Бюджетная классификация бывает как по расходам, так и по доходам. По кодам доходов определяют, что за доходы поступили в бюджеты разных уровней. Чтобы узнать какой код дохода бюджетной системы РФ применить, используйте Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
Структура КБК по доходам остается двадцатизначной и является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Структура кода классификации доходов бюджетов |
|||||||||||||||||||
Код главного администратора доходов бюджета |
Код вида доходов бюджетов |
Код подвида доходов бюджетов |
|||||||||||||||||
группа доходов |
подгруппа доходов |
статья доходов |
подстатья доходов |
элемент доходов |
группа подвида доходов бюджетов |
аналитическая группа подвида доходов бюджетов |
|||||||||||||
С 2016 года код подвида доходов детализирован на:
Аналитическая группа подвида доходов бюджетов введена бюджетным законодательством вместо КОСГУ по доходам и является группировкой доходов по их экономическому содержанию.
Целевой характер доходов определяется видом и подвидом доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Коды доходов закрепляют за администраторами доходов. У каждого их них есть свой код главного администратора. Они начисляют доходы в бюджетном учете, а также отражают их поступление в бюджет. Для этого им открывают отдельные лицевые счета в органах Казначейства России.
Как правило, главными администраторами являются органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями.
Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган. Это уполномоченные органы власти, которые ведут учет по исполнению бюджета. К ним относятся: Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Они формируют перечень таких кодов с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемых Минфином России (далее – Общие требования).
Финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать детализацию кода подвида доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта Российской Федерации в том случае, если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета в соответствии с законодательством и приложением 7к Указаниям № 65н.
Финансовый орган муниципального образования формирует перечень подвидов доходов, с учетом Общих требований и детализации, если она установлено соответствующим субъектом Российской Федерации.
Администраторы доходов бюджета доводят до плательщиков полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов.
Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций и состоит из групп:
Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждает Минфин России.
При этом, на 7 разряде подвида доходов (3 разряд аналитической группы подвида доходов), свободном от обязательной детализации, финансовый орган субъекта Российской Федерации может установить дополнительную детализацию аналитической группы подвида доходов.
Например, аналитическая группа подвида доходов 180 "Прочие доходы" может быть детализирована:
Об это сказано в письме Минфина России от 14.05.2015 № 02-05-11/27759.
При этом, поступления в бюджеты бюджетной системы РФ денежных взысканий (штрафов), налагаемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг", осуществляются по коду бюджетной классификации:
Код подвида доходов для федеральных казенных учреждений, не относящихся к учреждениям уголовно-исполнительной системы и не являющихся загранучреждениями, применяют 0300 - средства, поступающие от деятельности прочих учреждений.
Комплекс КОСГУ является Приложением 4 к Указаниям и расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления.
Это система операций, которые осуществляются непосредственно в секторе госуправления, в зависимости от их содержания в экономическом плане.
Данные коды классификации используются при формировании и реализации бюджетов бюджетной системы РФ и проведении операции государственными бюджетными, а также автономными организациями.
Нюансы применения на практике кодов КОСГУ регламентируются нормативными актами Минфина Российской Федерации, управляющими бухгалтерским учетом бюджетного характера
Система КОСГУ включает 8 групп кодов с множеством подстатей и особенностей в каждой из них.
В этой группе представлены статьи, которые относятся к доходным операциям:
Доходы от поступивших выплат по налогам, от эксплуатации имущества, от платных услуг, штрафов, от других членов бюджетной системы, от страховых вкладов и др.
К этой группе относятся статьи, которые имеют отношение к расходным операциям:
Третья группа состоит из статей, в которых сгруппированы операции по приобретению и созданию нефинансовых активов:
Эта группа содержит статьи, которые относятся к реализации нефинансовых активов:
Реализация нефинансовых активов, таких как прибыль от выбытия ОС, сбыт НМА, сбыт непроизведенных активов, выбытие материальных запасов
Данная группа представлена статьями, связанными с приходом финансовых активов:
Эта группа включает статьи по операциям, относящимся к выбытию финансовых активов:
Седьмая группа детализована статьями, которые включают операции по увеличению обязательств:
Операции по увеличению и уменьшению обязательств отражают рост или уменьшение внутреннего и внешнего долга
Последняя группа кодов обусловлена операциями по уменьшению обязательств:
Вопрос: Автономное учреждение заготавливает и перерабатывает древесину. Готовая продукция реализуется покупателям. По какому коду КОСГУ (131 или 440) отражать доходы от реализации готовой продукции (древесины)? Какими проводками оформлять эту операцию?
Ответ от 26.07.2018
Вопрос учреждения закономерен. В указаниях , утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), в описании к подстатье 131 КОСГУ прямо говорится только о доходах от оказания платных услуг (работ). О реализации готовой продукции там не упоминается.
В свою очередь в плане счетов готовая продукция включена в состав материальных запасов. В соответствии с Указаниями № 65н доходы от выбытия материальных запасов (в частности, от реализации) отражаются по статье 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Напрашивается вывод, что при реализации готовой продукции необходимо указывать код 440 КОСГУ.
В рассматриваемом случае переработанная древесина является готовой продукцией и предназначена для продажи. Руководствуясь положениями Инструкции № 183н , доходы от ее реализации целесообразно отражать с применением подстатьи 131 КОСГУ . Использование статьи 440 КОСГУ может вызвать нарекания со стороны контролирующих органов.
Что касается аналитической группы подвида доходов бюджетов, для реализации готовой продукции применяется код 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат".
Начисление доходов за реализованную готовую продукцию (товары) в рамках видов деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами, отражается по дебету счета 2 205 31 000 и кредиту счета 2 401 10 131 (п. 96 Инструкции № 183н).
Для учета готовой продукции предназначен счет 0 105 37 000 "Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения". Согласно п. 42 Инструкции № 183н реализация готовой продукции по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату выпуска продукции отражается по дебету счета 0 401 10 131 и кредиту счета 0 105 37 000.
Таким образом, реализация готовой продукции, а также поступление доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Бюджетная классификация бывает как по расходам, так и по доходам. По кодам доходов определяют, что за доходы поступили в бюджеты разных уровней. Чтобы узнать какой код дохода бюджетной системы РФ применить, используйте Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом от 01.07.2013 № 65н.Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 105 37 000 – реализована готовая продукция по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 42 Инструкции № 183н);
Дебет 2 205 31 000 Кредит 2 401 10 131 – начислены доходы за реализованную готовую продукцию в рамках видов деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами (п. 96 Инструкции № 183н);
Дебет 2 201 11 000 Кредит 2 205 31 000 с одновременным увеличением забалансового счета 17 (КОСГУ 131) – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения за готовую продукцию (п. 97 Инструкции № 183н).
Структура КБК по доходам остается двадцатизначной и является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Структура кода классификации доходов бюджетов |
|||||||||||||||||||
Код главного администратора доходов бюджета |
Код вида доходов бюджетов |
Код подвида доходов бюджетов |
|||||||||||||||||
группа доходов |
подгруппа доходов |
статья доходов |
подстатья доходов |
элемент доходов |
группа подвида доходов бюджетов |
аналитическая группа подвида доходов бюджетов |
|||||||||||||
С 2016 года код подвида доходов детализирован на:
Аналитическая группа подвида доходов бюджетов введена бюджетным законодательством вместо КОСГУ по доходам и является группировкой доходов по их экономическому содержанию.
Целевой характер доходов определяется видом и подвидом доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Коды доходов закрепляют за администраторами доходов. У каждого их них есть свой код главного администратора. Они начисляют доходы в бюджетном учете, а также отражают их поступление в бюджет. Для этого им открывают отдельные лицевые счета в органах Казначейства России.
Как правило, главными администраторами являются органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями.
Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов утверждает соответствующий орган. Это уполномоченные органы власти, которые ведут учет по К ним относятся: Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Они формируют перечень таких кодов с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемых Минфином России (далее – Общие требования).
Финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать детализацию кода подвида доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта Российской Федерации в том случае, если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета в соответствии с законодательством и приложением 7к Указаниям № 65н.
Финансовый орган муниципального образования формирует перечень подвидов доходов, с учетом Общих требований и детализации, если она соответствующим субъектом Российской Федерации.
Администраторы доходов бюджета доводят до плательщиков полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов.
Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций и состоит из групп:
Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждает Минфин России.
При этом, на 7 разряде подвида доходов (3 разряд аналитической группы подвида доходов), свободном от обязательной детализации, финансовый орган субъекта Российской Федерации может установить дополнительную детализацию аналитической группы подвида доходов.
Например, аналитическая группа подвида доходов 180 "Прочие доходы" может быть детализирована:
Об это сказано в письме Минфина России от 14.05.2015 № 02-05-11/27759.
При этом, поступления в бюджеты бюджетной системы РФ денежных взысканий (штрафов), налагаемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг", осуществляются по коду бюджетной классификации:
Код подвида доходов для федеральных казенных учреждений, не относящихся к учреждениям уголовно-исполнительной системы и не являющихся загранучреждениями, применяют 0300 - средства, поступающие от деятельности прочих учреждений.