Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Министерством экономического развития России определен порядок переоформления земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Росимущество может предоставить федеральную землю в собственность, в аренду и в безвозмездное срочное пользование. Соответствующее заявление могут подавать физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Срок для заключения договора определен в два месяца со дня регистрации заявления. Через один день после этого Росимущество обязуется направить или выдать договор заявителю. Форма заявления о переоформлении права на землю, адреса и телефоны территориальных управлений Росимущества содержится . Подробная информация о государственной услуге по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав размещена, в том числе, на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Услуга не облагается государственной пошлиной или иной платой. Поданное заявление обязаны зарегистрировать в течение трех дней с момента поступления в Росимущество или его территориальный орган.

Документы, которые нужно представить

Чтобы получить услугу по переоформлению земли нужно представить: заявление по форме (Приложение 3); копию паспорта заявителя или его представителя; копию доверенности; копии правоустанавливающих или удостоверяющих документов; копию документа, который подтвердит обстоятельства, дающие право на приобретение земли; перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, где нужно указать их кадастровые (инвентарные) номера и адресные ориентиры.

В заявлении о переоформлении земельного участка должны быть:

Заявление можно распечатать, заполнить от руки печатными буквами чернилами черного или синего цвета или в электронной форме, используя цифровую подпись.

Документы, которые можно представить

Кроме перечисленных выше бумаг, заявитель может приложить документы из органов местного самоуправления и других официальных органов: кадастровую выписку о земельном участке, выписку из ЕГРП на земельный участок, выписку из ЕГРП на здание, строение, сооружение, которые находятся на этом участке, а также копию или ИП и и ЕГРИП.

Эти документы можно представить самостоятельно или ждать, пока у официальных источников их запросит Росимущество. Непредставление заявителем указанных документов не может быть поводом для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению земли. Не принять представляемые документы также не могут.

Основания для отказа в переоформлении земли

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению земельного участка исчерпывающий. Такими основаниями могут быть следующие обстоятельства: земельный участок не относится к федеральной собственности, заявитель не вправе переоформлять землю, переоформление в собственность, или срочное пользование запрещено законодательством, существуют действующие судебные акты, которые ограничивают оборот земли, в государственном кадастре недвижимости нет сведений о границах земельного участка (кроме бессрочного пользования), представлен неполный комплект обязательных для представления документов (п. 2.8 Административного регламента).

К письму об отказе в предоставлении государственной услуги прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы.

Если в случае заявителя предоставление государственной услуги не предусмотрено Российским законодательством, то Росимущетво уведомит его. Срок направления уведомления - не более 30 дней с момента обращения заявителя.

Статья 17 ЗК РФ закрепляет следующие основания признания земельных участков объектами права федеральной собствен­ности. Право федеральной собственности на земельный уча-

СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

Глава 3. Право собственности ни земно 95

сток может быть прямо признано федеральным законом. Фе­деральная собственность может быть установлена в результате процедуры разграничения государственной собственности на землю, кᴏᴛᴏᴩая предусмотрена Федеральным законом "О раз­граничении государственной собственности на землю". И, кроме ϶ᴛᴏго, право федеральной собственности может быть приобретено Российской Федерацией по основаниям, кᴏᴛᴏᴩые предусмотрены в гражданском законодательстве.

В качестве таких оснований приобретения права собствен­ности на землю могут быть юридические факты, указанные в ст. 8 ГК РФ: договоры и иные сделки, предусмотренные зако­ном, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмот­ренные законом, но не противоречащие ему; акты государст­венных органов и органов местного самоуправления, кᴏᴛᴏᴩые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права собственности на землю; судебное решение; в результа­те приобретения имущества по основаниям, допускаемым за­коном; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с кᴏᴛᴏᴩыми закон или иной право­вой акт связывает наступление гражданско-правовых послед­ствий.

Гражданское законодательство (ст. 214 ГК РФ) предусмат­ривает, что от имени Российской Федерации права собствен­ника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. От имени Российской Федерации могут ϲʙᴏими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязан­ности органы государственной власти в рамках их компетен­ции, установленной актами, определяющими статус данных орга­нов. Право федеральной собственности может возникнуть, если федеральный орган государственной власти приобретет земельный участок на основании договора купли-продажи, кᴏᴛᴏᴩый был в частной или муниципальной собственности. Возможно приобретение права федеральной собственности в результате изъятия земельных участков для федеральных нужд на основании ст. 49, 55 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

Исходя из ст. 3 Федерального закона "О разграничении го­сударственной собственности на землю" к федеральной собст­венности ᴏᴛʜᴏϲᴙтся земли лесного фонда; земли особо охраня­емых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных

96 Земельное право современной России

пунктов: земли промышленности, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики и космического обеспече­ния, энергетики и иного назначения; земли природоохранно­го, рекреационного и историко-культурного назначения; зем­ли водного фонда, если на данных земельных участках распола­гается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; данные земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его террито­риальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой неком­мерческой организации, кᴏᴛᴏᴩые созданы органами государст­венной власти Российской Федерации; на данных находящихся в государственной собственности земельных участках располага­ется приватизированное недвижимое имущество, находившее­ся до его приватизации в собственности Российской Федера­ции; под поверхностью данных земельных участков находятся участки недр федерального значения.

Федеральной собственностью будут также земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находяще­еся в федеральной собственности, или приватизированное не­движимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Исключая выше сказанное, федеральной собственностью будут земли лесного фонда. Поскольку согласно ст. 7 ЛК РФ земли лесно­го фонда включены в содержание понятия "лесной фонд", а ст. 19 ЛК РФ предусматривает, что лесной фонд и располо­женные на землях обороны леса находятся в федеральной соб­ственности, следовательно, и земли лесного фонда будут федеральной собственностью.

Вопросы права собственности на особо охраняемые при­родные территории и их земли урегулированы в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)1. Преамбула Закона относит особо охраняемые природные тер­ритории к объектам общенационального достояния. Согласно п. 6 ст. 2 ϶ᴛᴏго Закона особо охраняемые природные террито­рии могут иметь федеральное, региональное и местное значе­ние и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно являться федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью.

СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2002. № I. (Ч. 1) Ст. 2.

Глава 3. Право собственности на землю 97

Особо охраняемые природные территории федерального значения будут федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Госу­дарственные природные заповедники и национальные парки ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к особо охраняемым природным территориям феде­рального значения. Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, ле­чебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отне­сены к особо охраняемым природным территориям либо фе­дерального, либо регионального значения.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъе­ктов Федерации определяют особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 8 указанного Закона государственный при­родный заповедник учреждается постановлением Правитель­ства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отне­сение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в обла­сти охраны окружающей природной среды. Расширение тер­ритории государственного природного заповедника произво­дится в том же порядке. Национальные парки согласно ст. 14 Закона также учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отнесение со­ответствующих территорий субъектов Федерации к объектам федеральной собственности.

Вопросы права собственности на земли водного фонда регу­лируются главным образом водным законодательством. Так, в ст. 1 Водного кодекса РФ содержится понятие "водный объект" как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рель­ефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Понятие водного объекта уточнено в ст. 7 ВК РФ. По­верхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ни­ми (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. По϶ᴛᴏму право собственности на земли водного фонда, так же как и на земли лесного фонда, подчинено праву собственности на воды. Собственник водного объекта будет одновременно и собственником земель водного фонда.

Исходя из ст. 33 ВК РФ водные объекты могут находиться в собственности Российской Федерации и субъектов Федерации. Водный объект не может одновременно находиться в собствен-

98 Земельное право современной России

ности нескольких субъектов права государственной собствен­ности. Эти нормы конкретизируют п. 2 ст. 214 ГК РФ, в соот­ветствии с кᴏᴛᴏᴩым земля и другие природные ресурсы, не на­ходящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образонаний, будут государственной соб­ственностью. Предполагается, что водные объекты находятся в государственной собственности (федеральной собственности или собственности субъектов Федерации) Исходя из ст. 34 ВК РФ в нашей стране устанавливается государственная собствен­ность на водные объекты. Водные объекты, находящиеся в го­сударственной собственности, не подлежат передаче в собст­венность муниципальным образованиям, гражданам и юриди­ческим лицам.

В ст. 36 ВК РФ указаны виды водных объектов, кᴏᴛᴏᴩые находятся в федеральной собственности, порядок их призна­ния в качестве таких объектов и принципы управления ими. В федеральной собственности находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны

кᴏᴛᴏᴩых расположены на территориях двух и более субъ­

ектов Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на террито­

риях двух и более субъектов Федерации;

■ водные объекты, расположенные на территории одного

субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обо­

роны, безопасности, федеральных энергетических систем,

федерального транспорта и иных государственных нужд,

реализация кᴏᴛᴏᴩых отнесена к полномочиям Российской

Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадром-

ных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

■ территориальное море Российской Федерации;

Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми при­

родными территориями федерального значения или пред­

ставляющие собой часть данных территорий;

■ водные объекты, являющиеся частью территории курортов

или лечебно-оздоровительных местностей федерального

значения;

Иные особо охраняемые водные объекты федерального

значения.

Глава 3. Право собственности па землю 99

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполни­тельной власти ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих субъектов Федерации. Земли водного фонда, занятые данными водными объектами, также яв­ляются федеральной собственностью.

Управление водными объектами и занятыми ими землями, являющимися федеральной собственностью, осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по управлению феде­ральной собственностью на водные объекты Правительство РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ и ВК РФ может передать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим федеральным органам исполнительной вла­сти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Вопрос о праве федеральной собственности на земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель запаса и иных, кᴏᴛᴏᴩые указаны в ст. 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", решается иначе. Право федеральной собственности на данные земельные участки признается при на­личии определенных условий: нахождении на данных участках недвижимости, являющейся федеральной собственностью; предоставлении данных участков органу государственной вла­сти Российской Федерации или его территориальному органу, государственному унитарному предприятию и др.

Правовой режим участков недр федерального значения и тем самым земель, под поверхностью кᴏᴛᴏᴩых они находятся, определяется в законодательстве о недрах. Исходя из ст. 2.1 За­кона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. (ред. от 3 марта 1995 г. и с изм. от 29 мая 2002 г.)1 для гарантированного обес­печения государственных потребностей Российской Федера­ции стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие кᴏᴛᴏᴩых влияет на ее национальную безопасность, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Феде­рации отдельные участки недр, в т.ч. содержащие мес­торождения полезных ископаемых, могут получать статус объ­ектов федерального значения на основании совместных реше­ний федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Часть месторо­ждений федерального значения, в т.ч. оϲʙᴏенных и под­готовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

ВВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2026.

земельное право современной России

Статья 2.1 Закона о недрах определяет критерии, условия и основания признания определенных участков недр в качестве объектов права федеральной собственности. Разграничение фе­деральной собственности и собственности субъектов Федера­ции на недра урегулировано следующим образом. Пункт 6 ст. 3 Закона РФ о недрах устанавливает правило, по кᴏᴛᴏᴩому орга­ны государственной власти Российской Федерации выделяют совместно с субъектами Федерации участки недр федерального значения, регионального значения и местного значения. Со­гласно п. 7 ст. 4 данного Закона в компетенцию органов госу­дарственной власти субъектов Федерации в сфере регулирова­ния отношений недропользования на ϲʙᴏих территориях входит выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения.

Часть 3 ст. 2.1 рассматриваемого Закона предусматривает, что порядок отнесения участков недр к объектам федерально­го значения, в т.ч. к федеральному фонду резервных ме­сторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собствен­ности устанавливаются федеральными законами. Так, ст. 11 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газо­снабжении в Российской Федерации" установлен порядок формирования федерального фонда резервных месторождений газа, ст. 5 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. и доп. от 10 января 2002 г.)1 - порядок формирования феде­рального фонда резервных месторождений драгоценных ме­таллов и драгоценных камней.

Право федеральной собственности на земельные участки и участки недр предусмотрено также в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N° 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (с изм. от 30 декабря 2001 г.)2. Государственный ре­зерв будет особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных указанным Федеральным законом. В состав государственного резерва входят запасы ма­териальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запа­сы материальных ценностей для обеспечения неотложных ра-

1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст- 1463; 2002. № 2. Ст. 131.

2 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 3; 2001. № 53. Ст. 5030.

Глава 3. Право собственности ни землю

бот при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. За­пасы государственного резерва независимо от места их разме­щения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также зе­мельные участки, на кᴏᴛᴏᴩых данные организации расположены, и участки недр, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы для хранения государст­венного резерва, будут федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога (ст. 4)

Статья 9 ЗК РФ наделяет Российскую Федерацию правом управлять и распоряжаться теми землями, кᴏᴛᴏᴩые находятся в федеральной собственности. При этом ст. 209 ГК РФ опреде­ляет содержание права собственности, состоящее из правомо­чий владения, пользования и распоряжения. Содержание пра­ва собственности не зависит ни от объекта, ни. от субъекта права собственности.

В теории земельного права вопрос об объеме правомочий государства - собственника земли неоднократно был предме­том специального анализа. Так, А.П. Павлов полагал, что уп­равление государственным земельным фондом будет со­ставной частью содержания права государственной собствен­ности на землю1. Несколько позднее Г.А. Аксененок, A.M. Ту-рубинер и Л.И. Дембо также повествовали, что управление земельным фондом представляет собой элемент содержания права госу­дарственной собственности на землю. Вместе с тем данное правомочие уступает по ϲʙᴏему значению правомочию распо­ряжения, оно подчинено ему2. Считалось, что традиционная цивилистическая триада не в состоянии раскрыть всей полно­ты содержания права государственной социалистической соб­ственности на землю и другие природные ресурсы.

По мнению И.И. Краснова, юридической основой государ­ственного управления землями будет единство в одном субъекте в лице государства: а) территориального верховенст­ва как элемента суверенитета, б) права государственной собст­венности на землю3. Важно заметить, что одновременно высказывались мнения, подвергавшие критике данные утверждения.

1 Павлов А.П. Конспект курса земельно-колхозного права. М., 1938. С. 23.

2 Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. С. 225,

226; Он же. Земельные правоотношения в СССР. С. 344-356; Турубинер A.M.

Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. С. 140,

195; Дембо Л.И.
Стоит отметить, что основные проблемы советского водного законодательства.

Л.. 1948. С. 67, 68.

3 Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. С. 71.

102 Земельное право современной России

Отметим тот факт - что в современных условиях, когда государственная собствен­ность на землю утратила исключительный характер, вряд ли есть основания для того, ɥᴛᴏбы включать в состав правомочий государство - собственника земли правомочие управления. Управление в сфере использования и охраны земель основано не на праве собственности, а на праве территориального вер­ховенства.

В отличие от указанных выше авторов, кᴏᴛᴏᴩые стремились обосновать расширение объема правомочий государства как собственника земли, высказывались и иные мнения. Так, И.А. Иконицкая полагает, что содержание права государственной собственности на земли состоит только из правомочий владения и распоряжения. Из всех правомочий, вытекающих из права собственности, государство в лице его органов, бесспорно, об­ладает двумя из них: правом владения и правом распоряжения. Право же пользования, под кᴏᴛᴏᴩым обычно понимается право хозяйственной эксплуатации имущества, государство практиче­ски всегда передает другим лицам1.

Как отмечалось выше, основанием правомочия управления всеми землями, независимо от того, в чьей собственности они находятся, будет право территориального верховенства го­сударства. Право распоряжаться землями вытекает из права собственности Российской Федерации. Наделение Российской Федерации в ст. 9 ЗК РФ как собственника федеральных зе­мель правомочием управления будет необоснованным. Это принципиально не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует основам гражданско-право­вого регулирования отношений собственности. Аналогичное замечание относится и к полномочиям субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления как собственников земель, кᴏᴛᴏᴩые сформулированы в ст. 10 и 11 ЗК РФ.

Между тем в юридической литературе продолжают выска­зываться мнения о том, что правомочия государства-собствен­ника реализуются посредством управленческих действий. Бо­лее того, органы законодательной власти включаются в число органов управления государственным имуществом. Так, утвер­ждается, что законодательная власть в системе органов управ­ления федеральным имуществом представлена Федеральным Собранием Российской Федерации2.

1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

ции развития. С. 72, 73.

2 Ершова И.В. Проблемы правового режиму государственного имущества в хо­

зяйственном обороте. М„ 2001. С. 122, 131.

Глава 3. Право собственности на землю 101

Земельные участки, принадлежащие государству на правах собственности, относятся к особой категории субъектов РФ. В нижеприведенной статье читайте, что такое государственная собственность на землю, какие ее виды существуют и возможен ли выкуп участка от государства.

Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве. В отличие от права собственности и других вещных прав на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит от свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения. В теории права существует два основных понятия:

  • собственность объекта - система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
  • право собственности - полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.

Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ и т.д.). В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов. Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения - земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ - земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством. Объекты права государственной собственности на землю - земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель. Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется .

Как выкупить земельный участок у государства

Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст. 37 Земельного кодекса РФ. Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

  1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
  2. если планируется на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
  3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства в тех случаях, когда не требуется проведение торгов, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точного места расположения земельного участка, его размера и площади, целевого назначения, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий право пользования землей;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию для утверждения договора и внесения установленной суммы.
  • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить , в котором определяются условия выплаты денежных средств за земельный участок.
Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.
  • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.
Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.

Федеральной собственностью являются те земельные участки, которые приняты таковыми согласно действующему на территории РФ законодательству.

К федеральной собственности относятся следующие виды участков:

  • Относящиеся к данной категории в соответствии с действующими федеральными законами;
  • Те их виды, на которых возникло право собственности, которое возникло в результате разграничения государственной собственности на различные земли. При этом существуют отдельные категории граждан, которым правительство компенсирует траты. Это процедура носит название национализация земли;
  • Приобретенные с учетом всех условий правительством РФ благодаря действующему гражданскому законодательству. Такие основания могут быть оформленный договор купли-продажи на недвижимость и выкуп участков;
  • Национализация земли. К нему следует отнести процесс, когда государство изымает для муниципальных и государственных нужд у владельца участок и выплачивает ему полную сумму денег за него. Также владелец может осуществить выкуп участка.
  • Специфические основания. К ним следует отнести условия принудительное изъятие земельного участка у собственника. Для муниципальных и государственных нужд.

Также к федеральной собственности относятся те участки, которые были переданы в незаконное владение граждан. Чаще всего это происходит в результате действия федерального закона о « Распоряжение вопросом государственной собственности на земельные участки». Помимо этого только в федеральной собственности расположены земельные участки, которые относятся к министерству обороны и безопасности страны и подлежащие изъятию. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако можно владельцем осуществить выкуп.

Также к ним следует земли, относящиеся к лесному фонду. Исключением являются земли лесного массива, относящиеся к частной собственности субъектов РФ.

Также от имени РФ, т.е право собственника земельные участки могут приобретать компетентные органы и лица. Таким образом, они могут осуществлять имущественные сделки. Следует помнить, что это земельные участки, подлежащие изъятию.

Правительство может выплатить компенсацию за участок. Основные причины этого - национализация земли. Также собственник может осуществить выкуп.

Помимо этого право федеральной собственности возникает тогда, когда федеральный орган приобретает земельный участок в результате его изъятия для муниципальных и государственных нужд. Следует отметить, что чаще всего правительство компенсирует все траты. Данный процесс осуществляется с помощью такой процедуры как национализация земли. Собственник может осуществить выкуп.

Следует также отметить, что к федеральной собственности относятся земельные участки, относящиеся к землям запаса, особенно если на них располагается недвижимое имущество, которое находится в федеральной собственности или приватизировано. Помимо этого эти земельные участки, подлежащие изъятию при необходимости. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако владелец может осуществить на них выкуп.

Особо охраняемые природные территории федерального значения считаются также федеральной собственностью и ими распоряжаются федеральные органы государственной власти. Эти земельные участки, подлежащие изъятию при необходимости. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако в некоторых случаях владелец может осуществить выкуп.

При этом правительством чаще всего осуществляется выплата всех затрат. Этот процесс носит название национализация земли. Происходит это, если участки требуются для муниципальных и государственных нужд.

Помимо этого к федеральной собственности относятся следующие виды объектов:

  • Водные объекты, акватории и водоемы, бассейны;
  • Участки, расположенные на двух и более субъектах РФ;
  • Водные объекты, расположенные под землей;
  • Объекты, расположенные на внутренних морских водах.

Также существует определенное право на федеральную собственность на земельные участки, находящиеся в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель в поселениях и запасе. Они необходимы для муниципальных и государственных нужд. Владельцы могут осуществить их выкуп.

Если по закону человек имеет право получить данную землю, а это сделать невозможно, то правительством осуществляется предоставление денежной компенсации. Этот процесс носит название национализация земли. Также владелец может осуществить выкуп.

При установлении на них права необходимо выполнить определенный порядок оформления и ряд существенных условий:

  • данные участки должны располагаться на участках с недвижимостью, которая принадлежит к федеральной собственности.
  • предоставление данных участков органами государственной власти РФ.
  • распоряжение федеральными участками, находящимися в недрах их контролирование осуществляется с помощью закона о недрах. Благодаря данному закону определяются критерии и условия признания определенных земельных участков в качестве зон для федеральной собственности. Эти участки необходимы для муниципальных и государственных нужд.

Следует помнить, что в некоторых случаях владелец может осуществить выкуп данных зон.

Если данный порядок не обеспечен, то правительство может осуществить принудительное изъятие земельного участка. При этом гражданину осуществляется выплата денежной компенсации. Этот процесс называется национализация земли. Такие земли используются для муниципальных и государственных нужд. Также владелец может осуществить их выкуп.

Кто может распоряжаться федеральной собственностью?

Данным имуществом могут распоряжаться только компетентные органы, которые действуют от имени государственной власти и защищают общественные интересы. Данные организации осуществляют их выкуп.

Они используются для муниципальных и государственных нужд.

Как проходит процесс получения федеральной собственности?

Распоряжение данным имуществом происходит на основе действующим, на территории РФ постановлениям. При нарушении постановлений у гражданина земля может быть изъята, а ему может быть выплачена денежная компенсация. Этот процесс носит название национализация земли.

Что относится к объектам федеральной собственности?

К данным объектам относится имуществом граждан, которое закреплено на основании действующего хозяйственного ведения или же управления унитарными и бюджетными предприятиями. Также к данной категории относится имущество государства.

Также следует отметить, что федеральной собственностью граждан не являются земельные участки, которые имеют одного или несколько владельцев, особенно если они работают в государственной или муниципальной организации. При оформлении данных участков могут возникнуть проблемы.

Кто осуществляет процесс управления федеральной собственностью?

Обычно управление данным имуществом осуществляется компетентными органами. К ним можно отнести: правительство РФ, фонд федерального имущества, граждан, работающих в Федеральном казначействе, а также граждан, осуществляющих управление доходами и расходами бюджета РФ.

Следует отметить, что ввести федеральное имущество в гражданский оборот можно благодаря фиксированию его имущественных ресурсов. Это обычно осуществляется в определенном порядке и унитарными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного владения. Следует отметить, что необходимо следить за порядком выполнение всех условий.

Таким образом, объектами, которые по действующим постановлениям считаются лишь федеральной собственностью, являются:

  • Предметы, составляющие национальное богатство страны;
  • Предметы, находящиеся в поле деятельности федеральных органов;
  • Объекты, относящиеся к оборонному производству и отраслям, обеспечивающие деятельность народного хозяйства;

К объектам, относящимся к федеральной собственности, которая может передаваться в частную собственность относятся:

  • Все сферы народного хозяйства, которые согласно закону занимают лидирующие позиции на рынке;
  • Крупные объекты народного хозяйства;
  • Объекты атомного и машинного строения;
  • Зоны общереспубликанского строительства и обеспечение производства строительных материалов;
  • Объекты, относящиеся к телевидению, радио;
  • Службы полиграфии;
  • Различные издательства, информационные ресурсы, телеграфные службы;
  • Министерства здравоохранения и образования народа, а также культуры и спорта.

Какие документы нужны для оформления федеральной собственности в личное пользование?

Для того чтобы получить право стать законным владельцем федеральной собственности владельцу необходимо оформить соответствующее заявление и направить его в компетентные органы. При этом Росимущество должно в течение двух месяц направить заявителю соответствующий договор. Следует отметить, что данное право не облагается какими-либо государственными пошлинами.

Перечень необходимых документов:

  • Оформленное заявление от заявителя. Следует также отметить, что данное заявление может быть оформлено как в письменном, так и электронном виде. Оно должно содержать следующие данные: название органа, куда направляется бумага; личные данные заявителя и его почтовый адрес; основное содержание документа (цель написания); личная подпись и дата составления;
  • Копия гражданского паспорта и основания на право получения земли на определенный или безвозмездный срок.

Если пакет документов предоставляется представителем заявителя, то необходимо оформить нотариальную доверенность на данное лицо и также может потребоваться копия паспорта данного представителя.

В каких случаях государство не может отказать в предоставлении земельного участка из федеральной собственности владельцу?

Государство обязано предоставить заявителю земельный участок в следующих случаях:

  • Для строительства жилья. Исключением являются случаи, когда данная земля была изъята из оборота;
  • Если по закону он имеет право на данные участки, но на них наложен запрет на приватизацию;
  • В случае резервирования земли для государственных и муниципальных служб.

Однако не следует думать, что любой из граждан может получить право на пользование землей из федеральной собственности. Для оформления также существуют серьезные проблемы.

Процесс распределения землей осуществляется Законом о планировании использования земельных участков. Благодаря ему определяются цели использования земли. Также при предоставлении земли важную роль играет правовой статус граждан.

Перечень граждан, которые могут получить право на пользование землей из федеральной собственности

Следует отметить, что наиболее полный список граждан, которым предоставляется земля, зафиксирован в действующих федеральных законах. Рассмотрим их более подробно:

  • Граждане, участвующие в военных действия или являющихся инвалидами войны;
  • Для людей, долгое время находящихся в тылу или работающие в период войны;
  • Для граждан, пострадавших от военных действия и призванных нетрудоспособными;
  • Военнослужащим, осуществляющим службу или практика по контракту. При условии если общий срок их службы составляет около 15 лет и увольнение их с места работы происходит в связи с выходом его на пенсию;
  • Сотрудникам, долгое время прослуживших или имеющих практику работы в органах внутренних дел;
  • Гражданам, имеющим звание « Герой Социалистического труда и « Советского союза»;
  • Многодетные семьи, а также те, кто воспитывает детей-инвалидов.

Также государство предоставляет земельные участки детям, оставшимся без попечительства родителей и круглым сиротам.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ