Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Данный сборник содержит в себе ответы на более чем 950 тестовых вопросов по 16 предметам, изучаемым в высших учебных заведениях РФ. Мы отобрали самые актуальные тесты, которые используют для проверки знаний своих студентов большинство российских вузов. Главной особенностью сборника стало то, что он составлен с использованием реальных тестовых заданий за 2014-2015 гг.

© Алла Просюкова, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Безопасность жизнедеятельности

Вопрос 1

В БЖД изучаются:

Выберите один ответ:

a. Опасности техногенного, природного, антропогенного и социального характера;

b. Социальные явления

c. Природные явления

d. Среда обитания человека

Правильный ответ: Опасности техногенного, природного, антропогенного и социального характера.


Вопрос 2

Безопасность – это состояние человека, при котором:

Выберите один ответ:

a. С определенной вероятностью исключено проявление опасностей;

b. Полностью исключено проявление всех опасностей;

c. Полностью исключено проявление отдельных опасностей.

Правильный ответ: С определенной вероятностью исключено проявление опасностей.


Вопрос 3

Область существования живого вещества, включающая всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть литосферы:

Выберите один ответ:

a. Сфера разума

b. Биосфера

c. Ноосфера

d. Астеносфера

Правильный ответ: Биосфера.


Вопрос 4

Процедура распознавания и количественная оценка негативных воздействий среды обитания:

Выберите один ответ:

a. Идентификация опасностей;

b. Ликвидация опасностей;

c. Защита от опасностей;

d. Определение риска.

Правильный ответ: Идентификация опасностей.


Вопрос 5

Научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда, повышения эффективности трудовой деятельности и сохранения здоровья работающих – это:

Выберите один ответ:

a. Физиология труда

b. Токсикология

c. Охрана труда

d. Эргономика

Правильный ответ: Эргономика.


Вопрос 6

Умственный труд оценивается по показателю

Выберите один ответ:

a. Сложности.

b. Тяжести;

c. Напряженности;

d. Динамической нагрузке;

Правильный ответ: Напряженности .


Вопрос 7

К химическим опасным и вредным факторам относятся:

Выберите один ответ:

a. Вирусы, бактерии;

b. Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения;

c. Режущие предметы.

d. Вредные вещества, используемые в технологических процессах;

Правильный ответ: Вредные вещества, используемые в технологических процессах.


Вопрос 8

Шум, вибрация, электромагнитное излучение являются:

Выберите один ответ:

a. Химическими опасными факторами;

b. Психофизиологическими опасными факторами.

c. Физическими опасными факторами;

d. Механическими опасными факторами;

Правильный ответ: Физическими опасными факторами.


Вопрос 9

Принципы, направленные на непосредственное предотвращение действия опасностей:

Выберите один ответ:

a. Принципы технические;

b. Принципы ориентирующие;

c. Принципы управленческие.

d. Принципы организационные;

Правильный ответ: Принципы технические .


Вопрос 10

Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей:

Выберите один ответ:

c. Катастрофа.

d. Инцидент;

Правильный ответ: Катастрофа.


Вопрос 11

Возникновение в среде новых, чуждых для данной среды физических, химических или биологических компонентов или превышение естественного уровня их концентраций в среде, приводящее к негативным последствиям:

Выберите один ответ:

b. Стихийное бедствие

c. Загрязнение

d. Интродукция

Правильный ответ: Загрязнение.


Вопрос 12

Признаки опасности:

Выберите один ответ:

a. Многопричинность

b. Возможность нанесения вреда здоровью;

c. Чувство страха

d. Защитный рефлекс

Правильный ответ: Возможность нанесения вреда здоровью.


Вопрос 13

Негативный фактор, приводящий к травме или гибели:

Выберите один ответ:

a. Критический.

b. Вредный;

c. Опасный;

d. Допустимый;

Правильный ответ: Опасный.


Вопрос 14

При выполнении физической работы отравление вредными веществами, находящимися в атмосфере, происходит:

Выберите один ответ:

a. Интенсивность и тяжесть физической работы не влияют на скорость отравления;

b. Быстрее

c. Медленнее

d. Зависит от вида вещества.

Правильный ответ: Быстрее.


Вопрос 15

Какие принципы обеспечения безопасности относятся к организационным:

Выберите один ответ:

a. Принцип компенсации.

b. Изменение технологии;

c. Принцип защиты расстоянием;

d. Принцип защиты временем;

Правильный ответ: Принцип защиты временем.


Вопрос 16

Тип комбинированного действия вредных веществ, когда одно вещество усиливает действие другого:

Выберите один ответ:

a. Антагонизм;

b. Независимое действие.

c. Суммация;

d. Синергизм;

Правильный ответ: Синергизм.


Вопрос 17

Канцерогенные вещества вызывают:

Выберите один ответ:

a. Инфекционные заболевания;

b. Мутации;

c. Образование злокачественных опухолей;

d. Аллергические заболевания.

Правильный ответ: Образование злокачественных опухолей.


Вопрос 18

Определите правильную последовательность мероприятий по борьбе с шумом:

a. Создание карты шумового загрязнения; идентификация источников шума; разработка мероприятий по борьбе с шумом.

b. Оценка уровня шума; разработка мероприятий по борьбе с шумом.

c. Идентификация источников шума; измерение уровня шума от источника; разработка мероприятий по борьбе с шумом.

Правильный ответ: Создание карты шумового загрязнения; идентификация источников шума; разработка мероприятий по борьбе с шумом.


Вопрос 19

К эндемическим заболеваниям Татарстана относят:

Выберите один ответ:

b. Сифилис.

c. Ботулизм;

d. Клещевой энцефалит;

Правильный ответ: Клещевой энцефалит.


Вопрос 20

Максимальная концентрация вещества в воздухе, которая при ежедневном воздействии в течение 8 часов (не более 41 часа в неделю) за весь период деятельности не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающего и его потомства, называется:

Выберите один ответ:

a. ПДК максимальная разовая;

b. ПДК средняя суточная;

c. ПДК рабочей зоны;

Правильный ответ: ПДК рабочей зоны.

Вопрос 21

Область низкочастотных неслышимых звуковых колебаний с частотой меньше 16 Гц, негативно воздействующих на организм человека – это:

Выберите один ответ:

a. Ультразвук;

b. Вибрация;

d. Инфразвук;

Правильный ответ: Инфразвук.


Вопрос 22

К ионизирующим излучениям относят:

Выберите один ответ:

a. Инфракрасное излучение;

b. Рентгеновское излучение;

c. Излучение оптического диапазона;

d. Гамма-излучение.

Правильный ответ: Рентгеновское излучение.


Вопрос 23

При внутреннем облучении наибольшую опасность для человека представляет:

Выберите один ответ:

a. β-излучение;

b. Рентгеновское излучение.

c. α – излучение;

d. γ-излучение;

Правильный ответ: α – излучение.


Вопрос 24

Лучевая болезнь имеет:

Выберите один ответ:

a. Быстротечный характер с летальным исходом

b. Всегда затяжной характер;

c. Бессимптомный характер.

d. Быстротечный характер с последующим выздоровлением;

Правильный ответ: Всегда затяжной характер.


Вопрос 25

Сила тока при постоянном напряжении с увеличением сопротивления:

Выберите один ответ:

a. Уменьшается, а затем увеличивается

b. Уменьшается

c. Остается постоянной

d. Увеличивается;

Правильный ответ: Уменьшается.


Вопрос 26

Ток величиной в 100 мА считается:

Выберите один ответ:

a. Неощутимым;

b. Болезненным.

c. Смертельным;

d. Пороговым;

Правильный ответ: Смертельным.


Вопрос 27

Разряд зрительной работы определяется:

Выберите один ответ:

a. Временем работы;

b. Уровнем освещенности рабочего места;

c. Размером объекта различения;

d. Напряжением зрительного аппарата.

Правильный ответ: Размером объекта различения.


Вопрос 28

Условия воздушной среды, которые обуславливают оптимальный обмен веществ в организме человека, и при которых отсутствуют неприятные ощущения и напряженность системы терморегуляции, называют:

Выберите один ответ:

a. Оптимальные;

b. Вредные;

c. Допустимые;

d. Травмирующие.

Правильный ответ: Оптимальные.


Вопрос 29

Нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовыми инфекционными заболеваниями, которые могут привести к людским и материальным потерям – это:

Выберите один ответ:

a. Несчастный случай;

b. Аварийная ситуация.

c. Чрезвычайная ситуация (ЧС);

d. Чрезвычайное происшествие;

Правильный ответ: Чрезвычайная ситуация (ЧС).


Вопрос 30

Мероприятия по удалению из окружающей среды токсичных веществ – это:

Выберите один ответ:

a. Дегазация;

b. Дезактивация;

c. Дератизация;

d. Дезинфекция

Правильный ответ: Дегазация .


Вопрос 31

Мероприятия по уничтожению нежелательных грызунов на определенной территории – это:

Выберите один ответ:

a. Дезактивация.

b. Дезинфекция;

c. Дезинсекция;

d. Дератизация;

Правильный ответ: Дератизация .


Вопрос 32

Во время ликвидации последствий ЧС при одновременном загрязнении среды химическими и радиоактивными веществами в первую очередь осуществляется:

Выберите один ответ:

a. Дератизация.

b. Дезактивация;

c. Дегазация;

d. Дезинфекция;

Правильный ответ: Дегазация.


Вопрос 33

Внутреннее облучение организма связано:

Выберите один или несколько ответов:

a. С вдыханием радиоактивных веществ, содержащихся в воздухе;

b. С проникновением радиоактивных веществ через кожу;

c. С употреблением зараженных продуктов питания и воды.

Правильный ответ: С вдыханием радиоактивных веществ, содержащихся в воздухе, С употреблением зараженных продуктов питания и воды.


Вопрос 34

К поражающим факторам пожара относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. Обрушение конструкций;

b. Высокая температура;

Правильный ответ: Высокая температура, Обрушение конструкций.


Вопрос 35

Вода как огнетушащее вещество не используется при тушении:

Выберите один ответ:

a. Деревянных построек

b. Нефтепродуктов

Правильный ответ: Нефтепродуктов.


Вопрос 36

Система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда – это:

Выберите один ответ:

a. Сертификация рабочих мест.

b. Паспортизация рабочих мест;

c. Лицензирование рабочих мест;

d. Аттестация рабочих мест;

Правильный ответ: Аттестация рабочих мест.


Вопрос 37

Вероятность реализации опасной ситуации – это

Выберите один ответ:

a. Аварийная ситуация.

d. Идентификация опасности;

Правильный ответ: Риск.


Вопрос 38

Документ, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях – это:

Выберите один ответ:

a. Технический паспорт;

b. Декларация промышленной безопасности;

c. Лицензия на деятельность;

d. Экологический паспорт;

Правильный ответ: Декларация промышленной безопасности.


Вопрос 39

Процедура установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта – это:

Выберите один ответ:

a. Экологическая экспертиза;

b. Экологическая паспортизация;

c. Экологический мониторинг.

d. Экологическая сертификация;

Правильный ответ: Экологическая экспертиза.


Вопрос 40

Определение ЧС и критерии ЧС определены:

Выберите один ответ:

a. ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

c. ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 2002 года.

d. ФЗ №174 «Об экологической экспертизе» от 1995 года.

Правильный ответ: ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .


Вопрос 41

Участки биосферы, измененные влиянием технических средств человека:

Выберите один ответ:

a. Техносфера;

b. Ноосфера;

c. Литосфера.

d. Стратосфера;

Правильный ответ: Техносфера


Вопрос 42

Озоновый слой, локализованный в стратосфере, защищает планету:

Выберите один ответ:

a. От космических тел;

b. От избыточного количества излучения оптического диапазона;

c. От космической пыли.

d. От жесткого ультрафиолетового излучения;

Правильный ответ: От жесткого ультрафиолетового излучения


Вопрос 43

Деятельность МАГАТЭ должна обеспечивать:

Выберите один ответ:

a. Химическую безопасность на международном уровне;

b. Охрану труда на всех уровнях.

c. Биологическую

безопасность на национальном уровне;

d. Радиационную безопасность на международном уровне;

Правильный ответ: Радиационную безопасность на международном уровне


Вопрос 44

Здоровье это:

Выберите один ответ:

a. Отсутствие у организма физических недостатков;

b. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия;

c. Соблюдение правил здорового образа жизни;

d. Возможность заниматься умственным и физическим трудом.

Правильный ответ: Состояние полного физического, духовного и социального благополучия


Вопрос 45

Здоровье человека зависит:

Выберите один или несколько ответов:

a. От типа мировоззрения;

b. От экологических факторов.

c. От генетической информации, получаемой по наследству;

d. От образа жизни;

Правильный ответ: От генетической информации, получаемой по наследству, От образа жизни, От типа мировоззрения, От экологических факторов


Вопрос 46

Признаки сотрясения головного мозга:

Выберите один ответ:

a. Психическое расстройство.

b. Увеличение лимфатических узлов;

c. Усиленное потоотделение;

d. Головная боль и однократная рвота;

Правильный ответ: Головная боль и однократная рвота


Вопрос 47

При повреждении внутренних органов возникает:

Выберите один ответ:

a. Капиллярное кровотечение;

b. Артериальное кровотечение;

c. Смешанное кровотечение.

d. Паренхиматозное кровотечение;

Правильный ответ: Паренхиматозное кровотечение


Вопрос 48

Терроризм – это опасное явление:

Выберите один ответ:

a. Природного характера;

b. Техногенного характера.

c. Социального характера;

Правильный ответ: Социального характера


Вопрос 49

При попадании на кожу концентрированной кислоты запрещено:

Выберите один ответ:

a. Вытирать кожу;

b. Обработать ожог слабым щелочным раствором.

c. Промывать ожог водой;

Правильный ответ: Вытирать кожу


Вопрос 50

Основной причиной увеличения числа суицидов в современном обществе является:

Выберите один ответ:

a. Пьянство.

b. Отказ от веры в Бога и основанной на вероисповедании религии.

c. Курение.

d. Рост заболеваемости.

Правильный ответ: Отказ от веры в Бога и основанной на вероисповедании религии

Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

Жизнедеятельность - это биологический процесс, происходящий в организме человека, обеспечивающий его жизнь, работоспособность и сохранение здоровья. Под здоровьем понимают условия физического, психического и социального благополучия человека. Обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность, которая представляет собой процесс создания человеком условий для своего существования посредством преобразования природной и социальной реальности. Формы деятельности человека охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы.

Деятельность - это все процессы жизнеобеспечения человека в быту, все формы труда, передвижение человека, игры детей, спорт, учеба, военные действия и др.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды (рис. 1.1), которое может быть как полезным, так и вредным для него.

Рис. 1.1. Модель процесса деятельности человека

Под окружающей средой понимается природная, техногенная, бытовая и социальная сферы, под влиянием которых постоянно находится человек. Человечество по мере развития расширяло область своего обитания. Занимая наиболее благоприятные для жизни районы Земли в древние времена, человек с помощью технических средств осваивал биосферу Земли и стал проникать в околоземное и космическое пространство.

Для функционирования человека как живого организма необходимо наличие следующих факторов жизнеобеспечения: атмосферного воздуха, солнечного излучения, воды, пищи (растительный и животный мир Земли). К природным факторам среды обитания, действующим на человека, относятся также климатические условия, магнитные поля, радиоактивные излучения.

При действии различных природных факторов человек адаптируется к условиям среды. Однако в случае их действия с интенсивностью, превышающей адаптационные возможности организма человека, может возникнуть опасность для его здоровья и жизни.

Таким образом, природные компоненты окружающей среды, обеспечивая жизнедеятельность человека, могут оказывать на него как благоприятное, так и негативное воздействие.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации (ЧС), которые могут возникать в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды. В природной сфере - это стихийные бедствия; в атмосфере - ураганы, бури, смерчи, циклоны, разряды атмосферного электричества; в гидросфере - штормы, наводнения; в литосфере - землетрясения, сели, оползни, лавины.

В результате деятельности человека природа испытывает антропогенное воздействие, которое при неразумном природопользовании является не только негативным для природной сферы (экологические катастрофы), но и оборачивается отрицательной стороной для человека, так как при этом ухудшаются факторы жизнеобеспечения и возможно воздействие на человека вредных и ядовитых веществ.

Стремление человеческого общества обеспечить свою жизнедеятельность и создать комфортные условия жизни ведет к широкому развитию производства и созданию новых технических средств. Однако при этом возрастает количество опасностей и увеличивается вероятность их действия. Техногенная сфера является объектом повышенной опасности для человека еще и потому, что в технических системах невозможно обеспечить 100% надежность и устойчивость их работы, а эго ведет к возникновению техногенных аварий и катастроф.

Бóльшую опасность для человека представляют социальные конфликты криминогенного характера, а также национальные, политические и межгосударственные конфликты, которые разрешаются с применением современных средств поражения.

Кроме окружающей среды опасность для человека представляет внутренняя среда организма, а также и собственно сам человек, безопасность которого в значительной степени зависит от его образования, культуры, обученности, тренированности, психологического статуса и психического состояния.

На протяжении своего развития человеческое общество постоянно занимается своей безопасностью.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) человека - это система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоровье, и разрабатывающая методы и средства безопасности.

Страница 2 из 4

1.2. Концепция обеспечения безопасности

Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.
В системе «человек - среда обитания - машина» происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.
Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.
Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона.
Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.
Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.
Безопасность - это цель, а БЖД - это средства, пути и методы ее достижения.
Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.
БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
- идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности;
- защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
- ликвидация возможных опасностей (исходя из концепции остаточного риска).
Цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.
БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
- научные (математические модели в системах «человек- машина»; среда обитания-человек-опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.);
- практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования). Принципы БЖД:
- ориентирующитй (общее направление поиска);
- организующий (организация рабочего дня);
- управленческий (контроль над соблюдением норм, ответственность);
- технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств). К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.
К управленческим принципам - стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.
К организационным принципам - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты временем (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).
К техническим принципам - принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности:
- принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов);
- принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация;
- принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.). Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Методы обеспечения БЖД:
А-методы - разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиадвигателей);
Б-методы - нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий;
В-методы - приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
Г-методы - комбинирование А,Б,В методов.
Средства обеспечения БЖД:
- средства коллективной защиты (СКЗ);
- средства индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
СИЗ - в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.) применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.
Аксиомы БЖД:
- всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна; -для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности;
- все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском;
- остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу;
- безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
- экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
- допустимые значения негативных техногенных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применением систем экобиозащиты (экобиозащитной техники);
- системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы;
- безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики, можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека.
При анализе технических систем широко используется понятие надежности.
Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением. Это свойство определяет эффективность функционирования технической системы во времени через свои показатели. Являясь комплексным свойством, надежность объекта (в зависимости от его назначения и условий эксплуатации) оценивается через показатели частных свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности - в отдельности или определенном сочетании.
При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска. Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - частота реализации опасностей. Количественная оценка риска - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Методика изучения риска
Изучение риска проводится в три стадии. Первая стадия: предварительный анализ опасности.
Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ (факторы мгновенного действия). Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:
- выявление источников опасности (например, возможность утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т. д.);
- определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.).
Средствами к достижению понимания опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных процессов, условий возгораемости и т.д.
Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды. Например, нерационально в деталях изучать параметры риска, связанного с разрушением механизма или устройства в результате авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту от таких редких явлений при анализе ядерных электростанций, т.к. это влечет за собой большое количество жертв. Поэтому необходим следующий шаг.
Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он включать детальное изучение риска в результате диверсий, войны, ошибок людей, поражения молнией, землетрясений и т.д.).
Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
Опасности, после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
1 класс - пренебрежимые эффекты;
2 класс - граничные эффекты;
3 класс - критические ситуации;
4 класс - катастрофические последствия.
В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности. Возможные решения, которые следует рассмотреть, представляются в виде алгоритма, называемого деревом решений для анализа опасностей.
После этого можно принять необходимые решения по внесению исправлений в проект в целом или изменить конструкцию оборудования, изменить цели и функции и внести нештатные действия с использованием предохранительных и предупредительных устройств.
Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;
класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;
класс 3 - критический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;
класс 4 - катастрофический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала. Рекомендуемые защитные меры для исключения или ограничения выявленных опасных состояний и (или) потенциальных аварий должны включать требования к элементам конструкции, введение защитных приспособлений, изменение конструкций, введение специальных процедур и инструкций для персонала.
Следует регистрировать введенные превентивные мероприятия и следить за составом остальных действующих превентивных мероприятий.
Таким образом, предварительный анализ опасности представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей, и выполняется на начальном этапе разработки системы.

Правильные ответы отмечены +

1. Как называется наружная оболочка земли?

А) биосфера+

Б) гидросфера

В) атмосфера

Г) литосфера

2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

А) ноосфера

Б) техносфера+

В) атмосфера

Г) гидросфера

3. Целью БЖД является?

А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами+

В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

4. Что такое ноосфера?

А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека

Б) верхняя твёрдая оболочка земли

В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек+

Г) наружная оболочка земли

5. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

А) гидросфера

Б) литосфера

В) техносфера

Г) атмосфера+

6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:

А) солнечная радиация+

Б) метеориты

В) гамма-излучение

Г) солнечная энергия

7. Сколько функций БЖД существует?

8. Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?

А) жизнедеятельность

Б) деятельность+

В) безопасность

Г) опасность

9. Безопасность – это?

А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности+

Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития

В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека

10. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

А) опасность

Б) жизнедеятельность

В) безопасность

Г) деятельность+

11. Какие опасности относятся к техногенным?

А) наводнение

Б) производственные аварии в больших масштабах+

В) загрязнение воздуха

Г) природные катаклизмы

12. Какие опасности классифицируются по происхождению?

А) антропогенные+

Б) импульсивные

В) кумулятивные

Г) биологические

13. По времени действия негативные последствия опасности бывают?

А) смешанные

Б) импульсивные+

В) техногенные

Г) экологические

14. К экономическим опасностям относятся?

А) природные катаклизмы

Б) наводнения

В) производственные аварии

Г) загрязнение среды обитания+

15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:

А) биологические+

Б) природные

В) антропогенные

Г) экономические

16. Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?

А) опасное состояние

Б) допустимое состояние

В) чрезвычайно – опасное состояние

Г) комфортное состояние+

17. Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?

18. Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

А) опасное состояние

Б) чрезвычайно опасное состояние+

В) комфортное состояние

Г) допустимое состояние

19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?

20. Какое желаемое состояние объектов защиты?

А) безопасное+

Б) допустимое

В) комфортное

Г) опасное

21. Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?

А) индивидуальный риск

Б) социальный риск

В) допустимый риск+

Г) безопасность

22. Гомеостаз обеспечивается:

А) гормональными механизмами

Б) нейрогуморальными механизмами

В) барьерными и выделительными механизмами

Г) всеми механизмами перечисленными выше+

23. Анализаторы – это?

А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов+

Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

Г) величина функциональных возможностей человека

24. К наружным анализаторам относятся:

А) зрение+

Б) давление

В) специальные анализаторы

Г) слуховые анализаторы+

25. К внутренним анализаторам относятся:

А) специальные+

Б) обонятельные

В) болевой

Г) зрение

26. Рецептор специальных анализаторов:

Г) внутренние органы+

27. Рецепторы анализатора давления:

А) внутренние органы

28. Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?

29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:

А) слухового

Б) специального

В) зрения+

Г) температурного

30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:

А) до 20% информации

Б) до 10% информации+

В) до 50% информации

Г) до 30% информации

31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:

А) анализатора зрения

Б) анализатора обоняния

В) болевого анализатора

Г) анализатора слуха+

32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:

А) специальному анализатору

Б) анализатору зрения+

В) анализатору слуха

Г) анализатору обонянию

33. Анализатор обоняния предназначен:

А) для восприятия человеком любых запахов+

Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука

В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время

Г) контрастная чувствительность

34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:

35. Сколько групп реализует психическая деятельность человека?

36. Что относиться к психическому раздражению?

А) рассеянность, резкость, воображение

Б) грубость, мышление, резкость

В) мышление, грубость, воображение

Г) рассеянность, резкость, грубость+

37. К психическим процессам относятся:

А) память и воображение, моральные качества

Б) характер, темперамент, память

В) память, воображение, мышление+

Г) резкость, грубость, рассеянность

38. К психическим свойствам личности относятся:

А) характер, темперамент, моральные качества+

Б) память, воображение, мышление

В) рассеянность, резкость, грубость

Г) характер, память, мышление

39. При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?

А) сексуальные потребности

Б) материально-энергетические+

В) социально-психические

Г) экономические

40. Пространственный комфорт – это?

А) потребность в пище, кислороде, воде

Б) потребность в общении, семье

В) необходимость в пространственном помещении+

Г) достигается за счёт температуры и влажности помещения

41. Что обеспечивает защищённость человека от стресса?

А) пространственный комфорт+

Б) тепловой комфорт

В) социально-психические потребности

Г) экономические потребности

42. Необходимость в пространственном минимуме:

43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:

А) комфорт+

Б) среда жизнедеятельности

В) допустимые условия

Г) тепловой комфорт

44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомств о?

А) деятельность

Б) жизнедеятельность

В) безопасность

Г) среда жизнедеятельности+

45. Работоспособность характеризуется:

А) количеством выполнения работы

Б) количеством выполняемой работы

В) количеством и качеством выполняемой работы

Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время+

46. Сколько фаз работоспособности существует?

47. Первая фаза работоспособности:

А) высокой работоспособности

Б) утомление

В) врабатывания+

Г) средней работоспособности

48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:

49. Какой фазы работоспособности не существует?

А) утомление

Б) высокой работоспособности

В) средней работоспособности+

Г) врабатывание

50. Продолжительность фазы врабатывания:

51. Переохлаждение организма может быть вызвано:

А) повышения температуры

Б) понижением влажности

В) при уменьшении теплоотдачи

Г) при понижении температуры и увеличении влажности+

52. К биологическим источником загрязнения гидросферы относятся:

А) органические микроорганизмы, вызывающие брожение воды+

Б) микроорганизмы, изменяющие химический состав воды

В) микроорганизмы, изменяющие прозрачность воды

Г) пыль, дым, газы

53. К химическим источникам загрязнения гидросферы относятся:

А) предприятия пищевой, медико-биологической промышленности

Б) нефтепродукты, тяжелые металлы+

В) сброс из выработок, шахт, карьеров

Г) пыль, дым, газы

54. Сбросы из выработок, шахт, карьеров, смывы с гор:

А) изменяют прозрачность воды+

Б) изменяют химический состав воды

В) вызывают брожения воды

Г) относятся к антропогенным загрязнениям

55. Какие предприятия наиболее опасны при загрязнении почвенного покрова?

А) предприятия пищевой промышленности

Б) предприятия медико-биологической промышленности

В) предприятия цветной и чёрной металлургии+

Г) предприятия бумажной промышленности

56. Радиус загрязнения предприятий цветной и чёрной металлургии:

А) до 50 км.+

Б) до 100 км.

В) до 10 км.

Г) до 30 км.

57.Радиус загрязнения выбросов мусоросжигающих заводов и выбросов ТЭУ:

А) до 50 км.

Б) до 5 км.+

В) до 100 км.

Г) до 20 км.

58. Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?

А) землетрясение+

Б) оползни

В) ураган

59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:

60. Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?

61. При скольких баллах землетрясения появляется трещины в земле поре до 10 см. большие горные обвалы?

62. При землетрясении в 11 баллов наблюдается:

А) трещины в грунте

Б) горные обвалы

В) катастрофа, повсеместные разрушений зданий изменяется уровень грунтовых вод+

Г) трещины в земной коре до 1 метра

63. Смещение вниз под действием силы тяжести больших грунтовых масс, которые формируют склоны, реки, горы, озёра – это?

А) оползни+

Б) землетрясения

В) схождения снежных лавин

64. Оползни могут привести и:

А) появление трещин в грунте

Б) горным обвалом

В) изменению уровня грунтовых вод

Г) повреждение трубопроводов, линий электропередач+

65. К опасностям литосфере относятся:

А) ураган

В) землетрясение+

Г) наводнение

66. Ураган относится к опасностям в:

А) литосфере

Б) атмосфере+

В) не относится к опасностям

Г) гидросфере

67. Циклон, в центре котором очень низкое давление, а ветер имеет большую скорость и разрушающую силу – это:

А) ураган+

Б) схождение снежных лавин

Г) оползни

68. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы урагана?

69. При скольких баллах ураган не предоставляет особой опасности?

70. Ураган в 7 баллов характеризуется:

А) необычайно сильный, ветер ломает толстые деревья

Б) очень сильный, людям тяжело двигаться против ветра+

В) шторм, ветер сносит лёгкие строения

Г) сильный шторм, ветер валит крепкие дома

71. Что относится к опасностям в гидросфере?

А) сильные заносы и метели

Б) наводнения+

В) схождения снежных лавин

Г) оползни

72. При наших опасностях человек теряет возможность ориентироваться, теряет видимость?

А) ураган

Б) землетрясение

В) снежные заносы и метели+

Г) оползни

73. Выберите верное утверждение:

А) шторм, ветер сносит лёгкие строения – землетрясение в 7 баллов

Б) необычайно сильный, ветер ломает толстые стволы – ураган в 10 баллов

В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов

Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов+

74. Область пониженного давления в атмосфере – это:

А) Циклон

Б) Антициклон

В) Торнадо

75. Выходить из зоны химического заражения следует:

А) По направлению ветра

Б) Навстречу потоку ветра

В) Перпендикулярно направлению ветра

76. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

77. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

А) уровнем загрязнения на рабочем месте

Б) количеством рисков потенциальной опасности

В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Когда возникла наука БЖД?

Безопасность – это


а) оперативная сигнализация

б) визуальная сигнализация

в) аварийная сигнализация

Подержание нормальных метеорологических условий в помещении – это

а) отопление б) контроль в) аэрация

Происшествие, связанное со стихийными явлениями, повлекшее за собой гибель людей

а) стихийное бедствие б) авария в) катастрофа

7. Комплекс мероприятий по организационному выводу населения из зоны ЧС:

а) рассредоточение

б) размещение населения

в) эвакуация

8. Территория, в пределах которой распространены или привнесены опасные химические вещества:

а) чрезвычайная ситуация

б) зона заражения

в) санитарно-защитная зона

9. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы в значительных размерах:

а) катастрофа

б) эпифитотия

в) эпидемия

Выходить из зоны химического заражения следует

а) навстречу потоку ветра

б) по направлению ветра

в) перпендикулярно направлению ветра

Какие опасности относятся к техногенным?

а) наводнение

б) производственные аварии в больших масштабах

в) загрязнение воздуха

г) природные катаклизмы

12. Известно, что огонь возникает, если имеются сразу три условия - так называемый "треугольник огня". Укажите эти три условия.



а) наличие горючего материала;

б) источник тепла;

в) источник воды;

г) наличие кислорода в окружающей среде.

На вас загорелась одежда. Укажите правильные действия.

а) начинайте кричать и бегать, привлекая к себе внимание;

б) быстро снимите горящую одежду;

в) падайте на землю и катайтесь, пытаясь сбить пламя;

г) ничего не делайте, ждите когда вам помогут;

д) прыгайте в воду или в снежный сугроб.

Укажите техногенные факторы, оказывающие неблагоприятные действия на окружающую среду.

а) Снег, дождь

б) Ураганы, штормы

в) Аварии, катастрофы

г) Загрязнение воды, почвы, воздуха

д) Военные конфликты

е) Национальные противоречия

ж) Религиозные проблемы

з) Стрессы от общения с людьми

и) Радиационное заражение местности

к) Наводнения, землетрясения

15. От чего защищают противогаз и ватно-марлевая повязка в зоне радиоактивного заражения:

а) от радиационных ожогов кожи лица

б) от облучения

в) попадания в организм радиоактивной пыли путём вдыхания

Вариант 2 (Буквы фамилии от К до Я)

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы:

1. Что такое индивидуальный и социальный риск? Дайте определение понятию «опасность».

2. Какие ЧС угрожают человеку из космоса? Приведите примеры.

Задание 2.Ответьте на тестовые задания, выбрав правильный вариант ответа с пояснением.

Целью БЖД является

а) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами

в) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

Разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития – это

а) жизнедеятельность б) опасность в) деятельность г) безопасность



Тест 2 по курсу: «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант 1 (Буквы фамилии от А до И)

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы:

1.Что такое «чрезвычайная ситуация»? Назовите основные признаки классификации ЧС.

2. Каковы причины возникновения ЧС? Какие аварии относятся к ЧС, сопровождающимися выбросом опасных вредных веществ в окружающую среду?

Задание 2.Ответьте на тестовые задания, выбрав правильный вариант ответа с пояснением.

Когда возникла наука БЖД?

а) 30-е годы 20-го века б) 70-е годы 20-го века в) в 21 веке

Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

а) опасность б) жизнедеятельность в) безопасность г) деятельность

Безопасность – это

а) состояние деятельности, при которой с определённой долей вероятности исключается проявление опасности

б) разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития

в) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести вред здоровью человека

4. Предупреждает о возникновении аварийной ситуации и о необходимости выполнения противоаварийных мероприятий:
а) оперативная сигнализация

б) визуальная сигнализация

в) аварийная сигнализация



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ