Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Путевой лист - это документ, который должны заполнять все хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие автотранспорт. При этом компании и ИП, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов. В этом материале мы рассмотрим порядок и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля.

Как заполнять путевой лист легкового автомобиля, который в обиходе называют просто «путевка», должен знать каждый бизнесмен, который эксплуатирует такой транспорт в служебных целях. Эти учетные первичные документы являются обязательными как для собственного, так и для арендованного автотранспорта. При этом хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны использовать в работе исключительно унифицированные формы этих документов.

Для грузовых автомобилей, в зависимости от того, какие показатели используют для осуществления учета работы автомобиля, существуют две разновидности путевых листов: 4-С и 4П. В случаях, когда учет работы автотранспорта происходит на основании фиксации времени его эксплуатации, используют путевой лист 4-П.

Например, транспортное средство перевозит грузы и оплата производится не за перевезенный тоннаж, а за время нахождения транспорта в работе. Важно отметить, что такой путевой лист может быть оформлен, только если за день осуществляется доставка груза не более чем в два места назначения. Форму 4-С используют чаще всего. Ее используют перевозчики, взимающие плату за тонна-километры.

Что же касается водителей автобуса, которые осуществляют перевозку пассажиров, то они обязаны иметь при себе путевой лист автобуса по форме № 6. Путевка необходима водителю в рейсе для подтверждения сотрудникам ГИБДД законности использования авто, перевозки пассажиров или груза. Правильно заполненная путевка подтверждает, что транспортное средство исправно, прошло технический осмотр, а водитель имеет право управлять машиной (прошел медосмотр). Когда речь идет о путевом листе при перевозке опасных грузов, то, как и при обычной транспортировке, пишут маршрут, а в верхнем поле делают отметку «Опасный груз» красным цветом. В разделе «Особые отметки» указывают номер опасного вещества согласно списку ООН.

Остальным организациям и ИП можно использовать произвольную форму. Рассмотрим, как должен выглядеть бланк путевого листа легкового автомобиля, и какие существуют особенности его заполнения.

Форма путевого листа легкового автомобиля (2019 год)

Форма, по которой ИП и организации должны заполнять путевой лист легкового автомобиля (форма 3), утверждена еще 20 лет назад Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Именно этот унифицированный бланк действует до сих пор, хотя за эти годы в него было внесено множество различных поправок. Последнюю из них Минтранс России внес в документ Приказом от 18.01.2017 № 17. Чиновники добавили новые графы и обновили требования к заполнению. Надо отметить, что этим Постановлением утверждены разные формы путевок, которые зависят от вида транспортных средств. В частности, отдельные бланки предусмотрены для:

Поэтому организации и ИП должны выбирать бланк, соответствующий обстоятельствам.

В 2017 году Министерство транспорта РФ внесло изменения в требования по оформлению путевых листов, утвержденные Приказом от 18.09.2008 № 152 . Изменения зафиксированы в Приказе № 476 от 07.11.2017 и Приказе № 141 от 06.04.2017 Минтранса РФ .

Согласно Приказу № 476, с 15.12.2017 в реквизитах путевого листа должны быть указаны:

  • ОГРН учреждения;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Реквизит необходимо заполнять, если обязательность предрейсового контроля предусмотрена законодательно. Для транспорта, выезжающего с места постоянной стоянки, такой предрейсовый контроль предусмотрен. Его порядок изменен согласно Приказу № 141, который вступил в силу 24.12.2017. Новые правила установили, в частности:

  • требования к работникам, которые проводят проверку технического состояния;
  • перечень систем, устройств, механизмов, агрегатов, приборов, узлов и деталей, которые подлежат проверке;
  • реквизиты, которые должны быть отражены в журнале регистрации результатов предрейсового контроля.

Обязательные реквизиты в путевке

Путевой лист — это документ строгой отчетности. Поэтому в нем должны быть указаны обязательные реквизиты, в том числе те, что предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. С 2017 года таких обязательных реквизитов стало больше — теперь автотранспортные и другие компании должны записывать в бланк информацию о том, что транспортное средство прошло предрейсовый контроль технического состояния. Поэтому если организация хочет разработать бланк самостоятельно, она должна учесть все обязательные требования к его оформлению. Форма должна фигурировать в учетной политике организации, как это предусмотрено пунктом 4 ПБУ 1/2008.

Итак, в любой путевке, хоть унифицированной, хоть разработанной самостоятельно, должны быть указаны:

  1. Дата составления документа. Если путевой лист выдан не на день, а на определенный срок, следует указать период (например, 01.06.2017 - 07.06.2017).
  2. Номер и серия путевки. Номера не должны повторяться и присваиваются самой организацией. Серии заполняются в том случае, если бланкам путевых листов они присвоены типографским способом.
  3. Информация об организации и ее штамп (наименование, адрес, контакты, коды по ОКУД и ОКПО).
  4. Информация о ТС (марка, модель, госномер автомобиля, гаражный номер). Если автомобиль находится в аренде, желательно указать еще и номер договора.
  5. Данные водителя (Ф.И.О., табельный номер, номер ВУ, категория, тип лицензионной карточки (если имеется)).
  6. Индивидуальное задание с указанием мест и времени отбытия и прибытия водителя.
  7. Подписи диспетчера-нарядчика или уполномоченного лица, выдающего задание водителю.
  8. Подписи механика, выпускающего автомобиль на линию, с информацией:
    • об исправности автомобиля в момент выезда и сдачи в гараж;
    • о показаниях на спидометре;
    • о выдаче и остатке горючего;
    • о марке топлива;
    • о величине расхода горючего (расход по норме, фактический расход, экономия или перерасход).
  9. Штамп о прохождении медосмотра водителя и техосмотре ТС.

Обязательные реквизиты оборотной стороны типового бланка:

  1. Номер по порядку. Каждая поездка должна записываться под отдельным номером.
  2. Код заказчика.
  3. Место отправления и назначения.
  4. Время выезда и возвращения
  5. В графу «Пройдено» вводятся данные о пройденном расстоянии.
  6. Подпись водителя.

Остановимся подробнее на предрейсовом медосмотре водителей. Основные изменения норм, регулирующих деятельность частных предпринимателей и автотранспортных организаций, произошли в мае 2015 года и по-прежнему имеют законодательную силу. Все предсменные медицинские осмотры водителей регистрируются в специальном журнале. Приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры). Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов. В состав предрейсового осмотра входит: рассмотрение жалоб водителя; визуальный осмотр; измерение давления, пульса, температуры тела; выявление признаков опьянения; определение наличия психоактивных веществ; для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер. По результатам предрейсового осмотра врач выносит заключение о том, что опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое бы препятствовало выполнению трудовых обязанностей, не выявлено. В противном случае водитель к работе не допускается. Отметка о прохождении медосмотра с указанием даты, времени и подписи медицинского работника должна стоять в путевом листе. Документ должны подписать лицо, которое его заполнило, и руководитель организации. Без круглой печати можно обойтись: ее нужно ставить только тем фирмам, у которых ее применение прописано в Уставе.

Документ всегда оформляется в одном экземпляре.

Срок действия

Выписать путевку можно как на один день, так и на весь месяц, если машина совершает выезды не очень часто. Водитель получает на руки документ перед рейсом. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продления срока действия, поскольку в рейсе может возникнуть задержка, а движение без путевого листа является нарушением.

После окончания срока действия путевки ее следует вернуть под подпись уполномоченному лицу. Такой документ считается закрытым и должен быть передан на обработку в бухгалтерию.

Для чего нужны путевки на легковой транспорт

Путевые листы нужны в первую очередь самой организации. С их помощью бухгалтерия рассчитывает заработную плату водителей, фиксирует расход ГСМ, начисляет амортизацию и учитывает общие затраты на транспорт. Другим отделам фирмы путевка нужна для контроля использования автотранспорта и планирования его работы. Кроме того, если водителя на такой служебной машине остановит инспектор ГИБДД, именно на основании путевки можно будет подтвердить законность и обоснованность рейса, а также право управления автомобилем. Отсутствие путевки является нарушением, за которое по статье 12.13 КоАП РФ положен административный штраф.

Для многих организаций ГСМ — значимая статья расходов. И использование путевых листов — это один из способов определения, сколько же использовано ГСМ. Путевой лист позволяет подтвердить необходимость расходов, зафиксировать расстояние, пройденное автотранспортом, определить показатели для расчета объема использования ГСМ. После того, как будет определен фактический или нормативный объем использования, можно рассчитать сумму списания. Для этого умножают стоимость единицы на объем. Однако для того чтобы списать ГСМ, недостаточно путевого листа, необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено такое списание. Путевые листы используют для списания ГСМ в том случае, если нет электронной системы контроля. Или она недостаточна. Например, возможен контроль за расходом топлива, а маршрут транспортного средства не отслеживается. Итак, для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие приобретение, расход и характер поездок. Если ГСМ приобретается по топливным картам, то это отражается по накладной поставщика, карты учитываются на забалансовом счете. Если же ГСМ оплачивается наличными, то оприходование происходит по чекам, выданным АЗС и авансовым отчетам водителей. Если автомобиль подключен к электронной системе, контролирующей маршрут и расход топлива, то, согласно Письму Минфина от 16.06.2011 № 03-30-06/1/354, для списания ГСМ достаточно отчетов этой системы.

Порядок оформления и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (редакция от 18.01.2017). Оформлением формы 3 в специализированных автотранспортных компаниях обычно занимаются диспетчеры. В организациях, где такая служба не предусмотрена, а весь легковой транспорт представлен личной машиной руководителя, заполнять форму 3 может непосредственно директор или любой уполномоченный на это работник. Делегировать обязанности необходимо приказом по организации, ведь такое уполномоченное лицо несет ответственность за наличие путевого листа, а также за все неточности и ошибки, допущенные при его заполнении. Если оформлением путевых листов занимается сам водитель (это не запрещено), он также должен заполнять свою часть документа: вписывать сведения о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов.

Унифицированную форму № 3 можно применять для оформления рейсов легковых ТС как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в Письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257. В частности, там сказано, что на каждом учетном документе должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС (не путать с круглой печатью). Кроме того, нужно принимать во внимание и другие требования к оформлению формы.

Указывать показания приборов необходимо как перед выездом из гаража, так и при возвращении в него. Учитываются такие приборы, как датчик топлива, одометр и другие.

Требования к заполнению путевки:

  • освидетельствовать техническое состояние ТС должен уполномоченный на это специалист, например механик. Он должен поставить в документе свою подпись перед выездом в рейс ТС;
  • освидетельствовать состояние здоровья водителя должен медработник. При заполнении должна быть указаны дата и время и проставлен личный штамп. В записи должно быть сказано, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей»;
  • хранить закрытые путевки по требованию Приказа Минтранса России № 152 необходимо в течение пяти лет.

Остановимся подробнее на заполнении путевого листа:

Левая верхняя часть листа:

  • дата выхода в рейс;
  • наименование организации;
  • данные водителя;
  • данные автомобиля;
  • время выезда со стоянки;
  • время возвращения;
  • информация о медосмотре;
  • данные медсотрудника, ответственного за проведенные процедуры.

Правая часть бланка:

  • коды из учредительных документов организации;
  • номер бланка;
  • километраж;
  • данные сотрудников, проводящих техосмотр транспортного средства;
  • марка топлива;
  • выданное количество ГСМ.

Нижняя часть бланка:

  • подпись лица, выдающего исправное транспортное средство;
  • подпись водителя.

Путевой лист легкового автомобиля (форма 3) титульный лист

Обратная сторона заполняется лицом, принявшим автомобиль после рейса:

  • маршрут;
  • время;
  • пройденный километраж;
  • подпись водителя.

Ответственность за отсутствие путевого листа

Штрафы за отсутствие путевого листа прописаны в КоАП РФ:

  • за автомобиль несет ответственность водитель — штраф в размере 500 рублей или предупреждение;
  • за автомобиль отвечает должностное лицо организации — штраф 20 000 рублей;
  • юридическое лицо — штраф до 100 000 рублей;
  • штраф за некорректно оформленный путевой лист — 3000-30 000 рублей.

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно.

Предприятия необходимо документировать. Таким образом подтверждаются доходы, произведенные затраты, их целесообразность. Под путевыми листами принято считать те первичные документы, которые отражают расход ГСМ, подтверждают использование транспорта.

Назначение путевых листов

Использование собственного или арендованного транспорта в организации сопровождается заполнением такого вида первичных документов, как путевые листы . Не допускается перевозка граждан, грузов, товара без должного оформления. При этом обязанность по заполнению путевых листов присутствует не только у транспортных предприятий. Наличие документов обязательно и для иных экономических субъектов при эксплуатации автомобилей.

Нередко работники используют и личный транспорт в производственных целях. Работодатели предоставляют таким сотрудникам компенсацию за сопутствующий расход ГСМ. Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля в таких случаях не отличается от правил оформления подобных документов и в иных случаях. Наличие же путевого листа освобождает от начисления НДФЛ за начисленные компенсации (согласно письму Минфина РФ от 26.07.2013 № 03-04-05/24421).

Прочие организации подтверждают обоснованность расхода топлива при использовании автотранспорта также при помощи путевых листов. На их основании списываются затраты на ГСМ, уменьшается налогооблагаемая база.

Отсутствие путевого листа может послужить поводом для привлечения плательщика к ответственности, так как нарушается порядок учета доходов и расходов.

Оформление путевых листов

Путевые листы могут оформляться с применением утвержденных законодательно и действующих унифицированных форм. Однако учреждения вправе разрабатывать и собственные бланки этих документов при условии, что в них будут присутствовать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа, его номер и дата его составления;
  • реквизиты экономического субъекта;
  • содержание хозяйственной операции;
  • величина измерения (в том числе и денежная);
  • сведения о транспортном средстве;
  • информация о водителе;
  • подписи ответственных лиц с указанием должности.

Для каждого вида транспорта (легковой автомобиль, грузовой, автобус, машины специального назначения и прочие) существует определенная унифицированная форма документа. По отношению к нетранспортным организациям допускается возможность применения самостоятельно разработанного бланка путевого листа. Данный факт следует отразить в учетной политике. Примерный образец заполнения путевого листа легкового автомобиля представлен ниже.

Наличие самостоятельно разработанной формы путевого листа легкового автомобиля позволяет продлевать срок использования документа до 1 месяца, в то время как унифицированная форма допускает лишь период действия путевого листа, равный рабочей смене или 1 дню.

Путевые листы ― правила заполнения в 2017 году

При оформлении документов на использование транспортных средств следует учесть, что в законодательстве с начала года появились некоторые изменения. Согласно им, в путевые листы, правила заполнения в 2017 году которых подкорректированы приказом Минтранса России от 18.01.2017 № 17, внесены следующие поправки:

  • нет больше необходимости проставлять штамп или печать экономического субъекта в заголовочной части документа;
  • требуется указывать дату и время проведения контроля за техническим состоянием автомобиля перед предстоящим рейсом с подписями ответственных лиц.

Новшества вступают в силу с 26 февраля 2017 года. Субъектам, использующим собственные бланки документов, при корректировке форм следует учесть новые требования.

Где указывать ОГРН в путевых листах? Этот вопрос остается на усмотрение компании или ИП. По нашему мнению, ОГРН можно фиксировать в графе, предназначенном для информации об организации или ИП:

Дата и время предрейсового контроля

В порядке заполнения путевых листов с 15 декабря 2017 года дата и время предрейсового контроля технического состояния транспорта - это обязательный реквизит путевого листа. Установлено, что дата включает в себя число, месяц и год, а время – часы и минуты.

С 15 декабря 2017 года сведения о транспортном средстве должны включать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законом).

Изменения в правила обеспечения безопасности перевозок

С 15 декабря 2017 года внесены изменения в правила обеспечения безопасности перевозок. Если ранее предписывалось проводить ежедневный контроль технического состояния ТС перед выездом на линию с места стоянки и по возвращению к месту стоянки, теперь правилами установлено только проведение предрейсового контроля технического состояния до выезда транспортного средства с места постоянной стоянки.

Новые бланки путевых листов с 15 декабря с дополнительными реквизитами

Итак, с 15 декабря 2017 года, если вы применяете собственно разработанные бланки, то в них должны быть такие реквизиты:

  1. Название – путевой лист.
  2. Номер.
  3. Срок действия.
  4. Сведения о собственнике транспортного средства:
    – для организаций: наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
    – для предпринимателей: Ф. И. О., почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  5. Тип и модель машины.
  6. Государственный регистрационный знак машины.
  7. Показания одометра при выезде из гаража и при заезде в гараж.
  8. Дата и время выезда из гаража и заезда в гараж.
  9. Подпись и Ф. И. О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время.
  10. Ф. И. О. водителя.
  11. Дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя.
  12. Штамп, подпись и Ф. И. О. медицинского работника, который проводит медосмотр.
  13. Отметка о предрейсовом осмотре технического состояния машины с датой и временем.
  14. Подпись и Ф. И. О. контролера технического состояния машины.

Изменения с 24 декабря 2017 года

С 24 декабря 2017 года вступает в силу Порядок предрейсового контроля технического состояния транспортных средств утвержденный приказом Минтранса России от 6 апреля 2017 № 141. Поясним, что это за документ.

Чтобы исключить риск использования технически неисправного транспорта, организации и предприниматели, осуществляющие автомобильные перевозки, должны проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (п. 4 ст. 29 Федерального законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Как мы уже сказали, с 26.02.2017 дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства должны обязательно указывать в путевом листе организации и предприниматели, эксплуатирующие: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи. Эту информацию вносит контролер технического состояния автотранспортных средств.

Нарушение требований о проведении предрейсового контроля грозит штрафом (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ):

  • должностному лицу – в размере 5 000 рублей;
  • организации или предпринимателю – в размере 30 000 рублей.

Кроме того, организациям необходимо соблюдать требования по заполнению путевых листов для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).

В связи с этим важно обратить внимание на комментируемый Приказ, которым утвержден Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (далее – Порядок).

В частности, установлено, что предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки. Если неисправности не выявлены, то контролер ставит в путевом листе отметку «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и заверяет ее своей подписью с указанием фамилии, инициалов, даты и времени проведения предрейсового контроля. Эксплуатация транспортного средства без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается (п. п. 3, 8, 10 Порядка).

Кроме того, организации или ИП нужно фиксировать результаты предрейсового контроля в специальном журнале, обязательные реквизиты которого перечислены в п. 11 Порядка. Дополнительные реквизиты можно включить в журнал для отражения особенностей конкретных видов перевозок.

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный знак транспортного средства;
3) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего предрейсовый контроль;
5) дата, время проведения предрейсового контроля;
6) показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля;
7) отметка о прохождении предрейсового контроля;
8) подпись водителя транспортного средства;
9) подпись контролера, проводившего предрейсовый контроль.

Унифицированной формой документооборота транспортных компаний является путевой лист. Заполнение бланка необходимо для бухгалтеров в целях расчета зарплаты, списания топлива, оформления актов услуг по заказчикам; а также для водителей в целях обоснования законности перевозки грузов. Рассмотрим, какие изменения в путевых листах произошли в 2017 году – порядок формирования документа приведен ниже.

Новая форма путевого листа с 2017 года

Типовые бланки утверждены Госкомстатом в постановлении № 78 от 28.11.97 г. Форму первичного документа перевозчик вправе разработать самостоятельно, утвердив приказом руководителя. При этом обязательно отражение всех обязательных реквизитов согласно требованиям приказа № 152 от 18.09.08 г. (письмо Минфина № 03-03-06/2/161 от 25.08.09 г.).

Использование новых путевых листов в 2017 году обусловлено изменениями в приказе № 152, которые вступили в силу 26 февраля (Приказ № 17 от 18.01.17 г.). Перечень обязательных реквизитов скорректирован с учетом следующих условий:

  1. Больше не требуется ставить оттиск печати/штампа транспортной компании (юр. лица или ИП) в шапке бланка.
  2. Добавлена обязанность по указанию даты и времени предрейсового контроля состояния автомобиля ответственным лицом (контролером) с заверением личной подписью проверяющего и ее расшифровкой.

В связи с вышесказанными законодательными нововведениями путевые листы с 1 марта 2017 года должны соответствовать перечисленным требованиям. Если форма разработана транспортной организацией самостоятельно, необходимо проверить наличие всех обязательных строк. Если каких-либо показателей в бланке нет, следует доработать документ, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих органов.

Основные правила составления путевых листов

Периодичность формирования зависит от специфики деятельности компании. Если предприятие относится к автотранспортным предприятиям, требуется ежедневно выписывать путевые листы – то есть на одну смену. Исключение – отправление водителя в командировку. В этом случае допускается оформление бланка на весь период отсутствия с подробным отражением предстоящего маршрута.

Если же компания не относится к автотранспортным, разрешается составлять путевой лист с заданной периодичностью, необходимость которой определяется хозяйствующим субъектов самостоятельно. К примеру, это может быть декада или месяц, но не более. Наличие путевого листа является обязательным для списания топлива, подтверждения доставки товаров и ТМЦ, обоснования расходов по налогу на прибыль.

Путевой лист грузового автомобиля

Если предприятие владеет (на правах собственности, а также аренды) грузовым автотранспортом, можно использовать различные формы путевых листов – утверждены постановлением № 78:

  1. 4-П – отличается тем, что при выписке этого бланка заработок водителям начисляется повременным способом.
  2. 4-С – предназначен для начисления заработка сдельным способом.

Обе формы должны содержать сведения о предприятии, водителе, автомобиле, перевозимых грузах и маршрутах. Обязательно вносятся время выезда из гаража/заезда в гараж, показания спидометра, вид используемого топлива и применяемые коэффициенты. Документ удостоверяется уполномоченными лицами – механиком, контролером, диспетчером, медицинским работником, руководителем.

Бланки путевых листов грузового автомобиля можно скачать . Там же можно скачать бланки путевых листов для ИП.

Путевой лист легкового автомобиля

Если в работе компании используется служебный транспорт, требуется оформление путевого листа легкового автомобиля для подтверждения расхода ГСМ, начисления денежной компенсации за использование машин. Документ можно разработать самостоятельно или взять за основу типовую форму путевого листа легкового автомобиля из постановления № 78. Порядок составления предусматривает отражение обязательных сведений и реквизитов.

Обратите внимание! Для работы таксистов предназначается путевой лист по ф. 4. Именно на основании этого первичного документа фиксируется объем фактической работы и начисляется зарплата водителю легкового такси.

В бюджетных организациях этот первичный документ применяется для учета работы легкового автомобильного транспорта. Также он является основанием для начисления заработной платы водителю и списания ГСМ. Если путевка, как его часто называют, составлена с нарушениями, то включить в расходы затраты на горючее нельзя. К учету принимают только правильные документы.

Обратите внимание, что эксплуатировать автомобиль без путевого листа незаконно. Конечно, это условие касается только организаций. Частные собственники легковушек не имеют никакого отношения к путевым листам. Но и в этом правиле есть исключения. Например, если гражданин использует свою машину для выполнения служебных обязанностей по согласованию с начальством, то организация в таком случае уже обязана оформить путевой лист. Следовательно, если работник поехал на подписание договора на своем транспорте, но с разрешением руководства, то путевка быть должна. А если же сотрудник добирается до основного места работы на своей собственной машине, то ни о каком путевом листе для такой поездки и речи быть не может.

Путевой лист — это своего рода юридическое подтверждение того, что транспорт использовался. Первичный документ решает сразу несколько проблем:

  • фиксирует пробег, чтобы работники не эксплуатировали машины в личных целях;
  • регистрирует количество израсходованного топлива для предупреждения фактов краж на предприятии;
  • определяет занятость водителя для начисления заработной платы за фактически отработанное время;
  • подтверждает допуск водителя к управлению авто (речь идет о медицинском осмотре и наличии водительских прав, допуска у работника);
  • позволяет подтвердить вышеперечисленные расходы при исчислении налогового обременения экономического субъекта.

Простыми словами, путевой лист нужно заполнять не только для того, чтобы предоставить налоговому инспектору на проверку. Путевка в первую очередь используется для порядка в самой организации. То есть чтобы не допустить хищений, подтвердить допуск, сделать верные начисления. И только потом все это зафиксировать в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Учитывайте изменения

Организации вправе не использовать унифицированные бланки первичной документации, а разработать свои документы, которые будут раскрывать все необходимые сведения. Так, к примеру, новая форма путевого листа легкового автомобиля 2019 года, вступившая в силу еще с 15.12.2017, утвержденная Приказом Минтранса от 07.11.2017 № 476, не обязательна к применению. Учреждение вправе заполнять свой бланк. Однако придется учесть важные изменения, которые предусмотрели чиновники.

Напомним, что законодательство в отношении первичной документации обязывает пользователей соблюдать определенные требования. Конкретные требования установлены в отношении обязательных реквизитов первички. То есть документ должен раскрывать конкретные сведения об операции. В противном случае бумага будет признана ничтожной, и ее нельзя будет принять к учету.

Обязательные реквизиты путевого листа

Общие требования к первичной документации закрепляет статья 9 закона № 402-ФЗ, а также пункт 25 Федерального стандарта № 256н. Только полное раскрытие следующих реквизитов дает право принять путевой лист к бухгалтерскому и налоговому учетам:

  • наименование первички: «Путевой лист»;
  • дата составления бумаги;
  • наименование субъекта учета, составившего документ, то есть указывается наименование организации;
  • содержание факта хозяйственной жизни, для путевого листа — это эксплуатация автомобиля;
  • величина натурального или денежного измерения с указанием единиц измерения, в путевом листе раскрывается сразу несколько показателей, это и остаток ГСМ (бензин, газ, дизельное топливо), это и нормы рабочего времени водителя (часы, смены для начисления заработной платы), это могут быть и другие показатели, в зависимости от специфики деятельности, например пройденные км;
  • наименование должности работника, лица, отразившего операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности работника, лица, ответственного за оформление факта хозяйственной деятельности;
  • подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, например указание реквизитов доверенности, на основании которой действуют доверенные лица.

Однако этих требований для бланка путевого листа легкового автомобиля 2019 недостаточно. Ведь перечислены только требования, актуальные для бухучета. А путевой лист — это специфическое разрешение на эксплуатацию транспортного средства. Следовательно, нужна дополнительная информация.

Так, Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. Приказа № 476 от 07.11.2017) закрепляет ряд специфических сведений, которые должны быть раскрыты в обязательном порядке при заполнении путевого листа. К таковым следует относить:

Сведения путевого листа

Комментарии, что и как требуется раскрыть

Наименование и номер путевого листа

Номер документа устанавливается только в хронологическом порядке. Дробных чисел (100/1) или буквенных дополнений (100а) быть не должно.

Сведения о сроке действия путевого листа

Максимум один месяц. Транспортные компании при осуществлении перевозок должны выписывать путевые листы каждый день.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства

  • наименование;
  • организационно-правовую форму;
  • местонахождение (адрес);
  • номер телефона;
  • ОГРН.

Сведения о транспортном средстве

Тип автомобиля, государственный регистрационный знак, показания одометра, а также дату и время выезда возвращения, дата и время проведения ТО.

Сведения о водителе

Ф.И.О. водителя, номер водительского удостоверения, дата и время прохождения медосмотра.

Какой бланк использовать

Унифицированный бланк путевого листа легкового автомобиля 2019 утвержден Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. С 26 февраля изменился перечень обязательных реквизитов: добавили строку «Прошел предрейсовый контроль технического состояния» и исключили печать организации.

Также можно самостоятельно разработать свою форму листа путевки и закрепить ее в учетной политике для целей бухучета. При этом не забудьте про обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в таком бланке.

Так выглядит путевой лист легкового автомобиля, форма 3. Скачайте его в качестве образца.

Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля

Бумагу следует оформлять на каждый автомобиль. Это относится как к собственному транспорту бюджетной организации, так и к арендованному, даже если работник использует собственную машину в служебных целях. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину заполнить сразу нескольких путевок для каждого водителя. Информация о выданном документе вносится в . Оформленные документы нужно хранить в течение 5 лет.

Автотранспортные предприятия заполняют путевки ежедневно. Другие могут делать это с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ, но не реже чем один раз в месяц. Однако если заполняется образец путевого листа легкового автомобиля на месяц, может потребоваться его редактирование.

Заполнять бланк должен уполномоченный сотрудник. Это может быть диспетчер или секретарь автохозяйства. Все путевки должны быть пронумерованы.

При выезде автомобиля, а также после его возвращения в гараж, путевку должен проверить механик или сотрудник, который отвечает за эксплуатацию автотранспорта, и заверить своей подписью с указанием Ф.И.О. Проверяются показания одометра, расход топлива и т. д. Показание одометра на начало очередного дня должно совпадать с показанием на конец предыдущего. Разница между показаниями на начало и на конец дня должна соответствовать дневному пробегу. Кроме того, указывается марка горючего, а также поступление и использование ГСМ.

Показатель «Расход горючего по норме» указывают в соответствии с теми нормами расхода топлива, которые утверждены в бюджетной организации приказом руководителя.

Также в обязательном порядке должны быть проставлены о прохождении медицинского предрейсового и послерейсового осмотров. По результатам предрейсового осмотра медработник должен сделать запись «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового — «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».

На обратной стороне путевки указывается информация, куда следует автомобиль. В противном случае она не является подтверждением расходов на приобретение ГСМ.

Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Ответственность

За привлечение к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр, предусмотрена административная ответственность. А если не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку сделает не квалифицированный врач, а кто-то другой, бюджетную организацию оштрафуют.

Трудовая инспекция может оштрафовать (ч. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП):

  • организацию — на сумму от 110 000 до 130 000 руб.;
  • должностных лиц (например руководителя) — от 15 000 до 25 000 руб.

Помимо этого, водителя могут наказать сотрудники ГИБДД. Так, за управление транспортным средством организации без путевого листа предусмотрен штраф в сумме 500 рублей (). Однако инспекторы ГИБДД на первый раз могут ограничиться и предупреждением.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ