Предприятия, отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Поэтому земельные участки в границах СЗЗ предоставляются при наличии заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора об отсутствии нарушений санитарных норм и правил.
Санитарно-защитная зона должна предусматриваться на всех этапах разработки градостроительной, предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса.
Запрещается размещение в санитарно-защитной зоне коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В границах санитарно-защитной зоны и на территории промплощадок запрещается размещать предприятия пищевой промышленности, а также по производству посуды, тары, оборудования и т.д. для пищевой промышленности, склады готовой продукции, предприятия по производству воды и напитков для питьевых целей, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды. Размещение спортивных сооружений; парков, образовательных учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования на территории санитарно-защитной зоны не допускается.
В границах СЗЗ можно размещать сельхозугодья для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания; предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство.
В санитарно-защитной зоне запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо её часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ СЗЗ.
3. Земли энергетики.
3.1 Понятие земель энергетики.
Земли энергетики используются в качестве пространственного операционного базиса для размещения соответствующих энергетических объектов. Основные положения правового режима земель энергетики содержаться в статье 89 Земельного кодекса. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Выделяются два подвида земель энергетики. К первому подвиду относятся земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. Ко второму подвиду – земельные участки, на которых находятся воздушные линии электропередачи, подстанции, распределительные пункты, другие сооружения и объекты энергетики.
Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действующее законодательство предусматривает специальные требования, касающиеся энергетических объектов. Так, при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.
Должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы.
Ядерные установки, в том числе атомные станции, размещаются при наличии по
проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений
государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз,
подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.
3.2 Правовой режим земельных участков атомных электростанций.
Правовой режим земельных участков, на которых расположены атомные электростанции, ядерные установки и другие объекты, весьма специфичен. Поскольку ядерные объекты относятся к числу источников повышенной опасности и их деятельность представляет собой угрозу здоровью, жизни населения и окружающей среде, то в законодательстве предусмотрены специальные требования, касающиеся размещения этих объектов. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» регулирует некоторые вопросы правового режима земель, занятых ядерными установками, радиационными источниками и пунктами хранения.
В данном Законе урегулирован порядок размещения ядерных объектов (ст. 30). Закреплены основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Решения о сооружении ядерных установок, пунктов хранения, имеющих оборонное значение, а также о их размещении принимаются Правительством Российской Федерации (ст. 28 Закона)
Земельные участки и недра для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения предоставляются в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 306 Утверждены Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, устанавливаются особые территории – санитарно-защитная зона и зона наблюдения.
В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должна контролироваться радиационная
обстановка.
3.3 Правовой режим земель, занятых линиями электропередачи.
Правовой режим земель линий электропередачи урегулирован в нескольких подзаконных нормативных правовых актах. Так, постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 486 Утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети .
Правила предусматривают, что воздушная линия электропередачи разрешается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесённые к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Порядок использования земель, на которых установлены линии электропередачи, определён в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6.
Особенность правового режима этих земель заключается в том, что вдоль них устанавливаются охранные зоны. Действуют правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667 .
Земельные участки, включенные в состав охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В, не подлежат изъятию у собственников земельных участков и землепользователей, но используются ими с соблюдением требований Правил.
Особенностью правового режима земель, занятых линиями электропередачи, является также то, что законодательство устанавливает определенные ограничения на размещение этих объектов. В то же время устанавливаются ограничения прав лиц, использующих земельные участки, на которых находятся такие объекты, в интересах охраны линий электропередачи.
Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ст. 37 предусматривает, что если решение органа государственной власти или органа местного самоуправления затрагивает интересы одного или нескольких членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (прокладка в границах земельных участков членов такого объединения инженерных сетей, установка опор линий электропередачи и др.), необходимо согласие в письменной форме собственников (владельцев, пользователей) данных земельных участков.
4. Земли транспорта.
4.1 Понятие земель транспорта.
В соответствии со статьёй 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Правовой режим земель транспорта определён в Положении о землях транспорта, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. № 24 . Установление зон с особыми условиями использования земель – отличительная черта правового режима земель транспорта. Особенность правого режима этих земель заключается в том, что он может распространяться не только на земельные участки, специально предоставленные для транспортных предприятий, но я на соседние, смежные земельные участки. В целях обеспечения нормальной эксплуатации, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к земельным участкам, предоставленным в пользование организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с введением в них особых условий землепользования.
К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для
обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и
других объектов транспорта, а также земли с подвижными песками, прилегающие к
землям транспорта. Земли охранных зон транспорта не изымаются у собственников
земельных участков и используются ими с соблюдением действующих ограничений.
Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями
охранных зон определяется для каждого вида транспорта в соответствии с
действующим законодательством.
4.2 Правовой режим земель железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
размещения железнодорожных путей;
размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
установление полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 Земельного кодекса).
В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.
Порядок использования полосы железных дорог регулируются Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15 мая 1999 г. № 26Ц . Однако теперь порядок установления и использования полосы отвода железных дорог должен определяться Правительством Российской Федерации.
4.3 Правовой режим земель автомобильного транспорта.
Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, согласно п. 3 ст. 90 Земельного кодекса, могут предоставляться земельные участки для:
размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
установление полос отвода автомобильных дорог.
Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном Земельном кодексе порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.
Положение о землях транспорта включает в состав земель автомобильного транспорта дорожное хозяйство, земли, занятые автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями. Основная часть земель автомобильных дорог – полосы отвода.
В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 были утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования . Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
К особенностям правового режима земель автомобильного транспорта относится
резервирование земельных участков для строительства автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1999 г. № 718 «О резервировании
земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных
дорог общего пользования»
предусмотрено, что должны учитываться земельные участки, подлежащие
резервированию в государственном земельном кадастре, и представляться
необходимая документация для их государственной регистрации. На этих землях
действует особый режим землепользования, и строительство любых объектов
осуществляется в установленном порядке по решению уполномоченных органов при
обязательном согласовании с Российским дорожным агентством.
4.4 Правовой режим земель внутреннего водного транспорта и морского транспорта.
Согласно п. 4 ст. 90 Земельного кодекса, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского и внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ .
Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, негативно влияющих на состояние внутренних водных путей и береговой полосы или затрудняющих их использование.
Определение земель морского транспорта закреплено в п. 16 Положения о землях транспорта. К землям морского транспорта относятся земельные участки, занятые морскими портами, другими специальными сооружениями и судоремонтными заводами. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. (ст. 9) предусматривает, что в понятие «морской порт» включаются комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов.
Правовой режим земель морского транспорта не предусматривает установления
охранных зон или зон с особыми условиями использования земель.
4.5 Правовой режим земель воздушного транспорта.
Для обеспечения функционирования организаций и объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлётно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта (п. 5 ст. 90 ЗК).
Согласно ст. 43 Воздушного кодекса РФ, отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством РФ.
Воздушный кодекс РФ регулирует вопросы установления ограничений по использованию земельных участков в целях обеспечения безопасности воздушного транспорта. Так, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах при аэродромной территории должны проводиться с соблюдением требованием безопасности полётов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома (ст. 46).
5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.
5.1 Понятие земель связи, радиовещания, телевидения, информатики.
В соответствии со статьёй 91 Земельного кодекса Российской Федерации, землями данной категории признаёт земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
5.2 Правовой режим земель связи.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» к землям связи относятся земельные участки, предоставляемые для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.
Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установление охранных зон сетей связи и создание просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются законодательством РФ.
Как установлено ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Для размещения объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи земельные участки предоставляются по ходатайству федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, или другого органа, выступающего по его поручению в качестве заказчика соответствующих работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, регулируют правовой режим охранных зон линий и сооружений радиофикации, определяют условия проведения работ в таких охранных зонах, закрепляют права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в этих зонах.
Цель Правил – обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, в том числе путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.
Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.
Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне.
Что касается правового режима радиовещания, телевидения и информатики, то он
практически в действующем законодательстве не урегулирован.
6. Земли для обеспечения космической деятельности.
6.1 Понятие земель для обеспечения космической деятельности.
Согласно ст. 92 Земельного кодекса данным видом земель признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций или объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Для обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные
участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая
космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные
комплексы, центры и пункты управления полётами космических объектов, пункты
приёма, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники,
районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических
объектов и взлётно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для
обработки космической техники, центры и оборудование для подготовки
космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые в космической
деятельности. Земли для обеспечения космической деятельности делятся на два
основных подвида: земли, занятые различными наземными объектами космической
инфраструктуры, и земли, включенные в состав районов падения отделяющихся
частей ракет.
6.2 Правовой режим земель, занятых наземными объектами космической инфраструктуры.
Порядок использования этих земель регулируется Законом РФ от 20 августа 1993 г.
«О космической деятельности» .
Статья 18 этого Закона к числу наземных и иных объектов космической
инфраструктуры относит космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки;
командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами
космических объектов; пункты приёма, хранения и обработки информации; базы
хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических
объектов; полигоны посадки космических объектов и взлётно-посадочные полосы;
объекты экспериментальной базы для обработки космической техники; центры и
оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику,
используемые в космической деятельности. Выделение земельных участков и
использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним
зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации.
6.3 Правовой режим земельных участков, используемых
под районы падения отделяющихся частей ракет.
Такие земельные участки используются в качестве мест падения отделяющихся частей ракет эпизодически. Поэтому они у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством РФ (п. 3 ст. 92 ЗК).
Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов. Правовой режим таких земель весьма специфичен.
Органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет с космодромов и полигонов. Районы падения используются на основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы.
Министерство обороны РФ обязано возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендатором прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет.
Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах бороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).
7. Земли обороны и безопасности.
7.1 Понятие правового режима земель обороны и безопасности.
Порядок и условия использования земель обороны и безопасности установлен в статье 93 Земельного кодекса РФ. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используют или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Так, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил нашей страны.
В случае необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.
Для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений, пограничных знаков, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.
Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, земельные участки предоставляются в постоянное пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальных образованиях особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
Земельный кодекс допускает возможность передачи отдельных земельных участков
при соблюдении определённых условий из земель, предоставленных для нужд обороны
и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим и
физическим лицам.
7.2 Правовой режим земель обороны.
Кроме Земельного кодекса РФ условия использования земель для обеспечения обороны страны установлены и в иных законодательных актах. Так, ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
На этих землях располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населённых пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.
Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов . Запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного значения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
В законодательстве определен правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта признается совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования установлены в Федеральном законе от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» . Вокруг таких объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 208 , определяет порядок установления и функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и по уничтожению химического оружия.
Правовой режим земельных участков, на которых находятся хранилища, склады государственного и мобилизационного резервов, урегулирован в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» . Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренным указанным Законом.
Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и другие объекты, входящие в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых они расположены, составляют федеральную собственность.
7.3 Правовой режим земель безопасности.
Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, которые признаются землями безопасности, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» .
Согласно ст. 16 этого Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водоёмов и острова на указанных водоёмах. В пограничную зону могут не включатся территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений или объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Заключение.
Земля существует без всякого содействия со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля – территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это важное свойство земли отражено в статье 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Современное законодательство, определяющее правовой режим объектов, признанных недвижимым имуществом (земельных участков, недр, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаждений, а также объектов, созданных человеком: зданий и сооружений), развивается в направлении комплексного регулирования общественных отношений, складывающихся по их поводу. Неразрывная взаимосвязь земли, иных природных и искусственно созданных объектов отчетливо проявляется в земельном, градостроительном, гражданском законодательстве, законодательстве о природных ресурсах и иных отраслях.
Тесная связь земельного, горного, водного и лесного законодательства всегда отмечалось в юридической науке. Эти отрасли развиваются в определенном органическом единстве, обусловленном тем, что предметы их правового регулирования касаются объектов, являющихся составными частями природной среды.
I. Нормативный материал.
1. «Конституция Российской Федерации». Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001), (ред. от 08.11.2007), (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2008).
3. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006), (ред. от 19.06.2007).
4. «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» Постановление Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 32. Ст. 3189.
II. Специальная литература.
5. Бархатов М.В. Комментарии к земельному законодательству РФ.- М.: Юрайт, 2005.- 372 с.
6. Боголюбов С.А., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. – 528 с.
7. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 2005. – 671 с.
См.: Нормы отвода земель для мелиоративных каналов № СН 474-75,
утверждённые постановлением Госстроя СССР от 14 июля 1975 г. № 120; Нормы
отвода земель для автомобильных дорог № СН 467-74, утверждённые постановлением
Госстроя СССР от 19 декабря 1974 г. №248; Нормы отвода земель для железных
дорог № СН 468-74, утверждённые постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974
г. № 247, и др.
БНА РФ. 2003. № 29.
Ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Статья 88. Земли промышленности
Статья 89. Земли энергетики
Статья 90. Земли транспорта
Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
Статья 93. Земли обороны и безопасности
Земли специального назначения и иных категорий – это земельные участки основной целью использования которых является эксплуатация промышленных сооружений, инженерных объектов, обеспечивающих какую-либо область экономики государства.
Право на использование промышленных земель возникает на основании Земельного кодекса . Состав земель включенных в категорию определяется в зависимости от целей их использования.
Государственная граница РФ также причисляется к этой категории и представляет собой линию, определяющую границы государства.
Для обеспечения целостности государственной границы в постоянное пользование отдаются полосы и земельные участки для строительства заградительных сооружений.
Участки, которые переданы под автомобильные и железные дороги, гражданскую авиацию, водные виды транспорта, под сооружения для их обслуживания и отводы дорог.
Участки, на которых размещаются предприятия связи, кабели наземные и подземные, усилительные пункты, здания для их обслуживания.
К ним же относятся отделения почтовой связи, которые обязательно вносятся в проекты и планы населенных пунктов согласно ФЗ от 17.07.1999 N176-ФЗ «О почтовой связи» .
Районом падения частей ракет может оказаться и территория, находящаяся в частной собственности. Для таких ситуаций предусмотрен порядок возмещения убытков (Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 N536).
В рамках законодательства предоставляются участки под гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, хранилища ядерных отходов, подстанций, распределительных станций и т.д.
Правовой режим этих территорий предусматривает создание санитарно-защитных зон вокруг них. Размер зоны устанавливается при расчетах мощности объекта , а также возможных экологически неблагоприятных последствий при аварии на нем.
Полезную информацию о землях для энергетики можно найти в .
Выделяются под промышленные объекты, а также административные и хозяйственные строения, обеспечивающие эту деятельность. Выделяется два типа земель внутри этой категории:
Правовой режим промышленных земель обязывает субъектов правоотношений к созданию санитарно-защитных зон и соблюдению природоохранных требований.
Подробнее о землях промышленного назначения читайте
(ЗК РФ редакция 2018-2019)
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Развитие производительных сил требует все большего количества земель для развития промышленного производства, энергетики, транспорта, связи, других отраслей экономики и иного специального назначения, которые представляют собой особую правовую категорию земель в составе земельного фонда РФ.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (далее – земли промышленности и иного специального назначения) признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов указанных направлений деятельности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на следующие основные виды:
Исчерпывающего перечня указанных земель нет. Земли
промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения.
Для размещения объектов промышленности и иного специального назначения должны предоставляться в первую очередь несельскохозяйственные земли, а также земли, непригодные для сельского хозяйства, а при отсутствии таковых – угодья худшего качества. Предоставление земель для указанных целей за счет сельскохозяйственных угодий может производиться лишь в случае особой необходимости и при условии, что в данной местности нет других земель, которые могут быть использованы для указанных целей.
Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:
Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Перевод указанных земель или земельных участков в составе этих земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась деятельность, связанная с нарушением почвенного слоя, в другую категорию земель допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Здесь необходимо отметить, что в соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки из состава земель промышленности и иного специального назначения, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
Кроме этого, ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем охранные зоны изъятых из оборота или ограниченных в обороте указанных земельных участков могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для определенного целевого использования с учетом установленного режима.
Земли промышленности и иного специального назначения характеризуются следующими правовыми особенностями.
Возможны случаи нахождения указанных земель в пользовании отдельных общественных организаций. В строго установленных законом случаях граждане могут получать во вторичное пользование земельные участки из состава этих земель.
5. Государственные учреждения, предприятия, организации, предприниматели и граждане являются не только субъектами права пользования указанными землями, но в то же время обладают правомочиями внутрихозяйственного управления ими.
На правовой режим земель промышленности и иного специального назначения влияют следующие обстоятельства:
– строго целевое использование данных земельных участков. Например, земли энергетики нельзя использовать для жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отношения к соответствующему целевому использованию этих земель.
Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, предусмотренные действующим земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право аренды гражданами и юридическими лицами свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта для сельскохозяйственного использования; право аренды или безвозмездного срочного пользования юридическими лицами и гражданами отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;
Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются следующие правила:
Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользований, действует на каждом из этих видов землепользования в преломлении к специальному режиму, установленному законом для земель промышленности, связи, транспорта и др.
Рассмотрим его подробнее применительно к отдельным видам этих земель.