Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Перспективы НВОС 2015–2020 гг.

Принят закон, вносящий изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу негативного воздействия на окружающую среду. Данные поправки, несомненно, окажут влияние на исполнение предприятиями обязанностей по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в частности, за размещение отходов. Поправки будут вступать в силу поэтапно, в течение пяти лет.

В частности, речь идет о Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), который внес значительные изменения в процедуру уплаты НВОС, часть которых вступают в силу с 01.01.2015, а часть – с 01.01.2016 и далее вплоть до 2020 г.

Главное, что следует отметить: раньше для расчета НВОС требовалось изучить более десятка нормативных и законодательных документов, так как в шести нормативных актах давались только общие понятия, в седьмом утверждалась только форма расчета, в восьмом – сроки уплаты, в девятом и десятом давались нормативы для составления расчета, в одиннадцатом документе – положение о лицензировании, а в двенадцатом давались коэффициенты на год. Теперь же в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») с изменениями, внесенными Законом № 219-ФЗ, есть не только общие положения, но и определена форма декларации по НВОС (правда, утверждаться она будет позже и отдельным документом), установлены сроки сдачи отчета, категории плательщиков НВОС и льготы по налогу, определены размер платы за НВОС и коэффициенты.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Представление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду – обязанность всех предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности или системы налогообложения.

Введены новые понятия в сфере охраны окружающей среды

В пункте 1 ст. 1 Закона № 219-ФЗ приведены новые понятия, которые дополняют Закон об охране окружающей среды. Рассмотрим их подробнее.

Объект, оказывающий негативное влияние на природу (далее – объекты негативного воздействия). Под данным объектом понимают капитальное строение, стоящее обособленно или как часть комплекса зданий, – завод, фабрика, АЗС и т. д.

Технологические нормативы – это законодательно допущенные выбросы в атмосферу или сбросы в водные объекты загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в каком-то минимально установленном размере, образующиеся в момент определенных технологических процессов на производстве. Данные нормативы устанавливаются для объектов негативного воздействия капитального строительства или, по-другому, стационарных источников загрязнения (далее – СИЗ) окружающей среды. Данные нормативы рассчитываются:

  • по концентрации ЗВ в атмосфере или воде;
  • по массе выбросов или сбросов ЗВ, по образованию отходов производства и потребления (далее – отходы ПП) в расчете на единицу времени или на единицу произведенной продукции или реализованного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Технические нормативы – это предельные уровни НВОС, которые установлены для передвижных источников загрязнения (далее – ПИЗ) окружающей среды, то есть для транспортных средств.

Комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР). КЭР – это документ, выданный уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти ЮЛ или ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую НВОС. Данное разрешение содержит в себе требования исполнительного органа по обязательным мероприятиям в области охраны окружающей среды.

Временно разрешенные выбросы, сбросы. Данное понятие отражает объем или массу химических веществ или смеси, состоящей из химических веществ, микроорганизмов и иных веществ. Данный выброс в атмосферу или сброс в воду разрешены для предприятия в установленных пределах на тот промежуток времени, пока предприятие выполняет программу повышения экологической эффективности (плановые мероприятия по охране окружающей среды) или налаживает работу системы, чтобы снизить выбросы до технологических нормативов.

Наилучшая доступная технология (далее – НДТ). Данная технология – это производственная технология (а также технология выполненных работ), основанная на современных достижениях науки и техники и обеспечивающая наилучшее сочетание достижения цели охраны окружающей среды и наличия технической возможности ее применения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия поделены на четыре категории.

Установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие

С 01.01.2015 согласно п. 4 ст. 1 Закона № 219-ФЗ введены категории для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по степени данного воздействия. Перечень данных категорий приведен в ст. 4.2 обновленного Закона об окружающей среде.

Категории объектов Степень воздействия на окружающую среду Примечание
I Объект оказывает значительное НВОС Данная категория относится к области применения НДТ
II Объект оказывает умеренное НВОС
III Объект оказывает незначительное НВОС
IV Объект оказывает минимальное НВОС

Сами же критерии, на основании которых будет определена степень воздействия предприятия на окружающую среду, согласно п. 3 ст. 4.2 обновленного Закона об охране окружающей среды будут установлены отдельным постановлением Правительства РФ. На данный момент на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 29.01.2015.

Установленные категории присваиваются в момент постановки на государственный учет объекта, оказывающего НВОС, и при этом учитывают, к какой отрасли относится производство на данном объекте, уровень токсичности данного производства, наличие канцерогенных или мутагенных свойств ЗВ, класс опасности отходов ПП и использование атомной энергии.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С 2015 года собственники объектов – источников загрязнения – обязаны ставить их на государственный учет, в ходе которого объектам будет присвоена соответствующая категория.

Уточнен порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

С 01.01.2016 согласно п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ вступают в силу ст.ст. 16.1–16.5 обновленного Закона об окружающей среде, касающиеся порядка расчета платы за НВОС. С этого момента отменяется плата за негативное воздействие, оказываемое ПИЗ – транспортными средствами (за текущий год платить за данные источники загрязнения все еще необходимо), так как в статье четко прописаны три случая расчета платы за НВОС:

Обязанность перечислять в бюджет плату за НВОС возложена как на ЮЛ, так и на ИП, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих НВОС на территории России, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

В законе указана и льгота для предприятий, чья деятельность относится к IV категории воздействия на окружающую среду (абз. 1 ст. 16.1 обновленного Закона об охране окружающей среды).

Также в законе прописана формула, по которой рассчитывается плата за НВОС:

Плата за НВОС = Платежная база х Ставка платы х Дополнительный коэффициент

Плата за НВОС суммируется в целом по организации из рассчитанной самостоятельно платы за НВОС по каждому объекту негативного воздействия.

Платежная база – это объем (масса) выбросов – сбросов ЗВ или размещенных отходов ПП за отчетный период по каждому ЗВ или по классу опасности отходов ПП. Данная база определяется плательщиком самостоятельно.

Ставки платы будут установлены отдельным постановлением Правительства РФ по каждому виду ЗВ и классу опасности отходов ПП, а коэффициенты приведены в Законе № 219-ФЗ и определены на период 2016–2020 гг. Данные коэффициенты приведены в таблице.

В каком случае применяется коэффициент Коэффициенты, которые будут действовать в период с 01.01.2016 по 31.12.2019 согласно п. 8 ст. 11 Закона № 219-ФЗ Коэффициенты, которые будут действовать в период с 01.01.2020 согласно абз. 5 ст. 16.3 обновленного Закона об охране окружающей среды
Если объем (масса) отходов ПП уже израсходована предприятием в собственном производстве или передана для дальнейшего использования
в производство в период действия установленного законодательством срока – 11 месяцев со дня их образования (абз. 5 ст. 16 обновленного ФЗ
«Об охране окружающей среды»)
0 (т. е. плату вносить
не нужно)
0 (т. е. плату вносить
не нужно)
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ
не превышает технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте
0 (т. е. плату вносить
не нужно)
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ не превышает нормативы допустимых выбросов (сбросов). И если размещение отходов ПП произведено при следующих условиях:
  • в соответствии с лимитами на их размещение;
  • в соответствии с представленной отчетностью
    об образовании, использовании, обезвреживании
    и о размещении отходов ПП
1 1
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ не превышает пределов временно разрешенных выбросов, действующих в период осуществления мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. И если размещение отходов ПП произведено при следующих условиях:
  • превышены установленные лимиты
    на их размещение;
  • превышены либо задекларированные
    в декларации о воздействии на окружающую среду (далее – ВОС) нормы, либо указанные
    в представленной субъектами малого
    и среднего предпринимательства отчетности
    об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов ПП
5 25
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ превышает установленный разрешением объем (массу) ЗВ 25
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ превышает объем (массу):
  • установленный для объектов I категории;
  • задекларированный в декларации о ВОС
    для объектов II категории
100

С 01.01.2016 на основании абз. 31 п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ предприятие имеет право уменьшить рассчитанную плату за НВОС на понесенные документально подтвержденные затраты, произведенные в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду от своей деятельности в соответствии с согласованным с исполнительным органом власти субъекта РФ планом мероприятий по охране окружающей среды или согласно утвержденной межведомственной комиссией программе по повышению экологической эффективности в соответствии со ст. 67.1 обновленного Закона об охране окружающей среды.

Согласно абз. 2 ст. 16 обновленного Закона об охране окружающей среды перечисление платы за НВОС не является заменой:

  • обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды;
  • исполнения обязанностей по возмещению причиненного природе вреда;
  • и не освобождает от административной и другой ответственности за нарушения законодательства, направленного на обеспечение охраны окружающей среды.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Проект постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I–IV категорий» находится в стадии обсуждения.

Изменены сроки внесения платы за негативное воздействие

На данный момент отчетным периодом по расчету НВОС является квартал, а срок представления расчета и перечисления платы за НВОС согласно приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно п. 2 ст. 16.4 обновленного Закона об охране окружающей среды отчетным периодом с 01.01.2016 является календарный год, а в соответствии с п. 3 данной статьи срок уплаты рассчитанной платы за НВОС – не позднее 01 марта, следующего за отчетным годом.

Поскольку данная статья начинает свое действие только с 01.01.2016, то за IV квартал 2015 г. следует сдать отчет и перечислить плату за НВОС по правилам 2015 г., то есть не позднее 20 января 2016 г. А уже за 2016 г. – отчитаться и уплатить налог не позднее 01 марта 2017 г.

За несвоевременную оплату данного налога придется оплатить пени за каждый календарный день просрочки начиная с 02 марта в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, при этом размер пени не может превышать 0,2% за каждый день просрочки.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Результаты проведения экологического контроля (в частности, документированная информация об обращении с отходами производства и потребления) подлежат отражению в отчете. В настоящее время Минприроды только разрабатывает проект такого документа.

Установлен порядок получения комплексного экологического разрешения

В соответствии со старой редакцией ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которая действует и сейчас, предприятия, осуществляющие загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами или отходами, обязаны получить соответствующее разрешение.

В соответствии с Законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 в силу вступает новый порядок, основанный на ст. 31.1 нового ФЗ «Об охране окружающей среды». С обозначенной даты предприятия, оказывающие значительное негативное воздействие и относящиеся к объектам I категории, должны получить новый документ – комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР).

В КЭР будут указаны обязательные к выполнению получателем:

  • требования по обеспечению охраны окружающей среды;
  • нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ;
  • допустимое физическое воздействие получателем на окружающую среду;
  • лимиты на размещение отходов ПП.

Данное разрешение будет выдаваться на срок 7 лет в течение одного месяца со дня подачи заявки на каждый объект, оказывающий негативное влияние на окружающую среду. К заявке полагается приложить проект программы повышения экологической эффективности и расчет временно разрешенных выбросов (сбросов). Если все 7 лет организация или ИП будет соблюдать все условия полученного КЭР, то срок действия выданного разрешения продлят еще на 7 лет. Форма заявки и форма самого КЭР будет утверждена дополнительным постановлением Правительства РФ.

За несоблюдение условий КЭР или осуществление деятельности, оказывающей негативное влияние на природу, без такого разрешения нарушители понесут наказание.

Если на момент ввода действия КЭР у организации, относящейся к объектам I категории, будет разрешение, выданное до 01.01.2019, то данное разрешение будет действительно до окончания своего срока действия согласно п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ.

Согласно п. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ на действующие объекты заявку в Росприроднадзор надо будет подать в период с 01.01.2019 по 31.12.2022. На вновь создаваемые объекты заявку надо подать за два месяца до начала их деятельности.

КЭР надо будет переоформить при следующих условиях:

  • если поменяется технологическое оборудование на предприятии;
  • если данный объект поменяет ЮЛ или ИП;
  • если предприятие будет реорганизовано или преобразовано;
  • если организация поменяет наименование или адрес;
  • если ИП поменяет Ф. И. О., место жительство или документ, удостоверяющий его личность;
  • по истечении срока действия, но не позже, чем за четыре месяца до конца действия выданного КЭР.

ЮЛ или ИП, осуществляющие свою деятельность на объектах, относящихся ко II категории воздействия на окружающую среду, также вправе оформить себе КЭР. Если в течение полугода предприятие будет нарушать обязательные требования программы улучшения экологической эффективности и другие условия действия КЭР, то разрешение будет отозвано.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Использование отходов теперь не является самостоятельным видом деятельности предприятия по обращению с отходами, поскольку исходя из конструкций отредактированных понятий (ст. 1 Закона № 89-ФЗ) его следует рассматривать в контексте размещения или обезвреживания отходов.

Вместо Расчета будет представляться декларация о воздействии на окружающую среду

Как уже говорилось, на данный момент плательщики платы за НВОС представляют в органы Ростехнадзора раз в квартал (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) расчет платы за НВОС по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

С 01.01.2019 на основании п. 16 ст. 1 Закона № 219-ФЗ нужно будет подавать декларацию о негативном воздействии на окружающую среду. Подавать данную декларацию можно будет как в бумажном, так и в электронном виде. В приложении нужно будет представить расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов) для данного предприятия.

Подавать декларацию о негативном воздействии на окружающую среду обязаны ЮЛ и ИП, осуществляющие свою деятельность на объектах II категории (умеренное негативное воздействие на природу).

Плательщики, обязанные представлять данную декларацию, могут подавать ее раз в семь лет, при условии:

  • что технологические процессы на производстве не претерпели изменений за это время;
  • что не изменилось качество и количество ЗВ в выбросах (сбросах).

При этом предприятия, относящиеся к объектам I, III и IV категорий, не обязаны представлять данную декларацию. За непредставление декларации о негативном воздействии на окружающую среду, как и за недостоверную информацию в данной декларации, ЮЛ и ИН будут нести ответственность по закону.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Начиная с 2015 года обозначенные предприятия обязаны утилизировать отходы от использования товаров после утраты ими потребительских свойств.

Объекты, оказывающие негативное воздействие, нужно поставить на учет

До 2015 г. у ЮЛ и ИП обязанности поставить на учет в Ростехнадзоре объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не было. Согласно ст. 69 прежнего Закона об охране окружающей среды просто говорилось об осуществлении государственного учета таких объектов уполномоченными органами.

Согласно п. 24 ст. 1 Закона № 219-ФЗ с 01.01.2015 данная ситуация изменилась. Теперь согласно ст. 69 нового Закона об охране окружающей среды плательщики обязаны ставить на государственный учет в территориальном органе Росприроднадзора свои объекты, оказывающие негативное воздействие, снимать их с учета, а также актуализировать учетные сведения об этих объектах в течение 6 месяцев с даты начала их эксплуатации. Регистрация проходит на основании заявки, поданной в бумажном или электронном виде. Форму заявки можно найти на сайте местного Управления Росприроднадзора. На осуществление постановки на учет объектов, действующих по состоянию на 01.01.2015, ЮЛ и ИП дается два года – до 01.01.2017 (п. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Объект, подлежащий федеральному надзору, необходимо поставить на учет в Росприроднадзоре, подлежащий региональному надзору – в местных органах исполнительной власти.

Актуализировать сведения о поставленном на учет объекте необходимо в течение 30 дней с даты государственной регистрации изменений:

  • смена ЮЛ или ИП на поставленном на учет объекте;
  • преобразование организации;
  • смена наименования организации или ее адреса;
  • смена Ф. И. О., места жительства ИП, реквизитов документов, удостоверяющих его личность;
  • смена места нахождения данного объекта;
  • изменения в технологическом процессе на производстве, оказывающем негативное влияние на окружающую среду;
  • изменение технологических характеристик выбросов (сбросов) ЗВ и отходов ПП.

В случае прекращения деятельности, оказывающей негативное влияние на природу, необходимо снять объект с учета, представив в орган Росприроднадзора документ о ликвидации или консервации объекта. Только в этом случае за данный объект не придется перечислять плату за НВОС.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки, которая подается предприятием не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Требование о разработке программы производственного экологического контроля

Пунктом 22 ст. 1 Закона № 219-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, и теперь предприятия, осуществляющие свою деятельность на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду I, II и III категорий, с 01.01.2015 разрабатывают программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), утверждают ее в местном Управлении Росприроднадзора и осуществляют названный вид контроля.

Экологический контроль предприятия обязаны были осуществлять и ранее в соответствии со ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», теперь же они еще и разрабатывают свою собственную программу этого контроля. Данная программа должна содержать сведения:

  • об ответственных лицах, осуществляющих ПЭК;
  • об организации экологической службы на предприятии или привлеченной экологической службы со стороны;
  • о результатах уже проведенного ПЭК;
  • об инвентаризации выбросов (сбросов) ЗВ и отходов ПП;
  • о методах и периодичности осуществления ПЭК.

Отчет о проведенном ПЭК, его организации и результатах требуется представлять в местное управление Росприроднадзора.

С 01.01.2018 объекты I категории должны быть оснащены средствами-автоматами измерения и учета объема (массы) выбросов (сбросов) ЗВ, средствами для фиксации и передачи полученных измерений в государственный мониторинг окружающей среды. А уже с 01.01.2019 в соответствии с пп. «д» п. 21 ст. 1 Закона № 219-ФЗ ст. 65 Закона об охране окружающей среды будет действовать в редакции, согласно которой плановые проверки на предприятиях, осуществляющих свою деятельность на объектах IV категории воздействия на природу, не проводятся.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2015 года обязанности плательщиков расширятся за счет введения требования о разработке программы производственного экологического контроля.

Вместо лимитов на сброс и выброс будут временно разрешенные выбросы и сбросы

На данный момент для СИЗ и ПИЗ (транспорт) действуют нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 .

На основании п. 11 ст. 1 Закона № 219-ФЗ с 01.01.2019 организации и ИП, если они планируют или ведут строительство объектов I и II категории воздействия на окружающую среду либо уже осуществляют деятельность на объектах II категории воздействия, обязаны самостоятельно рассчитать нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ.

Предприятия, работающие на объектах III и IV категории, освобождены от этой обязанности. Правда, есть исключение: если на объекте III категории произойдет выброс (сброс) не просто ЗВ, а высокотоксичных, радиоактивных, канцерогенных веществ или веществ с мутагенными свойствами, то в этом случае им придется рассчитать нормативы для этого выброса (сброса).

Если разработанные нормативы организация не может соблюдать, то на основании новой ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды для предприятия будут установлены временно разрешенные выбросы (сбросы) при условии:

  • для объектов II и III категорий нужно иметь план мероприятий по охране окружающей среды;
  • для объектов I категории – программу повышения экологической эффективности.

Данные разрешенные выбросы (сбросы) действуют для предприятия только пока оно выполняет вышеуказанный план или программу (этот период не продляется и не может превышать семь лет) – именно поэтому данные выбросы (сбросы) и называются временно разрешенными.

Для использования данных временных нормативов предприятию будет выдан документ:

  • для предприятий II и III категорий – разрешение на временные выбросы (сбросы);
  • для предприятий I категории – утвержденное комплексное экологическое разрешение.

Правда, в исключительных случаях срок действия программы повышения экологической эффективности могут утвердить на 14 лет. Это возможно при следующих условиях:

1) если объект I категории такого масштаба, что численность работников, занятых на данном производстве, составляет не менее чем 25% численности работающего населения города или другого населенного пункта, где находится данное производство (градообразующее предприятие), или численность занятых на этом производстве превышает 5 тысяч человек;

2) если объект I категории принадлежит государству (федеральное, государственное, унитарное предприятие или ОАО с долей акций в государственной собственности), при этом данное производство имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

В обязанность предприятий с утвержденными временно разрешенными выбросами (сбросами) входит ежегодное представление отчета в органы Росприроднадзора о выполнении вышеуказанного плана (программы).

При этом следует иметь в виду требование абз. 29 п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ, вступающее в силу с 01.01.2020, о том, что если после наступления определенных планом (программой) сроков объем выбросов (сбросов) ЗВ в течение 6 месяцев не будет снижен, то плату за НВОС свыше допустимых нормативов пересчитают за отчетный период с учетом коэффициента 100.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На данный момент организации и предприниматели, производящие выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещающие отходы, иным образом осуществляющие загрязнение окружающей среды, должны иметь соответствующее разрешение. С 01.01.2019 начнет действовать правило о необходимости получения такого документа, как комплексное экологическое разрешение.

Новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами

На данный момент ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность с образованием отходов, на основании ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разрабатывают нормативы образования отходов ПП и получают лимиты на их размещение. Если предприятие является субъектом малого или среднего предпринимательства, то оно имеет право не выполнять вышеуказанное требование, а просто в уведомительном порядке представлять в Росприроднадзор отчетность об образовании, обезвреживании, использовании и размещении отходов ПП.

С 01.01.2019 в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 219-ФЗ вступит в силу новая редакция ст. 18 Закона об отходах производства и потребления, в соответствии с которой лимиты на размещение отходов будут разрабатывать и утверждать предприятия с объектами I и II категорий воздействия на окружающую среду.

На основании п. 16 ст. 1 Закона № 219-ФЗ предприятия с разными категориями по-разному указывают сведения об отходах ПП. Данную информацию можно представить в виде таблицы:

Предприятия с объектами негативного воздействия
на окружающую среду
по категориям
В каком виде представляют сведения об образовавшихся, обезвреженных, использованных и размещенных отходах производства и потребления
I Расчет лимитов на размещение отходов ПП включают
в заявку на получение комплексного экологического разрешения
II Отражают сведения об объеме (массе) размещенных и образовавшихся отходов
в своей декларации о воздействии на окружающую среду, которую представляют раз в год
III Подают уведомительную отчетность об отходах ПП
IV Освобождены от обязанности разрабатывать лимиты на размещение отходов
и представлять отчетность

Также для стимулирования ЮЛ и ИП к осуществлению мероприятий, направленных на снижение НВОС, с 01.01.2016 на основании п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ при исчислении платы за НВОС к расчету платы за размещение отходов применяют коэффициенты, указанные в таблице:

За что применяют стимулирующий коэффициент Стимулирующие коэффициенты
При размещении добывающей промышленностью отходов V класса опасности путем заложения отходов в созданные при добыче полости в горных породах, при рекультивации земель и почвенного покрова 0
При размещении добывающей промышленностью отходов IV и V классов опасности, образовавшихся при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей
и добывающей промышленности
0,5
При размещении отходов III класса опасности, образовавшихся при обезвреживании отходов II класса опасности 0,67
При размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся при обезвреживании отходов III класса опасности 0,49
При размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся при обезвреживании отходов II класса опасности 0,33

Преимущества для лиц с деятельностью на объектах с минимальным негативным воздействием

После изучения Закона № 219-ФЗ можно сделать вывод, что государство ужесточает контроль над объектами, оказывающими значительное НВОС, и существенно повышает им плату за НВОС. При этом для организаций и ИП, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, некоторые процедуры упрощаются, и им предоставляется ряд льгот. Для предприятий, использующих в своей деятельности объекты IV категории воздействия, предоставлены следующие льготы:

  • с 01.01.2019 на основании пп. «д» п. 21 ст. 1 Закона № 219-ФЗ внесено изменение в ст. 65 Закона
    № 7-ФЗ, и теперь органы Ростехнадзора и Росприроднадзора не будут проводить плановые проверки данных предприятий;
  • этим предприятиям не надо разрабатывать и представлять на согласование и утверждение ни план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, ни программу повышения экологической эффективности;
  • данные плательщики освобождены также от обязанности рассчитывать нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ и разрабатывать лимиты размещения отходов ПП.

Дополнены случаи для уплаты госпошлины

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 333.33 НК РФ, расширен перечень случаев для уплаты госпошлины организациями и предпринимателями с 01.01.2019. Так, необходимо будет оплатить госпошлину:

  • за выдачу разрешения на выброс радиоактивных веществ в размере 3500 руб. (ст. 333.33 НК РФ);
  • за выдачу разрешения на сброс радиоактивных веществ в окружающую среду в размере 3500 руб.
    (ст. 333.33 НК РФ);
  • за выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений в размере 9500 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Введены новые виды административной ответственности

Согласно ст. 7 Закона № 219-ФЗ в КоАП РФ также внесены изменения, касающиеся ответственности за исполнение ФЗ «Об охране окружающей среды». Санкции за нарушение данного закона приведены в таблице:

Нарушение Санкции в соответствии со старой редакцией КоАП РФ – штраф Начало введения новых санкций Санкции в соответствии
с новой редакцией КоАП
РФ – штраф
Примечание
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:
  • с организаций – от 10 000
    до 20 000 руб.;
01.01.2015
  • с организаций – от 20 000 до 80 000 руб.;
  • с должностных лиц – от 3000 до 6000 руб.;
  • с граждан – от 500 до 1000 руб.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение:
  • данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;
  • информации, содержащейся
    в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие
    на окружающую среду;
  • данных декларации
    о воздействии на окружающую среду;
  • данных декларации о плате
    за негативное воздействие
    на окружающую среду;
  • данных отчета
    о выполнении плана мероприятий
    по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности
  • с организаций – от 10 000
    до 20 000 руб.;
  • с должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.;
  • с граждан – от 500 до 1000 руб.
01.01.2015
  • с организаций - от 20 000
    до 80 000 руб.;
  • с должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;
  • с граждан - от 500 до 1000 руб.
Невыполнение или несвоевременное
выполнение обязанности по подаче
заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
01.01.2015
  • с организаций и предпринимателей - от 30 000
    до 100 000 руб.;
  • с должностных лиц - от 5000
    до 20 000 руб.
Новая норма –
ст. 8.46 КоАП РФ.
При этом обратите
внимание, что за административное правонарушение, предусмотренное
настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица,
Осуществление хозяйственной
и(или) иной деятельности без комплексного экологического
разрешения
01.01.2019
  • с организаций и предпринимателей - от 50 000
    до 100 000 руб.;
  • с должностных лиц - от 4000
    до 10 000 руб.
Новая норма –
ст. 8.47 КоАП РФ.
Обратите внимание, что за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
несет административную ответственность как юридическое лицо

Россия - самая большая по площади страна в мире. Дополнительным бонусом к площади идут огромные природные ресурсы, как возобновляемые, так и не возобновляемые. Долгие годы общество нещадно эксплуатировало природу, практически не занимаясь экологическими проблемами, которые стали приобретать тревожные масштабы. Как итог, на бумаге появились законы, призванные уменьшить негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В этой статье пойдет речь о том, какие меры предпринимает государство для окружающей среды, в частности, будут рассмотрены категории объектов НВОС.

Определение категории объектов, оказывающих НВОС

Для решения задачи охраны окружающей среды необходимо было разделить все предприятия на категории. Это позволило бы определить организации, за которыми нужно более пристально наблюдать надзорным органам. В то же время были бы определены компании, которым такой надзор не требуется. Эти меры позволили бы предприятиям избежать дополнительных издержек, так же снизилась бы нагрузка на надзорные органы. Для такой более четкой структуризации предприятий был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьей 4.2, в которой были определены четыре категории объектов НВОС:

  • к I категории относятся объекты, оказывающие НВОС в значительной степени и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
  • ко II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • объекты III категории - это объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория.

Для определения категории объекта, оказывающих НВОС, был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В Проекте критерии привязаны к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I категория

К этой категории теперь по закону относятся предприятия, которые оказывают значительное НВОС. Так же к ней относятся организации, которые осуществляют выбросы или сбросы, в которых могут содержаться особо опасные для здоровья населения и окружающей среды вещества.Таким образом, в этой категории находятся предприятия нефтеперерабатывающей отрасли хозяйства (добыча, переработка), металлургические заводы, целлюлозные заводы, химическое производство, производство медицинских препаратов, мясопродуктов, молочной продукции, разведение птицы, выращивание свиней.При этом к этой категории не относятся научные предприятия, чьи выбросы или сбросы связаны только с научной деятельностью.

Для того чтобы такие объекты могли продолжать свою деятельность, им необходимо получить комплексное экологическое разрешение. В этом разрешении будут указаны согласованная программа контроля, приведены нормативы допустимых выбросов и сбросов опасных загрязняющих веществ.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться с 1 января 2019 года. До этого момента по-прежнему соблюдать нормы и разрешения на выброс загрязняющих веществ. Это разрешение должны будут получить объекты I, II, III категории.

Кроме того, предприятия I-ой категории должны будут установить автоматические системы измерения выбросов.

Также будут требоваться технологические нормативы для своего предприятия.

Еще одним требованием к объектам I-ой категории является необходимость в разработке и утверждении программы производственного экологического контроля предприятия. Вся документация и данные должны сохраняться для дальнейшего контроля со стороны государства.

II КАТЕГОРИЯ

  • морской и речной порт;
  • аэродромы при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Предприятия этой категории должны будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду. В ней приводится информация о предпринимаемых природоохранных действиях, данные об авариях и инцидентах, повлекших НВОС, данные об образовываемых отходах. Также при необходимости объекты этой категории разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

III КАТЕГОРИЯ

К этой категории относятся предприятия, оказывающие незначительное НВОС, например, эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории.

При необходимости эти предприятия также разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды и предоставляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

IV КАТЕГОРИЯ

Объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория. Эти объекты отвечают следующим требованиям:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не превышают 10 тонн в год, при этом они не должны относиться к I, II классам опасности.
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, за исключением бытовых загрязнителей.
Документ Категория предприятия
I II III IV
Комплексное экологическое решение + + - -
Декларация о воздействии на ОС - + - --
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение + + - -
Отчетность об образовываемых отходах - - + -
Проект по предельно допустимых выбросам и нормативы допустимых сбросов + + - -
Отчетность о выбросах в атмосферу - - + -
Плата за НВОС + + + -
Программа производственного экологического контроля + + + -
Система автоматических средств измерения загрязняющих выбросов и сбросов + - - -
Плановые проверки + + + -

1. Производство кокса

2. Добыча сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа

3. Производство нефтепродуктов

4. Добыча и обогащение железных руд

5. Добыча и подготовка руд цветных металлов, руд драгоценных металлов , за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях

6. Обеспечение электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более твердого/жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива)

7. Металлургическое производство с использованием специализированного оборудования: чугуна и стали с производительностью 2,5 тонны в час и более; обработки черных металлов с производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более и другое (подробнее в Постановлении №1029.)

8. Производство неметаллической минеральной продукции: стекло и изделие из стекла (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более), огнеупорные керамические изделия (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более), фарфоровые изделия, цементный клинкер и известь; и другие

9. Производство химических веществ и химических продуктов основных органических химических веществ

10. Производство химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ : газы, кислоты, основания, соли, неметаллы, неорганические химикаты, оксид магния

11. Производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений

12. Производство фармацевтических субстанций

13. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок

14. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более)

15. Захоронение отходов производства и потребления I-III классов опасности , IV-V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более)

16. Сбор и обработка сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более)

17. Производство целлюлозы и древесной массы

18. Производство бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более)

19. Производство текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более)

20. Производство кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более)

21. Производство таких пищевых продуктов , как: мясо и мясопродукты (50 тонн готовой продукции в сутки и более); растительные и животные масла и жиры (75 тонн готовой продукции в сутки и более); продукция из картофеля, фруктов и овощей (300 тонн готовой продукции в сутки и более); молочная продукция (200 тонн в сутки и более)

22. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более)

23. Выращивание и разведение свиней (мощностью 2000 мест и более), свиноматок (мощностью 750 мест и более)

24. Переработка и консервирование мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях

2 5. Добыча угля , включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита).

26. Обрабатывающее производство производством, на котором выполняются работы: поверхностная обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более); обработка поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

Перечень экологических услуг для предприятий I категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР), состоит оно из нормативов допустимых выбросов; нормативов допустимых сбросов; нормативов образования отходов.
Выдается:
На один объект сроком на семь лет. Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

Процесс регистрации в Росприроднадзоре сопровождается внесением данных в федеральный или региональный реестр на базе заявительного документа от частного предпринимателя или юридического лица. Стоит отметить, что регистрация сопровождается тщательным анализом контролирующими органами каждого предпринимательского объекта. На основании этого устанавливаются категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Определение категории принадлежности предпринимательского объекта является обязательным процессом, который сопровождает процесс постановки на учет в Росприроднадзоре определенного предпринимательского объекта. Этот процесс был законодательно установлен в 2015 году, а после общественного рассмотрения, доработки, а также прохождения антикоррупционной экспертизы был установлен как законодательный акт.

Такой подход к постановке на учет объектов предпринимательства позволяет контролирующим органам проводить контроль объектов повышенного уровня в тех сферах, где загрязнение природы происходит наиболее интенсивно, а также с наиболее опасными последствиями, и, наоборот, уменьшить уровень контроля и внимания за теми категориями предпринимательства, которые незначительно воздействуют на окружающую среду. Это станет отличной предпосылкой для уменьшения уровня НВОС в целом, а также снижения нагрузки на органы контроля.

Четыре категории

Категоризация объектов промышленной деятельности, естественно, проходит на основании чего-то. В данном случае это специальные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное действие, к определенной категории, среди которых можно выделить основные моменты:

  • Масштабы предпринимательского объекта.
  • Сфера, загрязняемая в ходе работы предпринимательства.
  • Уровень загрязнения, который составляет исследуемый объект.
  • Опасность отходов, им выбрасываемых, включая канцерогенные и мутагенные свойства.
  • Присутствие некоторых особенностей, которые сопровождают работу с атомными энергиями.

Большое значение также имеет принадлежность предпринимательского объекта к определенной сфере. Так, сферы, которые требуют развития, естественно, будут сопровождаться поддержкой государства, даже если они имеют НВОС, ведь развитие экономики также играет существенную роль. Тем более, государство оказывает постоянное содействие для того, чтобы применение новых технологий становилось более доступно в промышленных масштабах, для эффективной нейтрализации предпринимательства в сфере окружающей среды.

В целом, все предпринимательские объекты имеют подразделение на четыре категории. Соответственно, первая будет иметь принадлежность к наиболее опасным предпринимательским объектам, а четвертая – к наименее опасным. Подробные критерии можно узнать из этого документа . Ниже мы рассмотрим общие критерии признания категорий.

Первая категория

Эта категория объединила в себе самые большие и интенсивно загрязняющие среду предпринимательские объекты, которые выбрасывают наиболее опасные для здоровья и экологии продукты переработки. Это могут быть как металлургические предприятия, химические, так и мясокомбинаты, и свиноводческие предприятия, поскольку их вклад в загрязнение самый большой. В законодательных документах есть оговорка, которая указывает на то, что одним из критериев для отнесения к этой категории предпринимательского объекта является наличие в выбросах опасных веществ 1-го и 2-го класса, обладающих наибольшими канцерогенными и мутагенными свойствами. Естественно, применяемые ставки и коэффициенты относительно этой категории будут самыми высокими.

Вторая категория

В этой категории объединяются предпринимательские объекты, которые оказывают НВОС, равное умеренному. Примерами таких предпринимательств могут стать атомные электростанции, производство силикатного типа кирпича, утилизационные промышленные объекты, а в сельском хозяйстве – объекты по разведению крупного рогатого скота.

Третья категория

Данная категория объединила в себе предпринимательские объекты, которые незначительно негативно воздействуют на окружающую среду. Эти объекты могут разрабатывать самостоятельно планы по нейтрализации негативного действия.

Четвертая категория

Объекты 4 категории, оказывающие негативное воздействие, делают это в самых минимальных масштабах. Сюда обычно относят структуры офисного, социального типа, образовательные структуры. Эта категория обычно освобождается от необходимости платить за НВОС, но окончательное решение к принадлежности ей определяется Росприроднадзором, поскольку даже если в распоряжении какого-либо офиса имеется котел газового типа для теплообеспечения, то объект могут отнести уже к третьей категории.

Итак, категория опасности, к которой могут отнести предпринимательский объект, определяется самим Росприроднадзором на основании тщательного анализа соответствия определенным критериям исследуемого предпринимательского объекта.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 Утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ

ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, К ОБЪЕКТАМ I, II, III И IV КАТЕГОРИЙ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по производству кокса;

б) по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа;

в) по производству нефтепродуктов;

г) по добыче и обогащению железных руд;

д) по добыче и подготовке руд цветных металлов ― алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, тантала, ванадия, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

е) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

ж) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);

для производства ферросплавов;

з) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

и) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

галогенированные углеводороды;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетический каучук;

синтетические красители и пигменты;

поверхностно-активные вещества;

к) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

газы ― аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген);

кислоты ― хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

основания ― гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

соли ― хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия, перборат, нитрат серебра;

неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения ― карбид кальция, кремний, карбид кремния;

специальные неорганические химикаты ― цианид натрия, цианид калия;

оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

л) по производству пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений;

м) по производству фармацевтических субстанций;

н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок:

по обезвреживанию отходов производства и потребления I ― III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению;

по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);

о) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);

п) по захоронению следующих отходов производства и потребления:

отходы I ― III классов опасности;

отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более);

р) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);

с) по производству целлюлозы и древесной массы;

т) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

у) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);

ф) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);

х) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);

молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);

ц) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);

ч) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);

ш) по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;

щ) по добыче угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);

ы) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное

негативное воздействие на окружающую среду, к объектам

2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

б) по добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

в) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);

г) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 75 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);

д) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки);

е) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки);

ж) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более);

з) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);

и) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);

к) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью менее 75 тонн готовой продукции в сутки);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель);

молочная продукция (с проектной мощностью менее 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель);

л) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);

м) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест);

н) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет менее 200 тонн в год);

о) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);

п) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;

р) по эксплуатации:

радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

с) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;

т) по производству искусственного графита;

у) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:

углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);

других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);

ф) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;

х) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

ц) по складированию и хранению:

нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более);

пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более);

ч) по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:

хранения отходов производства и потребления I ― III классов опасности;

хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более);

обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);

обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);

захоронения отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс. тонн в год);

ш) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

щ) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);

ы) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);

э) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

3. Объект является:

а) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более);

б) морским портом;

в) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);

г) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта.

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих

незначительное негативное воздействие на окружающую среду, и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное

воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

Б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ