Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) приказываем:

Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения.

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

С.К.ШОЙГУ

Министр информационных

технологий и связи

Российской Федерации

Л.Д.РЕЙМАН

Министр культуры

и массовых коммуникаций

Российской Федерации

А.С.СОКОЛОВ

Приложение

к Приказу МЧС России,

Мининформсвязи России

и Минкультуры России

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

I. Общие положения

1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

2. Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.

3. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

4. Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

5. В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

II. Предназначение и основные задачи систем оповещения

6. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

федеральных органов исполнительной власти;

территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

8. Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

9. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

11. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

III. Порядок использования систем оповещения

12. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

13. Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

14. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

федеральной системы оповещения - МЧС России;

межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;

локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

16. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.

17. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

18. Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

IV. Порядок совершенствования и поддержания

в готовности систем оповещения

19. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.

20. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.

21. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:

доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;

размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.

22. Для оповещения и информирования населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, совместно с филиалами федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания" (далее - ФГУП "ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут использоваться создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания.

23. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, соответственно.

МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

25. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

26. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания:

обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.

27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

С наступлением лета москвичи стали чаще получать на свои телефоны СМС-сообщения с предупреждениями о неблагоприятных погодных условиях в городе. Как правило, горожан уведомляют о надвигающейся грозе и сильном ветре, а также о концентрации вредных примесей в воздухе. При этом сообщения почему-то получают не все жители столицы (например, в редакции The Village примерно половине сотрудников такие СМС не приходят никогда), да и порой не позволяет понять, о чём именно нас предупреждают. The Village обратился за комментариями в управление МЧС по Москве, а также к сотовым операторам «большой тройки» («Мегафон», МТС и «Билайн»), и спросил у них, как работает система рассылки предупреждений, что именно в этом контексте считается ЧС, а что нет, и можно ли отписаться от этих уведомлений.

МЧС информирует население при непосредственной поддержке операторов сотовой связи. Самостоятельно ведомство рассылкой не занимается. Мы получаем информацию о неблагоприятных погодных явлениях от ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - они предупреждают нас, когда с погодой происходит что-то неожиданное. После этого старший оперативный дежурный Главного управления МЧС России по Москве принимает решение об информировании людей. Далее информация передаётся операторам сотовой связи, которые делают СМС-рассылку или сообщают данные абонентам с помощью технологии Cell Broadcast. С МТС и «Вымпелкомом» мы работаем по Сell Broadcast, а с «Мегафоном», «Скайлинком» и «Теле2» - по СМС.

Отдельной подписки на рассылку и дополнительных настроек телефона не требуется. А транслирование ограничивается только технологическими возможностями оператора по одновременной СМС-рассылке. Согласно имеющейся у нас статистике, в среднем рассылку получают от 250 000 до 1 800 000 абонентов.

Обычно рассылка производится среди всех московских абонентов. Однако при возникновении локального происшествия её можно ограничить определённым радиусом действия. Кстати, технологические возможности МТС и «Вымпелкома» не позволяют осуществлять рассылку только в пределах Москвы, поэтому трансляция распространяется и на Москву, и на Московскую область.

«Мегафон»

МЧС присылает нам запрос на оповещение, в котором сообщает тип чрезвычайной ситуации и на какой территории она действует. Кроме того, ведомство указывает радиус действия в километрах, приводит текст рассылки и рекомендуемую продолжительность оповещения.

После этого мы определяем, какие именно базовые станции расположены в зоне чрезвычайной ситуации, и рассылаем СМС только тем нашим абонентам, которые находятся в зоне работы этих базовых станций. Рассылку информации от МЧС проводит главный оперативный дежурный Единого центра управления сетью «Мегафон».

Соответственно, чтобы получить СМС-оповещение, человек должен находиться в зоне обслуживания базовых станций. Если же абонент за пределами зоны оповещения, ему предупреждение не придёт. Никакой подписки на оповещения нет - мы уведомляем всех, кто находится в зоне обслуживания. Теоретически не получать СМС возможно, если абонент подключит услугу UMS и сам внесёт в чёрный список рассылку от МЧС 112. Но мы так делать не рекомендуем, это неверно с точки зрения безопасности. Предупреждён - значит вооружён.

«Вымпелком» (бренд «Билайн»)

У компании «Вымпелком» с МЧС в некоторых федеральных округах заключены соглашения о рассылке информации о чрезвычайных ситуациях через систему Сell Broadcast, а в некоторых - через СМС.

МЧС передаёт нам информацию о чрезвычайных ситуациях вместе с готовым текстом рассылки, а мы распространяем данные среди абонентов, исходя из технических возможностей нашего СМС-центра. Рассылка приходит абонентам, находящимся в зоне оповещения, в порядке очерёдности поступивших в сеть «Билайн» запросов МЧС.

Система работает следующим образом: МЧС присылает в наш центр мониторинга информацию об угрозе возникновения ЧС, которая содержит географические координаты, заголовок сообщения и его текст. Потом технические системы нашего оператора формируют полный список абонентов в конкретной географической зоне, используя данные системы LBS (location-based service). Она знает, в каких секторах базовых станций обслуживается каждый абонент, и в соответствии с этим формирует список тех, кому придёт оповещение. Отказаться от этой услуги нельзя. Но вряд ли найдутся желающие это сделать. Ведь с помощью рассылки можно избежать ситуаций, опасных для здоровья или даже жизни.

МЧС делает СМС-рассылку при помощи контент-провайдера и системы Сell Broadcast. Она позволяет рассылать сообщения по определённым территориям - например, в зоне чрезвычайной ситуации. Эта информация есть в наших системах, то есть мы рассылаем сообщения тем абонентам, которые находятся в зоне действия нашей базовой станции.

Система оповещения гражданской обороны - организационно-техническое объединение сил и технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи в целях обеспечения доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны.

Основным способом оповещения населения об угрозе военного нападения, возникновении стихийных бедствий, крупных аварий или катастроф на объектах экономики и на транспорте является передача речевой информации по местным линиям радио, телевидения.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций, местные органы исполнительной власти, специально уполномоченные за безопасность населения и территории, совместно с управлениями МЧС РФ по делам ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений.

Где создаются системы оповещения населения?

Все системы оповещения ГО и ЧС можно разделить на следующие:

  • Системы управления оповещением и эвакуацией людей (CУОЭ)

По принципу использования система оповещения населения , проживающего в опасных районах в непосредственной близости от крупных гидросооружений, предприятий химической промышленности и прочих, предназначаются для массовой трансляции важных сообщений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС): крупных аварий, экологических и промышленных катастроф, использования оружия массового поражения.

Основания к применению

На территории России сформированы системы областного, районного и точечного (непосредственно на объекте) масштаба, применяемые для экстренного оповещения граждан. Варианты оповещения напрямую зависят от уровня и параметров возникшей угрозы.

В современных системах оповещения задействованы телефонные линии автодозвона, все операторы сотовой связи, социальные сети, ведется вещание по радио и телевизионным каналам ().

Работы по созданию системы оповещения населения при ЧС и ГО являются главной составляющей общегосударственного комплекса защиты населения и промышленных служащих в зоне стратегических объектов, отличающихся повышенной пожароопасностью. Компания «Асгард» предлагает помощь в разработке наиболее экономичных проектов систем оповещения по всей территории России, а также монтаж и эксплуатационное обслуживание объектов в дальнейшем.

Можно ли игнорировать данные мероприятия

В совокупности система оповещения — это сотрудничество технической службы при стратегически опасных объектах, специально разработанных средств технического оповещения, комплекса сетей вещания и линий связи. Подобными разработками наша компания эффективно занимается продолжительное время и отлично зарекомендовала себя в сфере монтажа и последующего обслуживания. На уровне государства массовое оповещение происходит с использованием специализированных средств передачи информации на уровне федерации в местах массового скопления населения и систем защиты от угрозы экологического и техногенного происхождения.

Наказание за невыполнение необходимых норм в сфере ГО и ЧС предусмотрено Кодексом РФ на уровне административного нарушения и влечет штрафы для юридических лиц в крупных размерах. Действует наказание за несвоевременное реагирование на информацию о случившемся инциденте. Неуплата назначенных штрафов влечет увеличение назначенных сумм в несколько раз или наказание в виде лишения свободы.


Монтаж системы оповещения

Проблема установки систем информирования населения довольно актуальна. Коллектив ООО «Асгард» предлагает комплексный монтаж системы оповещения ГО и ЧС , а также выполняет последующее обслуживание в течение всего периода эксплуатации. У нас присутствуют самые современные методы создания систем информирования. Для разработки оптимального проекта достаточно позвонить нашим специалистам и предоставить техническую документацию объекта.

Также возможна интеграция с системой оповещения и эвакуации населения (СУОЭ), ранее установленной на предприятии.

Для того, чтобы системы оповещения находились в постоянной готовности, необходимо качественно производить технический контроль и эксплуатационное обслуживание. В этот процесс входят регулярная проверка состояния систем информирования, быстрый ремонт любых обнаруженных неисправностей. В 2005 году был опубликован Приказ МЧС РФ за №877 «Утверждение создания организации технического и эксплуатационного контроля систем информирования населения».

Предусмотрено несколько видов обслуживания:

  • каждодневное;
  • ежемесячное;
  • ежегодное.

Каждый день проверяется аппаратура, которая функционирует без перерыва. Ежемесячное обследование предусматривает чистку и качественный осмотр систем информирования. Один раз в год проводится масштабная проверка с изучением рабочих характеристик и соответствия параметров технических средств. У нас работают высококвалифицированные специалисты по обслуживанию систем оповещения.

Выполняемая установка систем оповещения и последующий контроль позволяют гарантировать надежную работу систем информирования в мирные и военные периоды, качественно улучшить обеспечение оповещения граждан о требуемых нормах поведения и возможностях защиты при возникновении несанкционированных ЧС.


Рассчитать коммерческое предложение на проектирование системы оповещения ГО и ЧС?

Каждое предприятие уникально и имеет особенности при проектировании систем оповещения, поэтому указать стоимость базового комплекта достаточно сложно.

Наши менеджеры выслушав Ваши пожелания смогут порекомендовать лучший вариант или оформить выезд специалиста на объект.

Ключевое звено в системе защиты населения – централизованное оповещение граждан по системе гражданской обороны. Электросирены находятся практически во всех населенных пунктах и располагаются на крышах самых высоких домов. Система оповещения включает в себя подачу звукового сигнала «Внимание всем!» и передачу речевой информации. Услышав сигнал, мы немедленно должны включить телевизор или радио. Прослушать сообщение о тех действиях, которые мы должны предпринять для защиты жизни и здоровья. Причем, нам не обязательно включать центральный канал телевидения или радио. В соответствие с законом для оперативной подачи сигналов оповещения и передачи сообщений о сложившейся обстановке используются все виды средств массовой информации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В настоящее время реализуется очень серьезный, первый в мире проект, создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. В общероссийскую систему информирования и оповещения населения войдет весь комплекс современных электронных средств: передвижные комплексы с экранами; стационарные электронные табло, расположенные в местах массового скопления людей, на рынках, стадионах, магазинах, аэропортах и вокзалах, в транспорте. Все эти электронные средства будут действовать постоянно. В отсутствие ЧС будут информировать население о правилах безопасного поведения в повседневной жизни, а также о грамотных действиях при угрозе возникновения внештатных ситуаций.

Сергей Шапошников, директор Департамента гражданской защиты МЧС России: «По результатам 2006-2007 года в Российской Федерации создано 13 информационных центров различного уровня, начиная от федерального в г. Москве, и заканчивая муниципальными. Порядка тысячи светодиодных и плазменных экранов уже установлено на территории Российской Федерации, и порядка 500 устройств типа «бегущая строка». Кроме того, с этого года уже активно начнет работать программа за счет субъектов Российской Федерации. Тендеры уже проведены в трех субъектах Российской Федерации. Это на Чукотке, в Туле и в Рязанской области».

В перспективе ГО примет характер более территориальный, чем ведомственный, производственный. Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами. В обозримом бедующем, ГО, как и вся оборона страны будет строиться по принципу стратегической мобильности. Промышленность, сельское хозяйство, органы управления, всё должно быть готово к переходу на работу по планам военного времени.

Приложение
к приказу МЧС РФ,
Министерства информационных
технологий и связи РФ
и Министерства культуры
и массовых коммуникаций РФ
от 25 июля 2006 г. N 422/90/376

Положение
о системах оповещения населения

I. Общие положения

1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - систем оповещения).

2. Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.

3. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

4. Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

5. В соответствии с положениями статей 7 , и Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

II. Предназначение и основные задачи систем оповещения

6. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

федеральных органов исполнительной власти;

территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

8. Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

9. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

11. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

III. Порядок использования систем оповещения

12. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

13. Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

14. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

федеральной системы оповещения - МЧС России;

межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;

локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект;

16. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.

17. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

18. Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания, немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

IV. Порядок совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения

19. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.

20. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.

21. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:

доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;

размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.

22. Для оповещения и информирования населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления совместно с филиалами федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания" (далее - ФГУП "ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут использоваться создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания.

23. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях соответственно.

МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

25. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

26. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания:

обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.

27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со , Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ