Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Европротокол» (Европейский протокол) - упрощенное оформление извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП) без вызова полиции. Участники ДТП, договорившись, самостоятельно документируют факт ДТП для обращения за страховой выплатой, и оперативно разъезжаются, не создавая помех движению другого транспорта.

Несмотря на явное удобство, Европротокол пока не слишком популярен в России. Страховщики нередко отказывают в страховых выплатах по неправильно оформленным бланкам, и пострадавшие в ДТП водители, боясь недооценить размер причиненного ущерба или совершить ошибку в заполнении и лишиться выплаты, настаивают на вызове ГИБДД.

Оформление европротокола без участия уполномоченных на то сотрудников полиции происходит в порядке, установленном в главе 3 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) (ред. от 24.05.2015).

Бланк «Извещение о ДТП» выдается в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО, вместе с Правилами ОСАГО. Форма бланка утверждена приказом МВД России № 155 от 01.04.2011 , о чем на действующих экземплярах бланка есть надпись в правом верхнем углу лицевой стороны.

Полезная Памятка по оформлению ДТП по Европротоколу

Лицевая сторона одного бланка извещения о ДТП заполняется совместно двумя водителями, каждым - в своей колонке («Транспортное средство А» и «Транспортное средство В»).

Все внесенные детали (схема ДТП, перечисление видимых повреждений) удостоверяются подписями каждого из водителей на обоих листах извещения о ДТП с лицевой стороны. Оборот «своего» бланка каждый заполняет сам.

Водители получают по одному экземпляру заполненного бланка, и каждый участник ДТП направляет этот документ своему страховщику не позднее 5 рабочих дней с даты аварии. Потерпевший прилагает к извещению о ДТП заявление о возмещении ущерба.

Фотоснимки упрощают прояснение картины ДТП. Важно запечатлеть:

  • Для заполнения бланка оптимально использовать шариковую ручку.
  • Все вносимые исправления заверяются подписями обоих водителей.
  • По возможности следует собрать контактные данные свидетелей ДТП.
  • После оформления Европротокола нужно сообщить о происшествии в ГИБДД, а затем страховую фирму.

Видео: оформление «Европротокола»

Особенности «Европротокола»

Применение Европротокола - право, а не обязанность участников ДТП. И воспользоваться этим правом можно только при одновременном стечении обязательных обстоятельств, перечисленных в ст. 11.1 п.1 действующей редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и продублированных в п. 2.6.1 Правил дорожного движения (ПДД РФ) .

  1. В столкновении участвовали только два автомобиля (включая машины с прицепами к ним).
  2. Вред причинен только столкнувшимся транспортным средствам, человеческих жертв нет, урон физическому здоровью участников ДТП не нанесен.
  3. Размер ущерба не превышает установленного лимита выплат по Европротоколу - 50 тыс. рублей (400 тыс. рублей для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей).
  4. У участников ДТП нет разногласий в оценке обстоятельств, виновности и суммы ущерба. Если есть разногласия - Европротокол не оформляется, действие происходит по привычной схеме с вызовом ГИБДД.
  5. Полисы ОСАГО есть у обоих водителей, участвовавших ДТП. Подойдет и «Зеленая карта», если водитель управлял автомобилем, зарегистрированным в другом государстве.

Лимит выплат по «Европротоколу»

  • 50 тыс. рублей (ст. 11.1, п. 4 Закона N 40-ФЗ);
  • 400 тыс. рублей - для ДТП на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при наличии фотовидеофиксации столкнувшихся автомобилей и их повреждений. Дополнительно, чтобы исключить мошеннические подделки с использованием компьютерной графики, потребуются данные спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС) о положении машин при ДТП (ст. 11.1, п. 5 Закона N 40-ФЗ).

С 1.10.2019 при оформлении Европротокола страховщик в обязательном порядке затребует данные о ДТП, зафиксированные техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка), а также с применением средств навигации, работающих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами (ст. 11.1, п. 5 Закона N 40-ФЗ).

Что дальше - скажет страховщик

Если страховая компания потребует, владельцы участвовавших в аварии машин должны в течение 5 рабочих дней предоставить свои автомобили для проверочного осмотра или технической экспертизы. Поэтому в течение 15 рабочих дней пострадавшие в оформленном по Европротоколу ДТП автомобили нельзя ремонтировать или утилизировать без письменного согласия страховщиков.

Страховая компания обязана выплатить страховое возмещение в течение 20 дней после обращения страхователя.

Европротокол - форма самостоятельного, без вызова полиции, оформления ДТП участниками аварии. Важно осознанно и грамотно использовать право Европротокола, чтобы не пришлось выбивать положенные законом страховые выплаты через суд.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

Европротоколом называется протокол, составленный без участия сотрудников ГИБДД участниками аварии. Грамотно составленный документ передается в страховые компании для последующей компенсации пострадавшей стороне. Чтобы не создавать трудностей другим участникам движения и не ожидать инспекторов ДПС, создана возможность написания документа в оперативном порядке.

Существуют определенные правила и установки при оформлении протокола европейского образца, которые следует соблюдать всем участникам происшествия. Если юридический акт составлен небрежно и содержит ошибки, то могут возникнуть проблемы при получении страховых компенсаций.

В каких случаях составляется европротокол

Возможность не вызывать инспекторов на место аварии и самостоятельно составить документ возникает, если величина ущерба ориентировочно меньше 50 тыс. рублей. Если речь идет о водителях Московской и Ленинградской областей, то возмещение составляет 400 тыс. рублей по такому протоколу. Связано различие с тем, что в главных мегаполисах гораздо интенсивнее автомобильное движение, значит, случается больше ДТП.

Чтобы столичным водителям можно было рассчитывать на столь крупное возмещение, место аварии должно быть зафиксировано камерами наружного наблюдения, видео или фотосъемками. Спутниковая система ГЛОНАСС в обязательном порядке должна зафиксировать событие. Только после выполнения выше установленных условий можно рассчитывать на страховое возмещение по протоколу европейского образца.

Перед началом составления протокола, участникам происшествия необходимо убедиться в следующем:

  • в событии участвуют два авто, оба уехали с места аварии самостоятельно;
  • отсутствует ущерб третьим лицам, техника принадлежит частным лицам, не муниципалитету или юридическому лицу;
  • наличие или зеленой карты у обеих сторон происшествия;
  • водители не имеют разногласий по причине и виновности в происшествии;
  • ущерб для потерпевшего не выше 50 тыс. рублей.

Нельзя составить протокол происшествия без участия инспекторов в следующих случаях:

  • если в аварии задействован один участник, например, автомобиль врезался в препятствие;
  • при нанесении ущерба жизни или здоровья любому человеку, попавшему в эту аварию.

Правила, устанавливающие порядок и возможность обойтись без ГИБДД, не могут быть расширены по желанию участников. Любое сомнение и возможность последующего конфликта со страховой компанией должны исключить самостоятельное составление протокола.

Хотя действия правил уже проверены на практике и достаточное количество водителей обошлись без вызова дорожной полиции, следует осторожно и продуманно оценить ситуацию.

После наступления аварийной ситуации следует действовать по инструкции. Оцепить место происшествия, установить предупреждающие знаки. Совместными усилиями приблизительно определяется размер ущерба, фиксируются личные данные свидетелей происшествия. Следует собрать как можно больше данных о происшествии, чтобы возможные споры со страховщиками закончились в пользу заявителя.

  1. Согласно установленным правилам, место происшествия снимается на видео или фото, после чего предъявляется в страховую организацию при получении компенсации. Необходимо заснять окружающую автомобиль местность, чтобы зафиксировать как можно больше примет и координат нахождения машины.
  2. Зафиксировать на камеру разбитое стекло, обломки и сколы, повреждения шин и прочие выявленные повреждения.
  3. Постараться заснять на одном снимке номера машина и поврежденные части.
  4. Все повреждения снять отдельно крупным планом, сделать снимки с нескольких позиций.

Участники аварии могут дать письменные показания в свободном изложении, но это их желание, а не обязанность. Попросить об этом можно, при этом необходимо поставить дату и подпись. Если запись выполнена на видеорегистраторе, то ее также необходимо сохранить и предъявить по требованию сотрудников страховой компании.

Если второй участник аварийной ситуации не доволен и не позволяет снимать свою машину, то настаивать на съемке не следует, водитель имеет на запрет право. Снимите только свой автомобиль, повреждения и общий план столкновения.

Оформление протокола ДТП без сотрудников ДПС

Бланк евро протокола выдает страховая компания в двух экземплярах. При этом каждый экземпляр содержит три листа, скрепленных между собой. Заполняется верхний лист, через копировальную бумагу отпечаток остается на нижнем бланке. Заполнять рекомендуется шариковой ручкой, значительно нажимая для получения более четкого оттиска. Заполнение производится каждым участником, затем происходит обмен экземплярами.

Противной стороне вручается нижняя копия документа. После обмена необходимо грамотно заполнить обратную сторону евро протокола. Если бланк не выдали в СК или они уже использованы ранее, то можно скачать образец на нашем сайте и заполнить по инструкции. При написании юридического акта нельзя допускать помарки и исправления, поэтому рекомендуется перед написанием согласовать личные данные и документы на машину.

Описывается место ДТП с привязкой к значимому объекту. Прописывается номер дома, наименование улицы или иного объекта, по которому однозначно можно определить место. Например, если происшествие произошло на перекрестке, то потребуется указать названия улиц. За городом потребуется записать номер трассы, направление движения и расстояние до населенного пункта.

  1. Дата, время события.
  2. Указывается количество автомобилей, участвующих в происшествии. По правилам, их может быть один или два.
  3. Указание об отсутствии раненых и пострадавших, поскольку в противном случае придется вызывать инспекторов.
  4. Строка “тест на алкоголь” заполняется словом “нет”, это стандартное положение. Направить на осмотр и проверку может только инспектор.
  5. Материальный ущерб отмечается словом “нет”. Например, если разбился телефон, регистратор или навигатор, то можно отметить данный ущерб. Страховое покрытие будет в размере 50 тыс. рублей, при безлимитном ущербе компенсация по евро протоколе может достигать 400 тыс. рублей.
  6. Контактные данные свидетелей происшествия, которые могут потребоваться в спорной ситуации со страховой компанией.
  7. В графе о том, были ли сотрудники ГИБДД на событии, следует писать отрицательный ответ.
  8. Регистрационные сведения о первом участнике аварии, пишутся под литерой “а”. Указание собственника техники, на которого оформлены документы.
  9. Подробные сведения о гражданине, управлявшем автомобилем. Если он и собственник являются разными людьми, то для составления протокола необходимо, чтобы водитель был внесен в полис ОСАГО.
  10. Подробные сведения о СК, номер и период покрытия полиса.
  11. Стрелкой на изображении отображается позиция первого удара, тщательно описывается момент столкновения.
  12. Один из участников письменно подтверждает свою вину, второй указывает свою невиновность. Без правильно заполненного пункта протокол теряет юридическую значимость.
  13. Подробное описание происшествия своими словами. Заполняется обоими участниками, один пишет о своей ошибке, второй отмечает свои невиновные действия. Видение аварии может быть различным, но в итоге участники должны написать согласованное решение о вине.
  14. Схема ДТП, чертится от руки с привязкой к окружающим ориентирам. Это могут быть дома, дорожные знаки и указатели направления движения. Чем скрупулезней будет составлена схема, тем меньше вопросов останется у страховщика.
  15. В завершении ставятся подписи водителей, протокол должен быть проверен после заполнения. Наличие неточностей приведет к отказу в принятии документа к оплате. После заполнения половины документа, вторая часть записывается вторым участником. Тщательно проверив внесенные данные и поставив подписи, можно считать оформление завершенным.

Бланк европротокола и образец оформления ДТП

Третий лист документа заполняется стандартным путем, должен включать необходимые сведения:

  1. Указание на автомобиль, от имени владельца которого подается заявление об ущербе.
  2. Краткое описание манёвров обоих участников, приведшее к столкновению. Сведения должны удовлетворять обоих водителей.
  3. Указание на гражданина, бывшего за рулем: собственник это или доверенное лицо.
  4. В графе о других участниках события следует поставить прочерк.
  5. Возможно отметить урон имуществу, находившемуся внутри машины. Например, вышедший из строя и потерявший товарный вид телефон, видеорегистратор или дополнительные аксессуары.
  6. Делается отметка в графе о возможности уехать с места аварии самостоятельно. Указывается положительный ответ, в противном случае потребуется вызов дорожных инспекторов.
  7. В завершении можно указать особые примечания. Например, отобразить, что произведена видео или фото съемка, присутствует запись с одного или нескольких видео регистраторов. Вся информация, которая отличается от стандартной, но поможет рассмотреть дело с объективной стороны указывается в этом пункте.
  8. Внимательно ставится дата события и подписывается водителем.

Заполненный и согласованный со вторым участником протокол можно передать в свою страховую организацию в течение 15 дней. Это положение закона, но все же желательно поторопиться с обращением, чтобы была возможность исправить возможные нарушения в написании. Виновник передает свой экземпляр в СК и обязуется не производить ремонт в течение 15 дней. Досрочный ремонт можно производить только с разрешения страховщика.

Оформление европротокола в картинках (инфографика)

Как оформить европротокол в 2017 году?

Введение новой формы протокола, фиксирующего обстоятельства дорожно-транспортного происшествия согласно европейским стандартам без обязательного вызова сотрудников ГИБДД, позволило участникам столкновения самостоятельно регулировать отношения, возникающие в результате ДТП. С каждым днем документ европейского образца используется все чаще, поэтому знать, как оформить европротокол при ДТП и что нужно делать после его составления, чтобы добиться от страховщика причитающейся выплаты, просто необходимо.

Обратите внимание! Относительно применения европротокола законодателем установлены определенные ограничения, его оформление допускается только в предусмотренных законом случаях.

Ознакомиться с условиями оформления документа? требованиями к его форме, вы сможете в представленном материале. Помимо этого, статья содержит алгоритм действий, которые следует выполнить после столкновения и его соответствующей фиксации. Помните, если составлен с нарушениями или не содержит необходимый объем информации, вполне может отказаться от возмещения убытков. Тогда без судебного обжалования действий страховщика не обойтись, а это потребует не только финансовых вложений (оплата госпошлины, ), но и эмоционального напряжения.

Оформление протокола без вызова сотрудников ГИБДД

Переломным моментом в дорожно-транспортных отношениях стало начало июля 2015 года. Именно с этого момента участники движения получили уникальную возможность фиксировать обстоятельства аварии для дальнейшего предоставления данной информации в страховую компанию, не вызывая при этом сотрудников ГИБДД. Нововведение позволило экономить время (дожидаться прибытия стражей закона больше не требуется), договариваться о покрытии убытков, если их размер превышает страховую сумму, самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Преимущества европротокола

  1. отсутствие необходимости в вызове соответствующих служб;
  2. наличие возможности сэкономить время, не создавать преград, препятствующих проезду других авто.

Однако не все так просто, как может показаться с первого взгляда. Составление европротокола разрешено при определенных условиях, ознакомиться с перечнем которых вы можете далее.

Когда необходимо составлять протокол по европейскому образцу

  • в результате столкновения пострадало не более двух транспортных средств. Если дело касается ДТП с пострадавшими, решить вопрос без вызова госорганов не удастся;
  • последствия аварии не связаны с причинением вреда жизни, здоровью людей, причем как участвовавших в наезде, так и посторонних пешеходов;
  • восстановительный ремонт требуется только тем машинам, владельцы (водители) которых являются участниками происшествия;
  • транспортные средства сторон застрахованы, о чем свидетельствует наличие у них действительного ;
  • между сторонами нет дополнительных споров, касающихся компенсации ущерба. Если же величина нанесенного вреда значительно превышает сумму страховки, лучше вызвать сотрудников ГИБДД, истребовать разницу по европротоколу будет довольно проблематично;
  • обе стороны согласны с вариантом составления протокола без вызова представителей госорганов. При этом каждый участник ДТП должен осознавать, что по еврпротоколу пострадавшая в результате столкновения сторона получит страховую выплату, не превышающую 50 000 рублей;
  • вопрос, кто является виновником аварии, а кто пострадавшим, решен мирным путем. При наличии спорной ситуации лучше вызвать ГИБДД, чтобы потом отстаивать свои права в суде.

Образец Европротокола

Пункты 1 – 8, а так же средняя графа документа заполняются совместными усилиями. Пункты 9 – 15 заполняются собственниками транспортных средств самостоятельно. В двух местах на лицевой стороне (пункты 18 и 15) ставятся подписи водителей.

Как заполнить европротокол при ДТП правильно

Лицевая сторона протокола

В соответствии с законодательными требованиями лицевая сторона должна содержать следующие сведения:

  1. данные относительно наименования дороги, где произошло столкновение, а также локализации места аварии;
  2. точная дата, время происшествия;
  3. сколько транспортных средств пострадало в аварии. Их может быть не более двух, в противном случае потребуется вызвать сотрудников ГИБДД;
  4. есть ли пострадавшие от ДТП. При наличии последних также потребуется привлечение госорганов;
  5. подтверждение факта отсутствия представителей дорожно-патрульных служб при фиксации событий. Для этого необходимо в соответствующей графе прописать слово «нет»;
  6. контактные данные и адреса свидетелей. Возможно, их показания вам понадобятся в будущем, поэтому получить такую информацию не помешает;
  7. марка и модель транспортных средств, пострадавших от столкновения. Помимо этого, следует указать другие реквизиты, содержащие в техпаспорте авто;
  8. полное имя каждого участника аварии (их может быть не более 2), контактные данные, данные о фактическом месте проживания и о месте регистрации;
  9. сведения о владельцах ТС. В некоторых случаях водитель авто не является одновременно и его собственником, поэтому данная информация достаточно актуальна;
  10. наименование страховщика, реквизиты страхового полиса;
  11. сведения о месте первого удара при столкновении. При этом вам предоставляется возможность выбрать, каким транспортным средством вы управляли в это время;
  12. перечисление явных повреждений, возникших в результате аварии. Данному пункту протокола следует уделить максимум внимания, поскольку выпустив некоторые факты, касающиеся порчи автодеталей, добиться их восстановления в будущем будет очень сложно;
  13. дополнительные сведения, подтверждающие изложенный в протоколе материал (показания свидетелей, запись видеорегистратора);
  14. обстоятельства происшествия, его предполагаемая причина, перечень основных маневров, совершенных участниками ДТП во время аварии;
  15. подписи участников автокатастрофы. Отсутствие подписей сторон/ одной стороны, как и неправильно составленное извещение, является основанием для признания всего документа недействительным.

Особое внимание следует уделить составлению схематического рисунка. В нем должно быть отображено следующее:

  • края дорог с наименованием улиц;
  • в каком направлении двигались ТС;
  • расположение авто после аварии;
  • транспортные знаки и другие опознавательные метки, имеющие отношение к делу.

Оборотная сторона

Какие данные нужно зафиксировать на оборотной стороне:

  • обстоятельства происшествия, его причина;
  • кто был за рулем ТС, законный владелец или другое лицо. К примеру, участником столкновения вполне может быть водитель служебного транспорта, который, по сути, не производит компенсации причиненного ущерба;
  • наличие или отсутствие повреждений имущественного характера;
  • пребывает ли поврежденный автомобиль на ходу после происшествия или же для его транспортировки необходимо привлечение специальной техники;
  • примечания, имеющие отношение к делу.

Обратите внимание! Заполнять европротокол следует разборчиво, не допуская грубых ошибок.

Когда европротокол не составляется

Заполнение бланка протокола европейского образца не требуется/не допускается:

  1. не требуется, если участником ДТП выступает только одно ТС, совершившее наезд на какое-либо препятствие. При этом ни один человек в сложившейся ситуации не пострадал, ни материально, ни физически, ни морально;
  2. не допускается, если в аварии пострадали люди. В такой ситуации привлечение стражей закона обязательно.

Действия участников аварии после фиксации происшествия

После фиксации вышеперечисленных данных следует выполнить некоторые действия.

Важно! По возможности сфотографируйте место происшествия, состояние ТС после аварии. Хотя это не является обязательным требованием страховой компании, отсутствие которого препятствует получению компенсации, наличие таких материалов увеличит шансы на покрытие ущерба страховщиком. Случаи, когда последний отказывается от по причине невыполнения условий договора, также имеют место.

Как правильно провести фото или видеосъемку

  • сделайте фото мест повреждения. Из фотографий должно быть видно, что это именно то ТС, которое пострадало от ДТП, а не другое. Изображение должно быть четким и не расплывчатым;
  • зафиксируйте особенности дорожной разметки, имеющиеся рядом знаки и прочие обстоятельства, имеющие отношение к делу (погодные условия, состояние дороги);
  • сфотографируйте элементы деталей авто, отлетевшие во время аварии, а также тормозной путь машины.

Срок подачи документов страховщику для получения компенсации

Чтобы добиться покрытия расходов на восстановительный ремонт, нужно обратиться с заполненным бланком европротокола в компанию страховщика. Сделать это следует не позднее, чем через пять дней с момента столкновения.

Обратите внимание! Проводить ремонт авто не рекомендуется в течение 15 дней с момента аварии, если представитель страховой компании еще не осмотрел его. В противном случае страховщик может отказать в выплате компенсации, что будет вполне законно.

Вместе с протоколом в страховую компанию следует подать:

  • соответствующее заявление с просьбой компенсировать убытки;
  • материалы фото/видеосъемки;
  • заявление, свидетельствующее о том, что представленные медиаданные не были подвержены корректировке.

Нововведение имеет ряд преимуществ, позволяющих не только сэкономить время и усилия, но и не создавать препятствий другим участникам движения. Однако не следует забывать, что его применение допустимо только в случаях несущественных повреждений ТС, а также при условии отсутствия человеческих жертв.

Приложение к статье

Видео поможет правильно оформить европротокол при ДТП

Недостаточная правовая грамотность вредит в первую очередь самим автолюбителям. Например, далеко не всем участникам дорожного движения известно, что такое и как его оформлять. Однако эта информация считается крайне важной. Ведь самостоятельная подготовка документов по аварии значительно сокращает процесс разбирательств.

Причем по оценкам специалистов в будущем количество водителей, желающих напрямую общаться со страховой компанией, будет только расти. И хотя уже часть наших сограждан знает, в каких случаях составляется Европротокол при ДТП, само заполнение бланка по-прежнему вызывает много вопросов. Эта статья даст на них исчерпывающие ответы.

Как бесплатно скачать бланк Европротокола

В российском законодательстве понятие Европротокола отсутствует. Слово заимствовано из европейской практики, где водители оформляют аварии без привлечения полиции в 80% случаев. В России Европротоколом называют и процедуру самостоятельного заполнения бумаг участниками аварии, и официальный документ, в котором фиксируются обстоятельства происшествия - .

Удавалось ли Вам получить страховое возмещение после отказа в выплате?

Поскольку многие автовладельцы ищут сведения о том, где в 2019 году взять бланк и пример оформления Европротокола для фиксации ДТП, мы предоставили всю необходимую информацию в этом обзоре, включая и сами документы.

Новый бланк Европротокола введен банком России с 20.10.2017. Он действует для всех договоров ОСАГО, заключенных после указанной даты. Отличить новую форму можно по записям в правом верхнем углу:

Приложение 2 к Указаниям Банка России от 14 ноября 2016 года № 4192-У…
Приложение 5 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П…



Предыдущие формы Извещения о ДТП утверждались МВД РФ. Скачать актуальный бланк Европротокола можно ниже по ссылке.

Скачать бланк Европротокола

Водители, оформившие полис ОСАГО до 20.10.2017, на время его действия, могут использовать бланки, выданные страховой компанией при заключении договора, - форму, утвержденную Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Надпись в правом верхнем углу должна ссылаться на соответствующий документ.

Бланки практически не отличаются, а то, как составляется Европротокол при ДТП, логичнее всего рассмотреть на примере новой формы Извещения.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП без вызова ГИБДД


Извещение о ДТП заполняется при любой аварии, где причинен вред:

  • имуществу других физических или юридических лиц;
  • жизни и здоровью людей, включая пассажиров транспортного средства.

Оформление по Европротоколу возможно:

  • если в ДТП участвовало 2 автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • причинен вред только автомобилям-участникам;
  • между участниками нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и причиненного ущерба;
  • сумма ущерба не больше 50 000 рублей (в рамках пилотного проекта для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей - не больше 400 000 рублей, при условии фиксации аварии на устройства, поддерживающие ГЛОНАСС).

Если все критерии выполнены, водители могут приступать к заполнению Европротокола.

Порядок действий при заполнении Извещения о ДТП в 2019 году

Извещение о ДТП состоит из трех листов - двух бланков для участников и Инструкции по заполнению документа. Лицевая часть второго бланка - самокопирующаяся. При заполнении первого экземпляра Европротокола, информация отпечатывается на втором. Если документ скачан из интернета, потребуется заполнить оба экземпляра вручную.

Вот основные правила, диктующие автолюбителю как самостоятельно составить Европротокол без ГИБДД, чтобы :

  1. Вносить сведения в поля документа необходимо шариковой ручкой, чтобы на втором листе оставался четкий отпечаток.
  2. Писать разборчиво, лучше печатными буквами.
  3. Обязательно заполнение обеих страниц бланка для каждого водителя.
  4. Все исправления должны быть заверены подписями.

Для оформления ДТП по Европротоколу используется только один комплект Извещений. Неважно, кто из водителей его представит.

Пошаговая инструкция по заполнению Европротокола


Лицевую форму Извещения о ДТП водители оформляют сообща на месте аварии, чтобы избежать противоречий об обстоятельствах происшествия. Если в этой части документа присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей. На лицевой стороне протокола размещены 18 пунктов.

Пункт 1. Место ДТП. Указывается адрес, по которому произошло столкновение, - город, улица, ближайший дом. Например: гор. Москва, ул. Шолохова, д. 18. Если авария произошла на перекрестке, указывается пересечение улиц. При столкновении за пределами населенного пункта в протокол вписывается название трассы, километр и направление. Пример: Е95 154 км, направление - из Санкт-Петербурга в Москву.

Пункт 2. Дата ДТП вносится в формате: ДД.ММ.ГГГГ ЧЧ:ММ, где ЧЧ:ММ - время происшествия.

Следующие пункты Извещения о ДТП должны быть заполнены согласно критериям Европротокола. При несоответствии необходимо вызывать полицию.

Пункт 3. Количество поврежденных ТС - 2.

Пункт 4. Количество раненных и погибших (п. 4) - ставятся прочерки или нули.

Пункты 5 и 6. Проставляются галочки «Нет» в пункте о проведении освидетельствования на состояние опьянения (п. 5), а также разделах по материальному ущербу другим транспортным средствам и другому имуществу (п. 6).

Пункт 7. Указываются свидетели происшествия - Ф.И.О., адрес, телефон, при их наличии. Если свидетели - пассажиры из автомобиля участника, их фамилии следует подчеркнуть для уточнения. При отсутствии - ставится надпись «нет свидетелей».

Пункт 8. Галочка «Нет» в поле «Оформление сотрудниками ГИБДД».

Пункты с 9 по 17 водители заполняют каждый для своего транспортного средства. Для ТС «А» - правый столбик, ТС «Б» - левый. Для пунктов 9–12 сведения берутся из следующих документов:

  • свидетельства транспортного средства;
  • водительского удостоверения;
  • доверенности (при наличии);
  • страхового полиса.

Пункт 13. Место первоначального удара. Нужно выбрать транспортное средство, соответствующее ТС участника (грузовой или легковой автомобиль, мототранспорт), и указать стрелкой, куда пришелся первый удар.

Пункт 14. Характер и перечень повреждений. Описывается характер повреждений и детали, на которых они произведены. При описании характера повреждений используются слова - царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Следует составить полный перечень видимых наружных повреждений. Иначе страховщик может решить, что неуказанные поломки получены при других обстоятельствах. Внутренние повреждения устанавливает экспертиза.

Пункт 15. Замечания. Сюда можно внести обстоятельства аварии, не указанные в п. 16 протокола. Здесь же ставятся подписи водителей, удостоверяющие правильность оформления своих данных на лицевой стороне протокола.

Пункт 16. Обстоятельства ДТП. Вносятся отдельно по каждому автомобилю. Водитель ТС «А» заполняет правый столбик, водитель ТС «Б» - левый. Каждый участник должен внимательно прочитать варианты маневров и отметить пункты, соответствующие своему поведению на дороге. В конце указывается количество выделенных пунктов.

Пункт 17. . На плане нужно отразить место столкновения и положение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры. Помечаются названия улиц. Важно нанести все объекты, доказывающие виновность или невиновность водителей - направление движения, дорожные знаки, разметку.

Пункт 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по п. 14, 15, 16, 17. После заполнения данного пункта не допускаются односторонние изменения лицевой стороны протокола.


Обратная сторона Европротокола дополняет информацию по происшествию. Ее каждый водитель заполняет самостоятельно в ближайшее удобное время и подписывает единолично. На обратной стороне 7 пунктов.

Пункт 1. Галочкой отмечается, водитель какого транспортного средства - «А» или «Б» заполняет вторую часть Извещения о ДТП.

Пункт 2. Обстоятельства ДТП. В этом пункте описываются маневры машин и действия водителей до, во время и после аварии. Что характерно, многие водители до сих пор не знают, как заполнить обстоятельства ДТП. Здесь все предельно просто - писать нужно коротко и по делу, отражая все значимые факты происшествия:

  • дату;
  • время;
  • место происшествия;
  • направление движения;
  • примерную скорость автомобиля;
  • какие действия и маневры совершали водители.

Пункт 3. ТС находился под управлением собственника или иного лица - галочкой отметить пункт, соответствующий обстоятельствам.

Пункт 4-5. Участие более двух транспортных средств (п. 4) и ущерб, причиненный другому имуществу (п. 5). По Европротоколу ставятся прочерки во всех полях.

Пункт 6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. «Да» или «Нет» выбрать галочкой.

Пункт 7. Примечание. В этом разделе можно написать другие важные сведения, не указанные в других пунктах, например, информацию о фиксации происшествия видеорегистратором.

Для наглядного и более полного восприятия информации рекомендуем скачать образец заполнения Европротокола.

Скачать образец заполнения Европротокола

Можно даже с помощью описанной выше инструкции попробовать самостоятельно заполнить бланк - приобретенные благодаря такой тренировке навыки не будут лишними.

Как заполнять по КАСКО


Автолюбителей, застраховавшихся по КАСКО, традиционно интересует стандартный вопрос, можно ли по Европротоколу обратиться в страховую компанию и получить возмещение. Таким водителям не стоит сомневаться, так как для этих целей и внедрялась вся эта система оформления. Соответствующие Указания ЦБ РФ опубликовал 01.10.2014 в Вестнике Банка России. Порядок заполнения Извещения о ДТП идентичен ОСАГО.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ