Приветствую, друзья! Предлагаю вашему вниманию аналитическую заметку по новым правилам по охране труда на судах речного и морского флота и сами правила в формате MS Word соответственно.
Правила по охране труда на судах морского и речного флота были утверждены Приказом Минтруда России от 05.06.2014 № 367н и зарегистрированы в Минюсте России 04.08.2014 под номером 33445.
Настоящие правила действуют с 02.06.2015 года.
Ключевые вопросы по теме:
Для чего приняты новые правила охраны труда на судах?
Кто будет проверять соблюдение правил?
Что нового появилось в правилах и какова их структура?
Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда?
Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности?
ПРАВОВАЯ БАЗА
Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.
Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота.
Современные правила по охране труда, учитывающие как национальные, так и международные требования, – важнейший элемент безопасных условий труда на судах. В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» были разработаны и утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота (далее – Правила). Указанный документ введен приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н, зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. № 33445 и вступает в силу 2 июня 2015 года. Правила воплотили в себе также положения Свода правил МОТ 2001 г. «Предупреждение несчастных случаев на судне в море и порту».
Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:
Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота РФ.
КТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ?
Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.
Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.
ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ И КАКОВА ИХ СТРУКТУРА?
Правила состоят из трех частей.
Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.
Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.
На судах, совершающих международные рейсы, с валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн дополнительно нужно иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.
Еще одно новое положение, не отраженное в прежних правилах, – возможность создания на судне по инициативе работодателя (судовладельца) и (или) по инициативе работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. Впрочем, оно перекочевало из статьи 218 Трудового кодекса.
В Правилах также рассматриваются особенности обучения и проверки знаний экипажей судов, обеспечение членов экипажа судов специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Данные разделы не заменяют, например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а только уточняют некоторые особенности применения законодательства в судовых условиях.
КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА?
Правилами установлены обязанности и пределы ответственности судовладельца и командного состава в области охраны труда.
Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:
Капитан обеспечивает:
Ответственный за организацию работ по охране труда на судне должен:
Руководители судовых служб обеспечивают соблюдение Правил в своих подразделениях . Они же организуют обучение членов экипажа судов своей службы или подразделения безопасным приемам и методам работы.
Кроме того, капитан и командный состав должны следить за тем, чтобы:
Члены экипажа обязаны:
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Правилами установлено, что для проведения таких работ необходимо иметь определенный перечень документов и получить специальное разрешение. Перечень должен быть утвержден работодателем (судовладельцем).
В Правилах закреплены требования к содержанию разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности (далее – Разрешение). В нем должно быть отражено:
Форма Разрешения не приведена намеренно, поскольку это позволяет, не меняя действующего на судне вида документа, при необходимости внести в него дополнения.
На этом у нас всё. До новых заметок!
Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы
К работам повышенной опасностью на судах относятся:
Работы за бортом судна (Out board work). Разрешается производить с люлек, беседок, плотов и рабочих шлюпок. Спуск людей на плот или на рабочую шлюпку, подъем с них на борт судна должны осуществляться по забортному трапу или по штормтрапу с применением предохранительного пояса со страховочным канатом под наблюдением руководителя работ. У места производства забортных работ должен находиться спасательный круг с линем. Перешвартовку плота или рабочей шлюпки с людьми можно производить только вручную, при этом люди должны сидеть на настиле плота или на банках шлюпки. Работающим на плоту или на рабочей шлюпке нельзя самостоятельно выполнять перешвартовку, а также снимать леерное ограждение плота. На работающем за бортом должен быть надет спасательный жилет и закреплен страховочный конец, длина которого должна быть не менее высоты надводного борта судна. Верхний конец страховочного линя необходимо закрепить за прочные части корпуса. У места выполнения забортных работ необходимо иметь спасательный круг с бросательным концом, длинойне менее 27,5 м.
Запрещается:
Производство работ на высоте и за бортом во время хода судна, между бортами двух судов, между бортом судна и причалом;
Спускать за борт, поднимать или переносить беседку с находящимся на ней человеком;
Поднимать беседку на сращенном или соскакивающем с блока гордене, если блок горденя заедает;
Подъем (спуск) людей на высоту с помощью лебедок;
Спускать, поднимать плоты и рабочие шлюпки с людьми;
Проворачивание главного двигателя. На пульте его управления вывешивается табличка: "Не включать! Работают люди".
Работы на высоте (Top work). Должны производиться только в специально оборудованных беседках или люльках с леерным ограждением высотой 120 см. Перед началом работы гордень, на котором осуществляется подъем и крепление беседки к нему, должен быть испытаны на статическую нагрузку и нее должен иметь сплесей. На работающем на высоте должен быть предохранительный пояс со стропом (или карабином), с помощью которого он обязан перед началом работ прикрепиться к прочным конструкциям рангоута (корпуса судна. Страховочный конец предохранительного пояса должен иметь длину, при которой обеспечивается передвижение работающего в люльке. При выполнении работ вблизи радио- или радиолокационных антенн, судового тифона об этом должны быть предупреждены соответственно вахтенный помощник, вахтенный механик, а на пультах включения вывешены таблички: " Не включать! Работют люди". Запрещается работа на высокорасположенных местах на ходу судна, за исключением аварийных ситуаций, а также одновременное выполнение работы на двух высокорасположенных местах, если они находятся в одной вертикальной плоскости, т.е. друг над другом.
При выполнении работ за бортом и на высоте допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже матроса 1 класса при опыте работы на судах не менее 1 года.. При этом должен назначаться наблюдающий за каждой беседкой, который обязан неотлучно находиться в местах крепления тросов, на которых поднимаются люльки или спускаются беседки за борт.. Ответственным за проведение работ на высоте и за бортом судна является старший механик или старший помощник в зависмости от вида работы.
Работа в закрытых помещениях или емкостях (Enclosed or confined space work). Может начинаться только после их тщательной вентиляции и анализа состава воздуха. Входящий должен иметь при себе индивидуальный портативный прибор для замеров содержания кислорода в воздухе, надеть каску, предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, второй конец которого должен находиться в руках у страхующего вне помещения. Один человек не должен входить в такое помещение, если за ним не наблюдает второе лицо, находящееся вне этого помещения (у входа в него). У страхующего должен быть комплект изолирующих средств защиты, позволяющий спускаться в помещение для оказания помощи, и медицинская аптечка.
Для освещения танков и цистерн применяется только низковольтное освещение со светильниками взрывобезопасного исполнения.
Работы с электрооборудованием под напряжением (Electrician work). Допускаются только в аварийных ситуациях и только электриком и электромехаником при условии, что предприняты все меры безопасности.
Огневые работы (Welding work) - это судовые работы, связанные с открытым огнем (сваркой и резкой металлов), производятся только для ремота судна и с письменного разрешения капитана судна под контролем старшего механика и вахтенной службы.
Работы в холодных и горячих помещениях и емкостях (Hot Work and Colde Work) Допускаются исключительно в аварийных ситуациях и только с разрешения старшего механика.
Огневые работы на борту судна при стоянке в порту допускаются только с разрешением капитана порта.
На все работы повышенной опасностью оформляются контрольные листы (Check-List) и соответствующие разрешения (Permission).
Правила вводятся взамен:
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
Содержание
Правила по охране труда на судах морского и речного флота
I. Общие положения
II. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации
Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава
Система допуска к работе
Требования охраны труда при общесудовых работах
Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты
Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях
Требования охраны труда при передвижении по судну
Требования охраны труда при производстве якорных, швартовых и буксировочных работ
Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом
Требования охраны труда при эксплуатации судового электрооборудования
Требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельных отделениях
Требования охраны труда при проведении пассажирских операций на море, на рейде и во льдах берегового припая
Требования охраны труда при судовых погрузо-разгрузочных работах
Требования охраны труда при работах на специализированных судах
Требования охраны труда при эксплуатации средств судовождения и связи
Требования охраны труда при производстве ремонтных работ на судне
Требования охраны труда при выполнении очистных и окрасочных работ на судне
Требования охраны труда при работе на камбузе и в продуктовых кладовых судна
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда
III. Охраны труда для проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судов
Требования охраны труда, предъявляемые к рабочим и санитарно-бытовым помещениям и их оборудованию
Требования охраны труда при проектировании судового оборудования
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов-контейнеровозов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств баржебуксирных составов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств железнодорожных паромов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств лихтеровозов, лихтеров и судовых буксиров
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств нефтеналивных судов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов - газовозов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов технического флота
Требования охраны труда при проектировании средств обеспечения водолазных спусков
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств плавучих доков
Приложение к Правилам. Перечень условных сигналов для работающих в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях, и их значения
Перечень документов по охране труда, которые должны быть на судне
Перечень документов по охране труда, которые должны быть на судне
1. Нормативно-техническая документация - международные нормативные документы; - межотраслевые нормативные документы; - отраслевые нормативные документы;
2. Учетно-отчетная документация:
- ;
- ;
3. Документы контролирующих надзорных органов (акты, свидетельства):
- сертификаты на ;
- акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов;
- карты специальной оценки условий труда;
- сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
4. Документация по обучению вопросам охраны труда:
- ;
- удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний по охране труда;
- сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).
Перечень работ повышенной опасности на предприятии составляют с учетом специфики конкретного производства. О том, как правильно составить и оформить этот документ, читайте в статье. Смотрите образец приказа и перечня работ повышенной опасности.
Из статьи вы узнаете:
Одна из главных обязанностей работодателя - обеспечить безопасные условия труда сотрудникам. Для этого работодатели внедряют новые технологии, используют современные инструменты и оборудование, снижающие риски производственных травм. Но полностью устранить эти риски можно не для всех видов трудовой деятельности.
Существуют виды работ с высокой травмоопасностью. Примерный перечень работ повышенной опасности есть в приложении 1 к положению «Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» , разработанном Минэкономики России, далее - «Положение». Документ устанавливает основные требования, выполнение которых позволит максимально обеспечить безопасность сотрудников при проведении работ на высоте, в колодцах и в других особо опасных условиях .
К видам работ повышенной опасности относят работы:
В него включены те рабочие специальности, которые, как правило, связаны с выполнением видов работ, включенных в «Перечень». Среди них специальности:
Перечень работ повышенной опасности 2018, утвержденный Минэкономразвития России, включает в себя несколько десятков пунктов. Он является примерным. Это значит, что каждый работодатель должен скорректировать его под те конкретные производственные условия, в которых работают сотрудники данного предприятия.
Обратите внимание! При составлении потребуется указать, что он привлекался к работам повышенной опасности. Для чего это нужно, расскажет эксперт « ».
Локальные перечни работ повышенной опасности составляют для всего предприятия в целом или для каждого из производственных подразделений, где такие работы производят. При необходимости их можно дополнять с учетом специфики деятельности компании. Перечни в обязательном порядке согласовывают с профсоюзной организацией работников. Их утверждает руководитель или главный инженер (техническим директором) организации.
Утверждение перечня работ повышенной опасности и включение в него определенных видов трудовой деятельности необходимо, чтобы установить особый порядок проведения таких работ. Применение особых мер и правил безопасности при проведении работ, включенных в список, позволяет минимизировать вероятность производственных травм и возникновения аварийных ситуаций.
Обратите внимание! Пересмотр и актуализацию перечня работ повышенной опасности на предприятии нужно делать ежегодно. Его дополняют теми новыми видами работ, которые запланированы на текущий год.
Для введения в действие изменений, составляют приказ, а перечень работ повышенной опасности оформляют как приложение к нему.
Текст приказа о введении в действие нового перечня работодатель вправе составить самостоятельно.
Кроме того, служба охраны труда при содействии главного электрика, механика и прочих, должна разработать инструкцию по организации и производству работ с повышенной опасностью. С этим документом необходимо знакомить под подпись всех работников организации, в том числе работников подрядных организаций, привлекаемых к выполнению видов трудовой деятельности, указанных в перечне работ повышенной опасности.
Что из себя представляет порядок выполнения видов трудовой деятельности, входящих в перечень работ повышенной опасности?
К производству работ, включенных в перечень, допускают только совершеннолетних сотрудников организации. Допуск они получают после того, как пройдут:
В течение первого года работы сотрудник может выполнять особо опасные виды трудовой деятельности только под присмотром опытного наставника. Впоследствии к самостоятельному выполнению работ сотрудника допускают приказом руководителя подразделения.
Для выполнения производственных заданий, включенных в перечень работ повышенной опасности, наряд-допуск является обязательным документом. Его можно не оформлять только в нескольких случаях, например, когда:
Не существует унифицированной формы наряда-допуска , на основании которого сотрудники допускаются к видам деятельности, указанной в перечнях работ повышенной опасности. Рекомендуемые образцы этого документа можно найти в отраслевых нормативных требованиях охраны труда по конкретным видам работ. На крупном предприятии могут использовать несколько вариантов формы наряда-допуска, в зависимости от видов работ.
Когда работы повышенной опасности выполняют на основании иных документов, эти виды распоряжений нужно оформлять в письменном виде. В распоряжении указывают содержание работы, место и время ее выполнения, перечисляют принятые меры безопасности и лиц, которым поручено ее выполнение. В случае, когда сотрудники допущены к видам деятельности, упомянутым в перечне работ повышенной опасности, факт допуска фиксируется в Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям.
Перечень работ повышенной опасности используйте при установлении особых требований и правил оформления допуска сотрудников к таким работам. Назначьте приказом лиц, ответственных за соблюдение повышенных требований, предъявляемых при ведении работ повышенной опасности.
1. Работы, выполняемые на высоте и за бортом.
2. Работы в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих аппаратов или шланговых противогазов с механической подачей воздуха.
3. Работы, связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях, работы по проверке воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами. Работа в изолирующих СИЗ.
4. Работы в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды.
5. Работы по погрузке-выгрузке грузов, грузовые работы в трюмах, во льдах берегового припая, работы по транспортировке грузов на необорудованный берег, управлению краном, лебедкой.
6. Работы по проверке крепления грузов в трюме и на палубе.
7. Все работы по проверке крепления контейнеров, снятию креплений, ремонту контейнеров на уровне 2-го яруса и выше, работы по очистке контейнеров ото льда и снега.
8. Установка и снятие шифтингбордсов.
9. Швартовные работы при ветре и волнении, в открытом море, при обледенении палубы, при прохождении шлюзов, пересадка людей в открытом море, рейдовые пассажирские операции.
10. Работы по заводке и отдаче буксирного троса ("усов" при ледовой проводке).
11. Работы по спуску и подъему катеров и шлюпок, посадке в них и высадке людей.
12. Ручные работы по установке забортного трапа.
13. Работы, связанные с приемом лоцмана в сложных метеорологических условиях.
14. Работы, связанные с фумигацией или приходом на судно после нее.
15. Ручная транспортировка по судну баллонов со сжатыми газами, емкостей с агрессивными жидкостями.
16. Электро- и газосварочные, огневые работы (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях).
17. Работы, связанные с предъявлением Регистру узлов, механизмов, грузоподъемных средств, шлюпочных устройств после ремонта.
18. Работы по подготовке, вооружению и разоружению тяжеловесного грузоподъемного устройства.
19. Работы с переносными электроинструментом и светильниками с питанием от стационарной электросети.
20. Работы с пиротехническими средствами.
21. Взрывные работы.
22. Работы по вскрытию и ремонту котлов, котельного оборудования и сосудов под давлением и другого подобного оборудования.
23. Работы в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов.
24. Работы по вскрытию цилиндров главного двигателя и ремонту в условиях плавания, а также все работы (на стоянке и в плавании) в картерах двигателей и в продувочных ресиверах, коллекторах.
25. Работы по вскрытию цилиндров вспомогательных двигателей и ремонту их в условиях плавания.
26. Работы по вскрытию и ремонту турбин, турбозубчатых агрегатов, воздуходувок в условиях плавания.
27. Работы по ремонту рулевых машин, рулевого привода, винторулевого комплекса в условиях плавания.
28. Работы по ремонту холодильного оборудования, по заправке холодильных установок фреоном.
29. Ремонт и перезарядка систем углекислотного тушения, СЖБ и других систем, утечка из которых может вызвать отравление или кислородное голодание.
30. Ремонтные работы в насосных отделениях танкеров и судов, перевозящих химические грузы наливом, этилированные нефтепродукты.
31. Все ремонтные электро- и радиотехнические работы, выполняемые без снятия напряжения вблизи или на токоведущих частях.
32. Все ремонтные работы на электроустановках напряжением 1000 В и выше.
33. Работы с излучателями неионизирующих электромагнитных полей.
34. Работа с приборами, содержащими радиоактивные источники.
35. Работы по ремонту механических люковых закрытий и приводов световых люков.
36. Покрасочные работы в судовых помещениях, работа по приготовлению красок, работа с растворителями.
Навчальне видання
ОХОРОНА ПРАЦІ В ГАЛУЗІ
«ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ РИЗИКУ
У ВИРОБНИЧИХ УМОВАХ»
МЕТОДИЧні вказівки До практичних занять
Укладачі: Приходько Катерина Олександрівна
Парменова Дана Георгіївна
Рос. мовою
Підп. до друку
Формат 60х84/16. Папір офсет. Ум.друк. арк.