Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Земельный фонд России является ее национальным достоянием. Его сохранность, разумная эксплуатация и внедрение условий для усовершенствования способов защиты ландшафта являются главными целями землеустройства в РФ. Правовые нормы данных мероприятий заключены в ФЗ № 78 .

Общие сведения

Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» действует на протяжении 17 лет. Его принятие Госдумой состоялось в мае 2001-го (24.05) . Совет Федерации одобрил проект в июне того же года, 6.06 . Изменения в документе появились в 2017 году, в декабре (31.12) . Как утверждается в ст. 4 ФЗ 78 , поводом для осуществления мероприятий по урегулированию пользования землей может стать решение соответствующих органов государственной власти федерального и местного значения. Также основание выдается по решению суда или в ходе заключения договора об осуществлении данной процедуры.

Ст. 3 закона под номером 78 объясняет необходимость в организации мер по упорядочиванию пользования землей. Они обязательны:

  • При определении или модификации границ, которыми обладают объекты земельного устройства;
  • При обнаружении территорий с разрушенным покровом, эродированных в результате воздействия воды и ветра земель, заболоченных, засоленных и иссушенных почв, а также зараженных и загрязненных земель;
  • При восстановительных и консервационных работах для сохранения земель, утративших хозяйственную ценность.

Ст. 19 систематизирует документы по землеустройству, а именно:

  • Генсхемы устройства земельных территорий РФ, схемы субъектов и учреждений муниципального типа, схемы по эксплуатации и защите земель;
  • Планы;
  • Проекты по рекультивации и исследованию для освоения новых земельных ресурсов;
  • Проекты по устройству и оптимальной эксплуатации земельных наделов сельскохозяйственных предприятий, проекты по их улучшению (внутрихозяйственное землеустройство);
  • Документация, содержащая исследования в области почвоведения, геоботаники и пр.;
  • Анализ качества земельных ресурсов и их перепись;
  • Сборники таблиц, карт и диаграмм состояния и эксплуатации земель.

Российское законодательство допускает разработку и публикацию дополнительных документов по земельному устройству, если их содержание соответствует имеющимся нормам и техническим условиям.

Подробное определение термина «Внутрихозяйственное землеустройство» заключено в ст. 18 . В его первостепенную задачу входит принятие мер с целью рационализации эксплуатации земель.

В компетенцию государства при регулировании основных положений землеустройства, согласно статье 5, входят:

  • Назначение регламента для проведения обозначенных мероприятий;
  • Координационные меры и надзор над деятельностью исполнительной власти;
  • Разработка и утверждение законодательных актов;
  • Разработка, утверждение, актуализация генпланов, схем и госэкспертизы по тематической документации;
  • Систематизация полученных данных.

Также закон № 78 содержит информацию о правовой ответственности, применяемой при нарушении его основных пунктов, этапах проведения мероприятий для улучшения состояния земель, описание терминов и лексики, используемой в тексте ФЗ 78.

Что такое объект землеустройства согласно 78 ФЗ?

Ст. первая актуального акта называет объектом устройства земель участок, имеющий границы, условно очерченные по способу территориального разделения или зонированием. Под определение объекта землеустройства подпадают территории субъектов Российской Федерации, образования муниципального типа и их части.

Последние поправки

Закон о землеустройстве был изменен совсем недавно. Поправки датируются декабрем 2017 года (31.12). На основе N 507-ФЗ были отредактированы статьи 1 и 3 . Из пункта первого, содержащего определение понятия «объект землеустройства», исчезла фраза «территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон». Сама статья оформляет используемые в законе термины, включая «землеустройство» и «землеустроительную документацию». В статье третьей был откорректирован абзац под номером 2 , где было добавлено слово «установление» в описание изменения границ землеустроительных объектов. Как уже упоминалось выше, ст. 3 приводит обоснование для проведения комплекса мер по мелиорации и рекультивации земель.

, от 13.07.2015 N 233-ФЗ , от 13.07.2015 N 252-ФЗ , от 31.12.2017 N 507-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство); (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий; (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ , от 22.10.2014 N 315-ФЗ , от 13.07.2015 N 252-ФЗ , от 31.12.2017 N 507-ФЗ)

землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства;

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

установления или изменения границ объектов землеустройства; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ)

Абзацы 3 - 5 - Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

установление порядка проведения землеустройства;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 7. Федеральный государственный надзор в области землеустройства (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Федеральный государственный надзор в области землеустройства осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

ГЛАВА III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

В связи с утратой силы Федерального закона от 26.12.95 N 209-ФЗ , следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 30.12.2015 N 431-ФЗ

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 16. - Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

ГЛАВА IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Статья 19. Виды землеустроительной документации

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

Судебная практика и законодательство - 78-ФЗ О землеустройстве

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.


Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 02.08.2018) "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"


Федеральный закон О землеустройстве от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ был принят Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года. О его содержании – в данной статье.

Настоящий Федеральный закон О землеустройстве предназначен для установления правовых основ проведения процедур землеустройства при гарантированном обеспечении рационального использования земель и их охраны, благоприятной окружающей среды и улучшения состояния ландшафтов.

В главе I ФЗ даются толкования основным понятиям.

Комплексное землеустройство – эти мероприятия по изучению состояния земли, планированию и разработке рационального использования ее и охранению, описание и установление границ, обеспечения рационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения и земель, используемых общинами коренных малочисленных народов.

Объекты землеустройства – территории субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальные зоны и зоны с особыми условиями эксплуатации территорий, части этих территорий.

В Статье 2 объясняются принципы правового регулирования отношений при проведении землеустройства – на основе ФЗ, другими федеральными законами, иными правовыми актами РФ, Земельным Кодексом РФ.

Статья 3 – об обязательности проведения землеустройства в следующих случаях: при изменении границ объектов землеустройства, выявлении нарушенных участков, земель, которым грозит водная и ветровая эрозия и другие неблагоприятные природные явления, при проведении восстановления, рекультивации или консервации земель, защите земли от неблагоприятных природных явлений.

Статья 4 дает основания для проведения землеустройства, среди которых: решения федеральных органов государственной власти (в том числе и субъектов РФ), местного самоуправления, договоры и судебные решения.

Глава II посвящена государственному регулированию землеустройства. Полномочия РФ прописаны в Статье 5: установление порядка землеустройства, координация работы других органов, землеустройство земель федеральной собственности, госпроизводство, контроль землеустройства, разработка генеральных схем землеустройства РФ. По Статье 6, проект землеустройства должен быть подчинен Государственной экспертизе землеустроительной документации. Статьи 7 и 8 посвящены контролю и техническим требованиям проведения землеустройства.

Глава III – непосредственно о проведении землеустройства. Согласно ФЗ, перед землеустроительными работами должны проводиться изучение состояния земель (почвенные, геоботанические и др. исследования, оценка качества и инвентаризации земли), геодезические и картографические работы (в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 году № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»).

Также проект землеустройства должен быть спланирован и организован в соответствии с требованиями рационального использования земель и их охраны. Для этого необходимо провести природно-сельскохозяйственное районирование земель, а также опираться на градостроительную документацию. Далее следует описать местоположения границ объектов землеустройства, установить на местности границы объекты землеустройства (что определяется Правительством РФ). Статья 18 посвящена внутрихозяйственному землеустройству, которое заключается в: организации рационального пользования ЗСН и территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов, разработке мероприятий по улучшению ЗСН, освоению новых земель, восстановлению, рекультивации и консервации и др.

В главе IV перечисляется землеустроительная документация. В ее пакет входят: генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, муниципальных образований, использования и охраны земель, карты объектов, проект землеустройства (внутрихозяйственного), улучшения ЗСН, материалы исследований, тематические карты и атласы. На основе всего этого формируется землеустроительное дело, потом обязательно согласование и утверждение землеустроительной документации, формирование Государственного фонда данных по землеустройству.

Также Федеральный закон О землеустройстве включает ответственность за нарушение ФЗ и порядок разрешения споров при проведении землеустройства.

В ГУ землепользования и землеустройства данный Федеральный закон О землеустройстве изучается, к слову, на всех факультетах.

Процесс землеустройства еще в древние времена регулировался законодательно. В настоящее время мало что изменилось. В Российской Федерации действует 78-ФЗ "О землеустройстве", в котором закреплены все основные нормы, касающиеся изучения, планирования и организации Именно этот нормативный акт будет рассмотрен в статье.

Основные термины

Статья 1 78-ФЗ "О землеустройстве" содержит в себе ряд важнейших понятий, которые будут использоваться в последующих положениях нормативного акта.

Первое и самое важное понятие - это, конечно же, сам процесс землеустройства. Что это такое? Закон говорит о совокупности специальных мероприятий, целью которых является изучение состояния почвы, рациональное планирование и организация использования земельных территорий, их охрана, характеристика местоположения объектов землеустройства, а также их границ, рациональное пользование имеющимися территориями и т.д.

Таким образом, землеустройство - это очень сложный и разветвленный процесс, необходимый для застройки или модернизации территорий субъектов Российской Федерации. К слову, второе понятие, приведенное в статье 1, это объекты землеустройства. 78-ФЗ "О землеустройстве" гласит, что такими объектами являются сами государственные регионы. Сюда можно отнести различные муниципальные образования, территории населенных пунктов, специализированные зоны и т.д.

Для качественной реализации процесса землеустройства необходима документация соответствующего типа. Согласно закону, это документы, которые были получены и оформлены во время землеустроительных работ.

Основания для землеустройства

Землеустроительные работы не могут начаться без специального на то разрешения. Все-таки, это довольно сложные и обширные процессы, а потому должны существовать особые основания для их проведения. Согласно статье 4 78-ФЗ "О землеустройстве", такими основаниями являются:

  • решения уполномоченных на то судов;
  • решения органов власти федерального уровня, а также региональных органов власти и инстанций местного самоуправления;
  • специальным образом оформленные и заверенные договоры о проведении землеустроительных работ.

В рассматриваемой области действует один очень важный принцип. Это, согласно статье 3 рассматриваемого нормативного акта, принцип обязательности. В каких случаях он должен применяться? Закон гласит о следующих ситуациях:

  • изменение границ землеустроительных объектов;
  • выявление земель, имеющих определенные нарушения (речь идет о засолении, эрозии водного или ветряного типа, заболачивании и подтоплении, сели, иссушении, загрязнении и т. д.);
  • осуществление ряда мероприятий по восстановлению, модернизации или консервации территорий.

Остальные принципы проведения работ в рассматриваемой области являются, что называется, классическими. Это принцип законности, справедливости, гуманизма, соответствия нормативным актам и т. д.

О полномочиях государства

Статья 5 Закона № 78-ФЗ "О землеустройстве" закрепляет полномочия федеральных российских органов в отношении рассматриваемых работ. Сюда стоит отнести следующие полномочия федерации:

  • формирование и принятие определенного порядка осуществления землеустроительных работ;
  • проведение их на территориях, находящихся в собственности федеральных органов;
  • координация деятельности и регулирование функций исполнительных органов федерального уровня;
  • разработка и принятие соответствующих нормативных актов;
  • формирование и принятие особого порядка экспертизы документации землеустроительного уровня;
  • организация и проведение федерального надзора в данной сфере;
  • формирование и реализация землеустроительной генеральной схемы территории РФ;
  • управление специализированным государственным фондом данных о землеустроительных работах;
  • некоторые другие функции.

Здесь же стоит вспомнить статью 72 Конституции РФ, пункт "В", в котором говорится о регулировании земельных работ федеральными органами совместно с региональными. Так, полномочия РФ в рассматриваемой области могут исполнять и государственные территориальные субъекты.

Об изучении состояния земель

Что входит в сам процесс землеустройства? Об этом стоит рассказать чуть подробнее. Федеральный закон № 78-ФЗ "О землеустройстве", а именно статья 9, устанавливает нормы, касающиеся изучения земель.

Целью их изучения является получение особой информации об их качественном и количественном состоянии. Работы по решению данного вопроса заключаются в следующем:

  • оценка качества земельных территорий;
  • инвентаризация земель;
  • обследование почвенного, геоботанического или любого другого типа.

Специалисты занимаются в основном картографической и геодезической профессиональной деятельностью. Эти работы являются основой для осуществления всех остальных функций. Изыскания в виде обследования почвы необходимы для изучения состояния земельной территории. В ходе таких обследований можно понять, имеются ли на территории нарушения или же нет.

Оценка и инвентаризация земель

Согласно N 78-ФЗ "О землеустройстве", оценивание земель является важнейшим этапом во время проведения землеустроительных работ. В ходе оценивания может быть получена информация о свойствах участков как средств производства в сельском хозяйстве.

В Российской Федерации есть особенные территории, где оценивание проводится для достижения весьма специфических целей. Например, на Дальнем Востоке почва проверяется с целью поддержки продуктивности оленьих пастбищ. Не должны нарушаться и специальные биоресурсы, столь необходимые для традиционного образа жизнедеятельности народов малочисленного типа.

Еще один важный процесс - это инвентаризация. Проводится она для выявления земель, нерационально используемых или неиспользуемых вовсе. Целью инвентаризации является расстановка приоритетов для применения каждой территории.

О планировании использования земель и описании местоположения

В целях совершенствования работ по распределению земельных территорий в строгом соответствии с экономическими перспективами в статье 14 № 78-ФЗ "О землеустройстве" от 18.06.2001 закрепляются нормы, касающиеся организации и планирования использования земель в рациональном порядке. Для этого должны своевременно осуществляться следующие виды трудовой деятельности:

  • районирование земель на природно-сельскохозяйственном уровне;
  • формирование предложения об использовании территорий, их охране и т.д.

Стоит отметить, что все работы должны проводиться в строгом соответствии с типа.

Следующим уровнем в проведении землеустройства будет описание местоположения границ объектов. Порядок местоположения определяется Правительством.

О внутрихозяйственном землеустройстве

Статья 18 N 78-ФЗ "О землеустройстве" от 18.06.2001 гласит о порядке проведения землеустройства внутрихозяйственного уровня. Рациональное использование территорий и их охрана особенно необходимы на востоке страны.

Согласно закону, в процесс землеустройства внутрихозяйственного типа входят следующие виды деятельности:

  • формирование и исполнение мероприятий по модернизации угодий сельского хозяйства, освоению новых земель, консервации или восстановлению территорий и т.д;
  • работы по организации рационального пользования земельными участками для качественного осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Осуществление всех вышеперечисленных действий было бы невозможным без работы со специальной документацией. Именно о документах и будет рассказано далее.

О документации

Глава 4 78-ФЗ "О землеустройстве" с изменениями от 13.07.2015 приводит основные типы документации. Так, здесь стоит выделить:

  • генеральные схемы федерального характера, а также региональные схемы, касающиеся землеустройства;
  • карты объектов;
  • проекты внутреннего хозяйства;
  • проекты по улучшению угодий сельского хозяйства;
  • специальные карты и атласы.

Карта, согласно статье 20, является документом, в котором отражены объекты землеустройства в графической и письменной формах. Указывается местоположение объектов, их форма, размер и границы.

Об ответственности и изменениях в законе

В статье 25 говорится о наступлении гражданской или уголовной ответственности за нарушение норм, прописанных в рассматриваемом законе. В статье 26 закреплены нормы о возможности разрешать споры, касающиеся землеустройства. Стоит также обратиться к статье 64 Земельного Кодекса РФ, в которой сказано о том, что все земельные споры могут быть рассмотрены только в судебных инстанциях. У сторон спора существует возможность обратиться и в третейский суд (негосударственную инстанцию).

А какие изменения были внесены в нормативный акт в 2015 году? Изменения эти, надо сказать, совершенно незначительные: законодатели немного подправили определение термина "объекты землеустройства".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ