Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

При рассмотрении законотворческого процесса на первый план выдвигается его характеристика как упорядоченной системы определенных стадий, которые связаны между собой и направлены на создание первичных юридических норм - принцип этапности.

В юриспруденции под стадией законотворческого процесса понимают самостоятельный этап в осуществлении процедурных действий по формированию государственной воли, либо организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание норм права высшей юридической силы .

Стадии этого процесса присущи принятию как законов, гак и для подзаконных актов, так как любой правотворческий процесс включает в себя два основных этапа:

Однако в современном обществе нельзя обойтись в правотворческом процессе и без дополнительных процедурных действий по доведению содержания принятого акта правотворчества до сведения всех адресатов. Таково содержание третьего этапа - официального опубликования текста нормативного правового акта. Таким образом, при первом приближении в законотворчестве можно четко обособить три основных стадии, о которых еще пойдет в дальнейшем речь.

Однако иногда считается целесообразным указать большее количество стадий :

  • 1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;
  • 2) подготовка проекта нормативного правового акта;
  • 3) рассмотрение его правотворческим органом;
  • 4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;
  • 5) принятие нормативного правового акта;
  • 6) опубликование нормативного правового акта.

Большинство из выделяемых стадий носит подготовительный или вспомогательный характер и не порождает юридически значимых последствий. Однако для осуществления правотворческого процесса они необходимы.

В последнее время одним из элементов правотворческого процесса в России становится проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения (см. параграф 1.4).

Только принятие проекта нормативного акта как правового соответствующим правотворческим органом превращает его в общеобязательный документ и позволяет признать эту стадию правотворческого процесса в качестве основной. А официальное опубликование текста принятого акта правотворчества способно возвести содержащиеся в нем правила поведения во всеобщий ранг и должно рассматриваться как решающая стадия правотворчества .

Законотворческий процесс носит более сложный характер. Однако и здесь в любом случае четко обособляются три основополагающие стадии. Правда, их именуют немного иначе:

  • 1) начальная (предпарламентская) стадия подготовки и внесения законопроекта;
  • 2) основная (парламентская) стадия рассмотрения и принятия закона;
  • 3) заключительная (послепарламентская) стадия промульгации (обнародования).

Промульгация (обнародование) - это официальное провозглашение принятого парламентом закона, которое означает его санкционирование главой государства в установленные конституцией (обычные и сокращенные) сроки, а также опубликование в официальном издании.

При этом под санкционированием понимается подписание главой государства официального текста закона.

Ряд конституций различают промульгацию, санкционирование и опубликование закона. В этом случае под промульгацией понимается особый акт главы государства, постановляющий об опубликовании принятого парламентом законодательного акта и предлагающий органам исполнительной власти соблюдать предписания этого акта .

Каждая из основополагающих стадий может включать несколько основных и дополнительных этапов. Их количество и содержание определяется принятой в стране регламентацией законодательного процесса, т.е. законодательной процедурой, которая в разных странах обладает рядом особенностей, но в то же время имеет много общих черт .

Соответственно, в Российской Федерации выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

Стадия законодательной инициативы - это официальное внесение законопроекта в законодательный орган (Государственную думу РФ) субъектами, обладающими таким правом в соответствии со ст. 104 Конституции РФ (идентично ст. 103 Регламента ГД РФ), влекущее за собой обязанность законодателя рассмотреть законопроект на своем заседании. Среди субъектов, обладающих правом законодательной инициативы - Президент РФ, Совет Федерации РФ, депутаты ГД РФ и многие другие органы государственной власти и должностные лица (всего 715 субъектов). Право законодательной инициативы является субъективным нравом и может быть осуществлено только в определенных формах. Часть 2 ст. 104 Конституции РФ предусматривает одну форму реализации права законодательной инициативы - законопроект. Статья 104 Регламента ГД РФ определяет, что право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную думу:

  • проектов федеральных конституционных и федеральных законов;
  • законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные и федеральные законы либо о признании этих законов утративших силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства СССР;
  • поправок к законопроектам.

Основная масса законопроектов (до 90%) вносится Правительством РФ. Регламент ГД РФ устанавливает определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Наряду с текстом законопроекта следует представить:

  • пояснительную записку к законопроекту;
  • перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;
  • финансово-экономическое обоснование (в случае если реализация законопроекта потребует материальных затрат);
  • заключение на проект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает производство расходов из федерального бюджета).

Часть 3 ст. 104 Конституции РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Право Правительства РФ на обязательную экспертизу можно рассматривать как его право на своеобразное, не столько юридическое, сколько политико-экономическое, предпарламентское вето отлагательного типа на определенный Конституцией РФ вид законопроектов. Такое вето может быть преодолено ГД РФ в рамках стандартной парламентской процедуры.

Ряд проектов проходит особые, дополнительные стадии подготовки, что обусловлено их исключительной важностью и значимостью для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его общественное обсуждение.

Скажем, ст. 35 Трудового кодекса РФ предусматривает право органов социального партнерства на соответствующих уровнях инициировать разработку проектов законов и других нормативных правовых актов в сфере труда. Им же предоставлено право на обеспечение условий для участия в разработке и (или) обсуждении проектов названных актов. При этом указанная статья предусматривает обязанность органов, принимающих эти акты, направлять проекты нормативных правовых актов, а также документы и материалы для их обсуждения в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях Государственной думы РФ. Вначале внесенный законопроект направляется Советом ГД РФ в профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание ГД РФ с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании называется чтением закона, в ходе которого в его текст вносятся поправки. Таких чтений может быть три (см. параграф 1.4).

Стадия принятия закона , которое происходит путем голосования депутатов ГД РФ. Федеральные законы принимаются Государственной думой РФ большинством голосов от общего числа депутатов.

В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной думой закон должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 50% от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней не было составлено заключение Совета Федерации об этом законе. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой РФ. В случае несогласия ГД РФ с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы РФ (ст. 105 Конституции РФ).

Президент РФ имеет право наложить вето на федеральный закон, принятый Федеральным собранием РФ, не допустив или, по крайней мере, отсрочив его вступление в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т.е. преодолеть вето. В Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной думы РФ и членов Совета Федерации.

Принятие федеральных конституционных законов регламентируется ст. 108 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Па принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента РФ.

Стадия промульгации , на которой происходит опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки (см. параграф 2.6). Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. См.: Нисевич Ю. Л., Платонов В. М., Слизовский Д. Е. Законодательная деятельность...С. 111.

  • См.: Парламенты мира: сб. М.: Интерпракс, 1991.
  • «Законотворческий процесс - это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти 20 .»

    В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона, обнародование закона. Каждая и них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и до его принятия и обнародования.

    Отмечая данное обстоятельство, известный русский ученый Е.Н. Трубецкой писал еще в начале XX века о том, что все четыре стадии, через которые каждый закон должен пройти, имеют место во всех государствах, «независимо о того, какое, где существует государственное устройство и форма правления». Ибо для возникновения закона нужно, чтобы кто-нибудь указал на жизненную потребность, которая вызывает тот или иной законопроект. «Прежде чем принять закон, необходимо подвергнуть его всестороннему обсуждению в «законодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать законы 21 ».Чтобы закон получил обязательную силу, «он должен быть утвержден верховной властью». Наконец, для того чтобы он действовал, необходимо обнародовать его, довести до сведения всех граждан»

    Следует обратить внимание на то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что, во-первых, создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны; во-вторых, осуществляется высшими органами власти в государстве; в-третьих, законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.

    Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле, но и качество его содержания, его соответствие потребностям законодательного регулирования.

    Рассмотрим каждую из стадий законодательного процесса в отдельности.

    Первая - законодательная инициатива. Она представляет собой принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко, то есть включает внесение в законодательные органы не только готовых законопроектов, но и предложений об издании, изменении или отмене действующих законов. В современной российской и зарубежной литературе тоже просматривается тенденция к расширенному представлению о законодательной инициативе. В учебниках и научных исследованиях совершенно справедливо указывается на то, что законодательную инициативу нельзя понимать узко, только как внесение законопроектов. Она предполагает также право на внесение в законодательные органы вопросов любого значения, требующих в последующем правового оформления.

    Право законодательной инициативы не является всеобщим, не принадлежит всем без исключения - гражданам, государственным органам или общественным организациям. Это особое строго ограниченное конституционное право. Каждое государство в зависимости от его природы и назначения решает по-своему вопрос о субъектах права законодательной инициативы.

    «Согласно ч.1 ст.102 Конституции Российской Федерации «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения 22 ».

    Следующая стадия законодательного процесса - обсуждение внесенного в порядке законодательной инициативы разработанного законопроекта. Обсуждение бывает двух видов - предварительное (неофициальное) и официальное.

    Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей различных государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в таких формах как, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», проведение теле и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам и так далее. Предварительное обсуждение проектов законов важно для повышения качества, как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе проект закона проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу. Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов и на уровне парламентских палат. Этот процесс регулируется специальными положениями и регламентами.

    При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми предложениями о его изменении и дополнении в соответствующий парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение.

    На комитет возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом, сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения его во втором чтении. На данном этапе идет детальный, постатейный разбор проекта вместе с внесенными в его первоначальный текст изменениями и дополнениями.

    Во время третьего чтения - завершающего этапа процесса обсуждения - не разрешается вносить в законопроект какие-либо поправки и предложения. Речь идет уже о его одобрении или неодобрении.

    Дальнейшее прохождение проекта закона, включая его обсуждение, регулируется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, куда он должен быть передан в течение пяти дней после принятия законопроекта Государственной Думой.

    Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

    «Согласно Конституции Российской Федерации Совет Федерации некоторые законы может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона 23 ».Однако это не касается федеральных конституционных законов, а также некоторых федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

    Следующая стадия законодательного процесса - принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рассматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утверждение (подписание) осуществляется главой государства.

    Существуют различия в процедуре принятия законов в зависимости от их видов. Для принятия федерального закона, по общему правилу, требуется абсолютное большинство голосов, тогда как для принятия федерального конституционного закона необходимо квалифицированное большинство голосов. Например, согласно Конституции Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Утверждение (подписание) принятого закона главой государства является весьма важным актом, прежде всего в плане поддержания баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти. Одно из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной власти исполнительной ветвью - вето (от лат. veto - запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты.

    Конституция Российской Федерации предусматривает, что принятый федеральный закон направляется в течение пяти дней Президенту для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления этого закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Он подлежит обязательному подписанию Президентов в течение семи дней и обнародованию, если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

    «Заключительной стадией законотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации) 24 ».«В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент «в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его». На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные правовые акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

    Таким образом, законотворческий процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона.

    Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.

    Стадии законотворческого процесса

    Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

    1. законодательная инициатива;
    2. процесс обсуждения нового законопроекта;
    3. принятие нового закона;
    4. его обнародование.

    Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.

    Право законодательной инициативы имею: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.

    Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.

    Принимаются федеральные законы Госдумой – за них должно проголосовать большинство депутатов. В пятидневный срок закон должен быть передан Совету Федерации. Новый закон считается одобренным при условии голосования за него большинством членов СФ.

    При отклонении федерального закона палаты создают согласительную комиссию, затем закон вновь рассматривает Госдума.

    Если Госдума выразила несогласие с решением, принятым на Совете Федерации, принятым федеральный закон будет считаться, если на повторном голосовании его одобрили две трети депутатов Госдумы.

    Некоторые законы, принимаемые Госдумой, должны обязательно рассматриваться в Совете Федерации. Это законы, которые связаны с федеральным бюджетом, федеральными сборами и налогами, финансовым, таможенным регулированием, кредитным и валютным правом, денежной эмиссией, защитой и статусом границы государства, объявлением войны и заключением мира, объявлением войны и мира, ратифицирующие и денонсирующие международные договора.

    В пятидневный срок закон должен быть направлен Президенту на подписание и последующее обнародование в срок 14 дней. Но если Президент за этот срок отклонит поступивший документ, его вновь рассматривают Госдума и Совет Федерации.

    Если закон при повторном рассмотрении получает одобрение двух третей депутатов Госдумы и членов СФ, Президент РФ должен в семидневный срок подписать его и обнародовать.

    Но положения глав первой, второй и девятой Основного закона не могут быть отданы на рассмотрение Федерального Собрания. Если подобное предложение поддержат три пятых его членов и депутатов Госдумы, собирается Конституционное Собрание, которым или подтверждается неизменность положений Конституции, или разрабатывается новый ее проект, который считается принятым при одобрении двумя третями голосов членов КС или же рассматривается на референдуме. Конституция считается принятой при одобрении ее более чем половиной участвовавших в голосовании избирателей, и если голосовало более половины избирателей страны.

    Любой федеральный закон должен быть официально опубликован в течение недели после подписания Президентом.

    Источники официальной публикации - «Российская газета» либо «Собрание законодательства РФ».

    Федеральное агентство по образованию

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет управления

    Кафедра:

    Государственного и муниципального управления.

    Дисциплина:

    Государственное и муниципальное управление.

    «Законотворческий процесс: понятие, стадии, участники».

    Выполнил : студентка 4курса

    заочной формы обучения

    группы №42

    Проверил:

    Москва 2010г.

    Понятие законотворчества.

    Законотворческий процесс является одним из важнейших направлений работы любого государства. Законотворческая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы можно судить о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

    В современном обществе мы постоянно соприкасаемся с правилами, зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с последствиями, которые наступают при их нарушении. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, регулируя все основные общественные отношения, непосредственно сопровождая людей, в их общении друг с другом.

    Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.

    Законы государства характеризуются следующими признаками:

    1) Они создаются в процессе законотворчества представительным (законодательным) органом государственной власти - парламентом, который формируется из представителей народа (депутатов). Этим объясняется легитимность законов.

    2) Законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Закон занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

    3) Законы принимаются при строгом соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия законов предусмотрен Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов, а также регламентами органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

    4) Законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни.

    Законотворчество - это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах.

    В каждой стране законотворческий процесс имеет свои особенности. Но везде он строго закрепляется и регулируется с помощью конституции, текущих законов, а также - специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок законотворческой деятельности государственных органов.

    Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности.

    Стадии законотворческого процесса и его участники.

    Законотворческий процесс состоит из целой серии выработанных и юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия, различных нормативно-правовых актов.

    Действующая российская Конституция четко определила трех участников законотворческого процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Согласно Конституции, право принятия федеральных и федеральных конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат. Государственная Дума – нижняя палата – отражает прямое представительство всего населения страны. Что касается Совета Федерации, то структура верхней палаты основана на федеративном устройстве нашего государства. Конституцией оговорено, что палаты работают раздельно. За Президентом Российской Федерации, Конституция закрепила право подписания и обнародования, принятых двумя палатами законов, тем самым сделав его полноправным участником законотворческого процесса.

    Каждый из упомянутых выше трех элементов способен выступить противовесом двум другим. Так бывает каждый раз, когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет идею и принципы закона, а также по-своему оценивает последствия его принятия. В каждом случае это недовольство выражается по-своему: Государственная Дума имеет право отклонить законопроект, затормозив процесс в самой начальной стадии, Совет Федерации может не одобрить закон, принятый Государственной Думой, а Президент способен наложить вето на документ, благополучно прошедший через обе палаты парламента.

    В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:

    1) Законодательная инициатива - это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении, как правило, комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

    2) Обсуждение законопроекта - это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

    3) Принятие закона. Достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются определенным числом голосов (более половины от общего числа депутатов Государственной Думы). Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона, возможно преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

    4) Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон. При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней.

    5) Опубликование закона. Федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

    Итак, законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта. До начала подготовки проекта важны предварительные работы, связанные с выявлением потребности в принятии акта и целями правового регулирования. По каждому проекту закона перед началом его разработки подготавливают специальную справку о действующем нормативно-правом регулировании данного вопроса в России и за рубежом. На начальном этапе работы над законопроектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. На стадии подготовки первоначального текста образуются обычно специальные комиссии парламента, ответственные за законопроект. Кроме того, на этой стадии обязательным является проведение юридической экспертизы. Предварительное обсуждение связано с привлечением широкого круга заинтересованных субъектов. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на референдум. После учета замечаний и предложений проект окончательно редактируется. На втором этапе уже законопроект проходит перечисленные стадии официального этапа принятия закона.

    Именно сейчас, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, стало ясно, насколько важен сам процесс создания закона. С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий, результатом которых является создание закона. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.

    Список использованной литературы:

    1. Конституция Российской Федерации // Российская Газета от 25.12.1993. совместной деятельности, ... Компетенция субъектов РФ. Понятие органа государственного управления. ... последовательно. В законотворческом процессе ключевую роль играет... ранних и средних стадиях существования и развития...

  • Понятие и формы существования права

    Закон >> Государство и право

    Разработку вопросов, связанных с понятием закона и соотношением понятий «закон» и «право» ... юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг... Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса , т.к. именно на...

  • Курсовая работа >> Политология

    Корректным представляется тождественное использование понятий «избирательное законодательство» и... проведения всех стадий избирательного процесса . Новейшие... иных участников избирательного процесса . В-пятых, обогащение законотворческого потенциала Центральной...

  • Понятие , структура и функции Парламента Российской Федерации

    Реферат >> Государство и право

    ... Понятие , структура и функции Парламента Российской Федерации 1.1 Понятие ... стадии осуществляемого Государственной Думой законодательного процесса ... парламента России в законотворческом процессе // Конституционное и... как участники правотворческого процесса // ...

  • Законотворческий процесс - это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

    Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом.

    Законотворческий процесс, в РФ включаетчетыре стадии:

    а) законодательную инициативу;

    б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

    в) принятие закона;

    г) подписание президентом и вступления закона в юридическую силу.

    1 - законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномочен-ным субъектом законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы оз-начает, что представительный орган обязанрассмотреть внесен-ный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законо-проектом.

    Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини-циативы - Президент РФ, Совет Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституцион-ному Суду , Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. Законопроект первона-чально вноситсяв Гос. Думу.

    2 - Обсуждение законопроекта - начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, что бы устранить противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

    Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений.

    Закон принимается в трех чтениях:

    На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

    Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если зако-нопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по по-правкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

    В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми по-правками. Но и на этой стадии законо-проект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов.

    Прекращениеобсуждения законопроекта оформляется спе-циальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.


    3. - Стадия принятие закона - данная стадия проходит в форме голосования.

    ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Сове-ту Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Феде-рации за него проголосовало большинство членов палаты от об-щего числа членов либо он в течение 14 днейне был рассмотренСоветомФедерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос. Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласиймогут создать согласительную комиссию.

    После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рас-смотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) -две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ