1.1. Настоящие Правила разработаны на основании Водного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ), Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1985 г. № 65 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. № 1354, от 25 мая 1994 г. № 540 и от 18 января 1995 г. № 63), и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих обеспечение безопасности населения на водоемах.
1.2. Правила устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах, в купальнях, плавательных бассейнах и других организованных местах купания (далее именуются - пляжи), местах массового отдыха населения, туризма и спорта на водных объектах (далее именуются - места массового отдыха), на переправах и наплавных мостах, и обязательны для выполнения всеми во-допользователями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории субъекта Российской Федерации.
1.3. Водные объекты используются для массового отдыха, купания, туризма и спорта в местах, устанав-ливаемых органами местного самоуправления по согласованию с территориальным специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, Государственной инспекцией по маломерным судам субъекта Российской Федерации и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, с соблюдением требований настоящих Правил.
1.4. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов для купания, массового отдыха, плавания на маломерных плавательных средствах (далее именуются - маломерные суда) или других рекреационных целей осуществляется в строгом соответствии со статьями 88 и 89 Водного кодекса Российской Федерации с обязательным оповещением населения через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.
1.5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно рассматривает состояние охраны жизни людей на воде и утверждает годовые планы обеспечения безопасности людей на водоемах по представлению Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации соответствующих материалов и предложений, согласованных с заинтересованными государственными органами и организациями.
1.6. При оформлении лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, на которых расположены пляжи, места массового отдыха, базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, переправы или наплавные мосты, условия и требования по обеспечению безопасности людей на воде должны быть согласованы с Государственной инспекцией по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
Несоблюдение водопользователем указанных в лицензии и договоре условий и требований либо грубое нарушение требований настоящих Правил, влекут прекращение права пользования водным объектом в установленном водным законодательством порядке.
1.7. Проведение на водоемах соревнований, праздников и других массовых мероприятий республиканского, краевого, областного значения разрешается в местах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо по его поручению органом местного самоуправления по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам субъекта Российской Федерации и соответствующими органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор и охрану рыбных запасов.
1.8. Предприятия, учреждения, организации при проведении экскурсий, коллективных выездов на от-дых или других массовых мероприятий на водоемах выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.
1.9. Техническое освидетельствование и надзор за пляжами, другими местами массового отдыха насе-ления на водоемах, переправами и наплавными мостами, в части касающейся обеспечения безопасности людей на воде и окружающей среды, осуществляют должностные лица Государственной инспекции по ма-ломерным судам субъекта Российской Федерации в соответствии с действующими нормативно-правовы-ми актам.
1.10. Контроль за санитарным состоянием пляжей и пригодностью поверхностных вод для купания осуществляет государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора.
1.11. Дежурство медицинского персонала (санитарных машин) для оказания медицинской помощи пострадавшим на воде и сотрудников милиции для охраны общественного порядка на пляжах и в местах массового отдыха на водных объектах осуществляется на основании утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций Плана обеспечения безопасности населения на водоемах.
1.12. Поисковые и аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях на водоемах (паводки, наводнения, аварии судов и др.) осуществляются в соответствии с законодательством, регламентирующим организацию и порядок проведения этих работ.
1.13. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
1.14. Лица, нарушившие требования настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с дейст-вующим законодательством.
2.1. До начала купального сезона каждый пляж должен быть осмотрен государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора с выдачей письменного заключения о санитарном состоянии территории пляжа и пригодности поверхностных вод для купания, а также должны быть проведены водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа на глубинах до 2 метров в границах заплыва и его ежегодное техническое освидетельствование на годность к эксплуатации.
2.2. Открытие и эксплуатация пляжа без положительного заключения о его годности, выданного уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации, запрещается.
2.3. На период купального сезона водопользователи (владельцы пляжей) организуют развертывание на пляжах спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением и обеспечивают дежурство спасателей для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Спасатели этих постов должны иметь допуск к спасательным работам на пляжах, выдаваемый органами Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации по результатам проверки выполнения нормативов и приемов оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде во время купания.
Расписание работы спасательного поста (дежурства спасателей) устанавливается владельцем пляжа по согласованию с органом местного самоуправления.
Контроль за работой спасательных постов возлагается на владельцев пляжей» органы местного само управления и органы Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерация.
2.4. Пляжи располагаются на расстоянии не менее 500 метров выше по течению от мест спуска сточных вод, не ближе 250 метров выше и 1000 метров ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений.
В местах, отведенных для купания, и выше их по течению до 500 метров запрещается стирка белья и купание животных.
2.5. Береговая территория пляжа должна иметь ограждение и стоки для дождевых вод, а дно его акватории - постепенный скат без уступов до глубины 2 метров при ширине полосы от берега не менее 15 метров и очищено от водных растений, коряг, стекла, камней и других предметов.
2.6. Площадь водного зеркала в месте купания на проточном водоеме должна обеспечивать не менее 3 кв.м на одного купающегося, а на непроточном водоеме в 2-3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв.м площади береговой части пляжа, в купальнях - не менее 3 кв.м.
2.7. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 метра в секунду. Купальни должны соединяться с берегом мостками или трапами, быть надежно закреплены, сходы в воду должны быть удобными и иметь перила.
2.8. Границы плавания в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 20-30 метров один от другого и до 25 метров отместа с глубиной 1,3
метра. Границы заплыва не должны выходить в зоны судового хода.
2.9. На пляжах отводятся участки акватории для купания детей и для не умеющих плавать с глубинами не более 1,2 метра. Эти участки обозначаются линией поплавков или ограждаются забором.
2.10. Оборудованные на пляжах места для прыжков в воду, как правило, должны находиться в естественных участках акватории с приглубными берегами. При отсутствии таких участков устанавливаются деревянные мостки или плоты до мест с глубинами, обеспечивающими безопасность при нырянии. Могут также устанавливаться вышки для прыжков в воду в местах с глубинами, обеспечивающими безопасность при выполнении прыжков.
2.11. Мостки, тралы, плоты и вышки должны иметь сплошной настил и быть испытаны на рабочую нагрузку.
2.12. Пляжи оборудуются стендами с извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на воде, данными о температуре воды и воздуха, обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнечных лучей, душами с естественным подогревом воды, баками с кипяченой водой, а при наличии водопроводов - фонтанчиками с питьевой водой.
2.13. На выступающей за береговую черту в сторону судового хода части купальни с наступлением темноты должен зажигаться белый огонь кругового освещения на высоте не менее 2 метров, ясно видимый со стороны судового хода.
2.14. На береговой части пляжа не далее 5 метров от воды выставляются через каждые 50 метров стойки (щиты) с навешенными на них спасательными кругами и концами Александрова. На кругах должно быть нанесено название пляжа и надпись "Бросай утопающему".
На пляже устанавливаются мачты голубого цвета высотой 8-10 метров для подъема сигналов: желтый флаг 70х100 см (или 50х70 см), обозначающий "купание разрешено" и черный шар диаметром 1 метр, обо-значающий "купание запрещено".
2.15. Пляжи, как правило, должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь в помещения для оказания пострадавшим первой медицинской помощи.
2.16. Продажа спиртных напитков на пляжах запрещается.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории Брянского муниципального района на 2015 год
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ , от 03.06.2006 N 74-ФЗ пунктом 26 статьи 9 Устава Брянского муниципального района, в целях осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории Брянского муниципального района
постановляю:
1. Утвердить:
1.1. Положение по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории Брянского муниципального района (приложение 1) .
1.2. План мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории Брянского муниципального района на 2015 год (далее - План) (приложение 2) .
1.3. Режим работы зон отдыха и спасательных постов: с 9.00 до 21.00 ежедневно с 1 июля по 31 августа 2015 года.
1.4. Состав рабочей группы по подготовке зон отдыха на водных объектах Брянского муниципального района к летнему пляжному сезону 2015 года (приложение 3) ;
1.5 Перечень зон предназначенных для массового отдыха населения на воде и купания в границах территории Брянского муниципального района на 2015 год (приложение 4) .
1.6. Дислокацию спасательных постов в зонах ответственности на водных объектах Брянского муниципального района на 2015 год (приложение 5) .
1.7. Перечень имущества, необходимого для обеспечения деятельности спасательного поста на водных объектах Брянского муниципального района (приложение 6)
2. Установить сроки купального сезона на территории Брянского муниципального района с 1 июля по 3 августа 2015 год
3. Назначить ответственным лицом за работу по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории Брянского муниципального района:
- заместителя главы администрации, управляющего делами, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянском районе Завьялова К.С..
4. Рекомендовать начальнику МО МВД России "Брянский" Коныш С.П. принять меры по обеспечению охраны общественного порядка в местах массового отдыха людей на водных объектах, проведению рейдов и патрулирований водных объектов.
5.. Рекомендовать главному врачу ГБУЗ "Брянская ЦРБ" Шеглову Н.М.:
5.1 с 1 июля 2015 года обеспечить дежурство медицинского персонала в зонах отдыха (приложение 4) , принятых в эксплуатацию.
6. Начальнику МУ Управления образования Брянского района И.М Шелкуновой. организовать:
Создание в образовательных учреждениях уголков безопасности на воде;
- изучение в образовательных учреждениях мер безопасности, правил поведения, предупреждения несчастных случаев и оказания первой медицинской помощи пострадавшим на воде;
- обучение плаванию детей в дошкольных, образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях.
7. Заместителю главы администрации, начальнику финансового управления администрации Брянского района Е.И. Хивинцевой спланировать финансирование мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах за счет средств местного бюджета.
8. Начальнику отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Брянского района Лысухо А.И.:
- организовать обучение населения мерам безопасности, правилам поведения, предупреждения несчастных случаев и оказания первой медицинской помощи пострадавшим на воде;
- осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации по проведению разъяснительной работы среди населения о мерах безопасности и правилах поведения на воде, а также информирование жителей муниципального района о ситуациях на водных объектах;
- предоставлять в ГУ МЧС России по Брянской области ежеквартально информацию о выполнении плана мероприятий по обеспечению безопасности людей, охраны их жизни и здоровья на водных объектах.
9. Рекомендовать главам администраций сельских поселений:
- осуществлять в границах территорий муниципальных образований мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с Планом;
- организовать информирование населения о мерах безопасности и правилах поведения на воде.
10. Настоящее постановление опубликовать в газете "Деснянская правда " и разместить на официальном сайте администрации Брянского района.
11. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы администрации Брянского района Н.Н. Никишина.
Глава администрации
Брянского района
Н.Н. Якушенко
Приложение 1
Утверждено
постановлением администрации
Брянского района
от 21.05.2015 N 1184
1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , постановлением администрации Брянской области от 15.02.2006 N 101 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водоемах Брянской области" и устанавливает основы деятельности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории Брянского муниципального района.
2.1. Полномочия администрации Брянского района в области обеспечения безопасности людей на водных объектах на подведомственной территории определены Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" , Уставом Брянского муниципального района.
2.2. На территории Брянского муниципального района координационным органом по обеспечению безопасности людей на водных объектах в условиях наличия опасности затопления или иных чрезвычайных ситуаций является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Брянского муниципального района (далее - КЧС и ОПБ).
2.3. Образование, реорганизация, упразднение КЧС и ОПБ, определение полномочий, утверждение руководителей и персонального состава, а также порядок принятия решений определяются положением о КЧС и ОПБ.
2.4. Основными задачами КЧС и ОПБ в области обеспечения безопасности людей на водных объектах в соответствии с полномочиями являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
б) координация деятельности органов управления и сил Брянского районного муниципального звена Брянской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств Брянского районного муниципального звена Брянской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, в порядке установленном федеральным законодательством.
2.5. Иные задачи могут быть возложены на КЧС и ОПБ решениями органов местного самоуправления муниципального района, в соответствии с принятыми правовыми актами.
2.6. В условиях наличия опасности затопления основной задачей администрации Брянского района является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики на подведомственной территории.
2.7. Основными направлениями действий администрации Брянского района при угрозе затопления являются:
а) анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;
б) прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;
в) планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;
г) планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.
2.8. Во время угрозы затопления распоряжением администрации Брянского района создается оперативная группа:
2.9. Оперативная группа при угрозе возникновения затопления работает в дежурном режиме и проводит следующие мероприятия:
а) организует круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя своих наблюдателей;
б) поддерживает постоянную связь и обменивается информацией с единой дежурно-диспетчерской службой администрации Брянского района;
в) проводит учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организует обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений;
г) направляет донесения о паводковой обстановке в Главное управление МЧС России по Брянской области;
д) уточняет и корректирует планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки;
е) в соответствии с постановлениями органов местного самоуправления организует круглосуточное дежурство задействованных сил по взаимодействию;
ж) уточняет (предусматривает) пункты временного размещения пострадавшего населения из подтопленных (разрушенных) домов, организует мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению;
з) согласует с МО МВД России "Брянский" порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления, поддержание общественного порядка;
и) организует круглосуточные дежурства по наблюдению за изменением уровня воды в источниках наводнения;
к) участвует в организации и оборудовании объездных маршрутов транспорта взамен подтопленных участков дорог;
л) организует укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований.
2.10. Подготовка в области чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на водных объектах населения и ответственных должностных лиц Брянского района производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .
2.11. В целях обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, предотвращения на них чрезвычайных ситуаций соответствующим постановлением администрации Брянского района:
а) назначаются должностные лица, ответственные за обеспечение безопасности на водных объектах и участвующие совместно с надзорными органами в проверках по определению готовности к эксплуатации гидротехнических сооружений и рекреационных зон воде (зоны отдыха у берега, на открытой воде, в центре водоема и заповедная зона);
б) разрабатываются планы взаимодействия по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, с отражением сил и средств, имеющихся для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории;
в) устанавливаются сроки купального сезона, продолжительность работы зон рекреации водных объектов;
г) разрабатываются планы и проводятся мероприятия по обустройству мест массового отдыха людей на водных объектах;
д) в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан проводятся работы по установлению мест, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, другие условия общего водопользования;
е) определяется порядок привлечения добровольцев-общественников для оказания помощи спасательным подразделениям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на водных объектах;
ж) привлекаются сотрудники МО МВД России "Брянский" (по взаимодействию) для обеспечения правопорядка в местах массового отдыха людей на водных объектах и местах затоплений.
3.1. За счет местного бюджета Брянского муниципального района обеспечивается выполнение следующих мероприятий:
а) оборудование и подготовка к безопасной эксплуатации мест массового отдыха людей на водных объектах (пляжах) в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов;
б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на водных объектах, расположенных на подведомственной территории;
в) подготовка председателя и членов КЧС и ОПБ, уполномоченных работников Брянского районного звена Брянской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка неработающего населения, а также проведение учений и тренировок;
г) изготовление и установка предупредительных знаков, аншлагов на водных объектах;
д) проведение игр и праздников, массового отдыха людей на водных объектах.
3.2. Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации аварийно-спасательных формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций.
4.1. Во время весеннего половодья и паводков оперативная группа, КЧС и ОПБ выполняют следующие мероприятия:
а) определение границ и размеров (площади) зон затопления, объектов экономики, дорожной инфраструктуры, коммунальных сетей, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;
б) определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;
в) определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;
г) определение объемов откачки воды из затопленных сооружений;
д) определение местоположения и размеров сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов;
е) определение предварительного размера материального ущерба;
ж) определение численности привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);
з) непосредственные мероприятия по защите населения.
4.2. В подготовительный период разрабатываются сценарии развития ЧС на основании:
а) статистических данных о наводнениях и данных многолетних наблюдений на подведомственной территории;
б) изучения планов по предотвращению ЧС природного и техногенного характера.
4.3. По выявленным факторам, способствующим возникновению ЧС, а также вторичным факторам, представляющим угрозу населению и объектам экономики, производятся:
а) оценка вероятности возникновения ЧС;
б) оценка масштабов возможной ЧС.
4.4. Порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС, вызванных затоплениями, включает в себя:
а) определение организаций, которые могут быть задействованы для выполнения мероприятий по предупреждению ЧС;
б) разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению риска возникновения ЧС;
в) разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия ЧС на население, объекты экономики и окружающую среду.
4.5. Разработанные планы согласовываются с заинтересованными органами и организациями, утверждаются главой Брянского муниципального района и направляются исполнителям. Контроль выполнения планов осуществляется КЧС и ОПБ.
5.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа:
а) обнаружение пострадавших;
б) обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;
в) оказание медицинской помощи;
г) эвакуация пострадавших из зон опасности.
5.2. Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа и оказания первой медицинской помощи.
6.1. Места для массового купания (далее - места для купания) устанавливаются нормативными правовыми актами главы Брянского муниципального района при наличии положительных заключений в актах по результатам обследования, проведенного территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области, водолазного обследования дна водного объекта, проведенного организацией, уполномоченной на соответствующий вид деятельности, а также при наличии справки территориального подразделения Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Брянской области о соответствии выбранного места требованиям, предъявляемым к местам для купания.
При наличии в акте обследования заключения об опасности купания на каком-либо участке водного объекта, используемом для массового купания, исполнительный орган государственной власти, подготовивший это заключение, и орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается этот участок водного объекта, принимают меры для устранения опасности и установки соответствующих информационных знаков.
6.2. Водолазное обследование, очистка дна водных объектов и проверки на соответствие санитарно-гигиеническим нормам и правилам проводятся ежегодно до начала купального сезона.
6.3. В соответствии с требованиями федерального законодательства не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях.
6.4. Места для купания должны быть расположены на расстоянии:
- от места сброса сточных и (или) дренажных вод - не менее 500 метров выше по течению;
- от гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений - не менее 250 метров выше по течению и 1000 метров ниже по течению.
В местах для купания не должно быть выхода грунтовых вод на поверхность, водоворотов и течения со скоростью свыше 0,5 м/сек.
В местах для купания и выше их по течению на 500 метров запрещается стирка белья, купание животных, размещение стойбищ и водопоев скота.
Места для купания не должны находиться в границах зон санитарной охраны водозаборов.
6.5. Береговая территория мест для купания должна быть обозначена информационными знаками "Место для купания" и иметь стоки для дождевых вод, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
6.6. Границы участка акватории водного объекта в местах для купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 20 - 30 метров один от другого и до 25 метров от мест с глубиной 1,3 метра и больше. Границы участка акватории водного объекта в местах для купания не должны выходить в зону судового хода.
6.7. Дно места для купания до границы заплыва должно быть очищено от водных растений, коряг, деревьев, стекла, камней и других предметов, создающих угрозу безопасности купания. Оно должно иметь постепенный скат без уступов до глубины 2 метра и расстояние от береговой линии (уреза воды) не менее 15 метров.
6.8. Площадь участка акватории водного объекта, отведенного для купания на проточном водном объекте, должна обеспечивать не менее 5 кв. м на одного купающегося, а на непроточном водном объекте в 2 - 3 раза больше.
7.1. Требования и указания государственных инспекторов по маломерным судам, спасателей и сотрудников полиции в части обеспечения безопасности людей и поддержания правопорядка при купании и отдыхе на водных объектах являются обязательными для граждан и владельцев мест для массового купания.
7.2. При отдыхе на водных объектах запрещается:
- загрязнять и засорять водные объекты и их берега, сбрасывать в воду предметы, которые могут создать угрозу жизни и здоровью людей или безопасности плавания маломерных судов;
- купаться в местах установки соответствующих информационных знаков или запрещающих надписей, сброса сточных или дренажных вод, установки сетей для ловли рыбы, купания и водопоя животных, около мостов, ближе 250 метров от гидротехнических сооружений, ближе 50 метров от стационарных мест для стоянок маломерных судов и мест забора воды для питьевого водоснабжения;
- распивать спиртные напитки и купаться в состоянии алкогольного опьянения;
- подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам;
- заплывать на судовой ход в пределах видимости движущихся судов;
- прыгать в воду с катеров, лодок, причалов, а также иных сооружений и предметов, не приспособленных для этих целей;
- допускать неприемлемые на водных объектах действия, связанные с нырянием и захватом купающихся;
- повреждать, уничтожать или перемещать специальные информационные знаки и надписи;
- оставлять на берегу, в гардеробах и раздевалках бумагу, банки, стекло и другой мусор;
- играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах.
7.3. Следует воздерживаться от купания в местах, где обнаружены трупы животных, большое количество мертвой рыбы, разбитые бутылки или консервные банки, а также признаки сброса бытовых и промышленных отходов.
7.4. В местах для купания, кроме того, запрещается:
- заплывать за буйки, обозначающие границы плавания, подавать крики ложной тревоги;
- повреждать, уничтожать или перемещать буйки, ограждающие акваторию пляжа;
- приводить с собой животных и купать их;
- плавать на досках, бревнах, лежаках;
- использовать штатные спасательные средства не по прямому назначению;
- стирать белье и предметы домашнего обихода;
- мыть механические транспортные средства.
7.5. В местах для купания их владельцами, должностными лицами исполнительных органов государственной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции надзор и контроль на водных объектах, организуется с использованием технических средств и средств наглядной агитации разъяснительная работа по предупреждению несчастных случаев с людьми на водном объекте.
7.6. Каждый гражданин должен оказывать посильную помощь людям, терпящим бедствие на водном объекте.
8.1. Безопасность детей на водном объекте обеспечивается правильным выбором и оборудованием места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на водном объекте и соблюдением мер предосторожности.
8.2. Взрослые обязаны не допускать купание детей в запрещенных для этой цели местах, неприемлемые на водных объектах действия, плавание на неприспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений правил безопасности на водном объекте.
8.3. В детских оздоровительных лагерях и других детских учреждениях (далее - детские лагеря) место для купания детей (пляж) должно выбираться по возможности у пологого песчаного берега. Оно должно иметь постепенный уклон до глубины 2 метра, быть без ям, уступов, свободно от водных растений, коряг, крупных камней, стекла и других опасных предметов.
8.4. Перед открытием купального сезона в детском лагере дно места для купания (пляж) должно быть обследовано водолазами организации, имеющей полномочия на соответствующий вид деятельности, очищено от опасных предметов и оформлен акт обследования дна по установленной форме.
8.5. Кроме того, территориальный отдел Роспотребнадзора осуществляет проверку пляжей детских лагерей на соответствие санитарно-гигиеническим нормам и правилам с оформлением актов.
8.6. Разрешение на пользование пляжем дается уполномоченным государственным инспектором по маломерным судам Центра ГИМС МЧС России при положительных результатах технического освидетельствования пляжа.
8.7. На пляже детского лагеря оборудуется участок для обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубинами не более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста с глубинами не более 1,2 метра. Участки ограждаются забором или обносятся линией поплавков, закрепленных на тросах. В местах с глубинами до 2 метров разрешается купаться хорошо умеющим плавать детям в возрасте 12 лет и старше. Эти места ограждаются буйками, расположенными на расстоянии 25 - 30 метров один от другого.
8.8. Пляж детского лагеря должен отвечать установленным санитарным требованиям, быть благоустроен, огражден забором со стороны суши. Ежегодно на пляж необходимо подсыпать чистый песок или гальку.
8.9. На пляже детского лагеря на расстоянии 3 метров от уреза воды через каждые 25 метров устанавливается стойка с вывешенными на ней спасательным кругом и спасательным шнуром "конец Александрова".
8.10. На пляже детского лагеря оборудуется стенд с извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев, данными о температуре воды и воздуха, силе и направлении ветра.
8.11. Во время купания детей на территории пляжа оборудуется медицинский пункт, устанавливаются "грибки" и навесы для защиты от солнца.
8.12. Купание детей рекомендуется проводить группами не более 10 человек и продолжительностью не более 10 минут.
8.13. Ответственность за безопасность детей во время купания и методическое руководство по обучению плаванию возлагается на инструктора по плаванию. Проведение купания в детских лагерях запрещается без наличия в их штатах инструкторов по плаванию.
Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать.
8.14. Перед началом купания детей проводится подготовка пляжа:
- границы участка, отведенного для купания отряда (группы), обозначаются вдоль береговой линии флажками;
- проверяется наличие и исправность спасательного инвентаря;
- спасательная лодка со спасателем выходит на внешнюю сторону границы плавания и удерживается в 2 метрах от нее.
8.15. По окончании подготовки пляжа дети группами выводятся на свои участки купания, инструктируются по правилам поведения на водном объекте, выстраиваются в линейку и складывают перед собой одежду.
За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение дежурными воспитателями и медицинскими работниками.
8.16. Купающимся детям запрещается нырять с перил, мостков, заплывать за границу плавания.
8.17. Во время купания детей на участке запрещаются:
- купание и нахождение посторонних лиц;
- катание на плавательных средствах;
- игры и спортивные мероприятия.
8.18. На берегу для проведения уроков по плаванию ограждается и соответствующим образом оборудуется площадка, примыкающая к водному объекту.
На площадке должны быть:
- плавательные доски по количеству детей;
- резиновые круги по количеству детей;
- шесты, применяемые для поддержки не умеющих плавать, плавательные поддерживающие пояса;
- электромегафон;
- доска расписания занятий с учебными плакатами по методике обучения и технике плавания.
8.19. Для купания детей во время походов, прогулок, экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым от свай, коряг, острых камней, водорослей и ила дном. Обследование места купания проводится взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание детей проводится под контролем взрослых с соблюдением мер обеспечения безопасности населения, предусмотренных настоящими Правилами.
9.1. Выход (выезд) на лед людей и автомототранспортных средств, а также тракторов, снегоходов и гужевого транспорта, принадлежащего юридическим и физическим лицам, может быть запрещен администрацией муниципального района исходя из состояния ледовой обстановки на водных объектах и с учетом предложений исполнительных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль за обеспечением безопасности населения на водных объектах.
9.2. Места установки информационных знаков об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования определяются нормативными правовыми актами администраций Брянского района и сельских поселений.
Запрещается повреждать, переносить или уничтожать информационные знаки.
9.3. При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с помощью палки или пешни. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда. Не проверять прочность льда ударами ноги.
9.4. Во время движения по льду следует обращать внимание на его поверхность, обходить места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять на участках водных объектов, имеющих быстрое течение или выступающие на поверхность льда траву и кустарник, в местах выхода родников, впадения ручьев и сброса сточных вод промышленных предприятий, заготовки льда.
Безопасным для перехода пешехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 сантиметров.
9.5. При переходе по льду группой необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5 - 6 метров.
Перевозка грузов производится на санях или других приспособлениях с максимально возможной площадью опоры на поверхность льда.
9.6. Пользование площадками для катания на коньках на водных объектах разрешается органами местного самоуправления городского округа, городских и сельских поселений только после тщательной проверки прочности льда. Толщина льда должна быть не менее 12 сантиметров, а при массовом катании - не менее 25 сантиметров.
9.7. При переходе водного объекта по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеется рюкзак или ранец, необходимо его взять на одно плечо.
Расстояние между лыжниками должно быть 5 - 6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием.
9.8. При подледном лове рыбы не следует пробивать большое количество лунок на ограниченной площади, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами.
Каждому рыболову рекомендуется иметь с собой спасательное средство в виде шнура длиной 12 - 15 метров, на одном конце которого закреплен груз 400 - 500 граммов, на другом - изготовлена петля.
9.9. В местах массового скопления рыболовов Брянского муниципального района вправе организовывать временные спасательные посты, укомплектованные подготовленными спасателями, оснащенные спасательными средствами, электромегафонами, средствами мобильной связи, владеющие информацией о гидрометеорологической обстановке в этих местах и поддерживающие связь с оперативным дежурным Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области.
9.10. При организации устраиваемых на водных объектах площадок для катания на коньках (катков) необходимо:
- место выбора площадки согласовать с Центром Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Брянской области;
- назначить ответственное должностное лицо, ежедневно производящее замеры льда и отвечающее за безопасность людей при пользовании катком.
10.1. Знаки безопасности на воде устанавливаются на берегах водных объектов с целью обеспечения безопасности людей на воде.
10.2. Знаки имеют форму прямоугольника с размерами сторон не менее 50-60 см и изготавливаются из досок, толстой фанеры, металлических листов или другого прочного материала.
10.3. Знаки устанавливаются на видных местах и укрепляются на столбах (деревянных, металлических, железобетонных и т.п.), врытых в землю. Высота столбов над землей должна быть не менее 2,5 метров.
10.4. Надписи на знаках делаются черной или белой краской.
10.5. Характеристика знаков безопасности на воде:
Надпись на знаке | Описание знака |
|
Место купания (с указанием границ в метрах) | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже изображен плывущий человек. Знак закрепляется на столбе белого цвета |
|
Место купания детей (с указанием границ в метрах) | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже изображены двое детей, стоящих в воде. Знак укрепляется на столбе белого цвета |
|
Место купания животных (с указанием границ в метрах) | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже изображена плывущая собака. Знак укрепляется на столбе белого цвета |
|
Купаться запрещено (с указанием границ в метрах) | В красной рамке, перечеркнутое красной чертой по диагонали с верхнего левого угла. Надпись сверху. Ниже изображен плывущий человек. Знак укреплен на столбе красного цвета |
|
Переход (переезд) по льду разрешен | Весь покрашен в зеленый цвет. Надпись посередине. Знак укрепляется на столбе белого цвета |
|
Переход (переезд) по льду запрещен | Весь покрашен в красный цвет. Надпись посередине. Знак укрепляется на столбе красного цвета |
Начальник отдела по ГО и ЧС
Лысухо А.И.
Приложение 2
Утверждено
постановлением администрации
Брянского района
от 21.05.2015 N 1184
Наименование мероприятий | Срок | Ответственный исполнитель | Отметка о выполнении |
|
I. ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД |
||||
Проведение заседаний КЧС и ОПБ с рассмотрением вопроса по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах на период половодья, купального сезона и ледостава. | в соответствии с планом работы КЧС на 2014 год | Председатель КЧС и ОПБ Брянского района | ||
Определить места, опасные для купания и запретить купание людей в не оборудованных для этой цели местах. Выставить в этих местах информационные знаки безопасности, проинформировать население | Органы местного самоуправления муниципального района | |||
Установить сроки купального сезона и оповестить об этом население через средства массовой информации | Администрация Брянского района | |||
Определение мест, пригодных для массового отдыха людей на воде в период купального сезона | Администрация Брянского района | |||
Подготовка мест массового отдыха населения у воды к купальному сезону в соответствии с требованиями Правил охраны жизни людей на водоемах Брянской области | Органы местного самоуправления | |||
Выявление и осуществление контроля мест массового неорганизованного отдыха людей на водоемах, с выставлением предупреждающих и запрещающих знаков в данных местах в соответствии с Правилами охраны жизни людей на водоемах Брянской области | в течение купального сезона | Органы местного самоуправления | ||
Организация занятий в учебных заведениях и детских оздоровительных лагерях по теме: "Правила безопасного поведения при купании" | МУ Управление образования Брянского района | |||
Проводить систематический анализ причин гибели и травм людей на воде, выработать совместные меры по улучшению профилактической работы среди населения | июнь, август 2015 года | Администрация Брянского района, КЧС и ОПБ Брянского района | ||
Планирование и проведение месячника безопасности на водоемах Брянской области | июнь -август 2015 года | Органы местного самоуправления | ||
II. ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД |
||||
Определить места массового подледного лова рыбы рыбаками-любителями и проведения праздничных и спортивных мероприятий на льду и оповестить население через средства массовой информации об этих местах | октябрь 2015 года | Администрация Брянского муниципального района | ||
Организовать обеспечение безопасности на льду в местах массового лова рыбы. Оградить эти места знаками, предупреждающими об опасности, установить контроль за толщиной льда, своевременно корректировать возможность выхода населения на лед. Систематически оповещать население через средства массовой информации о ледовой обстановке на водоемах | Администрация Брянского муниципального района, водопользователи, спортивные организации, общество рыбаков - любителей | |||
Организовать разъяснительную работу с населением по мерам безопасности и предупреждению несчастных случаев на водных объектах в зимний период с использованием средств массовой информации, проведением в школах и других образовательных учреждениях профилактических бесед и занятий по правилам безопасного поведения детей на льду | октябрь - ноябрь 2015 года, март - апрель 2016 года | Администрация Брянского района, МУ "Управление образования Брянского района" | ||
Штабная тренировка с КЧС и ОПБ Супоневского сельского поселения по теме "Действия органов управления по управлению силами и средствами ТП РСЧС Супоневского сельского поселения при угрозе и возникновении ЧС, вызванной весенним половодьем" | перед началом ледостава | Отдел по ГО и ЧС администрации района, глава администрации Супоневского сельского поселения | ||
Разработка Плана мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде 2015 года на территории Брянского муниципального района. | Отдел по ГО и ЧС администрации района | |||
Выставить информационные предупреждающие знаки на водоемах в опасных местах выхода (выезда) людей на лед (промоины, проруби, участки для выколки льда, тонкий лед) | ноябрь 2015 года - апрель 2016 года | Администрация Брянского района, главы администраций сельских поселений Брянского района | ||
Обеспечить безопасность участников и зрителей при проведении соревнований, праздников и других массовых мероприятий на льду | ноябрь 2015 года - апрель 2016 года | Администрация Брянского муниципального района, МО МВД России "Брянский" |
Приложение 3
Утверждено
постановлением администрации
Брянского района
от 21.05.2015 N 1184
Председатель рабочей группы: |
|
Завьялов К.С. | Заместитель главы администрации, управляющий делами, председатель КЧС и ОПБ в Брянском районе |
Члены рабочей группы: |
|
Лысухо А.И. | Начальник отдела по ГО и ЧС |
Зайцев И.Н. | Старший инспектор отдела по ГО и ЧС |
Монастырский Ю.П. | Начальник ГКУ "Брянский пожарно-спасательного центр" (по согласованию) |
Кнороз А.С | Главный государственный инспектор Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Брянской области (по согласованию) |
Начальник отдела по ГО и ЧС
Лысухо А.И.
Приложение 4
Утверждено
постановлением администрации
Брянского района
от 21.05.2015 N 1184
Название | Муниципальное образование | Адрес, место расположения | Пользователи-балансодержатели (эксплуатирующие организации) |
|
место отдыха "Хотылево" | Глинищевское сельское поселение | МУП "Ресурс" |
||
место отдыха "Лесная поляна" | Нетьинское сельское поселение | Обводненный карьер на территории садового | МУП "Нетьинский ЦКУ" |
Начальник отдела по ГО и ЧС
Лысухо А.И.
Приложение 5
Утверждено
постановлением администрации
Брянского района
от 21.05.2015 N 1184
Наименование организации | Зона действия | Кол-во постов | Муници- | Ответственный | Контроль |
|
МУП "Ресурс" | Акватория реки Десна в районе археологических раскопок села Хотылево | Глинищевское | МУП "Ресурс" | Главное управление МЧС России по Брянской области |
||
МУП "Нетьинский ЦКУ" | Обводненный карьер на территории садового товарищества "Лесная поляна" | Нетьинское | МУП "Нетьинский ЦКУ" |
Начальник отдела по ГО и ЧС
Лысухо А.И.
Приложение 6
Утверждено
постановлением администрации
Брянского района
от 21.05.2015 N 1184
Наименование имущества | Количество (единиц) |
||||||||||||||||
Лодка гребная | |||||||||||||||||
Круги спасательные | |||||||||||||||||
Конец Александрова | |||||||||||||||||
Нагрудники спасательные (жилеты спасательные) | |||||||||||||||||
Аптечка первой медицинской помощи | |||||||||||||||||
Санитарная сумка с медикаментами | |||||||||||||||||
Медицинский инструмент (языкодержатели, роторасширители, шины, кислородные подушки и т.д.) | |||||||||||||||||
Электромегафон | |||||||||||||||||
Бинокль | |||||||||||||||||
Огнетушитель
|
Журнал "Право и безопасность"
О новых подходах по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности и спасания людей на водных объектах
Легошин А.Д., заместитель Директора Департамента Оперативного управления МЧС России
Водные объекты - это основной источник жизни человека, объекты коллективного пользования и ответственности. Охрана жизни, поиск и спасание на воде является основой водных отношений.
Условно все водные объекты можно поделить на море и внутренние воды. Системы обеспечения безопасности и спасания людей на них исторически складывались по различным законам, алгоритмам и определялись основными участниками водных отношений. И если на море, за исключением прибрежной полосы, этими участниками в основном являются торговый, военно-морской и рыболовецкий флота, то во внутренних водах их количество значительно больше.
Ежегодно в нашей стране на воде гибнет около 15 тыс. человек. Только в 2004 г. потери составили более 14,5 тыс. человек, из них 1 тыс. - дети. Подобное положение требует от государства принятия экстренных мер в вопросах поиска и спасания людей на море и водных объектах.
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлением Правительства от 30.12.03 № 794 определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в рамках которой функциональная подсистема поиска и спасания на море и водных объектах объединяет органы управления, силы и средства Минтранса России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, Минсельхоза России (Росрыболовство), привлекаемые силы, специальные суда и авиацию других министерств и ведомств и требует комплексного подхода к организации межведомственной системы управления мобильными силами и средствами, координации их действий.
Структурно подсистема поиска и спасания на море и водных объектах состоит из:
Обеспечение безопасности людей на водных объектах также предусматривает взаимодействие всех существующих ведомственных аварийно-спасательных формирований.
Нормативные основы организации взаимодействия на море и во внутренних водах России заложены постановлением Правительства РФ «О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации и "Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России".
В то же время сегодня назрела необходимость привести эти документы в соответствие с перераспределением полномочий между федеральным центром и органами исполнительной власти в субъектах РФ в рамках проводимой административной реформы.
В соответствии с Указом Президента РФ № 868 на Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям возложены функции по осуществлению управления и координации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Однако это не предполагает полную централизацию всех функций, а требует от Министерства создания эффективных механизмов межведомственного взаимодействия.
Основной задачей в области управления становится текущее перераспределение нагрузки между ведомствами (при координирующей роли МЧС России) для осуществления мероприятий по поиску и спасанию людей в соответствии с изменением обстановки.
Другим немаловажным аспектом, связанным с безопасностью на воде, является нормативно-правовое регулирование и реализация государственной политики по вопросу подъема судов и другого затонувшего имущества, создающих угрозу судоходства и причинения ущерба окружающей среде.
В настоящее время работы по судоподъему ведутся бессистемно или выборочно. Многочисленные организации, проводящие подобные работы, очень часто не имеют должного опыта, а экологический ущерб при проведении таких «операций» не принимается во внимание. В целом по стране ситуация с бесхозными затопленными судами и объектами, засоренностью берегов рек, побережий, территориальных вод, островных территорий требует к себе более пристального внимания.
Целесообразно возложить нормативно-правовое регулирование и реализацию государственной политики России в сфере подъема судов и другого затонувшего имущества, создающих угрозу безопасности судоходства и причинения ущерба окружающей среде, в области торгового мореплавания на Минтранс России, а в сфере деятельности Военно-Морского Флота - на Минобороны России.
Новые подходы требуется искать и по вопросам совершенствования организации водолазного дела. В нашей стране существует и развивается ряд водолазных служб ВМФ Минобороны России, Минтранса России, МЧС России, специальные водолазные подразделения МВД России, ФСБ России, ряда других министерств и ведомств, а также большое число коммерческих водолазных организаций. Многие из них оснащены современной техникой, имеют профессиональные кадры, выполняют серьезные подводные работы.
Водолазные службы различных ведомств и организаций создавались под конкретные задачи, и приоритеты расставлялись также в соответствии с основными видами деятельности. Развивалась и нормативная база, однако ее нынешнее состояние требует серьезной переработки с учётом требований времени.
В настоящее время требуется межведомственный подход к применению водолазного труда, организации водолазного дела, решению вопросов обеспечения безопасности, отвечающий уровню современных водолазных технологий.
Особо важным вопросом является оказание специализированной медицинской помощи. В последнее время резко сократилось число лечебных учреждений, способных оказать помощь и провести лечение водолазных заболеваний. Также требуют пересмотра вопросы социальной защиты водолазов.
Все это требует детальной межведомственной проработки с привлечением специалистов всех заинтересованных министерств и ведомств. Для решения этой проблемы ведется работа по созданию при МЧС России специальной водолазной комиссии, информационному объединению функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемой по поручению Президента РФ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О Правилах охраны жизни людей на водных объектах в Московской области
В соответствии с и в целях обеспечения безопасности людей, организации мест массового отдыха на водных объектах в Московской области и охраны окружающей среды на территории Московской области Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить согласованные с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Правила охраны жизни людей на водных объектах в Московской области (прилагаются).
2. Министерству по делам печати и информации Московской области (Моисеев С.Н.) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области Пантелеева А.Б.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
СОГЛАСОВАНЫ
Главным управлением МЧС России
по Московской области
от 31.05.2007 N 1583/1-09
СОГЛАСОВАНЫ
Министерством природных ресурсов
Российской Федерации
от 10.09.2007 N 02-14-36/8694
СОГЛАСОВАНЫ
Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 09.07.2007 N 5353-ВС
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Московской области
от 28 сентября 2007 года N 732/21
ПРАВИЛА
охраны жизни людей на водных объектах в Московской области
1. Настоящие Правила охраны жизни людей на водных объектах в Московской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации , постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" и устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других местах массового отдыха на водных объектах (далее - пляжи), переправах и наплавных местах в Московской области и являются обязательными для физических и юридических лиц.
2. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование в случаях, установленных законодательством.
3. Проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены купание, использование маломерных судов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, о чем население оповещается уполномоченным органом местного самоуправления через средства массовой информации и посредством информационных знаков, аншлагов, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов или иными способами доведения информации.
5. Организации при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых или других массовых мероприятий на водных объектах выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.
6. Проведение на водных объектах соревнований, праздников и других массовых мероприятий осуществляется с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления.
7. Водопользователи, осуществляющие пользование водным объектом или его участком в рекреационных целях, несут ответственность за безопасность людей на предоставленных им для этих целей водных объектах или их участках.
8. Водопользователи, допустившие нарушение настоящих Правил, в том числе вследствие несоблюдения указанных в договоре водопользования или решении о предоставлении водного объекта в пользование условий и требований, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.
9. Открытие и использование пляжа по назначению без разрешения Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России по Московской области (далее - ГИМС МЧС России по Московской области) не допускается.
10. На период купального сезона водопользователи (владельцы пляжей) обеспечивают на пляжах работу спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением.
Расписание работы спасательного поста (дежурства спасателей) устанавливается владельцем пляжа по согласованию с органом местного самоуправления.
11. Пляжи располагаются на расстоянии не менее 500 метров выше по течению от мест спуска сточных вод, не ближе 250 м выше и 1000 м ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений.
В местах, отведенных для купания, и выше их по течению до 500 м запрещается стирка белья и купание животных.
12. Береговая территория пляжа должна иметь ограждение и стоки для дождевых вод, а дно водного объекта в пределах участка акватории, отведенного для купания, - постепенный скат без уступов до 2 м при расстоянии от береговой линии (уреза воды) не менее 15 м и очищено от водных растений, коряг, стекла, камней и других опасных для купания предметов.
13. Площадь участка акватории водного объекта, отведенного для купания на проточном водном объекте, должна обеспечивать не менее 5 квадратных метров на одного купающегося, а на непроточном водном объекте - в 2-3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв.м площади береговой части пляжа, в купальнях - не менее 3 кв.м.
14. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворотов и течения, превышающего 0,5 метра в секунду. Купальни должны соединяться с берегом мостками или трапами, быть надежно закреплены, сходы в воду должны быть удобными и иметь перила.
15. Границы участка водного объекта, отведенного для купания, обозначаются буйками красного или оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 20-30 м один от другого и до 25 м от мест с глубиной 1,3 м. Границы заплыва не должны заходить в зоны судового хода.
16. Пляжи (места) для отдыха и купания детей, кроме соответствия общим требованиям к пляжам должны иметь отдельные ограждения. На этих пляжах спасательные круги и "концы Александрова" навешиваются на стойках (щитах), установленных по берегу на расстоянии 3 м от уреза воды через каждые 25 м.
Максимальная глубина открытых водных объектов в местах купания детей должна быть не глубже 1,3 м. Граница участка акватории водного объекта, отведенного для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами.
Пляж и берег у места купания детей должны быть отлогими, без обрывов и ям. Пляж должен иметь площадки, защищенные от ветра. Не допускается устройство пляжей на глинистых участках. Минимальная площадь пляжа на одно место должна быть 4 кв.м.
17. Оборудованные на пляжах места для прыжков в воду, как правило, должны находиться в естественных участках акватории с приглубыми берегами. При отсутствии таких участков устанавливаются деревянные мостки или плоты до мест с глубинами, обеспечивающими безопасность при нырянии. Могут также устанавливаться вышки для прыжков в воду в местах с глубинами, обеспечивающими безопасность при выполнении прыжков. Мостки, трапы, плоты и вышки должны иметь сплошной настил и быть испытаны на рабочую нагрузку.
18. Пляжи оборудуются стендами с извлечениями из настоящих Правил, информацией ГИМС МЧС России по Московской области (телефон дежурной части, инспекторского отделения), материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на воде, данными о температуре воды и воздуха, обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнечных лучей, душами с естественным подогревом воды, баками с кипяченой водой, а при наличии водопроводов - фонтанчиками с питьевой водой.
19. На выступающей за береговую черту в сторону судового хода части купальни с наступлением темноты должен зажигаться белый огонь кругового освещения на высоте не менее 2 м, ясно видимый со стороны судового хода.
20. На пляже не далее 5 м от береговой линии (уреза воды) выставляются через каждые 50 м стойки (щиты) с навешенными на них спасательными кругами и "концами Александрова". На кругах должно быть нанесено название пляжа и надпись "Бросай утопающему".
21. На пляже устанавливаются мачты голубого цвета высотой 8-10 м для подъема сигналов: желтый флаг 70х100 сантиметров или 50х70 см, обозначающий "купание разрешено" и черный шар диаметром 1 м, обозначающий "купание запрещено".
22. Пляжи, как правило, должны быть радиофицированы, обязательно иметь телефонную связь, а также помещение для оказания пострадавшим первой медицинской помощи, на береговой части пляжа должны быть размещены стойки (щиты) с информацией о владельце (арендаторе) пляжа, водно-спасательной станции, в зоне ответственности которой находится пляж.
23. Водопользователи (владельцы пляжей), работники водно-спасательных станций и спасательных постов, общественные активисты проводят на пляжах и в местах массового отдыха разъяснительную работу по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде с использованием технических средств связи и оповещения, стендов и фотовитрин с профилактическими материалами.
Водопользователи (владельцы пляжей) на пляжах, протяженность береговой линии которых составляет более 200 м, должны обеспечить установку на пляжах технических средств для экстренного вызова спасателей к месту происшествия.
24. Указания спасателей, сотрудников милиции в части обеспечения безопасности людей и поддержания правопорядка на пляжах и в местах массового отдыха являются обязательными для водопользователей (владельцев пляжей) и граждан.
25. Каждый гражданин обязан оказывать посильную помощь людям, терпящим бедствие на воде.
Взрослые обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, их плавание с использованием неприспособленных для этого средств (предметах), совершение на пляжах и в местах общего пользования на водных объектах запрещенных действий, указанных в пункте 27 настоящих Правил, и других нарушений на водных объектах.
26. На пляжах и в местах массового отдыха запрещается:
1) купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с запрещающими знаками и надписями;
2) заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
3) подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам, прыгать в воду с неприспособленных для этих целей сооружений;
4) загрязнять и засорять водные объекты и берега;
5) купаться в состоянии опьянения;
6) приводить с собой собак и других животных;
7) играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также нырять и захватывать купающихся, подавать крики ложной тревоги;
8) плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах и других предметах, представляющих опасность для купающихся.
27. Обучение людей плаванию должно проводиться в специально отведенных местах пляжа. Ответственность за безопасность обучаемых несет преподаватель (инструктор, тренер, воспитатель), проводящий обучение или тренировку.
28. Эксплуатация пляжей в лагерях отдыха детей запрещается без инструкторов по плаванию, на которых возлагается ответственность за безопасность детей и методическое руководство обучением их плаванию.
29. Для проведения уроков по плаванию оборудуется примыкающая к водному объекту площадка, на которой должны быть плавательные доски, резиновые круги, шесты для поддержки неумеющих плавать, плавательные поддерживающие пояса, электромегафоны и другие обеспечивающие обучение средства. Контроль за правильной организацией купания детей в лагерях отдыха осуществляют руководители этих лагерей.
30. Для купания вне пляжа выбирается неглубокое место на водном объекте с пологим дном без свай, коряг, острых камней, стекла, водорослей и ила. Обследование места купания проводится людьми, умеющими плавать и нырять.
31. Вблизи пляжей и мест проведения массовых мероприятий на водных объектах должны быть предусмотрены оборудованные места стоянок автотранспорта. Въезд автотранспорта на пляжи запрещается.
32. Режим работы лодочных переправ и наплавных мостов (далее - переправы) определяется эксплуатирующими их организациями (владельцами переправ) по согласованию с органами местного самоуправления, а также с органами, осуществляющими надзор за безопасностью судоходства.
33. Техническое состояние береговых сооружений, помещений и павильонов для ожидания пассажиров, водоотводов, причальных и швартовых устройств, леерных ограждений, аппарелей, разводных устройств наплавных мостов, переходных пролетов и трапов должно соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
34. На видных местах на переправах устанавливаются стенды (щиты) с материалами по профилактике несчастных случаев с людьми и с извлечениями из правил пользования (эксплуатации) переправами, включая порядок посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов.
35. Переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, а наплавные мосты - спасательные круги из расчета 1 круг на 5 м моста с каждой стороны.
36. Используемые на переправах плавсредства должны иметь установленную для них документацию, быть пригодными к плаванию и эксплуатироваться в соответствии с требованиями, устанавливаемыми органами, осуществляющими надзор за безопасностью судоходства, в зависимости от поднадзорности этих плавсредств.
37. Режим работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими их организациями по согласованию с органами местного самоуправления, Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Московской области и ГИМС МЧС России по Московской области в соответствии с законодательством, в том числе с учетом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лед.
38. Для обеспечения безопасности людей на переправе организуется спасательный пост.
39. У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором помещается информация о том, какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается проезд по данной переправе, какой интервал движения и какую скорость необходимо соблюдать, другие требования, обеспечивающие безопасность на переправе.
Места, отведенные для переправ, должны соответствовать следующим условиям:
1) дороги и спуски, ведущие к переправам, благоустроены;
2) в районе переправы отсутствуют (слева и справа от нее на расстоянии 100 м) сброс теплых и выход на поверхность грунтовых вод, а также промоины, майны и площадки для выколки льда;
3) трассы автогужевых переправ имеют одностороннее движение.
На переправах категорически запрещается:
1) пробивать лунки для рыбной ловли и других целей (за исключением случаев, установленных законодательством);
2) осуществлять переход и проезд в неогражденных и неохраняемых местах.
40. При переходе водного объекта по льду следует пользоваться оборудованными переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии - убедиться в прочности льда с помощью пешни. Выход на лед в местах, где выставлены запрещающие знаки, не допускается.
41. Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водный объект ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п.
Безопасным для перехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 см.
42. При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5-6 м и быть готовым оказать немедленную помощь терпящему бедствие.
Перевозка грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
43. Пользоваться на водном объекте площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 см.
44. При переходе водного объекта по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепление лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо.
Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м. Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием.
45. Во время подледного лова рыбы нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами.
Каждому рыболову рекомендуется иметь спасательное средство в виде шнура длиной 12-15 м, на одном конце которого должен быть закреплен груз весом 400-500 граммов, а на другом - изготовлена петля.
46. Организации при производстве работ по выемке грунта, торфа и сапропеля, углублению дна водных объектов вблизи пляжей, в других местах массового отдыха населения на водных объектах и вблизи них обязаны ограждать опасные для купания участки с выставлением соответствующих запрещающих знаков безопасности на воде.
Работы по выемке грунта вблизи водных объектов, особенно в местах массового отдыха людей, должны осуществляться в соответствии с законодательством.
47. По окончании работ по выемке грунта в обводненных карьерах, организации, выполнявшие эти работы, должны произвести выравнивание дна в соответствии с утвержденной и согласованной проектной документацией в установленном законодательством порядке.
48. Организации при производстве работ по заготовке льда на водных объектах должны ограждать опасные для людей участки и выставлять соответствующие запрещающие знаки безопасности на воде.
49. Знаки безопасности на воде устанавливаются водопользователями (владельцами пляжей, переправ, наплавных мостов, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов), организациями, проводящими дноуглубительные, строительные или другие работы в целях предотвращения несчастных случаев с людьми на воде.
50. Знаки безопасности должны соответствовать требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", принятого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.09.2001 N 387-ст .
51. Знаки безопасности устанавливаются на видных местах и укрепляются на столбах (деревянных, металлических, железобетонных и др.) высотой не менее 2,5 м.
Надпись на знаке | Описание знака |
|
Место купания (с указанием границ в метрах) | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже изображен плывущий человек. Знак крепится на столбе белого цвета |
|
Место купания детей (с указанием границ в метрах) | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже изображены двое детей, стоящих в воде. Знак крепится на столбе белого цвета |
|
Место купания животных (с указанием границ в метрах) | В зеленой рамке. Надпись сверху. Ниже изображена плывущая собака. Знак крепится на столбе белого цвета |
|
Купаться запрещено (с указанием границ в метрах) | В красной рамке, перечеркнутой красной чертой по диагонали с верхнего левого угла. Надпись сверху. Ниже изображен плывущий человек. Знак крепится на столбе красного цвета |
|
Переход (переезд) по льду разрешен | Весь окрашен в зеленый цвет. Надпись посредине. Знак крепится на столбе белого цвета |
|
Переход (переезд) по льду запрещен | Весь окрашен в красный цвет. Надпись посредине. Знак крепится на столбе красного цвета |
|
Не создавать волнение | Внутри красной окружности на белом фоне две волны черного цвета, перечеркнутые красной чертой по диагонали с верхнего левого угла |
|
Движение маломерных судов запрещено | Внутри красной окружности на белом фоне лодка с подвесным мотором черного цвета, перечеркнутая красной чертой по диагонали с левого верхнего угла |