В Земельном кодексе РФ закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:
Основное назначение названных вещных прав - обеспечение доступа к использованию имущества лицами, не являющимися его собственниками. Особенность указанных вещных прав на чужое имущество - будучи связанными с правом собственности на то же самое имущество, а в ряде случаев и возникая по воле собственника, они имеют самостоятельное параллельное с правом собственности существование. Вещное право следует за вещью , а не за лицом, поэтому смена собственника вещи сама по себе не влечет прекращения иного вещного права на нее.
Существовавшие до принятия Земельного кодекса РФ и не соответствующие его положениям права на земельные участки (право хозяйственного ведения , право оперативного управления и др.) в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в целях упорядочения видов прав на землю, подлежат переоформлению со дня введения Кодекса в действие.
Права и обязанности пользователей земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц , в законе не урегулированы. Однако на основе логического толкования соответствующих статей Земельного кодекса можно сделать вывод, что аналогичными правами и обязанностями обладают и пользователи земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Эти права и обязанности могут быть в определенной степени конкретизированы в договоре , заключаемом между пользователем и собственником земельного участка.
Порядок пользования земельным участком субъектом права устанавливается по соглашению с собственником земельного участка в случае, если сервитут устанавливается договором, либо в судебном решении при недостижении соглашения об установлении и условиях сервитута (ст. 274 ГК).
Правомочия арендатора и субъекта права безвозмездного пользования земельным участком устанавливаются соответствующим договором (ст. 615 ГК РФ).
Порядок пользования земельным участком лицами, не являющимися его собственниками, включает в себя обязанности, предусмотренные ст. 42 Земельного кодекса РФ .
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК право распоряжаться по своему усмотрению имуществом предоставлено его собственнику. Соответственно лица, не являющиеся собственниками имущества, не вправе по общему правилу им распоряжаться. В отношении субъектов прав на земельные участки законом сделаны два исключения:
Земля (земельные участки) - особый вид недвижимости, объект земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, и в этом смысле она именуется земельной собственностью.
В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
Разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
Согласно этому Закону уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами составляет перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Перечни составляются с учетом указанных в Федеральном законе оснований отнесения земельных участков к той или иной форме собственности.
Кроме земельных участков федерального статуса при разграничении государственной собственности федеральной собственностью являются также земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Российская Федерация имеет право также приобрести земельные участки в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с российским законодательством, Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе. Его правовой режим определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. от 9 мая 2005 г.).
Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования либо передаются в аренду или в безвозмездное срочное пользование.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены субъектами РФ в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности субъектов РФ возникает также на земельные участки: занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности данных субъектов; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; отнесенные к землям особо охраняемых территорий регионального значения; землям лесного и водного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.
Муниципальная собственность возникает на те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и приняты в соответствии с ними законами субъектов РФ. При этом в целях развития муниципальных образований Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, в том числе за пределами их границ (п. 3 ст. 19).
Данные о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 15 февраля 2006 г.) в состав муниципальной собственности помимо перечисленного в законе имущества входят также муниципальные земли и другие природные ресурсы.
В п. 1 ст. 36 Конституции РФ сказано: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю». Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ). Перечень лиц, имеющих право приобрести земельные участки в частную собственность, назван также в Указе Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» (с изм. от 26 марта 2003 г.).
В частности, по закону в собственности граждан и юридических лиц могут находиться земельные участки, обособленные водоемы - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Размеры этих водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.
Деревья, кустарники, растительность, расположенная на земельном участке, находящимся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не предусмотрено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение этой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире.
В частности, Конституция РФ предусматривает, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц» (ст. 3, 6). Этих три названных правомочия в совокупности определяют содержание права собственности обладателя земельного участка. Рассмотрим кратко их правовое содержание.
Гражданин или юридическое лицо, признанные собственником земельного участка, имеют право владеть им, т.е. иметь в наличии. Чтобы осуществлять такое владение, лицо должно приобрести земельный участок как реальность. Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка и имеющие на это право, подают о том заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в ведении которых находятся земельные участки. По их поручению готовятся необходимые документы, и принимается решение о предоставлении или продаже земельного участка. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является основанием для отвода участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право собственности.
При покупке земельного участка или его части в собственность решение указанного органа является основанием для заключения договора купли-продажи. Приступать к использованию земельного участка, т.е. осуществить право владения им, разрешается после установления границ участка в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности.
Право пользования земельным участком - это правомочие собственника земли, которое осуществляется путем присвоения полезных свойств и извлечения доходов от принадлежащего ему земельного участка. Пределы такого пользования определяются законом.
Право распоряжения земельной собственностью - это право собственника определять юридическую судьбу своего имущества. Пределы этого правомочия не безграничны. Они установлены в Конституции РФ, определяющей, что землей собственники распоряжаются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36). Гражданские права могут быть также ограничены и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 2 ГК РФ).
Распорядительные полномочия земельного собственника проявляются в его праве совершать различные сделки со своим земельным участком. Границы этих полномочий в настоящее время регулируются нормами земельного и гражданского законодательства. Не могут быть объектами сделок земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота (ст. 27 ЗК РФ), в других указанных законом случаях.
Гражданский кодекс признает наряду с правом собственности иные юридические титулы на землю: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитут.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенным гражданином до введения в действие Земельного кодекса 2001 г., сохраняется. Однако распоряжение земельным участком, который находится на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право однократно и бесплатно приобрести их в собственность.
Предоставлении земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения нового Земельного кодекса РФ не допускается (п. 1 ст. 21 ЗК РФ). Запрет на предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования не исключает возможности приобретения земельных участков на основании этих правовых титулов при приобретении недвижимого имущества, расположенного на таких земельных участках.
С принятием действующего Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Но право постоянного (бессрочного пользования) находящимся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ сохраняется (п. 2, 3 ст. 20 ЗК РФ), при некотором ограничении их прав. Так, граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования, сказано в действующем Земельном кодексе, не вправе распоряжаться этими земельными участками. При этом данные граждане имеют право приобрести их в собственность бесплатно. Право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у гражданина в постоянном (бессрочном) пользовании, разрешается лишь однократно.
Действующее российское законодательство различает частные и публичные сервитуты.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ГК РФ (п. 1 ст. 274) собственник земельного участка от собственника другого земельного участка вправе требовать предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитут). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Правовой режим публичного сервитута регулируется Земельным кодексом РФ.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, сохраняет право владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Одновременно установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон (п. 1 ст. 275 ГК РФ) закрепляет в отношении сервитутов право следования. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность - не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Земельные участки, которые были национализированы до 1 января 1991 г. в соответствии с законодательством возврату не подлежат, их собственность бывшим собственникам не возмещается и не компенсируется.
Распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки следует признать акты государственных органов и местного самоуправления (ст. 28, 29 ЗК РФ), а также договоры и иные сделки (ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, ст. 549 ГК РФ). Ограниченные вещные права могут возникать на основе правопреемства. Например, к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежащим ему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Гражданское законодательство предусматривает возникновение гражданских прав из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Однако практика все же исходит из того, что права на земельный участок возникают лишь из сделок, предусмотренных законом.
Права на земельные участки, возникшие по основаниям, перечисленным в федеральных законах, подлежат государственной регистрации. Она является единственным доказательством их существования. Датой государственной регистрации определяется момент возникновения права на земельный участок. Вместе с тем государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. от 31 декабря 2005 г.). В исключительных случаях, когда необходим дополнительный контроль за таким важным объектом, как земля, предусмотрена отдельная регистрация сделок, объектом которых выступают земельные участки (п. 3 ст. 339, ст. 584, п. 2 ст. 609 ГК РФ). Но это положение не должно пониматься расширительно, все случаи регистрации таких сделок должны быть указаны в федеральных законах. Так, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем 1 год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование; гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).
По действующему законодательству земельные участки в постоянное пользование гражданам теперь не предоставляются. Однако если такое право у гражданина возникло до даты опубликования действующего Земельного кодекса, то оно за гражданином сохраняется. При этом ему разрешено переоформить свое право постоянного пользования земельным участком на право собственности.
Юридические лица, в отличие от граждан, по закону обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 2004 г.
Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным имуществом.
Землями, находящимися в собственности субъектов РФ. распоряжаются органы исполнительной власти субъекта Федерации согласно его законодательству.
Муниципальной земельной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок и в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 443 ГК РФ). Этот перечень оснований следует считать исчерпывающим.
Отчуждение собственником своего земельного участка другим субъектам возможно на основании договора. Граждане и юридические лица свободны от заключения договора. Его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, установленных законом (ст. 421 ГК РФ). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
Собственник имеет право в одностороннем порядке отказаться от принадлежащего ему земельного участка. В этом случае он подает заявление об отказе от осуществления права собственности на земельный участок в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие земли. С момента подачи заявления земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. Порядок прекращения прав на нее установлен гражданским законодательством
Основаниями принудительного изъятия у собственника земельного участка могут быть виновные действия собственника участка либо иные обстоятельства.
Вина собственника доказывается, когда земельный участок изымается в связи с использованием его собственником не в соответствии с его назначением (ст. 284 ГК РФ) либо с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе нецелевым назначением земельного участка (ст. 285 ГК РФ), при конфискации земельного участка по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ).
Основания прекращения ограниченных вещных прав на землю указаны в гл. VII ЗК РФ, ст. 287 ГК РФ и др.
Так, право землепользователя либо землевладельца может быть прекращено принудительно по обстоятельствам, указанным в законе. Ими признаются: использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение умышленно совершенных следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча и уничтожение плодородного слоя почвы; нарушения установленного соответствующими нормами режима использования земель особо охраняемых территорий, земель природоохранного назначения; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению качества земель; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; реквизиция земельного участка.
Безвозмездное (срочное) пользование земельным участком может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.
Настольная книга нотариуса Гонгало Бронислав Мичиславович
§ 3. Иные вещные права на землю
1. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками
В соответствии со ст. 264 ГК земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное пользование.
Согласно ст. 269 ГК и 41 ЗК лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о передаче земельного участка.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено договором, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и иного недвижимого имущества.
Следует иметь в виду, что некоторые нормы гражданского законодательства в настоящее время не могут быть применимы, как противоречащие наиболее приоритетным нормам земельного законодательства.
Так, ГК предусматривает, к примеру, возможность приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лицом, к которому перешло право собственности на здание (сооружение) и иное недвижимое имущество, находящееся на нем. К данной и ей подобным нормам ГК следует относиться с достаточной осторожностью. При этом нельзя забывать, что в соответствии со ст. 35 ЗК при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает только право на использование соответствующей части земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, но не само право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Титул владельца земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования такое лицо будет приобрести не вправе, за исключением следующих субъектов: государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Право распоряжения земельным участком, находящимся в постоянном пользовании, жестко ограничено законом. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (продавать, дарить либо отчуждать иным способом). Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.
Статьей 270 ГК предусмотрено право лица, которому участок предоставлен в постоянное пользование, передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка. Однако указанные действия являются элементами права распоряжения, поэтому не могут применяться в силу недопустимости распоряжения земельными участками, находящимися в постоянном пользовании.
Необходимо иметь в виду, что новое земельное законодательство нацелено на постепенное вытеснение права постоянного (бессрочного) пользования. Указанная позиция государства проявляется в двух основных формах:
– во-первых, законом предельно ограничен круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование;
– во-вторых, отдельным субъектам земельных правоотношений прямо предписана необходимость изменения правового режима земельного участка, которым они обладают.
Так, юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ).
Исключение из этого общего правила установлено законом только для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Названные субъекты вправе не переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, более того, участки в постоянное (бессрочное) пользование могут предоставляться им и в дальнейшем.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Вместе с тем особо следует подчеркнуть именно постепенность прекращения существования указанного права. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется и не ограничивается какими-либо сроками. Предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному ЗК праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ЗК (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ).
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.
Статьей 45 ЗК установлены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок. При этом распоряжение земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при использовании его с нарушениями норм земельного и иного законодательства (не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; при использовании земельного участка ненадлежащими способами и т.п.) прекращается принудительно.
Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принимается судом.
При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе продлить этот срок.
2. Пожизненное наследуемое владение земельными участками
Согласно ст. 265 ГК право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусматриваются земельным законодательством.
Порядок использования земельных участков правообладателем аналогичен порядку использования участков, предоставленных в постоянное пользование. Обладатель названного титула осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о передаче земельного участка в пожизненное наследуемое владение. Правообладатель вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, в том числе возводить для этих целей на участке недвижимое имущество, если из условий пользования этим участком не вытекает иное.
Следует отметить специфический субъектный состав титула «пожизненное наследуемое владение земельным участком». Обладателями названного права могут быть только физические лица.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК не допускается. Таким образом, законодательная политика направлена на постепенную ликвидацию права пожизненного наследуемого владения.
Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (п. 2 ст. 21 ЗК). В связи с этим стоит еще раз отметить, что правило, содержащееся в ст. 267 ГК, о возможности передачи землевладельцем участка в аренду и безвозмездное срочное пользование после введения в действие ЗК неприменимо. Земельный участок, а также само вещное право пожизненного наследуемого владения не могут являться объектами отчуждения, а также не могут быть переданы в аренду, залог или безвозмездное срочное пользование. Исключением является только переход прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
В нотариальной практике, а также практике деятельности учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нередко возникает вопрос, что именно является предметом наследования в случаях, когда наследодатель являлся обладателем права пожизненного наследуемого владения земельным участком: земельный участок, как таковой, либо названное вещное право. Представляется, что ответ на этот вопрос достаточно четко дан самим законодательством. Согласно ст. 1181 ГК принадлежащее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК. На принятие наследства, в состав которого входит данное право, специального разрешения не требуется.
Помимо ГК аналогичная норма содержится и в ЗК: в п. 2 ст. 21 ЗК речь идет о переходе по наследству именно прав на земельный участок, а не о самом земельном участке.
Таким образом, по наследству переходит вещное право – право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Иную позицию следует признать неправильной.
Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть прекращено по тем же основаниям и в том же порядке, что и право постоянного (бессрочного) пользования участком. Право пожизненного наследуемого владения прекращается при отказе землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок. При этом распоряжение земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком при использовании его с нарушениями норм земельного и иного законодательства прекращается принудительно в судебном порядке.
В случае разрушения недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, принадлежащем на праве пожизненного наследуемого владения, от ветхости либо стихийных бедствий титул пожизненного наследуемого владения сохраняется за землевладельцем, если он начал восстанавливать уничтоженное либо разрушенное недвижимое имущество в течение трех лет. Названный срок может быть продлен исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
3. Аренда земельных участков
Общее понятие договора аренды содержится в нормах гражданского законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 606 ГК по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Применительно к земельным правоотношениям само по себе понятие аренды не отличается какими-либо особенностями. Однако порядок заключения, исполнения и прекращения договоров аренды земельных участков имеет некоторую специфику с учетом своеобразия и неизмеримой значимости объекта аренды.
Предоставление земельных участков в аренду их собственниками осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. В случае несоблюдения правил о форме договора либо о его государственной регистрации договор считается незаключенным. Исключение составляют краткосрочные договоры аренды земельных участков. Согласно п. 2 ст. 26 ЗК договоры аренды земельного участка а также субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следует помнить, что объектом аренды может быть только имущество; нельзя передать в аренду имущественные права. С учетом этого, если собственнику принадлежит не земельный участок как таковой, а только доля в праве общей собственности на этот участок, заключить договор аренды не представляется возможным.
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК практически любые земельные участки, за исключением участков, изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду. Более того, п. 11 названной статьи сделано исключение из этого общего правила: даже изъятые из оборота земельные участки могут быть переданы в аренду в случаях, установленных федеральными законами.
Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории РФ земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Действующее законодательство практически не регламентирует вопрос о сроках договора аренды земельных участков. Срок договора определяется соглашением сторон.
По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением следующих случаев:
– если собственник недвижимости, расположенной на данном земельном участке, намерен реализовать предоставленное ему законом преимущественное право покупки или аренды земельного участка (п. 3 ст. 35 ЗК);
– если собственник недвижимости, находящейся на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, реализует свое исключительное право на приватизацию этого участка (п. 1 ст. 36 ЗК);
– если договор аренды прекращается по основаниям, названным в ст. 46 ЗК.
Договор аренды земельного участка, как и любого иного имущества, является исключительно возмездным. Одной из основных обязанностей арендатора является своевременное внесение платы за пользование земельным участком (арендной платы). Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе:
– отдать арендные права земельного участка в залог;
– передать арендованный земельный участок в субаренду;
– внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив и т.п.
Указанные права арендатора могут быть переданы третьим лицам в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Законодательством не установлена форма упомянутого уведомления. Представляется, что одним из способов уведомления собственника о передаче арендатором прав по договору аренды третьим лицам может быть передача соответствующего заявления через нотариуса.
При передаче прав арендатора третьим лицам, ответственным по договору аренды земельного участка, перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК.
Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 ЗК.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Кроме того, аренда земельного участка может быть прекращена по основаниям, установленным земельным законодательством. Так, ст. 46 ЗК предусмотрены основания прекращения аренды земельного участка по инициативе арендодателя в случаях:
– использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
– использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
– неустранения совершенных умышленно земельных правонарушений, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
– неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
– изъятия или реквизиции земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством.
Прекращение аренды земельного участка по указанным основаниям не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ, а также в иных установленных федеральными законами случаях.
4. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Исходя из нормы, содержащейся в ст. 274 ГК, понятие сервитута возможно сформулировать следующим образом: сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения определенных нужд собственника недвижимого имущества (прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.п.), которые не могут быть обеспечены другим способом.
Помимо гражданского законодательства право ограниченного пользования чужим земельным участком предусмотрено земельным законодательством. Согласно ст. 23 ЗК в земельном законодательстве закреплено два вида сервитутов:
– публичный сервитут.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен по требованию не только лица, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, но и землепользователя, а также землевладельца. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).
Так, могут устанавливаться публичные сервитуты для:
– прохода или проезда через земельный участок;
– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
– проведения дренажных работ на земельном участке;
– забора воды и водопоя;
– прогона скота через земельный участок;
– сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
– использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
– свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
В соответствии с п. 2 ст. 41 ЗК права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Согласно ст. 275 ГК сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу.
Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, не может быть отчужден в иной форме, передан в залог, а также не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу не может по своему усмотрению требовать его прекращения. Согласно п. 1 ст. 48 ЗК прекращение частного сервитута возможно по основаниям, установленным гражданским законодательством. Статьей 276 ГК предусмотрено, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута:
– ввиду отпадения оснований, по которым он установлен (например, для проезда к зданию проложена другая дорога);
– если земельный участок, обремененный сервитутом, не может вследствие этого обременения использоваться его собственником в соответствии с назначением участка.
Если требования собственника земельного участка о прекращении сервитута не удовлетворены, собственник участка вправе обратиться с соответствующим иском в суд.
Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК).
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 1 названного Федерального закона сервитуты рассматриваются как ограничения (обременения) прав собственника или иного правообладателя.
5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками
Согласно ст. 24 ЗК в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:
– из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, названными в ст. 29 ЗК, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК (на срок не более чем один год);
– из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
– из земель организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков) – гражданам, являющимся работниками этих организаций, в виде служебного надела.
Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.
Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон в следующих случаях:
– по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
– при отказе землепользователя от принадлежащего ему права;
– при нарушении установленных законодательством правил пользования земельным участком (в частности, при нарушении целевого назначения участка, при использовании его ненадлежащими способами и т. п.);
– при систематической неуплате земельного налога;
– неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства в указанных целях в течение трех лет;
– изъятия участка по предусмотренным законом основаниям;
– в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен (за исключением перехода работника на пенсию, призыва его на военную службу, поступления на учебу, а также гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей).
Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФГлава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (в ред. Федерального закона от 16.04.2001
Из книги ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 1 автора Дума ГосударственнаяN 45-ФЗ)Нормы главы 17 в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторовГлава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестенГлава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторовГлава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001
Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег АнатольевичВещные права В сравнении с правом эпохи «старого режима» круг вещных прав (т. е. форм обладания, пользования и распоряжения имуществами) был сокращен. Признавались только права собственности, правомерного использования и пользования в порядке сервитута.Центральным
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ Из книги Жилищное право автора Крашенинников Павел ВладимировичГлава 10 Право собственности и иные вещные права на жилые
Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна32. Вещные права на землю: понятие и виды. Вещные права по владению и пользованию чужими земельными участками. Сервитут Вещное право - право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица посредством воздействия на вещь, находящуюся в сфере его
Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина ИвановнаТема 7. Право собственности и иные вещные права на жилые
Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен Из книги Экзамен на адвоката автора Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.Вопрос 88. Вещные права (понятие, признаки). Ограниченные вещные права на земельные участки. Вещные права – права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Вещными правами наряду с
Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий ГригорьевичПонятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не
Из книги автораВещные права Юридическая природа права предприятия на принадлежащее ему имущество Закон о государственном предприятии, признавая самостоятельность и самофинансирование предприятий, их имущественную независимость, не определяет, на каком же праве основываются эти
Из книги автораВещные права на жилище Важнейшим в системе вещных прав является право на жилище, которое характеризуется определенными особенностями, вытекающими из серьезного значения жилища в удовлетворении жизненных потребностей каждого человека.Поэтому вещное право на жилище
Какие существуют виды иных (кроме собственности) вещных прав на землю?
Право собственности, хотя и основное, но далеко не единственное право на землю. Наряду с правом собственности действующее законодательство предусматривает и иные вещные права на землю: право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного (бессрочного) пользования, право временного пользования земельным участком, право аренды земельного участка, право на проведение изыскательских работ, сервитута и др. Все эти права по сравнения с правом собственности предоставляют значительно меньший объем правомочий их носителю (субъекту), нежели право собственности, которое в некоторых системах права характеризуется как абсолютное право господства лица над вещью. В нашем законодательстве такие абсолютные права собственника никогда не признавались и не признаются. Правомочия собственника ограничиваются в интересах общества и защищаемых законом интересов других лиц. Как предусмотрено в ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Вместе с тем собственник обладает достаточно широкими правами по рациональному пользованию и распоряжению землей. Все другие субъекты прав на землю обладают по сравнению с собственником значительно меньшим объемом прав и имеют меньшие возможности по ее рациональному использованию. Именно поэтому в ходе земельных преобразований и встал прежде всего вопрос об отмене монополии государства на землю и законодательного признания иных форм собственности, в первую очередь права частной собственности на землю, что и было сделано Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе», установившим две основные формы собственности на землю: государственную и частную.
Что такое право пожизненного наследуемого владения землей?
Право пожизненного наследуемого владения землей было впервые предусмотрено в нашем законодательстве в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г., в ст. 5 которых было установлено, что в пожизненное наследуемое владение земля предоставляется гражданам СССР для нужд, предусмотренных ст. 20 настоящих Основ (для ведения крестьянского хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, в случае получения по наследству или приобретения жилого дома, для традиционных народных промыслов). Предельные размеры предоставляемых в пожизненное наследуемое владение земельных участков должны были определяться законодательством союзных и автономных республик.
Земельным кодексом РСФСР 1992 г. было предусмотрено, что граждане РСФСР имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельные участки для:
Ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
Индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах;
Садоводства;
Огородничества;
Животноводства;
Иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Гражданам РСФСР и других союзных республик земельные участки в пожизненное наследуемое владение или аренду предоставляются для:
Индивидуального или коллективного дачного строительства;
Строительства коллективных и индивидуальных гаражей;
Предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей.
Было также предусмотрено, что иностранным гражданам земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение не передаются.
Хотя данная статья, как и многие другие, признана недействующей, предусмотренная ею характеристика права пожизненного наследуемого имения землей фактически действуют и по сей день. Вполне понятно, что указанные пробелы в земельном законодательстве должны быть восполнены и чем быстрее, тем лучше.
Владелец землей на указанном праве обладает правомочиями владения и пользования. Что же касается правомочия распоряжения земельным участником, то он, в отличие от собственника, не вправе продать земельный участок или подарить его, но он вправе передать его по наследству. В этом в основном и состоит отличие, данного права от права собственности.
Что понимается под правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?
Согласно ст. 12 ЗК РСФСР, которая также признана недействующей, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другими государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридических лиц союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
Следует отметить, что в условиях монополии государства на землю право пользования землей было одним из основных институтов тогдашнего земельного права, поскольку земля предоставлялась, как правило, на праве пользования - срочного или бессрочного. Предоставление в собственность категорически исключалось. Более того, в тогдашнем Уголовном кодексе РСФСР (ст. 199) предусматривалась уголовная ответственность за нарушение законов о национализации земли.
Субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обладает такими правомочиями, как владение и пользование земельным участком, но он не вправе продать его, подарить, завещать или совершать иные распорядительные сделки по поводу него.
Что такое аренда земельных участков?
Аренда, как и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, была установлена еще в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 г. (ст. 7), в которых были предусмотрены субъекты этого права (граждане СССР, колхозы, совхозы и другие государственные, кооперативные, общественные предприятия, учреждения и организации, совместные предприятия, международные объединения и организации с участием советских и иностранных юридических лиц, иностранные государства, международные организации, иностранные юридические лица и граждане), порядок определения условий аренды, а также законодательство, которым регулируются отношения по аренде земли.
По действующему в Российской Федерации законодательству на условиях аренды земельные участки предоставляются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, юридическим лицам, международным объединениям и организациям с участием российских и иностранных юридических лиц, международным организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам, а также иным организациям и лицам в случаях, предусмотренных законодательством.
По действующему законодательству аренда земельных участков может быть двух видов: краткосрочная - до пяти лет (для пастьбы скота, сенокошения, огородничества, государственных и общественных нужд) и долгосрочная - до пятидесяти лет.
Граждане, имеющие земельные участки на праве собственности, могут передавать их в аренду на срок до пяти лет в случаях временной нетрудоспособности, призыва на действительную военную службу, поступления на учебу. В случае наследования земельного участка несовершеннолетними детьми передача этих участков в аренду под контролем местной администрации допускает на срок до достижения совершеннолетия наследником.
Временно неиспользуемые сельскохозяйственные угодья аграрных формирований (сельскохозяйственных кооперативов, товариществ, акционерных обществ и т. п.) могут быть переданы в аренду для сельскохозяйственного использования на срок не более пяти лет.
Размер арендной платы устанавливается договором, однако он не должен превышать суммы земельного налога с арендуемых земельных участков.
В случае смерти арендатора до истечения срока аренды право аренды переходит одному из его наследников.
Условия аренды в соответствии с действующим законодательством конкретизируются в договоре аренды, который подлежит обязательной регистрации в соответствующих государственных органах.
Что понимается под временным пользованием земельными участками?
Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на временное пользование земельным участком, который подлежит обязательной регистрации в соответствующем государственном органе.
Предельный срок временного пользования земельным участком не должен превышать, как правило, трех лет. Для ведения северного оленеводства и отгонного животноводства земельные участки могут предоставляться на более длительные сроки, не превышающие, однако, двадцати пяти лет.
Что такое сервитут?
Новый Гражданский кодекс Российской Федерации, наряду с правом собственности и другими вещными правами на землю (право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного -бессрочного - пользования земельным участком), предусматривает и такое право, как сервитут, под которым понимается право собственника недвижимости (в данном случае - земельного участка) требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка), предоставления права ограниченного пользования соседним участком.
Сервитут может устанавливаться, как это предусмотрено ст. 274 ГК РФ (гл. 17, как и данная статья, вводится в действие со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания РФ нового Земельного кодекса РФ), для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника земельного участка прав владения, пользования и распоряжения им. Сервитут устанавливается по соглашению заинтересованных сторон и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный им. Однако он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения пользования которым установлен сервитут.
Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, В случаях же, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться по его прямому назначению, собственник вправе потребовать по суду прекращения сервитута.
Что такое «ипотека»?
Ипотека - это залог недвижимости. Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Залогодателем может быть как сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, так и лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо). Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.
Какими нормативными правовыми актами регулируются отношения по ипотеке?
Общие правила о залоге, содержащиеся в Гражданском Кодексе РФ, применяются к отношениям по ипотеке в случаях, когда данным Кодексом или Законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не установлены иные правила. Что же касается залога земельных участков, то их залог может возникнуть лишь постольку, поскольку их оборот допускается федеральными законами.
Особенностям ипотеки земельных участков посвящена самостоятельная глава Федерального закона (глава XI), в которой прежде всего определены земельные участки, которые могут быть предметом ипотеки. Таковыми, согласно статье 62, могут быть земельные участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного обслуживания (функционального обеспечения). При наличии же общей долевой или совместной собственности на указанные земельные участки ипотека может быть только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности.
Особо оговорены в Законе (ст. 63) земельные участки, не подлежащие ипотеке. Таковыми являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. Не допускается также ипотека части земельного участка, площадь которой меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъекта Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Оговорено также, что, если договором об ипотеке не предусмотрено иное, при ипотеке земельного участка право залога на находящиеся или возводимые на нем здания и сооружения залогодателя, в том числе на жилые строения, не распространяется.
В земельном праве объектом правового регулирования является конкретно определенный земельный участок. Земельный участок - это только поверхность земли, который имеет фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус, кадастровый номер и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Земельный участок выступает как имущество и как природный объект, земельное законодательство очерчивает круг прав и обязанностей по его использованию и охране. Если земельный участок выступает как имущество, то он становится объектом гражданского права (вещного права), но приоритет всегда отдается нормам земельного права. Содержанием вещного права является право владения, пользования и распоряжения вещью (имуществом).
Виды вещных прав на землю. С точки зрения объема правомочий обладателей вещных прав на землю по владению, пользованию и распоряжению землей различают право собственности и иные вещные права на землю. К иным вещным правам на землю, согласно ст. 216 ГК РФ, относятся:
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
Сервитуты.
Право собственности на землю представляет собой правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Право собственности на землю подлежит государственной регистрации.
Государственная собственность включает в себя собственность Федерации и собственность субъектов РФ. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
В ст. 19 ЗК РФ дан перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Это земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; установленным гражданским законодательством право муниципальной собственности, которое возникло при разграничении собственности на землю; которые приобретены по основаниям,. Это тоже земельные участки, от которых собственник отказался, и которые перешли в муниципальную собственность по наследству, приобретены у граждан и юридических лиц и т. п. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципального образования. Споры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями о разграничении собственности на землю разрешаются заинтересованными сторонами в согласительном порядке. При недостижении согласованного решения спор рассматривается в суде.
Разграничение земельной собственности на собственность Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 15 ЗК РФ). В соответствии с ЗК РФ земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, но с определенными ограничениями. Указанные лица могут получить земельные участки на праве собственности, за исключением участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ и на иных территориях, определенных федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). В настоящее время таким иным федеральным законом является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который запрещает иностранцам иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Что касается порядка предоставления земельных участков и условий пользования ими, указанные лица имеют равные права с российскими гражданами и юридическими лицами (п. 4 ст. 28, п. 9 ст. 36 ЗК РФ). Нет каких-либо отклонений и в содержании права собственности на землю у иностранцев по сравнению с гражданами и юридическими лицами РФ (ст. 40-42 ЗК РФ). Но иностранцам земельные участки в собственность предоставляются во всех случаях только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).
Частная собственность на землю может быть как индивидуальной, принадлежащей одному лицу, так и общей (совместной и долевой).
Право пожизненного наследуемого владения (ППНВ) землей можно определить как владение и пользование земельным участком с правом передачи его по наследству. Владение - это одно из правомочий собственника земли и землепользователя и означает нахождение земли в хозяйстве собственника или землепользователя и не больше. ППНВ землей - понятие значительно шире, чем владение собственника и пользователя. ППНВ землей - понятие самостоятельное. Оно сходно с правом землепользования, так как и в том и в другом случае земля предоставляется в пользование для осуществления определенной хозяйственной деятельности. Вместе с тем ППНВ имеет в своем содержании хотя и ограниченный, но элемент распоряжения: право передачи земли по наследству. Это роднит его с правом собственности на землю.
ППНВ землей как вещное право является правом абсолютным и защищается от любого вмешательства извне, в том числе со стороны собственника земли.
Субъектами ППНВ землей являются только граждане, которым земельные участки были предоставлены для самых различных нужд, связанных с ведением с/х производства, строительством индивидуальных жилых домов, ведением личного подсобного хозяйства и др.
Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, ППНВ земельным участком, приобретенное гражданином до введение в действие нового ЗК РФ, сохраняется. Но предоставление земельных участков на ППНВ после введения в действие ЗК РФ не допускается. Другими словами, ППНВ землей обречено на вымирание.
Распоряжение земельным участком (передача в аренду, в срочное пользование другим лицам), находящимся на ППНВ, не допускается, за исключением перехода права на земельный участок по наследству.
На основании свидетельства о праве на наследство наследник вправе произвести государственную регистрацию перехода к нему ППНВ земельным участком, то есть у него, как и у наследодателя, возникает ППНВ на земельный участок.
Гражданин, имеющий земельный участок в ППНВ, вправе приобрести его в собственность. При этом он имеет право приобрести земельный участок в собственность бесплатно, но только один раз. Право на приобретение земельного участка, находящегося в ІІІІНВ, в собственность не ограничено сроком.
Право постоянного (бессрочного) пользования землей
обладает всеми чертами права землепользования. На этом праве земельные участки предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по решению исполнительных органов власти или органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок предоставляется только трем группам субъектов: 1) государственным и муниципальным учреждениям; 2) федеральным казенным предприятиям; 3) органам государственной власти и местного самоуправления.
Гражданам земельные участки на этом праве не предоставляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ). Если граждане и юридические лица пользовались земельными участками на постоянной основе, полученными до введения в действия нового ЗК РФ, то это право за ними сохраняется. При этом граждане вправе сменить титул постоянного пользования на титул собственника и притом бесплатно. Однако приобрести земельный участок в собственность бесплатно гражданин вправе только единократно. Последующее новое приобретение земельного участка в собственность из земель государства или муниципалитета возможно лишь за плату. Переоформление гражданами права пользования земельным участком на право собственности сроком не ограничено (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
Что касается юридических лиц, то они, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (имеющих право получить земельные участки в постоянное пользование), обязаны были переоформить право постоянного пользования земельным участком по своему желанию на право аренды или на право собственности до 01. 01. 2004. Арендная плата за пользование земельными участками устанавливается в соответствии с решением Правительства РФ.
Сервитут - это право ограниченного пользования чужим имуществом. В советском праве понятие «сервитут» отсутствовало, хотя фактически он применялся. В законодательстве современной России сервитут возрождается. В ГК РФ ему посвящены ст. 274-277. В ЗК РФ отношения сервитута регулируются ст. 23.
В силу сервитута собственник недвижимого имущества (земли, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления ему права ограниченного пользования этим участком.
Известны два вида земельного сервитута: публичный и частный.
Отношения по установлению публичного сервитута регулируются ст. 32 ЗК РФ. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, нормативноправовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка из пользования. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использование земельного участка в целях коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) забора воды и водопоя; 4) прогона скота через земельный участок и других целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.
Публичный сервитут может устанавливаться на земельных участках, находящихся как в непосредственном пользовании собственника, так и на участках, переданных во владение и постоянное пользование. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, то собственник участка, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков за счет органов государственной власти или органов местного самоуправления, установивших публичный сервитут. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то собственник участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать от указанных органов соразмерную плату.
Частный сервитут в отличие от публичного устанавливается только между собственниками соседних земельных участков по соглашению между ними. Цели установления частного сервитута, в общем, те же самые, что и публичного сервитута: обеспечить проезд через соседний земельный участок и иные нужды собственника соседнего земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Публичный и частный сервитут имеют много общего. Как публичный, так и частный сервитут устанавливается без изъятия земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением как публичного, так и частного сервитута, могут защитить свои права в судебном порядке. И тот, и другой сервитут подлежат государственной регистрации, так как устанавливаются в отношении недвижимого имущества. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника, землевладельцев и землепользователей прав на владение, пользование и распоряжение этим участком.
При переходе прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.
Основания и порядок приобретения вещных прав на землю. Права на земельный участок у собственников, землепользователей, землевладельцев возникают, как это предусмотрено п. 1 ст. 25 ЗК РФ, по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами. Этим законодательством являются ГК РФ, ЗК РФ и другие федеральные законы. Таких оснований несколько:
1) предоставление прав на землю государством или муниципалитетом;
2) приватизация земельного участка в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий;
3) совершение земельных сделок;
4) переход права на здание, строение, сооружение;
5) приобретательная давность (Право собственности на землю у юридических лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давности принимает государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. При отказе указанных органов признать факт приобретательной давности, спор разрешается в судебном порядке.);
6) иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Единого порядка приобретения прав на землю не существует. Он многообразен. В каком порядке приобретаются права на землю, зависит от различных факторов: от того, из чьих земель приобретается право (государственных, муниципальных или частных); для каких целей (для строительства зданий, строений, сооружений или для целей, не связанных со строительством, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства).
Есть особенности в порядке приобретения прав на земельный участок в связи с переходом прав на здание, строение, сооружение (ст. 35 ЗК); на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 ЗК).
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в порядке, определенном ст. 30 ЗК РФ (предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта строительства), для других целей - в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ (порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством).
Граждане могут получить земельные участки из государственных или муниципальных земель за плату и бесплатно. Если земельный участок приобретается в собственность или в аренду, то это может осуществляться на торгах (конкурсах или аукционах) (ст. 38-1 ЗК РФ) либо предоставления прав в порядке отвода.
Вопрос о нормах предоставления земельных участков регулируется ст. 33 ЗК РФ, в которой речь идет о трех видах норм:
1) предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность; 2) максимальных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно; 3) размерах земельных участков, предоставляемых для иных целей.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в зависимости от целей предоставления устанавливаются либо законами субъектов РФ, либо нормативными актами органами местного самоуправления.
Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства эти нормы устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными актами органов местного самоуправления. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для названных целей, определяются исходя из возможностей данной территории и с учетом потребностей в земельном участке для данной цели. Конкретные размеры в рамках установленных пределов (максимума и минимума) определяются непосредственно при предоставлении земельного участка.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, в зависимости от того, в чьей собственности находятся предоставляемые земельные участки (собственность Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований), устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными актами органов местного самоуправления. Например, согласно Закону Алтайского края от 16 декабря 2002 г. «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»1, максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно из земель, находящихся в собственности Алтайского края, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равен среднерайонной норме бесплатной передачи земельных участков, утверждаемой органами местного самоуправления; для садоводства - 0,1 га в пределах 50 километров от городской черты городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и 0,15 га - на остальной территории края. Этот же Закон в обобщенном виде приводит перечень категорий лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность по законодательству РФ.
Для других целей (возведение зданий и сооружений, устройство территорий городских и сельских поселений, строительство железных и автомобильных дорог и т.п.) размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Здесь нормы отвода земель нередко также заранее установлены, например, полосы отвода железных и автомобильных дорог. Но во многих случаях они определяются в соответствии с проектной документацией отдельно для конкретного объекта (здания и сооружения).