Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Государственный заказ всегда привлекал много внимания, чему не в малой степени способствуют многочисленные публикации. На смену 94-ФЗ был разработан 44-ФЗ с учетом уже практических навыков и наработок. Федеральный закон 44-ФЗ постоянно совершенствуется для защиты не только заказчика, но и организаций участвующих в таких заказах, которые являются основным источником заработка для них. Законодательно предусмотрена возможность отслеживать ненадежных поставщиков с помощью информационной базы, включающей сведения об участниках, принимавших участие в закупке, победившим по ее итогам и уклонившихся от подписания направленного заказчиком контракта, или же с ними были расторгнуты контракты из-за нарушений условий контракта по решению суда, либо в одностороннем порядке. Новые положения, вышедшие в дополнение 44-ФЗ регулируют данный реестр. Одно из положений регламентирует включение в реестр данных не только о самих организациях, но и об их учредителях и прочих членах, которые обычно указываются в справке о бенефициарах (п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 104). Законодательно предусматривается обязанность заказчиков подавать такие сведения в ФАС. Так же заказчик должен понимать, что непредставление такой информации грозит заказчику наложением штрафа (КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: 15 тысяч рублей для должностных лиц; 100 тысяч рублей для юр. лиц. Но здесь очень трудно проконтролировать заказчика, ведь маловероятно что сам поставщик, которому грозит занесение в реестр пожалуется на то, что его не внесли туда.

Реестр недобросовестных поставщиков: официальный сайт.

Сведения о поставщиках, с которыми прерваны договорные отношения или вовсе не были заключены контракты по итогам закупочных процедур, размещены в разделе «Мониторинг, аудит в сфере закупок» далее «Реестр недобросовестных поставщиков» официальный сайт zakupki.gov.ru, чтобы открыть РНП перейдите по данной ссылке

Для того, чтобы проверить имеет организация статус «недобросовестный поставщик» необходимо зайти в реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте, ввести в поисковое поле ИНН или название организации и нажать ввод. В списке РНП вы увидите юридические лица, внесенные в реестр.

С помощью функционала Реестра недобросовестных поставщиков на официальном сайте Вы можете настроить более точные параметры для поиска, нажав на «Расширенный поиск». В настройках можете выбрать закон 44-ФЗ, 223-ФЗ, наименование или ФИО недобросовестного поставщика, КПП, страну происхождения, местонахождение поставщика, основание для включения в РНП, дата включения сведений.

Для подтверждения отсутствия сведений в РНП участник закупки должен продекларировать отсутствие статуса «недобросовестный поставщик». Сделать это возможно с помощью декларации в свободной форме, а возможно приложить справку, подготовленную АС «реестр недобросовестных поставщиков» через официальный сайт ФАС РФ.

Реестр недобросовестных поставщиков, расположенный на официальном сайте дублируется на сайте ФАС РФ по данной ссылке http://rnp.fas.gov.ru


Перейдите по указанной ссылке, далее введите наименование, ФИО или ИНН компании участника, в результате появиться информация о наличии в РНП или отсутствии. После этого нажмите на «печать справки», и распечатайте ее на принтере. Заверив копию справки из РНП Вы можете прикладывать данный документ, подтверждающий отсутствие поставщика в реестре. Заказчики таким же образом имеют возможность проверять участника на отсутствие статуса «недобросовестный поставщик».

Обновлено: проверить отсутсвие юрлица теперь возможно только через сайт Единой информационной системы.

РНП: функции и задачи.

Занесение в реестр недобросовестных поставщиков тех организации, которые не исполнили свои обязательства, помогает заказчикам сократить риски по срыву закупки и отсекать таких поставщиков от участия в тендерах.

Теперь в закупках очень часто можно встретить условие, в котором поставщик подавая заявку на участие в тендере не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков, так как заказчик имеет законное право добавлять данное требование. Реестровая запись о такой организации будет храниться в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ в течение двух лет и будет доступна для просмотра бесплатно.

Данная запись может быть удалена оттуда только в случае если будет отменено решение на основание которого была произведена данная запись о недобросовестной компании.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков производится ФАС либо местным региональным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере госзакупок. Постановлением N 1062 было утверждено для разъяснения и определения порядка включения в реестр недобросовестных поставщиков. В нем указаны требования к методам соблюдения последовательности ведения «черного списка» поставщиков.


Причины занесения в «черный список поставщиков» и присвоения статуса «недобросовестный поставщик».

Далее мы перечислим причины, по которым можно угодить в этот список и как их не допустить. Даже если вам уже грозит возможность записи вашей компании в данном реестре, мы так же рассмотрим варианты дальнейших действий.

Бывает, что проект договора направлен заказчиком после истечения срока его подписания либо бумажный вариант контракта пришел после этого срока. Так как в подобных случаях суд как правило на стороне организации являющейся поставщиком, то в этом случае рекомендуется отправлять скан-копию на электронную почту, с дублированием оригиналов на бумажном носителе, если в документации не написано иное.

Если подписать госконтракт не удалось в регламентируемые сроки по причине технического сбоя или же отсутствием интернета или электроэнергии, то у поставщика есть реальный шанс доказать, что не делал это непреднамеренно, а следовательно избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого необходимо предоставить доказательства сбоя (например чек о ремонте компьютера) или справку Интернет-провайдера о технических неполадках и прочее. Опять же причина должна быть веской, т.к. на подписание дается минимум 5 дней и если вы взялись в последний момент подписывать и случился форс-мажор, доказать свою непричастность будет сложнее.

Если в госконтракте есть пункт об обеспечительных мерах (обязательств) по контракту и поставщик не предоставил банковскую гарантию или денежные средства под обеспечение заказчику в срок предусмотренный тендерной документацией, то поставщик заносится в «черный список». Если с денежным обеспечение контракта все понятно, то с банковской гарантией посложнее, в случае если она была предоставлена, а текст ее не устроил заказчика, то шанс доказать что это произошло не по вине поставщика тоже есть.

Следующий вариант: заказчик подал иск в суд о расторжении договора по причине его ненадлежащего исполнения. Если решение будет в пользу заказчика и вступит в законную силу, реестра недобросовестных поставщиков 44-ФЗ возможно избежать лишь если договор был не типовой и в нем была третейская оговорка. Расторжение в этом случае все равно будет, но оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет. Так как арбитражные суды считают что для этого договор должен быть расторгнут государственным судом, а не третейским.

И еще один вариант: односторонний отказ от контракта. Этот вариант для заказчика достаточно трудозатратный, так как необходимо доказывать причины этого отказа в суде. Так ч.12 ст. 95 обязывает заказчикам правильно оформлять данную процедуру, такое решение необходимо отправить поставщику и получить подтверждение доставки, без этого контракт не может быть расторгнут, данное решение вступает в законную силу только через десять дней как поставщик получил уведомление. Если поставщик в течении этого времени устраняет нарушения исполнения контракта и удовлетворяет претензионные требования, то заказчик отменяет данное решение, как указано в ч.14 ст. 95. На повторное нарушение данный пункт не распространяется.

Какая информация будет отображаться в реестре недобросовестных поставщиков?

Итак, давайте рассмотрим какие сведения содержатся в РНП:
а)Дата и номер записи включения в реестр контролирующим органом;
б) Наименование контролирующего органа, добавившего реестровую запись;
в) Официальное название юр.лица, ФИО физ. лица, ИНН поставщика, который им получен в налоговом органе РФ, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, данные о юридическом адресе юр. лица или месте регистрации физического лица;
г) наименование, ИНН учредителя поставщика, полученный ИФНС Российской Федерации, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, его ФИО, а также данные всех бенефициаров;
д)Дата и реквизиты документа, в котором должно быть отражено подведение итогов закупки (протокол), если победитель не заключил договора, или единственный участник закупки уклонился и не подписал направленный ему контракт(если в тендерной документации указано такое обязательство о), дата заключения расторгнутого договора с указанием всех реквизитов;
е) Данные, которые включают в себя предмет контракта, с обязательным указанием или выбором из меню сайта ОКПД 2-кода, при этом заполнение таких разделов как указание цены и ее валютное обозначение в договоре (ее кода), сроки исполнения обязательств по поставке товаров, предоставления услуг поставщиком перед заказчиком, в том числе классов, а также видов продукции (услуг, работ), в том числе категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) обязательно;
ж) идентификатор закупки на ЕИС (с 01 янв.2017 г.);
з) Данные документа или судебного акта которое является основанием расторжения контракта, включающие в себя дату расторжения и описанием причин расторжения.

В какие сроки направляются сведения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и сколько будут рассматриваться?

I.Если участник занявший 1-ое место уклонился и не подписал контракт в связи с чем контракт был заключен с участником занявшим 2-ое место, то у заказчика есть на подготовку и отправку данных три рабочих дня, касающихся стороны не подписавшей контракт с момента подписания контракта в двухстороннем порядке все сведения, в ФАС. Переданные данные должны содержать вышеперечисленные пункты «в»-«д».
II.Если участник закупки, который участвовал в тендере, признан одним единственным участником процедуры, при этом уклонился от обязательств по подписанию контракта, то у заказчика пять рабочих дней для перенаправления в ФАС данных о таком недобросовестном участнике. Отсчет ведется начиная со дня, когда истекает срок подписания контракта. Эти данные должны содержать предусмотренные вышеперечисленными пунктами «в»-«д» перечня, для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
III. Если условия договора были нарушены стороной выигравшей закупку, которые были признаны судом существенными и суд расторг договор на этом основании, то заказчику отведено десять рабочих дней со момента оформления и подписания решения о расторжении контракта направляет данные указанные в вышеперечисленных пунктах «а»-«з».

В каждом из пунктов есть требования о предоставлении подтверждающих и обосновывающих документов. Это либо выписки из протокола, которая должна отражать отказ победителя от контракта или из протокола о результатах закупки, либо копия решения суда, в котором содержатся сведения подтверждающие расторжение контракта, либо односторонний отказ от контракта, принятый заказчиком, с письменным разъяснением обоснованных причин такого решения.

Документы и сведения, указанные в пунктах I-III предоставляются в контролирующий орган посредством ЕИС посредством загрузки электронных документов, которые обязательно подписывается усиленной электронной подписью лица, действующего от имени заказчика. Или документов в бумажном виде с описью прилагаемых документов подписанных лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Опись должна отражать перечень прилагаемых к ней документов.

У ФАС есть десять рабочих с момента поступления документов на принятие решения, после рассмотрения всех предоставленных данных. Если информация была предоставлена достоверная, то запись о «недобросовестном» поставщике заносится тут же в реестр. Если в документах не будет хватать сведений или будут замечания, то заказчику необходимо уложиться в три рабочих дня, с момента направления данных заказчиком о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, заказчику отправляется уведомление и дается еще три дня на исправление замечаний и дополнение недостающих данных. Если информация не прошла эту проверку или заказчик не исправил замечания, то соответственно данные о таком поставщике тоже не включатся в реестр.

Некоторые заказчики пользуются возможностью включения поставщика в реестр, чтобы в дальнейшем он не принимал участия в его закупках, тем самым исключив конкурентов «нужного» поставщика или подрядчика, присвоив конкуренту метку «недобросовестный поставщик». Часто просто не принимают гарантию банка, либо не принимают продукцию и потом расторгают договор. В любом случае решение ФАС всегда можно обжаловать в суде, на это у поставщика есть три месяца.

В современный век рыночных отношений довольно большое число участвующих в закупках попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Туда заносят тех, кто совершил нарушения в части заключения контракта, сделки с заказчиком в силу каких-либо обстоятельств. Поставщик наказывается сроком до двух лет. По истечении оного его в тот же день, что и день включения, должны удалить из реестра.

Списки формируются Федеральным антимонопольным комитетом, но основанием для включения в такой реестр служит решение суда, хотя некоторым поставщикам удается оспорить этот факт. Для того, чтобы признать решение судьи необоснованным надо тщательным образом подготовить и продумать все действия.

Проверить организацию

Проверить организацию на присутствие в реестре недобросовестных поставщиков по ИНН или ее названию, можно по ссылке:

Недобросовестный поставщик по 44-ФЗ

В части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе № сказано следующее. В реестр недобросовестных поставщиков попадают данные участников закупок, которые просрочили или отказались от заключения договора, нарушили требования, прописанные в нем. Или же те поставщики, договор с которыми расторгнут по решению суда.

Сравнительный анализ 94 и 44 ФЗ

В первую очередь проведем сравнительный анализ старого (94-го) и нового (44-го) законов, когда участника торгов признавали уклонившимся от заключения договора.

В результате сравнения видим идентичные положения, о том что закон в старой и новой редакции признавал поставщика уклонившимся от обязанностей по заключению контракта, если в назначенный период заказчик не получал заверенный договор или бумаги, подтверждающие обеспечение договора. Расхождения в законах тоже имеются, но они не настолько значимы и затрагивают в основном пункты электронных торгов (аукциона).

Плюсы и минусы ФЗ

В старом законе предусмотрено, что на уклонившегося от исполнения обязательств участника, заказчик вправе подать заявление о его недобросовестности в период до трех дней. Далее место победителя достается второму по очереди участнику, и обязательства переходят уже к нему.

Новый закон позволяет отказаться от заключения договорных отношений второму участнику в списке поставщиков, если он по каким-либо причинам решит не принимать на себя такие обязательства. Но, в нем прописано условие, если предметом закупок является запрос котировок, то следующий по очереди за отказавшимся участник, также как и раньше обязан заключить договор с заказчиком.

Еще одним главным плюсом в новом законе стало предоставление отсрочки на срок не более 30-ти дней. Таким образом, если у поставщика или заказчика возникают причины, затрудняющие заключение договора, то необходимо поставить сторону в известность в течение одного дня. Для этого нужно предоставить всего лишь письменное уведомление.

Решение о внесении в реестр

Судебные инстанции, рассматривающие дела по включению участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуются причинами, побудившими виновную сторону отказаться от выполнения названных обязательств. Суд тщательно анализирует все доводы поставщика и если судом будут приняты доказательства, то только тогда решение Федеральной антимонопольной службы о недобросовестности будет отменено.

Реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ определяет как единый свод сведений о поставщиках, которые по тем или иным основаниям были отнесены к категории недобросовестных в понимании указанного закона. Сегодня мы расскажем, по какому принципу ведется данный реестр и какие поставщики могут быть признаны неблагонадежными.

Реестр недобросовестных поставщиков ФАС РФ

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой единый свод сведений о недобросовестных участниках закупок, который размещается в общедоступной форме в Единой информационной системе госзакупок.

Ведением упомянутой базы данных занимается государственный орган, уполномоченный на реализацию контрольных мероприятий в сфере закупок, — Федеральная антимонопольная служба РФ (далее — ФАС РФ, см. п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий...» от 26.08.2013 № 728, п. 5.3.4 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о ФАС» от 30.06.2004 № 33).

Закон не содержит императивной нормы, согласно которой субъект, включенный в такой реестр, не имеет права участвовать в госзакупках, хотя заказчик и может установить в закупочной документации такое требование (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Список недобросовестных поставщиков: правила ведения

Перечень данных о признанном неблагонадежным поставщике, которые подлежат отражению по закону № 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков, закреплен в п. 3 ст. 104 данного закона:

  • наименование такого поставщика;
  • местонахождение;
  • Ф. И. О. учредителей и руководителей организации (для поставщиков-юрлиц);
  • даты определяющих этапов закупки, дата признания процедуры несостоявшейся, дата заключения неисполненного или несоответствующим образом выполненного контракта;
  • объект закупки, цена и срок исполнения контракта;
  • код идентификации закупочной процедуры;
  • основания и дата расторжения контракта;
  • дата включения информации в упомянутую базу данных.

Порядок ведения такого реестра регламентируется также:

  • Правилами ведения..., утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062;
  • приказом ФАС РФ «О ведении реестра...» от 27.08.2007 № 267;
  • письмом ФАС РФ «По вопросам...» от 28.03.2014 № ИА/11604/14;
  • письмом ФАС РФ «О разъяснении...» от 08.12.2014 № АЦ/50130/14 и др.

Как проверить поставщика по ИНН

Рассматриваемый в статье реестр данных размещен в открытом для любого пользователя доступе на официальном сайте Единой информационной системы госзакупок в интернете, и найти его можно, перейдя по данной ссылке .

По умолчанию сведения отсортированы согласно дате их включения в систему или дате обновления данных, однако выполнить поиск интересующего субъекта можно с помощью специальной поисковой формы.

Самый простой вариант — указать в строке запроса наименование интересующего поставщика, ИНН или Ф. И. О. учредителей поставщика-юрлица, членов его коллегиального органа или лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа.

Вместе с этим существует также форма расширенного поиска, предполагающая заполнение всех или части из следующих полей формы:

  • закон (можно выполнить поиск неблагонадежных участников закупочных процедур только в рамках закона № 44-ФЗ, или закона «О закупках товаров...» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), или одновременно в соответствии с названными законами);
  • тип поставщика по гражданско-правовому статусу поставщика — физлицо или организация;
  • ИНН поставщика;
  • КПП поставщика;
  • сведения о местонахождении поставщика;
  • основания внесения в названную базу (можно выбрать сразу несколько оснований);
  • дата внесения сведений в реестр (указывается интересующий период).

Таким образом, с помощью реестра недобросовестных поставщиков проверить по ИНН поставщика возможно, даже если неизвестны прочие сведения о проверяемом субъекте.

Помимо этого, в системе сразу можно ознакомиться и с другими контрактами данного поставщика, в т. ч. прекращенными, находящимися в стадии исполнения или исполненными.

Реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ

В рамках закона № 223-ФЗ также ведется аналогичная база данных, содержащая сведения о недобросовестных участниках процедуры (ст. 5).

Оснований для включения субъекта в такой реестр по этому закону меньше, чем по закону № 44-ФЗ. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение с участником закупки контракта по судебному решению в связи с нарушением существенного характера условий со стороны этого участника.

Порядок ведения такого реестра установлен также правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

Ведением указанной базы данных также занимается ФАС РФ, найти ее можно по ссылке . Правила поиска по такому реестру аналогичны рассмотренным нами выше.

Заказчик в своей закупочной документации может закрепить требование об отсутствии участников закупки в таком реестре (п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Итак, в соответствии с законом № 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков ведется уполномоченным госорганом — ФАС РФ. Перечень оснований для внесения субъектов в такой реестр является закрытым и регламентирован названным законом. Аналогичным образом такой реестр ведется ФАС РФ и для целей закона № 223-ФЗ.

База данных о неблагонадежных участниках закупочных процедур размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок на безвозмездной основе в свободном доступе.

Реестр недобросовестных поставщиков Cписок компаний, содержащий вносимые ФАС данные о победителях торгов, которые отказались от выполнения обязательств по тендеру или с которыми расторгли контракт (в т.ч. по нарушениям 44-ФЗ и 223-ФЗ).

Если попасть в этот список, то информация будет храниться там в течение 2-х лет. В этот период компанию официально игнорировать не будут, но на аукционах большинство организаторов торгов проверяют участников, и при выборе будущего исполнителя учтут присутствие в РНП, либо сразу указывают условие отсутствия в реестре.

Сам реестр можно найти на сайте ЕИС и доступен для проверки любым пользователям по ссылке Реестр недобросовестных поставщиков .

В каких случаях вносят в реестр?

В соответствии с 44-ФЗ, компанию могут добавить в следующих случаях:

  1. действие контракта было прекращен со стороны заказчика через суд;
  2. исполнитель нарушил условия сделки, в результате чего заказчик отказался от услуг контрагента;
  3. победитель торгов уклоняется от подписания договора.

Условия, при которых уклонение признается состоявшимся:

  1. победитель не представил по необходимости выписку из ЕГРЮЛ, обеспечение, обоснование своей цены контракта;
  2. исполнитель не подписал и не передал экземпляр проекта в соответствующие сроки;
  3. если стоимость опустилась более чем на четверть от общей цены и контрагент не предоставил подтверждение добросовестности или предоставил заведомо ложные сведения.

Как можно отказаться от тендера без последствий?

  1. заказчик существенно меняет условия контракта по сравнению с указанными изначально;
  2. заказчик требует более крупную сумму обеспечения сделки.

Какая информация включается в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

  1. наименование;
  2. фактическое местоположение;
  3. ФИО учредителей (если учредитель - юр.лицо, то наименование и ИНН);
  4. контрактная документация (объект, цена, сроки);
  5. код закупки;
  6. даты проведения торгов, признания их несостоявшимся (при уклонении);
  7. дата заключения сделки и расторжения (если контракт прекращен в одностороннем или судебном порядке);
  8. дата включения данных.

ФАС ведёт реестр, но сведения для ФАС предоставляет недовольный исполнителем заказчик. Туда вносят:

  1. данные о недобросовестном исполнителе;
  2. выписки из протокола;
  3. дата проведения торгов;
  4. обоснование причины отказа от контракта со стороны заказчика;
  5. доказательства уклонения исполнителя от обязательств по сделке;
  6. копия судебного решения о расторжении.

Сроки включения в реестр

Данные подаются в течение 3-х дней с момента подписания контракта со вторым участником. Если недобросовестный контрагент был единственным участником торгов - то у заказчика есть 5 дней с даты окончания срока контракта.

Далее ФАС в течение 10 дней проверяет поступившую информацию и принимает решение о включении или невключении в реестр, которое можно попытаться оспорить. В законодательстве в отношении госзакупок остаётся множество белых пятен, их ещё предстоит исправить государственным органам.

Для того, чтобы подтвердить добросовестность компании и повысить количество баллов при выборе победителя комиссией, участники торгов также оформляют сертификаты РПО (реестр проверенных организаций) и РДИ (реестр добросовестных исполнителей), которые оформляет в т.ч. и "СтройБизнесКонсалт".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ