Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Для начала следует отметить, что законодательная деятельность -- это сложный и многогранный процесс. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией Российской Федерации и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти.

Рисунок 1.1 Стадии законотворческого процесса в РФ Омаров, С.М. Право законодательной инициативы Конституционного Суда Российской Федерации // Российская юстиция, 2011. - № 12.

В законотворческом процессе можно выделить следующие основные стадии издания законов:

1) законодательная инициатива,

2) обсуждение законопроекта,

Законодательная инициатива -- это предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

К числу субъектов, которые обладают правом законодательной инициативы, относятся следующие должностные лица (государственные органы):

* Президент Российской Федерации,

* Члены Совета Федерации,

* Государственная Дума, депутаты Государственной Думы Российской Федерации,

* Правительство Российской Федерации,

* Члены (депутаты) законодательных органов субъектов Российской Федерации,

* Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации.

После регистрации законодательные проекты направляются в рабочие органы для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними. Данные законодательные проекты направляются в Государственную Думу, которая является законодательным органом.

Обсуждение законодательного проекта происходит на заседании Государственной Думы, оно начинается с доклада инициатора законопроекта. Некоторые особо важные законопроекты могут обсуждаться всенародно, т. е. путем проведения референдума.

Непосредственное рассмотрение текста законодательного проекта может производиться либо постатейно, либо по разделам, либо в целом. На стадии обсуждения законодательного проекта допускается внесение в него поправок, изменений и дополнений. Кроме того, изменения, вносимые в законодательный проект, могут выражаться в исключении ненужных положений. В зависимости от степени подготовленности представленного на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации законодательного проекта возможны три варианта дальнейших действий:

* принятие законопроекта,

* отклонение законопроекта,

* отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие законодательного проекта -- это отдельная самостоятельная стадия законотворческого процесса, и она может быть различной в зависимости от степени важности принимаемого нормативного акта. Так, например, принятие федерального либо федерального конституционного закона осуществляется на заседании Государственной Думы Российской Федерации. Для этого необходимо, чтобы за законодательный проект положительно проголосовало соответственно более 1/2 либо не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые федеральные и федеральные конституционные законы после утверждения их Государственной Думой направляются на дальнейшее рассмотрение в Совет Федерации Российской Федерации, где соответственно для их принятия требуется, чтобы положительно проголосовало более 1/2 либо не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации Артамонов, А.Н. Принципы законодательства в законодательном процессе региональных парламентов // Российская юстиция, 2012. - № 10..

Текст принятого законодательного проекта подписывается и обнародуется Президентом Российской Федерации. В случае же несогласия Президента с представленным законопроектом он может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, а далее -- в Совет Федерации.

После того как законодательный проект окончательно прошел стадию обсуждения и принятия, он подлежит официальному опубликованию. Опубликование -- это основной из имеющихся вид оглашения, обнародования закона. Вообще, опубликование -- это самостоятельная стадия законотворческого процесса, которая имеет очень важное юридическое и социальное значение. Все федеральные (в том числе конституционные) законы подлежат опубликованию в течение 7 дней со дня подписания их Президентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собрания Российской Федерации -- в течение 10 дней.

Федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и иные нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации после их официального опубликования в государственных средствах массовой информации -- «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства» и др. В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио либо переданы по каналам связи, а также разосланы государственным органам.

Законотворческий процесс в России глазами судей Конституционного суда РФ

Вслед за судьей КС РФ Владимиром Ярославцевым двое его коллег высказали особое, критическое, мнение по поводу решения суда о признании "закона о митингах" конституционным. В ходе принятия документа были допущены столь серьезные нарушения, что положительное заключение по нему сделать было нельзя, считают судьи. Но признают, что в таком случае был бы создан прецедент, который мог бы аннулировать очень многие российские законы. Особые мнения приведены в обновленном тексте решения КС (документ 4-П/2013 от 14 февраля 2013 года), размещенном на сайте суда.

Судья Юрий Данилов полагает, что процедурные нарушения, допущенные во время голосования в думе по скандальному законопроекту, не позволяют признать в итоге принятый документ законным. Он указывает на три главных нарушения. Первое: предмет законопроекта находится в совместном ведении РФ и регионов, однако последним не дали возможности с ним ознакомиться, из-за чего были попраны "принципы российского федерализма".

Также Данилов указывает, что между первым и вторым чтениями в Госдуме текст законопроекта претерпел изменения, превосходящие разрешенный регламентом нижней палаты и федеральными законами. Действительно, сначала депутаты хотели лишь внести изменения в КоАП, но позже были добавлены изменения и в ФЗ "О собраниях". "Произошло существенное изменение концепции законопроекта", - отмечает судья. По его мнению, необходимо было вернуть измененный документ на уровень назад, в первое чтение.

"Когда не удается выиграть по правилам, джентльмены меняют правила"

Наконец, были нарушены права депутатов, сопротивлявшихся принятию законопроекта, указывает Данилов. "Итальянская забастовка", устроенная эсерами во время второго чтения, имела право быть, отмечает судья. Но депутатам протестовать законными методами не дали. Напомним, Илья Пономарев и Дмитрий Гудков в ходе обсуждения декламировали вслух каждую из многочисленных поправок вместо того, чтобы огласить пакетом. В пику им разрешенное время выступления сократили с положенных трех минут до 30 секунд, в результате чего были нарушены гарантии деятельности депутатов, считает Данилов.

"Воистину, когда не удается выиграть по правилам, джентльмены меняют правила", - замечает Данилов и высказывает убежденность в том, что каждый из перечисленных им нарушений был достаточным для признания закона "О митингах" неконституционным. В случае такого решения КС по процедуре принятия документа, суду не пришлось бы "исследовать его содержательную часть - нельзя исследовать то, чего не существует".

"В конце концов, бессмысленно искать спелые плоды на ветвях отравленного дерева, - резюмирует Данилов. - Двадцать пять веков назад Конфуций сказал: "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости". И кто его послушал?" Артамонов, А.Н. Принципы законодательства в законодательном процессе региональных парламентов // Российская юстиция, 2012. - № 10.

Судья Ярославцев в своем особом мнении тоже вспоминал древнюю мудрость. "Принесение на жертвенный алтарь" Госдумы конституционного права граждан на свободу собраний в угоду сиюминутных желаний по "скоростному" принятию закона парламент не красит, писал судья и цитировал Священное Писание: "И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже".

КС мог создать опасный прецедент

Судья Сергей Казанцев ряд положений закона считает чрезмерными. Например, такое: "Процедура согласования, как показывает практика, редко заканчивается в разумные сроки. Нередко она затягивается вплоть до последнего дня перед проведением мероприятий. И в таком случае эта норма запрещает агитацию в течение всего времени подготовки к мероприятию... Запрету могла бы подлежать только заведомо ложная информация о месте и времени".

Если же рассматривать вывод судьи о законе в целом, то он согласен с коллегой: при принятии законопроекта были допущены грубые нарушения, документ "не направлялся субъектам ни на одной из стадий законодательного процесса".

"Следует признать Федеральный закон... не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия... Признание оспариваемого Федерального закона не соответствующим Конституции... могло бы иметь прецедентный характер и создать возможность в будущем поставить под сомнение конституционность и других принятых по предметам совместного ведения федеральных законов" Артамонов, А.Н. Принципы законодательства в законодательном процессе региональных парламентов // Российская юстиция, 2012. - № 10., - заключает Данилов. "Закон о митингах", напомним, пытались оспорить 102 депутата от "Справедливой России" и КПРФ, указавших не только на нарушения при его принятии, но и на отдельные пункты. Например, штраф за нарушение закона в десятки раз превосходит среднюю зарплату по стране, отмечали парламентарии. Также обращавшийся в КС оппозиционер Эдуард Лимонов имел претензии по ограничению допуска к организациям митингов лиц, неоднократно наказанных за нарушение "закона о митингах".

В итоге принятое решение КС оказалось компромиссным и по отношению к власти, и по отношению к оппозиции, отмечает "Фонтанка". Признав серьезные нарушения во время принятия закона, судьи сочли, что ошибки все-таки были не столь критичными, чтобы признать документ неконституционным в целом.

Вместе с тем, КС сформулировал для любителей митингов несколько существенных поблажек: минимальные штрафы для нарушивших закон организаторов мероприятий было решено снизить, а обязательные работы назначать как можно реже. Дело Лимонова, еще в июле оштрафованного по новому закону на 12 тысяч рублей, КС постановил пересмотреть.

Законы не рождаются сами по себе, как народные песни. На самом деле и народные песни сочиняли отдельные люди, а потом в текст и музыку другими людьми без претензий на авторство добавлялись новые слова и мотивы – до тех пор, пока авторство окончательно не утрачивалось. Так и законы. Их проект предлагается отдельными людьми, а потом происходит ряд действий, которые составляют процесс законотворчества.

Первое действие в этой цепочке – законодательная инициатива.

Она представляет собой официальное внесение проекта закона (законопроекта) в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой и влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы имеет также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроект – это проект закона, вносимый обладающими правом законодательной инициативы органами или лицами на рассмотрение законодательного представительного органа власти. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто использовал свое право законодательной инициативы. Процесс подготовки законопроекта включает: принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки законопроекта он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы.

По содержанию законопроекты подразделяются на следующие виды: публичные, которые устанавливают общие нормы поведения; финансовые, касающиеся финансовых вопросов (бюджет, налоги, займы и т. д.); частные, которые касаются каких-либо физических или юридических лиц и носят характер административных актов (имущественные претензии к правительству, статус корпораций и т. д.). По субъекту законодательной инициативы законопроекты подразделяются на правительственные, депутатские и т. д.

Деятельность Государственной Думы РФ по созданию законов имеет четкую юридическую регламентацию. После создания законопроекта будущий закон проходит несколько стадий

Число стадий может варьироваться в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в законотворческом процессе появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ большинством голосов от общего числа ее депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией РФ).

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Сложнее процедура принятия федерального конституционного закона. Он считается принятым, если одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Вопросы для самоконтроля

1. Как осуществляется законодательная инициатива и создается законопроект?

3. Каковы действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона?

Это интересно

Законотворческая практика знает официальное и неофициальное обнародование закона. Официальное обнародование закона – самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения времени вступления его в силу. Оно имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени правотворческого органа для всеобщего сведения полного и точного текста принятого закона путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на которое можно сослаться в сводах и собраниях законодательства, в актах применения норм права, печатных работах и т. д. В таком обнародовании закона официальное объявление закона сочетается с удостоверением точного его текста. При неофициальном обнародовании закона сообщение об издании нормативного акта или изложение его содержания осуществляются издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, частными составителями. В Российской Федерации официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Официальное опубликование должно производиться в течение 7 дней после дня подписания соответствующего закона Президентом РФ.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Принимая Закон № 122 о замене натуральных льгот денежными выплатами для пенсионеров, Государственная Дума основывалась на расчетах специалистов из правительства, в соответствии с которыми пенсионеры от такой замены должны существенно выиграть. Спустя некоторое время после того, как закон был принят, выяснилось, что одни пенсионеры (как правило, жители сельской местности) такой заменой «натуральных» льгот денежными выплатами довольны, а другие (в основном городские жители) заняли резко отрицательную позицию. Во многих городах страны прошли массовые митинги и демонстрации протеста. В результате закон был скорректирован таким образом, что пенсионеры получили право выбирать между натуральными льготами и денежными компенсациями.

Темы для рефератов и обсуждения

1. Что влияет на принятие или непринятие законов в Государственной Думе?

2. Почему иногда принимаются очень «непопулярные» в широких народных массах законы (например, закон о замене льгот денежными выплатами)?

Законотворческий процесс - это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом.

Законотворческий процесс, в РФ включаетчетыре стадии:

а) законодательную инициативу;

б) обсуждения законопроекта в Государственной думе;

в) принятие закона;

г) подписание президентом и вступления закона в юридическую силу.

1 - законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномочен-ным субъектом законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы оз-начает, что представительный орган обязанрассмотреть внесен-ный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законо-проектом.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной ини-циативы - Президент РФ, Совет Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституцион-ному Суду , Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. Законопроект первона-чально вноситсяв Гос. Думу.

2 - Обсуждение законопроекта - начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, что бы устранить противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений.

Закон принимается в трех чтениях:

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если зако-нопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по по-правкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми по-правками. Но и на этой стадии законо-проект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов.

Прекращениеобсуждения законопроекта оформляется спе-циальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.


3. - Стадия принятие закона - данная стадия проходит в форме голосования.

ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Сове-ту Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Феде-рации за него проголосовало большинство членов палаты от об-щего числа членов либо он в течение 14 днейне был рассмотренСоветомФедерации. Если Совет Федерации не одобрил принятый Гос. Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласиймогут создать согласительную комиссию.

После уреryлирования спора в комиссии закон подлежит повторному рас-смотрению и голосованию в палатах с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Гос. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона набрав при повторном голосовании две трети (2/3) голосов от общего числа депутатов. При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной думе проголосовало (2/3) -две трети депутатов, а в Совете Федерации - три четверти(3/4), при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его.

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Обсуждение законопроекта . Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. В Российской Федерации законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации . Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты . В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

24. Правительство России

Правительство России - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия :

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство России состоит из Председателя Правительства России , заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров .

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ