Начиная с 2014 года все российские водители, по желанию, могут поменять права и получить водительское удостоверение новой дизайнерской разработки.
Чем же они отличаются от старых, проверенных годами прав? Если у них преимущества перед старыми удостоверениями?
Внешний вид, концепцию и содержание российский прав на вождение автотранспортными средствами разработали и утвердили еще в 2014 году, но получали их не все водители, а только те, кто выразил желание иметь новый вид удостоверения.
Но с 2017 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.
Старые водительские удостоверения, не требуют замены и сохраняют свою юридическую силу до окончания указанного на них срока.
Разработка нового вида и содержания прав на управление была вызвана приведением документа к международному стандарту. Теперь удостоверение включает новые виды категорий водительского мастерства, к которым может быть допущен управляющий автотранспортом гражданин.
Отныне самый важный для каждого, кто садится за руль, документ изготавливается только на пластике, с неброской расцветкой в светло-розовых тонах, но с четким текстом по всем полям. Размер пластика составляет 8,5 Х 5,5 см, новые права спокойно могут поместиться в портмоне любого типа.
Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку. Она предназначена для защиты удостоверения, и содержит ряд штриховых кодов, которые используются в автоматизированном учете. Количество столбцов и строк строго разграничены – в документе указаны 4 столбца и 17 строчек.
Именно на этих полях вводятся все важные сведения о водителе, допущенном праве к определенному роду автотранспорта, которым может управлять, срок действия удостоверения и много другой важной информации.
Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения. К основным средствам относятся:
Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.
Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:
На обороте документа содержится следующая информация:
С 2014 года оборотная сторона документа изменена:
На сегодняшний день существует 16 категорий водительских прав. Расширенная линейка строго ограничивает допуск к вождению той или иной категории транспортной техники.
Категория и подкатегория | Пиктограмма | Тип транспортного средства |
↓ | Тяжелые мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см³ | |
↓ | Облегченные мотоциклы с двигателем объемом 50-125 см³ | |
↓ | Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест до 8 | |
↓ | Трициклы и квадрициклы | |
↓ | Легковой автотранспорт класса В | |
↓ | Грузовой автотранспорт общей массой свыше 3,5 тонн | |
↓ | Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 тонн | |
↓ | Грузовики категории С с прицепом, масса которого превышает 750 кг | |
↓ | Грузовики подкатегории С1 | |
↓ | Автобусы с числом мест для пассажиров более 8 | |
↓ | Малые автобусы. Пассажирский автотранспорт с местами для пассажиров от 8 до 16 | |
↓ | Автобусы категории D с прицепом массой свыше 750 кг; сочлененные автобусы | |
↓ | Автобусы подкатегории D1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн | |
↓ | Мопеды, скутеры и квадроциклы с малой мощностью | |
↓ | Трамваи | |
↓ | Троллейбусы |
Как можно увидеть из таблицы обозначение E в подкатегории указывает что водитель должен обладать навыками управления ТС буксирующим тяжелый прицеп, масса которого превышает 750 кг. Если открытые вам категории (B , С , С1 , D , D1 ) не имеют приставки Е , вы также можете транспортировать прицепы, но более легкие (в пределах 750 кг).
В новой классификации, к общеизвестным категориям, добавилась категория М . Допуск к вождению мопедом открывается автоматически если у водителя уже имеется водительское удостоверение. Если для вас это первая открываемая категория, чтобы полноправно управлять мопедом предстоит пройти подготовку в автошколе и сдать экзамены в ГАИ.
К примеру, водитель, имеющий категории А и В, при на новые получит удостоверение с дополнительными подкатегориями А1 , В1 , и вдобавок категорию М (см. образец).
Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.
Например, Hummer H1 по попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D .
Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.
Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.
Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1 .
Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:
Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.
Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В , но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.
Однако виды транспортных средств при этом различны:
Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.
Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.
Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.
Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.
Каждый новый водитель обязан пройти специализированные обучающие курсы, это требование стало обязательным для получения прав. И если предполагается передвижение только на машине с автоматической трансмиссией, то учиться и сдавать экзамен в ГАИ можно на авто с подобными характеристиками.
При этом в разделе ограничений проставляется запись АТ. Водитель с такими правами не сможет управлять автомобилем с механикой.
Если же водитель с правами на АКПП захочет в будущем ездить на механике, то для получения допуска и нового водительского удостоверения ему необходимо будет успешно пройти испытания в ГАИ по практическому вождению соответствующего автомобиля с механической коробкой переключения передач.
Лица, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамен по вождению транспорта с механической коробкой передач никаких ограничений не имеют и допускаются к управлению транспортом, соответствующего открытой категории, с любым видом трансмиссии (и «автомат», и «механика»).
Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.
Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.
Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:
Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:
Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:
Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.
Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.
Управление ТС без соответствующего допуска приравнивается к езде без прав и карается по статье 12.7 КоАП РФ часть 1. Административное взыскание в этом случае может составить 5-15 тыс. руб.
Водителю следует знать, что не любое несоответствие допуска к классу вождения и управление каким-то транспортом может быть расценено как грубое нарушение:
Вот что мы хотели вам рассказать о водительских правах. Если у вас возникли вопросы обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам оформив запрос в конце статьи.
Технологии используются в обычной жизни практически повсеместно, достигают они и сферы документации и учета. Введение в обиход биометрических водительских прав позволит не только эффективно использовать федеральный бюджет, но и на расстоянии совершать юридически значимые действия.
Биометрические документы становятся все популярнее, но не все до конца понимают, что это такое. В данном случае, биометрические права – это обычное , содержащее специальную микросхему, в которой содержится биометрическая (физиологическая) информация.
Разработка биометрических прав в Российской Федерации началась в 2015 году совместными усилиями Сбербанка и Министерства цифрового развития. Целью проекта является разработка и внедрение компьютерного чипа на удостоверение водителя. Чип будет содержать данные про водителя:
Стоит ли делать права с чипом?
Помимо этого, была создана общая система идентификации, куда будут вноситься данные о каждом водителе, и разработана уникальная электронная подпись.
При получении прав, данные о водителе и его электронная подпись будут вноситься в общую систему и в дальнейшем существенно облегчат работу МВД и ГИБДД. Таким образом, считывая специальным устройством с микросхемы данные, можно узнать всю необходимую информацию про владельца.
Сегодня подобная система используется в заграничных паспортах, где имеется чип с данными о владельце. Данная технология используется при создании любых биометрических документов, что повышает эффективность их использования и снижает уровень махинаций.
Наличие электронной подписи в микросхеме позволит использовать права не только как документ, подтверждающий квалификацию водителя, но и полноценный документ, подтверждающий личность (со всеми возможными операциями с ним).
Сбербанк и Министерство цифрового развития уже согласовали проект с МВД и начали тестовый запуск, при этом, начало выдачи полноценных биометрических прав назначено на 1 декабря 2018 года. Что необходимо для получения таких прав? Водительские права будут отныне получаться в обычном порядке:
Зачем в правах будет чип, расскажет это видео:
Но с небольшими изменениями: при сдаче необходимых документов для получения , необходимо будет предоставить и данные биометрии (подпись, фото и пр.). Разработчики проекта обещают выдачу документов в обычном режиме без задержек.
Гражданам, которые уже имеют права, будет необходимо обратиться в структуры с целью заменить старые документы на новые, и в процессе обмена также предоставить данные биометрии для внесения их в микросхему. Со временем, будет возможно получить права (а позже и биометрический паспорт) в МФЦ.
Новые водительские удостоверения с микросхемами, можно будет использовать как внутренний паспорт, т.е. гражданское удостоверение личности, что существенно упростит множество операций для владельцев.
Ведущие технологи проекта поясняют, что микросхема с биометрическими данными на водительском удостоверении позволит использовать его для операций с удаленной идентификацией. Как это работает?
Когда начнут выдавать права с биометрическим чипом?
Если гражданину необходимо получить некую финансовую услугу, он может подтвердить свою личность биометрическими правами, также воспользоваться правами можно будет и при совершении каких-либо юридических операций или любых других, где будет требоваться подтверждение личности.
У владельцев подобных документов будут широкие возможности:
Со временем планируют заменить и бумажный внутренний паспорт гражданина Российской Федерации на пластиковую карточку с данными биометрии.
Биометрические технологии позволят государственным структурам совершать наблюдение и контролировать обстановку в целом на дорогах, а также существенно экономить федеральные средства и получать информацию о водителях почти мгновенно.
Как получить права в 2018 году, смотрите в этом видео:
При этом информационные ресурсы страны будут крайне эффективно использоваться. Подобная технология уже давно используется в странах Европы, где паспорта были заменены на ID-карту, содержащую подробную информацию о владельце.
Всем привет, это Кулик Илья! Наверняка среди ваших родственников и знакомых есть те, у которых водительское удостоверение выглядит совсем не так, как ваше. Это неудивительно, ведь российские «корочки» водителя бывают четырёх разных видов, причём все они действительны.
Хотите узнать, как выглядят водительские права разных поколений и какой документ вам выдадут в наши дни? Тогда вперёд!
В России в различное время выдавали права водителя четырёх различных видов. Поскольку срок действия документа – 10 лет, а самый ранний образец выдавался до 2011 года, сейчас у водителей можно встретить все четыре разновидности:
В 2014 году в связи с введением в России новых категорий была видоизменена таблица на обороте.
Права с таким оформлением выдавались с 2011 по 2014 год. Останавливаться подробно на них я не буду, так как все отличия от актуального документа, о котором я расскажу чуть дальше, заключаются в другой таблице категорий.
Новые права со старой версией таблицы категорий
В этой редакции прав табличка на обороте выглядит как на этой фотографии, выделено 9 типов транспортных средств.
Удостоверение представляет собой заламинированные бумажные бланки между которыми вклеена пластмассовая пластинка, что позволяет отнести его к «изготовленному на пластиковой основе», и брать за их выдачу соответствующую госпошлину .
Размер документа – 85,6×54 мм, углы закруглены. Цвет – розовый, плавно переходящий в голубой справа налево на лицевой стороне и наоборот на обороте. Бланк имеет несколько видов защиты от подделок, в том числе водяные знаки, защитную сетку, надписи, нанесённые светящейся краской и некоторые другие.
Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант
Название – «Водительское удостоверение» – только на русском. Слева вверху – обязательный значок «RUS». Внизу по всей ширине стилизовано изображена дорога с прерывистой разметкой.
Фотография слева, размером 21×30 мм. Разделы в документе не подписан, а только обозначены цифрами. В целом содержится вся та же информация, что и в старых правах. Но есть важное нововведение – все записи обязательно дублируются на латинице.
Оборотная сторона в этом документе несёт важную информацию. Во-первых, это таблица категорий с разрешающими отметками, которая в соответствии с современным законодательством включает в себя 16 типов транспортных средств с соответствующими обозначениями.
Во-вторых, это раздел 14 – «Особые отметки». При его заполнении используются новые обозначения, понятные зарубежным автоинспекторам. В-третьих, серия и номер, которые дублируются на лицевой стороне в графе 5. В-четвёртых, специальный штрих-код, который позволяет проверять права электронным устройством и является дополнительной защитой от подделки.
В соответствии с Венской Конвенцией 1968 года, требования которой выполняет современное , на правах обязательно должны быть рядом с категориями нарисованы значки, изображающие типичное транспортное средство, как бы расшифровывающие буквенное обозначение. Образцы пиктограмм определены Конвенцией. Выглядят они так.
Вот такие бывают водительские права в РФ. Пока что их четыре вида, но в 2021 году в связи с окончанием срока действия утратят силу все документы старого образца. И останется только одна форма удостоверения, которая позволяет документу выполнять функцию .
П. С.: На заглавном фото статьи – Alfa Romeo 156 и Volkswagen Phaeton. Взял отсюда: drive2.ru/r/alfaromeo/4062246863888260495.
В продолжение реформы законодательства в области ПДД и безопасности движения в 2019 году в России будут введены некоторые новшества при выдаче водительских документов. Многие автолюбители ожидали, что изменения затронут не только внешний облик и содержание документа, но также расширят его возможности.
В некоторых странах ВУ имеют статус полноценного удостоверения личности наравне с паспортом. Этого пока что не произошло, но изменения все же будут, к примеру, появились отдельные категории для общественного транспорта (трамваев и троллейбусов), которые раньше были объединены. Соответственно и правила подготовки водителей будут изменены.
ВУ образца 2019 года дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. При этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин собирается отправиться. Внешний вид российских ВУ унифицирован с международными стандартами , поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2019 года не вызовет никаких сложностей.
Лицевая сторона документа содержит следующие сведения, которые в обязательном порядке имеют нумерацию:
«Выдача документов нового поколения, содержащих электронные носители информации (микрочипы) на территории Новосибирской области не осуществляется, - сообщил представитель регионального ГУ МВД Сергей Страдымов. - Госпошлина за выдачу обычных пластиковых водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств остается прежней - 2000 и 850 рублей соответственно».
С 3 августа 2018 года госпошлина составляет 3000 и 1500 рублей соответственно. Правда, коснулось только документов нового образца, которых пока просто нет.
В водительские права нового образца будет вмонтирован чип идентификации, который призван помочь инспекторам ГИБДД при проверке и подтвердить их подлинность. Сам чип будет содержать те же данные, что находятся на лицевой стороне водительского удостоверения. А кроме этого - идентификационный код, который не виден глазу, но система сможет его считать и идентифицировать это удостоверение. Внешне новый документ от привычного «розового» отличаться не будет - чип зашьют внутри.
Однако критики «чипирования» уверяют, что правительство в очередной раз таким образом решило заработать на автомобилистах. Дескать, во всех цивилизованных странах у человека вообще может не быть при себе водительского удостоверения - можно просто предъявить паспорт и по имени проверить наличие документов в базе.
«Продвинутых европейских» документов с чипом сибирякам ждать еще очень долго, - добавил Сергей Страдымов в телефонной беседе. - У нас в области просто нет такого оборудования. И когда предвидится, я затрудняюсь сказать.
Первыми новые права с микрочипом получат, конечно, москвичи».
В ГИБДД напомнили, что водительское удостоверение подлежит замене при следующих условиях: в результате порчи документа, утери, кражи, при смене фамилии водителя и обязательно каждые 10 лет. За управление с просроченными правами - штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. В качестве оправдания для роста госпошлин в правительстве называют существенные бюджетные расходы.
«Чипированные» водительские права дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. В ГИБДД добавляют, что при этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин РФ собирается отправиться. Внешний вид российских прав унифицирован с международными стандартами, поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2018 года не должна вызвать сложностей.
Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в некоторых цветовых решениях и указании региона. Для российского документа это отметка «RUS» в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.
Новые водительские права - это заставить водителей раскошелиться, уверен руководитель авто-мотоассоциации Новосибирска Алексей Носов. При этом инициатива изначально исходила не от ГИБДД, а от крупных российских бизнес-структур, которые с 2013 года лоббировали свои интересы и в итоге своего добились.
«Повышенные госпошлины якобы должны пойти на специальное оборудование автомобилей ГИБДД, но реально гаишникам от этих денег достанутся крохи - основной капитал осядет в банках, через которые автомобилисты будут платить эти самые пошлины, и у разработчика чипов. В США и Великобритании водительские права сейчас уже не нужны. Все документы заменяет паспорт или удостоверение личности, - говорит Алексей Носов. - Каждый человек есть в базе и стоит только набрать его ФИО, как сразу становится ясно, есть ли у него водительские права и какой категории. Единственный плюс от «чипированного» документав том, что с ним можно ездить по странам Евросоюза. Но большинству российских водителей это даром не нужно!Еще уверяют, что новые права якобы облегчат работу сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Но давайте говорить честно. Количество личного состава гаишников за последние годы сократилось вдвое. Вас когда последний раз останавливали на трассе, чтобы проверить документы? В среднем это происходит раз-два в год. Поэтому говорить о сложностях работы ГИБДД в этом плане просто не приходится -везде стоят видеокамеры».
Что касается самого процесса сдачи экзамена для получения водительских прав в ГИБДД, то здесь будущих автомобилистов действительно ждут серьезные испытания. «Известия » сегодня пишут, что через полгода вступит в силу проект постановления об изменении в правилах проведения экзаменов, разработанный МВД России. Главное нововведение: вместо проверки навыков управления на закрытых площадках ученикам придется быть готовыми к практическому экзамену в условиях реального дорожного движения.
Такое решение в МВД объяснили результатами анализа ДТП, произошедших по вине водителей. Оказалось, что чаще всего к авариям приводят несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушения правил проезда пешеходных переходов, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушения требований расположения транспортного средства на проезжей части.
При этом доля ДТП, совершенных водителями при движении задним ходом, парковке или из-за несоблюдения бокового интервала, то есть, при применении тех самых умений, которые сейчас проверяются при проведении экзамена на площадке, оказалась незначительной.
В МВД также установили минимальные и максимальные сроки проведения повторных экзаменов для тех, кто провалился, - сейчас в правилах их просто нет. Теперь же предусматривается проведение повторного теоретического экзамена не ранее чем через семь и не позднее 30 календарных дней, а повторного практического экзамена - не ранее чем через семь и не позднее 60 календарных дней. С одной стороны, это означает, что после провала нельзя будет отправиться пересдавать экзамен уже на следующий день. Но зато и в ГИБДД должны обеспечить своевременную готовность принять экзамен и не растягивать этот процесс на месяцы.