Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

На современном этапе развития мировых отношений четко обозначается такое явление, как миграция. Российская Федерация активно включена в этот процесс: за последнее десятилетие, по оценкам ученых, она вышла на второе место по количеству принимаемых мигрантов на территорию страны после США. По историческим меркам, Россия столкнулась с таким масштабом миграционных процессов совсем недавно, по сравнению с другими странами. Миграционная активность особенно повысилась в последние десятилетия, после почти семидесятилетнего затишья.

Единственно возможной дефиниции понятия «миграция» не существует. Отечественные ученые дают разные интерпретации этого определения. Большая Советская Энциклопедия обозначает миграцию как «перемещение населения, связанные с переменой места жительства» 1 . Более развернутое определение дает Демографический энциклопедический словарь: «миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время» 2 . Метелев Сергей Ефимович отмечает, что «миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое <…> связано с различными сторонами хозяйственной и социально-политической жизни общества, формированием и проявлением тенденций их изменения» 3 . Самое большое распространение получила дефиниция, сформулированная Ионцевым Владимиром Алексеевичем. Он объясняет, что «международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или с пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и т.п.» 4 .

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что миграционные процессы довольно неоднородны. Для того чтобы лучше понять это явление стоит рассмотреть классификации данного процесса. В научной литературе существует два основных аспекта, из которых исходят авторы при классификации миграции: миграция как вид территориального перемещения (смена жительства) и любое территориальное перемещение не зависимо от его продолжительности, интенсивности и цели. Из этих аспектов вытекает 4 различных подхода к делению описываемого явления на виды: миграция внутри страны с последующим территориальным, отраслевым, профессиональным и социальным распределением; совокупность механических, профессиональных, отраслевых перемещений по отношению к территориально закрепленным единицам; социально-демографический процесс; любой способ передвижения. Основными критериями деления миграции по данным подходам являются пересечение границы, цель и срок пребывания на территории другой территориальной единицы. Все выше перечисленное говорит о том, что главными признаками миграции являются, во-первых, пересечение границы административной единицы, т.е. внешняя (межконтинентальная и внутриконтинентальная) и внутренняя (сельская, городская, межгородская и межсельская) миграция, во-вторых, время, т.е. временная, сезонная, маятниковая и постоянная, в-третьих, цель, т.е. вынужденная, трудовая, коммерческая, учебная и т.п.

Самой тяжелой по последствиям для страны является нелегальная миграция. Нелегальная миграция несет для государства, общества существенный негативный эффект. Она подрывает основные механизмы действия государственного управления и регулирования. Это происходит из-за того, что нет возможности точно определить масштабы нелегальной миграции, количества лиц, пребывающих на территории государства – мигрантов. По данным Федеральной службы государственной статистики на территорию Российской Федерации в 2010 году из стран СНГ, Балтии и Грузии прибыло около 180 тысяч человек с различными целями 5 . Тем не менее, количество лиц, неофициально проживающих на территории России, доподлинно не известно.

На данный момент нет устоявшегося и легально закрепленного определения понятия «мигрант». Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» 6 (далее ФЗ «О миграционном учете») определяет нелегальных мигрантов, как полную противоположность легальному мигранту, перечень обязанностей которого представлен в тексте закона. Легальные мигранты при въезде на территорию государства должны выполнить определенные действия, к числу которых относятся такие обязанности, как:

представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания;

временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания;

иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной. 7

Лица, не соблюдающие данный порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, являются нелегальными мигрантами.

Существуют как положительные, так и отрицательные стороны процесса миграции. По статистическим данным за счет лиц, которые приезжают в страну, увеличивается количество населения, что для нашей страны приводит к улучшению демографической ситуации. Так миграционный прирост за 2010 год составил около 157 тысяч человек 8 . В числе мигрантов в принимающую страну приезжают специалисты, которые привозят новые технологии и т.д. За счет прироста населения расширяется число коммерческих структур и представительств зарубежных корпораций, что приводит к увеличению объема производства на территории государства, что, в свою очередь, ведет к улучшению состояния экономики. Также на фоне глобализации проходит интеграция различных культур.

Среди негативных эффектов миграции выделяется несколько. Во-первых, развивается бизнес, связанный с контрабандой людей. В мире создана и работает разветвленная сеть компаний и фирм, занимающихся этим промыслом. Во-вторых, пребывание нелегальных мигрантов на территории страны и скопление их в определенных местах ведет к появлению, так называемых, этнических кварталов, что в свою очередь ведет к накаливанию ситуации в обществе, и придает большую остроту национальному вопросу. В-третьих, от нелегальной миграции страдает экономика страны. Нелегальные мигранты уклоняются от уплаты налогов, из-за чего страна теряет существенное количество финансовых активов; при депортации данных лиц, государство тратит большое количество денежных средств бюджета и т.д. «Так, экономический ущерб, причиненный России нелегальной миграцией только в результате неуплаты налогов, составляет 8 млрд. долларов в год; минуя систему государственного контроля ежегодно мигранты стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долларов» 9 . В-четвертых, данные лица создают сложную криминальную обстановку – они участвуют в преступной деятельности, чаще всего это наркотрафик, терроризм и так далее. «Противоправная деятельность мигрантов варьируется от нарушений административного характера до совершения тяжких и особо тяжких преступлений» 10 . В-пятых, они создают угрозу здоровью граждан, путем переноса инфекционных заболеваний, потому что из-за своего положения не могут вовремя обратиться в здравоохранительные органы.

Для того чтобы выявить проблемы надо сначала обозначить причины данного явления. По мнению Ольховик Татьяны Николаевны, главная цель миграции – это всегда поиск лучших условий для жизни. С ее мнением соглашаются многие ученые, интересующиеся этим вопросом. Причины же нелегальной миграции другие. Главной причиной нелегальной миграции является ужесточение и усложнение правил въезда на территорию развитых стран, куда стремятся все мигранты под влиянием общей цели, как было сказано выше, поиска лучшей жизни. В связи с более сложным порядком пересечения границы, лица пытаются любым способом попасть на территорию нужной им страны – в том числе, нелегальным. На этом фоне появляются различные организации, которые помогают данным лицам в осуществлении проникновения на территорию государства. По этой причине появляются не только организации, занимающиеся переправой граждан других стран через границу, но и процветает коррупция на местах, что, несомненно, также несет вред государству.

По отношению к России, можно сказать, что после распада Союза ССР, по сравнению с другими бывшими союзными республиками, она экономически и социально более устойчивое государство. После распада Советского Союза Российская Федерация смогла обеспечить своим жителям более прочное экономическое положение и высокий уровень жизни. Например, в 2002 году среднемесячная заработная плата в Азербайджане равнялась 64,8 долларов США, в Армении – 46, 1 доллар США, в Украине – 70, 5 долларов США, в России – 141, 2 долларов США 11 . С другой стороны, в связи с этим в Россию хлынул большой поток мигрантов, который с годами не становится меньше. Во многом это происходит из-за нехватки рабочих мест, а также из-за того, что граждане страны просто не хотят работать в определенных сферах, а мигранты готовы работать в любых местах, в том числе, без особых социальных гарантий. Особенно ярко это прослеживается в промышленной сфере, сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и сельского хозяйства. По данным Федеральной Миграционной Службы (далее ФМС) в сельском и лесном хозяйстве и заготовке работают около 25% мигрантов, в торговле, общественном питании и общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка – 20%, в строительстве – 17%, транспорт – 15%, промышленность – 12%, остальные 11% работают в других сферах экономики, в том числе, сфере услуг. Делая вывод, можно сказать что в Российской Федерации сложилась довольно благоприятная обстановка для развития миграции, и нелегальной в том числе.

Из всего вышеперечисленного вытекают основные проблемы, связанные с вопросом миграции, и нелегальной – в частности. Поскольку, не так страшна миграция в целом, как ее отдельное проявление – нелегальная миграция – основной проблемой является ее контроль. «Отсутствие четких определений, противоречивость, запутанность и неадекватность действующих трактовок» 12 ведет к пробелам в законодательстве, что в свою очередь, ведет неконтролируемому потоку иммигрантов. Не менее важной проблемой является криминализация общества. «Незаконная миграция представляет угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности, способствует осложнению криминалистической обстановки в стране» 13 .

Для того чтобы сформулировать слабые места российского и международного законодательств, обозначить основные пути их решения, необходимо проанализировать данные законодательства по исследуемому вопросу.

1. Причины и последствия нелегальной миграции
1.1 Понятие «миграции»
1.2 Причины нелегальной миграции
Список использованной литературы

1. Причины и последствия нелегальной миграции

1.1 Понятие «миграции»

Миграция — неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире развитие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграции вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.

Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение дано в Большой Советской Энциклопедии. Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: «Миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев».

Развитие интеграции в современном мире резко усиливает миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями, произошедшими за последнее десятилетие.

Происходящие миграционные процессы, как в мире, так и в России неоднородны. В этой связи в юридической литературе делались попытки классифицировать миграцию по тем или иным родовым признакам. Наиболее полная и объективная классификация, на мой взгляд, дается Л.В. Андриченко и В.О. Елеонским. Исходя из определения основных направлений миграционных потоков, они различают миграцию по причинам (добровольная, вынужденная и принудительная), по типу (внешняя и внутренняя), по временным критериям (возвратная и безвозвратная). Также они выделяют индивидуальную, семейную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.

Наиболее тяжелые как для личности, так и для общества, государства последствия, по мнению указанных авторов, несет вынужденная миграция. Так же, как и добровольная, она может иметь различные характеристики. Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные переселенцы), возвратной и безвозвратной, легальной и нелегальной и т.д.

1.2 Причины нелегальной миграции

В последнее время происходит постепенная трансформация характера миграции: из рефлекторной, вызванной конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюционную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами. Среди них выделяются, например, экономические причины, отсутствие перспектив трудоустройства, обнищание населения, дискриминационный характер законодательства по отношению к отдельным категориям лиц, несоблюдение прав человека и др.

Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прошлом государства – Союза ССР, вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Строительство новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля – эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.

Также следует учитывать, что, несмотря на многочисленные пессимистические оценки, наша страна остается, в своем регионе, экономически довольно сильной и после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существования. В сравнении с этими государствами, в которых произошел развал крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях) и, как следствие, экономики, Российская Федерация смогла обеспечить своим гражданам более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни. Сделать это наша страна смогла за счет развития в результате экономических реформ на рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности и т.д. Обратной стороной медали как раз и стал огромный поток мигрантов, в том числе нелегальных, которые, пользуясь слабостью российского законодательства, «прозрачностью» наших границ и некомпетентностью правоохранительных органов, «хлынули в нашу страну и затопили ее». В нашей стране, как впрочем и в других, уже сформировались отрасли труда, в которых работают практически только гастарбайтеры. Это происходит из-за нехватки рабочих отдельных профессий и специальностей, а также из-за нежелания местного населения выполнять предлагаемую работу (при довольно высоком уровне безработицы в стране). Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики. Например, во многих европейских странах процедура получения разрешения на работу является очень тяжелой и длится много месяцев. Если речь идет, например, о сезонной работе, для мигранта она вообще теряет смысл. В России для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов.

Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в нашей стране сложилась благоприятная ситуация для нелегальной миграции. Не только экономические, но в большой степени и политические причины, а также внутренняя ситуация в стране «подпитывают» нелегальную миграцию. Только после ликвидации данных причин мы сможем контролировать миграционные потоки в Россию.

Список использованной литературы

  1. Борисов В.А Демография. Учебник для вузов. – М., 2008.
  2. Волгин Н.А. Демография. – М., 2007.
  3. Рыбаковский Л.Л., Архангельский В.Н., Иванова А.Е. Практическая демография. – М., 2005.
  4. Саградов А.А., Ионцев В.А. Введение в демографию. – М., 2007.

Словения страна, в которой мечты становятся реальностью. Любой человек желает стабильности в стране, стремится к хорошему заработку, реализации амбиций. В Словении все это возможно. Территориально страна не большая, но в ней есть курортные зоны, выход к морю, горы. Рядом находятся Венгрия, Хорватия, Австрия, Италия, по которым можно беспрепятственно путешествовать. Иммиграция в Словению доступна не только богатым людям, так как, цены остаются на приемлемом уровне для проживания, несмотря на высокое экономическое развитие. В стране бесплатное общее образование и достойный уровень медицины. Язык и культура Словении схожа с русскими, поэтому адаптация после переезда проходит в облегченной форме.

Способы иммиграции в Словению

Конечная цель переезда в Словению - это получение гражданства. Для этого нужно выполнить несколько шагов:

  • Подготовка визы.
  • Оформление вида на жительство и проживание в стране не менее пяти лет.
  • Получение постоянного места жительства и пребывание в стране пять лет, без выезда за границу в последний год.
  • Оформление гражданства. Подать документы на гражданство можно через 10 лет непрерывного проживания в Республике.

Чтобы оформить ВНЖ в Словении, необходимо попадать под одно из оснований его выдачи, согласно местному законодательству. Такими основаниями являются:

  • Брак;
  • Обучение;
  • Работа;
  • Бизнес и предпринимательство;
  • Беженство;
  • Приобретение недвижимости;
  • Переезд к семье, родственникам.

Брак

При заключении брака между гражданами России и Словении, супруг-иностранец имеет право на временное проживание в Словении. Прожить с временной регистрацией супругу придется около одного года, далее можно подавать на постоянное место жительства. В общем по времени процедура получения гражданства занимает минимум три года.

Брак между гражданами разных стран будет под постоянным наблюдением иммиграционных служб для проверки отношений на фиктивность. Такие меры приняты потому, что такой способ иммиграции периодически используются для переезда в другие страны Евросоюза.

Обучение

Получить ВНЖ в Словении можно поступив в лицензированные высшие учебные заведения, колледжи, техникумы. После зачисления, на срок до одного года предоставляется разрешение на временное проживание. Продлевать ВНЖ необходимо ежегодно, после подтверждающего письма от ректора ВУЗа.

При поступлении на первый курс ВУЗов, необходимы результаты ЕГЭ, информация по предметам и часам за три предшествующих года до поступления. Для зачисления в университет в магистратуру нужен диплом о предыдущем образовании и информация о предметах и часах за три последних года.

Для студентов существуют различного рода льготы: на питание, оплату транспорта, посещение языковых курсов, музеев и т.п. Во многих университетах организованы различные групповые поездки, мероприятия, мастер-классы.

Студенты, во время обучения в ВУЗах Словении, имеют право подрабатывать, в неделю до 20 часов в течение года, а в каникулы - 40 часов. Заработная плата почасовая и облагается налогом 22,5%. После окончания ВУЗа большая часть студентов трудоустраиваются в стране где обучались.

Единственная отрицательная особенность студенческой визы - это платная медицина.

После окончания обучения бывший студент может подать документы для постоянного места жительства. В студенческое время один год ВНЖ считается как полгода ПМЖ, т.е. для оформления ПМЖ вместо пяти лет, нужно прожить в Словении в статусе студента в два раза дольше.

Во время учебы студент имеет право выслать приглашение своим родственникам для их совместного проживания в стране.

Работа

Получение рабочей визы — не сложная процедура. Для начала необходимо найти место для трудоустройства и заключить трудовой договор с работодателем. Далее оформление визы на себя берет фирма, она должна выслать приглашение на работу, заверенное в миграционной службе.

Сложность переезда с помощью трудовой визы, в том, что в Словении высокий уровень безработицы и работодатели должны доказать, что иностранный специалист является уникальным и востребованным в Словении. Большим плюсом при оформлении визы будет подтверждение квалификации дипломом, предоставление трудовой книги, знание государственного языка.

Трудовой мигрант может оформить ВНЖ на 12 месяцев, продлить статус необходимо будет один раз на год и один раз на три года. Через пять лет проживания в стране разрешено подавать на ПМЖ. Чрез год постоянного проживания в Словении, работник может пригласить к себе своих родственников.

Бизнес, регистрация компании и предпринимательство

В 2015 году произошли некоторые изменения в законодательстве. Ранее открытие бизнеса в Словении и переезд всей семьи были возможны в течение шести месяцев.

Для бизнес-иммиграции первое действие - это регистрация фирмы на территории Республики. Затем оформление документов для трудовой визы и ВНЖ.

Для регистрации фирмы нужен потребуется:

  • Уставной капитал не менее 10 тысяч евро;
  • Налоговый номер, открытый в Словении;
  • Счет в банке Словении;
  • Заграничный паспорт.

Владелец фирмы имеет право зарегистрировать ИП после года проживания в Республике. Статус индивидуального предпринимателя помогает снизить расходы на налоговые отчисления. Получение пенсии в Словении возможно после 15 лет трудовой деятельности.

ВНЖ для предпринимателей выдается сроком на один год два раза подряд, затем при третьем оформлении выдается на два года. ВНЖ продлевается до получения ПМЖ.

Беженство

Иммигрировать в статусе беженца не проблема, но это не популярный метод. После пересечения границы Республики нужно запросить статус беженца в течение трех дней или сразу при въезде в страну. Иностранцы, которые получили статус беженца в Словении, могут подать документы на ВНЖ, имеют право на жилье, предоставляемое Республикой, работу и учебу на территории Словении. Для иммигрантов при угрозе жизни и здоровью существует международная защита. Для этого нужно доказать на сколько серьезная угроза на родине. Статус беженца получают в миграционной службе, где проверяют подлинность информации о причинах подачи документов для предоставления убежища.

После получения статуса, беженцам выплачивается еженедельное пособие в размере семь евро. Предоставляется бесплатное жилье и питание. При международной защите, необходимо выполнять некоторые правила:

  • Соблюдать законы Республики;
  • Предоставлять информацию о всех изменениях в жизни: о доходе, смене адреса проживания, изменении семейного положения;
  • В случае проживания на территории для беженцев, выплачивается ежемесячное пособие 18 евро.

За всеми беженцами ведется строгий контроль специалистов миграционных служб. После получения статуса необходимо доказать пользу для общества Республики.

Приобретение недвижимости

При приобретении недвижимости в Словении есть свои нюансы. Купить жилье может гражданин только той страны, в которой разрешена покупка гражданам Словении, так сказать обоюдный обмен.

Для покупки недвижимости необходим ВНЖ, полученный при открытии фирмы в Республике. Недвижимость можно зарегистрировать только на юридическое лицо при отсутствии статуса ПМЖ. После того как иностранец становится гражданином Словении, он имеет право переоформить недвижимость на частное лицо.

Приобретенное жилье по законодательству Словении облагается налогом, который рассчитывается исходя из рыночной стоимости. На жилые помещения ставка налога доходит до 1%, на помещения для развлечений до 1,5%, а для коммерческой недвижимости до 1,25%.

Воссоединение семьи и переезд к родственникам

Переезд в Словению очень прост, если там живут родственники. Для этого необходимо при подаче документов на ВНЖ указать родственников и за счет каких средств будет обеспечиваться жизнь гостя.

Если мигрант прожил в стране один год по трудовой визе, то он может пригласить к себе семью. Для этого нужно собрать пакет документов:

  • Для ребенка оформить учебную визу;
  • Для супруга подать документы на студенческую визу, для изучения государственного языка;
  • Для супруга подготовить рабочую визу.

Срок в один год перед приглашением семьи в Словению необходим для того чтобы посмотреть, как будет идти развитие бизнеса. Не все фирмы остаются на плаву.

Иммиграция пенсионеров

Для пенсионеров нет препятствий в переезде. Использовать можно все те же способы: бизнес и переезд к семье. Никаких привилегий в оформлении документов для пенсионеров нет.

Пенсионеры, которые выехали за границу РФ имеют право на получение пенсии. Отправить документы на пенсию можно в пенсионный фонд России или предоставить их в Посольство России в Словении. После назначения пенсии, выплаты могут производиться в России или по месту проживания. Для постоянных выплат, в пенсионный фонд России нужно ежегодно направлять письмо о месте нахождения пенсионера.

После ряда пенсионных реформ в Словении, для работающих пенсионеров пенсия повышается на 1% каждые три месяца в течение трех лет. Также повышение пенсий зависит от изменения заработных плат и инфляции. Для каждого пенсионера организован счет, на котором видно все отчисления в пенсионный фонд.

Все пенсионное законодательство соответствует законам Евросоюза.

Жизнь в Словении

Словения входит в состав Евросоюза, поэтому уровень жизни в стране достаточно высокий, но по оценке местных жителей, ниже чем в других европейских странах. Несмотря на то что Словения европейская страна, цены на продукты питания, одежду, бытовую технику, остаются на приемлемом уровне для жителей.

В среднем годовой доход местных жителей составляет около 17 тысяч евро. Доход каждого жителя страны облагается подоходным налогом, зависит от суммы оклада. Минимальный размер налога – 16%, максимальный размер для богатых — 50%. Существует еще ряд налоговых взносов:

  • На приобретение – 2%;
  • Налог на добавленную стоимость – 22%;
  • На регистрацию приобретенного товара – до 0,50%;
  • На увеличение капитала – 25%;
  • На наследство – до 39%;
  • На дарение – до 3%.

Минимальная зарплата в стране за последние три года была зафиксирована на уровне 800 евро. В Словении хорошо развито туристическое направление. Можно устроиться гидом, инструктором, менеджером в ресторан. В высокий сезон зарплата на данных должностях может быть очень высокой.

По сравнению с продуктами и другими бытовыми средствами, стоимость которых не велика, медицина является дорогим «удовольствием». Обслуживание в больницах производят по страховым полисам, которые оплачивает работодатель. Без медицинского полиса лечение будет стоить очень дорого. Лекарственные средства можно купить в частных или государственных аптеках. Цены в них примерно одинаковые. Выбор лекарств без рецепта очень мал. Для консультации в аптеках присутствует доктор.

Образование в Словении не сильно отличается от российского. Делится оно на несколько видов:

  • Дошкольное – детские сады;
  • Основное – школы;
  • Среднее – гимназии;
  • Профессиональное – колледжи;
  • Высшее – университеты.

В Словении качественное образование. Большой плюс - это получение европейского диплома, который действителен на территории всего Евросоюза. Стоимость обучения будет зависеть от выбранного ВУЗа, некоторые из них предоставляют студенческие общежития. Примерная стоимость обучения в год составляет от 1,5 до 3 тысяч евро. Приезжим студентам для бесплатного обучения необходимо получить статус ПМЖ.

Для переезда на постоянное место жительства от мигранта не требуется много усилий, достаточно собрать необходимые документы. Получить гражданство Словении проще по сравнению с другими странами Евросоюза. Для оформления гражданства нужно прожить в стране десять лет и пять последних лет надолго не покидать территорию Республики. Еще несколько требований для того чтобы стать гражданином Словении - это знание государственного языка, отсутствие судимостей, наличие легального источника дохода. Реально иметь два гражданства, например, России и Словении, но для этого необходимо доказать, что утрата первого гражданства приведет к различным последствиям. Двойное гражданство чаще всего разрешается для ученых, спортсменов, крупных бизнесменов.


В статье проанализирован феномен нелегальной миграции, методологические сложности оценки ее масштабов, показана ее структурная непреодолимость в глобальном мире, а также негативные последствия, которые вносят дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государств. Автором предложена модель оценки масштабов нелегальной иммиграции, представлены результаты и обоснована перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной иммиграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области противодействия нелегальной миграции.

Ключевые слова: глобализация, международная миграция, нелегальная миграция, миграционная политика.

The article provides us with the analysis of the phenomenon of illegal immigration, outlines methodological obstacles in assessing the scale of illegal immigration as well as its negative consequences that can put a state"s national security at risk. The author suggests a model for measuring and describing illegal immigration, and a rationale for using discriminant analysis when assessing the scope of illegal immigration and suggests ways to improve state regulations for migration.

Keywords: globalization, international migration, illegal migration, irregular migration, migration policy.

С середины XX в. одной из характерных тенденций развития мировых миграционных процессов является неуклонный рост масштабов нелегальной им-миграции. При этом, несмотря на реализацию многочисленных мер, направленных на предотвращение и противодействие нелегальной иммиграции, за прошедшие десятилетия ее масштабы в мире не только не уменьшились, но наоборот, значительно возросли. Так, в резолюции XIX сессии Международной организации труда (1974) указывалось, что «несмотря на усилия, прилагаемые главными странами, использующими иностранную рабочую силу, число стихийных (нелегальных) мигрантов остается весьма значительным , а если подойти к этому вопросу в плане всего мира, то эта миграция скорее является правилом, а не исключением » . В Программе действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г. указывается, что «с учетом наблюдающегося в ряде развивающихся стран усиления тенденций к миграции населения, особенно в связи с продолжающимся увеличением численности самодеятельного населения в этих странах, ожидается, что масштабы незарегистрированной или нелегальной миграции будут возрастать » [Программа… 1994]. В свою очередь, в резолюции XCII сессии МОТ (2004) констатировалось, что «численность мигрантов с неурегулированным статусом растет , чему способствует рост неофициальных форм занятости, нехватка рабочих для грязных, непрестижных и опасных работ и отсутствие возможностей для легальной трудовой миграции <...> отсутствие законодательного регулирования миграционных процессов и национальной политики в этой области в ряде стран способствуют росту числа нелегальных мигрантов». В последние годы одной из задач МОТ стало обобщение лучшего опыта в области предупреждения и борьбы с нелегальной трудовой миграцией.

В 2000-е гг. ухудшение макроэкономической ситуации и дальнейшее ужесточение мер миграционного контроля в странах, принимающих мигрантов, изменение геополитической ситуации в мире и другие факторы способствовали незначительному сокращению масштабов нелегальной иммиграции. Однако стимулы к нелегальному въезду и занятости для мигрантов, с одной стороны, и использованию нелегальной рабочей силы работодателями, с другой, сохраняются. При этом в странах с относительно либеральной иммиграционной политикой, в которых существуют легальные возможности для трудовой миграции, нелегальная миграция становится альтернативой для тех мигрантов, которые не удовлетворяют критериям отбора и/или для которых нелегальная иммиграция менее затратна. В странах с рестрикционной иммиграционной политикой, в которых возможности легального въезда или пребывания значительно ограничены, использование каналов нелегальной миграции для большинства потенциальных мигрантов становится практически единственным способом переезда[Ионцев, Алешковский 2008]. Все вышесказанное подтверждает, что нелегальная иммиграция является характерным явлением современной действительности и обусловливает ее структурную непреодолимость.

В настоящее время нелегальная иммиграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы во многих странах современного мира. Как свидетельствуют социологические опросы, нелегальная иммиграция - одна из наиболее острых проблем, которая волнует жителей большинства развитых стран. Расширение масштабов нелегальной составляющей миграционных процессов вносит серьезный дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государства. Все это обусловливает возрастающий интерес к проблемам нелегальной иммиграции со стороны государственных и политических деятелей, стимулирует дальнейшее усиление мер в области противодействия нелегальной иммиграции.

Для анализа влияния нелегальной миграции на различные сферы жизни общества, разработки рекомендации по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции является необходимой оценка масштабов и структуры нелегальной миграции. Вместе с тем неразвитость понятийного аппарата, недостаточная разработанность методов оценки численности нелегальных мигрантов не позволяют сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции в большинстве стран современного мира.

Неоднозначность понятийного аппарата

Сложность изучения такого социального явления, как нелегальная миграция, обусловливается отсутствием устоявшегося терминологического аппарата. Без систематизации и унификации терминологии в области нелегальной миграции невозможно перейти к формализации данных в мировом масштабе.

В работах разных ученых можно найти не только различное обозначение нелегальной иммиграции, но и разное понимание самой сути этого явления. Так, для обозначения мигрантов, которые въезжают в страну незаконно или нелегально, нарушают установленные сроки пребывания или пребывают в стране без вида на жительствo, нарушают иные установленные для них миграционные правила, и соответствующего вида миграции в современной научной литературе используется целый ряд терминов: «недокументированная», «незаконная», «нелегальная», «неразрешенная», «неурегулированная», «подпольная» (“clandestine”), «полулегальная» миграции и др. При этом одни ученые рассматривают данные термины как синонимы, тогда как другие считают их принципиально различными. В последнее время в зарубежной литературе отдается предпочтение термину “irregular migration” («мигранты с неурегулированным статусом»), использование термина “illegal migration” («нелегальная миграция») ограничивается случаями контрабанды и незаконного провоза мигрантов. Несмотря на такое разнообразие, следует отметить проработанность дефиниций в англоязычной литературе, в то время как в российском научном дискурсе зачастую отсутствуют адекватные аналоги.

Одним из первых международных документов, в котором рассматриваются проблемы нелегальной трудовой миграции, являлась Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения» [МОТ 1975]. В этом документе указывается, что нелегальность может быть связана с различными аспектами : въездом, транзитом или пребыванием в стране, способом занятости , что «каждый Член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры… против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу… а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях» [Там же].

На международной конференции по народонаселению и развитию под эгидой ООН (1994 г.) было предложено использовать по отношению к лицам, которые не удовлетворяют установленным властями принимающей страны требованиям в отношении въезда, пребывания или экономической деятельности, термин «лица без документов» . Учитывая, что данный термин также не являлся полным, на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке в 1999 г. было предложено использовать термин «лица с неурегулированным статусом» .

В подготовленном в 2011 г. Международной организацией по миграции Справочнике по терминологии в области миграции приводятся следующие определения [МОМ 2011]:

Недокументированные трудящиеся-мигранты (трудящиеся-мигранты, пребывающие с нарушением законодательства; трудящиеся-мигранты без документов) – трудящиеся-мигранты или члены их семей, которым не разрешен въезд, пребывание или работа в стране.

Нерегулярная миграция (незаконная миграция, нелегальная миграция) – передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран.

Нерегулярный мигрант – лицо, которое вследствие незаконного въезда или истечения срока действия его (ее) визы не имеет законного статуса в транзитной или принимающей стране.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., «незаконная миграция – перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности» [Концепция… 2012].

Обобщая вышеизложенное, укажем, что, на наш взгляд, наиболее полными и точными определениями представляются следующие.

Нелегальная (нерегулярная) миграция – это территориальные (пространственные) перемещения людей через административные границы, сопровождаемые нарушением правил выезда страны выбытия, правил въезда и/или пребывания (проживания) в стране прибытия, правил транзита через третью страну или правил осуществления трудовой деятельности в стране прибытия.

Нелегальные (нерегулярные) мигранты – это мигранты, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию данного государства, а также правила осуществления трудовой деятельности в данном государстве.

Структура нелегальной иммиграции

В свою очередь, нелегальная иммиграция носит в основном возвратный характер и связана прежде всего с нелегальным трудоустройством. При этом пересекать государственную границу страны назначения нелегальные иммигранты могут и легально, и нелегально, и незаконно, соответственно, можно выделить три основные формы нелегальной иммиграции: 1) легальный въезд, последующее нарушение условий пребывания или трудоустройства; 2) незаконный въезд; 3) нелегальный въезд.

Методы оценки нелегальной иммиграции

Методы оценки нелегальной иммиграции аналогичны методам оценки других «неформальных» социально-экономических процессов и имеют такие же методические проблемы. Главная из них заключается в том, что выявить «истинное число» нелегальных мигрантов по определению невозможно. Также невозможно выделить и изучить репрезентативную выборочную совокупность «недокументированных» мигрантов, поскольку структура генеральной совокупности (то есть структура всех нелегальных мигрантов) является неизвестной.

В целом все методы оценки численности и структуры нелегальных мигрантов основываются на использовании имеющихся «жестких» статистических данных (то есть анализе известных и зарегистрированных случаев нелегальной миграции). Основываясь на наблюдаемых и учтенных показателях, в свою очередь, можно сделать выводы о масштабах «ненаблюдаемых» явлений (численности незаконно проживающих мигрантов, нелегально занятых и т. д.).

В зависимости от способа получения данных все методы оценки численности нелегальных иммигрантов можно разделить на две группы.

Прямые методы , которые основаны на непосредственной регистрации каждого миграционного события. К их числу относятся: данные пограничного контроля; данные деклараций капитанов кораблей; число выданных разрешений на трудовую деятельность и вид на жительство; число депортированных иностранцев; число выявленных мигрантов, занятых в неформальном секторе; статистика разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в принимающей стране и др.

Косвенные методы , которые в большинстве случаев носят оценочный характер и опираются на материалы переписей населения, выборочных обследований, опросов экспертов и др. К их числу относятся: метод демографического баланса, метод Дельфи, методы оценки численности нелегальной миграции, основанные на анализе денежных переводов трудящихся-мигрантов, и др.

Необходимо отметить, что сочетание использования различных методов позволяет расширить возможности анализа нелегальной миграции населения, более точно оценить ее масштабы и структуру.

Оценка масштабов нелегальной миграции в мире

Для оценки масштабов нелегальной миграции в различных странах мира представляется целесообразным использовать теорию факторов миграции (теорию «притяжения – выталкивания») и методы дискриминантного анализа.

Базируясь на имеющихся исследованиях нелегальной миграции, а также исходя из доступной статистической информации (данные международного проекта Clandestino, Отдела народонаселения ООН, Бюро изучения населения и Всемирного банка), мы разработали экономико-математическую модель оценки масштабов нелегальной иммиграции.

Зависимой переменной в модели выступает численность нелегальных иммигрантов в данной стране. В качестве независимых переменных был сформирован набор из 15 показателей, гипотетически влияющих на уровень нелегальной иммиграции: 1) общий коэффициент рождаемости, ‰; 2) общий коэффициент смертности, ‰; 3) коэффициент миграционного прироста, ‰; 4) коэффициент младенческой смертности, ‰; 5) суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину; 6) доля населения в возрасте до 15 лет, %; 7) доля населения в возрасте 65 лет и старше, %; 8) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет; 9) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет; 10) доля городского населения, %; 11) ВВП на душу населения по ППС, долларов США; 12) плотность населения, чел. на км 2 ; 13) уровень безработицы по методологии МОТ, %; 14) среднегодовая численность населения, тысяч чел.; 15) уровень грамотности населения, %.

Для проведения дискриминантного анализа была сформирована «обучающая выборка» из большинства европейских стран и США, ряда стран Африки, Южной Америки и Австралии. Оценка численности нелегальных мигрантов в европейских странах была взята из исследовательского проекта Clandestino, оценки по другим странам взяты из официальных источников, выпускаемых правительствами данных стран. В обучающей выборке были заданы следующие оценки интервала масштабов нелегальной иммиграции: 1) 0–10 тысяч человек; 2) 11–50 тысяч человек; 3) 51–200 тысяч человек; 4) 201–500 тысяч человек; 5) 501–1000 тысяч человек; 6) свыше 1000 тысяч человек.

Для каждого интервала были рассмотрены регрессионные модели следующего вида: , где IM i — оценка масштабов нелегальной миграции в стране i , X i - вектор экономико-демографических показателей страны i , С – константа, – параметры регрессии.

Методами дискриминантного анализа сформированной совокупности исходных показателей для обучающей выборки были выявлены существующие связи между результирующей переменной и предполагаемыми объясняющими переменными, а также была оценена значимость объясняющих переменных.

Проведенный анализ показал, что одновременное включение всех выбранных 15 показателей приведет к возникновению в модели мультиколлинеарности. Поэтому нами были протестированы различные регрессионные модели, включающие различные некоррелируемые между собой объясняющие переменные. В итоге была выбрана наилучшая модель, в которой все объясняющие переменные были значимыми на 1%-ном уровне. Модель учитывает в качестве детерминант нелегальной иммиграции шесть из ранее отобранных показателей (3, 5, 9, 10, 11, 12).

Таблица

Распределение стран и территорий мира по оценке масштабов нелегальной миграции, 2013

Масштабы нелегальной миграции

Состав кластеров

0–10 тысяч человек

Андорра, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Бахрейн, Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Вануату, Грузия, Исландия, КНДР, Косово, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальта, Молдавия, Монако, Палау, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Сингапур, Таиланд, Украина, Финляндия, Хорватия, Швеция

11–50 тысяч человек

Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Бангладеш, Белиз, Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Венгрия, Восточный Тимор, Вьетнам, Габон, Гаити, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Дания, Демократиическая республика Конго, Джибути, Египет, Зимбабве, Йемен, Ирак, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизия, Кирибати, Коморские о-ва, Конго, Кот-д"Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивская республика, Микронезия, Мозамбик, Монголия, Мьянма, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Пакистан, Панама, Папуа – Новая Гвинея, Португалия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские о-ва, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Туркмения, Узбекистан, Уганда, Филиппины, Центрально-Африканская республика, Чад, Чили, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан, Ямайка

51–200 тысяч человек

Албания, Доминика, Замбия, Индия, Ирландия, Кипр, Китай, Коста-Рика, Кувейт, Латвия, Литва, Македония, Польша, Словакия, Словения, Тайвань, Эстония, Черногория, Чехия

201–500 тысяч человек

Австрия, Ботсвана, Гватемала, Германия, Канада, Катар, Ливия, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария

501–1000 тысяч человек

Австралия, Аргентина, Бельгия, Венесуэла, Греция, Индонезия, Испания, Италия, Ливан, Колумбия, Никарагуа, Парагвай, Перу, Тунис, Южная Корея, Уругвай, Эквадор, Япония

свыше 1000 тысяч человек

Алжир, Бразилия, Великобритания, Доминиканская республика, Иордания, Израиль, Иран, Казахстан, Марокко, Мексика, Оман, ОАЭ, Россия, Саудовская Аравия, Турция, США, Франция, ЮАР

Примечание: Рассчитано в программной оболочке Statistica 10.

Методами дискриминантного анализа по построенной выше модели страны и территории мира были распределены по шести кластерам, соответствующим оценкам масштабов нелегальной миграции (см. табл. 1) .

Как видно из табл. 1, разработанная модель позволяет выявить страны, в наибольшей степени притягивающие нелегальных иммигрантов, а также страны – транзитные зоны для нелегальных мигрантов.

В целом проведенное исследование подтвердило перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной миграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции. Вместе с тем имеются возможности для совершенствования модели. Для улучшения прогнозируемости модели в «обучающей выборке» должно присутствовать как можно больше различных по экономико-демографическим показателям стран. При этом количество стран для каждого интервала оценок должно быть примерно одинаковым, чтобы алгоритм не отдавал предпочтения какому-либо интервалу. Целесообразно ввести в модель фиктивную переменную, отражающую жесткость миграционной политики в стране, фиктивную переменную, отражающую членство страны в интеграционном объединении со свободой перемещения рабочей силы, и др.

Литература

Ионцев В. А., Алешковский И. А. 2008. Нелегальная миграция в общественно-политическом дискурсе // Международная миграция: экономика и политика. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». М. : ТЕИС, 2008. (Iontsev V. A., Aleshkovsky I. A. 2008. Illegal migration in the social and political discourse // International migration: Economics and Politics. Scientific series ‘International migration of population: Russia and modern world’. Moscow: TEIS, 2008).

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2012. (Conception of state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Moscow, 2012).

МОМ. Справочник по терминологии в области миграции. М. : МОМ, 2011. (International Organization for Migration. Reference book on terminology of migration. Moscow: International Organization for Migration, 2011).

МОТ. Конвенция МОТ № 143 1975 г. «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения». Женева: МОТ, 1975. (Convention of the International Labour Organization No. 143 1975 ‘On Abusive Conditions concerning Migration and Promotion of Equality, Opportunity and Treatment to Migrant Workers’. Geneva: ILO, 1975).

ООН. Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию 1994 г. Нью-Йорк: ООН, 1994. (UN. The International Conference on Population and Development Program of Action of 1994. New York: UN, 1994).

Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию. Каир, 1994 [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/s_i_d/kair1.htm. (The International Conference on Population and Development Program of Action. Cairo, 1994 . URL: http://www.r-komitet.ru/s_i_d/kair1.htm).

ILO. Resolution concerning Future ILO Action in the Field of Migrant Workers . Geneve: ILO, 1974.

ILO. Resolution concerning a fair deal for migrant workers in a global economy . Geneve: ILO, 2004.

MPI. Irregular Migration in Europe. Washington, 2011.

В статье мы не приводим параметры регрессий, поскольку они являются только вспомогательным инструментом для отнесения стран к тому или иному интервалу. При этом добавление новых данных к «обучающей выборке» позволит повысить точность предложенной модели, усовершенствовать алгоритм с точки зрения повышения точности прогноза.

Если в государстве устанавливаются приемлемые экономические, социальные, политические условия, сразу же появляется множество желающих туда перебраться. Нелегальная миграция - серьёзная проблема, с которой сталкиваются граждане всех развитых стран. Почему далеко не все приезжие оформляют необходимые бумаги, а предпочитают скрываться от полицейских? Неужели доводы сотрудников иммиграционной службы о наказаниях недостаточно убедительны? И чем грозит засилье нелегальных мигрантов коренным жителям процветающих государств?

Истоки нелегальной миграции

Как нетрудно догадаться, нелегальная иммиграция - это преступление, связанное с пересечением государственных границ или нарушением режима пребывания в той или иной стране. Вообще человек, желающий перебраться жить за границу, должен обратиться в иммиграционную службу, получить разрешение на проживание или сразу ВНЖ.

Несколько лет «санкционированного» проживания - и путешественник может оформлять ПМЖ (постоянное место жительства), а затем получать гражданство.

На данный момент больше всего кочевников направляется в европейские страны и США из Сирии, Ирана, Ирака, Сомали и государств Чёрной Африки. Некоторые из них добираются и до России - и, увы, каждый второй работает здесь неофициально. Если вы хотите тщательнее разобраться, что такое миграция вообще и в современном мире в частности, читайте другие статьи на нашем сайте.

Но далеко не все мигранты готовы тратить время и деньги на получение документов - им гораздо удобнее пойти на риск и оставаться в тени. Бывает и такое, что человек перебирается за рубеж вполне легально, а затем перестаёт продлевать ВНЖ. Обобщая случаи незаконной миграции, можно выделить три типа таких преступлений:

  • по степени продуманности - организованные и стихийные; первый тип актуален в первую очередь для трудовых мигрантов, второй - для беженцев;
  • по количеству человек, перебирающихся за рубеж, - индивидуальные и групповые;
  • по способу пересечения границы - через неохраняемую территорию, через официальный пограничный пункт по поддельным документам или через официальный пограничный пункт по подлинным документам (в последнем случае мигрант становится нелегальным в тот момент, когда его виза или разрешение на проживание заканчивается).
  • Почему появляются нелегальные мигранты

    Вполне естественно, что люди стараются узнать, как нелегально иммигрировать и задержаться в другой стране, не от лучшей жизни. Часто нарушители перебираются за границу вместе с семьями, и примерным гражданам развитых государств это кажется глупым. И действительно, кочевники серьёзно рискуют, ведь сотрудники иммиграционной службы могут применить к ним следующие меры:

    • наложение штрафа: так, в Японии за пребывание в стране без соответствующих разрешений с человека могут потребовать 300 000 йен - на 2016 г. это приблизительно 2 580 €;
    • лишение свободы: в Израиле, например, мигранты сидят в тюрьмах до установления личности, а прохождение официальных процедур занимает примерно месяц;
    • депортация из страны.
    • Более серьёзные меры применяют к людям, способствующим нелегальной миграции и нанимающим сотрудников, не оформивших соответствующих бумаг. Такую деятельность могут оценить тюремным сроком до четырёх лет. И всё же причины, по которым люди нелегально переезжают за рубеж сами или содействуют в этом другим, довольно веские:

      • экономическая выгода – в большинстве развитых стран существует значительный спрос на «дешёвый» неквалифицированный труд, и для приезжих из восточных и африканских государств работа с большими рисками всё равно более выгодна, чем труд на родине;
      • безопасность - нелегальные мигранты бегут от стихийных бедствий, войн, от притеснений по религиозным убеждениям, и проблемы, связанные с нарушением законов, кажутся им несущественными, ведь главное - спастись;
      • личные причины - укрыться за границей нередко стремятся люди, которые на родине нарушили закон или столкнулись с недоброжелателями.

      Также появлению нелегальных приезжих в развитых государствах способствуют лазейки в законах и недостаточно строгие наказания, с одной стороны, и коррумпированность органов, занимающихся проблемами мигрантов, с другой. Что касается не самих кочевников, а преступников, организующих поставки дешёвой рабочей силы, то их привлекают в первую очередь лёгкие деньги. По статистике, нелегальная миграция - одна из самых доходных форм чёрного бизнеса.

      Побочные эффекты

      Как и любое правонарушение, нелегальное пересечение границы приносит проблемы полицейским, сотрудникам иммиграционной службы и «исконному» населению страны. Однако нелегко приходится и самим приезжим. Кочевники ищут себе жильё, устраиваются на работу и приобретают необходимые товары и услуги, в том числе дорогостоящие, - и всё это, естественно, с риском для здоровья и даже для жизни.

      В частности, начальники теневых предприятий нарушают права нелегальных мигрантов, ведь даже те не обязаны трудиться в опасных условиях за мизерную плату. В итоге приезжие часто занимаются вредным производством, не получая социальной и медицинской помощи, при этом рабочий день длится для них дольше, чем для официальных тружеников, а зарплата может не превышать прожиточного минимума.

      Так что в странах, где процветает нелегальная миграция, с большой долей вероятности:

      • увеличится количество опасных рабочих мест. В России на 2014 г. их стало 32%, тогда как в 2004 г. насчитывалось порядка 18%;
      • встанет проблема перенаселения спальных районов - на окраинах крупных мегаполисов мира, в том числе в США, можно найти небольшие квартиры, где живёт по 10 человек и даже больше;
      • вспыхнут недовольства среди рядовых налогоплательщиков, так как нелегальные приезжие так или иначе будут получать базовую медпомощь, окольными путями пристраивать детей в общеобразовательные учреждения, пользоваться общественным транспортом;
      • возрастёт шанс возникновения вирусных эпидемий (болезни могут быть весьма тяжёлыми, вплоть до туберкулёза).

      Нелегальные иммигранты - это и рост преступности. Нарушение правил пребывания в стране незаконно само по себе, но приезжие часто наносят ущерб окружающим, а это, в свою очередь, ведёт к ответной волне преступлений, уже на почве ксенофобии.

      Наиболее распространённые правонарушения мигрантов:

      • подделка документов;
      • дача взяток;
      • изготовление и/или покупка фальшивых денег;
      • разбой;
      • воровство;
      • домогательства.

      Из-за подобного поведения нелегальных мигрантов честным приезжим становится намного труднее социализироваться. Граждане развитых стран поневоле привыкают к тому, что гости из зарубежья - преступники, и далеко не всегда проявляют толерантность к иностранцам.

      Согласно статистике, 70% легальных мигрантов, даже сумевших преодолеть языковой барьер и обустроиться на новом месте, постоянно испытывают чувство тревожности и нуждаются в психологической помощи. К счастью, во всех европейских странах и в России действуют службы, помогающие иностранцам адаптироваться.

      Европу накрывает нелегальная миграция: Видео



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ