Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Земельным законодательством России установлено разделение всех земель Российской Федерации на определенные категории.

В Российской федерации существуют 7 (семь) категорий земель:

1 . В составе земельного фонда важнейшее место занимают земли сельскохозяйственного назначения, используемые для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Из которых особо необходимо выделять сельскохозяйственные угодья. Их самый характерный признак - почвенное плодородие; без него эффективное сельскохозяйственное производство невозмож­но. Эти земли находятся в собственности, владении или пользовании граждан, кооперативов, различного рода сельско­хозяйственных предприятий, учреждений и организаций (науч­но-исследовательских, учебно-опытных, подсобных сельских хо­зяйств, межхозяйственных предприятий и организаций).

Сельскохозяйственные земли находятся под особой защитой государства; использование их не по назначению возможно лишь в, исключительных случаях, оговоренных законодательст­вом.

2. Земли населенных пунктов представлены территориями городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Они ограничиваются пределами черты населенного пункта, которая отделяет их от земель, других категорий. Главное назначение этих земель - обслуживание нужд насе­ленных пунктов и проживающего в них населения; находятся они в ведении соответствующих администраций. Согласно земельному законодательству, они выделяются из состав прежних землепользований; их границы устанавливаются в порядке землеустройства.

3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны иного специального назначения составляют участки предприя­тий, учреждений и организаций, осуществляющих соответствующую деятельность (заводы, фабрики, рудники, шахты, авто­мобильные и железные дороги, войсковые части и так далее). Плодородие земель этой категории не имеет существенного значения, важны лишь их геологические и архитектурно-планировочные качества.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов - включают территории заповедников, национальных, дендрологи­ческих и мемориальных парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы и архео­логии, курортов, а также другие земельные участки, облада­ющие природными лечебными и иными факторами, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота.Они характери­зуются строго целевым режимом использования.

5. Земли лесного фонда находятся в собственности, владении и пользовании граждан, лесохозяйственных и иных предприя­тий, учреждений и организаций. Они заняты древесно-кустарниковой растительностью или не покрыты лесом, но предо­ставлены для нужд лесного хозяйства и лесной промышлен­ности.


6. Земли водного фонда включают территории, занятые водо­емами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, магистральных межхозяй­ственных каналов и коллекторов.

7. Земли запаса представлены территориями, которые по разным причинам не переданы в собственность, владение, пользование или аренду гражданам, кооперативам, предприяти­ям, учреждениям, организациям. Они обычно характеризуются удаленностью, низким качеством, малым плодородием.

При межотраслевом распределении земель преимущество от­дается тем производителям и предприятиям, которые наиболее полно используют их биоклиматический потенциал и плодородие. Такой отраслью, прежде всего, является сельское хозяйство, поэтому законодательством предусмотрено первоочередное предо­ставление плодородных земель для сельскохозяйственных целей.

Земельные угодья - это участки земли, систематически используемые или пригодные к использованию для определен­ных хозяйственных целей и различающиеся по своим естественно-историческим признакам.

Классификация угодий ведется, в основном, по двум направлениям. Прежде всего, выделяют с.-х. угодья.

К ним относятся:

Многолетние насаждения,

Сенокосы,

Пастбища.

Отдельно учитываются другие виды угодий (Несельскохозяйственные):

Лесные площади,

Древесно-кустарниковые насаждения,

Под водой,

Занятые дорогами и прогонами, постройками, дворами, улицами, площадями и прочими землями, не используемыми в сельском хозяйстве.

К пашне относятся земельные участки, систематически обрабатываемые и используемые под посевы с.-х. культур. Междурядья садов и других многолетних насаждений, временно используемые под посевы с.-х. культур в площадь пашни не включаются, а учитываются в составе многолетних насаждений.

К многолетним насаждениям относятся земельные участки занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми насаждениями, способными давать урожай. В общей их площади отдельно учитываются площади садов, виноградников, ягодников плодопитомников. Площади, занятые дорогами и лесными полосами, в состав многолетних насаждений не входят и учитываются в соответствующих видах угодий.

Залежами считаются земли, которые ранее вспахивались, но более года не используются для посева с.-х. культур и не подготовлены под пар.

К сенокосам относятся участки пашни, покрытые многолетней травяной растительностью, систематически используемые под сенокос.

В зависимости от естественных свойств подразделяются на заливные, суходольные и заболоченные. Из общей площади заливных и суходольных сенокосов выделяют улучшенные сенокосы. В зависимости от объема и характера проведенных мероприятий они подразделяются на сенокосы коренного и поверхностного улучшения.

Пастбищами называют земли, покрытые многолетней растительностью и систематически используемые для выпаса скота, не пригодные для сенокошения и не являющиеся залежью. Кроме того, в составе пастбищ учитываются площади подкормочных и карантинных площадок, а так же участки скотопрогонов, где животные могут собирать корм.

Пастбища подразделяются на суходольные и заболоченные. Из суходольных отдельно выделяются долголетние пастбища.

Лесные площади – участки покрытые лесом, включая лесные культуры, редины, вырубки, гари и погубленные лесные насаждения, необлесившиеся лесосеки, прогалины, пустыри, лесные питомники

Среди древесно-кустарниковых насаждений отдельно учитывают: участки,не входящие в Государственный лесной фонд, занятые полезащитными лесными полосами или озеленительными древесно-кустарниковыми насаждениями, деревьями или группами деревьев на землях с.-х. предприятий; защитными насаждениями на полосах отвода автомобильных и железных дорог и каналов; озеленительные насаждения в городах и населенных пунктах; деревья на приусадебных и дачных участках.

К лесным полосам относят:

Полезащитные лесные полосы для предотвращения эрозии почв;

Садозащитные полосы;

Приовражные и прибалочные лесные полосы;

Овражные насаждения;

Прибрежные лесные насаждения;

Защитные лесные насаждения на песках, с целью защиты от эрозии.

Болота – избыточно увлажненные участки земли с наличием на поверхности разложившихся остатков в виде торфа. Различают: верховые болота, переходные болота и низинные болота. Переходные болота занимают промежуточное положение между верховыми и низинными, увлажняемые как за счет атмосферных осадков, так и за счет грунтовых вод.

Земли под водой – земли занятые естественными и искусственными водоемами. Отдельно учитываются земли занятые реками, ручьями, озерами, водохранилищами, прудами и другими искусственными водоемами.

К нарушенным относятся земли почвенный покров которых был поврежден или полностью уничтожен при разработке полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и других работ.

Среди «прочих» земель , не используемых в сельском хозяйстве, выделяют:

Развеваемые пески, лишенные растительности;

Ледники;

Земли, занятые оползнями, осыпями, глинистыми и бенистыми поверхностями и галечниками;

Другие неиспользуемые земли.

Российским законодательством предусмотрено создание на землях сельскохозяйственного назначения фон­дов перераспределения земель, в состав которых включаются участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель работникам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ (в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий).

Эти участки подлежат продаже по конкурсу (при наличии нескольких претендентов) или передаче в аренду с правом последующего выкупа. Они являются резервом для расширения существующих или формирования новых крестьянских (фермер­ских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Управление земельным фондом осуществляется органами местной администрации в соответствии с их компетенцией, на основе Конституции РФ и земельного законодательства.

Глав­ные функции по распоряжению землей возложены на сельские, поселковые и районные (городские) администрации. Гражданам, имеющим в собственности земельные участки, предоставлено право продавать их, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог и в аренду, обменивать.

Приобретение и продажа земельных участков осуществляются с обязательным оформлением сделок в учреждениях Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

На органы Росреестра и подведомственные им предприятия возложены определённые функции по управлению земельными ресурсами. Они организуют работы по государственному кадастровому учёту земель, мониторингу земель, подготовке и реализации схем использования и охраны земельных ресурсов, схем и проектов землеустройства, по проведению противоэрозионных и иных мероприятий. Указанные предприятия проводят также съемку и картографирование земель, почвенные, геоботанические и другие обследования.

В управлении земельным фондом принимают участие государственные органы по охране природы и рациональному природопользованию, которые несут ответственность за комп­лексную природоохранную деятельность.

Земельное законодательство разграничивает правомочия пред­ставительных органов и администраций разных уровней по регулированию земельных отношений, землевладения и земле­пользования.

В компетенцию местных органов власти входят: предоставление и изъятие земель, взимание платы за землю, контроль за использованием и охраной земель.

Субъекты Федерации осуществляют разработку актов земельного законо­дательства, единых принципов платы за землю, программ рационального использования земель, повышения плодородия почв и охраны земельных ресурсов, организуют проведение землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.

В компетенцию федеральных властей переданы наиболее общие земельные проблемы. Для решения некоторых из них требуется договоренность с республиками, краями, областями, автоном­ными образованиями. Действует также принцип согласования органами более высокого уровня своих решений по земельным вопросам с нижестоящими.

Задачи управления земельным фондом России предполагают выполнение на государственном уровне действий, которые затрагивают интересы всех или нескольких республик, краев и областей, в том числе:

Предоставление земель для федеральных нужд;

Разработка земельных программ, механизма рационального землевладения, землепользования и регулирования земельных отношений;

Правовое обеспечение использования и охраны земель на основе развития соответствующего законодательства;

Установление порядка ведения земельного кадастра, единых принципов платы за землю, осуществления мероприятий по созданию информационной базы землевладения и землепользо­вания;

Установление основных положений системы землеустройства;

Осуществление мониторинга и контроля за использованием и охраной земель.

Перечисленные мероприятия формируют и развивают новый земельный строй и прямо направлены на обеспечение земель­ной реформы.

Понятие целевого назначения земель подразумевает под собой распределение участков по различным категориям с установкой индивидуального правового режима для каждой из них. Это необходимо для продуктивного использования земельных ресурсов, для сохранения благоприятной экологической обстановки как для людей, так и для представителей флоры и фауны.

Полномочиями в сфере перераспределения участков и выделения их в какую-либо категорию обладают соответствующие исполнительные органы и их региональные управления. В некоторых отраслях применяются нормы международного права, стоящие выше федеральных нормативов.

Правовое регулирование по целевому назначению применяется для:

  • определения категории земель;
  • их перевода из одной категории в другую;
  • выдачи разрешительной документации;
  • ограничения конкретной деятельностью в области землепользования.

Состав земель в РФ

Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.

Согласно ЗК РФ определены следующие категории земель и вид разрешенного использования :

  • Земли сельхозназначения. Применяются для ведения сельскохозяйственной деятельности и передаются на длительную аренду заинтересованным лицам.
  • Территории запаса. Они находятся в ведении федеральных и региональных властей и не могут быть предоставлены в пользование до момента их отнесения к какому-либо другому виду.
  • Земли населенных пунктов . Территория, предназначенная для заселения людей, а также необходимая для функционирования и развития инфраструктуры. Сюда включаются жилые постройки, объекты инфраструктуры, производства, места для обучения, досуга и других нужд.
  • Земли водного фонда. Эти территории преимущественно покрыты водами, за исключением территорий, зарезервированных для дальнейшего их затопления с целью образования искусственных водоемов.
  • Земли лесного фонда . Территории, покрытые лесами и предназначенные для ведения лесного хозяйства.
  • Территории специального назначения. Участки, используемые для различных промышленных, военных или иных целей.
  • Земли особого назначения и охраны. Определенные земли, выделенные под охрану природы или культурных памятников. К таким территориям причислены, в частности, лечебно-оздоровительные объекты.
  • Фонд распределения земель . Комплекс участков, который находится в ведении государственного органа, перераспределяющего его между физическими и юридическими лицами для различной сельскохозяйственной деятельности.

Использование земель в РФ

Для совершения определенных действий по землепользованию из числа разрешенных законодательными актами, получать разрешение не нужно. Если превышены оговоренные полномочия – необходимо перевести территорию в другую категорию, где конкретные мероприятия по землепользованию будут оговорены отдельно. Например, в природоохранной зоне нельзя построить промышленный объект, до момента выделения определенной территории для этих нужд.

В зависимости от принадлежности земли, полномочия на регулирование земельных вопросов распределяются следующим образом:

Правовое деление земель, на которых проживает малочисленный этнос, может быть произведено с учетом мнения этой группы.

Перевод земельных участков из одной категории в другую

Перевод земельных участков из одной категории в другую производится в отношении территорий населенных пунктов. Иные участки могут поменять свой статус только при принятии соответствующего закона федерального или регионального значения. Исключением являются земли из специального фонда , распределяемые для развития сельских хозяйств.

Перевод территорий осуществляется путем образования и отмены соответствующих границ, отделяющих иные территории от указанной. Такая процедура осуществляется заинтересованным лицом при подаче ходатайства в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Согласно ходатайству в течение 2-3 месяцев выдается акт на участок, где указывается конкретная категория территории. На основании выданной документации и в течение 5 дней с момента принятия решения, государственное ведомство самостоятельно отправляет правоустанавливающие бумаги в РосРеестр для присвоения кадастрового номера . С момента регистрации перевод земель считается осуществленным.

Заключение

Категории земель России устанавливаются ЗК РФ. Порядок образования, перераспределения, выделения таких территорий производится согласно основному закону или отдельным нормативам, регулирующим отдельную категорию. В настоящее время установлены следующие категории земель:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения;
  • особо охраняемые;
  • земли запаса;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по категориям земель в РФ

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Анатолий. Как мне можно выделить земельный участок на территории пустыря, находящегося в черте населенного пункта?

Ответ: Здравствуйте, Анатолий. Согласно образование земельного участка в черте населенного пункта осуществляется на основании норм ФЗ № 190 от 29.12.04 г . Вам необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления и оформить ходатайство по предоставленному образцу.

Целевое назначение земель предполагает разделение территории на участки в зависимости от их правового статуса и разрешенного использования. Данная классификация применяется в соответствии с ЗК и прочими нормативными актами. Рассмотрим далее, какие существуют категории и виды земель.

Общие сведения

Виды земель определяются в зависимости от конкретного хозяйственного использования надела. Те или иные территории, обозначенные в классификации, обладают определенными свойствами. В настоящее время выделяют следующие виды земель:

  1. Залежные территории.
  2. Участки под болотами, дорогами, улицами, водными объектами, застройками.
  3. Пахотные земли. Они используются для производства сельскохозяйственной растительной продукции.
  4. Земли лесного фонда. К ним относят территории под древесно-кустарниковыми насаждениями.
  5. Луговая земля. Эта территория представляет собой естественные угодья, которые используются для корма скота.

Сельскохозяйственные территории

К ним относят такие виды земель, как с/х угодья, участки, занятые:

  • дорогами, насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты от негативных техногенных, антропогенных, природных явлений;
  • зданиями, сооружениями, строениями, необходимыми для производства, хранения и переработки продукции.

На этих же территориях могут проходить инженерные коммуникации.

Земли населенных пунктов

Эти территории предоставляются МО, городам и другим административным единицам. На них осуществляется строительство жилых и промышленных сооружений, прокладка дорог, возведение вспомогательных объектов. Все они предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Земли лесного фонда

К этим территориям относят участки, покрытые либо не занятые растительностью, однако используемые для восстановления многолетних насаждений. На этих землях также граждане ведут лесохозяйственную деятельность. К данным территориям относят также болота, просеки, дороги, если они используются для указанных нужд.

Специальные участки

Такие территории располагаются за пределами населенных пунктов. Они используются для обеспечения функционирования предприятий и эксплуатации объектов связи, транспорта, промышленности, радиовещания, энергетики, информатики, телевидения, обороны, космической деятельности, безопасности и реализации иных специальных задач.

Другие территории

Земли запаса находятся в муниципальной/государственной собственности. Эти территории не предоставлены юрлицам или гражданам в пользование. В качестве исключения выступают земли запаса, которые отнесены к фонду перераспределения земель. Отдельно в классификации обозначены водные территории. Они заняты поверхностными акваториями, а также гидротехническими и прочими сооружениями. Существуют также особо охраняемые территории. В них включаются виды земель, обладающие природоохранным, научным, культурным, историческим, оздоровительным, эстетическим, рекреационным или иным значением.

Подтипы

В каждой указанной категории присутствуют виды земель, определяемые в соответствии с их разрешенным использованием. Гражданам, как правило, предоставляются сельскохозяйственные территории либо участки, располагающиеся в границах МО. Земли населенных пунктов разделяются на наделы, предназначенные для строительства:


Территории сельскохозяйственного назначения, в свою очередь, классифицируются на участки, которые используются для производства с/х продукции с указанием конкретного типа деятельности (выращивание многолетних насаждений, животноводство, обработка пашни и пр.) и предназначенные для ведения огородничества, садоводства либо осуществления дачного строительства.

Нюансы классификации

Необходимо сказать, что приведенный перечень не считается исчерпывающим. Это позволяет реализовывать разнообразные варианты использования земли. Между тем на практике определяющее значение будет иметь решение местной власти. Именно администрация населенного пункта устанавливает правила использования конкретных территорий. Все изменения, которые происходят с земельным участком, подлежат регистрации. Соответствующие записи вносятся в Единый реестр и отражаются в правоустанавливающих документах, которые получает владелец участка.

Территории для застройки

Зачастую у граждан возникает необходимость приобрести землю для возведения жилого дома. Из всего многообразия участков специалисты рекомендуют выбирать территории, отведенные под ИЖС, ЛПХ либо дачное строительство. К землям для ведения подсобного хозяйства относят наделы, предназначенные для производства с/х продукции. Они, в свою очередь, подразделяются на участки, расположенные в пределах МО (приусадебные) и находящиеся за его границами (полевые). Жилое сооружение и прочие хозяйственные строения в первом случае можно возводить при условии соблюдения Градостроительного кодекса, а также прочих отраслевых нормативных актов. На полевых участках строительство не допускается. На территориях, которые отведены под ИЖС, можно возвести одно жилое сооружение. При этом его высота не должна быть больше трех этажей. Другие объекты строить не допускается. Этот запрет распространяется как на жилые, так и подсобные сооружения. Дом, построенный на участке под ИЖС, может выступать в качестве места постоянной регистрации. Не территории, отведенной для дачного строительства, также можно построить дом. При этом законодательство допускает оформление постоянной регистрации в нем. Участки под дачное строительство стоят дешевле, чем другие территории.

Перевод участков

Вид использования земли может изменяться двумя способами. Первый предполагает перевод участка в другой тип в соответствии с ФЗ № 172. Владелец надела может также воспользоваться нормами Градостроительного кодекса (ст. 37, 38). В этом случае перевод земли из одной категории в другую не осуществляется. Если собственник решил воспользоваться положениями ФЗ № 172, то его участку может быть присвоен любой тип использования. Во втором случае новый вид может выбираться из перечисленных в законодательстве.

Градостроительный кодекс

Изменение вида использования производится согласно схемам территориального планирования районов, генпланам, регламентам при соблюдении положений технической нормативной документации. Для проведения процедуры заинтересованное лицо направляет в местную уполномоченную структуру власти заявление. После его рассмотрения назначаются публичные слушания. В них принимают участие граждане, которые проживают в границах территориальной зоны, где располагается участок, а также правообладатели смежных наделов. Все эти лица могут представить предложения и замечания. Результаты слушаний публикуются в официальном издании. В соответствии с заключением и рекомендациями специальной комиссии глава местной власти принимает решение относительно изменения вида использования. Заявителю может быть отказано в удовлетворении его запроса.

Практическая часть

Работы по изменению вида использования включают в себя следующие мероприятия:

  1. Выполнение правовой экспертизы материалов и документов, предоставленных заинтересованным лицом. В ходе проверки определяется их соответствие требованиям нормативных актов, а также формулируется план действий.
  2. Согласование и установление границ надела (если они отсутствовали).
  3. Постановка участка на учет (если она не была произведена ранее).
  4. Подготовка пакета документации.
  5. Согласование изменения вида использования с компетентными госорганами, местными структурами, а также специализированными учреждениями.
  6. Обеспечение принятия территориальным институтом власти соответствующего решения.
  7. Внесение сведений о присвоенном виде использования в Единый реестр и земельный кадастр.

В результате проведенных мероприятий оформляется соответствующая документация. В частности, составляется кадастровый план (карта) участка. В нем содержится информация об измененном виде использования. Кроме этого, процедура проводится в соответствии с решением, принятым уполномоченным органом территориальной власти. Оно должно быть оформлено надлежащим образом. Как правило, работы проводятся в течение 1-5 мес. Продолжительность мероприятий будет зависеть от их объема. Необходимость изменения вида использования обуславливается сегодня дефицитом земли под строительство жилых сооружений. В этой связи многие граждане стремятся перевести участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, в территории, отведенные под ИЖС. Одним из несомненных преимуществ таких наделов выступает их стоимость. Необходимо помнить, что проведение данной процедуры может потребовать от заинтересованного лица определенных знаний.

Земля, которая предназначается для индивидуальных застроек, таких как коттедж, дача, усадьба, может обладать несколькими статусами: она делится по категориям и по виду назначения. Строительство дома будет зависеть от того, к какому назначению принадлежит земельный участок: оно может быть разрешено, но с определенными ограничениями, либо совсем запрещено.

Земли в нашей стране разделяют на категории в зависимости от целевого назначения. Согласно Земельному кодексу РФ земли бывают следующих категорий:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • поселений;
  • промышленного и иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Земли сельхозназначения

Данные земли располагаются за чертой поселений и предназначаются для нужд сельского хозяйства в соответствии с пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ. Но вот по виду использования такие земли сильно отличаются, что может в значительной степени ограничить возможности владельца в плане застройки. Допустим, участок из категории земель сельскохозяйственного назначения может предназначаться для огородничества, и на нем невозможно построить объект ИЖС. В другом случае он может предназначаться для личного подсобного хозяйства с правом застройки, либо без такового. Если же участок предназначен для садоводства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства, то застройка возможна, но существуют некоторые ограничения. Помимо этого можно перевести участок земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию, которая не имеет такой ценности по законодательству, например, категория земель населенных пунктов. Данные действия можно совершить, если нужно заняться расширением права владельца на застройку. В случае таких изменений необходимо внести земельный участок в черту поселения, то есть, по сути, изменить черту поселения. Помимо этого придется возмещать потери сельхозпроизводства государству. Такие действия могут оказаться экономически невыгодными. В данной ситуации можно не менять категорию земли, а изменить только целевое назначение, допустим, определить его для ведения дачного хозяйства, либо садоводства.

Земли поселений

Таковыми признают земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Поселения в РФ подразделяют на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора и т. д.). В зависимости от численности населения городские и сельские подразделяются на:

  • сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);
  • крупнейшие города (1–3 млн. чел.);
  • крупные города (250 тыс. - 1 млн. чел.);
  • большие города (100–250 тыс. чел.);
  • средние города (50–100 тыс. чел.);
  • малые города и поселки (до 50 тыс. чел.);
  • крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);
  • большие сельские поселения (1–5 тыс. чел.);
  • средние сельские поселения (200–1000 чел.);
  • малые сельские поселения (менее 200 чел.).

Использование земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий, то есть делением на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. В соответствии с ЗК РФ выделяют следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные.

Для каждой зоны устанавливают градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливают единый градостроительный регламент. Он обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями, владельцами-арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на участки.

В ЗК РФ предусмотрены случаи, когда участки и расположенные на них объекты недвижимости признают не соответствующими градостроительному регламенту. Данная ситуация возникает, если виды использования не входят в перечень разрешенных или размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. В результате использование земельных участков и объектов недвижимости может быть запрещено органами местного самоуправления.

К городам и поселениям всегда примыкают земли иных категорий. Зоны, находящиеся за пределами города, но составляющие с ним единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений, ЗК РФ именует пригородными. В их составе выделяют территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Земли промышленного и иного специального назначения

Данная категория земель является самостоятельной. В ее составе в зависимости от характера задач выделяют следующие земли: промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения и информатики; для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; иного специального назначения. Характерная особенность многих из них - наличие охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования. Это ограничивает права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

К данной категории относят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. К ним относят особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты; земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.

Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

К этой категории относят лесные и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (земли лесного фонда); земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов и выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений (земли водного фонда); земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (земли запаса). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

  • Правительством РФ - в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ - в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
  • органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов данного перевода. Такое признание осуществляется в судебном порядке.

Вид разрешённого использования земли

  • индивидуальное жилищное строительство - ИЖС,
  • личное подсобное хозяйство - ЛПХ,
  • дачное строительство,
  • дачное хозяйство,
  • сельскохозяйственное производство,
  • фермерское хозяйство,
  • крестьянско-фермерское хозяйство,
  • сельское хозяйство,
  • малоэтажное жилищное строительство,
  • сельскохозяйственное использование,
  • жилищное строительство,
  • жилая и коммерческая застройка.

Предположим, если вы приобретаете участок земли, относящийся к землям сельхозназначения, то он может предназначаться для огородничества, тогда на нем нельзя строить коттедж, либо для того, чтобы вести личное подсобное хозяйство, тогда у него может быть или не быть право застройки, либо для садоводства, дачного строительства, крестьянско-фермерского хозяйства - во всех случаях можно совершать застройку, вот только на разных условиях.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
Участком ИЖС называется земля, на которой можно возводить объекты индивидуального жилищного строительства. А объектами индивидуального жилищного строительства называются жилые дома, которые стоят отдельно и имеют не более трех этажей. Они предназначаются для проживания одной семьи, согласно п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. В доме, который стоит на участке ИЖС можно сделать постоянную регистрацию по месту жительства. Земли ИЖС отличаются от садовых участков тем, что проект жилого здания должен быть выполнен компанией-проектировщиком, которая имеет гослицензию, и его необходимо согласовать в контролирующих государственных инстанциях.

Земли для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ)
Для того чтобы построить усадьбу, лучше всего подойдет земля КФХ, ведь размер участка для крестьянско-фермерского хозяйства может быть огромных размеров. Проблема заключается в том, что заниматься хоть какой-то сельскохозяйственной деятельностью все же придется, а также заниматься отчетами в налоговую инспекцию. Но на самом деле решить эту проблему элементарно: чтобы создать видимость целевого использования земли будет достаточно разбить вишневый сад или устроить конюшню .

Садоводства (СНК, СНП, СПК)
Садоводческим некоммерческим объединением называется некоммерческая организация, которая учреждена гражданами на добровольных началах в соответствии с федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Оно может быть в форме садоводческого некоммерческого товарищества СНТ, садоводческого потребительского кооператива (СПК), садоводческого некоммерческого партнерства (СНП). На сегодняшний день все коттеджные поселки находятся в одной из вышеперечисленных юридических форм.
Сделать прописку в садоводческом некоммерческом объединении по сути можно, но не всегда, да и чаще всего только через процедуру судебного разбирательства.
Но есть постановление конституционного суда Российской Федерации, которое разрешает прописку на садовых участках. Помимо этого летом планируется принятие закона, который разрешит эту процедуру.

Земли для дачного строительства
В соответствии с федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", гражданин может получить или купить земельный участок для отдыха. На нем можно возводить жилое строение, но на нем невозможно зарегистрироваться. Строительство на сельскохозяйственной земле не имеет отличий от ИЖС. По всем остальным параметрам строительство загородного дома на дачном участке будет гораздо выгоднее, чем ИЖС, так как не будет никаких ограничений, связанных с габаритами и назначением строящихся зданий.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
Личное подсобное хозяйство мало отличается от садоводства. Но не всегда можно построить дом на участке ЛПХ. Все будет зависеть от решения местной администрации. Предположим, она может запретить строить здание и прокладывать коммуникации, если участок находится не в черте населенного пункта, либо не примыкает к его границам. Но в том случае если строительство на участке ЛПХ разрешается, то у него нет почти никаких ограничений.

Земельным кодексом РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установлено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земельным кодексом РФ установлены следующие категории земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

– земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;

– земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ;

– земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

– земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ;

– земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Категория земель указывается: в актах о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Деление земель на категории имеет важное значение. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет целевое назначение и соответствующий режим использования земель каждой конкретной категории. Режим использования земель также определяется в зависимости от разрешенного использования, как собственно определенных категорий земель, так и земель внутри земель одной категории с учетом зонирования территорий. В целом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории земель, их целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ