Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности.

Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином - об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в законе установлено общее правило об ответственности государства за вред, причиненный его органами или должностными лицами. Такая ответственность наступает независимо от того, является ли орган государства юридическим лицом и может ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не отвечает вместо унитарных (казенных) предприятий и учреждений, не выполняющих властных функций, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.

Государство отвечает перед реабилитированными жертвами допущенных им политических репрессий на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2005) "О реабилитации жертв политических репрессий"//"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 31.10.1991, N 44, ст. 1428. и принятых во исполнение него других нормативных актов.

К ответственности государства в строгом смысле слова относятся только возмещение стоимости имущества и выплата денежной компенсации.

Соответствующие денежные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета Министерством финансов РФ в пределах установленных лимитов.

Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликатной ответственности.

В раде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не относится к мерам ответственности. Так, согласно ст. 306 ГК в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные собственнику убытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются государством.

Требования, которые вытекают из перечисленных выше случаев ответственности государства, могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ или его органам на местах и удовлетворяются за счет средств соответствующей казны (ст. 1071 ГК РФ). Однако во всех остальных случаях ответственности государства (в особенности договорной) далеко не просто найти конкретного субъекта, который не только мог бы выступить ответчиком, но и имел бы средства, достаточные для возмещения убытков.

Непосредственное участие государства во внешнеторговом обороте. Общепризнано, что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые другие пространства в соответствии с нормами международного права.

Следовательно, за пределами своей территории государство власть обычно не осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. И при вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своей территории этого нельзя не учитывать.

Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему здесь приходится действовать на чужой территории (под чужой властью).

Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории.

Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия.

Государство может отказаться от своего иммунитета. Применительно к внутреннему обороту оно сделало это. Достаточно обратиться к правилу п. 1 ст. 124 ГК, согласно которому государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений началах. Однако это правило не распространяется на внешнеторговый оборот, что вытекает из ст. 127 ГК. Поскольку особенности ответственности государства в отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности, в данном случае нельзя вести речь ни о каком равенстве. Гражданское право. Часть I. / Мозолин В.П. - М.: Юристъ, 2005. - С. 95.

Денежные обязательства от имени государства принимают на себя Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ (Банк России). Согласно ст. 50 Закона о Центральном банке РФ Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»(принят ГД ФС РФ 27.06.2002)"Парламентская газета",№131-132, 13.07.2002,"Российская газета", №127,13.07.2002,"Собрание законодательства РФ",15.07.2002, №28, ст. 2790. этот банк представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах (ст. 54 Закона о Центральном банке РФ).

Выступление на внешнем рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта от имени Российской Федерации регламентируется Законом "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям". Государственные внешние заимствования РФ образуют кредиты (займы), привлекаемые из иностранных источников, или финансовые обязательства гаранта погашения кредита. Эти заимствования образуют государственный внешний долг РФ. Предоставляемые РФ любым заемщикам кредиты образуют внешние (зарубежные) активы РФ. Государственные внешние заимствования и предоставление государственных кредитов осуществляются от имени Российской Федерации или Правительства РФ на основании международных договоров, гражданско-правовых соглашений и гарантий. Возможно произвести такие заимствования (предоставить кредиты) и от имени федеральных органов исполнительной власти или российских юридических лиц, но чтобы такие действия обязывали Российскую Федерацию, необходимо наличие полномочия, оформленного в виде постановления Правительства РФ. Если выдаваемый или получаемый кредит (гарантия) превышает предельные размеры, установленные ст. 4 Закона "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах...", необходима его ратификация Федеральным Собранием РФ.

Что же касается иных обязательств - относительно движимого и недвижимого имущества, участия в управлении юридическими лицами, то здесь государство представляет Мингосимущество РФ.

Закон устанавливает, что Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования подобно любому иному субъекту гражданского права несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).

Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества:

Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны) Финансовое право России: альбом схем / Под ред. Козырина А.Н. - М.: ЦППИ, 2007. - С. 63..

Государство и другие публично-правовые образования приобретают и осуществляют гражданские права, создают для себя гражданские обязанности и исполняют их. Особенность осуществления гражданской дееспособности публично-правовыми образованиями заключается в том, что, во-первых, от их имени действуют государственные органы и органы местного самоуправления; во-вторых, независимо от того, какие органы осуществляют гражданскую дееспособность, носителями соответствующих прав и обязанностей являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Таким образом, особенность субъектов права публичной собственности заключается в том, что они сочетают функции носителей публичной власти и возможности субъектов гражданского права, выступающих на равных началах с физическими и юридическими лицами в гражданских правоотношениях. Субъекты права публичной собственности самостоятельно, исходя из своей воли и интересов, определяют основания возникновения и прекращения своего права собственности, его содержание и формы осуществления. Так как в соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, то ведущая роль в определении указанных вопросов принадлежит именно ей. В целом вопрос о гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований нуждается в дальнейшем научном изучении и исследовании в гражданском праве России.

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к статье 126 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья отражает общую структуру государственной и муниципальной собственности и систему управления ею. Имеется в виду, что каждый из собственников - Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование - распределяет принадлежащее ему имущество между созданными им юридическими лицами - государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными или муниципальными учреждениями. Средства соответствующего бюджета и другое имущество, оставшееся после такого распределения, составляют, как предусмотрено в п. 4 ст. 214 (см. коммент. к ней), казну. Соответственно выделяются казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации, казна муниципального образования. Именно имущество, составляющее в конкретном случае такую казну, служит объектом взыскания по долгам указанных в гл. 5 ГК субъектов.

2. Состав соответствующей казны определяется в отношении государственной собственности (т.е. собственности Российской Федерации и собственности субъекта Российской Федерации) п. 4 ст. 214, а собственности муниципальной - п. 3 ст. 215 (см. коммент. к статьям 214, 215). Поскольку обе указанные статьи включают в казну как бюджетные средства, так и иное имущество соответствующего субъекта, кроме закрепленного за созданными им предприятиями и учреждениями, следует признать, что объекты взыскания по долгам указанных в гл. 5 ГК субъектов не только не связаны с самим бюджетом, но и не зависят от того, отражены ли в нем соответствующие долги.

Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 обращает внимание на то, что в подобных случаях средства соответствующего бюджета являются первоначальным объектом взыскания и только при отсутствии денежных средств объектом взыскания становится остальное имущество, составляющее казну (п. 12).

3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2004 N 152 "О представлении интересов Правительства Российской Федерации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах" (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1444) представление интересов Правительства РФ в судах осуществляют без дополнительного поручения по вопросам, отнесенным к их ведению, соответствующие федеральные министерства, а также федеральные службы, находящиеся в ведении Правительства РФ. Руководители названных федеральных органов исполнительной власти вправе совершать от имени Правительства РФ все процессуальные действия, в т.ч. подписывать исковое заявление и отзыв на исковое заявление, полностью или частично отказаться от исковых требований и признать иск, изменить основание или предмет иска, заключить мировое соглашение, передать свои полномочия другому лицу в порядке передоверия, обжаловать судебные акты, получать присужденные денежные средства и иное имущество.

Руководителям федеральных органов предоставлено право назначать для участия в суде представителей Правительства РФ из числа лиц, состоящих в штате этих органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Назначенные лица действуют на основании доверенности, подписанной руководителем, и в пределах указанных в ней полномочий.

4. Бюджетный кодекс устанавливает, наряду с порядком бесспорного списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей таких средств (ст. 285), порядок списания по решению судебных органов бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, а также со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без их распоряжения (ст. 286 и 287). Там же установлен порядок списания средств с лицевого счета бюджетного учреждения без его распоряжения, включающий возможность обращения взыскания - при недостаточности средств на указанном счете - на счета территориального органа федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет (ст. 288).

5. В случае привлечения к имущественной ответственности субъектов, указанных в гл. 5 ГК, возникает необходимость определить, кто должен выступать ответчиком по делу. Прямое указание на этот счет может содержаться в законе. Так, в силу ст. 1071 ГК ("Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет") от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования выступают "соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина". Разъяснение смысла приведенной нормы применительно к предъявлению исков о возмещении убытков по ст. 16 (см. коммент. к ней) содержится в п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: в подобных случаях взыскание обращается на имущество соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а ответчиком по делу признаются указанные субъекты в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Если же иск заявлен не к тому органу, который должен в соответствии с законом быть адресатом требования, производится обычная замена ненадлежащей стороны надлежащей. См. также Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1997 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 14.05.97 (Бюллетень ВС РФ, 1997, N 8, с. 20).

Таким образом, есть основания предполагать, что ответчиком, т.е. стороной спорного материального правоотношения, должен являться один из субъектов права, упомянутых в гл. 5 ГК, а соответствующий его орган - лишь процессуальный представитель.

Подтверждением может служить позиция Верховного Суда РФ в деле по иску держателя облигации государственного целевого займа СССР, приобретенной для покупки автомашины в 1993 г., к отделению Сберегательного банка РФ. В постановлении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ было отмечено, что хотя облигация куплена в отделении Сберегательного банка РФ, учреждения этого банка выполняли лишь посреднические функции, а надлежащим ответчиком по спорам, связанным с погашением облигаций, должно являться "государство Россия в лице его Правительства" (Бюллетень ВСРФ, 1996, N 4, с. 4).

6. Комментируемая статья последовательно проводит принцип имущественной ответственности "каждого за себя". Этот принцип находит троякое проявление. Во-первых, Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Во-вторых, юридические лица, которые были созданы субъектами права, указанными в гл. 5 ГК, не отвечают по долгам этих последних. И, в-третьих, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не должны отвечать по долгам созданных ими юридических лиц. Последнее правило имеет исключения. Имеется в виду субсидиарная ответственность Российской Федерации по долгам федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества (см. п. 5 ст. 115 и коммент. к ней), а также всех собственников, включая указанных в гл. 5 ГК субъектов, - по долгам созданных ими учреждений при недостаточности у последних денежных средств (см. ст. 120 и коммент. к ней).

Принцип "каждый за себя" использован, в частности, в ст. 1069 и 1070 ГК. Первая из этих статей предусматривает последствия причинения вреда государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. В подобных случаях вред подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Ответственность между ними распределяется прежде всего исходя из правового положения причинителя вреда. Так, Президиум ВАС РФ при рассмотрении конкретного дела признал, что в случае, когда вред причинен работниками Государственной налоговой инспекции района, взыскание должно быть обращено на средства именно бюджета Российской Федерации, поскольку указанная инспекция входит в систему федеральных органов (Вестник ВАС РФ, 1997, N 8, с. 34, 35).

Специальный порядок предусмотрен ст. 1070 ГК: вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

7. Бюджетный кодекс установил перечень оснований долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В этот перечень входят, в частности, кредитные соглашения и договоры, ценные бумаги. Указанный Кодекс предусматривает максимальные объемы государственного долга и государственных заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 98 - 100, 106 и 107).

8. Гарантии (поручительства), о которых идет речь в п. 6 комментируемой статьи, возникают из соглашений (договоров), заключенных от имени субъектов права, указанных в гл. 5 ГК.

Правовой режим предоставляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации государственных гарантий, а также гарантий, предоставляемых муниципальными образованиями, предусмотрен ст. 116 и 117 Бюджетного кодекса.

Включение п. 6 в комментируемую статью необходимо потому, что гарантия (поручительство), данная субъектами, указанными в гл. 5 ГК, или самим этим субъектам, предполагает возможность наступления ответственности "по чужому долгу", что остальными пунктами комментируемой статьи исключается.

9. Указом Президента РФ от 23.07.97 N 773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3606) в целях укрепления финансовой дисциплины, а также создания обоснованного механизма предоставления гарантий (поручительств) предусмотрено, что они могут предоставляться Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти по займам и кредитам организациям только на конкурсной основе. При этом к участию в конкурсе не допускаются организации, имеющие задолженность по платежам в федеральный бюджет или в государственные внебюджетные фонды. Предусмотренный Указом порядок распространяется и на гарантии (поручительства), предоставленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Гарантии со стороны субъектов права, указанных в гл. 5 ГК, могут возникать не только из договора, но и из закона. Так, в соответствии со ст. 6 Закона о закупках Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям авансовую оплату, а также соответствующие дотации из бюджета. Кроме того, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с выделением государственным заказчиком финансовых средств, должны выплачивать (из соответствующего бюджета) штрафы тем, кто заключил государственный контракт.

Законом о поставках (ст. 3) установлено, что Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика - "стороны государственного контракта" в пределах выделенных для этого средств.

Федеральным законом от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552) предусмотрено, что "Правительство Российской Федерации обеспечивает выплату сумм по возмещению убытков и вреда, которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация в той части, в которой причиненные убытки и вред превышают установленный для данной эксплуатирующей организации предел ответственности, посредством предоставления необходимых сумм до полного возмещения причиненных убытков и вреда, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (ст. 9).

Другой комментарий к статье 126 ГК РФ

1. Согласно положениям, содержащимся в п. 1 комментируемой статьи, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами принадлежащим им имуществом (ст. ст. 393, 401 ГК и др.). В отношении имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов, делается два исключения. Во-первых, в состав данного имущества не входит имущество, которое закреплено за созданными Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или оперативного управления (ст. 296 ГК), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК). Во-вторых, обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Указанное ограничение не должно в принципе распространяться на земли и другие природные ресурсы, которые в соответствии с законом могут находиться в собственности граждан и юридических лиц с режимом их полной оборотоспособности. Под законом в данном случае понимается не только ГК и иное гражданское законодательство, но также законодательство о земле и других природных ресурсах.

2. В п. п. 2 и 3 комментируемой статьи закрепляется правило о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности по обязательствам юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, с одной стороны, и обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, создавших данные юридические лица, - с другой. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, несущих субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам казенных предприятий и учреждений (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 и ст. 399 ГК).

3. В п. п. 4 и 5 комментируемой статьи говорится о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по своим обязательствам.

4. В п. 6 комментируемой статьи закреплена важная норма о возможности принятия на себя Российской Федерацией гарантии (поручительства) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица и, наоборот, возможности принятия на себя гарантии (поручительства) указанными субъектами по обязательствам Российской Федерации. В этом случае правила п. п. 2 - 5 комментируемой статьи не применяются.

Закон устанавливает, что РФ, субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, когда это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо когда указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъекты, муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвано исполнением обязательных для них указаний учредителей, собственников их имущества.Точно так же на собственников имущества создаваемых или учреждений возлагается субсидированная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в рассмотрении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК).РФ несет субсидированную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).РФ, субъекты, муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (см. ст. 16 ГК, 1070 ГК).РФ, субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имущества, кроме имущества:o которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;o которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности РФ, субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства, заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности. (Пока закон не принят.)

Еще по теме 39. Ответственность по обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.:

  1. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципального образования.
  2. Глава 7. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований § 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
  3. § 3. Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
  4. § 3. Муниципальные образования как субъекты финансового права
  5. 37. Особенности участие РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданско- правовых отношениях.
  6. 31. Бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
  7. Бюджетная компетенция (права) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
  8. § 1. Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности
  9. Конспект лекции 21 Бюджетные права РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
  10. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  11. § 2 Субсидиарные обязательства (ответственность) публично - правовых образований
  12. § 6. Бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях при введении на их территории временной финансовой администрации

Мы с братом владеем земельным участком в размере 10 гектар на праве долевой собственности. Доли у нас равные. У нас возникли некоторые проблемы с совместным распоряжением имущества и я хочу выделить свою долю в натуре. Опять же и здесь возникли недопонимания, поскольку к этому участку подведены дорога и коммуникации только в одной точке. Есть ли еще какие-то способы решения нашего конфликта, кроме как обращение в суд.

Моя дальняя родственница во время одного из визитов к нам пообещала подарить мне на свадьбу ценную семейную реликвию – старинную икону. Это слышали практически все члены семьи. Свадьба состоялась, но подарок я так и не получила, эта родственница не смогла приехать на свадьбу, заболела, но через полгода подарила икону своей подруге, которая, по ее словам, ухаживала за ней. Можно ли оспорить такой дар, и вернуть икону обратно в семью, на том основании, что она должна была быть подарена мне?

Наша семья решила купить квартиру большую по площади, а старую продать. Наш риэлтор предложил одновременно с поиском покупателей на нашу квартиру начать и поиск подходящей жилплощади. И так получилось, что мы нашли вариант, где продавец понравившейся нам квартиры захотел переехать в нашу квартиру. Поскольку разница в цене квартир существенная, необходимо совершить доплату. Можно ли включать в договор мены условие о доплате, илу нужно заключить два отдельных договора купли-продажи?

Я заключил договор на создание дизайн-проекта для моей квартиры. Я внес аванс в размере 25 % от полной стоимости работы дизайнера, после чего он пообещал сразу же приступить к работе. Но через два дня дизайнер позвонил, и сказал, что не сможет закончить работу, при этом об авансе он умолчал. Могу ли я расторгнуть с ним договор и потребовать возврата аванса?

У меня такая ситуация. По интернету в магазине я заказал себе некоторые вещи, идеально подходящие для рыбалки, которой я страстно увлекаюсь. Сумма товара – 4000 рублей. Внес предоплату, однако товар так и не поступил. Уже прошло 3 недели. Скажите, как мне поступить в данной ситуации? Может ли это быть мошенничеством, и как вернуть свои деньги?

У меня подписан договор с моей няней, которая в рабочие дни приходит на работу для ухода за моим сыном. Я работаю руководителем в крупной компании, мой муж со мной развелся 2 года назад по личным причинам, я сама воспитываю ребенка и много работаю, чтобы обеспечить ему достойное будущее. Для того, чтобы успеть по всем делам, я нанимаю няню. С недавнего времени она заявила, что не может уже приходить, как раньше, вследствие чего мы обсудили иные условия. У меня вопрос: можно ли поменять условия в договоре, или это необязательно?

Ситуация такая. Я хочу заняться поставками товаров из отдаленного российского города. При переговорах с фирмой оказалось, что они могут выслать первую партию товаров после моей предоплаты, не подписывая никаких договоров и контрактов. Скажите, возможно ли такое? Как мне себя обезопасить в данном случае

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к статье 126 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает общие принципы гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных образований. Основаниями такой ответственности являются неисполнение Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием гражданско-правовых обязанностей, а также причинение вреда (в качестве последнего рассматривается издание незаконного правового акта, повлекшее к возникновению ущерба у других участников гражданских правоотношений).

При этом в качестве субъекта ответственности выступают именно государственные и муниципальные образования, а не органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, чьи действия привели к возникновению у соответствующих образований гражданских обязанностей, неисполнение которых повлекло ответственность. При рассмотрении соответствующих дел в суде ответчиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование в лице финансового органа, что связано с источниками, за счет которых производится возмещение вреда. Таковыми являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования.

Кроме того, установлено разграничение ответственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. По общему правилу названные субъекты гражданских правоотношений не несут солидарную и субсидиарную ответственность по обязательствам одного из них. Такая ответственность возможна только в том случае, если она вытекает из субъектного состава на стороне должника, то есть если обязательство является солидарным.

Также установлено, что государственные и муниципальные образования, с одной стороны, а государственные и муниципальные предприятия и учреждения, с другой стороны, не несут ответственности по обязательствам друг друга.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ