Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Состоит из 19 глав (общей сложностью 103 статьи):
Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:
Земельное право является ведущей отраслью в современном законодательстве
Wikimedia Foundation . 2010 .
Земельный кодекс Российской Федерации - 1) кодификационный законодательный акт земельного законодательства, регулирующий земельные общественные отношения; 2) в настоящее время действует ЗК РФ от 25 октября 2001 г. N 136 ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 30 июня 2003 … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Федеральный закон (Россия) «Градостроительный кодекс Российской Федерации» Номер: 190 ФЗ Принятие: Государственной Думой 22 декабря 2004 Одобрение: Советом Федерации 24 декабря … Википедия
Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 146 ФЗ Принятие: Государственной Думой 16 июля 1998 Одобрение: Советом Федерации 17 … Википедия
Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 146 ФЗ Принят: Государственной Думой 16 июля 1998 Одобрен: Советом Федерации 17 июля 1998 … Википедия
НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть первая - (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ← Гражданский кодекс Российской Федерации … Бухгалтерская энциклопедия
НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Часть вторая - (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Налоговый кодекс Российской Федерации ГАРАНТ 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31… … Бухгалтерская энциклопедия
НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть вторая - (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ГАРАНТ Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года К:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть… … Бухгалтерская энциклопедия
НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации - (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2013) Часть первая → Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146 ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117 ФЗ Источник ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия
Одна из форм кодификации земельные права. Первый отечественный Земельный кодекс Земельный кодекс РСФСР 1922; действующий Земельный кодекс Российской Федерации принят в 1991 … Большой Энциклопедический словарь
- (ЗК) кодифицированный нормативно правовой акт, являющийся основным источником земельного права. Земельный кодекс Российской Федерации Земельный кодекс Украины … Википедия
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных , земель, занятых , земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
8) на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
9) на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
1. Земельное законодательство в соответствии с Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство
Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»
Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации. Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу. Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.
В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2017 год). Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права. Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.
Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей. В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными). Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.
Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:
Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:
Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.
Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.
В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.
Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:
В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.
Как и в 2016 году, в новом 2017 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2017 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.
С 2017 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.
Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.
Глава I. Общие положения
Глава I.1. Образование земельных участков
Глава II. Охрана земель
Глава III. Собственность на землю
Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками
Статьи 20 — 21. Утратили силу
Глава V. Возникновение прав на землю
Статьи 28 — 34. Утратили силу
Статьи 38 — 39. Утратили силу
Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности
Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
Действующий российский Земельный кодекс (ЗК) является основным профильным документом, но не единственным. Этот законодательный документ описывает правоотношения при пользовании землей, ее охране.
ЗК — это государственный Закон №136-ФЗ, который действует с осени 2001 г., но документ постоянно модернизируется, поэтому каждый год вносится какое-либо дополнение, а то и не одно. Это приводит к тому, что главный правовой акт часто имеет новую редакцию, например, на сегодня актуальный новый вариант данного ФЗ от 23 мая 2016 г. Хотя июнь или любой другой месяц может принести новшества, если это будет находить нужным Правительство РФ, Госдума, которые имеют право их вносить, принимать.
В текущем 2016 г. уже дважды происходило внесение изменений. Так март текущего года ознаменовался большими новшествами в процедуре образования участков в Дальневосточном ФО. Отдельный пункт установил особенности выделения земельных наделов в собственность гражданам проживающим в указанном регионе (п. 2 статья 39.3). Связано это с тем, что ДФО является особой экономической зоной.
Конец весны 2016 г. принес изменение в ст. 54, этим уточнился порядок принудительного лишения госпредприятия, учреждения земельного участка, переданного ему по решению муниципального или гос. исполнительного органа.
Уже известно, что январь следующего 2017 г. даст законную силу еще одной поправке, которая расширит понятие «геодезический знак», точнее на ровне с данным понятием будут использовать названия: гравиметрические пункты, нивелирные пункты, другие. Это будет гарант более точных измерений, исчислений, например, когда какой-либо муниципальный орган формирует участок с целью передачи его в чью-то собственность, зачастую и аренда требует точных данных, так как вряд ли какой-то фермер согласится переплачивать средства, если земли окажется меньше, чем указано в соглашении.
Предоставление участка в аренду производится на такие сроки:
Когда предоставляется в аренду участок, который расположен в границах береговой полосы любого водоема, то необходимо обеспечить свободный доступ людей к нему.
Если выполняемые работы ухудшают состояние земли, то нужно будет выполнить ее рекультивацию. Других работ, которые арендатор должен выполнять за свой счет, в соглашении указывать нельзя. Должна предоставляться возможность для разрыва договоренности арендодателем через год после начала аренды, причем без согласования с арендатором. Лицо, у которого объект находится в аренде не имеет преимущественного права подписать новый договор.
Текст указанных статей уточнял, как происходит переход прав собственности на объект, но на сегодня ст. 34, 36 утратили силу. Теперь нужная информация полностью указана в ст. 35. Последний ее вариант гласит, что при переходе права собственности на любое здание, которое находится на участке, новый собственник здания получает в пользование и саму землю. Если таких владельцев несколько, то право будет передано с учетом долей. Передача права на здание с участком будет касаться всех форм отчуждения. Это правило будет являться актуальным даже, если выполнена продажа части здания — вместе с ним передается часть земли, законодательство указывает, что полагается доля пропорциональная доле здания. Следующий важный момент, это то, что не допускается отчуждение земли без здания.
Дума решила, что по Крыму будут действовать следующие изменения (законная сила которых наступила еще в 2014 г.):
Данный закон не является единственным в сфере, в законодательстве выстроена целая система правоотношений с участием положений ряда законов, включая Гражданский, Гражданский-процессуальный кодексы. Также ЗК часто приходится вступать в взаимосвязь с такими документами, как Лесной, Налоговый, Уголовный кодексы. Поэтому нужно принимать во внимание такие особенности. Если сложно находить нужную информацию с различных источников, то поможет наш сайт и онлайн-консультант.