Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.
Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.
Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности . Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).
Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.
Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).
О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ " ").
Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.
Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).
В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).
По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).
Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.
В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (
Полномочия Роспотребнадзора, функции, исполняемые этой федеральной службой, и законодательная база должны быть известны любому поставщику, попадающему под ее юрисдикцию. Кроме этого, с работой Роспотребнадзора должны быть знакомы и рядовые потребители, чтобы в случае приобретения некачественного товара или услуги смогли отстоять свои интересы.
Роспотребнадзор осуществляет свою работу в следующих направлениях:
Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность через региональные представительства, взаимодействуя с другими организациями и органами исполнительной власти. Структура организации выглядит следующим образом :
Федеральная служба имеет 84 управления в субъектах РФ и 90 центров гигиены. Кроме этого в структуре службы находится 29 НИИ (11 гигиенического профиля, 18 эпидемиологического профиля), 14 противочумных учреждений. В организации под управлением главного государственного санитарного врача работает более 100 тысяч специалистов.
Роспотребнадзор выполняет свои функции согласно Постановлению Правительства №154 от 06.04.04 и Положению №322 от 30.06.04 . Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность этой службы, являются:
Кроме этого, Роспотребнадзор в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, актами президента и правительства РФ, актами Минздрава, а также международными договорами.
Роспотребнадзором осуществляются такие полномочия, как:
Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач, назначается Правительством и персонально отвечает за осуществление службой ее полномочий. Его заместители также назначаются Правительством.
Начальник службы определяет обязанности своих подчиненных, вносит предложения по поводу их назначения или освобождения от службы, поощрения и присвоения им званий. Назначает на должность сотрудников центрального аппарата ведомства, главных санитарных врачей в субъектах РФ.
Руководителем осуществляется определение штатного расписания центрального аппарата, утверждение численности и сметы расходов на содержание территориальных органов. Кроме этого главный государственный санитарный врач, взаимодействуя с Министерством финансов, вносит предложения по формированию бюджета.
Важнейшей функцией Роспотребнадзора является защита прав потребителей . При возникновении споров между потребителями и поставщиками услуг или товаров, служба должна выступить в качестве независимого эксперта, проверяя соблюдение требований нормативно-правовых актов. Для этого представители службы вправе получать доступ к необходимой информации, назначать .
Стоит отметить, что проведение проверок регламентируется №294-ФЗ и должно четко соответствовать требованиям, описанным в этом документе. Так, например, Роспотребнадзор обязан проверять выполнение требований только в рамках своих полномочий, должен проводить проверку только в присутствии руководителя организации, распространять информацию о проверке. Эти и другие положения должны соблюдаться службой, иначе проверка может признаться незаконной.
Проверки, осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей, могут быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности.
Проверки такого типа осуществляются по специальному графику . Организация или предприниматель должны быть предупреждены как минимум за три дня до проверки. Частота плановых проверок – не более одного раза в три года. Для медицинских учреждений этот период уменьшается до года.
Такие проверки, как правило, являются следствием обращений граждан по поводу различных нарушений. Инициировать проверку могут также органы местного самоуправления. Кроме этого, проверки такого плана организуются для контроля за устранением выданных ранее предписаний. О внеплановых проверках проверяемые организации должны быть извещены за 24 часа. Однако, если существует угроза для людей или другого характера, оповещение не обязательно.
Предметом документарной проверки являются документы юридического лица или предпринимателя.
Сведения, интересующие надзорные органы, находятся в документах, которые устанавливают организационно-правовую форму предприятия, права и обязанности организации, а также других условий, обязательных для ведения профессиональной деятельности.
Данная проверка основывается на рассмотрении документов , которые в первую очередь имеются в доступе контролирующего органа:
Выездные проверки позволяют Роспотребнадзору проверить не только документы, но и соответствие сотрудников, зданий, помещений, оборудования, транспорта, товара. Выездные проверки могут быть плановыми или внеплановыми.
При выезде могут быть проверены:
Помимо этого, выездная комиссия может произвести отбор проб продукции или окружающей среды на производстве для последующих исследований.
Вне зависимости от вида проверки, представитель Роспотребнадзора обязан перед началом процедуры предъявить проверяемому удостоверение и соответствующее распоряжение . Должность и имя проверяющего, указанные в удостоверении, должны совпадать с данными, указанными в распоряжении. Кроме этого, действия сотрудников должны соответствовать плану мероприятий, описанному в документе.
Процедура будет инициирована в отношении компаний, которые оказывают услуги населению :
Также под контролем Роспотребнадзора находятся опасные промышленные объекты, образовательные и лечебные учреждения.
По окончанию проверки контролирующий орган обязан составить Акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Минэкономразвития, №141 . Акт содержит информацию об объекте проверки, времени проведения, сведения о проверяемых и проверяющих сотрудниках, а также информацию о результатах.
Если в процессе проверки производился отбор проб, или сотрудниками были написаны письменные объяснения о нарушении тех или иных требований законодательства, то к акту должны быть приложены соответствующие документы. Проверяемый вправе подать письменное возражение на составленный акт в течение 15 дней , если у него существуют мотивированные причины.
По результатами процедуры проверяемому могут выдать предписание об устранении нарушений. Предписание помимо сведений об объекте проверки и прочих реквизитов должно содержать описание нарушений и сроки их устранения. Этот документ можно также оспорить в течение 15 дней.
Ведомство при осуществлении своей деятельности не имеет право:
Существует ограничение по срокам проводимых проверок. Для малых организаций плановая выездная проверка не может проводиться более 50 часов, а для микропредприятий – не более 15 часов в год. При документарных и внеплановых проверках срок должен быть не более 20 рабочих дней. Примечательно, что, определяя срок, должны учитываться все типы осуществляемых проверок.
Ответственность за нарушения, которые выявляет Роспотребнадзор, может быть дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной. Чаще всего нарушения носят административный характер.
Наиболее распространенные нарушения и штрафы за них:
Подробнее о том, чем занимается Роспотребнадзор, есть в данном видео.
Роспотребнадзор РФ - государственный орган, который контролирует соблюдение санитарных правил и нормативов на территории России и защищает права каждого человека, который покупает или собирается приобрести товары, работы, услуги в нашей стране. Сейчас Роспотребнадзор РФ называется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Любой гражданин РФ, иного государства, лицо без гражданства имеет право обратиться в эту службу с заявлением о проведении проверки продавца и/или производителя благ, если считает, что ему продали некачественный товар, предоставили несоответствующие услуги или выполнили работы с нарушениями утвержденных стандартов и правил. Функцией Роспотребнадзора является проверка не только российских поставщиков и производителей отечественных товаров, но и зарубежных производителей. Потому как все товары должны соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим на территории России. В противном случае они не попадут в нашу страну.
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется многими нормативными актами, законами, которые имеют прямое или косвенное отношение к защите прав потребителей, нормам качества товаров и услуг, обеспечения благополучия жителей государства, защите граждан от инфекционных заболеваний.
Структура Роспотребнадзора представляет собой совокупность учреждений, территориальных управлений, санитарно-эпидемиологических станций, организаций дезинфекционного профиля, исследовательских институтов, расположенных в разных субъектах РФ. Главой службы является главный санитарный врач. Санитарные пункты расположены на железных, автомобильных дорогах, в аэропортах, на вокзалах и других пропускных пунктах на территории России. В организациях и учреждениях трудятся врачи-инфекционисты, ветеринары, дерматологи, ученые-вирусологи, эпидемиологи, эксперты, санитары и другие сотрудники.
Это орган исполнительной власти, соответственно, он уполномочен следить за тем, как соблюдаются утвержденные законы в России.
Федеральная служба обязана проверять все физические и юридические лица, которые производят, продают или перепродают различные экономические блага для населения нашей страны, и все товары, попадающие на внутренние рынки государства из других стран.
Учреждение осуществляет плановые документарные и выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Это текущий контроль над соблюдением необходимых санитарных правил на потребительском рынке. Плановые проводятся раз в 3 года (для медицинских организаций - раз в 2 года), их график ежегодно публикуется на сайте прокуратуры каждого субъекта России, то есть каждый проверяемый может узнать, в какое время ждать представителей Роспотребнадзора. К тому же проверяющие должны уведомить организацию или ИП о проверке за 3 дня до ее наступления.
При документарных проверках сверке подвергаются только документы, которые можно запросить у юридических и физических лиц без выхода на их территорию. При выездных контролю подвергаются рабочие места, документы, работники и т.д.
Но существуют и внеплановые проверки. Они проводятся на основании заявлений потребителей или государственных органов о том, что производитель и/или поставщик благ нарушает утвержденные санитарные нормативы. О такой проверке тоже необходимо уведомлять, но уже не за 3 дня до ее проведения, а за сутки. Если в результате нарушений норм и правил организациями и ИП был причинен вред здоровью людей, то уведомлять проверяемых не нужно. Основные задачи такой проверки - застать нарушителей врасплох и не дать им "замести следы".
Подать заявление в учреждение с просьбой проверить какую-либо организацию или ИП можно любым доступным способом: лично, по обычной и электронной почте, по интернету, по факсу. Каждое заявление подлежит регистрации. Документ составляется только в письменном виде, в нем указывается информация о заявителе и нарушителе, какое нарушение и когда было совершено. На основании этого обращения сотрудники федеральной службы обязаны провести проверку лица, на которого поступила жалоба, в случае обнаружения нарушений принять меры по их устранению, наказать нарушителя, дать письменный ответ заявителю, через некоторое время проверить, исправило ли виновное лицо все свои ошибки.
В первую очередь надзору подлежат все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере общественного питания, то есть кафе, закусочные, буфеты, рестораны и т.д. Предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания и напитков. Это супермаркеты, маленькие магазины, киоски и ларьки, булочные и т.п. все организации, оказывающие медицинские услуги (больницы, лаборатории, поликлиники, родильные дома, частные клиники, санатории). Федеральная служба также проверяет управляющие организации сферы ЖКХ, хостелы, гостиницы, прачечные, химчистки, аптеки, бани, бассейны, сауны и т.д.
Основные функции:
Все функции направлены на защиту здоровья населения России.
Для реализации своих функций федеральная служба имеет определенные полномочия, Роспотребнадзор во время проведения проверок физических и юридических лиц может запрашивать у них документы, относящиеся к их деятельности. Например, сертификаты качества на продукцию, лицензии, внутренние контрольные журналы, трудовые договоры, документы, подтверждающие уровень образования сотрудников, санитарные книжки и т.д.
Проверяющие составляют заключение о проведенной проверке в письменном виде. В процессе ее проведения составляются различные протоколы и акты. При выявлении нарушений федеральная служба выдает предписания об их устранении, выполнение которых подлежит обязательному контролю со стороны учреждения. Для этого федеральная служба проводит внеплановую проверку лица.
Роспотребнадзор РФ имеет право облагать штрафом организации и индивидуальных предпринимателей. При этом орган выносит постановление о наложении штрафа. Документ можно оспорить в мировом и арбитражном суде, если у оштрафованного имеются веские доказательства.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
(в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 21.05.2013 № 428)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428)
2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.1.5. утратил силу с 1 ноября 2011 года. - Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845;
5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
(пп. 5.1.6 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
(пп. 5.1.7 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;
(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)
5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;
(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 859)
5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)
5.2.1 - 5.2.2. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;
5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)
5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.3. регистрирует:
5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;
(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)
5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;
(п. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 730)
5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
(пп. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;
(пп. 9.2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;
(пп. 9.2.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
(пп. 9.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;
(пп. 9.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
(пп. 9.8 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.
(пп. 9.9 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)
13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - г. Москва.
Роспотребнадзор общеизвестен как федеральный орган надзора за соблюдением прав потребителей.
Каковы конкретные функции этой службы, каков объем полномочий, как правильно обратиться, есть ли горячая линия?
Роспотребнадзор – федеральная служба, сменившая ранее существовавшие (до 2004 г.) санитарно-эпидемиологическую службу и гос. инспекцию по торговым делам.
Эта организация охватывает всю территорию России и насчитывает более 110 тыс. сотрудников: в каждом субъекте федерации есть территориальное представительство в виде управления.
Занимается эта организация тем, что на государственном уровне контролирует санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую ситуации во всех регионах страны, а также соблюдение прав граждан как работников и как потребителей услуг абсолютно во всех сферах производства, обслуживания, условий жизни и быта.
В 2018 г. Роспотребнадзор – мощная разветвленная система, охватывающая, кроме аппарата госсанэпидслужбы, множество научно-исследовательских институтов и центров таких профилей:
Кроме того, Роспотребнадзор исполняет госуслуги такого рода:
Все, что может навредить населению и нарушить его права в потребительской сфере, находится в зоне контроля этой вездесущей организации.
Государственная надзорная служба по вопросам защиты прав потребителей и благополучия человека подчиняется непосредственно Председателю Правительства РФ.
Вышестоящая инстанция по отношению к Роспотребнадзору - Правительство РФ. Бразды правления надзорной службой сосредоточены в руках Центрального аппарата.
Нынешняя структура и подчиненность, введение классных чинов и пр. регламентируются такими законодательными актами:
Руководитель этой организации – Главный санитарный врач страны.
Функции федеральной службы состоят в следующем:
Реализовывать функции надзора федеральной службе помогают не только свои территориальные подразделения, но и иные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также отделы общественных организаций.
Функции этого ведомства в каждом субъекте РФ – контролировать качество воды, пищевых продуктов, состояние воздуха, почвы, а также санэпиднадзор:
Эта организация имеет достаточно широкие полномочия, данные государством для соблюдения прав граждан в потребительской сфере и касательно их благополучия и состоящие в следующих действиях, производимых с целью осуществления надзора за исполнением законодательных актов РФ:
Роспотребнадзор вправе проводить исследования, экспертизы, анализы и пр., а также давать разъяснения физическим и юр. лицам касательно тем, относящихся к компетенции организации.
При необходимости сотрудники наделены правами требовать получения данных, необходимых для принятия решений, а также привлекать любых специалистов, компетентных в прорабатываемых темах.
При выявлении в процессе своей деятельности фактов нарушения законов РФ, для работников Роспотребнадзора доступно принятие предупредительных или ограничительных мер по отношению к нарушителям, будь то юр. лица или граждане, но исключительно в пределах своей компетенции.
Роспотребнадзор уполномочен производить проверку образовательных бумаг, трудовых договоров, медкнижек работников, обязанных их иметь.
Вправе это ведомство делать контрольную закупку и удостоверяться в правильности работы кассовых аппаратов, проверять журналы, ведение которых обязательно в любой сфере.
При выявлении нарушений сотрудники этой организации наделены полномочиями оформлять протоколы, выписывать предписания, налагать штрафы.
Нельзя не учитывать такой фактор: круг полномочий ведомства ограничен защитой прав потребителей, если возникший вопрос выходит за рамки установленных законодательством полномочий, то организация оказать помощь не сможетОбязанности Роспотребнадзора продиктованы функциями этого ведомства и включают такие действия:
Обязанностей у этой организации множество, их выполнение дает надежду на то, что потребляемые продукты и вода будут надлежащего качества, независимо от их производителей: контроль импорта начинается на таможенных пунктах.
Способы обращения есть разные, что обеспечивает возможность реального получения защиты прав потребителей даже в самых отдаленных районах страны.
Возможно обращение непосредственно в центральный аппарат, что приведет к затягиванию решения вопроса, быстрее можно получить результат при подаче жалобы, заявления в территориальный орган ведомства.
В каждом территориальном управлении есть приемная, куда можно обратиться со своим вопросом лично. Доступны и иные методы:
Горячая линия в каждом регионе имеет свои реквизиты. Телефоны горячей линии:
Предлагаем вам посмотреть видео-запись юридической консультации на тему защиты прав потребителя Роспотребнадзором. Профессиональный юрист рассказывает в каких случаях стоит обращаться в данную организацию, а также приводит алгоритм действий.
При любых ущемлениях прав, будь то сфера торговли, медицинского обслуживания, транспортных услуг, общественного питания или иной вопрос, незамедлительно следует обратиться за помощью, если решить вопрос не удается.
Роспотребнадзор для того и создан, чтобы контролировать соблюдение прав потребителей.
Поделитесь с нами своим опытом обращения в это ведомство с жалобой, заявлением. Как в реальной жизни вам помогли в Роспотребнадзоре? Были ли действия сотрудников этой организации объективными, непредвзятыми? Ваши комментарии на эту тему нам чрезвычайно интересны.