Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

СТ 275 УК РФ .

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации
шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или
их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую
известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной
или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или
их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере
до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а
также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если
оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало
предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не
содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражается в форме действий в виде: а) шпионажа; б) выдачи сведений, составляющих государственную тайну; в) оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Об объективных признаках шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Выдача сведений, составляющих государственную тайну, выражается в сообщении, доведении или передаче соответствующих сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям. Выдача может совершаться разными способами: устно, письменно, посредством электромагнитных установок, тайников и т.п. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" государственная тайна - это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен в указанном Законе и Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Выдача государственной тайны окончена с момента перехода сведений соответствующему адресату. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи проявляется в (со)финансировании деятельности иностранных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей, направленной против безопасности Российской Федерации, снабжении их необходимым оборудованием и материалами, оказании им информационной поддержки и т.п. Оказание иной помощи состоит в содействии враждебной деятельности другими действиями: посредством выполнения роли связного, вербовки агентуры для иностранных спецслужб, перехода на сторону врага в военное время и т.п.

2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.

3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.

4. В примечании к данной статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 275, 276, 278 УК. Это возможно если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

: "Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев". В ч. 2 ст. 137 УК РФ предусматривается более строгое наказание за "Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев". Законодатель в ст. 137 УК РФ к частной жизни относит "личную или семейную тайну", которая рассматривается в качестве предмета данного состава преступления. Соответственно коммерческая или банковская тайна охраняется ст. 183 УК РФ , а государственная тайна - ст. 275, 276 УК РФ. К уголовной ответственности лицо может быть привлечено по ст. 137 УК РФ , если оно без согласия потерпевшего незаконно собирало или распространяло сведения о частной жизни потерпевшего. При этом законодатель требует установить корыстную или иную личную заинтересованность субъекта и реальный вред правам и законным интересам граждан. Очевидно, что законодатель круг потерпевших, указанных в ст. 137 УК РФ , искусственно ограничивает лишь гражданами РФ. Учитывая общепризнанные принципы и нормы международного права, положения общей части УК РФ, ст. 137 УК РФ должна защищать частную жизнь не только граждан РФ, но и лиц без гражданства и иностранных граждан. Поэтому представляется желательным внесение изменений в ст. 137 УК РФ , уточняющих круг потерпевших. В ч. 1, ст. 137 УК РФ законодатель предусмотрел одинаковое наказание за отличающиеся по степени общественной опасности деяния: незаконное собирание и незаконное распространение сведений, составляющих личную или семейную тайну. Процесс собирания таких сведений, безусловно, связан и с их хранением, что в законе не рассматривается в качестве уголовно-наказуемого деяния. В то же время в ст. 276 (шпионаж) УК РФ наряду с собиранием сведений указывается и на их хранение. Если хранение сведений, составляющих личную или семейную тайну, совершается из корыстной или иной личной заинтересованности, оно так же, как и собирание таких сведений, должно наказываться по ст. 137 ч. 1 УК РФ , чтобы профилактировать деятельность "любителей собирать досье", а затем использовать их для шантажа и т. п. Интересны и положения ст. 183 УК РФ . В ч. 1 ст. 183 УК РФ законодатель предусматривает наказания за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в виде штрафа либо лишения свободы; а в ч. 2, ст. 183 УК РФ - за незаконное разглашение этих сведений без согласия владельца, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. При этом разглашение наказывается более строго, чем собирание, и влечет уголовную ответственность, если причинен крупный ущерб потерпевшему. В ст. 137 УК РФ уголовная ответственность и за собирание, и за распространение сведений наступит лишь при условии причинения вреда правам и законным интересам граждан. В ст. 183 ч. 2 УК РФ законодатель наряду с распространением предусмотрел более строгое наказание и за использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, что отсутствует в с

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность РФ, т.е. состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности России от внешнего враждебного воздействия.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением любого из следующих действий: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

3. Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только субъектом преступления. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание, содержащееся в ст. 276 УК (см. комментарий к ней).

4. Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, несанкционированная огласка которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности России и которые отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г.

5. Деяние образует состав государственной измены, если государственная тайна выдается именно иностранному государству, иностранной организации (государственной, негосударственной, межгосударственной) или их представителям - руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.

6. Выдача означает предоставление сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, вручение чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.

7. Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. К таким действиям относятся: вербовка агентов для зарубежных разведывательных служб; предоставление иностранным разведчикам жилья, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, одеждой, деньгами и т.д.

8. Если гражданин РФ, оказывая помощь указанным в законе субъектам в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности, совершает политическое (диверсия, вооруженный мятеж и др.) или общеуголовное (убийство, кража и т.п.) преступление, то оно подлежит дополнительной квалификации по совокупности с государственной изменой.

9. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственной измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Государственная измена в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия, которым оказывается реальная помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности.

10. Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства и т.д.

11. Субъект преступления специальный - гражданин РФ, достигший возраста 16 лет. Его соучастником не может быть лицо, не обладающее названным специальным признаком. Действия иностранного гражданина или лица без гражданства, привлекшего россиянина к противоправному завладению сведениями, составляющими государственную тайну, должны квалифицироваться как шпионаж, а совершение иных враждебных действий в ущерб внешней безопасности нашей страны надлежит квалифицировать по статьям гл. 29 УК, предусматривающим ответственность за такие действия (ст. ст. 277 - 282).

12. Субъектом выдачи государственной тайны может быть не только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе (такое мнение не основано на букве закона), но также лица, которым такие сведения стали известны иным путем (за исключением их собирания или похищения), например были сообщены знакомыми, попали в распоряжение данного лица случайно и т.п.

13. Примечание к ст. 275 УК содержит основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий.

Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ.

Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РФ иного (помимо государственной измены) состава преступления.

При наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности за государственную измену или за шпионаж является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание (п. "и" ч. 1 ст. 61 УК).

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание.

Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона выражается в форме действий в виде: а) шпионажа; б) выдачи сведений, составляющих государственную тайну; в) оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Об объективных признаках шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Выдача сведений, составляющих государственную тайну, выражается в сообщении, доведении или передаче соответствующих сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям. Выдача может совершаться разными способами: устно, письменно, посредством электромагнитных установок, тайников и т.п. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” государственная тайна – это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен в указанном Законе и Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 “Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне”. Выдача государственной тайны окончена с момента перехода сведений соответствующему адресату. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи проявляется в (со)финансировании деятельности иностранных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей, направленной против безопасности Российской Федерации, снабжении их необходимым оборудованием и материалами, оказании им информационной поддержки и т.п. Оказание иной помощи состоит в содействии враждебной деятельности другими действиями: посредством выполнения роли связного, вербовки агентуры для иностранных спецслужб, перехода на сторону врага в военное время и т.п.

2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.

3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.

4. В примечании к данной статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 275, 276, 278 УК. Это возможно если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность РФ, т.е. состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности России от внешнего враждебного воздействия.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением любого из следующих действий: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

3. Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только субъектом преступления. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание, содержащееся в ст. 276 УК (см. комментарий к ней).

4. Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, несанкционированная огласка которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности России и которые отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне” в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г.

5. Деяние образует состав государственной измены, если государственная тайна выдается именно иностранному государству, иностранной организации (государственной, негосударственной, межгосударственной) или их представителям – руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.

6. Выдача означает предоставление сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, вручение чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.

7. Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. К таким действиям относятся: вербовка агентов для зарубежных разведывательных служб; предоставление иностранным разведчикам жилья, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, одеждой, деньгами и т.д.

8. Если гражданин РФ, оказывая помощь указанным в законе субъектам в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности, совершает политическое (диверсия, вооруженный мятеж и др.) или общеуголовное (убийство, кража и т.п.) преступление, то оно подлежит дополнительной квалификации по совокупности с государственной изменой.

9. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственной измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Государственная измена в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия, которым оказывается реальная помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности.

10. Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства и т.д.

11. Субъект преступления специальный – гражданин РФ, достигший возраста 16 лет. Его соучастником не может быть лицо, не обладающее названным специальным признаком. Действия иностранного гражданина или лица без гражданства, привлекшего россиянина к противоправному завладению сведениями, составляющими государственную тайну, должны квалифицироваться как шпионаж, а совершение иных враждебных действий в ущерб внешней безопасности нашей страны надлежит квалифицировать по статьям гл. 29 УК, предусматривающим ответственность за такие действия (ст. ст. 277 – 282).

12. Субъектом выдачи государственной тайны может быть не только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе (такое мнение не основано на букве закона), но также лица, которым такие сведения стали известны иным путем (за исключением их собирания или похищения), например были сообщены знакомыми, попали в распоряжение данного лица случайно и т.п.

13. Примечание к ст. 275 УК содержит основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий.

Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ.

Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РФ иного (помимо государственной измены) состава преступления.

При наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности за государственную измену или за шпионаж является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание (п. “и” ч. 1 ст. 61 УК).

Комментарий к статье 275 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом государственной измены являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности Российского государства. Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной безопасности являются защита основ конституционного строя и суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности.

Основы конституционного строя РФ представляют собой главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства, которое, с одной стороны, выполняет функции управления обществом, а с другой – находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. В Конституции РФ основы конституционного строя регламентированы главой 1, в которой определены носитель суверенитета и источник власти в России, заложены основы правового статуса личности в государстве, закреплена форма правления и тип государственного устройства, указаны иные принципиальные характеристики Российского государства как демократического, светского, социального.

Суверенитет предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Территориальная целостность и неприкосновенность России тесно связаны с государственным суверенитетом, являются одновременно его отражением и условием. Они раскрываются в следующих положениях: “1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности “федеральной интервенции” в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации”.

Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну, либо иные сведения, которые могут быть использованы иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями в ущерб безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) сведения, составляющие государственную тайну РФ, – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 19 марта 2013 г.). В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д.

К “иным сведениям”, которые могут стать предметом государственной измены, относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранными или международными силами способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д.

Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

Как предмет государственной измены сведения могут быть объективированы в устной речи, письменных источниках, технических изделиях и т.д.

Объективная сторона государственной измены состоит в активных, враждебных, совместных с иностранным государством, иностранной или международной организацией или их представителями действиях гражданина РФ, направленных в ущерб безопасности Российской Федерации. Состав преступления является формальным; государственная измена окончена с момента совершения виновным действий независимо от фактического наступления последствий.

В диспозиции ст. 275 УК РФ альтернативно указаны следующие действия, составляющие объективную сторону государственной измены:

а) шпионаж,

б) выдача государственной тайны,

в) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, иностранной или международной организации или их представителям. Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения к уголовной ответственности.

Шпионаж как форма государственной измены с объективной стороны идентичен шпионажу как самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 276 УК РФ Он определяется законом как передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности России.

В отношении сведений, составляющих государственную тайну, уголовно наказуемыми признаются следующие действия: передача, собирание, похищение или хранение; при этом состав преступления будет иметь место как в случае совершения указанных действий по заданию иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей, так и в инициативном порядке, если будет установлена цель передачи этих сведений определенным в статье уголовного закона адресатам.

В отношении “иных сведений” уголовно наказуемыми признаются лишь их передача или собирание; при этом обязательным признаком является совершение указанных действий по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, в то время как цель последующей передачи указанных сведений тем или иным адресатам не имеет решающего значения при квалификации.

Передача – это действия, состоящие в незаконном предоставлении сведений, составляющих предмет шпионажа, лицами, у которых находятся эти сведения, посторонним лицам для временного использования или хранения. Как передачу сведений следует квалифицировать и иные разновидности действий, состоящих в любых способах их возмездного либо безвозмездного сбыта другим лицам (продажу, дарение, обмен и т.д.). Как самостоятельный признак состава государственной измены, передача предполагает предоставление соответствующим адресатам сведений, которыми виновный изначально владеет на незаконных основаниях.

Собирание – это действия, состоящие в различных (кроме похищения) способах завладения и приобретения сведений, составляющих предмет шпионажа: покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение этими сведениями в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков хищения. Собирание сведений может быть совершено способом, составляющим самостоятельное преступление (например, путем применения насилия к лицу с целью получения от него соответствующих сведений). В этом случае виновный несет ответственность по правилам совокупности преступлений.

Похищение – это действия, заключающиеся в изъятии у юридических или физических лиц носителей информации, составляющей государственную тайну, независимо от того, владеют ли эти лица соответствующими предметами законно или незаконно; это противоправное завладение носителями информации любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Очевидно, что “похищение” сведений, составляющих государственную тайну, предполагает хищение физических носителей таких сведений. В силу чего при наличии к тому оснований содеянное виновным может быть квалифицировано по совокупности с преступлениями против собственности (например, ст. 164 УК РФ).

Хранение – это действия, связанные с незаконным владением сведениями, составляющими государственную тайну, и сокрытие носителей соответствующей информации в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 276 УК РФ Ими являются иностранное государство, иностранная или международная организация, иностранная разведка, их представители.

Иностранное государство – это любая (кроме Российской Федерации) политико-правовая организация конкретного общества с соответствующей формой правления вне зависимости от того, входит ли она в ООН, имеются ли у нее дипломатические отношения с Россией и признана ли она международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Иностранная организация – это объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории РФ, так и за ее пределами.

Понятие международной организации для целей применения ст. 275 и ст. 276 УК РФ нуждается в широкой трактовке. Ею следует признавать не только созданные государствами на основании договоров или иных соглашений органы сотрудничества государств по тем или иным вопросам или наднациональные, надгосударственные организации, которым государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий, а также, исходя из Пояснительной записки к проекту Федерального закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (который стал Законом N 190-ФЗ от 12 ноября 2012 г.), организации, основанные отдельными лицами для осуществления деятельности на территории нескольких государств.

Представители иностранного государства, международной или иностранной организации – это лица, которые наделены правом принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства или организации. Исходя из смысла закона, передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, но при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как пособничество в указанных преступлениях либо как разглашение или выдача государственной тайны.

Иностранная разведка – это разновидность спецслужбы иностранного государства, государственный орган (их система или структурное подразделение государственного органа), наделенный полномочиями по осуществлению разведывательной (контрразведывательной) деятельности.

Лицо, действующее в интересах иностранной разведки, не обязательно является представителем (официальным представителем) спецслужб, в качестве такого может выступать любое частное лицо, выполняющее отдельные задания иностранной разведки.

Государственная измена в форме шпионажа (и шпионаж как самостоятельное преступление) окончена с момента совершения соответствующих действий: передача – в момент отчуждения сведений; собирание и похищение – в момент завладения сведениями; хранение – с момента начала хранения независимо от его продолжительности.

Поскольку действия, образующие шпионаж, перечислены законодателем как альтернативные, последовательное собирание, хранение и передача лицом сведений, составляющих предмет преступления, квалифицируются как единое преступление.

Выдача государственной тайны как форма государственной измены состоит в передаче соответствующих сведений международной или иностранной организации, иностранному государству или их представителям и может быть совершена лишь лицом, которое располагает соответствующими сведениями по службе, работе, учебе или в силу иных законных оснований. Установление законности факта владения сведениями, составляющими государственную тайну, является необходимым условием отграничения таких форм государственной измены, как шпионаж и выдача государственной тайны.

Оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ как форма государственной измены, может выражаться в различных действиях: предоставлении денежных средств, оборудования, проведении финансовых операций, оказании консультационных услуг, укрывательстве агентов иностранных спецслужб, пособничестве в осуществлении ими своей разведывательной и иной деятельности, вербовке агентов для иностранных спецслужб, переходе на сторону врага в военное время, совершении каких-либо преступлений по заданию иностранного государства или его спецслужб и т.д. В случаях, когда конкретные действия, состоящие в оказании помощи иностранному государству, содержат признаки каких-либо самостоятельных составов преступлений, содеянное подлежит квалификации по правилам идеальной совокупности преступлений. Для установления данной формы государственной измены в настоящее время нет необходимости устанавливать, что субъект оказывал помощь иностранному государству, иностранной или международной организации в проведении именно враждебной деятельности. Достаточно, чтобы эта деятельность была направлена на причинение ущерба безопасности страны.

Преступление окончено с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ст. 275 УК РФ Состав преступления формальный.

С субъективной стороны государственная измена характеризуется виной в форме умысла. Субъект преступления осознает, что совершаемые действия причиняют или способны причинить ущерб безопасности Российской Федерации, но несмотря на это не высказывает желания прекратить преступные действия и не прекращает их.

Мотивы и цели государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и являющееся гражданином РФ. Субъект специальный. Бипатриды также несут ответственность за государственную измену по ст. 275 УК РФ, поскольку наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Граждане иных государств, лица без гражданства при совершении действий, описанных в диспозиции ст. 275 УК РФ, могут нести ответственность в зависимости от ситуации либо по ст. 276 УК РФ, либо согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ за соучастие (как организаторы, подстрекатели или пособники) в государственной измене.

В примечании к ст. 275 УК РФ законодатель предусмотрел поощрительную норму, согласно которой лицо, совершившее государственную измену, должно быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится состава иного преступления.

Добровольность сообщения органам власти о совершенном преступлении не связывается законом с мотивами поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими такому поведению или повлиявшими на принятое решение. Сообщение может быть сделано как в любой государственный, так и в муниципальный орган власти.

Добровольность предполагает: отсутствие принуждения со стороны кого-либо, неосведомленность органов власти о совершенном преступлении или лице, его совершившем, наличие у субъекта преступления реальной возможности продолжать свою преступную деятельность. Добровольное сообщение о совершенном преступлении в смысле примечания к ст. 275 УК РФ не предполагает обязательного наличия известных закону признаков деятельного раскаяния (способствование раскрытию преступления, возмещение ущерба).

Соответствующие действия могут иметь место, но их отсутствие не препятствует при наличии иных требуемых обстоятельств применению анализируемого примечания.

Своевременность сообщения предполагает, что оно сделано в срок, разумно достаточный для того, чтобы компетентные органы имели возможность предотвратить наступление дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Исходя из текста закона, своевременность сообщения не зависит от стадии совершения преступления; она может быть установлена как на стадии покушения, так и после окончания преступления.
“Иное” способствование предотвращению ущерба интересам России как альтернативное основание освобождения от ответственности за государственную измену, как правило, имеет место после соответствующего сообщения о совершенном преступлении. Оно может выражаться в изобличении соучастников, раскрытии каналов связи с иностранными спецслужбами, перевербовке и т.д.

Видео о ст. 275 УК РФ

Чем больше обостряется международная ситуация, тем чаще возникают попытки добыть государственную тайну, чтобы использовать ее против России. Эту тайну продают и покупают, в то время как находятся общественные деятели, правозащитники и СМИ, называющие это «шпиономанией». Можно ли отнести к мании реальные преступления, в большинстве которых шпионы и госизменники сознались еще до суда? Справедливо ли интересы государства, безопасность всех и каждого в России приносить в жертву политических игр и желанию нажиться на секретной информации?

Против государства

Государственная измена и шпионаж в УК РФ, а именно преступления против госвласти и наказание за них, описаны в 10 разделе. Глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» включает несколько статей. Первая ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Дается понятие этому действию - передача информации, относящейся к государственной тайне, иностранцам. Сюда также относится спонсирование и консультирование иностранных организаций, которое может повлечь угрозу безопасности РФ и ее гражданам.

Измена Родине: история статьи

Вообще, государственный шпионаж, преступления против государства и народа карались и караются в каждой стране. Если говорить об истории этой уголовной статьи в нашей стране, то важно отметить, что оформилась она в УК РСФСР.

В 1938 г. правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики приняло Уголовный кодекс со статьей №58. В ней содержалось четырнадцать пунктов. Они трактовали:

  1. Контрреволюционные действия.
  2. Вооруженные восстания с целью отторгнуть отдельную республику.
  3. Общение с иностранцами и буржуазией в контрреволюционных целях.
  4. Шпионаж.
  5. Подрыв деятельности предприятий и государственных систем.
  6. Террористические акты.
  7. Разрушение железнодорожных путей и средств сообщения.
  8. Агитация к свержению власти.
  9. Сокрытие контрреволюционного преступления.
  10. Ответственность за участие в царской агентуре.
  11. Саботаж и т. д.

Список действительно широк, наказание - от шести месяцев до высшей меры социальной защиты, то есть расстрела. Осужденных по этой стране называли врагами народа.

Статья не имела названия, только номер. Была выведена первая глава «Преступления государственные» Особенной части УК.

В РСФСР в 1960 г. о контрреволюционной деятельности уже речи не идет, преступление формулируется как «измена Родине». Номер статьи - 64.

Государственная измена: состав преступления

Минимальное наказание составляет двенадцать лет, максимальное - двадцать. В дополнение к сроку может последовать штраф до полумиллиона рублей с ограничением в некоторых гражданских правах на два года.

Структура государственной измены включает:

  • разведку;
  • информирование иностранцев о гостайне;
  • оказание помощи иностранной организации, цель которой - подвергнуть опасности Россию и ее граждан.

Шпионаж

Обеспечение безопасности государства является гарантией безопасности граждан. Поэтому преступления против страны расценивают как угрозу ее жителям. Спецслужбы России выслеживают и иностранных агентов, и гражданских помощников внутри страны.

Деятельность по хищению официально засекреченной информации влечет осуждение граждан другого государства или человека без гражданства, которые получали доступ к секретной или несекретной информации, собирали сведения, являющиеся государственной тайной, а также посвящали в них иностранцев и международные организации. То есть передавали данные, которые делали уязвимой какую-либо структуру РФ. Российское законодательство для шпионов ввело наказание - от десяти до двадцати лет лишения свободы.

Когда гостайну выдает россиянин?

Такие случаи также не редкость. Шпионажу, осуществляемому гражданами России, дает определение статья УК «Государственная измена». Это ситуация, когда россиянин намеренно и с умыслом передает иностранным разведчикам загрифованную информацию. Подразумевается не намеренная добыча военной, внешнеполитической, экономической, оперативно-розыскной тайны, а также информации разведки и контрразведки, а обладание ею легально.

Материалы с грифом «Секретно» являются частью работы сотрудников спецслужб или предприятий обороны. То есть, государство доверяет служащим эти сведения, а они безопасность Российской Федерации ставят под угрозу.

Однако узнать секреты человек может и не будучи посвященным в них по долгу службы. Государственная тайна становится ему известна посредством иных путей, но не при выполнении задания иностранной разведки.

Бывает так, что гражданину России нечаянно становятся известны секретные данные, с которыми он делится и которые выдает уже специально, за вознаграждение или решая личные задачи. Но эти действия оказывают помощь другому государству и вредят гражданам России.

Благие ли намерения?

Такое дело произошло в 2015 году. Жительница Вязьмы Смоленской области связалась с посольством Украины по телефону и сообщила о переброске военнослужащих ГРУ, додумав, что российские военные направляются в сторону Донбасса. С украинскими послами общалась многодетная мать Светлана Давыдова. Позже она объяснила следователям, как сначала заметила, что часть рядом с ее домом опустела, а потом подслушала разговор в маршрутке военного, который рассказывал о переброске в Москву и о том, что военные в ожидании командировки.

История вызвала много шума. Одни говорили, что спецслужбы взялись за Давыдову и косвенно подтвердили, что российские войска действительно стоят на Донбассе. Другие обращали внимание на то, что женщина намеренно совершила госизмену.

Давыдова вела дневники, часть записей опубликована. Женщина пишет о своих намерениях «попросить политического убежища», он убеждена, что «в Украине борются за народ». Есть и записи о в/ч ГРУ. Однако уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Противники такого решения обратили внимание на то, что сведения, раскрывающие план мероприятий ВС России, это и есть государственная тайна. А предположения Давыдовой о переброске российских военных именно на Донбасс - фантазия и провокация. В Генштабе ВС России подтвердили, что данные секретные и их разглашение ставило под угрозу эффективность усиления госграницы с Украиной - в это время происходил обстрел приграничной территории со стороны украинцев. Были погибшие и раненые.

Многие не верили, что Давыдова подслушала разговор в маршрутке, считая, что военного, болтающего о передислокации, женщина просто выдумала. Но измену государству в действиях Давыдовой суд не увидел. Многодетную мать отпустили.

Можно ли избежать наказания?

Ответственность за государственную измену предусмотрена уголовная. Но если человек сообщит о своей противозаконной деятельности или предотвратит дальнейший ущерб стране, он избежит наказания.

Долго обсуждаемым стало внесение в ст. 275 УК РФ дополнительной трактовки госизмены: финансовая, материально-техническая, консультативная и другие виды помощи иностранцам в деятельности, несущей угрозу РФ. Если раньше фокус был сосредоточен на внешней враждебности, то с расширением понятия некоторые усмотрели в нем внимание к внутренней безопасности, именно из-за того, что теперь нет формулировки «ущерб внешней безопасности». В такой трактовке увидели возможный вред различным НКО и формам самоорганизации.

Сторонники расширения понятия госизмены говорят, что шумиха надуманная, и если те, кто в статье видит угрозу, все-таки будут работать в рамках законодательства, не позволяя себе нарушать безопасность граждан России, то им беспокоиться не о чем.

Изменники и шпионы в 2013-2015 годах

Шпионов и госизменников начали судить чаще. Причем некоторые сдавали секретные данные годами или выдали государственную тайну, например, еще в 2008 году, однако были вычислены спецслужбами.

В 2013 г. последовал приговор военнослужащему абхазской военной части Денису Каймакову. По мнению следствия, 28-летний прапорщик помогал иностранной разведке.

В 2014 г. состоялся суд над жительницей Сочи Екатериной Харебавой, которая в 2008 г. предупредила грузинских военных о передвижении солдат российской армии. Женщину осудили на шесть лет. И как ни пыталась защита оспорить решение, Верховный Суд отказал, согласившись с тем, что действия Хоребавы поставили под угрозу жизнь российских военнослужащих и интересы России.

В 2015 году российские суды рассмотрели с десяток дел о шпионах. В декабре в госизмене был обвинен подполковник в запасе Федор Борискин, который работал на польскую военную разведку. Выйдя на нее, он передавал информацию о Балтийском флоте. Военного приговорили к двенадцати годам заключения.

Также в декабре за разведку осудили украинца Валентина Выговского, которого поймали в 2012 г. Спецслужбы России выяснили, что он пытался вербовать работников авиационно-космического комплекса и вел разведку в России. На Выговского спецслужбы вышли в Крыму, он признался на предварительном следствии, что продавал секретные документы о разработках, находя помощников через интернет. Украинца приговорили к одиннадцати годам лишения свободы.

Еще один суд был в декабре 2012 г. Осужден капитан первого ранга Владислав Никольский. Он открыл Украине техдокументацию на десантный корабль и другие чертежи на технику. По этому делу также проходили другие участники утечки информации - Василий Черный и Вячеслав Родионов.

В ноябре 2015 г. подмосковный полицейский получил срок за деятельность в пользу Америки. Евгений Чистов три года продавал ЦРУ материалы о работе Министерства внутренних дел России. Чистов сознался, что поддался вербовке. Бывшего полицейского осудили на тринадцать лет строгого режима.

В октябре Московский городской суд рассматривал дело руководителя украинского Оборонзавода Юрия Солошенко. Известно, что у шпиона изъяли оборудование. Какое именно и каковы подробности дела - засекречено.

Также в октябре был осужден житель Брянска, работавший на пограничников Украины. Он сливал информацию о специальном объекте Министерства обороны РФ, но спецслужбы вышли на шпиона раньше, чем тот успел передать данные. Наказание для Виктора Шура - двенадцать лет строгого режима.

В сентябре того же года к четырнадцати годам лишения свободы был приговорен сотрудник Главного разведывательного управления Генштаба, который хотел устроиться на службу в Швецию, но, рассказывая о своей работе в России, слил гостайну. Геннадия Кравцова обвинили в госизмене, но сам он с решением не согласен.

В августе пятнадцать лет получил полицейский Эстонии за контрабанду и шпионаж. Кроме того, разведчик заплатил в российскую казну сто тысяч штрафных санкций. Когда ФСБ задержали эстонца, при нем нашли спецтехнику для скрытой записи.

Спецслужбы говорят о факте незаконного пересечения границы, однако власти Эстонии заявили, что Кохвер работал в приграничной зоне и полицейского насильно доставили на территорию России. Поймали его в Псковской области. Кохвера скоро обменяли на Алексея Дрессена, который, работая в полиции безопасности Эстонии, сотрудничал с ФСБ России. За это Дрессен был осужден на родине.

В марте 2015 г. за госизмену к сроку приговорили полицейского Красноярска Романа Ушакова. Он получал деньги от американских спецслужб, предавая интересы государства. Ушаков пытался оспорить решение суда и пятнадцатилетний срок, но Верховный Суд оставил все без изменений.

Уголовные дела по госизмене в 2016 году

Несколько громких дел о госизмене было и в 2016 году. Одно из них - арест и обвинение в сентябре преподавателя МГТУ им. Баумана. Приговор вынесен, но материалы хранятся в секрете. Объявлено, что Владимир Лапыгин имел доступ к техническим документам «Роскосмоса», которые отправлял за границу. Решение суда - семь лет колонии строгого режима.

В июне слушалось дело о бывшем сотруднике ФСБ Евгении Петрикине, который занимался обеспечением внешних связей РПЦ. Процесс был закрыт, и подробности не разглашаются. Судья приговорил Петрикина к двенадцати годам лишения свободы.

В апреле в Калиниграде осудили Евгения Матайтиса. Военного в запасе с двумя гражданствами - российским и литовским, завербовала разведка Литвы. Мужчина сознался в том, что продавал материалы о деятельности Вооруженных сил России. Решением суда ему назначено наказание - тринадцать лет лишения свободы.

В апреле состоялось рассмотрение еще одного дела о литовском агенте. ФСБ задержали литовца Арстидаса Тамошайтиса в момент получения загрифованных материалов. Позже шпион признался, что он работает на литовскую военную разведку. Процесс был закрытым, приговор - двенадцать лет лишения свободы.

В январе в Краснодаре осудили авиадиспетчера Петра Парпулова. Его обвинили в разглашении гостайны во время отдыха в Грузии. Материалы дела засекречены и публично никаких официальных подробностей никто не высказал. Адвокат же настаивает на том, что Парпулов вычитал гостайну на сайте газеты Минобороны «Красная звезда». Видимо, показания о вычитанных государственных секретах не подтвердились. Приговор - двенадцать лет лишения свободы.

Иностранцу передал чертежи разработок российских вооружений и один из инженеров танка «Армата». Максима Любомирского приговорили к девяти годам тюремного заключения.

Президентское помилование

Летом 2017 г. объявили о помиловании Владимиром Путиным двух россиянок, осужденных за госизмену. Марина Джанджгава и Анник Кесян рассказали своим знакомым военным в Грузии о перемещении российских войск. Это было в 2008 году во время начинающегося конфликта в Южной Осетии. Люди, которым россиянки передали информацию, являлись предположительно сотрудниками грузинских спецслужб.

По такой же статье была осуждена, а потом помилована Президентом Оксана Севастиди. Она рассказала в СМС своему грузинскому товарищу о поезде с танками в Сочи. Оказалось, что приятель являлся разведчиком.

Владимир Путин на пресс-конференции сказал, что не в курсе всех деталей дела, а Севастиди видела только то, что видели другие. Однако в обществе посчитали президентскую доброту и мягкость неуместной. И решение о помиловании подписано зря: все видели, но грузинским военным информацию донесли только трое. Во время атаки грузинской армией российских миротворцев погибло более 70 военных России, свыше трехсот получили ранения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ