторонним движением» может не устанавливаться при выезде на эту дорогу с прилегающих к ней территорий, и это становится причиной невольного нарушения, когда водитель просто не знает, что едет по встречной полосе. Однако для ГИБДД это все равно может стать основанием для составления протокола по ч.4 ст.12.15 КоАП.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ ч.3 и 4 ст.12.15 КоАП также считаются «специальными» по отношению к ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КОАП, и это означает, что сотрудники ГИБДД не имеют права вместе с протоколами по этим пунктам составлять еще и протокол о нарушении разметки.

» мы рассмотрели ситуации, допускающие и запрещающие выезд на встречную полосу. Но остался немаловажный вопрос: Что является выездом на встречную полосу? Определения этому термину в нет, однако наказание за это есть, причем достаточно строгое по части 4 статьи 12.15 с ответственностью в виде лишения права управления. Разберемся и постараемся вывести определение, что же является «Выездом на полосу».

Рассмотрим некоторые спорные ситуации, к которым можно применить выезд на встречную полосу.

  • Движение через встречную полосу при манёвре.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосе.
  • Движение по линии разметки.
  • Пересечение разметки задним колесом при манёвре.
  • Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей.

Давайте немного отойдем от встречной полосы и разберемся, что же означает понятие «Выезд на полосу движения». Правила дорожного движения нам дают только одно определение:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть, выезд на полосу это расположение транспортного средства в полосе для продолжения движения по этой полосе. Но часто транспортное средство оказывается на встречной полосе при маневрировании — при этом выезд на нее не осуществляется. Транспортное средство полосу пересекает для осуществления маневра и для движения полоса не используется, соответственно и выезда на эту полосу нет.

Движение через встречную полосу при манёвре

Многим знакомая ситуация, у всех на слуху фраза «Разворот через двойную сплошную» или «Поворот через двойную сплошную».

Отметим, что количество сплошных линий не важно. Если сплошная разметка разделяет транспортные потоки, то пересечение любой из них запрещено. В данной ситуации фразы говорят сами за себя, т.е. осуществляется манёвр, с пересечением сплошной линии разметки — это нарушение требований разметки.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Движение одновременно по встречной и попутной полосе

В этой ситуации очевидно встречная полоса используется для движения, пусть даже и частично, но тем не менее, выезд на встречную полосу осуществлен, и осуществлен он в нарушение требований разметки. За это нарушение ответственность по части 4 статьи 12.15 и в виде лишения права управления от 4 до 6 месяцев.

Движение по линии разметки

В этом случае выезд на встречную полосу может увидеть только сотрудник ДПС. Однако линия разметки встречной полосой не является. Выездом на встречную полосу может быть только пересечение этой линии. Движение по линии разметки — это нарушение п.9.7 ПДД. Ответственность по части 1 статьи 12.15 в виде штрафа 500 рублей.

Пересечение разметки задним колесом при маневре

Эта ситуация аналогична ситуации рассмотренной в первом примере. Сплошную разметку пересекать запрещается всегда.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей

Это самая неоднозначная ситуация. Определяет ее п.8.6 ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Кроме того, что в ПДД отсутствует , в этом пункте еще есть понятие «оказалось». Но ответственность в части 4 статьи 12.15 предусмотрена за выезд на встречную полосу.

Так как задача нашего материала выяснить есть ли выезд на встречную полосу, рассмотрим эти противоречия с двух ракурсов, выезд есть и выезда нет.

Выезд на встречную полосу есть:

  • Транспортное средство при повороте оказалось на встречной полосе, в нарушение п.8.6 ПДД, соответственно, осуществлен выезд на эту полосу. п.8.6 ПДД не предполагает завершения маневра, а именно при совершении поворота транспортное средство не должно оказаться на встречной полосе дороги, на которую осуществляется поворот.
  • Постановление пленума верховного суда российской федерации № 18 г. Москва 24 октября 2006 г. разъясняет, что нарушение п.8.6 ПДД подлежит квалификации по части 4 статьи 12.15.

Выезда на встречную полосу нет:

  • Транспортное средство осуществляет поворот, выезд происходит на попутную полосу с пересечением встречной полосы. Не смотря на то, что часть транспортного средства оказывается на встречной полосе, выезда при маневрировании на встречную полосу быть не может. Но остается нарушение п.8.6 ПДД, однако нарушение правил маневрирования не может наказываться по статье за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги. При осуществлении, какого либо маневра транспортное средство изменяет расположение на проезжей части, как например, при развороте, расположение транспортного средства поперек дороги можно так же посчитать нарушением. К счастью до этого пока не дошло.

Постановление пленума ВС РФ содержит достаточное количество «ляпов». Некоторые из них мы уже рассмотрели в других материалах нашего журнала. К сожалению, подобные разъяснения вызывают еще больше вопросов. А когда эти разъяснения противоречат действующему законодательству ответы на вопросы искать еще сложнее. Возможно, Правила дорожного движения для Верховного суда не настолько важный документ, что бы хотя бы попытаться в нем разобраться. Три редакции разъяснений на один и тот же текст Правил дорожного движения это подтверждает.

Выскакивание на «встречку» – опасный для жизни маневр, особенно если водитель совершает его там, где правилами объезд, мешающих движению объектов или обгон строго запрещены. За подобное правонарушение инспектор может не только выписать штраф управляющему транспортным средством, но и лишить его водительского удостоверения.

Штрафы за выезд на встречную полосу

Рассмотрим случаи, когда подобный маневр будет однозначно расценен инспектором ГИБДД, как жесткое нарушение ПДД, в результате которого водитель понесет крупные денежные потери, или вовсе станется без водительского удостоверения.

Перестроение без разрешающего сигнала на специальную полосу

Перестроение на часть дороги, предназначенную для реверсивного движения сотрудниками ГИБДД, приравнивается к движению по «встречке» и приводит к лишению права управлять автомобилем (максимум 6 месяцем, минимум – 4) либо денежное наказание (5000 рублей ). Повторный заезд на полосу, предназначенную для реверсивного движения при отсутствии разрешающего сигнала светофора, отнимет права на 12 месяцев. Перестраиваясь при неработающем специальном светофоре на реверсивную полосу, водители забывают, что с противоположной стороны сигнал может гореть.

Примечание. Полоса, на которой в зависимости от условий на дороге регулируется движение, называется реверсивной. Ее опознавательными элементами являются светофор и двойная прерывистая линия. Въезжать на нее разрешается только в том случае, если горит зеленая стрелка на светофоре. Если оба знака горят или он не работает въезжать нельзя.

Водитель, перестроившийся на «встречку» через разделительную полосу, понесет убытки в размере 5000 рублей . За подобный маневр инспектор также вправе лишить его водительского удостоверения на полгода (минимум – 4 месяца). При повторном игнорировании правил права заберут на 12 месяцев. Если же маневр был записан на специальное техническое устройство в автоматическом режиме, лишения прав можно избежать, потребуется только оплатить штраф, который придет по почте.

Примечание. Разделительной полосой именуется элемент дороги, выделенный разметкой либо специальными конструкциями и предназначенный для разграничения смежных проезжих частей.

В случае если автолюбитель совершал маневр для объезда объекта, мешающего движению, штраф составит от 1000 рублей до 1500 .

Трамвайные пути

Водителю, совершившему выезд на пути, предназначенные для трамваев, грозит денежное наказание в том же размере, что и за разделительную полосу, или даже лишение прав до полугода. На 12 месяцев изымут водительские права в случае, если водитель вновь решил прокатиться по путям.

Примечание. Права заберут только в том случае, если инспектор ГИБДД лично видел нарушение. Если же выезд был зафиксирован камерой видеонаблюдения, водителю придется оплатить лишь штраф.

Если водитель выехал на трамвайные пути встречного направления, в связи с невозможностью продолжения движения в своей полосе из-за препятствия, инспектор выпишет штраф на сумму 1000–1500 рублей .

Неправильная трактовка нарушения инспектором ГИБДД

Сотрудники полиции могут приравнять «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» к «движению по полосе встречного движения», хотя это два совершенно разных понятия, а соответственно и наказания за них неодинаковые. В первом случае водителю «прилетит» штраф в пределах 1000–1500 рублей , второй вариант может стоить прав либо штрафа в 5000 . Если вы уверены в своей невиновности, не бойтесь доказать ее инспектору, это поможет сохранить водительское удостоверение.

Когда за выезд на «встречку» не грозит наказание

Кратковременный выезд на полосу встречного направления не всегда является нарушением ПДД и наказывается лишением водительского удостоверения. В случаях, когда ПДД не запрещают такой маневр, инспектор не имеет права оштрафовать водителя.

  • Заезд на встречную полосу не расценивается, как нарушение, если дорога на которой происходит движение неширокая, не обозначена разметкой и не оборудована знаками, запрещающими обгонять ТС. На такой дороге водителю разрешается выехать на левую полосу, например, для совершения обгона.
  • Инспектор не сможет оштрафовать водителя, выехавшего на полосу встречного движения, если тот делал это с целью объезда аварии, провала и других препятствий, мешающих езде по своей части дороги.

Важно . Пробка или тихоходное ТС, не уступающее дорогу автомобилям сзади не является препятствием на дороге. Если инспектор заметит объезд, на автолюбителя будет составлен протокол.

  • Для совершения поворота автолюбителю разрешается заехать на «встречку» на дороге с тремя полосами при условии, что на нее нанесена разметка, а знаков запрещающих не имеется.
  • Не будет считаться нарушением выезд автомобиля на встречную полосу для осуществления обгона на границе прерывистой и сплошной линии.
  • Сотрудник ГИБДД ограничится словесным предупреждением, в случае если маневр осуществлялся для того, чтобы избежать возможную аварию.

Перестроение на полосу встречного движения не всегда грозит лишением прав, а в некоторых ситуациях даже не считается нарушением. Однако стоит понимать, что выезд на «встречку» – опасный маневр и по возможности таких ситуаций следует избегать. Чтобы сохранить права и деньги инспектора рекомендуют водителям следить за изменениями в административном кодексе и соблюдать ПДД.

Добрый день, уважаемые автолюбители.

С тех пор, как за выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения ввели ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, вопросы о встречной полосе стали появляться значительно чаще. И огромная практика по лишениям, и

В этой части статьи мы выделим простые вопросы о выезде на встречную полосу, чтобы просто разобраться, выезд на встречную полосу разрешен, а когда двигаться во встречном направлении запрещено.

Все приведенные в этой статье примеры содержат нарушения ПДД, наша задача верно их квалифицировать и определить был ли выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения или нет.

Начнем с того, что выезд на встречную полосу по умолчанию разрешен, а все запреты уже описаны в тексте . И запретов на самом деле больше, чем кажется. Этим запретам и посвящена эта статья.

Полоса движения

Первое, нужно четко понимать, что такое полоса движения:

«Полоса движения» — любая из продольных полос {tip:: «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.}проезжей части{/tip}, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть полоса движения может находиться исключительно на проезжей части, а проезжая часть в свою очередь неотъемлемый элемент дороги. Из этого следует, выехать на встречную полосу можно только, если транспортное средство находится на проезжей части дороги. Ни на АЗС, ни во дворах, привлечь за выезд на встречную полосу вас не могут. Даже выезд и движение по тротуару или обочине, расположенными на левой стороне дороги, не является выездом на встречную полосу. Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине — это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились.

Итак отметим — выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.

Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия

Ряд — Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию.

Прямые запреты выезда на встречную полосу

Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет .

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На любой дороге имеющей 4 или более полос выезд на встречную полосу для обгона или объезда запрещен. Наличие разметки значения не имеет .

Обратите внимание, при отсутствии разметки или знаков согласно {tip:: 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).}п.9.1{/tip} ПДД Водитель самостоятельно определяет 2 или 4 полосы содержит проезжая часть. Однако при движении двух рядов в одном направлении, очевидно, что дорога имеет две полосы достаточных для движения автомобилей в одном направлении, не смотря на субъективную оценку водителя. Естественно могут быть частные случаи с грузовыми автомобилями, но давайте сделаем логический вывод — при отсутствии разметки (и)или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 выезжать третьим и далее рядом на встречную полосу запрещено.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п. 9.1 ПДД трех полос на дороге быть не может. Если разметка отсутствует, на дороге может быть только чётное количество полос независимо от того во сколько рядов осуществляется движение .

А теперь прошу обратить внимание на расположение транспортных средств на иллюстрациях без разметки. Ширина дороги одинаковая, но в одном случае 4 полосы движения, в другом три.

Эти ситуации регулирует п. 9.1 ПДД:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Как видите, при отсутствии разметки расположение транспортных средств регулируют сами водители, не один водитель, а все, исходя из дорожной ситуации. И одна и та же дорога может иметь различное количество полос в зависимости от ситуации на дороге.

Двигаться по дороге можно в три ряда, но при этом дорога останется двухполосной согласно п. 9.1 ПДД, и второй ряд будет частично двигаться по встречной полосе. На двухполосной дороге без разметки нет требований двигаться строго по полосе и выезд на встречную полосу не запрещен.

Однако, если транспортное средство из третьего ряда вернется в свою полосу, то это уже будет считаться обгоном , а в данном случае это будет являться нарушением п.11.2 ПДД. То есть выезд на встречную осуществляется без нарушения правил, но если этот выезд связан с обгоном, то правила будут нарушены.

На этой же самой дороге может двигаться два ряда в одном направлении, но в пределах половины ширины проезжей части, расположенной справа.

Таким образом, образуется две полосы в одном направлении, и встречная полоса или полосы расположенные на левой половине проезжей части выезд, на которые запрещен согласно п.9.2, если на левой стороне две полосы, и согласно п.9.3, если на левой стороне проезжей части одна полоса. Опять же количество полос определяется водителями движущимися, как в попутном, так и во встречном направлении.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Тут все просто, если на дороге есть встречные трамвайные пути, выезд на них запрещен.

Также запрещено выезжать на встречную полосу перед переездом:

15. Движение через железнодорожные пути

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Косвенные запреты

Помимо прямых запретов на выезд на встречную полосу, существуют и другие правила, нарушение которых повлечет выезд на встречную полосу.

Нарушение требований дорожной разметки.

Такой разметкой может быть сплошная линия 1.1, двойная сплошная линия 1.3, сплошная одновременно с прерывистой линией 1.11 и двойная прерывистая линия 1.9.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

Тут аналогично, только с одной стороны линия прерывистая и ее пересекать можно.

Более интересная ситуация на дороге с реверсивным движением

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

То есть, если отключены светофоры и линия расположена слева, ее пересекать нельзя. Но, если ее пересечь, то это не значит, что будет совершен выезд на встречную полосу.

Надо понимать, что реверсивная полоса предназначена как для встречного, так и для попутного направления. И в случае отключенного или отсутствующего светофора она не является ни встречной, ни попутной. Поэтому выезд на полосу для реверсивного движения при неработающем светофоре не является выездом на встречную полосу.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу.

Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет. От этого зависит мера ответственности.

Нарушение правил обгона

Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу , и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.

Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.

Важно! Не является обгоном поворот налево со встречной полосы после опережения транспортных средств!

Как видим в первом случае нарушен п.8.5, который прямо не запрещает выезд на встречную полосу, во втором случае, нарушен п.11.4 который прямо запрещает обгон, а равно и выезд на встречную полосу. Обратите внимание на отсутствие разметки.

Все запреты выезда на встречную полосу могут применяться как раздельно, так и совместно. Например знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошная линия разметки 1.1 могут применяться как совместно, так и раздельно.

В этой статье мы рассмотрели основные ситуации, когда запрещен выезд на встречную полосу. В следующем материале мы разберем спорные ситуации, в которых инспекторы ДПС любят «рисовать» часть 4 статьи 12.15.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ