Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке отнесения территорий


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2015, N 0001201510260009);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.08.2017, N 0001201708150018).
____________________________________________________________________

Во исполнение Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить в 1999 году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации предложения по отнесению соответствующих территорий к группам по гражданской обороне.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации представить в I квартале 2000 года в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 1998 года N 1149

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" , определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивногозагрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации .

4. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

5. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ; в редакции, введенной в действие с 23 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 962 .

6. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

7. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
(Абзац дополнительно включен с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131)

8. Пункт утратил силу с 3 ноября 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ..

9. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

10. Органы местного самоуправления по запросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливают согласованные с соответствующими главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и вносят их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Приложение N 1 к Порядку. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

Приложение N 1

к группам по гражданской обороне
(В редакции,
введенной в действие
с 3 ноября 2015 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2015 года N 1131 . -
См. предыдущую редакцию)

Секретно
(по заполнении)

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

Наимено-
вание террито-
рии города или иного населен-

Числен-
ность населе-
ния, тыс. человек

Попадающие в зону возможного

Группа
по гражданской
обороне

При-
меча-
ние

ного пункта

особой важ-
ности

1 и 2 кате-
гории

химического заражения

радиоактивного загрязнения

катастрофи-
ческого затопления

су-
щест-
вую-

пред-
лага-
емая

насе-
ление, про-
цен-
тов

терри-
тория, про-
цен-
тов

насе-
ление, про-
центов

терри-
тория, про-
центов

насе-
ле-
ние, про-
цен-
тов

тер-
рито-
рия, про-
цен-
тов

Приложение N 2 к Порядку. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне

Приложение N 2
к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне
(В редакции,
введенной в действие
с 3 ноября 2015 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2015 года N 1131 . -
См. предыдущую редакцию)

Секретно
(по заполнении)

(форма)

Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне

Наимено-
вание города или иного населен-
ного

Числен-
ность населе-
ния, тыс. человек

Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне

Попадающие в зону возможного

Группа
по гражданской
обороне

При-
меча-
ние

особой важ-
ности

1 и 2 кате-
гории

химического заражения

радиоактивного загрязнения

катастрофи-
ческого затопления

су-
щест-
вую-

пред-
лага-
емая

насе-
ление, про-
цен-
тов

терри-
тория, про-
цен-
тов

насе-
ление, про-
центов

терри-
тория, про-
центов

насе-
ле-
ние, про-
цен-
тов

тер-
рито-
рия, про-
цен-
тов

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Государство назначает организациям обязанности по гражданской обороне в зависимости от видов деятельности. В статье мы расскажем, какие обязанности несет ваше предприятие по ГО.

Из статьи вы узнаете:

Категории по гражданской обороне для организаций и объектов

Пример отнесения организации к категории по ГО

Имеющие мобилизационные задания

Представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в любое время

Уникальные в историко-культурном отношении объекты

Консервный завод, мясокомбинат –

создание, сохранение и обновление запасов госрезерва пищеконцентратов

Производство и распределение ресурсов: Гидроэлектростанция

Атомная электростанция

Теплоэлектроцентраль

Электрические сети

Сеть газопотребления

Фонды государственных архивов и библиотек помимо сохранения самих раритетов, еще и оцифровывают их для будущих поколений

Учет в военно-учетных столах транспортных средств типа УАЗ, принадлежащих работникам организаций

Переработка химических веществ или отработанного ядерного топлива

Петергоф, Тульский, Московский, Ростовский Кремль.

Помимо того, что предприятие выполняет задачи по виду своей экономической деятельности, оно обладает как материальными, так и человеческими ресурсами, которые в момент опасности должны быть мобилизованы для решения задач обороноспособности страны. Работники, помимо мобилизации запасников в ряды армии, обязаны выполнять свой гражданский долг по защите интересов страны. должен взять на себя работодатель по указаниям органов исполнительной власти на местах.

Как определить категорию предприятия по ГО и ЧС

Координацию деятельности категорированных организаций по ГО ведет Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ. Данное ведомство производит категоризацию предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 16.08.2016 № 804дсп и на основании Методических рекомендаций по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне от 11.11.2016 № 2-4-71-69-11 дсп (Письмо ГУ МЧС России по г. Москве от 22.06.2017 № 817-1-1-8).

Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне

Сам список организаций МЧС не формирует. Федеральные органы исполнительной власти (Роструд, Росатом, Росздрав, Ростехнадзор и т.п.) формируют по классификации МЧС перечень предприятий, отвечающих требованиям по мобилизационной подготовке.

Поскольку шифр «дсп» в письмах и рекомендациях МЧС свидетельствует об ограниченном круге пользователей информации в реестре категорированных организаций, для получения информации о том, несет ли конкретно ваше предприятие , необходимо обратиться в территориальное управление ГО и ЧС субъекта РФ или в органы самоуправления на местах.

Министерства и ведомства, согласовав с МЧС перечень организаций с категориями по ГО и ЧС, обязаны в течение 1 месяца направить выписки в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти предприятия. Таким образом, вся информация по категорированным предприятиям на территории района или города стекается в отделы ЧС при администрациях этих уровней власти. Поэтому запрос нужно подавать не в территориальный МЧС, а в администрацию города или района, в соответствующий отдел мобилизационной подготовки.

Организации, не отнесенные по категориям к ГО

Организации, не поименованные в статье 28-ФЗ, не относятся к категорированным. Но и они имеют обязанности по гражданской обороне. В таких организациях и ИП должны быть проведены инструктажи по ГО, курсовое обучение в виде лекций, комплексных занятий и тренировок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;

в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации

Утвержден

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

месторасположение организации;

значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;

в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации

Утвержден

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

месторасположение организации;

значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна, чтобы:

  • сохранить жизнь работников и населения в случае войны, аварий, катастроф;
  • проводить неотложные действия в очаге катастрофы;
  • обеспечить работу объекта в чрезвычайной ситуации;
  • не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Все организации, как коммерческие, так и государственные, обязаны:

  • планировать и организовывать мероприятия по ГО;
  • готовить организацию к работе в военное время;
  • обучать работников по ГО;
  • создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Чтобы организовать работу по гражданской обороне:

Это следует из подпункта «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Мероприятия по ГО организация проводит за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Региональные власти по согласованию с МЧС присваивают категории по гражданской обороне организациям:

  • с мобилизационным заданием, или
  • высоким риском ЧС, или
  • уникальным культурным статусом.

Этим организациям присваивают:

  • категорию особой важности;
  • первую категорию;
  • вторую категорию.

Если организации присвоят категорию по ГО, то ей сообщит об этом соответствующий орган.

Остальные организации считают некатегорированными.

  • нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (см. Типовой порядок, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701);
  • нештатные аварийно-спасательные формирования - организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999);
  • локальные системы оповещения - организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 и Методические рекомендации МЧС России от 24 декабря 2002 г. № б/н).

Организации с категорией по ГО, чтобы оснастить нештатные формирования, создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379).

Ответственные за гражданскую оборону в организации

Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.

Количество уполномоченных по ГО зависит от вида организации и численности работников.

  • до 1000 человек - один освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 человек - не менее двух освобожденных работников;
  • от 5000 и более человек - не менее четырех освобожденных работников.
  • до 200 человек - один из работников организации по совместительству;
  • свыше 200 человек - один освобожденный работник.

Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.

Работники по гражданской обороне:

  • планируют и проводят мероприятия по ГО;
  • создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
  • обучают работников организаций по ГО и ЧС;
  • создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
  • проводят мероприятия по поддержанию функционирования организаций в военное время;
  • создают и поддерживают в готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782.

Это следует из пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Квалификационные требования к работникам по ГО см.:

Например, инженером по ГО и ЧС назначают работника с высшим техническим образованием и подготовкой по специальной программе по ГО и ЧС.

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО проходят:

Вводный инструктаж по гражданской обороне

Проведите инструктаж в первый месяц после приема нового сотрудника. Для этого разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Утвердите инструкцию по гражданской обороне и действиям персонала при угрозе ЧС.

Вводный инструктаж проводит работник, ответственный за ГО. Он знакомит нового работника с инструкцией и дает общие знания по ГО. Работник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки и хранит на рабочем месте.

После инструктажа устно проверьте знания работника.

В журнале вводного инструктажа по гражданской обороне сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.

Курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне

Для работников организуют занятия по месту работы по рекомендуемым программам и закрепляют знания и навыки на учениях и тренировках.

Проведите курсовое обучение работников для подготовки к действиям при угрозе военного конфликта или ЧС, которые характерны для района работы и проживания работников. Курсовое обучение проводите ежегодно внутри организации в объеме не менее 16 часов.

Разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Программы обучения в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования согласуют с МЧС России.

Работников информируют:

  • о поражающих факторах источников ЧС, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
  • порядке действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
  • правилах использования средств индивидуальной и коллективной защиты при ЧС, средств пожаротушения;
  • порядке действия при угрозе и возникновении ЧС, войны, террористических актов;
  • правилах оказания первой помощи.

Для курсового обучения создают учебные группы в количестве не более 25 человек с учетом особенностей должностей и профессий работников.

Занятия проводите в рабочее время ежемесячно в течение года, кроме времени массовых отпусков.

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам проводят лекции по теме с использованием наглядных пособий, обучающих программ, видеофильмов и плакатов.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы работники получили навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие проводите, чтобы работники последовательно отработали действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение отмечает сотрудников на занятиях в журнале учета. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

Такой порядок установлен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Когда проводят учения по гражданской обороне

Организации проводят:

  • комплексные учения;
  • командно-штабные учения;
  • специальные учения;
  • объектовые тренировки по ГО.
Командно-штабные учения Специальные учения Комплексные учения и тренировки
Продолжительность

До 3 суток - в госорганах ;

до 1 суток - в организациях

До 8 часов До 2 суток (тренировки до 8 часов)
Периодичность 1 раз в 2 года - в госорганах 1 раз в 3 года - с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года - в муниципалитетах, организациях с ОПО, ЛПУ, в которых больше 600 коек
1 раз в 3 года - в муниципалитете 1 раз в год - с участием формирований постоянной готовности 1 раз в 3 года - тренировки в организациях
1 раз в год - в организациях 1 раз в год - тренировки в образовательных учреждениях

Таблица составлена на основании приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят при объектовых тренировках (ОТ) продолжительностью до 8 часов (п. 15 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Комплексные учения (КУ) продолжительностью до 2 суток проводят 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 3 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Практическое обучение работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее - СУТ).

СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов (п. 19 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Цели СУТ:

  • проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
  • проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
  • обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
  • повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов (п. 21 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (п. 24 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При подготовке и планировании учений и тренировок разработайте:

  1. приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки);
  2. схему организации руководства учением (тренировкой);
  3. календарный план подготовки командно-штабного учения (тренировки);
  4. замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной запиской;
  5. задание на командно-штабное учение (тренировку);
  6. план проведения командно-штабного учения (тренировки);
  7. инструкцию по мерам безопасности при проведении комплексного учения (тренировки).

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Расписание и результаты курсового обучения в области ГО и ЧС фиксируйте в журнале.

Контроль за учениями и тренировками осуществляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах их полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Ответственность за невыполнение правил ГО

Проверки по гражданской обороне проводит МЧС России.

За невыполнение правил в области гражданской обороны МЧС оштрафует должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Это следует из части 2 статьи 20.7 КоАП РФ.»



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ