Мы являемся бюджетной организацией. Узнали, что денежные средства от предпринимательской деятельности мы можем осваивать через торги по положению, которое должны самостоятельно разработать. Где можно скачать образец положения о закупках?
По смыслу статьи 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, руководствуясь положениями вышеуказанного закона.
Если бюджетным учреждением принято в единой информационной системе (в настоящее время сайт http://zakupki.gov.ru), данное учреждение вправе осуществлять закупки по ст. 15 Закона 44-ФЗ:
28 декабря 2014 года был принят Закон 396-ФЗ, который внес изменения в законодательство, связанное с осуществлением закупок.
В силу ч. 25 ст. 112 Закона 44-ФЗ до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В изменениях (Закон 396-ФЗ) указано кто утверждает принятое положение о закупках .
В силу п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона 223-ФЗ Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.
Таким образом, денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") для большинства бюджетных учреждений, а для научных и образовательных учреждений от грантов (п. 1 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") можно осваивать, осуществляя закупки самостоятельно (своей комиссией) по правилам принятого положения, которое необходимо принять, утвердить и опубликовать на сайте до 01 апреля 2014 года.
Необходимо помнить, что при принятии своего положения о закупках бюджетным учреждением, планы графики заполняются и опубликовываются отдельно по 44-ФЗ и 223-ФЗ, т.е. создаются два отдельных план-графика.
Жирным курсивом выделил изменения в Положении.
P.S.: пример разработанного положения подходит для применения другими субъектами, которые подпадают под действие ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа) Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.
Если положение о закупке у заказчика имеется, то заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.
Если положение о закупке у заказчика отсутствует, то в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщикадо дня размещения утвержденного положения о закупке (ст. 8 Закона № 223-ФЗ).
Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:
Устанавливая в положении о закупке индивидуальные требования и проводя точную настройку закупочной деятельности, организация сможет вывести свои закупки на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей по разумной цене.
Положение о закупке и изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).
Структура положения о закупке включает следующие параметры:
Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Положение о закупке — это рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на любые вопросы, касающиеся проведения закупок. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.
В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.
Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара :
В структуру положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. То есть публикуем 2 документа: новую редакцию положения и документ с перечнем изменений. Корректировать положение можно по необходимости, периодичность изменений не определена.
Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в ст. 1 закона № 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает положение.
Если положение о закупке утверждено не тем, кто уполномочен на это действие, то нарушителя ждет штраф. Рассмотрим на примере Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15:
П. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках 223-ФЗ установлено, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Как следует из материалов дела положение о закупке утверждено генеральным директором. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ является Министерство. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться Министерством, и Заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с № 44-ФЗ. Таким образом, действия заказчика нарушают ч.1 ст.15 Закона о контрактной системе.
За несоблюдение порядка осуществления закупки, частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность — наложение административного штрафа:
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).
Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.
ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.
Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.
ФЗ № 223
направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223
способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223
, на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.
В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.
К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:
Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:
Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).
Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223
определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223
участником закупки может быть:
Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.
Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.
Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .
ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .
Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.
В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .
По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).
Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .
Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223
не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:
Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .
Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.
Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).
Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.
Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.
При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.
ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:
При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.
В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.
С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.
С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.
Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?
Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.
Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.
И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .
Срок применения Закона № 223 | Юридическое лицо | При условии, что.... |
Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов |
общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности |
|
Дочерние хозяйственные общества |
более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%. |
|
Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями |
||
Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50% |
ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования |
|
Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию |
ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования |
|
Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50% |
ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования |
|
Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г. |
Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»
21.12.2011 г.
У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .
Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.
В рамках прошедшего вебинара нам удалось подробнейшим образом рассмотреть основной регламент закупочной деятельности - Положение о закупках и его применение на практике.
Положение о закупках - это, с одной стороны, документ, с другой стороны, регламент, которым руководствуются заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ.
Положение о закупках открывает ряд возможностей, как перед заказчиками, так и перед поставщиками. Ежегодно в рамках этого закона реализуется колоссальный объем денежных средств.
Что такое Положение о закупках?
Согласно ст. 1 223-ФЗ:
Положение о закупках - регулятор закупочной деятельности.
Сравнивая 223-ФЗ и 44-ФЗ, стоит отметить, что 44-ФЗ - закон жесткий и обязывает заказчиков действовать в соответствии со строгим алгоритмом. Юрлица, работающие в рамках 223-ФЗ, имеют совершенно иную картину: этот закон рамочный и мягкий, отдающий многие вопросы в ведение заказчика.
Положение о закупках есть у всех заказчиков, действующих в рамках 223-ФЗ. Этот документ достаточно однотипный и включает в себя определенные аспекты работы.
Разделы Положения о закупках:
В Положении о закупках не допускается конфликт интересов. Сотрудники заказчика, принимающие значимые решения при проведении закупок, эксперты, должностные лица не должны иметь личной заинтересованности в результате проведенной закупки.
Также не допускается:
Обеспечение открытости информации - одна из важнейших частей работы заказчика. На сегодняшний день законодательством предусмотрена максимальная прозрачность процесса закупок. В ЕИС можно ознакомиться с каждым шагом, который предпринимает тот или иной заказчик для достижения результата закупки. Положение о закупках, в свою очередь, содержит порядок размещения в ЕИС соответствующей информации. Размещение информации о закупочной деятельности заказчика предусмотрено не только в ЕИС, но и на официальном сайте заказчика, а также в иных общедоступных источниках.
Заказчик размещает:
Планы закупок формируются на 5-7 лет, однако имеются только у тех заказчиков, которые обладают соответствующими масштабами и ресурсами.
На этапе планирования закупок происходит:
На сегодняшний день действуют следующие требования к описанию объекта (составлению ТЗ) :
Требования не должны приводить к ограничению числа участников закупок.
Летом 2016 года вступили в силу изменения в законодательство, которые отразились на сфере закупок. Согласно новым требованиям, при проведении закупки необходимо опираться на стандарты, действующие на территории РФ. Это дает возможность унифицировать экономические процессы.
Заказчики при описании товаров, работ и услуг в закупочной документации должны использовать параметры и показатели, предусмотренные документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации России, техническими регламентами, законодательством РФ о техническом регулировании, иными нормативными документами. Позиция об этом указана в Положении п. 1 ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
Если заказчик не опирается на действующие стандарты, он обязан пояснить свою позицию и включить в описание невозможность использования стандарты (закупка уникальной продукции).
Стандартизация
Пример:
До вступления в силу требований об обязательном использовании стандартов, закупка происходила следующим образом:
Описание - молоко пастеризованное питьевое, массовая доля жира - 2,5 %, жидкая, однородная консистенция, слегка вязкая, без хлопьев белка и сбившихся комочков жира, вкус и запах - характерные для молока, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом кипячения, цвет - белый, равномерный по всей массе.
С 01.07.2016 г. (уточнение всех параметров и характеристик)
Молоко должно соответствовать регламентам, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании:
Пример:
Закупка популярных товаров.
Пример:
Закупка подрядных работ.
Отраслевые НТД:
Пример:
Закупка услуг.
Перечень услуг:
Если обобщить подходы к составлению описания объекта закупки, то:
В Положении о закупках целесообразно предусмотреть запрет на:
В Положении о закупках необходимо устанавливать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора с учетом или без учета дополнительных расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
В данном случае заказчики как правило опираются на Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком». Это методические рекомендации по применению методов определения цен, носят универсальный характер.
Можно ли изменить начальную (максимальную) цену договора в уже сформированных документах? Конечно, это не запрещено и объясняется тем, что формирование цены происходит на этапе планирования договора, задолго до осуществления закупки. К моменту публикации извещения и сбора заявок, многое претерпевает изменения. Заказчикам целесообразно перепроверить и актуализировать цену договора.
Способы закупок - самая объемная часть положения, поскольку заказчики обязаны прописать весь регламент, которым будут пользоваться. Выделяют следующие способы:
Выше прописан далеко не полный перечень элементов закупочной деятельности, которым пользуются заказчики.
Конкурс и аукцион предусмотрены 223-ФЗ
Аукцион обслуживает закупку, которая направлена на приобретение работ и услуг, широко представленных на типовых рынках.
Критерии аукциона
Пример
Выбор победителя аукциона
Конкурс - это совсем другой подход к процедуре закупки. Тут речь идет об уникальных товарах.
В положении о закупках указано:
Выбор победителя конкурса:
Запрос предложения и котировок
Конкурентные переговоры
Это удобная форма закупки, позволяющая сэкономить время и выработать для заказчика благоприятные условия отбора лучшего участника:
Пример:
Закупка этого типа допускает проведение переговоров как со всеми претендентами сразу, так и с каждым предпринимателем по отдельности. При проведении конкурентных переговоров представители заказчика беседуют сразу со всеми предпринимателя, чьи предложения показались им интересными. По окончании переговоров потенциальные поставщики делают организатору торгов свои окончательные предложения в отношении цены и условий поставки. Затем заказчик анализирует эти сведения, уделяя особое внимание денежной стороне вопроса. По итогам рассмотрения заявок победителем становится претендент, предложивший наиболее выгодные условия по приемлемой цене.
Закрытые конкурентные переговоры
При проведении закрытых конкурентных переговоров заказчик, как правило, заранее устанавливает для себя максимально допустимую цену. Выбираются заявки с подходящей ценой, которые распределяются по степени их привлекательности с точки зрения исполнения условий договора. Наиболее перспективного кандидата приглашают для проведения переговоров, и, если беседа проходит успешно, с ним заключают договор. Если это не произойдет, то пригласят следующего претендента, и так до тех пор, пока заказчик не найдет подходящих со всех сторон условий.
Конкурентные переговоры - эффективная форма закупок, позволяющая открыто общаться с участниками.
Переторжка
Переторжка не является отдельным способом закупки, это скорее элемент торгового процесса. Может включаться в конкурс и аукцион как повторные торги после сбора ценовых предложений.
Как правило, переторжка предполагает снижение предложенной ранее цены, иногда же переторжка касается иных условий исполнения контракта. Понятие переторжки не обозначено в законодательстве, поэтому заказчики указывают данное условие в документации к конкретной закупке. Единой формы проведения переторжки не существует, поэтому нужно смотреть в Положении о закупках у конкретного заказчика.
Иные способы закупок
Закупки в электронной форме
Согласно ст. 3 223-ФЗ заказчик обязан осуществлять в электронной форме закупки товаров, работ, услуг, входящих в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616:
Заказчик вправе осуществлять электронные закупки в любой форме по своему выбору в соответствии со своим Положением.
Регламент и условия процедуры закупки зависят от того, какую электронную площадку выбрал заказчик.
Единственный поставщик
В 223-ФЗ нет ограничений по поводу единственного поставщика, поэтому заказчики через свои Положения регулируют данный вопрос.
При установлении в Положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.
Основания для закупки у единственного поставщика:
Около 80% закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика!
В Положении может быть установлена обязанность обосновать необходимость:
Есть ли ограничения годового объема закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (у крупных заказчиков до 500 тыс. руб.), по Закону № 223-ФЗ?
Нормы Закона № 223-ФЗ не содержат запрета на количество таких закупок заказчиком. Однако злоупотребление правом осуществлять закупки у единственного поставщика может привести к недобросовестной конкуренции и повлечь формирование прецедента для заказчика. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 11 февраля 2015 г. № Д28и-205.
Малые закупки регулируются заказчиком в Положении о закупках. Они прописывают конечные суммы, кот можно тратить в течение года на подобные закупки у единственного поставщика.
Документация о закупке (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ)
Извещение о закупке - самое первое объявление о начавшейся закупке. В нем изложены коротко все существующие условия будущей закупки.
В Положении о закупках необходимо установить требования к извещению и прописать:
Также заказчик размещает документацию в полном объеме. Каждый потенциальный участник может запросить разъяснения положений документации (такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ), поэтому заказчик должен быть готов ответить на запросы. В Положении нужно прописать сроки, условия и порядок предоставления разъяснений участникам по их запросам.
Документация о закупке
Тут должны быть ответы на все возможные вопросы от участников закупки:
Отдельное внимание нужно уделить блоку, который носит условное название «как подать заявку», в котором должно быть прописано:
Требования к участникам закупки, установленные заказчиком в Положении о закупках, всегда в поле пристального внимания участников закупки. Требования бывают обязательные и дополнительные. Если обязательные требования не исполняются, то заказчик отклоняет заявку (ч. 1 ст. 3 223-ФЗ)
ФАС в Письме № ИА/44025/12 указывает, что заказчик может самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства РФ. Однако заказчик должен формировать требования таким образом, чтоб не нарушить 135-ФЗ.
Законом установлено, что заказчикам необходимо указать в документации о закупке, в том числе:
В Положении нужно определить требования к документам участников:
В Положении нужно определить требования к заявкам участников. Это регламентируется письмом Минэкономразвития от 8 апреля 2015 г. № Д28и-966.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Участник закупки представляет заявку в соответствии с требованиями, предусмотренными документацией о закупке.
Заявка - это ответ на ожидание заказчика! Именно так участники должны подходить к решению вопроса.
Требования к участникам
Важно!
Требования к участникам закупки устанавливаются с учетом следующих ограничений:
Финансовые требования
Положение о закупках устанавливает экономические механизмы, которые использует для защиты своих прав и интересов. В 223-ФЗ ничего об этом не сказано. Как правило, заказчик идет путем 44-ФЗ: устанавливает обеспечение по заявке и по договорам.
Установление обеспечения заявки на участие в закупке
Установление обеспечения исполнения договора (для победителя закупки) обеспечения исполнения договора, условий его предоставления, возврата и удержания, формы, конкретный размер и срок действия
Положение о закупках может содержать условие об уменьшении обеспечения
Положение о закупке может предоставить поставщику право заменить форму обеспечения исполнения договора уменьшить сумму обеспечения на сумму выполненных обязательств по договору. Выбор - за поставщиком. В 44-ФЗ такие условия прописаны напрямую.
Оценка заявок
Необходимо указать в том числе критерии оценки и сопоставления заявок: нужно устанавливать критерии, их содержание, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, порядок расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора.
Предметом оценки могут служить только параметры, связанные с предметом закупки.
С целью получения объективно качественного результата закупки в порядке оценки и сопоставления заявок необходимо определить формулу расчета баллов в зависимости от конкретных предложений участника, позволяющую осуществить пропорциональное начисление баллов в зависимости от степени предпочтительности предложений участников.
Критерии и порядок оценки заявок установлены в Положении о закупке.
Набор критериев:
Критерии можно разделить на две категории:
Первая - это критерии, которые изначально выражены в числовых показателях: цена, срок поставки, срок гарантии. Обычно такие критерии называют объективными.
Вторая - это критерии, которые не имеют числовых показателей, и такие показатели присваиваются оценочной комиссией заказчика исходя из указанного в заявке значения: квалификация участника оценивается по предоставленной информации об опыте работы, о наличии квалифицированных кадров, специального оборудования и др. Такие критерии принято называть субъективными.
Применение критериев
При закупке стандартных товаров применяются объективные критерии. Субъективные критерии применяются при закупке работ и услуг.
Принципы подбора критериев
При закупках продукции, в отношении которой заказчик заранее не может установить жесткий диапазон всех качественных характеристик продукции, например, при закупке ноутбуков, продуктов питания и др., в документации могут быть установлены диапазоны различных характеристик такой продукции. При оценке будет выбираться лучшая заявка по соотношению цена - качество. В этом случае могут применяться критерии: качество продукции, срок поставки (исполнения), срок гарантийного обслуживания и др. При таких закупках применяются процедуры конкурса или запроса предложений .
Определенные виды работ и услуг (юридические, аудиторские услуги, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и др.) оцениваются на основании репутации исполнителя, опыта его работы, квалификации персонала, описания порядка исполнения работы или услуги. Критерием оценки является квалификация исполнителя и качество. В этом случае применяются разновидности конкурсов: двухэтапные, селективные, с предварительным квалификационным отбором и др. При определении значимостей критериев цена может не иметь приоритета.
Деятельность закупочной комиссии
Деятельность закупочной комиссии регулируется Положением о закупках.
Закон не ограничивает заказчика, поэтому в состав комиссии могут быть включены посторонние лица, обладающие специальными знаниями. Формирование состава комиссии осуществляется до размещения в ЕИС и оформляется приказом руководителя учреждения.
Основная функция закупочной комиссии - принятие решений в рамках конкретной закупочной процедуры. Порядок принятия решений делится на два этапа:
Положение о закупке регламентирует порядок заключения договоров. Устанавливаются порядок и сроки совершения соответствующих действий каждой из сторон: сроки и форма направления проекта договора заказчиком участнику закупки, порядок и сроки предоставления участником закупки подписанного со своей стороны договора заказчику, иные положения, связанные с заключением договора. С целью соблюдения прав иных участников, срок заключения договора целесообразно устанавливать не ранее истечения срока обжалования, предусмотренного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции - не менее 10 дней с даты публикации итогового протокола. Обжаловать результат любых торгов можно в срок 10 дней с даты публикации итогового протокола.
Действия заказчика в случае уклонения победителя закупки от заключения договора
Если победитель уклонился от заключения договора, можно заключать договор со вторым участником, если второй участник предлагает такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора (Однако у второго участника нет обязанности заключать договор с заказчиком):
«заказчик заключает договор с участником, заявка которого по результатам закупки получила второй порядковый номер согласно протоколу № (рассмотрения/оценки и сопоставления/проведения аукциона/подведения итогов)».
В Положении о закупке на этот случай необходимо предусмотреть:
Порядок заключения и исполнения договора регулируется ГК РФ, иными нормативными правовыми актами, локальными актами Заказчика, Положением о закупках.
Пример
Договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, должен быть заключен:
В случае если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил Заказчику в срок, указанный в документации, подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение, такой участник признается уклонившимся от заключения договора. В случае уклонения участника закупки от заключения договора внесенное обеспечение заявки такому участнику закупки не возвращается.
Внесение изменений в договор
В отличие от контрактной системы, где внесение изменений в договор практически невозможно, в 223-ФЗ ограничений нет. Изменения регулирует сам заказчик в Положении о закупках.
Пример
Заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе изменить:
1) Предусмотренное договором количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 20 %.
При увеличении объема закупаемой продукции Заказчик по согласованию с участником вправе изменить первоначальную цену договора соответственно изменяемому объему продукции, а при внесении соответствующих изменений в договор в связи с сокращением объема закупаемой продукции Заказчик обязан изменить цену договора указанным образом.
2) Сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения Заказчиком своих обязательств по договору.
3) Цену договора путем ее уменьшения без изменения иных условий исполнения договора, в случаях, предусмотренных п. 1, в случае изменения в соответствии с законодательством регулируемых государством цен.
При исполнении договора по согласованию Заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики и потребительские свойства которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в договоре (из 44-ФЗ).
Сроки размещения информации об изменении договора
223-ФЗ предусматривает внесение изменений в договор (3 раб дня), в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются:
Не позднее чем в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в договор в системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (система содержит и первоначальные данные, участник может сравнить).
Расторжение договора допускается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и договором.
Неустойки за неисполнение обязательств по договору
Особые ситуации
Пример
Применение Положений о закупках. Практическое применение
Пример
При проведении закупки в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений организация установила требование, согласно которому участник до размещения заявки и документов в электронном виде обязан был представлять их в определенное время конкретному лицу заказчика по определенному адресу на бумажном носителе.
Антимонопольный орган посчитал данное требование незаконным - закупка услуг проходила в электронной форме, услуга входила в Перечень электронных закупок.
Форма проведения закупки подразумевает осуществление всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документооборота.
Участник обратился в суд.
Решение суда
Суд указал, что заказчик в Положении о закупке установил ненадлежащий порядок закупки, не учел порядок проведения торгов в электронной форме, когда какие-либо контакты заказчика с участником до выявления победителя не допускаются.
Данное требование к тому же нарушало принцип проведения электронных торгов, а именно доступность, представление документов только на электронную площадку в любое время до проведения торгов.
Результаты ЭА были аннулированы, заказчик был признан нарушившим ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Постановление ФАС МО от 27.01.2014 N Ф05-16506/2013 по делу N А40-9514/2013.
Пример
В Положении о закупках предусмотрены такие способы закупки, как запрос котировок и закупка у единственного поставщика. Правомерно ли в Положении не указаны сроки размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и закупки у единственного поставщика?
Законом предусмотрен минимальный срок размещения в системе извещения о проведении конкурса или аукциона, но требования об определении какого-либо срока для извещения о проведении закупки иным способом 223-ФЗ не содержит.
При этом, в обязанности заказчика входит указание в положении о закупках сроков и условий всех предусмотренных способов определения поставщика.
Пример
Правомерно ли Положение о закупке в части указания на то, что договор с победителем конкурса или аукциона должен быть заключен в течение недели с момента размещения заказчиком протокола оценки?
Исходя из ч. 4 ст. 18.1 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов.
Законы 223-ФЗ и 135-ФЗ не устанавливают минимально возможных сроков заключения договора по результатам закупки.
В Постановлении 17 ААС от 18.02.2015 N 17АП-17267/2014-АК суд заключил, что прямое указание в 223-ФЗ и 135-ФЗ о запрете заключения договора по результатам проведения торгов ранее 10 дней отсутствует, однако из совокупности положений Законов следует, что заказчикам необходимо срок для обжалования участниками закупки действий (бездействия) заказчика и комиссий - заключение договора с победителем конкурса или аукциона в течение недели с момента размещения протокола оценки неправомерно, поскольку одна неделя - это менее 10-дневного срока.
Пример
В положении о закупке не определены точные критерии оценки заявок на участие в закупке, есть лишь примерный перечень оснований. В документации о закупке установлены конкретные критерии оценки заявок на участие в закупке. Правомерна ли указанная ситуация?
На основании п. п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В Постановлении АС Уральского округа от 23.01.2015 № Ф09-9444/14 суд указал, что документация о закупках не может включать в себя такие условия, которые непосредственно не указаны в Положении о закупке. Это может привести к произвольному определению требований к участникам, антиконкурентно повлиять на результат самих торгов.
Ситуация, когда положение о закупке предусматривает примерный перечень оснований, по которым заявки могут быть оценены, однако при этом в документации о закупке установлены конкретные критерии оценки заявок, фактически не соответствует 223-ФЗ
Пример
Вправе ли заказчик в Положении о закупке предусмотреть порядок, по которому он может отказаться от проведения закупки, в отношении которой размещено извещение о ее проведении и поданы заявки участниками?
В 223-ФЗ не приведены нормы, регулирующие процедуру отказа заказчика от проведения закупки (отмену), при этом Положение о закупке может включать и положения об отказе заказчика от проведения закупки (отмене).
В Постановлении АС Поволжского округа от 08.12.2014 № Ф06-17789/2013 суд указал, что 223-ФЗ определяет общие положения, которые должны включаться в положение о закупке, но не содержит каких-либо обязательных требований или ограничений к порядку проведения процедур закупки, в частности не устанавливает правила отмены закупочной процедуры.
Следовательно, непосредственное содержание указанных разделов, а также правила отмены закупочной процедуры определяются заказчиком самостоятельно.
Представляет интерес также Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2014 N Ф03-2444/2014 - возможность отказа от проведения торгов предусмотрена ст. 448 Гражданского кодекса РФ.
Судебная практика показывает, что в положении о закупке заказчики допускают нарушения как 223-ФЗ, так и Закона «О защите конкуренции»
Ключевой момент - заказчик должен установить четкие и понятные условия, на которых он вправе не проводить торги, а приобретать необходимое у единственного поставщика.
Письмо Минэкономразвития России от 25 ноября 2015 г. № Д28и-3384: в законе нет ограничений относительно единственного поставщика, есть лишь предписание заказчикам разрабатывать детали через Положение о закупках.
Пример
Учреждение заключило договор с оператором мобильной связи как с единственным поставщиком, без проведения торгов. При этом заказчик руководствовался пунктом своего положения о закупке: «…размещение заказа у единственного поставщика осуществляется в том числе в случаях получения услуг мобильной и стационарной телефонной связи».
УФАС квалифицировал это как нарушение статьи 17 135-ФЗ.
Суд поддержал заказчика 223-ФЗ и позволяет заказчикам самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, не ограничиваясь только конкурентными.
Арбитражный суд Северо-Западного округа - Постановление от 3.12.2015 г. № Ф07-1332/2015.
В положении о закупке заказчик самостоятельно устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.
Письмо Минэкономразвития России от 23.10.2015 г. № Д28и-3122
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) - порядок и критерии оценки и сопоставления заявок участников. Если этого не сделать, закупку могут признать незаконной.
Пример
В Положении заказчик не прописал, каким образом он будет оценивать и сопоставлять заявки.
Суд посчитал это нарушением
Постановление 17 арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2015 г. № 17АП-14238/2015-АК:
Аналогичный пример
Заказчик не установил в Положении о закупках порядок оценки и сопоставления заявок.
Участники обратились в суд.
Суд решил: процедура отбора была заведомо непрозрачной для претендентов, не было критериев оценки, результаты закупки нельзя считать соответствующими требованиям закона.
Постановление 17 Арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2015 г. № 17АП-14238/2015-АК.
Пример
Заказчик в своем положении о закупке указал: «…заказчик вправе отказаться от проведения открытого запроса предложений, а также завершить процедуру запроса предложений без заключения договора по его результатам в любое время…».
При этом не были перечислены конкретные причины, по которым разрешено отменить закупку.
Участники обратились в суд.
Суд признал: нельзя нарушать сроки отмены закупки, установленные Положением.
Постановление Арбитражного суда МО от 29.10. 2015 г. № Ф05-15232/2015.
Стоит отметить, что с 1 июля 2018 года кардинально меняется подход законодателей к осуществлению закупок, появится целый ряд норм, в частности, по поводу отмены уже опубликованных закупок (четкий срок отмены).
Пример
Заказчик установил в конкурсной документации требование о наличии сотрудников определенных специальностей исключительно в штате участника.
Однако это противоречит его Положению о закупке, где указано, что такие сотрудники также могут привлекаться поставщиком на основании гражданско-правовых договоров.
Решение ФАС России от 14.10.2015 г. № 17/56071/15.
Положение о закупках - важнейший документ, регламентирующий закупочную деятельность!
Порядок подготовки и проведения процедур закупки:
Основные разделы Положения
Порядок проведения процедур закупки - описывается порядок проведения каждой процедуры закупки, указанной в положении: закупка у единственного поставщика, закупка путем проведения запроса цен, запроса предложений, аукциона, конкурса, иными способами.
Порядок проведения закупки также предусматривает выполнение требований действующего законодательства
Можно ли изменять положение
Главное
В каких случаях ООО требуется положение о закупках
Если говорить кратко, положение о закупках — это локальный акт организации, в котором определены все нюансы осуществления закупочной деятельности данным заказчиком.
При этом разработка такого документа законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2014 № 44-ФЗ не предусматривается. С помощью такого внутреннего документа регулируется соответствующая деятельность заказчика в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).
В подп. 2, 3 п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ перечислены признаки хозяйственных обществ, на которые распространяется действие этого закона:
Таким образом, если общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО), соответствующее указанным выше признакам, планирует выступить в качестве заказчика при осуществлении госзакупок, то составление и утверждение положения о закупках, а также его дальнейшее размещение на надлежащем ресурсе в интернете (в Единой информационной системе на сайте http://www.zakupki.gov.ru) — необходимое условие участия в госзакупках.
Регламент размещения такого локального документа в указанной ЕИС содержится в разделе II положения «О размещении в ЕИС информации о закупке», утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее — постановление № 908).
Законом установлены конкретные требования к содержанию такого документа (п. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). В нем должны быть отражены:
С учетом приведенных требований и сложившейся практики можно предложить следующую примерную структуру положения для ООО:
При разработке документа организации надлежит учитывать особенности своей деятельности и соответствующие нормы законодательства, регламентирующие закупочную деятельность.
Образец положения о закупках можно скачать, перейдя по данной ссылке: Положение о закупках для ООО (образец) .
Законодатель также определил регламент утверждения рассматриваемого документа. Так, в ООО положение о закупках утверждается (подп. 5 п. 3 ст. 2 закона № 223-ФЗ):
Таким образом, на титульном листе положения о закупках должна быть отметка, содержащая:
Положение о закупке должно быть размещено в ЕИС не позднее чем через 15 дней со дня его утверждения (п. 1 ст. 4 закона № 223-ФЗ).
В положение о закупках в зависимости от потребностей ООО или нововведений законодательства могут быть внесены изменения.
Для того чтобы внесение изменений считалось надлежащим, ООО должно разместить в ЕИС как само измененное положение, так и документ, содержащий реестр таких изменений (пп. 12, 13 постановления № 908). Также, если это необходимо, должна быть откорректирована информация, включенная в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке (п. 10 постановления № 908).
Перечисленная документация подлежит размещению в ЕИС только после подписания специальной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (п. 4 постановления № 908). Узнать о том, как получить такую подпись, можно из другой нашей статьи: Порядок получения ЭЦП для госзакупок (нюансы) .
Обозначенные изменения должны быть внесены в ЕИС не позднее чем через 15 дней с момента их утверждения (п. 1 ст. 4 закона № 223-ФЗ).
Регламент утверждения изменений, вносимых в рассматриваемый документ, аналогичен порядку утверждения самого документа.
Итак, ООО, в уставном капитале которого содержится определенная законом доля участия государства, для проведения госзакупки должно составить и утвердить положение о закупках. В его тексте должны быть зафиксированы все требования к закупке, включая регламенты подготовки и реализации всех процедур, правила их применения, порядок заключения и исполнения договоров и т. д.