Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  • 3.1. Социальные нормы и их виды
  • 3.3. Моральные нормы юриста-профессионала
  • Контрольные вопросы
  • Темы рефератов
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.

2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

  • Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

    • обычаи;
    • традиции;
    • деловые обыкновения;
    • религиозные;
    • политические;
    • нормы общественных объединений (корпоративные);
    • моральные;
    • правовые.
  • Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета , обрядов, ритуалов.
  • Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
  • Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
  • Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия , Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

В древности и Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.


Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.

Религиозные запреты и дозволения , представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма , внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.).В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.

Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

К числу корпоративных относятся также нормы , предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Мораль - это взгляды , представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

Будучи формой общественного сознания , мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

Мораль предполагает ценностную оценку личност и не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

Высшими моральными принципами для человека являются его:

Совесть;

Порядочность;

Честность;

Осознание собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

Нормы права

3.2. Взаимоотношение права и морали

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений.

Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.
Наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:

  1. Мораль и право возникают в разное время . Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство.
  2. Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия государства, его исключительная прерогатива.
    Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством.
  3. Правовые нормы формально определены , т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия , Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.
  4. У морали и права различны оценочные критерии поведения людей . В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.
  5. Мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия . Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и иных отношений, где действуют моральные установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу регулирующего воздействия права не входят.
    В то же время право содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное отношение к морали. Таковыми являются, например, ряд норм нотариального делопроизводства, правила ведения судебного протокола, порядок оформления сделок и др. Однако необходимость соблюдения любых правовых, в том числе и таких, норм и правил - это не только юридическая обязанность, но и моральный долг соответствующих работников. Их нарушение влечет не только правовую ответственность, но и моральное порицание виновных работников.
  6. Право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний . Моральные нормы обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право предусматривает ответственность за приписки, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.
  7. Различия между правом и моралью можно провести также по методам их обеспечения . Нормы права наряду с иными методами (убеждением, воспитанием, профилактикой, материальным и моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными органами).
    Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.

В чем же совпадают право и мораль? Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями , применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.

Любое противоправное поведение обычно является и аморальным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль. Право и мораль постоянно связаны при осуществлении правосудия, охраны общественного порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).

В чем же право и мораль противоречат друг другу? Тесное взаимодействие между правом и моралью не исключает наличия в некоторых случаях между ними противоречий, расхождений, несогласованностей. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем во многих странах мира она предусмотрена законом. Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее.

Для возникновения таких противоречий , несогласованностей имеется несколько причин. Одна из них - это большая подвижность, динамизм морали, достаточная гибкость ее принципов. Она движется как бы впереди права, которое более консервативно в силу своей формальной природы, необходимости оформлять свои требования в официальных правотворческих актах. Другая причина - конъюнктурные, политические, лоббистские и иные факторы, которые всегда присутствуют в правотворческой работе, а также и просто ошибки законодателя.

Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом В.С. Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.

Понятие «социальная норма»

Социальные нормы регулируют и упорядочивают социальные взаимодействия и представляют собой стандарты деятельности и правила поведения. С их помощью устанавливают стандарты допустимого и недопустимого поведения, оцениваются поступки, совершаемые людьми, выбираются процедуры разрешения спорных конфликтных ситуаций.

При помощи норм определяются меры ответственности людей за нарушение и невыполнение предписаний, содержащихся в нормах. Поскольку нормы и поведение людей неразрывно связаны, они получили название социальных.

Они помогают оценивать волевые действия человека с точки зрения их цели и получившегося результата.

Надо сказать, что социальной нормой может быть признан тот или иной вариант поведения только тогда, когда он закрепляет типичное оценочное суждение – хорошо-плохо, возможно-невозможно и др.

Предписания, вытекающие из оценок, порождают определенные последствия, например, воровать плохо – воровать нельзя – воровство влечет за собой наказание виновного.

Существуют факторы, под воздействием которых сложилась система социальных норм. Основные из них: исторический период; уровень культурного и технического развития; геополитическая обстановка.

В процессе исторического развития менялись общественные формы, что сопровождалось изменениями в системе социального регулирования – исчезали одни и появлялись другие виды социальных норм.

Но оценки «добра» и «зла» были унаследованы от предшествующих поколений и лежат в основе выработки обществом вариантов поведения возможного, должного, недопустимого.

Определение 1

Социальные нормы – устойчивые, признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами стандарты поведения участников социального общения.

Общими чертами социальных норм являются:

  • регулировка общественных отношений;
  • адресованы социальные нормы непосредственно людям или объединениям;
  • социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения;
  • имеют общую цель по упорядочению общественных отношений.

Многочисленность и разнообразие социальных норм связана не только с богатством, но и неопределенностью общественных отношений, поэтому их классифицируют по различным основаниям и выделяют нормы обычаев и традиций, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и правовые нормы.

Существуют также общечеловеческие нормы, национальные, классовые, межличностные, групповые нормы.

Главным отличием их друг от друга является степень обязательности исполнения. Исходя из этого, они могут быть побуждающие, запрещающие, рекомендательные.

Функции социальных норм

Как сложная форма выражения социальных отношений социальная норма состоит из большого числа элементов, обладающих различными свойствами и способных изменяться в широких пределах.

Общественная воля и осознанная социальная необходимость воплощаются в социальной норме, что является отличием её от квазинорм.

Квазинормы, как правило, являются носителями грубого и насильственного характера, сковывающие инициативу и творчество.

Вместе с развитием общества шло развитие и социальных норм, а это говорит об их длительном историческом пути. Но, с расслоением общества, социальные нормы дифференцировались, их количество и разнообразие увеличивалось.

В обществе социальные нормы имеют свои функции:

  • социализируют личность, регулируя общий ход социализации;
  • мотивируют и оценивают поведения личности, интегрируя её в социальное окружение;
  • являются образцами соответствующего поведения;
  • держат отклоняющееся поведение под контролем.

Функции социальных норм взаимодействуют с другими и не являются абсолютно самостоятельными, а проявление какой-либо функции будет зависеть от разновидности социальных норм. Их содержание определяют конкретные исторические условия, экономическая база, политическая система государства, социальная структура и др.

Замечание 1

Таким образом, регуляция социальных отношений и поведения людей является основным общественным предназначением социальной нормы.

Добровольное и сознательное сотрудничество людей обеспечивается регулированием отношений через социальные нормы. Это очень важно и понятно, что стабильность, согласие и прогресс в обществе нельзя достигнуть через принуждение и насилие, через манипулирование людьми.

Источник такого принуждения и насилия может быть отторгнут, так как несет ответную психологическую реакцию. Действия социального субъекта идут в соответствии с предписаниями социальных норм, в чем и заключается их функциональная роль.

Функция нормы в том и состоит, чтобы были исключены случайные, чисто субъективные мотивы и обстоятельства.

Нормы обеспечивают надежность и предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Они формируют такое поведение, которое понятно окружающим людям.

Социальная норма становится регулятором поведения и общественных отношений. Нормы имеют содержательную сторону, которая определяется целями той сферы деятельности, к которой они относятся, а различные виды деятельности нормированы в разной степени в разных обществах.

Для разных культур характерно свое содержание и способы нормирования.

Границы обязательного и допустимого в социальных нормах определены более или менее точно. Свои функции нормы выполняют в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют или как стандарты поведения или как ожидания поведения.

Замечание 2

Таким образом, если индивид не соблюдает какие-то социальные нормы, то его поведение будет девиантным. Индивид, ориентирующийся на социальные нормы, воспитывает в себе определенные личностные качества.

Виды социальных норм

К основным видам социальных норм относятся:

  • Нормы права, представляющие собой общеобязательные, формально-определенные правила поведения, охраняемые государством.
  • Нормы нравственности, сложившиеся в обществе правила поведения и выражающие представления людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве, действие которых обеспечивается внутренним убеждением, а также мерами общественного воздействия.
  • Нормы обычаев – многократно повторяемые в силу привычки правила поведения.
  • Традиции, сложившиеся в ходе исторического развития, как и обычаи, но имеющие более поверхностный характер. Довольно большую роль они играют в международных отношениях и в политической жизни государства.
  • Церемонии или ритуалы, цель которых заключается во внушении определенных чувств, например, ритуал исполнения гимна страны.
  • Обряды, имеющие те же цели, что и ритуалы, только в отличие от них, имеют более глубокое проникновение в психологию человека, например, заключение брака.
  • Деловые обыкновения представляют собой правила поведения, сложившиеся в повседневной жизни людей, например, утренние планерки, школьники приветствуют учителя, стоя и др.
  • Корпоративные нормы устанавливаются самостоятельно общественными организациями и закрепляются в их уставах.
  • Религиозные нормы различных вероисповеданий, содержащиеся в религиозных книгах – Библии, Коране, либо в сознании верующих.
  • Нормы социального этикета складываются обычно стихийно и имеют цель – облегчить общение между людьми, например, мужчина подает руку своей спутнице при выходе из транспорта.

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

Урок № 16

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право в системе социальных норм

Человеческое общество является сложной социальной системой. Помимо указанных ранее элементов в структуру этой системы входит и совокупность многочисленных связей и отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Норма (от лат. norma - правило, образец, стандарт) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными. - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Понятие и виды социальных норм

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали - это правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы. Ритуалы представляют собой обычаи, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Они характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Понятие и признаки права

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения -экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опираясь на право, государство формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.

Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

Право характеризуется следующими признаками:

1) нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

2) общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости от того, как те к ним относятся;

3) формальной определенностью: правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и благодаря этому отличаются большой степенью определенности и ясности;

4) системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

5) гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;

6) многократностью применения: нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Являясь универсальным регулятором общественных отношений, право закрепляет основы существующего строя. Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, оно вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активной и эффективной деятельности. В практической работе государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. Наконец, право развивает в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для всего общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает его от произвола со стороны государства.

Право и мораль

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Мораль (от лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных людей, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между правом и моралью выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения;

3) как и нормы права, нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существует много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития общественных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных же нормах - общественное мнение;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в силу внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть человека и общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, чем та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. п.);

Практически все социумы живут согласно нормам различной природы. Люди так или иначе взаимодействуют с обществом, перенимают те или иные модели поведения, предписания, традиции. Соответствующие правила могут иметь форму социальных норм. Представлены они в самом широком спектре разновидностей. Какова специфика такой категории, как социальные нормы? Понятие, признаки, виды их - каковы они?

Понятие социальной нормы

Для начала попробуем дать определение исследуемому термину. Что такое социальная норма? Согласно распространенной трактовке, это правило поведения человека, складывающееся в обществе под влиянием различных социальных факторов. В этом отличие рассматриваемых норм от математических или технических правил, которые вырабатываются в гораздо меньшей степени обществом.

Более того, для точных наук социальный фактор происхождения норм практически не свойственен. Не считая общественного фактора, значимые механизмы, влияющие на формирование правил, о которых идет речь, прослеживаются в историческом, культурном и правовом контексте.

Признаки норм

Рассмотрим основные признаки, характеризующие социальные нормы. Во-первых, соответствующего типа правила - регулятивные. То есть они призваны корректировать поведение каждого человека так, чтобы оно удовлетворяло общественным критериям в аспекте морали, идеологии и иных элементов социальных коммуникаций. Во-вторых, социальные нормы, наряду с нормативными актами (и это их во многом объединяет), носят всеобщий характер. То есть они не направлены на конкретного гражданина, предполагается, что следовать им будет общество в целом или какая-либо из его социальных групп. В-третьих, основные виды социальных норм, что приняты в современных обществах, преимущественно императивны. Как правило, они непосредственным образом предписывают конкретную модель поведения.

Виды норм

Рассмотрим, какие есть виды социальных норм. Современные исследователи выделяют четыре их основные группы.

Во-первых, история современной цивилизации во многом выглядит так, как мы ее знаем, благодаря важнейшей роли религиозных норм, которые не меняются с течением веков и передаются между поколениями людей.

Во-вторых, это правовые нормы. Они характеризуются общеобязательностью, их исполнение гарантируется государством. Как правило, зафиксированы документально в виде законов.

В-третьих, это нормы морали. Это правила поведения людей, сложившиеся в социуме в силу политических, а также исторических и культурных причин и выражающие взгляды людей на вопросы справедливости, чести, достоинства. Главные факторы, обеспечивающие действие норм морали - субъективные убеждения, мнение социума, общественное воздействие.

В-четвертых, это нормы обычаев. История и культура народа - ключевой источник их происхождения. Дело в том, что только по прошествии длительного периода времени та или иная норма, модель поведения, многократно повторяясь в практике социальных коммуникаций, может стать обычаем, который привычен всем гражданам, населяющим страну или какой-либо из ее регионов.

Также некоторые исследователи выделают в отдельную категорию организационные, или корпоративные нормы. Это правила поведения, предопределяемые теми или иными источниками или правомочными лицами в структурах, которые, как правило, носят характер юридических лиц. Корпоративные нормы обычно закреплены документально в уставах, положениях, приказах организации. Данный вид социальных норм - в числе новейших, так как современные корпорации в привычных нам организационно-правовых статусах начали функционировать сравнительно недавно.

Можно отметить, что перечисленные нами виды социальных норм в современных обществах могут присутствовать в самых разных сочетаниях. В зависимости от культурных особенностей той или иной страны приоритеты могут различаться. Также может характеризоваться определенной национальной спецификой сущность одних и тех же категорий социальных норм.

Например, если речь идет об источниках права, то в мире есть несколько систем, в рамках которых осуществляется регулирование общественных отношений посредством соответствующих норм. В частности, это английская система прецедентного права и римская, в основе которой - кодифицированные правовые акты.

Рассмотрим более подробно сущность каждого из видов социальных норм, перечень которых мы определили выше.

Религиозные нормы

Религиозные нормы - это правила поведения, которые определяются мировыми вероисповеданиями. Их источники - различные религиозные тексты, священные книги, а также источники права, издаваемые духовными организациями. Также такие нормы могут толковаться в книгах авторитетных деятелей религиозной литературы. Правила и предписания, отражаемые во всех указанных типах источников, оказали непосредственное влияние на правовые и другие виды норм, которые сформировались в обществах с течением времени.

Правовые нормы

Возможно, самым многочисленным современным видом социальных норм являются правовые. Их возникновение исследователи обычно связывают с тем, что по мере усиления коммуникаций между людьми на разных языках, при смешении разных культур, традиций, обычаев, выстраивания многонациональных государств, крупных империй, политических союзов были необходимы компромиссные варианты правил и предписаний, отражающие интересы всех субъектов социальных коммуникаций. Два или более народа, подчиняющиеся только своим обычаям, правилам и нормам, с целью установления союзнических отношений могли выработать общий свод общеобязательных предписаний, устраивавших всех.

Постепенно выработались отдельные институты, призванные разрабатывать, корректировать и обеспечивать реализацию правовых норм - государственные органы. В социальных коммуникациях закрепились понятия «закон», «нормативный акт». Вместе с тем, наряду с политическими институтами, вырабатывающими правовые нормы, важнейшую роль продолжают играть те самые народные обычаи и традиции различных народов. В тех случаях, когда государство в лице законотворческих структур не способно выработать оптимальных подходов к регулированию тех или иных общественных отношений, то применяются признанные обществом обычаи.

Любые виды социальных норм права должны удовлетворять критериям, обозначенным нами в начале статьи, и прежде всего - общественности, направленности на социум. В этом смысле не всегда корректно отождествлять рассматриваемый термин и такую категорию, как правовой акт. С чем это связано? Дело в том, что правовые акты могут быть ненормативными, то есть адресованными конкретному субъекту правоотношений, а не обществу в целом.

Моральные нормы

Моральные нормы - это правила поведения, которые регулируют социальные коммуникации в аспекте осознания людьми критериев, определяющих положительные и отрицательные качества человека. Происхождение этих норм может быть самым разным. Более того, возможна эволюция моральных предписаний, причем в обе стороны: если, например, общество долгое время противилось трансляции фильмов для взрослых по ТВ, считая это аморальным, то оно может на некоторый период одобрить их показы и даже сделать их модными, однако затем вернуться к ощущению того, что все эти картинки все-таки слишком непристойны, чтобы их показывать. Мораль - не самый устойчивый инкубатор социальных норм, однако один из самых контактных: многие люди в тех или иных вопросах апеллируют в первую очередь к морали, а затем уже к другим источникам норм.

При этом интерпретация «моральности» может быть очень субъективной. Также, если один человек считает тот или иной образец поведения нормой, то другой может рассматривать его разве что как возможный ориентир. Однако устоявшиеся общепринятые на уровне нации или отдельной группы людей в более или менее однозначном виде нормы в рассматриваемой категории могут стать общественными. Подразумевающие социальное регулирование виды социальных норм включают мораль. В частности, такие категории, как гуманизм, порядочность, справедливость интерпретируются современными обществами практически в одних и тех же критериях, а потому одинаково хорошо воспринимаются людьми, формирующими нацию или отдельную социальную группу.

Обычаи

Современные виды социальных норм включают также обычаи. Они представляют собой правила поведения, которые утвердились в социуме с течением времени. Человек принимает их в силу того, что они до этого много раз были одобрены другими людьми. Источник обычая иногда определить тяжело, но это и не нужно: человек принимает данные правила, не задумываясь об их происхождении. Ему достаточно знать, что другие люди делают то же самое. В категорию обычаев исследователи обычно включают традиции.

В ряде контекстов эти термины могут выступать синонимами. Но под традицией чаще понимается норма с более выраженным императивным уклоном, под обычаем, в свою очередь, - с диспозитивным. Следуя традиции, человек, как правило, выполняет какие-либо предписания. Обычай же чаще дает некий ориентир: человек вправе выбрать его, но также он вполне может отдать предпочтение, например, правовой норме, прописанной в законе. Но в ряде случаев выходит наоборот. Как мы отметили выше, государство может не иметь оптимизированных под тот или иной вид общественных отношений правовых норм, и в этом случае используется как раз таки обычай.

Корпоративные нормы

Рассматривая современные виды социальных норм, мы отметили, что есть такая категория, как корпоративные правила. Их специфика прежде всего в локализации: они действуют только на территории или в юрисдикции того объекта, который их разработал.

Корпоративной нормой может быть распоряжение руководителя фирмы, устав организации, кодекс, принятый менеджментом и т. д. Правила, о которых идет речь, не должны противоречить иным нормам, принятым в обществе или на уровне законов - особенно это касается трудового права.

Нормы и социальные предписания

Мы рассмотрели суть термина «социальные нормы», понятие и виды их. Полезно будет также изучить ряд узких интерпретаций исследуемой нами категории. Нормы, о которых идет речь, в ряде контекстов могут быть представлены, например, социальными предписаниями. Это правила, которые предопределяют то, как человек должен относиться к обществу в целом или к какой-либо отдельной его группе. При этом сущность социальных предписаний, в зависимости от конкретной модели окружения человека, специфики локального сообщества, может быть разной.

Можно отметить, что рассматриваемая категория имеет некоторую схожесть с правовыми нормами. Например, для тех и других характерно наличие диспозиций и санкций. То есть может присутствовать та часть социального предписания, которая определяет желательное поведение человека, а также та, что предполагает некую реакцию общества в случае неисполнения требуемых действий со стороны субъекта. В научной среде есть точка зрения, согласно которой правовые нормы следует считать частью социальных предписаний, которые прошли эволюцию от неформальных принципов до общепринятых, а в ряде случаев - кодифицированных, вышедших в виде законов, правил.

Нормы и технические правила

Изучая социальные нормы, понятие и виды их, полезно рассмотреть такую категорию, как технические правила. Это источники, которые в меньшей степени отражают специфику взаимодействия человека с обществом. Как правило, технические правила касаются коммуникаций людей с природой. Характер данных норм может быть самым разным. Технические правила могут затрагивать экономический аспект, связанный, например, с рациональным использованием природных ресурсов, экологическими вопросами. Нормы правильного питания также относятся к рассматриваемой категории. Поэтому практическая значимость данных правил не уступает влиянию, которое способны оказать те или иные виды социальных норм поведения. Но и те и другие правила объединяет тот факт, что они носят общественный характер, то есть направлены на неопределенный круг субъектов.

Рассмотрев признаки и виды социальных норм, попробуем резюмировать наше исследование. Самый удобный вариант для этого - представить данные в виде таблицы. В ней мы можем отразить примеры каждого вида социальных норм. Также укажем ключевые источники для них, охарактеризуем их специфику. Содержащая основные виды социальных норм таблица может выглядеть так.

Вид норм Основной источник Характеристики, значение для общества
Религиозные Священные книги, летописи, произведения авторитетных религиозных авторов. Предписывают людям модели поведения, основанные на духовности, любви к ближнему, вере. Имеют исключительно важное цивилизационное значение. Неизменно передаются между разными поколениями людей.
Правовые Письменный источник права (закон, прецедент, указ, постановление). Появились как инструмент компромисса между разными группами людей, нациями. Основной инструмент регулирования общественных отношений в современных государствах.
Моральные Общество, отдельные его социальные группы, в ряде случаев - отдельные индивиды, чье мнение имеет вес в социуме. Могут характеризоваться некоторой волатильностью, субъективным восприятием. Однако в случае принятия социумом ключевых принципов могут приобрести общественный характер.
Обычаи Общество в историческом контексте. Не требуют авторитетного источника, принимаются человеком, исходя из неоднократного использования другими людьми. Могут в ряде случаев заменять правовые нормы.
Корпоративные Корпоративные нормативные акты (приказы, распоряжения, уставы). Характеризуются локальностью. Фактически являются частью правовой системы, так как не должны противоречить нормативным актам на уровне законов.

Таким образом, мы исследовали базовые теоретические концепции, касающиеся сущности и выполняемой роли социальных норм. Если нам попадется экзаменационный билет, в котором будет задание "Определите виды социальных норм", то у нас есть все шансы успешно ответить на его вопросы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ