Научная работа или публикация всегда основывается на каких-либо источниках, откуда взяты основные понятия, факты, аксиомы, почерпнуты наиболее важные мысли.
Поэтому каждая статья, реферат, курсовая работа, дипломный проект, монография и другие авторские труды обязательно должны иметь список использованных источников, оформленных согласно требованиям действующих стандартов ГОСТ.
Источниками для получения информации с целью создания совершенно нового труда могут быть нормативные акты, справочники, научные издания, библиотечные каталоги, периодика, учебники, пособия, методические рекомендации, электронные ресурсы.
Именно использованная литература для написания любой научной работы служит подтверждением ее достоверности, хорошей проработки и анализа информационного материала и гарантирует качество созданного труда.
Чаще всего существует главный источник, на котором основана работа. Список использованных источников и литературы может быть как единичным (иметь один главный источник), так и множественным.
Список литературы печатается на отдельной странице в конце работы между заключением и приложениями. Каждый новый источник нумеруется по порядку и указывается с красной строки.
Не стоит недооценивать значение списка источников для всего труда в целом. Небольшие разделы научной работы: заключение, список использованных источников, введение - являются хоть и самыми краткими ее частями, но по степени важности и информационности не уступают основным разделам.
Введение несет общую информацию об описываемой проблеме, ее суть, важность, позволяет завлечь и заинтересовать читателя.
В заключении приводятся все обобщенные выводы после проведенного анализа.
А в списке литературы указаны наиболее важные ссылки на информацию, то есть вся суть, ядро, на котором построена работа. Без него научный труд не имеет под собой никакой доказательной базы, признанных фактов, значит, может нести неправдивые, выдуманные или ложные сведения.
Оформление списка использованных источников для удобства и быстрого поиска нужного происходит в алфавитном порядке. При этом если присутствуют названия книг или фамилии авторов на иностранном языке, они указываются в том же списке новым алфавитным рядом, после того как будут перечислены все источники на русском языке.
Весь список условно состоит из нормативно-правовых актов и других печатных изданий (монографий, статей), как бы разделяясь на две части. Визуального разделения между частями не делают, список источников идет одним сплошным рядом.
Нормативные акты должны быть указаны в соответствии с их силой действия в порядке убывания:
Одинаковые по силе нормативные документы размещаются в списке хронологически от принятых законодательством позже к более ранним. Обязательна ссылка на источник, откуда взят правовой акт (Конституция, кодекс, электронный ресурс, др.). Отдельным пунктом не принято указывать акты о внесении дополнений и изменений, связанных с законами, в список использованных источников.
1. Закон Краснодарского края «О частных предприятиях Краснодарского края» от 20 июля 2007 г. с дополнениями от 22 января 2008 г. // Газета России. 2009. - 30 сентября.
Вторая часть может содержать в себе следующие издания:
Список использованных источников оформляется в таком порядке:
Статья указывается в списке с названием не только самой публикации, но и периодического издания, в котором она напечатана, номером журнала, страницей газеты и датой выхода.
Оформление списка использованных источников происходит в строго определенной последовательности, с использованием знаков препинания в соответствии с требованиями и правилами русского языка.
1. Ковалев А.В. Историческое развитие банковской системы: пособие для вузов. - Спб.: Издательство ВВМ, 2007. - 334 с.
2. Распутин О.М. Социальное становление общества // Культура и развитие: материалы региональной конференции ученых. Кишинев: ММП, 2003. - С. 26-34.
Список электронных ресурсов оформляется в таком же порядке, по тем же правилам, что и список монографий, книг, статей, но дополняется ссылкой и датой обращения к ресурсу.
1. Борисов Ю.Н. Оптимальное управление ресурсами предприятия - Сочи: Экономист, 2011. - 347 с. [Электронный ресурс]. URL: http: // .... (26.11.2012).
Достоверность информации зависит от того, из каких источников она будет взята и насколько авторы проработанного материала признанные и уважаемые в своей области науки. Отбор качественного материала, взятого для работы и изучения, - наиболее важный этап в написании любого научного труда.
В заключение стоит отметить, что правильно составленный список использованных источников - важная составляющая часть всей работы в целом. Поэтому особое внимание следует уделить отсутствию орфографических и пунктуационных ошибок, опечаток в фамилиях и инициалах авторов.
Написание письменной работы любого вида - курсовой, дипломной, реферата или просто статьи - требует присутствия такого элемента, как список использованных источников и литературы. Он, как правило, располагается в конце творческого труда и является не только нумерованным перечнем библиографических описаний. Здесь содержится своеобразный ключ, который может дать представление о таких качествах автора, как корректность, этичность по отношению к чужому творческому труду, аккуратность и последовательность.
Списки использованной литературы содержат подробную информацию о том, на что опирался автор в своём исследовании. Здесь можно найти исчерпывающие данные об источниках:
Вся эта совокупность сведений, расположенных в чётко определённом порядке, носит название библиографического описания и формирует список используемой литературы по ГОСТу. Именно он является тем специальным нормативным документом, который содержит все правила оформления.
Их может быть несколько. Во-первых, и литературы - это органичная составляющая любой научной работы. Без них фундаментальность того или иного творческого труда становится сомнительной. Ведь ни для кого не секрет, что свои знания и сведения о любом процессе, предмете или явлении автор берёт из какого-либо источника, в качестве которого может быть:
Перечень этот можно продолжать.
Во-вторых, списки использованной литературы содержат ценную информацию о том, на чьи произведения, научные труды опирался автор в своём исследовании. Можно получить представление о том, какого мнения он придерживается в том или ином вопросе.
В-третьих, для тех, кто продолжает изыскания в рассмотренной или смежной проблематике, списки использованной литературы дают точную информацию о том или ином источнике.
Это, пожалуй, самый сложный момент, связанный с этой частью творческой работы, поскольку включает ряд тонкостей, которые выпускают из виду нерадивые студенты, дипломники или аспиранты. О том, как оформить список использованной литературы, есть множество информации: примеры, соответствующие нормативные документы и многое другое. Итак, о чём следует помнить, приступая к оформлению.
Здесь можно использовать такие варианты:
Как правило, студенты в своих работах используют первые два варианта.
Следующим моментом, на который нужно обратить внимание, рассматривая оформление списка использованной литературы, является Оно содержит ряд составляющих, которые располагаются в чётко определённом порядке.
Примерно таким образом формируется список используемой литературы по ГОСТу. Однако есть ещё ряд элементов, которые могут включаться в описание. Это указание на то, что информация представляет собой электронный ресурс. Приводится оно, как правило, в квадратных скобках и следует за названием. В конце библиографического описания располагают URL-адрес или режим доступа.
Здесь нужно вспомнить о том, что для исследования такого уровня предполагается наличие определённых источников. Их тип и содержание должны соответствовать тематике работы.
Как известно, структура состоит из введения, нескольких глав, заключения, списка использованной литературы. Последний определённым образом связан со всеми перечисленными элементами. Во введении указываются авторы, которые занимались заявленной проблематикой. Если при написании использовались их работы, то по тексту обязательно должны присутствовать ссылки, которые и приведут к библиографическим описаниям и позволят сформировать список использованной литературы дипломной работы. Он располагается в самом конце пояснительной записки, следуя за выводами, но перед приложениями.
Также дипломный руководитель может потребовать использовать в работе «свежие» источники, дата издания которых была не ранее, чем за пять лет до написания диплома.
Следует также помнить о том, что все ссылки должны находиться в пояснительной записке, расположенной до заключения и списка использованной литературы. В этих финальных элементах дипломной работы их не должно быть, поскольку первый содержит собственные выводы и предложения автора, а во втором располагаются сами источники.
Естественно, что в каждой дисциплине или области науки есть свои особенности оформления. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Если требуется составить список использованной литературы по праву, нужно обратить внимание на следующие моменты.
Иногда юристу необходимо обращаться к нормативно-правовым актам, которые уже утратили свою юридическую силу. В этом случае они также обязательно должны присутствовать в списке, но располагаться в конце перечня действующей законодательной базы. На эти источники распространяются выше перечисленные правила с той лишь разницей, что в скобках делается соответствующая отметка.
Далее следуют законы, указы, акты правительства и министерств. Внутри группы нормативно-правовых актов расположение производится на основании того, что за документ используется. Если это приказы или постановления, то используют алфавитный порядок, если нормативные акты, то хронологический.
Если в тексте работы есть указания на какой-либо из законов субъектов Российской Федерации, то такой источник размещается после ведомственных и министерских актов. Положения органов местного самоуправления или других государственных структур следуют за законодательными актами субъектов РФ.
Имеет свою специфику и такая как бухгалтерский учёт. Список использованной литературы здесь тоже составляется исходя из юридической значимости источников. Первыми располагаются законы. За ними следуют положения, инструкции и материалы практики. Дальше идут учебные пособия, книги и периодические издания.
Здесь действуют правила, которые были приведены выше, на их основе составляется список использованной литературы. Менеджмент как особенная сфера деятельности может затрагивать любую отрасль. В случае если вопросы касаются юриспруденции, используются правила расположения нормативной документации. При характеристике санитарных норм и охраны труда на предприятии нужно учитывать, что стандарты и инструкции следует располагать после актов большей юридической силы. Далее размещают учебные пособия, книги, периодику и другие издания.
Они помогут окончательно разобраться в том как следует приводить в порядок список использованной литературы.
Пример оформления учебного пособия или статьи:
Библиографическое описание начинается с названия, если у произведения четыре автора, инициалы и фамилии которых приводятся после косой черты.
Как сделать правильный список использованной литературы, если есть ссылки на интернет-издания? Здесь нужно знать о том, что такого рода источники, как правило, завершают перечень и всегда указывают режим возможного доступа к ним.
Как оформить список использованной литературы, если он включает нормативно-правовые документы, акты:
ГОСТ оформление списка литературы, литература по госту, использованная литература
Примеры оформления списка литературы по госту, оформление списка литературы по госту
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
по госту
список литературы по госту
Образец оформления списка литературы
(список литературы обязателен; выполнение по ГОСТу):
Список литературы по ГОСТУ, оформление:
Аболмасов, Н.Н. Стратегия и тактика профилактики заболеваний пародонта / Н.Н. Аболмасов // Стоматология. - 2003. - №4. - С.34-39.
Безрукова, И.В. Классификация агрессивных форм воспалительных заболеваний пародонта / И.В. Безрукова, А.И. Грудянов // Стоматология. - 2002. - №5. - С.45 -47.
Значение контроля микроциркуляции при миллиметровой волновой терапии острого деструктивного панкреатита / Б.С.Брискин, О.Е.Ефанов, В.Н.Букатко, А.Н.Никитин // Вопр. курортологии физиотерапии и лечеб. физ. культуры. - 2002. - №5. - С.13-16.
Иммунологические нарушения в патогенезе хронического генерализованного пародонтита / А.И. Воложин, Г.В. Порядин, А.Н. Казимирский и др. // Стоматология. - 2005. - №3. - С.4 -7.
Кащенко, П.В. Применение лазерной допплеровской флоуметрии в имплантологии / П.В. Кащенко // Применение лазерной допплеровской флуометрии в медицинской практике: матер. третьего всерос. симп. - М., 2000. - С.131-133.
Козлов, В.И. Лазерный анализатор кровотока ЛАКК-01 / В.И.Козлов, В.В.Сидоров // Применение лазерной допплеровской флуометрии в медицинской практике: матер. второго всерос. симп. - М., 1998. - С.5 - 8.
Анализ стоматологической заболеваемости подростков до 18 лет / А.М. Хамадеева, Г.К. Бурда, И.Е. Герасимова, С.С. Степанова // VIII Международная конференция челюстно-лицевых хирургов и стоматологов: матер. конф. - СПб., 2003. - С.170.
Влияние гепаринов на показатели микроциркуляции и реологии крови у больных острым коронарным синдромом / В.С.Задионченко, Е.В.Горбачева, Н.В. Данилова и др. // Применение лазерной допплеровской флуометрии в медицинской практике: матер. IV всерос. симп. - Пущино, 2002. - С.69 - 71.
Адмакин, В.В. Условия применения композитов / В.В. Адмакин. - Красноярск: Изд-во МГПУ, 2003. - 128 с.
Логинова, Н.К. Патофизиология пародонта / Н.К.Логинова, А.И.Воложин. - М., 1995. - 108 с.
Лазерная допплеровская флоуметрия в стоматологии: Метод. рекомендации / Е.К.Кречина, В.И.Козлов, О.А.Терман, В.В.Сидоров. - М., 1997. - 12 с.
Метод лазерной допплеровской флоуметрии в кардиологии: Пособие для врачей / В.И.Маколкин, В.В.Бранько, Э.А.Богданова и др. - М., 1999. - 48 с.
Armitage, G.C. Development of classification system for periodontal diseases and conditions / G.C. Armitage // Ann. Periodontal. - 1999. - №1. - P. 1-6.
До 4 авторов
Eggert, F.M. Performance of a commercial immunoassay for detection and differentiation of periodontal marker bacteria: analysis of immunochemical performance with clinical samples / F.M. Eggert, M.H. McLeod, G. Flowerdew // J. Periodontol. - 2001. - Vol. 72, №9. - P. 1201 - 1209.
4 автора
Erste Beweise einer intressanten Beziehung. Parodontitus und Gafässerkrankungen / N.Mastragelopulos, V.I.Haraszthy, J.J.Zambon, G.G.Zafiropoulos // Новое в стоматологии. - 2002. - №8(108) (спец. вып.). - С.4-5.
Более 4 авторов
The effect of short-term tooth intrusion on human pulpal blood flow measured by laser Doppler flowmetry / M.Ikawa, M.Fujiwara, H. Horiuchi et al. // Arch. Oral Biol. - 2001. - Vol.46, №9. - P.781-788
С 1 января 2009 года вводится в действие новый ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение документов. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей»*1 .
Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)»*2 .
Затекстовые ссылки помещаются после основного текста, а при нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа*3 . В тексте производится отсылка к затекстовой ссылке.
Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки*4 . Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначе-ние и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.
Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов — [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6-8].
Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики... , 1999, с. 56]*5 .
Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: , или [Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35-38].
При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами «Там же» или «Ibid.» (от «Ibidem») (для источников на языках с латинской графикой). Если источник со-храняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же. С. 24], *6 .
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39-40]. Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: 108] или [При-водится по: Красавский, 2001]. Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: 108, с. 27] или [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].
Оформление затекстовых ссылок
(примеры и пояснения)
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос, 2004. — 304 с.*8
2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. — Волгоград: Перемена, 1999. — 274 с.*9
3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1980. — 318 с.*10
4. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. — изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — 304 с.*11
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 363 с.
6. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. — изд. 2-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 288 с.
7. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. — 3-е изд., испр. — М.: Флин-та: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 232 с.*12
8. Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. — 3-е междунар. изд. — СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000. — 510 с.*13
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. — М.: Моск. филос. фонд, 1995. — 322 с.
10. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2006. — 615 с.*14
11. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — Вып. 7. — С. 230-236.*15
12. Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1978. — Вып. VIII: Лингвистика текста. — С. 442-449.
13. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — Т. 1. — С. 14-19.*16
14. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: монография: в 2 ч. / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. — Ч. 1. — С. 215-228.
15. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. — 2001. — № 11. — С. 64-79.*17
16. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук. — Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. — 23 с.*18
17. Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук. — Тверь, 2005. — 174 с.*19
Предписанный для разделения областей библиографического описания знак, точку и тире, допускается заменять на точку. В этом случае затекстовые ссылки выглядят следующим образом *20 :
1. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И.О. Тюриной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 496 с.
2. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4: Жанр и концепт. С. 336-351.
3. Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. 1995. № 3. С. 67-79.
При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые особенности.
«В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу»*21 .
Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу — та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.
Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, например Adobe Acrobat Reader, Power Point и т.п.*22
Сведения ограничения доступа приводят в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: «Доступ из …», «Доступ для зарегистрированных пользователей» и др. Если доступ свободен, то в сведениях не указывают ничего.
Дата обновления документа или его части указывается в том случае, если она зафиксирована на сайте (см. пункт 8). Если дату обновления установить нельзя, то не указывается ничего.
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. — 543 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата об-ращения: 05.10.2008).
2. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. — М.: Республика, 1992. — 510 с. [Электронный ресурс]. URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2008).
3. Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. — 2006. — № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).
4. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. — 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. — URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).
5. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. — URL: http://ihtik.lib.ru/edu_21sept2007/edu_21sept2007_685.rar (дата обращения: 17.05.2007).
6. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии // Академия имиджелогии. — 2004. — 26 марта [Электронный ресурс]. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).*23
7. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. — 2006. — 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата об-ращения: 26.07.2006).
8. Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина. — 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008. — URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008).
*1
. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008). С. 4.
*2
. Там же. С. 5.
*3
. Также возможна сплошная нумерация затекстовых ссылок для отдельных глав, разделов и т.п.
*4
. В круглые скобки заключаются только внутритекстовые ссылки, для отсылок к затекстовым ссылкам, согласно ГОСТу Р 7.0.5 — 2008, они не используются.
*5
. Многоточие, заменяющее часть названия в отсылке, является в данном случае предписанным знаком, а не пунктуационным, поэтому до него и после него ставится пробел.
*6
. После «Там же» ставится точка, страница обозначается заглавной «С.», а не строчной, как в основной отсылке.
*7
. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008). С. 6.
*8
. В отличие от ГОСТа Р 7.1-2003, между инициалами автора пробела нет, так же, как нет и запятой после фамилии автора перед инициалами. Не отделяется пробелом и двоеточие после места издания.
*9
. Вид документа (учебник, учебное пособие, атлас, монография, сборник трудов и т.п.) помещается после названия, отделяясь двоеточием. Пробела перед двоеточием нет.
*10
. Если документ является переводным, то это указывают после вида документа (или непосредственно после названия, если вид не отражен), отделяя косой чертой. Перед косой чертой и после (в каком бы месте описания она ни стояла, что бы ни разделяла) — пробелы.
*11
. Информация об издании (какое оно по счету, стереотипное, исправленное, дополненное ли и т.п.), если она есть, дается после сведений о переводе, отделяясь от них точкой и тире. Если издание непереводное, то информация об издании идет сразу после вида документа (как в пункте 5) или названия, если вид не прописан (как в пункте 6).
*12
. После места издания (города, где издан документ) следует издательство, отделяясь от места издания двоеточием. Если издательства два, то двоеточие ставится сначала после места издания, а затем после первого издательства.
*13
. Если мест издания два или более, то после перечисления издательств первого места издания ставится точка с запятой, а затем следует второе место издания с издательством и т.д.
*14
. Если авторов двое или трое, то все они указываются в начале описания (как в пункте 9), если же авторов более трех, то описание начинается с названия, а три первых автора перечисляются после косой черты. Если указано, под чьей редакцией документ, то это также отражают после еще одной косой черты.
*15
. Если имеется указание на выпуск, том, часть и т.п., то они следуют после года издания. См. также пункт 12, 13 и 14.
*16
. Если в ссылке указывается не общее количество страниц документа, а только те, на которых он находится в более крупном документе, то между страницами ставится тире (не дефис), а пробелы отсутствуют.
*17
. При описании статьи из журнала сначала указывается год, а затем номер журнала.
*18
. Описание автореферата диссертации ничем не отличается от описания других источников, как это было по ГОСТу Р 7.1-2003. Перед многоточием и после него — пробел.
*19
. В описании диссертации отсутствует издательство, поскольку это рукопись. Также оно может опускаться и при описании авторефератов.
*20
. Следует отметить, что все ссылки должны быть оформлены единообразно: либо с тире и точкой, либо только с точкой.
*21
. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008). С. 15.
*22
. См. примеры 4 и 5.
*23
. В электронных публикациях часто присутствует дата, которую включают в описание. Сначала следует год, а затем число и месяц.
Несмотря на то что список литературы – заключительная часть курсовой работы, все преподаватели обращают внимание на его грамотное оформление. Будь там хоть малейшая ошибка или неточность, вряд ли получится без проблем защитить работу с первого раза.
Чтобы избежать столкновений с научным руководителем, лучше все с самого начала делать правильно. Мы расскажем вам о том, как написать список литературы в курсовой, сдать работу с первого раза и не попасть в черный список преподавателей.
Список литературы – это всегда сложно. Ну кому придет в голову, что нужно обязательно упоминать город издания источника, а после упоминания города нужно еще и ставить точечку, даже если далее следует продолжение текста? Никому.
А теперь посмотрите на пример оформления курсовой по ГОСТ 2018:
Обратите внимание: все источники расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Однако есть и другой подход: источники упоминаются по мере упоминания в тексте. Но последний способ чаще используется для оформления работ небольшого формата: реферата, контрольной и так далее.
Существует и еще одна закономерность, которую нужно знать до того, как составить список литературы для курсовой. Источники следует использовать в алфавитном порядке, но в следующей последовательности:
Перед тем, как написать список литературы в курсовой работе, обращаем также внимание на нумерацию. Для этих целей выбирают арабские цифры по возрастанию.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на
Что вызывает у студентов такие огромные сложности в столь, казалось бы, простой работе, как оформлять список литературы в курсовой? Адская пунктуация!
Наверное, больше нигде не встречается столь огромное количество точек, двоеточий, запятых, скобок и кавычек, как в этом разделе работы.
Запоминаем, дорогие студенты:
Теперь понятно, что оформлять список литературы (источников) в курсовой работе по ГОСТ 2018 сложно, но можно. В принципе, вам совершенно нет никакой необходимости страдать в одиночестве - можете обратиться за помощью и консультацией в
Правила оформления списка литературы просты и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 и ГОСТ 7.82-2001.
Если нет списка литературы, то при загрузке в РИНЦ и в другие сервис, статья автоматически помечается как ненаучная и попадает в категорию «Неопределенно»(UNK).
1. Книга
Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.
2.
Статьи из журналов и газет
Реутин М.Ю. Немецкая мистика Средневековья. Жизнь во Христе как перформативная практика // Вопросы философии. 2014. № 9. С. 121–133.
3. Материалы конференций и сборники
Шевченко В. Н. Триангуляции выпуклых многогранников и реализация их f
-векторов // Дискретная оптимизация и исследование операций: межд. конф. (Алтай, 27 июня – 3 июля 2010). Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 2010. C. 75–81.
Киреева Ж.И. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России.: Дисс. … канд. истор. наук. Новочеркасск, 1989. 146 с.
А. [Электронный ресурс]: описание электронного ресурса и документа
Б. URL (адрес страницы в Интернете).
В. Дата обращения к документу.
Бердяев Н.А. Смысл истории. [Электронный ресурс]: Библиотека Якова Кротова. URL: (дата обращения: 18.02.2014).
Реутин М.Ю. Немецкая мистика Средневековья. Жизнь во Христе как перформативная практика. [Электронный ресурс]: Вопросы философии, 2014. №9. Режим доступа: . (дата обращения: 15.10.2014).
Иванов, А.А. Заголовок статьи // Проблемы современной науки и образования/Problems of modern science and education. 2011. № 7. С. 22 -28.
Иванов, А.А. Заголовок статьи / А.А. Иванов, К.К. Петров // Проблемы современной науки и образования/Problems of modern science and education. 2011. № 7. С. 22 -28.
Обратите внимание, что применявшийся ранее ГОСТ 7.1-84 устарел и в настоящее время не применяется. Пользоваться нужно следующим документом:
Библиографическая ссылка. Общие правила и требования составления
После оформления статьи, Вы должны скачать заявку , которая высылается в Редакцию вместе со статьей.