Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Спасательными средствами называет­ся комплекс устройств, механизмов и кон­струкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следу­ющих документах:

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), глава III «Спасательные средства и устройства»;
  • Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);
  • Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II «Спасательные средства».

Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуаль­ные, коллективные и вспомогательные (рис.1).

Рис. 1 Классификация судовых спасательных средств

Индивидуальные спасательные средства - это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спаса­тельные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использова­ны любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные ко­стюмы и теплозащитные средства).

Индивидуальные спасательные средства

Спасательный круг — это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером (рис. 2).


Рис. 2 Спасательные круги со линем и с самозажигающимся огнем

Спасательный круг должен:

  • иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга;
  • иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
  • иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены само­зажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов. Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть про­блесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительно­стью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с хо­дового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других воз­можных источников дыма (рис. 3). Обычно самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в во­де, при различных обстоятельствах:

  • если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональ­ным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;
  • если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно — круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть сбро­шен круг со средствами подачи сигнала: днем — с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью — с самозажигающимся огнем.

Рис. 3 Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обо­их бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых па­лубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбро­сить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасатель­ном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательные жилеты

Спасательный жилет — это средство для поддержания человека на поверх­ности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл. 1. Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспе­чен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом, либо высотой, или весом и высотой вместе. В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждо­го ребенка приходилось по одному спасательному жилету.

Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу. При перевозке младенца на борту судна должен быть предусмотрен специальный жилет для младенцев.

Таблица 1

Должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использо­вания в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотрен­ные для вахтенных, должны храниться на мостике, в посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с «жесткими» элементами, обеспечиваю­щими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

  • всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его перево­рот лицом вверх не более чем за 5 секунд;
  • поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над водой.
  • при прыжке в воду с высоты 4,5 метра жилет не должен причинять поврежде­ний.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения лю­бой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность под­качки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести (рис. 4).


Рис. 4 Жесткий спасательный жилет

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высо­ты более 4,5 метров не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится пры­гать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки. Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком (рис. 5).

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного исполь­зования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивает­ся только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.


Рис. 5 Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм — костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде (рис. 6). Для каж­дого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм. Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекоменду­ется иметь равное вместимости плота, но не менее двух.


Рис. 6 Персональный гидрокостюм

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • любой член экипажа мог само­стоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;
  • температура тела человека не должна понижаться более чем на 2 0 С в течение 6 часов при температуре воды 0
  • 2 0 С;
  • не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;
  • обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;
  • обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Предлагается к прочтению:

Индивидуальные спасательные средства предназначены для создания дополнительной плавучести человеку, находящемуся в воде, а также для обеспечения безопасности личного состава при выполнении работ на верхней палубе, за бортом корабля и при использовании корабельных плавсредств; они раскрепляются между всеми членами экипажа.

На вооружении кораблей и вспомогательных судов ВМФ имеются следующие виды индивидуальных спасательных средств:

Спасательные нагрудники;
- спасательные бушлаты и жилеты;
- спасательные жилеты И С С;
- спасательные нагрудники Н С Н.

К индивидуальным спасательным средствам могут быть также отнесены спасательные круги, вешки, буйки и пробковые матрасы.

Спасательные нагрудники (рис. 13.1) изготовляются из пластинчатой или измельченной пробки (ГОСТ 2147-54) и обшиваются льняной тканью , образующей одиннадцать секций. К пятой и седьмой секциям пришивается шейная лямка, к крайним - поясные лямки из тесьмы. Длина нагрудника 130 см, ширина 32 см, толщина 5-6 см, вес 2,8 кг, создаваемая им сила поддержания около 7 кгс. Надевается нагрудник через шейную лямку на грудь. Поясные лямки, перекрещиваясь на спине, завязываются на груди рифовым узлом. Со значительной высоты прыгать в воду с надетым нагрудником опасно, так как можно получить травму головы. Спасательные нагрудники размещаются во внутренних помещениях корабля и корабельных плавсредствах.

Рис. 13.1. Спасательный нагрудник:
1 - шейная лямка; 2 - поясная лямка


Спасательные бушлаты и жилеты (рис. 13.2) изготовляются из плотной хлопчатобумажной ткани, которая простегивается и образует карманы, в которых размещаются герметичные полихлорвиниловые мешочки, наполненные хлопковой ватой (очесами), или пенопласт в виде отдельных пластин. Вес спасательных бушлата и жилета 2-3,5 кг, сила поддержания 15-30 кгс.


Рис. 13.2. Спасательный бушлат и жилет:
1 - карманы для полихлорвиниловых мешочков; 2 - поясной ремень; 3 - стяжной ремешок


У спасательных бушлата и жилета пять потайных пуговиц на груди и поясной ремень; на рукавах бушлата имеются стяжные ремешки. В бушлате или жилете можно прыгать в воду со значительной высоты.

Спасательный жилет И С С (рис. 13.3) является полунадувным индивидуальным спасательным средством. Он изготовляется из двух слоев прорезиненной ткани красного цвета, образующих две изолированные воздушные Камеры. Начальная плавучесть жилета в ненадутом состоянии создается мочалом, которым заполнены воздушные камеры. Жилет может быть надут в воде или на корабле через две воздушные трубки, которые затем закрываются пробками, перегибаются и вставляются в петли. Жилеты ИСС выпускаются двух размеров: по высоте первый рост - 595±15 мм, второй - 625±15 мм; по ширине (в застегнутом состоянии) первый рост - 560±10 мм, второй - 590± ± 1 0 мм. Номера жилетов указаны на их внутренней стороне. Жилеты надеваются с помощью двух ножных и поясного ремней, а также двух застежек. Каждый член экипажа, получив жилет, должен заблаговременно подогнать по себе ножные ремни. Вес спасательного жилета около 2 кг, сила поддержания (надутого) около 40 кгс. Прыжки с жилетом ИСС в воду со значительной высоты (ногами вниз) опасны, так как ножные ремни могут причинить травму. Размещаются жилеты на верхних боевых постах и в жилых помещениях корабля. Проверяют их внешним осмотром еженедельно и на герметичность (погружением в надутом состоянии в воду) ежемесячно. При хранении жилет необходимо оберегать от воздействия прямых солнечных лучей, щелочей и кислот, а также различных электронагревательных приборов.


Рис. 13.3. Спасательный жилет И С С:
1 - трубки с пробками; 2 - петля; 3 - застежки; 4 - ножные ремни; 5 - поясной ремень


Рассмотренные выше индивидуальные спасательные средства, несмотря на некоторые положительные качества (простота конструкции, надежность, достаточная сила поддержания), имеют ряд недостатков: отсутствие приспособлений и устройств, облегчающих поиск и подъем человека из воды на корабль; относительная громоздкость, затрудняющая в них действия личного состава; при потере сознания не обеспечивают переворачивания человека на спину и поддержания его головы над уровнем воды.

Спасательный нагрудник Н С Н (рис. 13.4) является современным индивидуальным спасательным средством надувного типа. Он изготовляется из двух слоев прорезиненной ткани оранжевого цвета, образующих камеру плавучести. Распределение сил плавучести в нем обеспечивает длительное поддержание человека в воде лицом вверх, что исключает вероятность его захлебывания. Весит нагрудник со всем снаряжением около 1,3 кг, сила поддержания 18 кгс. Надевается он на шею так, чтобы камера плавучести располагалась на груди, и закрепляется поясным ремнем. Нагрудник имеет, кроме того, специальный ремень для подъема человека из воды на корабль, сигнально-поисковый огонь, загорающийся от батарейки при попадании в нее морской воды (емкость батарейки рассчитана на непрерывную работу в течение 10 ч), свисток для звуковой сигнализации в темное время суток и тумане, пеньковый штерт для удержания спасающихся вместе, сумку, в которой нагрудник размещается в положении по-походному и крепится на поясе.


Рис. 13.4. Спасательный нагрудник Н С Н:
1 - трубка поддува; 2 - свисток; 3 - газовый баллон; 4 - штерт; 5 - сумка; 6 - поясной ремень; 7 - камера плавучести; 8 - подъемный ремень; 9 - сигнально-поисковый огонь


Нагрудник может быть надут от системы газонаполнения за 2-3 сек и через трубку поддува (аварийное) за 30 сек. Система газонаполнения состоит из газового баллона емкостью 44 см3, заполненного жидким углекислым газом. Для приведения ее в действие нужно сделать легкий рывок за рукоятку на головке баллона.

Через трубку поддува нагрудник надувается резкими выдохами с одновременным нажатием зубами на мундштук для открытия невозвратного клапана. При вдохе мундштук отпускается и клапан не пропускает воздух из нагрудника. Поддерживая нагрудник руками, можно прыгать в воду с высоты до 10 м (ногами вниз). Проверка его состояния производится еженедельно внешним осмотром и ежемесячно на герметичность погружением в воду в надутом состоянии. Хранят нагрудники уложенными в сумки в сухих шкафах при температуре не более 25-30°.

Спасательные круги (рис. 13.5) с наполнителем из пластинчатой пробки (ГОСТ 2148-54) сшиваются из восьми кусков льняной ткани. Круг окрашивается в красный (киноварь) и белый (свинцовые белила) цвета. На белой половине круга красной краской буквами высотой 6-8 см делается надпись (бортовой номер корабля). Леер спасательного круга изготовляется из пенькового смольного или манильского линя окружностью 25 мм. Длина леера должна образовывать квадрат, в который вписывается круг. Концы леера соединяются коротким сплеснем, а сам он крепится к кругу в четырех местах бензелем. Поверх бензелей накладываются полоски ткани шириной 60-75 мм, пришиваемые к лееру и оболочке. Спасательные круги делают двух типов: I и II, вес их соответственно 6,7 и 7,0 кг, сила поддержания 14,5 кгс, внешний диаметр D = 750 мм, внутренний d = 440 мм, ширина кольца а = 1 5 5 мм.


Рис. 13.5. Спасательный круг


Периодически круги проверяют на прочность, плавучесть и качество пробки. Прочность проверяется сбрасыванием круга на ребро с высоты 3 м на твердую земляную поверхность или плашмя с высоты 10 м на воду; круг должен сохранить свою форму, плотность набивки и не иметь разрывов в швах и тканях оболочки. На плавучесть он проверяется в течение 24 ч с подвешенным к нему монолитным куском стали весом 14,5 кг. Качество пробки проверяется наружным осмотром в месте распоротого шва. На пластинах пробки не должно быть трещин, признаков трухлявости, гнилости и червоточины. Спасательные круги, не удовлетворяющие рассмотренным выше требованиям, подлежат списанию . Спасательные круги на корабле крепятся с помощью обойм, обеспечивающих их быструю отдачу. Для лучшего обнаружения спасательных кругов в ночное время на воде не менее 30% их общего количества снабжается светящимися буйками, которые загораются, попав в воду (время свечения буйка 8 ч). В дневное время для обнаружения места нахождения человека используется спасательная вешка, сбрасываемая вместе с кругом.


Т а б л и ц а 13.1


Спасательные нагрудники, изготовленные из отдельных пластин пенопласта, тканью не обшиваются.

В связи с тем что пробковым спасательным кругам присущ ряд недостатков (значительный вес, подвержены плесне- вению и повреждению грызунами), а сама пробка является дефицитным материалом, в последние годы ведутся работы по созданию спасательных кругов из синтетических материалов - твердого вспененного поливинилхлорида марки ПХВ-1 и пено- наирита.

Вперед
Оглавление
Назад

который вы всегда можете купить в нашей компании с доставкой!

Спасательный круг - самое распространенное средство для оказания помощи утопающим. Спасательный круг по сути является поплавком из твердого плавучего материала в форме «бублика» или подковы. Спасательный круг как правило окрашивается в яркий оранжевый или красный цвет иногда в белый.

Требования к кругам спасательным

Спасательные круги испытывают на прочность бросанием их на ребро о землю с высоты 3 метра или в воду плашмя с высоты 10 метров. При этом спасательный круг не должен получать механических повреждений.

Помимо прочности спасательный круг необходимо проверять на плавучесть. Плавучесть спасательного круга проверяют, подвешивая к нему в пресной воде груз в 14,5 кг (для малого круга с диаметром 680 мм - 8 кг) на 24 часа, а затем еще 1 кг на 15 мин.

Общие характеристики спасательных кругов

  • Срок службы спасательного круга: 5 лет
  • Масса спасательного круга: 2,5 кг (легкого) или 4 кг (тяжелого)

Размеры легкого спасательного круга

  • Наружный диаметр: не более 800 мм
  • Внутренний диаметр: не менее 400 мм

Круг спасательный легкий

До 60 ................................................................................................................................. 8

От 60 до 120 ......................................................................................................................12

От 120 до 180 ....................................................................................................................18

От 180до240 .......................................................................................................................24

240 и более.......................................................................................................................30

Спасательный круг должен удовлетворять следующим требованиям:

Наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм, масса - не менее 2,5 кг;

Иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание в воду с высоты, равной расстоянию между местом установки круга и ватерлинией судна при наименьшей эксплуатационной осадке иди 30 м, в зависимости от того, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования;

Поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;

Иметь леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров спасательного круга. Леер должен закрепляться по периметру круга в четырех местах на равном расстоянии друг от друга, образуя при этом четыре одинаковых петли;

Изготавливаться из плавучего материала; плавучесть не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, другим рыхлым материалом или надувными воздушными камерами;

Не поддерживать горения или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение не менее 2с.

Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования. По меньшей мере один из них на каждом борту должен иметь плавучий спасательный линь длиной, не менее чем в два раза превышающей высоту места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, но не менее 30 м. Не менее половины всех спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником питания, обеспечивающим продолжительность горения не менее 2 ч. Не менее двух кругов должны иметь автоматически действующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.

Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению; по меньшей мере один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна. Спасательные круги с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками располагают на крыльях ходового мостика. Они не должны снабжаться линями. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название и порт приписки судна.

Тактика использования спасательного круга:

1) доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;

2) нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову на себя;

3) положить руки на поверхность круга и занять удобное положение.

Добравшись до круга, следует не подныривать под него, а только опрокидывать. Стараться максимально сохранять энергию и тепло - от этого зависит время выживания в воде.

Спасательные жилеты (рис. 7.2). Число спасательных жилетов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты (ходовом мостике, машинном отделении, радиорубке) должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть свои места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне. Кроме того, в спасательное снабжение дополнительно входят детские жилеты - 10% от числа пассажиров или более, в зависимости от необходимости, с тем, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету. Детские жилеты имеют меньший размер и надпись «Для детей».

Рис. 7.2. Спасательный жилет

Независимо от конструкции спасательный жилет должен удовлетворять следующим требованиям:

Не менее 75% людей, совершенно не знакомых со спасательным жилетом, должны правильно надеть его в течение не более 1 мин без посторонней помощи, подсказки или предварительной демонстрации надевания;

После демонстрации надевания все лица должны правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;

Должно быть совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону, и по возможности исключена вероятность неправильного одевания;

Он должен быть удобен при ношении;

Взрослому человеку в нем должно быть возможно проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку;

Должен обеспечивать всплытие потерпевшего, находящегося в бессознательном состоянии; при этом рот человека должен находиться на расстоянии не менее 12 см над водой, а тело отклонено назад под углом не менее 20° от его вертикального положения;

В жилете должно быть можно прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета;

Должен иметь возможность поворачивать тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой, в течение не более 5 с;

Иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клеймо проверки и маркировку.

Существует множество типов спасательных жилетов, причем некоторые устаревшие конструкции могут представлять опасность при использовании.

Комплектация жесткого спасательного жилета должна соответствовать требованием СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечивается водоизмещающим наполнителем, покрытым влагостойкой тканью оранжевого цвета.

Кроме жестких спасательных жилетов применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от баллончика с газом (например, СО2). При необходимости такие жилеты могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком.

Порядок использования спасательного жилета:

1) взять жилет со штатного места и проверить полноту комплектации;

2) определить сторону надевания по расположению светоотража-ющих полос и огня поиска;

3) надеть жилет через голову на шею;

4) расправить жилет и ремни (лямки);

5) застегнуть ремни или завязать лямки на груди.

Надувной спасательный жилет способен оказать помощь даже человеку, потерявшему сознание - в течение 5 с человек в жилете всплывает, разворачивается, занимает безопасное положение.

При осмотре жилета перед надеванием обязательно следует проверить: наличие лампочки в фонарике, подсоединение проводов к батарейке, наличие штерта и пробок, закрывающих отверстия в батарейке, наличие сигнального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.

При прыжках в воду необходимо:

Осмотреть место предстоящего приводнения;

Крепко прижать жилет к груди руками, отжимая его вниз;

Сделать глубокий вдох;

Прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув;

Прыжок выполнять, закрыв глаза, голову держать прямо.

Гидротермокостюмы (рис. 7.3) и теплозащитные средства . Основной недостаток спасательных жилетов - полное отсутствие теплозащиты, поэтому время выживания терпящих бедствие, одетых в спасательные жилеты, полностью зависит от температуры морской воды и в зимнее время измеряется минутами. В последние годы на судах в качестве спасательного снабжения стали применять гидротермокостюмы и теплозащитные средства.

В соответствии с международными требованиями гидротермокостюмы предусматривают только для лиц, работающих в дежурной спасательной шлюпке, но наблюдается тенденция снабжения гидротермокостюмами всего экипажа судна.

По Правилам Регистра для каждого члена команды дежурной шлюпки или персонала, обслуживающего морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидротермокостюм или специальный защитный костюм.

Рис. 7.3. Гидротермокостюм

На судах применяют гидротермокостюмы различных конструкций, изготовленные из водонепроницаемого материала так, чтобы:

Его можно было самостоятельно распаковать и надеть без посторонней помощи за время не более 2 мин вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидротермокостюм требует ношения спаса­тельного жилета;

Он не поддерживал горения или не продолжал плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

Он закрывал все тело, кроме лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к гидротер-мокостюму перчатки;

Он имел средства, сводящие к минимуму или понижающие избыток воздуха в штанинах;

После прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в гидротермокостюм не попадало чрезмерное количество воды. Человек в гидротермокостюме должен иметь возможность:

Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м;

Выполнять обычные действия, связанные с оставлением судна;

Прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без повреждения или смещения при этом гидротермокостюма и без телесных повреждений;

Проплыть небольшое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.

В маркировке костюма указывается гарантированное время теплозащиты:

В костюме ГТК-6 при температуре воды 0...2 °С за 6 ч температура тела не должна падать более чем на 2 °С;

В ГТК-1 при температуре воды 5 °С за 1 ч температура тела не должна падать более чем на 2 °С.

Некоторые гидротермокостюмы снабжены прозрачными капюшонами, предохраняющими лицо от попадания брызг. Костюмы изготавливают различных размеров по росту и объему груди.

По плавучести различают следующие виды гидротермокостюмов:

Изолирующий - не обладает плавучестью и поэтому требует надевания поверх гидрокостюма спасательного жилета;

Поддерживающий и изолирующий - совмещает функции гидротермокостюма и спасательного жилета.

Порядок использования гидротермокостюма:

1) достать костюм, осмотреть его и проверить комплектацию снабжения;

2) надеть штанины и застегнуть хлястики на ногах;

3) продеть руки в рукава и надеть перчатки;

4) надеть капюшон, выжать воздух из штанин и застегнуть герметичную молнию;

5) застегнуть спасательный пояс и обтюратор;

6) перед прыжком в воду закрыть лицо перчатками.

Индивидуальные теплозащитные средства изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков. Теплозащитное средство закрывает все тело, за исключением лица, и служит для снижения потери тепла телом человека как конвенционным путем, так и через испарение. Оно должно выполнять свои функции при температуре воздуха от -30 до +20 °С. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но не менее двух. Теплозащитное средство должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в коллективном спасательном средстве.

Гидротермокостюмы и индивидуальные защитные средства предназначены для предупреждения переохлаждения (гипотермии) людей, как при проведении спасательных операций, так и при организаций работ в холодной воде.

Полное обеспечение экипажа гидротермокостюмами значительно повышает шансы на спасение при гибели судна.

Спасательные сети . Оказать помощь человеку, терпящему бедствие в море, при помощи традиционных спасательных средств довольно сложно. Требуются специальное маневрирование судна и спуск на во­ду спасательной шлюпки, на что затрачивается немало времени. Особенно усложняются операции по тревоге «Человек за бортом» в штормовых условиях и при низких температурах морской воды, когда время выживания человека в море крайне ограничено.

На некоторых судах, особенно рыболовных, применяют спасательные сети. Простое и доступное устройство для подъема людей из-за борта предложил исландский капитан Маркус. Человеку, обнаруженному за бортом, выбрасывается спасательный линь с кольцом, держась за которое он добирается до сети с поплавками и забирается в нее. Далее два человека за шкоты поднимают сеть с пострадавшим на борт судна. В подкомитете И МО по Безопасности мореплавания рассматривается вопрос о включении «Сети Маркуса» в комплект обязательного спасательного снабжения судов.

Отечественными морскими организациями разработана более совершенная конструкция спасательной сети, которая выбрасывается терпящему бедствие как вручную, так и с помощью линеметательного устройства, что позволяет забросить сеть на большое расстояние. Сеть снабжена самозажигающимся огнем поиска, что позволяет пострадавшему найти ее даже в темное время суток.

Применение спасательных сетей и усовершенствование их конструкции повышают эффективность операций по подъему людей из-за борта.

Судовые спасательные средства и дежурные шлюпки. Оборудование для спуска шлюпок и плотов.


Спасательными средствами называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна. Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следующих документах:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), глава III "Спасательные средства и устройства";

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II "Спасательные средства".

Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуальные, коллективные и вспомогательные.


Рис. 1. Классификация судовых спасательных средств

Судовые спасательные средства предназначены для спасания людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средства служат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства).

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ

Индивидуальные спасательные средства - это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

спасательный круг – предназначен для удержания человека на воде;

спасательный жилет – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении;

гидрокостюм – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде;

защитный костюм – штормовой костюм , предназначен для использования на дежурных шлюпках и на морских эвакуационных системах (МЭС) членами экипажа - удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;

теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности предназначен для восстановления температуры тела человека побывавшего в холодной воде.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательный круг является одним из старейших средств индивидуального использования. Заполненные древесиной или пробкой шкуры животных использовались в качестве спасательных кругов с момента зарождения мореплавания.

Долгое время в качестве водоизмещающего материала-заполни­теля использовали капок и крошеную пробку, а оболочку спасатель­ного круга делали из парусины. Однако такой спасательный круг деформировался в воде и не обеспечивал устойчивой опоры для спасающегося. Из-за намокания он быстро терял плавучесть. После использования спасательный круг требовалось длительное время просушивать, иначе материал быстро загнивал.

Каждый спасательный круг должен:

1 иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм;

2 изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;

3 поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;

4 иметь массу не менее 2,5 кг;

5 не поддерживать горения или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

6 иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание на воду с высоты места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м, смотря по тому, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга или прикрепленного к нему оборудования;

7 если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня, иметь массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;

8 иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.

Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм; иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютона).

Спасательные круги: должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить (не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м.

Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:

Согласно правилу 32 гл. III. СОЛАС на грузовом судне:


Рис. Спасательный круг с самозажигающимся огнем

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии.

Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны:

1 быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой;

2 быть белого цвета и должны гореть непрерывно с силой света не менее 2 кд(Единица яркости - кандела на квадратный метр (кд /м2) во всех направлениях верхней полусферы или давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту, по меньшей мере, с такой же эффективной силой света;

3 иметь источник энергии, обеспечивающий выполнение требований пункта 2 в течение по меньшей мере 2 ч;

4 выдерживать испытание сбрасыванием.

Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.

Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов должны:

1 давать дым хорошо видимого цвета равномерно в течении по меньшей мере 15 мин, находясь на плаву на тихой воде;

2 не гореть вспышками и не выбрасывать пламени в течение всего времени действия дымовой шашки;

3 не заливаться водой на волнении;

4 продолжать дымообразование при полном погружении в воду, по меньшей мере на 10 с;

5 выдерживать испытание сбрасыванием.

Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

Если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

Если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно - круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть подан круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью - с самозажигающимся огнем.

Рис. Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ