Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

2. Правовое положение основных групп населении по Сали­ческой правде.

3. Правовое регулирование имущественных отношений по Са­лической правде.

4. Преступления и наказания по Салической правде.

5. Суд и судебный процесс по Салической правде.

Первый вопрос

Оригинальный текст Салической правды был написан на языке "вульгарной", или уп­рощенной, латыни. Отсюда и латинское название этого правового памятника - Lex Salica. Термином Lex обозначался в Древнем Риме времен Республики закон. В эпоху Раннего Средневековья этим термином обозначали иногда римское право в целом, но чаще всего под ним понимали обычное право племен, селившихся на территориях бывшей Западной Римской империи. В данном случае Lex Salica - это обычное салическое праве), обычно-правовые нормы салических франков, признанные государственной властью и применяемые соответственно при раз­решении тех или иных споров.

Название рассматриваемого сборника - "Lex Salica" - дает основание считать, что воплощенное в нем право было племен­ным, то есть отличалось персональным характером действия. Однако содержание Салической правды показывает, что нор­мы ее распространялись не только на салических франков, но и на проживавших среди них представителей других герман­ских племен и даже на римлян (см., например, § 2 титула XIV и § 1 титула XLI).

В первом прологе к рассматриваемому юридическому сбор­нику сообщается, что Lex Salica был продиктован знатными людьми из франков, которые "тогда были его правителями. Выб­рали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагас-та, Салегаста и Видогаста в местах, называемых Сальхаме, Бо-дохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тща­тельно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже". По мнению иссле­дователей, имена составителей Салической правды мифичны. В этом нет ничего удивительного - представление того или иного юридического сборника в качестве творения какого-либо мифического правителя было распространенным явлением в эпохи Древности и Раннего Средневековья.

Содержание второго пролога дает основание полагать, что Салическая правда представляла собой договор между наро­дом и вождями. "Было угодно франкам и установлено между ними и их вождями, - говорится здесь, - отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные поводы к спо­рам, и так как они превосходили все окружающие народы ру­кою храбрости, то соответственно этому превзойти их и авто­ритетом закона, чтобы сообразно качеству проступков прини­мались и судебные решения".

Первоначальный вариант Салической правды был состав­лен в конце V - начале VI века. Дошедший же до нас текст является более поздним вариантом указанного сборника. Ученые датируют рукописи, содержащие его, VIII-IX веками. Этот ва­риант в какой-то степени отличается от первоначального. В пер­вом прологе к Салической правде сообщается о том, что король франков Хлодвиг после принятия христианства исправил в Салической правде то, что оказалось ему неприемлемым, и при­дал ее тексту большую ясность. Такие же исправления вносил и в текст данного юридического сборника и другие франкские короли - Хильберт и Хлотарь. В первом эпилоге к Салической правде говорится о том, что "первый король франков постано­вил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление - с 63-го титула до 78-го. А король Хильдель-Гюрт, долгое время спустя, размышлял, что ему надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавле­ния с 78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хло-тарю в письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью при­нявши эти титулы от старшего своего брата, потом вместе с людьми королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-й. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохра­нялось незыблемо, как и ранее установленное".

Какие выводы можно сделать из приведенных слов эпило­га к Салической правде?

Приступая к анализу текста Салической правды, следует прежде всего обратить внимание на характер изложенных здесь норм. Что в этих нормах служит явным свидетельством их про­исхождения из обычая? Какие свойства юридического мышле­ния выражает содержание рассматриваемого правового памят­ника? В чем проявляются символизм и казуистичность этого мышления?

Право любого общества всегда в той или иной мере отра­жает его характер, особенности его организации, повседневную жизнь людей. Обычное право делает это в наиболее адекватной степени. Какими чертами можно охарактеризовать общество, в котором действовали нормы Салической правды? Что можно сказать о его экономической жизни? Как организована власть в этом обществе? Какие властные институты функционируют в

его рамках?

Современные исследователи общественного строя франков конца V - начала VI века согласны в том, что франки жили общинами. На это указывают многие факты. Следы общинной организации можно обнаружить и в тексте Салической правды. Особый интерес в связи с этим представляет титул XLV дан­ного сборника, в котором говорится о переселенце (migrans). Пер­вый параграф этого титула гласит: "Если кто захочет пересе­литься на виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хотя один, кото­рый воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться". В соответствии с дополнением к § 2 тот, кто при­гласит мигранта "переселиться в чужую виллу без предвари­тельного соглашения, присуждается к уплате 1 800 ден., что составляет 45 сол.". § 3 указанного титула устанавливал следу­ющее правило: "Если переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи". Словосочетание "и дру­гие соседи" ряд исследователей считает признаком существо­вания у франков территориальной соседской общины.

Рассматривая нормы приведенного титула, следует обра­тить внимание также на правило, изложенное в § 4 титула XIV Салической правды.

С точки зрения А. И. Неусыхина, Салическая правда зафик­сировала зарождающуюся общину-марку. По мнению А. Я. Гуревича, "община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления". Титул XLV Салической правды не содержит "никаких указаний на существование об­щинного самоуправления" 2 .

Какие аргументы можно привести в пользу упомянутых точек зрения?

Общая характеристика любого правового памятника пред­полагает также оценку свойственной ему юридической техни­ки, уровня организации правового материала. Можно ли гово­рить применительно к Салической правде о юридических поня­тиях, о какой-либо системе изложения правовых норм, об от­раслях права - гражданском или уголовном праве?

Содержание Салической правды показывает, что данный сборник был предназначен для урегулирования наиболее острых конфликтов, возникавших во франкском обществе. Поэто­му в нем говорилось преимущественно о наказаниях за причи­нение вреда личности и имуществу индивидов, а также о судо­производстве. Регламентации имущественных отношений уде­ляется в Салической правде сравнительно мало внимания. Еще меньше места отводится здесь нормам брачно-семейного права. Однако текст рассматриваемого правового памятника все же дает определенное представление о характере брачно-семейных от­ношений, присущих франкскому обществу конца V - начала VI века. Например, содержание титула XIII свидетельствует о том, что у франков существовала в данное время такая форма заключения брака, как умыкание невесты; что за девушку, взя­тую в жены, уплачивался выкуп; что при вступлении в брак с рабыней свободный мужчина лишался свободы, и то же самое происходило со свободной женщиной, отдавшей себя рабу.

Второй вопрос. Приступая к рассмотрению данного вопро­са, следует в первую очередь определить, о каких группах населения идет речь в Салической правде. Ка­кие факторы определяют в этом правовом памятнике деление населения на различные группы и соответственно различия в их правовом статусе?

Текст Салической правды не отражает социальной струк­туры франкского общества во всем ее объеме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне неболь­ших франкских поселений, объединенных в общины. Саличес­кая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней нормы, закрепляющие правовое положение отдель­ных должностных лиц королевского управления. Но здесь от­сутствуют нормы, регламентирующие правовой статус предста­вителей высшего слоя франкского общества - франкской зна­ти. Между тем о существовании среди франков такой социаль­ной группы прямо говорится в первом прологе к Салической правде. Титул XXIV данного правового сборника содержит упо­минания о длинноволосом мальчике. Как известно, длинные во­лосы были у франков эпохи Меровингов признаком принадлеж­ности к знатному роду. Григорий Турский - автор хроники "Ис­тория франков", созданной во второй половине VI века, опира­ясь на сведения из сочинений живших до него историографов, писал о том, как франки "избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов" 1 . Длинные волосы, спускавшиеся на плечи, носили у франков только чле­ны королевского рода Меровингов - рядовые же франки дол­жны были носить обрезанные, короткие волосы.

Тем не менее, Салическая правда показывает достаточно сложное по своему составу общество, в среде которого имеются значительные различия индивидов в правовом статусе, - обще­ство, где существует строго определенная социальная иерархия. По каким признакам можно определить место той или иной груп­пы населения в общественной иерархии? Какая социальная груп­па обладает самым высоким правовым статусом по Салической правде? Какие факторы определяют этот статус? Какие кате­гории должностных лиц государственного управления упомина­ются в тексте рассматриваемого правового памятника? Каков правовой статус этих лиц?

Какими чертами характеризуется правовой статус свобод­ного франка? Каково правовое положение франкских женщин и детей?

Особую категорию франкского общества составляли рабы. О рабах говорят многие статьи Салической правды (см. титул X, § 1; XII, 1-2; XXV, 3-6; XXXV, 1-5; XXXIX, 1; XL и др.). Ка­кие выводы о правовом статусе рабов можно сделать на осно­вании этих статей?

В тексте Салической правды можно встретить упоминания и о такой категории зависимого населения, как литы. Каков пра­вовой статус литов? Чем он отличается от правового статуса рабов?

В титулах XIV, XXXII, XLI Салической правды идет речь о римлянах? Каково правовое положение данной категории на­селения? Чем оно отличается от правового статуса свободного франка?

Третий вопрос. Значительная часть норм Салической прав­ды посвящена защите того или иного иму­щества - преимущественно домашнего скота, но также и зе­мельных участков (см., например, титулы II, III-VII, XXXIV и др.). Все они свидетельствуют о том, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились представления и о праве владения, и о праве собственности, хотя при этом отсутствовали специальные тер­мины для обозначения указанных правовых институтов. Вмес­то них использовались бытовые термины - чаще всего просто определения "свой" или "чужой".

Следует обратить особое внимание на титулы LIX и XLVI Салической правды. Какие выводы можно сделать из § 5 титула LIX? В чем смысл процедуры передачи имущества, описан­ной в титуле XLVI?

Название данного титула -- "De acfatmire" (в самой ран­ней из сохранившихся рукописей Салической правды) или -"De affatomiae" (в рукописях VIII в.) - переведено на русский язык словами "О передаче имущества". Но из его содержания очевидно, что в нем идет речь не просто о передаче имущества, а о передаче имущества по наследству.

При рассмотрении процедуры, описанной в титуле XLVI, необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен 1 , отсутствовала в то время в наслед­ственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог за­вещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество пере­ходило к его соседям. О том, что именно соседи получали имуще­ство умершего в случае отсутствия у него наследников по нор­мам обычного права, косвенным образом свидетельствует содер­жание одного из эдиктов короля Хильперика (561-584). "Рав­ным образом соизволили и постановили, - говорится в нем, -чтобы если кто, имея соседей, оставит после своей смерти сы­новей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь по­добным же образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы оставались живы. А если умрет брат, дру­гой же останется в живых, брат пусть получает земли, а не со­седи" 2 (выделено мною. - В. Т.). Процедура, описанная в титуле XLVI Салической правды, позволяла индивиду и при отсутст­вии в наследственном праве салических франков свободы заве­щания обеспечить передачу имущества после своей смерти тому, кому он желал его передать. Для этого наследодатель переда­вал право собственности на это имущество какому-либо лицу, принимавшему на себя обязательство передать его после смер­ти наследодателя тому, кого тот назначил в качестве своего на­следника. Передав посреднику право собственности на имущество, наследодатель сохранял право владения и пользования им до самой своей смерти. Таким образом, процедура, выступающая в Салической правде под названием "acfatmire" или "affatomiae", не является по своей сути передачей имущества.

Салическая правда знает два вида обязательств - обяза­тельства из деликта (правонарушения) и обязательства из до­говора.

Обязательствам, вытекающим из договора, посвящены ти­тулы L и LII рассматриваемого правового памятника. В обоих титулах речь идет о порядке взыскания долга по договору зай­ма. Студенты должны внимательно прочитать тексты указан­ных титулов и ответить на следующие вопросы:

В чем заключаются различия между двумя способами взыс­кания долга, установленными L и LII титулами Салической правды?

Почему Салическая правда предусматривает два различ­ных способа исполнения обязательства по договору займа?

Какую роль играют в процедуре взыскания долга должно­стные лица королевской администрации?

Четвертый вопрос

При рассмотрении данного вопроса следу­ет в первую очередь определить круг дея­ний, которые в Салической правде тракту­ются в качестве преступлений. На основании каких признаков то или иное деяние относится в этом сборнике к разряду пре­ступлений?

Знает ли Салическая правда понятие вины правонаруши­теля? Различаются ли в ней умышленные и неосторожные пре­ступления? Какие стадии совершения преступления и формы соучастия в преступной деятельности выделяет Салическая правда?

Самым тяжким преступлением является, согласно нормам Салической правды, убийство. Ему посвящены титулы XV, XXIV, XXXV, XXXVI, XLI, XLII, XLIII, LIV, LXII, LXIII. Какие кате­гории убийства различаются в нормах указанных титулов?

О преступлении, имеющем своим следствием нанесение че­ловеку телесных повреждений, говорится в титулах XVII и XXIX рассматриваемого правового памятника. Какие категории указанных преступлений выделяются в них?

Какие деяния квалифицируются по нормам Салической правды в качестве преступлений, направленных против чести и достоинства личности?

Из всех видов преступления, упоминаемых в тексте Сали­ческой правды, наибольшее внимание уделяется здесь краже. Ей специально посвящены семнадцать титулов данного право-вого памятника (II-VIII, X-XII, XXI-XXII, XXXIII-XXXIV, XXXVIII, XL). Какие категории кражи описываются в указан­ных титулах?

В особую разновидность преступления, которая сходна с кражей, но не совпадает с ней, выделяется похищение рабов и свободных людей. Если кража обозначается в латинском тексте Салической правды как "furtum", то похищение людей - как "plagium". Соответственно титул XXXIX, в котором говорится о данной разновидности преступления, имеет название "De plagiatoribus". На русский язык его перевели словами "О похи­тителях рабов", между тем правильнее было бы в данном слу­чае добавить к ним слова "и свободных людей". Латинский тер­мин "plagium." обозначает похищение не только рабов, но так­же и свободных людей с целью продажи в рабство. О похищении рабов говорится лишь в § 1 указанного титула, в двух других параграфах речь идет о похищении именно свободных людей.

Слова "О похищении свободных" стоят в названии титула XIII Салической правды. Однако под ними подразумеваются не кража и не похищение с целью продажи в рабство, а одна из форм брака, осуществлявшаяся посредством похищения невесты. Поэтому в латинском названии указанного титула употребляется не термин "furtum" или "plagium", а термин "raptus". Титул называется соответственно - "De rapto ingenuorum" 1 . О том, что рассматриваемый титул посвящен браку, свидетельствует и само его содержание. Здесь говорится о похищении не просто свободного человека, но свободной девушки. В § 8-10 титула XIII прямо говорится о браке, о женихе и невесте. Любопытно, что назначая сумму для выплаты за похищение свободной де­вушки, Салическая правда не настаивает на возвращении по­хищенной ее родителям или покровителю. В связи с этим воз­никает вопрос, о каком правонарушении идет речь в данном случае? Что составляет объект этого правонарушения?

Значительное внимание уделяется в Салической правде пре­ступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд по­священы первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XLVIII, XLIX, LVI, LVII. Кроме того, рассматривая преступления против правосудия, следует обратиться также к капитуляриям франкских королей, разъяс­няющим и развивающим нормы Салической правды 2 . Особенно примечательная норма содержится в § 3 Капитулярия IV (Дек-

1 Дословно: "О похищении свободнорожденных".

2 См.: Салическая правда / Перевод Я. П. Грацианского. М., 1950. С. 58, 59, 68, 69, 70, 71.

рет короля Хильдеберта). Она гласит: "Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню, такового уподоблять разбойнику". Подобная норма содержится и в декрете Хлотаря, составляющем вторую часть указанного капитулярия: "Если кто тайным обра­зом возьмет с какого-либо вора пеню за украденное, оба подле­жат наказанию как разбойники".

Приведенные нормы служат свидетельством того, что фран­кские короли начинали рассматривать преступление в качестве деяния, причиняющего вред не только частным, но и государ­ственным интересам. С другой стороны, стремление королей ут­вердить суд в качестве обязательного посредника в спорах меж­ду частными лицами можно объяснить желанием обеспечить приток финансовых средств в государственную казну.

В чем заключается смысл наказания по Салической прав­де? Какое значение ему придается? Какие разновидности нака­зания упоминаются в тексте рассматриваемого правового памят­ника?

Согласно норме, содержащейся в § 1 титула XXXV Сали­ческой правды, "если какой-нибудь раб лишит жизни раба, гос­пода пусть разделят между собой убийцу". Какое наказание рабу-убийце подразумевается в приведенной норме? Что озна­чают слова "господа пусть разделят между собой убийцу"?

Самыми распространенными видами наказания в любой "варварской правде" всегда выступают вергельд (вира, компо­зиция) и штраф. В учебниках по истории государства и права их часто смешивают между собой. Между тем штраф существен­но отличается по своей юридической природе от вергельда (виры, композиции). В чем заключается данное отличие? Содержание § 1 титула LXI Салической правды показывает, что вергельд мог сочетаться со штрафом.

Какие факторы учитываются в Салической правде при оп­ределении наказаний? Какое влияние на характер и степень наказания оказывает социальный статус правонарушителя и по­терпевшего?

Салическая правда содержит предписания и на тот слу­чай, если правонарушитель оказывался не в состоянии упла­тить виру или штраф. Что разрешалось ему делать в таком случае?

Пятый вопрос. Различным аспектам судебного процесса по­священы титулы I, XLIX, L, LI, LII, LVI,LVII Салической правды. Вместе с тем при рассмотрении дан­ного вопроса необходимо обратить внимание также на титулы XXXVII и XLVII Салической правды, регулирующие розыск­ные действия.

Салическая правда придает большое значение суду как ин­ституту разрешения конфликтов. Именно поэтому здесь закреп­ляется обязательность явки в судебное заседание как ответчи­ка, так и свидетеля. Какие меры предпринимаются против тех, кто не является по вызову в суд? Какой порядок вызова в суд предусматривает Салическая правда применительно к различ­ным обстоятельствам?

Какие виды судов упоминаются в тексте Салической прав­ды? В каких случаях дело рассматривалось в суде "перед ли­цом самого короля"?

Какие способы доказывания фактов использовались в су­дебном процессе по нормам Салической правды? В чем смысл процедуры доказывания, предусмотренной титулом LIII Сали­ческой правды?

Придавая большое значение суду, нормы Салической прав­ды вполне допускают совершение ряда процессуальных дей­ствий частным лицом - потерпевшим или истцом. Так, соглас­но § 2 и 3 титула I именно частное лицо вызывает правонару­шителя в суд. А содержание титулов XXXVII и XLVII Сали­ческой правды показывает, что потерпевший мог самолично производить даже розыскные действия. Правда, окончательное решение по делу и в этом случае принималось в результате судебного разбирательства.

Согласно правилу, установленному в титуле XXXVII Са­лической правды, тот, кто утратил вследствие кражи какое-либо животное и затем в течение 3-х суток обнаружил его у другого лица, должен был в случае, если это лицо заявит, что животное им куплено или получено в обмен, доказывать через третьих лиц, что оно - его собственность. Если же разыскива­ющий свою вещь обнаруживал ее по прошествии 3-х суток, и тот, у кого он найдет ее, заявит, что купил ее или получил в обмен, то ответчик должен был доказывать свое право на спор­ную вещь. Почему в первом случае бремя доказывания лежит на истце, а во втором - на ответчике?

Салическая правда среди варварских судебников. Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности способствовали появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд:Вестготская правда короля ЭрихаVв. (сохранилась фрагментарно);Бургундская правда короля Гундобада концаV– началаVIвв.;Салическая правда короля ХлодвигаIтого же времени. ВVII–VIIIвв. появились редакцииРипуарской ,Аламаннской иБаварской правд . ВVIII– началеIXвв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают текстыФризской , Тюрингской и Саксонской правд . Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.

В использовании правд в раннее время действовал принцип персональности права . Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался ужетерриториальный принцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.

«Салический закон» (LexSalica– историческое название Салической правды) стоит в ряду самых ранних варварских судебников. Поэтому от поздних правд его отличает архаизм применяемых институтов. В отличие же от современных правд, Вестготской и Бургундской, германское право в нем было представлено в наиболее чистом виде. На римское влияние в Салической правде указывают лишь искаженная варварами латынь, на которой был написан текст памятника, и принятый римский денежный счет на золотые солиды и серебряные денарии. Текст судебника поделен на титулы (главы), в самых ранних рукописях их насчитывается 65 (в более поздних их число доходит до 99). Титулы, в свою очередь, делятся на параграфы, иногда с прибавлениями.

Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений. Институт частной собственности на землю в эпоху Салической правды еще не был развит. Упоминаемый в ее тексте терминаллод указывал только на имущество, передаваемое по наследству (тит. LIX.Dealodis). Правда не говорит о каких-либо сделках, совершаемых с землей. Земля станет предметом купли-продажи лишь позднее: об этом будет сказано в Рипуарской правде, изданной столетие спустя. Во времена Салической правды в собственности семей были дома и приусадебные участки, а пахотная земля находилась в общинной собственности, но в пользовании отдельных семей. Наделы могли переходить по наследству, но право распоряжения ими сохранялось за общиной. На движимые вещи уже вполне развилось право частной собственности. Салическая правда подробно устанавливает штрафы за кражу того или иного имущества, в особенности домашних животных. Кража раба приравнивалась к краже коня (штраф в размере 30 солидов в обоих случаях).

Договорное право у франков также не было развито. Салическая правда упоминает такие виды сделок, как купля-продажа, заем, ссуда, поклажа, наем, мена, дарение. Для совершения сделки достаточно было простой передачи вещи при свидетелях (публично). При неисполнении обязательства должник не нес личной ответственности, но отвечал своим имуществом. В случае неуплаты долга в срок на должника налагался штраф в размере 15 солидов. При отказе выплатить долг кредитор имел право обратиться в суд к тунгину и затем троекратно требовать выплаты долга с должника. В случае злостного неплатежа прибегали к насильственному изъятию имущества в доме должника. Его осуществляли граф с семью рахинбургами (выборными судьями). Из имущества неплательщика изымалось ровно то количество, которое соответствовало сумме долга, но кредитор получал лишь 2 / 3 изъятого, остальное забирал граф в качествефритуса (fritus– штраф или часть штрафа, шедшая в королевскую казну).

Брак у франков с древнего времени носил характер покупки невесты. Родители не должны были принуждать своих детей к заключению брака, но и без их согласия его нельзя было составить. Можно было обойти это согласие, похитив невесту, но Салическая правда такой способ заключения брака уже отвергает: виновные в похищении должны были уплатить по 30 солидов штрафа (тит. XIII, § 1). Препятствием к заключению брака было близкое родство и несвободное состояние лица. Брак свободного лица и раба приводил к порабощению свободного (тит. XIII, § 8, 9). Но по КапитуляриюIк Салической правде свободная женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а раб подвергался смертной казни колесованием. Можно предположить, что более суровая санкция была связана с тем, что женщина в данном случае вступала в связь с собственным рабом (рабом своих родителей), чем создавала неприемлемые условия для своих родственников. Право также препятствовало бракам свободных лиц и литов: брак с чужой литкой наказывался штрафом. Хотя христианский брачный союз предполагал моногамию, но у древних германцев был обычай многоженства, допускаемого для знатных лиц. Он продолжал действовать и после принятия франками христианства.

Процедура заключения брака включала три основных элемента: обручение, соглашение об условиях союза и свадьбу. Первоначально жених должен был преподнести семье невесты памятный дар (arrha). Это был реликт древнего выкупа за невесту. После поднесения дара помолвка могла быть расторгнута только по согласию обеих сторон. Позднее вVI–VIIвв. этот дар стал целиком пере-даваться невесте. Кроме того, супруг вручал жене после первой брачной ночи так называемыйMorgenGabe– «утренний дар». Размеры первого дара невесте и «утреннего дара» обычно устанавливались заранее при определении условий брачного союза и фиксировались в денежном выражении. С течением времени они могли представлять собой и земельные владения. Эти дары передавались затем в наследство детям, рожденным в браке. Кроме того, невеста могла принести из отцовского дома приданое, которое также наследовалось ее детьми. Франкское право вводило некоторые препятствия для повторных браков вдов. По Салической правде жених вдовы обязан был выплатить особую сумму (reipus) в пользу одного из родственников покойного мужа, в противном случае он подвергался штрафу. Сама вдова для удержания в своих руках приданого, полученного от покойного мужа, тоже должна была внести плату (achasius) его родственникам (по КапитуляриюIк Салической правде).

Салическая правда не знала института развода, но обычному германскому праву он был известен. По германским обычаям расторгнуть брак имел право только муж, мотивами к расторжению союза служили бесплодие жены, ее измена, болезнь, служащая препятствием к исполнению супружеских обязанностей. Если же супруг не претендовал на имущество жены и мог выплатить ей компенсацию, он мог расторгнуть брак без всяких обоснований. Измена жены могла быть наказана смертью ее и сожителя. В дальнейшем под влиянием католической церкви в брачном праве начинает доминировать доктрина о нерасторжимости брака. В 744 г. был издан королевский капитулярий, запретивший разводы у франков (запрет был подтвержден в 789 г. при Карле Великом).

Наследование осуществлялось в основном по закону. Салическая правда вводила следующий порядок, по которому родственники призывались к наследованию имущества. Сначала наследовали сыновья, при отсутствии сыновей – мать покойного. Нет матери – брат или сестра, далее – сестра матери, дальше – сестры отца. После этого – «кто-нибудь более близкий родственник» (тит. LIX, § 1–4). Преимущественное право женщин говорит о реликтовых остатках матриархата. Но указанный порядок не распространялся на наследование земли. В титуле LIX, § 5 сказано: «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям» (имеются в виду сыновья покойного). Данное положение было введено только для сохранения земли в собственности рода, так как женщина могла его покинуть, выйдя замуж. По мере распада родовых связей необходимость в таком ограничении отпала, и уже эдикт короля ХильперикаI(561–584) допускал наследование земли сначала сыновьями по Салическому закону, а после их смерти и дочерьми. Эдикт также устанавливал, что в случае смерти одного из братьев ему должен был наследовать другой брат, а «не соседи», при отсутствии брата наследует сестра. Наследование по завещанию у франков еще не было развито. Аналогом завещания было дарение через посредника, не являвшегося родственником наследодателю –аффатомия . Процедура аффатомии производилась посредством символического обряда в присутствии короля или наmallus’е.

Уголовное право. Определение преступного деяния в Салической правде отсутствует, но из смысла статей можно усмотреть, что под ним законодатель понимал причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира (прежде всего порядка в королевском доме). Можно выделить следующие группы преступлений по Салическому закону: 1) против порядка управления и суда (например, должностные преступления графа, неявка в суд, лжесвидетельство); 2) воинские (в тит. XXX, § 6 есть намек на дезертирство: ложное обвинение в том, что воин бросил щит в сражении); 3) нарушение общинных прав (тит. XLV. О переселенцах); 4) религиозные (например, поджог часовни, осквернение могил и надгробий, колдовство и др.); 5) имущественные (разные виды краж, грабеж, порча имущества); 6) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, побоев, оскорбление словом и действием); 7) против семьи и нравственности (изнасилование, сожительство с девушкой, похищение женщины).

Салическая правда обнаруживает знакомство законодателя с понятием умысла и неосторожности, она различает соучастника и исполнителя преступления, выделяет подстрекателя преступного деяния. При этом соучастник наказывался менее строго, чем исполнитель, а исполнитель – менее строго, чем подстрекатель. Правда устанавливала отягчающие вину обстоятельства, которые влекли усиление наказания: групповой характер преступления (убийство или изнасилование «скопищем»); убийство в походе; кража со взломом; попытка сокрытия следов содеянного. Уголовное право допускало объективное вменение. Так, в случае изнасилования наказание распространялось не только на преступников, но и вообще на всех лиц, присутствовавших в этом месте и даже не знавших о преступлении (тит. XIII, § 13, приб. 5).

Главной целью наказания было не возмездие преступнику и не устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, компенсация за обиду. Поэтому основным видом наказания по Салической правде были штрафы, закон вводил систему композиций. Эта система являлась важным средством для предотвращения кровной мести и самосуда. Салическая правда устанавливает пассивную градацию штрафов: их величина зависела не от положения преступника, а от положения его жертвы (ее социального статуса, пола, возраста, этнической принадлежности). Штраф за убийство,вергельд («цена человека»), уплачивался родственникам погибшего. Половину получали сыновья, вторую половину – ближайшие родственники их отца или матери. При отсутствии таковых вторая половина вергельда поступала в казну (тит. LXII). Позднее обязательно часть вергельда отпускалась в качестве фритуса королю. Вергельд должен был платить преступник, но в случае неплатежеспособности он мог переложить эту обязанность на родственников (посредством особой символической процедуры бросания в них горсти земли (chrenecruda), во время которой преступник отказывался в их пользу от своей недвижимости). Если некому было выплатить вергельд за преступника, и община не брала его на поруки, он подлежал смертной казни (тит. LVIII). Смертная казнь вообще применялась к свободным лицам довольно редко, в основном она была наказанием для рабов и литов. Помимо приведенного случая, к смерти могли быть приговорены: граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга (тит. L, § 4) или совершивший лихоимство (тит. LI, § 2) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег; лицо, совершившее поджог и не явившееся на суд без уважительных причин (тит. XVI, § 1, приб. 1). Телесные наказания для свободных лиц по Салическому закону не были предусмотрены, они считались позорными и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты – объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.

Судебный процесс. Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов. Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона (помимо штрафа). При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии – Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит. LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна. Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду, если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия. От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности – привестисоприсяжников . Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации . На судебном заседании соприсяжники числом 12 (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая правда называет 3 вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливается при помощи "божественной силы". Салическая правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществления суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, и роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Салический закон, как большинство иных варварских правд, был прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворении сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение "королевского мира", т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп. Этот выкуп был больше или меньше по размеру в зависимости от общественной оценки значимости преступления: его характера, его последствий. Особый смысл заключался в назначении выкупа за убийство - он носил специфическое название вергельд. Вергельд выплачивался уже не самому потерпевшему, а его детям и боковым родственникам, и в случае отсутствия последних часть отходила в королевскую казну. К выплате штрафов мог быть осужден только полноправный свободный франк. В отношении несвободного населения применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми и пытка. Но если и свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему, то и франков предписывалось казнить смертью. В чисто королевском праве в ходу были и другие, более жестокие наказания: "снять голову за неповиновение", выколоть глаза и т. п. Возможные отношения с государственной властью еще не были объектом уголовно-правовой охраны. Салический закон вообще не знает таких преступлений, в Рипуарском измена королю влекла уплату высшего вергельда или смертную казнь. В Салическом законе наивысшая расплата ждала только за злоупотребление государственной должностью - это был единственный пример государственных преступлений. Все остальные карались штрафами.

Наиболее тяжким из прочих преступлений считалось разбойное нападение банды на дом, повлекшее убийство, - оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафов в 1800 золотых солидов. Штраф уменьшался в зависимости от социально-правового статуса потерпевшего. Вторым на лестнице штрафов преступлением стояло убийство. Штрафы за него различались в зависимости от статуса убитого или от других обстоятельств. Отягчающим обстоятельством считалось "убийство коллективное - "скопищем"". Наказывалось и не свершившееся покушение на убийство. К числу преступлений, в которых объектом преступного посягательства была личность свободного франка, относились членовредительство, избиение, оскорбление - все они штрафовались в зависимости от последствий.

Среди имущественных преступлений основное место занимала кража. Штрафы здесь зависели от значимости украденного, но также и от того, из закрытого или открытого помещения было украдено, с взломом или без, в сообществе или нет, со злым умыслом или нет. Специальные штрафы назначались за грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение в чужое "огороженное место" или дом, заход на чужой луг или поле, покушение на кражу там. Особой квалификации подвергалась кража чужих рабов и даже простое их сманивание.

Своеобразной чертой Салического закона было присутствие наказаний за преступление против нравов. Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние "по обоюдному согласию" наказывалось штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. Несвободных за такие преступления, кроме малых штрафов, кастрировали. Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые рассматривались как посягательство на основы общинного общежития и взаимной честности. Незаслуженное обвинение перед королевским судом наказывалось наравне с покушением на жизнь. В этом же ряду стояло и подстрекательство к преступлениям, подкуп других для совершения теми злодейств. Наказывалось также пренебрежение правосудием: неявка по вызову истца, лжесвидетельство.

Салическая правда - судебник салических франков, составленный в нач. VI в. при Хлодвиге I после походов франков в Галлию. Особенностью этого документа является множественность его вариантов и разночтений. Практически до IX в. Правда постоянно переписывалась, в результате чего дополнялась и изменялась. Сохранилось до 356 различных списков. Первоначальный текст Салической правды не сохранился. Самой точной копией считается Пражская рукопись.

1. Салическая правда представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев. В ней отсутствуют общие понятия правонарушений и соответствующих им наказаний. Записи носят казуистичный характер, т.е. предусматривают конкретные случаи правонарушений и наказаний. Например, в документе отсутствует общее понятие телесного повреждения, а перечисляются отдельные виды: «Если кто вырвет другому глаз....... оторвет палец» и т.д.

2. Характерной чертой Правды является ее формализм, когда все правовые действия совершались в строго установленной форме. Например, ст. L VIII “ О горсти земли ”.

3. Сохранялись пережитки первобытнообщинного строя: участие сородичей в наследовании; в уплате штрафа за убийство; в судебной защите сородича в виде соприсяжничества. Однако в Салической правде уже было отражено разложение этих отношений. Об этом свидетельствовали, во-первых, статьи, регулирующие частно­собственнические отношения, которые распространялись на рабов, скот, домашние постройки, сады, луга, пашни и т.д. За покушение на эту частную собственность взимался штраф в размере от 15 до 45 солидов (солид - золотая монета, равная по весу 1 части фунта золота, около 5,5 г. золота).

Во-вторых, разложение первобытнообщинных отношений отражено в процессе распада кровнородственных связей. Отказ от родства считался отказом от соприсяжничества, от наследования и т.д. Статья гласит: «Тот, кто пожелает отказаться от родства, должен явиться в судебное заседание перед лицом тунгина и там сломать над своей головой три палки мерой в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ними».

4. Обязательственные отношения по Салической правде не были развиты, т.к. существовали такие простые формы сделок, как купля-продажа, заем, мена и дарение. Передача частной собственности осуществлялась публично, путем простой передачи вещи. В случае отказа в уплате долга, кредитор мог вернуть его в судебном порядке.

5. Большая часть норм Правды посвящается преступлениям и наказаниям, которые характеризуются следующими чертами:

а) принцип талиона заменяется системой штрафов (принципом композиции), однако, частично сохранились пережитки кровнородственных отношений :



В случае неуплаты штрафа за убийство, убийца расплачивался своей жизнью;

Родственники участвовали в уплате и получении вергельда;

Если человек был объявлен вне закона, он подлежал изгнанию из общины;

б) социальное и правовое положение преступника и пострадавшего влияли на размер штрафа. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф.

Уплата вергельда за убийство по Салической правде в солидах

в) по Салической правде не устанавливались общие принципы для квалификации преступлений и назначения наказаний за некоторым исключением:

Субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди;

Ответственность перед королем за нарушение королевского мира наступала с 12 лет;

Наказание в основном не зависело от вины и назначалось за результат действия;

г) характерной была чрезмерная тяжесть наказания.

Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида, а за убийство - 200 солидов. Стоимость быка составляла 2 солида, а коровы - 3 солида.

По Салической правде можно выделить следующие виды преступлений:

1) против личности (убийство, клевета, оскорбление, посягательства на честь, достоинство и свободу);

2) против собственности (кража, подлог, нанесение вреда имуществу);

3) против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение предписаний короля.

Основным видом наказания для свободных людей был штраф, который делился на две части: одна направлялась потерпевшему или его родственникам, другая часть направлялась королю. К свободным людям смертная казнь и телесные наказания не применялись. Это касалось только рабов.

Таким образом, краткий анализ Салической правды позволяет сделать вывод о разлагающихся первобытнообщинных отношениях и зарождении новых феодальных отношений у франков, что проявлялось в частнособственническом характере землевладения, социальных отношениях франкского общества, в котором преобладали свободные общинники, еще самостоятельно распоряжавшиеся в марке своей землей.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит значение реформы Карла Мартелла?

2. Что представляла собой франкская община?

3. Как Салическая правда характеризовала аллод?

4. Какие изменения произошли в государственном строе в период правления Меровингов и Каролингов?

5. Что собой представляли «майские поля»?

6. Что такое вергельд?

7. Чем отличается бенефиций от аллода?

Государство и право Франции (IX-XVIII вв.)

1. Возникновение раннефеодального государства Франции. Период феодальной раздробленности (ІХ-ХІІІ вв.)

Со средины VI в. территория Франции входила в состав Франкского государства, которое не раз подвергалось разделу. Еще в тот период начали складываться феодальные отношения на основе синтеза позднеантичных отношений, характерных для галло-римлян, и общинных, принесенных франками. Происходила имущественная дифференциация среди свободных германцев. Галло-римские рабы, колоны и разорившиеся свободные германцы превращались в зависимых крестьян. К IX в. укрепилась феодальная вотчина.

Огромные земельные владения принадлежали королю, его знати и церкви. В 843 г., в результате распада империи Каролингов, выделилось Западно-франкское королевство. С этого времени Франция существовала как самостоятельное государство. В 987 г. королем был избран Гуго Капет, что положило начало династии Капетингов. Тогда Франция была поделена на многочисленные независимые феодальные владения, а в XI в. происходил дальнейший процесс раздробленности, который затронул герцогства и графства.

Развитие экономических отношений было различным, что объяснялось разным плодородием земель Севера и Юга Франции. Так, на Севере (с высокоплодородной землей) утвердилось трехполье, на Юге (с малоплодородной землей) развивалось двуполье. Стабильных экономических связей между отдельными частями страны еще не было. С развитием городов в XI - XII вв. натуральный оброк вытеснил барщину, что способствовало сокращению барской запашки, а в ХШ в. уже широко распространялась денежная рента. В Х - XI вв. во Франции завершилось образование двух категорий феодального общества: сеньоров-феодалов и зависимого крестьянства. Широкое распространение получила личная зависимость крестьян. Складывалась феодальная иерархия во главе с королем, и действовала система сюзеренитета - вассалитета. Начиная с Х в. развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых городов, которые становились центрами ремесла и торговли. Высокого развития достигли ремесла - гончарное, кузнечное, а особенно сукноделие. Устанавливались прямые торговые связи южных городов с Востоком, большинство из которых освободилось из-под власти крупных феодалов путем выкупа (например, Марсель и др.), путем вооруженной борьбы (Лион). Большинство городов добились статуса коммуны. Короли оказывали поддержку городам, получая их поддержку в борьбе против феодалов-оппозиционеров. Однако городам своего домена (Парижу и Орлеану) короли давали лишь ограниченное самоуправление. К ХШ в. характерной особенностью развития городов было то, что северные города достигли значительно большего развития, чем южные, которые пострадали в результате Альбигойских войн и не смогли восстановить свое прежнее значение. Развитие городов и расширение экономических связей между северными частями государства создали предпосылки для усиливающихся процессов централизации на севере государства. Со средины XII в. началась борьба Капетингов с Плантагенетами (английскими королями).В нач. XIII в. Филипп II отвоевал у Англии значительную территорию Франции и, присоединив земли к королевскому домену, стал государем Северной Франции. В это время к королевскому домену были присоединены новые земли. Все это также способствовало проведению централизации государства, которую осуществлял Людовик IX. Усилению королевской власти оказывала сопротивление феодальная знать. Расширение иммунитетных прав сеньоров, которые достигли своего максимального развития, также мешало этому процессу. Более всего феодальные поземельные отношения оказывали определяющее значение на процесс формирования власти короля. Формально король был верховным собственником земли, но фактически она находилась в руках крупных феодалов. Отношения между феодалами и королем строились по принципу вассальной зависимости. Действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», что характеризовало период феодальной раздробленности.

Иерархическая структура феодальных поземельных отношений обусловливала иерархическую структуру политической организации Франции.

Органы государственного управления можно представить следующей схемой:


Королевская власть была выборной. Его выбирали вассалы и высшие иерархи церкви. Власть короля была сравнительно слабой. Единственным общегосударственным органом была королевская курия, состоявшая из королевских вассалов и высших церковных иерархов. Королевская курия, которая созывалась нерегулярно, и председательствовал в ней король, решала важнейшие внутриполитические и внешнеполитические вопросы, не всегда считаясь с волей короля.

Дворцовые управляющие королевским доменом были одновременно и должностными лицами (министериалами). Весь домен был разделен на округа во главе с прево (управляющим). Король назначал министериалов (в центре) и прево (на местах), которые должны были выполнять все его распоряжения. Каждый свободный человек должен был судиться «судом равных» - это особенность средневекового суда. В этом также проявлялся сословный характер отношений. Вассалы короля могли быть судимы только равными им вассалами. Таким судом стала Королевская курия. Эта система распространялась на всю иерархическую подчиненность общества. Однако «суд равных» не действовал на непривилегированные группы населения (например, крестьян, горожан). Зависимое население судилось их сеньорами, т.е. господствовала сеньориальная юстиция. Кроме того, сеньоры высших рангов имели большую судебную власть, чем нижестоящие, что привело к разделению на «высшую» и «низшую» юстиции. К «высшей» относились преступления, наказываемые смертной казнью, к «низшей» - все остальные. Определенное значение в суде имело применение силы. В средневековой Франции судебная власть еще не была отделена от административной. Обособленной системы судебных органов еще не было. Королевская курия была не только «судом равных» для вассалов короля, но и общегосударственным органом для решения важнейших вопросов. Все должностные лица в центре и на местах совмещали административные и судебные функции. Кроме того, существовала церковная юрисдикция, которой подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, дела всех, посягнувших на догматы религии и церкви (например, ересь, магия, колдовство).

К XIII в. во Франции наметилась тенденция к усилению королевской власти и централизации государства. Этому способствовали следующие предпосылки:

1. Союз монархии и городов достиг своего решающего значения. Росту городской промышленности мешала феодальная раздробленность, а горожанам - притеснения феодалов. Города должны были платить многочисленные повинности в пользу феодалов, поэтому они стремились освободиться от них и добиться городского самоуправления. В сильной королевской власти горожане усматривали заинтересованность в преодолении феодальной раздробленности и были заинтересованы в городах, которые давали им деньги и предоставляли при необходимости городские ополчения.

2. Отмена выборности короля, согласно которой престол с нач. ХIII в. переходил по праву наследования к его старшему сыну, также способствовала усилению власти монарха.

3. Изменились принципы вассальной зависимости феодалов. С ХШ в. действовал принцип «вассал моего вассала - мой вассал» , что ставило всех нижестоящих в иерархической лестнице феодалов в прямую зависимость и подчиненность перед королем.

4. Проведенные в сер. XII в. реформы Людовика XI были направлены против феодального сепаратизма. Судебная реформа запрещала частные войны между феодалами. В королевском домене все споры разрешались только королевским судом. В остальных феодальных сеньориях вводились «40 дней короля» , в течение которых феодалы не могли начинать частную войну. Если королевский суд не смог разрешить их проблемы, тогда феодалы начинали войну. Активное вмешательство королевских судей в юрисдикцию феодалов объяснялось их заинтересованностью в судебных штрафах и пошлинах. Королевские судьи подчинили себе и «высшую юстицию», что требовало обособления Верховного суда. Для осуществления судебных функций из Королевской курии выделен Парижский парламент .

Финансовая реформа заключалась, во-первых, во введении в королевском домене золотой монеты, которая постепенно вытеснила местные деньги из обращения. Во-вторых, в роли высшего органа финансового управления выступала Счетная палата , которая была выделена из Королевской курии.

Таким образом, во Франции в ХШ в. сложились все предпосылки к объединению государства.

2) Происхождение салической правды

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. В условиях сначала протогосударств, а затем и ранней государственности обычное право германцев было записано и частично кодифицировано. Эти письменные своды получили название варварских правд. У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени.

Ни одно из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся к разному времени редакциях. Для большинства правд время их возникновения определяется примерно: Вестготская правда - конец V в., Бургередская - конец V - начало VI в., Салическая - конец V - начало VI в., Аллеманская - VI-VIII вв., Баварская - середина VIII в., Рипуарская - VI-VII вв., Лангобардские законы - середина VIII в., Тюрингская - IX в., Саксонская правда - VIII-X вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права. Это влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а также отношений между королевской властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как исторический тип варварская правда - сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

Правды были записью права узко-национального применения: они не исключали того, что проживавшее на территории варварских королевств галло-римское, итальянское или испанское население будет судиться по своим законам. Поэтому крайне малое место в правдах заняло частное право: не только в силу недостаточной выраженности соответствующих отношений в быту германцев, но и потому, что наряду с германским в королевствах продолжало жить и римское право. Правды были поэтому привилегированным правом. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судебного и уголовного права. Нормы имели в подавляющем большинстве казусный характер; в более поздних правдах появляются уже и предписания общего содержания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связано с инициативой королевской власти. Государственную силу правды подчеркивали специально изданные указы, сопровождавшие текст. Иногда издание было приурочено к собранию союза или объединения племен. Причина такой заинтересованности власти не вполне ясна, поскольку основой судебных порядков еще долгие века оставалось произнесение права особыми судьями - рахинбургами. Возможно это было признание обычного права юрисдикцией королевских судов, возможно - конкретные политические соображения.

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон, принятый у франков; его самая ранняя часть относится к концу V в. (486 - 496 гг.). Утвержденная приемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав - титулов, каждый из которых посвящался своему юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендатс (VI-XII вв.) и Геральдия. Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях «приверженности к справедливости и сохранения благочестия». Однако в целом бытование Закона тесно связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешиваться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебренные и золотые и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

Салический закон в самой минимальной степени испытал воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других факторов.

Так, заявление о желании заключить вторичный брак сопровождалось взвешиванием монет, передача имущества - особым разбрасыванием стеблей растения, призывание родственников к помощи в обязательствах - бросанием «горсти земли» и перепрыгиванием через плетень. Поддержанием общественного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

3) Земельные отношения

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным листом». Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт аллод, под которым понималось чисто семейное право пользование огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользование наследовалось с преимуществом мужского потомства. Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом. Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кого-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффитомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.

4) Обязательства

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялось публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании имущества «упорного должника».Договорные отношения (сделки)

Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое

рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность

должника становится очень строгой.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это

характерная черта права германского общества, которому свойственно

мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товаро-денежных

отношений. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия

действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон

подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена,

поклажа, залог, заём, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путём

бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим

источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец

движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял её, в противном

случае он мог быть объявлен вором.

Подробно рассматривается в Салической правде договор займа. Кредитор

мог взыскать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник

«не пожелает выплатить по обязательству» после того как кредитор востребует

долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался

кредитором в суд (до трёх раз, через неделю). При каждой неявке в суд с

должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа и

рахинбургов путём конфискации соответствующей части имущества должника. В

этом случае треть долга шла графу. Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство

Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника

становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к

должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида.

Конфискация имущества должника производилась графом.

5) Преступления и наказания.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая правда называет 3 вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливается при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществления суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, и роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Салический закон, как большинство иных варварских правд, был прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворении сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп. Этот выкуп был больше или меньше по размеру в зависимости от общественной оценки значимости преступления: его характера, его последствий. Особый смысл заключался в назначении выкупа за убийство - он носил специфическое название вергельд. Вергельд выплачивался уже не самому потерпевшему, а его детям и боковым родственникам, и в случае отсутствия последних часть отходила в королевскую казну. К выплате штрафов мог быть осужден только полноправный свободный франк. В отношении несвободного населения применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми и пытка. Но если и свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему, то и франков предписывалось казнить смертью. В чисто королевском праве в ходу были и другие, более жестокие наказания: «снять голову за неповиновение», выколоть глаза и т. п. Возможные отношения с государственной властью еще не были объектом уголовно-правовой охраны. Салический закон вообще не знает таких преступлений, в Рипуарском измена королю влекла уплату высшего вергельда или смертную казнь. В Салическом законе наивысшая расплата ждала только за злоупотребление государственной должностью - это был единственный пример государственных преступлений. Все остальные карались штрафами.

Наиболее тяжким из прочих преступлений считалось разбойное нападение банды на дом, повлекшее убийство, - оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафов в 1800 золотых солидов. Штраф уменьшался в зависимости от социально-правового статуса потерпевшего. Вторым на лестнице штрафов преступлением стояло убийство. Штрафы за него различались в зависимости от статуса убитого или от других обстоятельств. Отягчающим обстоятельством считалось «убийство коллективное - »скопищем"". Наказывалось и несвершившееся покушение на убийство.

К числу преступлений, в которых объектом преступного посягательства была личность свободного франка, относились членовредительство, избиение, оскорбление - все они штрафовались в зависимости от последствий.

Среди имущественных преступлений основное место занимала кража. Штрафы здесь зависели от значимости украденного, но также и от того, из закрытого или открытого помещения было украдено, с взломом или без, в сообществе или нет, со злым умыслом или нет. Специальные штрафы назначались за грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение в чужое «огороженное место» или дом, заход на чужой луг или поле, покушение на кражу там. Особой квалификации подвергалась кража чужих рабов и даже простое их сманивание.

Своеобразной чертой Салического закона было присутствие наказаний за преступление против нравов. Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние «по обоюдному согласию» наказывалось штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. Несвободных за такие преступления, кроме малых штрафов, кастрировали. Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые рассматривались как посягательство на основы общинного общежития и взаимной честности. Незаслуженное обвинение перед королевским судом наказывалось наравне с покушением на жизнь. В этом же ряду стояло и подстрекательство к преступлениям, подкуп других для совершения теми злодейств. Наказывалось также пренебрежение правосудием: неявка по вызову истца, лжесвидетельство.

6) судопроизводство

Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное деловозбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежалоформулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такойпроцесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалосьтолько ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивалиобщий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этихпреступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, пообыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом. Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья долженбыл ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этомон знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника. Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивалисьосновные усилия, – судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – “судбожий”, состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны впроцессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германскихнародов были испытания водой, железом и огнем. Салическая правда знаетордалии с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рукаобвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причём сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случаепроигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность«выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всехтех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновениемфеодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими кпротивоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворянедрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках. Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в формесоприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с нимдолжны были клясться и те, которых он приводил в качестве своихсоприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела.Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника.Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей).В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что тот, когообвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хотьодин из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным. С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднеестановилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче этобыло сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной.Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятвуна Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ