Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

На днях, в зоне отдыха «Заречье» проведены водолазные работы. Данное место является местом традиционного купания не только жителей городского округа Троицк, а и всего ТиНАО Москвы.

Основной задачей ставилось извлечение крупных и опасных для жизни и здоровья отдыхающих людей металлических и бетонных конструкций со дна пляжа.

На месте работали водолазы центра «Лидер» МЧС России под руководством подполковника Петра Гриценко во взаимодействие с заместителем начальника окружного Управления МЧС Михаила Баталова.

В связи с большим весом конструкций было принято решение о предварительном дроблении и распиливании их под водой. В этих целях использовался специальный гидравлический инструмент и оборудование. Работы водолазов во всем снаряжении с тяжёлым инструментом, под водой в условиях практически нулевой видимости требовали от всех спасателей максимальной выучки и собранности. С этой задачей водолазы МЧС России успешно справились.

Выезд и работы проводились расчетом из 6 человек, 5 из них с водолазной квалификацией. В ходе проведенных работ с помощью подводного гидродинамического инструмента «Простор» и мобильной лебедки усилием до 3 тонн было демонтировано и извлечено на поверхность производственного мусора свыше 1,5 тонн, обеспечив тем самым большую безопасность людей, плавсредств, а также поддержание экологии природной зоны на надлежащем уровне.

17 мая 2006 г. исполнилось 15 лет со дня введения в действие приказа МЧС России от 17.05.1996 г. № 318 "Об организации водолазного дела в МЧС России". В соответствии с ним была проделана большая работа по созданию и развитию водолазной составляющей поисково-спасательных формирований МЧС России. Рассмотрим, как это осуществлялось

За прошедшие годы созданы водолазные службы, поисково-спасательные подразделения (водолазные) в ГУ "ГОС-АКВАСПАС", отряде "Центроспас", 294-м ЦСООР, региональных ПСО МЧС России и их филиалах, в Байкальском ПСО МЧС России. На 1 марта 2011 г. в рядах ПСФ МЧС России насчитывается 18 водолазных специалистов, 36 водолазных врачей и 503 спасателя-водолаза различной квалификации. Всего в ПСФ МЧС России допущено к водолазным спускам и их медицинскому обеспечению 557 человек.

В поисково-спасательных работах на акваториях водных объектов участвуют 1268 водолазов из аварийно-спасательных формирований, содержащихся за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, которые находятся в прямом или оперативном подчинении главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Созданы следующие отделы:

Ежегодно проводятся централизованные сборы водолазных специалистов и водолазных врачей, проводимые УПСС, а также региональные сборы спасателей-водолазов с последующим изданием приказов о подтверждении и повышении ими водолазной квалификации.


Разработан ряд нормативных и учебно-методических документов по вопросам организации водолазных работ и подготовки водолазов в системе МЧС России. Проведена большая работа по оснащению поисково-спасательных служб водолазным снаряжением и средствами обеспечения водолазных спусков и работ, мобильными бароком-плексами.

С каждым годом растет количество водолазных работ, требующих применения сложных технологий: поиск и подъем затонувших объектов – автомобильной и другой тяжелой техники, летательных аппаратов, маломерных судов; оказание помощи судам, терпящим бедствие; обследование подводных потенциально опасных объектов и гидросооружений; устранение аварий на глубоководных выпусках, водозаборах и подводных продук-топроводах, очистка дна акваторий в местах массового отдыха граждан.

Подводные аварийно-спасательные и технические работы, выполненные водолазами ПСФ МЧС России:

  • подводно-технические работы по ремонту аварийных массивов-гигантов мола порта Сочи;
  • подводно-технические работы по обследованию трубопроводов (водовы-пуски и водозаборы);
  • работы по подъему со дна акваторий 484 единиц автомобильной техники;
  • работы по подъему со дна акваторий маломерных судов. Подъем яхты "Сцилла" (ноябрь 2005 г., Иркутское водохранилище, 35 м);
  • подъем 5 упавших и затонувших вертолетов с глубин от 30 до 62 м, а также фрагментов самолета со дна Телецкого озера;
  • 74 аварийно-спасательные работы по наложению пластырей на пробоины корпусов судов и освобождению гребных винтов от стальных и капроновых канатов;
  • подводные аварийно-спасательные работы при ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (на нижнем бьефе при закрытии нижних затворов, в помещениях машинного зала при поиске и спасении пострадавших). Обследовано состояние верхнего бьефа тела плотины с применением телеуправляемого подводного аппарата "Фалькон";
  • водолазным составом 294-го ЦСООР со дна рек Волга и Днепр, северо-западного филиала ГУ "ГОСАКВАСПАС" из затонувших в годы Великой Отечественной войны в Балтийском море судов и Туапсинского филиала отряда "Центроспас" из глубин Черного моря, дальневосточного регионального ПСО со дна Татарского пролива и Японского моря поднято более 1200 невзорвавшихся боеприпасов.

Подготовка водолазного состава

Подготовка и подтверждение (повышение) квалификации водолазного состава проводится:

  • в 40-м российском центре подготовки спасателей;
  • в центре подготовки Байкальского ПСО МЧС;
  • в полевом (палаточном) центре водолазной подготовки на базе Туапсин-ского филиала отряда "Центроспас";
  • в ДВРПСО;
  • в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования – водолазных врачей и водолазных специалистов по программе "Медицинское обеспечение водолазных спусков";
  • на сборах водолазных специалистов и водолазных врачей ПСФ МЧС России;
  • на сборах водолазного состава региональных ПСО;
  • в ходе подготовки и во время соревнований по многоборью спасателей МЧС России.

Только за период 2005–2010 гг. подготовлено 324 спасателя-водолаза 3-го, 2-го, 1-го класса, 24 водолазных врача, 5 водолазных специалистов. 12 водолазов отряда "Цент-роспас" подготовлены для совершения водолазных спусков на глубину до 100 м. Освоено современное водолазное снаряжение, позволяющее применять различные по составу газовые смеси, что увеличивает продолжительность пребывания в толще воды на различных глубинах и повышает безопасность водолазных спусков.


В 2006 г. коллегия МЧС России утвердила концепцию развития водолазного дела для выполнения задач, поставленных перед министерством в Положении об МЧС России, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.

Основные направления развития водолазного дела МЧС России

  1. Участие в разработке проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ в рамках работы Межведомственной комиссии по водолазному делу, нормативно-правовых актов МЧС России по водолазному делу для системы МЧС России.
  2. Оснащение водолазных подразделений современной водолазной техникой.
  3. Совершенствование системы подготовки водолазного состава ПСФ МЧС России.
  4. Применение современных технологий выполнения водолазных работ на различных глубинах с выполнением подводных аварийно-спасательных и подводно-технических работ.

Цель и задачи развития водолазного дела МЧС России

Цель – развитие мобильных поисково-спасательных подразделений (водолазных) ПСФ МЧС России, оснащенных современными техническими средствами, владеющих высокими спасательными технологиями, экстренно реагирующих на ЧС локального, местного, территориального, регионального, федерального и трансграничного уровней, происходящие на водных объектах в границах зон их ответственности.


  • совершенствование водолазного дела МЧС России;
  • развитие мобильных поисково-спасательных подразделений (водолазных) в структуре поисково-спасательных формирований МЧС России, способных выполнять подводные аварийно-спасательные работы до глубины 60 м с учетом особенностей регионов;
  • создание на базе поисково-спасательных подразделений (водолазных) Байкальского ПСО, отряда "Цент-роспас" и ГУ "ГОСАКВАСПАС" мобильных водолазных групп, оснащенных современными техническими средствами для проведения водолазных аварийно-спасательных работ методом кратковременных погружений до глубин 100–120 м;
  • дальнейшее развитие учебно-тренировочных центров подготовки и повышения квалификации водолазных кадров в Туапсинском филиале отряда "Центроспас" и Байкальском ПСО, ДВРПСО, 40-м РЦПС, отработка на их базе вопросов оснащения и методики применения современных водолазных технологий для водолазных подразделений ПСФ;
  • оснащение поисково-спасательных формирований современной водолазной техникой, снаряжением, средствами обеспечения водолазных спусков и работ, средствами медицинского обеспечения водолазов.

Задачи мобильных водолазных подразделений

  • спасение и эвакуация людей, терпящих бедствие на море и внутренних водных путях;
  • спасение людей из полузатопленных отсеков аварийных объектов;
  • поиск и обследование затонувших объектов;
  • спасение и эвакуация людей, терпящих бедствие в условиях наводнения;
  • выполнение водолазных работ на затопленных объектах (шахты, колодцы, гидротанки, пещеры);
  • выполнение водолазных работ в агрессивных жидкостях (нефть, нефтепродукты и т.п.);
  • обследование аварийных гидротехнических сооружений (водозаборов, опор, эстакад, мостов, плотин, подводных продуктопроводов);
  • подъем затонувших объектов, ценных грузов и документов;
  • ликвидация последствий ЧС на подводных аварийных объектах;
  • спасательные водолазные работы в местах массового отдыха;
  • обследование и очистка дна водных объектов;
  • оказание помощи судам, летательным аппаратам, терпящим бедствие на водных объектах;
  • спасание людей из затопленных и полузатопленных отсеков транспортных средств;
  • обследование водолазами и с помощью необитаемых подводных аппаратов аварийных гидротехнических сооружений (водозаборов, опор, эстакад, мостов, плотин), фарватеров, гаваней и рейдов, проведение мониторинга опасных гидротехнических сооружений и подводных потенциально опасных объектов;
  • обследование и неотложный ремонт подводных частей аварийных гидротехнических сооружений при угрозе возникновения ЧС;
  • осмотр и ремонт водолазами установленных на грунт объектов подводного наблюдения и мониторинга подводных потенциально опасных объектов;
  • расчистка (в том числе и с помощью взрывчатых веществ) фарватеров, гаваней, рейдов;
  • поиск и обследование затонувших объектов (судов, техники и др.); подготовка их (фрагментов) к подъему и подъем на поверхность;
  • поиск и подъем ценных предметов, устройств и документов;
  • выполнение водолазных работ особого назначения по поиску, подъему и уничтожению боеприпасов, взрывоопасных предметов, а также в условиях радиоактивного заражения (загрязнения) и воздействия ионизирующего излучения.

Развитие водолазных служб за счет средств бюджета субъектов РФ

Основные цели:

  • организация взаимодействия при решении вопросов подготовки водолазного состава и в ходе ликвидации ЧС на водных объектах;
  • повышение эффективности применения водолазных подразделений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.


Основные задачи:

  • оказание методической помощи в разработке документов, регламентирующих деятельность водолазных подразделений;
  • реализация единой технической политики в направлении оснащения водолазных подразделений современной водолазной техникой;
  • оказание помощи в организации подготовки водолазных кадров;
  • повышение эффективности в организации взаимодействия в ходе реагирования на локальные, местные, территориальные ЧС на водных объектах.

Стационарный барокомплекс

Комплекс размещается в нескольких помещениях:

  • барокамерный зал;
  • компрессорная ВВД;
  • кислородная компрессорная;
  • газохранилища воздуха, гелия, кислорода, дыхательных смесей.

Мобильный водолазный комплекс

Назначение:

  • доставка водолазов и оборудования к месту проведения водолазных спусков и работ;
  • обеспечение водолазных спусков и работ;
  • проведение декомпрессии, лечебной рекомпрессии, учебно-тренировочных спусков в барокамере

Телеуправляемый подводный аппарат Falcon

Предназначен для ведения поисковых и обследовательских работ в толще воды.

Рабочая глубина – до 300 м.

Смесевой аппарат замкнутого цикла с автоматическим поддержанием состава дыхательной смеси (ребризер) Inspiration, принятый на вооружение мобильных глубоководных водолазных групп МЧС России. Рабочая глубина погружения в аппарате до 120 м. Время работы аппарата без перезарядки 3–4 ч.

Более 20 лет прошло со дня введения в действие приказа МЧС России «Об организации водолазного дела в МЧС России». За это время созданы водолазные службы и поисково-спасательные формирования (ПСФ) в которых несут постоянное дежурство более полутора тысяч водолазов. С каждым годом растет объем водолазных работ, требующих применения сложных технологий: поиск и подъем затонувших объектов; оказание помощи судам, терпящим бедствие; обследование подводных потенциально-опасных объектов и гидротехнических сооружений; устранение аварий; очистка дна акваторий в местах массового отдыха граждан.

С самых первых дней существования водолазной службы МЧС России является надежным партнером, разработчиком, производителем и одним из основных поставщиков водолазного снаряжения и подводного оборудования.

Специалистами АО «Тетис Про» совместно с сотрудниками МЧС России разработана и поставлена серия изделий специально предназначенных для спасателей-водолазов.

Для решения задач ПСФ МЧС России необходимо использовать практически полный спектр и оборудования. Поисково-спасательным формированиям на постоянной основе поставляется индивидуальное водолазное снаряжение – как автономное легководолазное, так и шланговое, подводная телевизионная техника, все виды подводного инструмента, средства обеспечения водолазных спусков, средства поиска и обследования подводных объектов.

В ПСФ МЧС успешно эксплуатируются , разработанные АО «Тетис Про» специально для МЧС России. Комплектация и запас воздуха позволяет начать подводные работы немедленно по прибытии к месту работ.

Начиная с 2002 года и до сегодняшнего дня приоритетным направлением во взаимодействии АО «Тетис Про» и МЧС России является производство - (МВК), предназначенных для обеспечения водолазных спусков и работ; проведения декомпрессии, лечебной рекомпрессии, учебно-тренировочных спусков.

МВК работают практически во всех регионах России, обеспечивая скорость и удобство доставки водолазов и оборудования к месту проведения водолазных спусков и работ, а также безопасность спусков.

В отряде Центроспас МЧС России, Дальневосточном и в Южном РПСО введены в строй и успешно эксплуатируются уникальные , обеспечивая высокий уровень готовности и физиологической натренированности личного состава.

Еще одним из уникальных решений, также специально разработанных для ПСФ МЧС России, стал Многофункциональный пожарно-спасательный катер КС-170. В составе катера предусмотрен комплект оборудования для решения широкого спектра задач, в т.ч. проведение комплекса аварийно-спасательных работ и локализации разливов нефти и нефтепродуктов.

Комплект включает в себя поисково-обследовательский комплекс и средства обеспечения водолазных спусков, стационарно установленные на катере и 6 однотипных мобильных контейнерных модулей, устанавливаемых на катере в зависимости от решаемой задачи:

Модуль пожарно-технического вооружения;

Модуль аварийно-спасательных работ;

Модуль ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов;

Медицинский модуль интенсивной терапии;

Модуль водолазного комплекса;

Модуль штабной.

Самым современным средством для подводных работ являются (ТПА), которые служат для обеспечения безопасности водолазных спусков, проведения безводолазных обследовательских и подводно-технических работ на больших глубинах, поиска и обследования объектов на дне. Для обеспечения эффективного подводного поиска ТПА оснащаются и

«Пойдем в прорубь, погреемся»

Будни этих людей — чрезвычайная ситуация. Они первыми оказываются на месте аварий, терактов, пожаров, выбросов химически опасных и радиоактивных веществ, там, где прошел ураган, лавина, сильный паводок, где бушует эпидемия. Когда все бегут от беды — они лезут в самое пекло. Что для обывателя — подвиг, для них — штатная поисково-спасательная операция.

Спецкор «МК» встретилась со спасателем поисково-спасательного отряда Северо-Западного регионального центра Алексеем Дурасом, который по итогам 2014 года был признан лучшим водолазом МЧС России.

Фото из личного архива

Коренной петербуржец, 28 лет, по сути — еще мальчишка. Лицо сосредоточенное, взгляд такой, что броню прожжет, в осанке — готовность в любой момент прыгнуть вперед. Служил во 2-й отдельной бригаде специального назначения ГРУ в Псковской области.

— После армии пошел работать в службу поискового аварийно-спасательного обеспечения, что действовала при аэропорте «Пулково». Год проработал в пожарном подразделении, потом попал в парашютно-десантную группу. У нас была задача первыми прибыть на место, где воздушное судно пропало с радаров. В нужную точку спускались с вертолета на тросе или прыгали с парашютом.

В подразделении работали универсальные специалисты. При необходимости в водолазном снаряжении спасатели погружались под воду.

Алексей Дурас водолазную подготовку проходил в морской школе.

— Сначала погружались в бассейн со стареньким, проверенным временем воздушно-дыхательным аппаратом АВМ-5. Потом уже в резиновых костюмах со вшитой трехпалой перчаткой ходили в технический бассейн, шестиметровую железную коробку, напичканную всевозможными техническими устройствами.

— Как попали на работу в МЧС?

— По рекомендации двух друзей — Андрея Мещерякова и Виталия Иванова. Это было в 2008 году. Если честно, думал, что меня не возьмут. Пришел, меня встретил замначальника отряда Константин Григорьевич Литовчик. Положил перед ним на стол десантную книжку, парашютно-десантную книжку, книжку водолаза, водительские права. Он посмотрел документы и выдал: «Как десантник вы меня не устраиваете. Пойдете в водолазы». А мне самому хотелось попасть именно в водолазный отряд.

Водолазная служба тогда базировалась на Васильевском острове, в месте впадения Невы в Финский залив, где с петровских времен сохранился караульный павильон со шпилем.

— Вспомни свое первое задание в составе водолазного расчета.

— Это были поиски утонувшего рыбака на озере в окрестностях Питера. Пришел вызов, погрузились в машину-«буханку», поехали. На месте опросили свидетелей, произвели разведку, оценили водоем, наметили технологическую схему работ. Озеро разбили на квадраты. Видимость — нулевая, там сплошной торфяник, руку у маски видишь, и только. Каждый обследовал свой сегмент.

Работают спасатели всегда парой. Один водолаз ныряет привязанный к тросу, на сленге спасателей — включенный в сигнальный конец, второй его страхует, находясь на суше. Связь с рабочим водолазом осуществляется с помощью сигнального конца. Это страхующая ярко-оранжевая веревка, взятая удавкой вокруг пояса, которая проходит над грудным грузом водолаза. Шутя водолазы ее называют пуповиной. С помощью этого сигнального конца и «переговариваются». «Азбука Морзе» спасателей — это рывки и частые подергивания.

— Дернет напарник трос один раз — значит, он на грунте, чувствует себя хорошо. Два рывка — ответ на запрос с поверхности о количестве воздуха: пока все в порядке. Частое подергивание три раза означает: не могу выйти без помощи второго водолаза. Можно, например, запутаться в сетях, зацепиться за корягу, или за тобой захлопнулась дверь или переборка.

— Как при нулевой видимости можно найти утонувшего человека?

— На ощупь. Идешь как звездочка, раскинув руки и ноги в разные стороны, чтобы охватить как можно больше площади. Тело человека плотное, иной раз его можно спутать с корягой. Но чаще, взяв в руку коленку, пятку, запястье, ты уже понимаешь, что это человеческое тело.

— Не бывает страшно?

— Стараюсь абстрагироваться от эмоций. Когда тело находишь, идет выброс адреналина: нашел, поставленная задача выполнена, все. Была пара моментов, когда в пруду светил фонарем — и утонувший человек внезапно появлялся перед глазами. Луч фонаря выхватывал гримасу смерти. Но и в этом случае мысль одна: о, нашел. Взял под мышку и начал всплывать.

Поле деятельности у водолазного расчета Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС обширное: Нева с притоками и каналами, Ладожское озеро, Онега, Балтика.


Алексей Дурас признан лучшим водолазом МЧС России.

Алексей Дурас вспоминает, как поднимали со дна Невы буксир:

— Это была одна из самых сложных в техническом плане операций. Буксир расчищал Неву ото льда. Капитан не справился с течением, судно занесло на волнорез Дворцового моста, оно перевернулось и ушло на грунт. У буксира водоизмещение 30 тонн. Чтобы поднять судно, из порта доставили специальный плавучий кран. Сначала работали коммерческие организации, но сделать ничего не смогли. Сложность заключалась в положении баркаса. Судно уткнулось носом в грунт. Мы в это время сидели в «КамАЗе», готовые в любой момент подключиться к работе. Поступила команда. Олег Медведев поставил условие: ни одного должностного лица на плавучем кране быть не должно. Известно ведь, что при аврале возникает суета, один кричит одно, второй дает совершенно противоположную команду. Медведев, учитывая ледоходность судна и толщину носовой брони, рассчитал, какой должен быть диаметр троса, чтобы он не порвался и в то же время не разрезал корпус.

Заводить стропы в ледяную Неву отправился Алексей Дурас.

— Видимость ограниченная, глубина 15 метров. Буксир стоял на фарватере, подводное течение — около 2,5 метра в секунду. У судна вся корабельная оснастка наружу. В клюзы, отверстия в носу буксира для якорных канатов, завел сначала под днищем тонкий трос, вытянул его наверх, потом уже протягивали основной трос. Подняли судно, оттащили к берегу, откачали помпами воду. Нашли тела капитана и механика, которые, как мы и предполагали, оказались заперты в рубке.

Работа водолаза всепогодная. Когда приходится погружаться в трескучий мороз, спасатели шутят: пойдем в прорубь, погреемся. Даже когда на улице минус 25, под водой +2…+3. Легочный аппарат и редуктор при этом приходится обливать кипятком — чтобы не примерзали клапаны.

— Пять лет назад, 13 декабря, на Октябрьской набережной в Неву упал внедорожник. Машина снесла два участка ограждения в виде гранитных столбов и чугунной ограды и упала в реку. Мороз был как раз под -20, но лед на Неве еще не встал. Выехали на катерах, машину довольно далеко утащило течением от берега. Я шел первым, нашел джип, уперся в него. Напарник Антон Гадюк застропил внедорожник за ось. Тело водителя, чтобы оно не потерялось во время подъема, мы привязали к рулю. Работы осложнялись тем, что я почти «ослеп», шток подачи воздуха в маску промерзал, включалась постоянная подача воздуха, маска обледенела.

— А водителю можно было в такой ситуации спастись?

— Если человек сталкивается с каким-то препятствием на скорости 120 километров в час, он уже не жилец. Если вы свалитесь на машине в открытую воду, стоит помнить: как только вода заполнит салон по окна, двери вам уже не открыть. Давление воды снаружи будет выше, чем внутри. Тут вариант один — бить стекла чем угодно. Но стекло выбить очень сложно, у нас, например, есть специальные пробойники. Если удалось пробить в стекле хотя бы небольшую дыру, вылезти через которую невозможно, не отчаивайтесь, хладнокровно дождитесь, пока машина наполнится водой, смело открывайте дверь и выныривайте. Давление внутри и снаружи уже будет равным. Второй вариант: когда у машины закрыты все окна, она тонет вертикально, первым уходит под воду капот с мотором, корма всегда поднята. Упритесь во что-нибудь и попытайтесь выдавить ногами заднее стекло.

Рыбаки на льду зимой более-менее готовы к таким ситуациям, они, например, не закрывают двери и окна машин. Автомобиль, когда проваливается, может упереться дверьми за края полыньи, и у водителя есть время, чтобы выбраться. А у спасателя ведь есть только четыре минуты, чтобы достать человека и откачать.

— В Неве хорошая видимость?

— На три метра все прекрасно видно. Темнота наступает на глубине более 10-12 метров. Нева — очень чистая и глубокая река. По объему переносимой воды она занимает первое место в Европе. Но Нева в себе таит немало загадок, например, в ней есть места с обратным течением.

— О необычных находках можете вспомнить?

— Однажды, когда искали утонувшего оператора «Вестей», на дне Невы обнаружили машину, сняли с нее номера, — выяснилось, что она два года числится в угоне. Было дело, водолазы случайно наткнулись на танк.

Самое напряженное время у водолазов, по признанию Алексея Дураса, это межсезонье, когда лед еще не встал или уже успел подтаять. Но был в жизни спасателя один летний сезон, который стал настоящим испытанием.

10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в считанные минуты затонул теплоход «Булгария». Под водой остались 122 человека.

— Я тогда был дома. По телефону пришло оповещение: готовность №1, это означало, что в течение полутора часов все должны собраться на базе. Прибыли, собрали водолазное снаряжение, получили пайки. Улетали из «Пулково» в Казань обычным гражданским бортом.

Затонувшая «Булгария» была обозначена двумя ориентирами. Из воды вертикально торчала корма спасательной шлюпки, которая другим концом была прикреплена тальблоком к верхней палубе затонувшего теплохода. Рядом на волнах бился маленький спасательный круг, который был привязан к борту «Булгарии» и оставался на месте. Потом водолазы его срезали и забрали с собой на базу, в Питер.

Прибывшие ранее спасатели Центроспаса от места спуска с рабочей баржи до объекта проложили специальные канаты — ходовые концы. По ним водолазы и проникали в корпус затонувшего теплохода.

Алексей Дурас сразу начал работать в тяжелом водолазном снаряжении, плотном гидрокостюме.

— Нам определили самые дальние отсеки. Я шел впереди, за мной шел напарник в легком водолазном снаряжении. В первом заходе со мной был Андрей Захаров, классный специалист. В тесных трюмах чувствуешь себя комфортно, зная, что спина надежно прикрыта. Я заходил в отсек, Андрей страховал дверь. Все схемы теплохода, которые у нас были, оказались неверными. Там прошла перепланировка. Перемещаясь по отсекам, мы на ходу составляли план спасательных работ.

Напарники менялись, Алексей в тяжелом снаряжении, рискуя жизнью, продолжал лавировать в узких захламленных коридорах и отсеках, перебирая руками простыни, матрасы, отслоившиеся куски обшивки. Тела утонувших пассажиров искал на ощупь, в полнейшей тьме.

— Заходил в каюту, ощупывал плавающие вещи, людей нет, все, шел дальше. В одном из помещений нашел сразу семерых. По одному стал передавать их вниз, Андрюхе. Он переносил их дальше до выхода. Там находился уже третий водолаз.

— Дети среди них были?

— Двое ребятишек. Когда передавал первого из них, сообщил по связи: «Найден ребенок». Наш старший, Олег Медведев, говорит: «Алексей, держись, ты же знал, к чему тебя готовят…» Я в ответ: «Медведь, я о том, что он маленький, не потеряйте его». Мог ведь выскользнуть при транспортировке.

В нижних отсеках, где нет иллюминаторов, водолазная станция, в составе которой работал Алексей, подняла 16 тел погибших. Он сам провел под водой в общей сложности 6 часов 22 минуты.

— Потом в знак благодарности правительство Татарстана накрыло для нас столы. Это было траурное мероприятие. Кто-то из ребят заметил, что из тех, кого мы подняли на палубу, не было ни одного взрослого мужика, одни женщины, старики и дети. Корабль лег на бок, двери оказались на потолке. Вода хлынула под мощным давлением. Самые слабые выбраться не смогли.

За поисковые работы на затонувшей «Булгарии» Алексей Дурас был награжден медалью «За отвагу». А по итогам 2014 года был признан лучшим водолазом МЧС России.

За работу на глубине спасатели расплачиваются декомпрессионной болезнью — кессонкой, что может привести к некрозу, хрупкости костей. Но жизни без погружений они уже не представляют. Вода для них — это другой, параллельный мир, где как нигде чувствуешь себя свободным. А лучший саундтрек — плеск воды.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ