Иногда от банального незнания или предрассудков люди лишают себя не просто необходимой поддержки, но и возможности получить выгоду. Как это ни кажется странным, но часто субсидию путают с еще одним видом налогов или сборов. Хотя это слово имеет совершенно другое значение. Попытаемся разобраться что такое субсидия, кому она полагается и как ее получить.
В переводе с латыни субсидия значит поддержка или материальная помощь, в любом виде: материальном или натуральном. В наши дни под этим термином понимают пособие физическим или юридическим лицами из федерального или регионального бюджета.
Субсидии бывают в виде денежного пособия для физических и внебюджетных юридических лиц из бюджетных средств или частных фондов. Например, это компенсация арендных платежей за торговую площадь отечественным производителям в некоторых регионах Российской Федерации или выплаты некоторым категориям граждан на погашение коммунальных платежей.
Другой вид субсидии это с офинансирование из бюджета более высокого уровня нижестоящего бюджета: из федерального в региональный, из регионального в местный.
Еще два вида субсидий это прямые и косвенные. Под первой понимают непосредственное адресное финансирование программ, предприятий или целых отраслей. Например выделение бюджетных средств для переоборудования производства. Косвенной же субсидией принято считать предоставление налоговых или иных льгот.
Субсидии характеризует целевая направленность, невозможность перенаправления ее на другие нужды. Они вып
лачиваются в качестве софинансирования. Субсидии всегда носят безвозмездный характер. Но при использовании не по назначению субсидии могут быть востребованы к возврату, в том числе и через суд.
Так как субсидия бывает в виде различных выплат, то ответить на этот вопрос односложно невозможно. Главное надо уточнить федеральное и региональное законодательство чтобы узнать о своих правах. Чаще всего эту информацию можно получить на сайтах местных органов власти.
Перечислим, для примера, список документов необходимых для получения жилищной субсидии:
Сложная экономическая ситуация заставляет людей все чаще задумываться над поиском путей получения дополнительных денежных средств. Возникает вопрос о том, какую субсидию можно получить от государства тому или иному гражданину.
В наше время на каждом шагу можно услышать помощи, получаемой из бюджета физическими и юридическими лицами. Такая поддержка может принимать разные формы, но зачастую используется именно понятие субсидирования.
Субсидия – это бюджетная выплата, направленная на поддержку нуждающихся лиц. Такими лицами выступают не только граждане, но и предприятия различных форм собственности, и даже сами бюджеты.
Выделяют 2 уровня субсидирования:
Простыми словами механизм взаимодействия между субъектами власти (первый уровень субсидирования) можно объяснить так. В организме государства все взаимосвязано. Существует четкая административная система – есть несколько бюджетов различных уровней, которые обеспечивают сбор налогов и пошлин для передачи в основной (федеральный) бюджет. Но, конечно, регионы не равны по своему потенциалу. Есть прибыльные районы, а есть административно-территориальные единицы, требующие особого внимания и поддержки.
Когда в государственный бюджет поступают деньги из низших бюджетов, средства перераспределяются между неимущими регионами, уравнивая таким образом экономическую ситуацию. Доплаты в виде помощи и являются субсидиями. Выделяют их строго на определенные цели (например, на поддержку крупного предприятия), деньги возврату не подлежат. Из-за такой системы доплат субсидии принято называть дофинансированием или софинансированием, то есть совместным финансированием проектов государством и местным бюджетом.
Так же происходит и с перераспределением налогов и доходов физических лиц. Есть категории населения, которые откровенно нуждаются в помощи. Что такое государственное субсидирование граждан? Это социальная поддержка, направленная на полную или частичную оплату предоставляемых физическим лицам услуг и приобретений. Оформляют помощь органы власти на местах, хотя деньги выделяются непосредственно из государственного бюджета.
На региональном уровне также могут приниматься программы социальной помощи. Утверждают и претворяют их в жизнь местные администрации.
Можно выделить следующие характерные черты субсидирования:
Основным признаком субсидий является их целевой характер. Просто так деньги не предоставляются. Это должны быть траты, без которых граждане и коллективные субъекты обойтись не могут. Например, на коммунальные услуги. Человек оплачивает из личных средств часть обязательного платежа (количество денег, которые нужно внести в бюджет, в каждом случае рассчитывается индивидуально в зависимости от дохода семьи), а оставшуюся часть суммы доплачивает государство.
Аналогичная схема действует и для других расходов. Допустим, при покупке жилья или при открытии бизнеса государство также доплачивает нуждающимся лицам часть суммы или компенсирует ее. Средства выделяются при условии, что гражданин или коллективный субъект сможет документально подтвердить свои затраты, иначе деньги придется вернуть.
Зачем государству помогать низшим бюджетам? Такая модель выгодна, ведь скорость наполнения казны зависит от уровня жизни людей, рентабельности предприятий страны и экономики регионов.
Задачами субсидирования граждан являются:
Для решения поставленных задач приняты такие правовые акты:
Это далеко не весь перечень нормативной базы. Кроме того, на местном уровне действуют и другие акты (например, Закон города Москвы № 29).
Совет
Перед оформлением субсидии важно ознакомиться с законом, соответствующим вашей ситуации. Государственные органы часто вносят поправки в процедуру предоставления выплат.
Поддержка выделяется в виде таких субсидий.
Можно также выделить виды субсидий в зависимости от сферы предназначения:
Разработкой законопроектов субсидирования в России занимаются высшие органы власти, а за осуществление отраслевых программ отвечают соответствующие министерства и местные администрации.
Существует несколько категорий населения, которые, по мнению законодателя, нуждаются в государственной поддержке.
При этом хотя бы один из супругов должен быть моложе 35 лет. Кроме того, один из них должен быть гражданином России.
Также в эту группу попадают одинокие взрослые до 35 лет с детьми. Соблюдение возрастного критерия проверяется в день включения граждан в список претендентов на получение субсидии на следующий календарный год.
Кроме них в эту категорию входят граждане, уволенные с должности в силу возраста, по состоянию здоровья или в связи с изменениями в штатном расписании (при этом срок их службы должен составлять минимум 10 лет).
Они могут претендовать на единовременную выплату на основании решения органа власти, компетентного в вопросе предоставления помощи. Согласно Постановлению Правительства № 53, получить субсидию может претендент, который:
Субсидия предоставляется в первую очередь гражданским служащим, у которых дети – несовершеннолетние, инвалиды или студенты.
Право на субсидию имеют граждане, которые соответствуют всем следующим критериям:
Кроме того, сохраняется право на получение поддержки у тех, кто приобрел помещение по старому закону при наличии десятилетнего стажа и состоял при этом на квартирном учете. Также на субсидию могут претендовать инвалиды, получившие травму на работе, и инвалиды с детства, родившиеся на Крайнем Севере.
Государство согласно субсидировать часть стоимости жилья лишь тем, кто встал на учет до начала 2005 года.
Это граждане, покинувшие свое постоянное место жительства из-за опасности быть подверженными преследованию.
Все вышеуказанные субсидии предусмотрены на государственном уровне.
Совет
Если вы не входите ни в одну из перечисленных категорий и при этом не имеете жилья и возможности его купить самостоятельно, обратитесь в местную администрацию. На региональном уровне на помощь в приобретении недвижимости зачастую могут рассчитывать малоимущие граждане, состоящие на квартирном учете. Требованиями для постановки в очередь являются обретение лицом статуса малоимущего и длительный срок проживания на территории региона.
Получить помощь могут как наниматели, так и собственники квартир и домов. Затраты на оплату коммунальных платежей не должны превышать 22 % от совокупного дохода семьи. Деньги свыше этой суммы доплачивает государство.
Чтобы получить субсидию, нужно:
Совет
В некоторых регионах, например в Москве, допустимая доля выплат еще ниже. Поэтому желательно поинтересоваться в местной администрации – возможно, вы также могли бы получать субсидию.
Основные требования для претендентов на государственную поддержку следующие:
Соискатели должны быть гражданами России, кроме того, их бизнес-планы не могут касаться запрещенных видов деятельности.
Помощь на лекарства, на проезд и оздоровление вправе получить:
Выплаты предоставляются после внесения заявителя в специальный Федеральный регистр граждан, имеющих право получать социальную помощь.
В зависимости от того, какой вид помощи желает получить гражданин, определяется перечень документов, необходимый для назначения выплат.
Пошаговый алгоритм действий выглядит следующим образом.
Форма и скорость получения поддержки зависит от ее вида. Например, граждане, которых внесли в очередь на жилье, иногда ждут помощи не один месяц, а то и год. Субсидии же на оплату коммунальных платежей поступают с месяца обращения ежемесячно, но свой статус как нуждающегося следует своевременно подтверждать.
На субсидии от государства может рассчитывать достаточно много людей. Чтобы получить субсидию, следует обратиться в орган местной власти с пакетом необходимых документов. Прежде чем заняться вопросом оформления помощи, желательно детально изучить нормативно-правовую базу или проконсультироваться со специалистом отдела социальной защиты населения.
Предоставление субсидии для приобретения или строительства жилья - способ улучшения жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, реализуемый путем предоставления очереднику средств для приобретения жилья на рынке недвижимости из бюджета города Москвы.
Основные нормативные документы,
регулирующие вопросы предоставления и использования субсидии
Кому предоставляются субсидии, порядок расчета размера субсидии
Гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий либо и выбравшим способом улучшения жилищных условий приобретение жилья с использованием субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее субсидия), после решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и оформления соответствующего распоряжения о предоставлении, оформляется свидетельство на получение субсидии для приобретения или строительство жилого помещения (далее - свидетельство), открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в банке, на который зачисляются средства субсидии. С использованием субсидии очередник может приобрести жилище на рынке недвижимости.
Субсидии для приобретения или строительства жилья предоставляются гражданам из бюджета Москвы в объемах финансирования, предусмотренного Законом о бюджете города, в порядке очередности исходя из года постановки на учет, с учетом даты подачи заявления.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент):
оформляет очередникам документы, необходимые для предоставления субсидии
выдает очередникам Свидетельство о предоставлении субсидии
перечисляет средства субсидии на именной блокированный целевой счет (далее ИБЦС), открытый очередниками самостоятельно в банке, для их последующего использования очередниками по назначению.
Субсидия считается реализованной очередниками с момента перечисления денежных средств субсидии на ИБЦС очередника, после чего очередники снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При расчете субсидии учитываются следующие условия (то есть норма предоставления может быть уменьшена)
Многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим трех и более несовершеннолетних детей, по их желанию может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения.
36 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 60% = конечный размер субсидии.
50 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 67% = конечный размер субсидии.
70 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 65% = конечный размер субсидии.
85 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 64% = конечный размер субсидии.
N х 18 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 70% = конечный размер субсидии.
Количество полных лет, прошедших после постановки на учет |
10 |
||||||||||
Процент от нормативной стоимости |
Граждане, имеющие жилищные льготы |
||||||||||
Общие основания |
По договорам инвестирования строительства степень готовности дома должна быть не менее 70 процентов;
Субсидия не может быть использована на приобретение жилища, находящегося под арестом, залогом, обремененного чьим-либо правом на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилища в собственность в результате использования субсидии, а также не отвечающего стандартам благоустройства в городе Москве;
Перечисление субсидии должно быть произведено до заключения договора на приобретение жилища в собственность;
В соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ законные представители, их родители и близкие родственники не вправе совершать с несовершеннолетним иных сделок кроме дарения или передачи в безвозмездное пользование. Таким образом, родители, бабушка и дедушка несовершеннолетнего не могут продать его жилище;
При изменении жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений такие граждане снимаются с соответствующего учета;
Договоры купли-продажи, мены и др. вступают в силу с момента их подписания;
Субсидия считается реализованной с момента перечисления денежных средств на ИБЦС
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
доходов;
Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г.
в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п.
СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА
Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.
Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам.
Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.
Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель. Ошибочно субвенциями могут считать средства, выделяемые гражданам на приобретение одежды, лекарств и прочих товаров первой необходимости. Субвенции гражданам не предоставляются. Это строго публичное явление, то есть это средства, передаваемые от бюджета к бюджету.
Субсидия и субвенция – это трансферты, то есть суммы, которые передаются от одной стороны другой.
Признаки, присущие обеим выплатам:
Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно.
Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации). Субвенции в области социальных выплат не встречаются. Субвенции могут иметь только денежное выражение, а субсидии могут быть и материальными – деньги, лекарства, учебники и т. д. Субвенции могут выделяться бюджету города или района для выплаты материальной помощи, но опять-таки это будут средства, распределяемые между бюджетами разного уровня.
Таким образом, гражданам могут выделяться из бюджета субсидии или дотации. Если у выплаты есть определенная цель, то это будет субсидия, а если цели нет, то дотация.
Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Социальная политика - это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Инструментами реализации социальной политики государства служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.
Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального общества.
Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:
1) среднедушевые денежные доходы;
2) среднемесячная начисленная заработная плата;
3) покупательная способность денежных доходов;
4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;
5) коэффициент дифференциации доходов населения;
6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);
7) минимальная продовольственная корзина;
8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);
9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;
10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.
Государство использует два метода в решении социальных задач:
1) адаптивный - это метод установления минимума прав и социальных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение активной политики содействия занятости; социального партнерства в регулировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налогообложения и системы социального страхования;
2) защитный - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время формируется система адресной социальной помощи. В реализации этого метода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта система государственного социального обеспечения.
Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финансирования приоритетных направлений социального развития общества.
Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соответственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность внебюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.
Государственные внебюджетные фонды представляют целевые централизованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.
Наименование внебюджетного фонда отражает направление его использования.
К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.
В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выплачиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.
Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.
Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.
Источники средств данного фонда - обязательные страхование взносы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование.
Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п.
Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).
СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА
Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:
1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);
2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);
3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбалансированию.
По общему правилу финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счёт субвенций из публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передает полномочие.
При этом это правило при передаче на местный уровень закреплено в К.РФ (ст.132).
Применительно к передаче полномочия от РФ к субъекту какой-либо конституционной гарантии не установлено, регулирование установлено в ФЗ № 184. Там предусмотрена ситуация, когда государственные полномочия передаются без предоставления субвенций:
— когда отсутствует крайне важно сть создания новых органов власти,
— когда отсутствует крайне важно сть создания новых учреждений или унитарных предприятий,
— когда не предусматриваются увеличение штатной численности государственных гражданских служащих субъекта и работников государственных учреждений субъекта.
В общем, сводиться всё это к тому, что не нужно осуществлять каких-то дополнительных расходов в связи с осуществлением переданных полномочий. Сложно представить такое полномочие…
Второй случай, когда допускается не предоставление субвенции, это, когда посчитали по методике и получился 0.
Получается, в случае если мы передаем полномочие на уровень МО, то всегда должны передать субвенцию.
А когда передаем полномочие от федерации к субъекту, возможны случае, когда субвенция не предоставляется.
Понятия ʼʼсубвенцияʼʼ нет в бюджетном законодательстве.
Законодатель пошел по пути определения субвенций применительно к каждому виду субвенций.
Общим является для всех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.
Почему БК не дал определения? Неясно…
Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.
Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.
Субвенции из федерального бюджета:
— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵
*это классический вариант.
— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,
— субвенции городу Байконур,
*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.
Субвенции из субъекта РФ:
— местным бюджетам,
· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),
· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),
— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.
Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.
Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.
Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.
*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!
Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.
Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.
Допускается утверждение нераспределенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.
В России предусмотрена социальная помощь и поддержка не только гражданам, но и организациям. Действующий способ предоставления материальной помощи для юридических лиц – целевая субсидия. Денежные средства подлежат выдаче с последующим отчетом, а в случае нереализованности возвращаются в бюджет региона.
Целевые субсидии считаются средством оказания помощи в виде денежных средств, выделяемых из регионального бюджета административным аппаратом, на определенные цели, заявленные предприятием. Процесс субсидирования реализуется и на более высоком уровне, когда субъект, входящий в государство, направляет проект с указанием целей и затрат, документы, подтверждающие необходимость этой процедуры, в федеральные органы власти.
Статьи 78.1 , 79 БК предполагают, что учредитель может предоставить материальную поддержку региону или конкретной организации на определенные нужды. Эти выплаты в денежной форме перечисляются в разовом режиме при предоставлении потенциальным получателем бизнес-плана. Выделяемые суммы в качестве бюджетных инвестиций направляются для повышения стоимости имущества, основных средств, имеющихся у муниципалитетов.
Таким образом, организация может получить возможность финансирования практически любых нужд, которые не относятся к запрещенным статьям расходов. Это реализуется только в том случае, если учредитель посчитает процедуру по выделению денежных средств рациональной для функционирования бюджетного учреждения.
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса ), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:
ВАЖНО! Отправление заявки на субсидирование может производиться в электронном виде для ускорения процесса рассмотрения и принятия решения. Если уровень рассмотрения заявки региональный, срок обработки информации не превышает 1 месяца с момента подачи документов. При выделении денег из федерального бюджета, вопрос обсуждается вышестоящими органами не более 2 месяцев с момента отправки заявки.
После того как факт передачи денег утверждается учредителем, информация о переводе передается в казначейство, где проходит проверка соответствия кода субсидии, суммы платежа, содержание по оказанию услуг, поставкам продукции, аренде оборудования или помещения согласно указанным целям в заявке.
При сверке информации учитывается, какая сумма осталась на счете после использования предыдущих выплат, характер операций, совершаемых по этому счету. Если вся информация актуальна, соответствует сформированным данным заявки, денежные средства поступают на счет и используются по назначению.
Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.
Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.
Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.
ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.
У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена приказом Министерства финансов , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».
В качестве финансовых операций рассматриваются:
Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:
ВНИМАНИЕ! Контроль фиксации данных в бухгалтерском учете производится руководителем организации.
Финансовая помощь оказывается нуждающимся в этом учреждениям не безвозмездно. В интересах начальника осуществить затраты в соответствии со своим планом в полном объеме, соблюсти рациональность расходов. Если субсидирование выделялось для выполнения государственного задания, то остатки переносятся на следующий год и остаются в организации, но оно при этом должно быть выполнено полностью.
ВАЖНО! Государственное задание является выполненным, когда не имеется существенных отклонений в показателях результативности.
Целевые субсидии подлежат возвращению, если прослеживается один из случаев:
Остатки могут возвращаться или оставаться на следующий год, но второй вариант возможен только при положительном решении выдающего субсидию органа.