Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ

Понятие, лица, порядок и условия получения материнского (семейного) капитала

В России в середине 2000-х гг. руководство страны связало задачи семейной политики со стимулированием женщин к рождению большего числа детей. В качестве ключевой меры, призванной побудить женщин к рождению (как минимум) второго ребенка, в 2006 г. была провозглашена программа материнского (семейного) капитала. «Введение данной меры знаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 109..

Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. // Российская газета.-11.05.2006.. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

Это нововведение - материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322. (далее - Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) Части 3, 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322..

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право.-2012.-№ 6.-С. 34. (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 16; Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми: реальность и перспективы.-М.: Волтерс Клувер, 2010.-С. 78..

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и пра- ктические проблемы. Дисс. … докт. юрид. наук.-М., 2012.-С. 125..

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 35..

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

Отношения по получению сертификата,

Отношения по получению кредита на недвижимость,

Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» Грек Н.В. Указ. соч.-С. 39..

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей» См. там же.. Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 112..

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. У семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона о поддержке семей также обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона о поддержке семей противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; «кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга» Бубон К.В. Узаконенное неравенство или кому нужен Закон о материнском капитале // Адвокат.-2006.-№ 3.-С. 49..

Семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение последних лет на уровне Правительства РФ, «направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 г.» Адзиев Х.Г. Семейная политика Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания.-2011.-№ 4.-С. 149..

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Ст. 26 Постановления ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991.-№ 52.-Ст. 1865., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 № 534-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаховой Оксаны Борисовны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс (официальный сайт) Точка доступа: www. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=1478;dst=0;ts=CE2C52EC6FF1482C7A86232DDC11065B;rnd=0.8427114344667643. Дата обращения: 29.05.2012..

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Бюллетень Верховного Суда РФ.-2012.-№ 3.-С. 12..

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 36..

Более подробное определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям Часть 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www. duma.gov.ru/. Дата обращения: 29.05.2012..

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели См. Кузьмин И.Ю. Вопросы подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Бюджетный учет.-2012.-№ 8.-С. 8; См. также: Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 30.-Ст. 3946; 2013.-№ 13.-Ст. 1559..

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» Бондарева Э.С., Фильчакова С.Ю., Черняк Л.Ю. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации // Вестник института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского.-2012.-№ 2.-С. 32..

Региональный материнский капитал в Волгоградской области Закон Волгоградской области от 27.02.2012 № 6-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 08.08.2005 № 1097-ОД "О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка" и Закон Волгоградской области от 10.04.2007 № 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области"» // Волгоградская правда.-01.03.2012. выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, Волгоградская область прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» Президент Владимир Путин потребовал от регионов увеличить размер материнского капитала [Электронный ресурс] // http://v102.ru/news/38354.html/ Дата обращения: 29.05.2012..

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

Материнский (семейный) капитал

Понятие, лица, порядок и условия получения материнского (семейного) капитала

В России в середине 2000-х гг. руководство страны связало задачи семейной политики со стимулированием женщин к рождению большего числа детей. В качестве ключевой меры, призванной побудить женщин к рождению (как минимум) второго ребенка, в 2006 г. была провозглашена программа материнского (семейного) капитала. «Введение данной меры знаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством».

Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

Это нововведение - материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Закона о поддержке семей.

Государственная поддержка оказывается:

  • - женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • - женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • - мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г.

Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка, либо у ребенка (детей в равных долях). Более наглядно схему выдачи мат. капитала можно посмотреть в приложении А.

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. Такое право имеют мужчины, которые являются единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала, конечно же повлияло на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе:

  • - принципов всеобщности социального обеспечения;
  • - дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • - гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал». Некоторые исследователи (Екатерина Бороздина, Елена Здравомыслова, Анна Темкина) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях».

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия».

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат».

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав:

  • - кредитный договор на приобретение жилья;
  • - наличие задолженности по кредитному договору;
  • - наличие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (Приложение Б);
  • - право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат,
  • - обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение (оформить указанное жилое помещение в общую собственность). Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:
  • - отношения по получению сертификата,
  • - отношения по получению кредита на недвижимость,
  • - отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца».

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий нелиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

  • - рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;
  • - период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. У семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже.

Семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение последних лет на уровне Правительства РФ, «направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 г.».

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Ж., родившая третьего ребенка в 2003 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

  • - при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них;
  • - если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им».

Более подробное определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2015 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2015 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели.

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Челябинской области, в семьях которых размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области.

Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение областного материнского (семейного) капитала, устанавливается Губернатором Челябинской области.

Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют:

  • 1) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года, если ранее они не воспользовались правом на получение областного материнского (семейного) капитала;
  • 2) мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на получение областного материнского (семейного) капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2012 года.

Областной материнский (семейный) капитал по Челябинской области установлен в размере 50000 рублей. Размер регионального материнского (семейного) капитала индексируется в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Распоряжаться средствами регионального материнского (семейного) капитала можно в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  • 1) получение образования ребенком (детьми);
  • 2) оплата медицинских услуг, оказываемых родителю (родителям) и (или) ребенку (детям), в случае необходимости получения им (ими) медицинской помощи (далее - оплата медицинских услуг).

Заявление о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение одного месяца с даты приема заявления о распоряжении средствами со всеми необходимыми документами, по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами являются:

  • 1) прекращение права на получение областного материнского (семейного) капитала
  • 2) нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами;
  • 3) указание в заявлении о распоряжении средствами направления использования средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Законом;
  • 4) указание в заявлении о распоряжении средствами суммы средств областного материнского (семейного) капитала (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств областного материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении средствами.

Уполномоченный орган не позднее чем через пять рабочих дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении средствами, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.

Средства (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Так же, средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком так и усыновленным, в том числе первым, вторым, третьим ребенком и последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 23 лет.

Порядок направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком устанавливается Правительством Челябинской области.

По следующему направлению средства областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами могут быть направлены на оплату медицинских услуг, предоставляемых любой медицинской организацией на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих медицинских услуг. Необходимость получения медицинской помощи родителями и детьми подтверждается соответствующей справкой, выданной медицинской организацией.

Средства областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату медицинских услуг, оказываемых как родному ребенку так и усыновленному в том числе первому, второму, третьему ребенку и (или) последующим детям.

Порядок направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на оплату медицинских услуг устанавливается Правительством Челябинской области.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением областного материнского (семейного) капитала, осуществляется за счет средств областного бюджета.

В областном бюджете на 2013- 2014 гг. заложена сумма в размере 25 миллиардов 715,3 миллиона рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2015 г.

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

  • - женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007;
  • - мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007;
  • - отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;
  • - несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

Государственная поддержка семей и стимулирование рождаемости применяется во многих странах, в которых демографическая ситуация оставляет желать лучшего. Для России эта тема актуальна вдвойне: большая территория и низкая плотность населения предрасполагают к увеличению популяции россиян путем введения стимулирующих программ. Самой главной такой программой, начиная с 2007 года, является на материнский капитал при рождении ребенка.

Мнения экспертного сообщества на тему долговременного влияния политики субсидирования с помощью материнского капитала расходятся. Одни эксперты считают, что материнский капитал получают, в основном, семьи, в которых и без него с рождаемостью все в порядке. Другие указывают на то, что повышение уровня рождаемости в малообеспеченных социальных группах, приведет к возникновению социальных «перекосов» в будущем. Государственные чиновники рапортуют о стремительном увеличении рождаемости – это единственный факт, который дискуссий не вызывает.

В соответствии с Законом №256-ФЗ от 29.12.2006 материнский капитал представляет собой дополнительную меру по поддержке семей с детьми и предоставляется единожды следующим категориям российский граждан:

  • Женщинам, родившим (усыновившим) второго или любого последующего ребенка.
  • Мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго или любого последующего ребенка.

Важно отметить, что сертификат на материнский капитал может быть получен только один раз. Например, получив сертификат после рождения (усыновления) второго ребенка, при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей сертификат получить невозможно.

Косвенной возможностью получения сертификата на материнский капитал может являться переход права на него:

  • , если женщина (мать) была лишена родительских прав на ребенка, появление которого привело к выдаче сертификата, либо на предыдущего ребенка, который учитывался в очереди, либо в результате смерти женщины. При этом отец может не являться российским гражданином.
  • К ребенку (или детям в равных долях), если отец (или одинокая мать) был лишен родительских прав на ребенка, появление которого привело к выдаче сертификата, либо на предыдущего ребенка, который учитывался в очереди, либо в результате смерти отца, либо если у отца не возникало права на материнский капитал (например, если первый ребенок в семье приходился ему не родным).

Следует отметить, что возраст первого ребенка в семье не имеет значения. Даже в случаях, когда первый ребенок является совершеннолетним, рождение второго ребенка создает первично у матери право на материнский капитал.

Материнский капитал не облагается никакими налогами.

Срок обращения за сертификатом

Сертификаты на материнский капитал выдаются Пенсионным фондом РФ или через многофункциональные центры оказания госуслуг путем написание заявления. Срок обращения за сертификатом не лимитирован. Это можно сделать в любое время после наступления события, наделяющее правом на его получение.

Решение о выдаче сертификата принимается Пенсионным фондом в течение месяца со дня приема заявления. За это время чиновники фонда проводят проверку сообщенных в поданных документах сведений. В течение пяти дней после вынесения решения заявитель уведомляется о готовности сертификата.

Сроки распоряжения средствами

Распорядится материнским капиталом возможно через три года после рождения (усыновления) ребенка, с которым было связано получение сертификата.

Исключительным случаем признается погашение долга и процентов по договору кредита или займа на приобретение (строительство) изолированного жилого помещения. С этой целью материнский капитал может быть потрачен в любое время. Договор купли-продажи с рассрочкой жилого помещения у физического лица не входит в эту категорию.

Целевое использование средств материнского капитала

Материнский капитал может быть использован в нескольких целях.

Улучшение жилищных условий

Данное направление использования материнского капитала является наиболее востребованным. Оно включает в себя:

  • Строительство жилого помещения.
  • Приобретение жилого помещения.
  • Строительство или реконструкция индивидуального объекта жилья.
  • Исполнение обязательств по жилищным кредитам или займам.

Реализация данного целевого направления использования материнского капитала имеет некоторые ограничения:

  • Улучшение жилищных условий должно происходить в пределах России. Покупать на материнский капитал квартиру за рубежом запрещено.
  • Нельзя использовать материнский капитал для приобретения земли или земельного участка (например, под строительство).
  • Нельзя использовать материнский капитал для проведения ремонта или реконструкции жилого помещения (квартиры).
  • Законом не предусмотрено использование материнского капитала для приобретения долей в праве общей долевой собственности.

Образование детей

Материнский капитал может быть потрачен на обучение одного или нескольких детей в образовательном учреждении любого уровня и направления. При этом:

  • Образовательное учреждение (школа, включая художественные, техникум, вуз, детсад) должно находиться на территории РФ.
  • Ребенку на момент начала обучения должно быть не более 25 лет.

Помимо отплаты непосредственно образовательных услуг, материнский капитал может быть направлен на оплату расходов, сопутствующих получению образования: например, на оплату проживания в общежитии, а при отсутствии общежития – на оплату найма квартиры.

Формирование накопительной части пенсии матери ребенка

Средства материнского капитала могут быть направлены на формирование накоплений материнской пенсии. Если женщина не принимала решения об использовании материнского капитала, она может учесть средства материнского капитала при назначении ей накопительной пенсии.

Это целевое направление не предусмотрено для мужчин, усыновивших детей, а также тех, которые получили право на материнский капитал в порядке перехода от женщины.

Использование капитала на несколько целей

Средства материнского капитала могут быть использованы по многоцелевому принципу:

  • Часть средств направлена на решение жилищных проблем,.
  • Часть – на обучение детей.
  • Часть – на пенсионные накопления.

Осуществлять разделение материнского капитала можно в произвольном соотношении. После каждого этапа использования средств материнского капитала Пенсионный фонд извещает обладателя свидетельства об остатке денежных средств.

Какие документы требуются для получения материнского капитала

Набор документов, требуемых для получения и распоряжения средствами материнского капитала, зависит от цели его направления. Независимо от цели направления обязательным является заявление о распоряжении средствами материнского капитала.

Строительство или реконструкция индивидуального объекта жилья:

  • Копии документов, подтверждающих право собственности (аренды, безвозмездного срочного пользования) на землю, на которой предполагается осуществлять строительство.
  • Копии разрешений на строительство или копии свидетельства о праве собственности на объект индивидуального жилья при реконструкции.
  • Письменное обязательство оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) при помощи средств материнского капитала, в общую собственность всех членов семьи, включая супруга и детей.

Строительство или покупка изолированного жилого помещения (квартиры):

  • Копии договора купли-продажи, свидетельства о регистрации права собственности.
  • Копия кредитного договора, если помещение приобретается в кредит.
  • Письменное обязательство оформить квартиру в общую собственность всех членов семьи в случае, если право собственности не зарегистрировано.

Обучение детей:

  • Копия договора об оказании платных услуг образования.
  • Копия лицензии образовательного учреждения.
  • Копия свидетельства о государственной аккредитации учреждения.
  • При оплате сопутствующих образовательных услуг – документы их подтверждающие (например, договор найма квартиры или помещения в общежитии).

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) приобретение товаров и услуг , предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства: 1)

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3)

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1.01.2007.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится к персональным данным граждан и является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет ПФР и его территориальными органами.

Лица, имеющие право на получение материнского капитала вправе обратиться в территориальный орган ПФР за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на него путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Территориальным органом ПФР выносит решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата в месячный срок с даты приема заявления, после чего в течение пяти дней направляет соответствующее уведомление лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: 1)

отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2)

прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным законом; 3)

представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; 4)

прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме. 5)

нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 6)

указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 7)

указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 8)

ограничения лица, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 9)

отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Материнский (семейный) капитал устанавливается на 01.01.2011 г.

В размере 365698,4 рублей. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом.

Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком не ранее достижения им совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1)

улучшение жилищных условий; 2)

получение образования ребенком (детьми); 3)

формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может

осуществляться одновременно по нескольким направлениям.

Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации и оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий или могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты по 31 декабря 2010 года.

Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ: -

на оплату платных образовательных услуг; -

на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями; -

на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.

Средства материнского капитала по представленному женщинами заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" и ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Женщины, выбравшие направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств по указанному направлению при условии осуществления их использования по другому направлению, предусмотренному законом.

Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.

Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля 1.

Субъекты права на дополнительную помощь в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 2.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и правила его выдачи. 3.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал. 4.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении. 5.

Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. 6.

Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми). 7.

Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ