Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Закон
«О гражданстве РФ» действует уже без малого 7 лет. За этот период
правоприменители так и не выработали единую практику применения его ключевых
положений, определяющих порядок подтверждения наличия и приобретения
гражданства РФ. Ситуация неопределенности порождает многочисленные нарушения
прав лиц, обращающихся за получением документов, удостоверяющих личность — как
со стороны государственных органов, ведающих вопросами гражданства, так и со стороны
многочисленных коммерческих фирм-посредников, нередко оказывающих свои услуги
за рамками закона: они обманным путем вымогают большие деньги, и не предоставляют
реальной помощи.

Юристы
АДЦ «Мемориал» в рамках правозащитных проектов «Защита прав цыган в РФ» и
«Отстаивание прав этнических меньшинств на Северо-Западе РФ» ведут постоянный
прием граждан, нуждающихся в юридической помощи при оформлении паспорта, по
вопросам установления личности, подтверждения наличия гражданства и принятия
гражданства РФ. Разъяснения, данные в статье, помогут тем людям, которые не
могут получить очную консультацию, но которым в ближайшее время предстоит
обратиться в органы Федеральной миграционной службы РФ (ФМС) по вопросам
подтверждения гражданства РФ. Разъяснения касаются наиболее распространенных
ситуаций, с которыми сталкиваются наши юристы при ведении консультаций.

Подтверждение
наличия гражданства

Существует
несколько основных категорий граждан, у которых сотрудники Федеральной
миграционной службы (ФМС) требуют подтвердить наличие гражданства.

Первая категория — это лица, не
имеющие (не получавшие) паспорта иностранного государства, паспорта гражданина
СССР; достигшие возраста 18 лет и имеющие только свидетельство о рождении,
выданное в бывших советских республиках. Для таких лиц органы ФМС первоначально
проводят процедуру установления личности. Список документов, необходимых для
представления, должен содержать, помимо обязательных документов, любые
документы, которые могли бы подтвердить данные о личности обратившегося.

Документы

Свидетельство
о рождении (если оно утрачено, необходимо самостоятельно сделать запрос в ЗАГС
по месту своего рождения о выдаче вам дубликата; дубликат высылается в орган
ЗАГС по месту вашего жительства);

Паспорта
родителей (при невозможности явки родителей, нотариально заверенные копии их
паспортов);

Справки
о регистрации (по форме 9) на себя и родителей (листки убытия, архивные
справки, если в настоящее время нет регистрации; архивные справки на 6.02.1992
года или на 01.07.2002 года, если имели регистрацию на территории РФ; решение
суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ на 6.02.1992
г.);

Справки
с мест учебы (начиная со школы);

Справки
с мест работы;

Автобиографию
(подробную);

4

Квитанцию
оплаты госпошлины.

Для
подачи документов на установления личности и подтверждение наличия гражданства,
необходимо явиться лично и предоставить подлинники документов и их ксерокопии.
Также должны явиться 2 свидетеля, гражданина РФ, которые могут подтвердить
(дать показания с оформлением соответствующего протокола) данные о вашей
личности. Дополнительно можно представить любые документы, подтверждающие личность,
желательно — с фотографией.

По
окончании процедуры установления личности и проверки представленных вами
документов, орган УФМС выдает справку, удостоверяющую личность с фотографией.
Справка выдается на 3 месяца и подлежит дальнейшему продлению на период
рассмотрения документов о гражданстве.

Вторая категория — лица, имеющие паспорт гражданина СССР без регистрации
в РФ на 6.02.1992 г. или на 1.07.2002 г., либо свидетельство о рождении,
подтверждающее факт рождения на территории РСФСР, если эти лица не заявляли об
отказе от гражданства РФ, независимо от места проживания. Эти люди, согласно
Постановлению Конституционного суда РФ от 16.05.96 года №12-П, признаются
состоящими в гражданстве РФ по рождению, следовательно, после проверки
документов им выдается паспорт гражданина РФ.

Документы
обязательные для представления:

Паспорт
гражданина СССР;

Свидетельство
о рождении на территории РСФСР;

Справки

время нет регистрации);

Автобиографию
(подробную);

4
фотографии, формата «на паспорт РФ»;

Квитанцию
оплаты госпошлины.

Тем,
у кого есть только свидетельство о рождении на территории РСФСР, и кому предстоит
первоначально прохождение процедуры установления личности, нужно подготовить
список документов как для лиц первой категории.

Обратите
внимание на то, что паспорт гражданина СССР действителен как документ,
удостоверяющий личность, во взаимоотношениях с УФМС по вопросам подтверждения
наличия гражданства до 1.07.2009 г. Если до этой даты не подать документы,
придется проходить процедуру установления личности.

Третья категория — лица, имеющие
паспорт гражданина СССР, в котором отсутствует регистрация в РФ на 6.02.1992 г.
или на 1.07.2002 г., либо свидетельство о рождении не на территории РСФСР, если
их родители или единственный родитель признаны гражданами РФ по рождению (согласно
Постановлению Конституционного суда РФ от 16.05.96 года №12-П) независимо от
места проживания.

Они,
согласно Определению Конституционного суда РФ от 21.04.2005 г. №118-о,
признаются гражданами РФ на основании п. «а» ч. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ»,
т.е по гражданству родителей, несмотря на то, что на момент подачи документов
на подтверждение наличия гражданства РФ они уже достигли возраста 18 лет. После
проверки представленных документов они должны документируются паспортами
граждан РФ.

Документы
обязательные для представления:

Паспорт
гражданина СССР;

Свидетельство
о рождении;

Справки
о регистрации по форме 9 (листки убытия, архивные справки, если в настоящее
время нет регистрации);

Паспорта
родителей;

Справку
органа, выдавшего паспорт родителям, об основаниях признания наличия
гражданства;

Автобиографию
(подробную);

4
фотографии, формата «на паспорт РФ»;

Квитанцию
оплаты госпошлины.

Тем,
у кого есть только свидетельство о рождении на территории РСФСР, предстоит
первоначально прохождение процедуры установления личности, поэтому список
документов будет аналогичным изложенному в п. 1.

Адвокат
М.Н. Носова

1. Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

2. Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

3. О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.

4. В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе:

1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;

2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;

3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

5. Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.

6. Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

7. Для опознания иностранного гражданина сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.

8. Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество опознанного.

9. По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.

10. Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.

11. Протокол опознания подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также участвовавшими в опознании лицами. В случае отказа участвовавшего в опознании лица подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

12. Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

13. Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

14. Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В настоящее время на территории Российской Федерации находится множество лиц, не имеющих юридической связи ни с каким из государств мира. Несмотря на это, часть их прав и обязанностей, разрешенных реализовывать на территории государства, раскрывается в федеральном законе “О миграционном учете”, а также в федеральном законе “ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Как и было отмечено выше, лицо без гражданства - это лицо, не имеющее гражданства (юридической связи) ни одного из государств. В международном праве они именуются как апатриды . Казалось бы, что в 21 веке такая ситуация невозможна, но наиболее частыми причинами отсутствия гражданства являются:

  • самостоятельный отказ от подданства страны;
  • вынесение решения о лишении человека гражданства.

Автоматически становится “лицом без гражданства” ребенок рожденный у апатридов . Но не во всех государства, а только в тех, где работает правила получения гражданства “по крови”. Если в государстве предусматривается порядок получения подданства “по почве”, то ребенок получит гражданство при рождении, даже если был рожден от апатридов.

Процедура установления личности лица без гражданства

Существует два способа установления личности лица без гражданства, незаконно находящегося на территории России:

  • установление по заявлению апатрида;
  • установление по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа.

Первый вариант предусматривает самостоятельное заполнение лицом формы-заявления установленного образца. Здесь в качестве обязательных для заполнения строк выступают: фамилия, имя, отчество лица (при наличии таковых); дата, место рождения; причина или причины, по котором лицо незаконно находится на территории государства, то есть обстоятельства въезда в страну.

В некоторых случаях это вся информация, имеющуюся у лица, которую можно подтвердить документально. При наличии полного пакета документов (даже недействительных или составленных по всем международным стандартам другим государством) лицо, или разрешение на временное пребывание, должно предоставить следующие документы (допускается предоставление как копии,так и оригинала):

  • военный билет;
  • трудовая книжка;
  • документы, свидетельствующие о наличии у лица образования какой-либо ступени;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о рождении;
  • архивные справки, подтверждающие вышеперечисленное (в советское время в отдаленных поселковых районах регистрацию различных юридических фактов, а также их изменение производили в администрации района, делающей лишь отметку в архиве о наличии/изменении таковых);
  • справка из мест лишения свободы об освобождении (при наличии таковой);
  • судебные решения или отметки в документах, указывающих на смену фамилии, имени, отчества.

Это далеко не полный перечень документации, разрешенной к предоставлению в органы ФМС для подтверждения личности. После принятия заявления лицу выдается справка с отметкой о приложенных документах и принятии заявления к рассмотрению. Во втором случае, когда инициатива установления лежит на миграционных органах, у них появляется право:

  • требовать от апатрида предоставления каких-либо из вышеперечисленных документов;
  • требовать предоставления информации о его личности;
  • проводить проверки по месту жительства апатрида;
  • опрашивать лиц, знающих что-либо о лице без гражданства;
  • проводить опознание, основанное на показаниях свидетелей.

Органы ФМС, а также их территориальные отделения вправе использовать дактилоскопическую информацию, которая была получена при государственной регистрации.

Внимание! Вне зависимости от способа установления личности, срок проверки или рассмотрения заявления не должен превышать 3-х месяцев. Процедура установления личности может быть сокращена при наличии паспорта гражданина СССР, обучения в СССР до 1991 года, брака с российским гражданином.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранные лица, как и лица без гражданства, обязаны соблюдать законодательство государства-пребывания. Права у этих категорий также имеются, но в сравнении с гражданами России в меньшем объеме. Ограничения касаются невозможности участвовать в политической жизни государства. Иностранцы, апатриды лишены как активного, так и пассивного избирательного права, то есть не избирают и не могут быть избранными. Также они лишены возможности приобретать на праве собственности или аренды земельные участки, расположенные вблизи границ России. Не предоставляется возможным и служить в армии.

Иностранцы и апатриды вправе защищать свои права, имеют возможность обратиться в суд на тех же основаниях, что и граждане России. На них возлагается обязанность по уплате налогов и сборов, в части касающейся их деятельности. Они также обязаны сохранять природу, окружающую среду, объекты культурного наследия, памятники и т.д. За несоблюдение законодательства к таким лицам возможно применение различных видов ответственности, в том числе и уголовной.

Важно! Особое правовое положение имеют дипломатические лица, консулы и их семьи.

Каждая из вышеперечисленных категорий имеет право прошения у Российской Федерации предоставления политического убежища по различным причинам. Эта возможность предоставлена Всеобщей декларацией прав человека и гражданина, а также отдельными нормами международного права. Просьба о предоставлении политического убежища в России по причине уголовного преследования в другой стране будет отклонена. В данном случае государство применит право на экстрадицию и выдаст лицо запрашиваемой стране.

Стоит отметить, что лицам без гражданства наравне с гражданами страны предоставляется право свободного перемещения, обращения в медицинские учреждения, благоприятной окружающей среды, безопасности , однако при несоблюдении законодательства апатрида могут выслать из страны.

Документирование лица без гражданства после установления личности

После установления личности лицу, желающему в дальнейшем , выдается документ, удостоверяющий личность. Также для получения разрешения на пребывание, вида на жительство потребуется предоставить:

  • свидетельство о рождении;
  • документ, который подтверждает прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 1 ноября 2002 г. для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением . К таким документам можно отнести домовую книгу, обращение в медицинские учреждения, обращения в суд, паспорт гражданина СССР и т.д.

Справка! Если ни основных документов, подтверждающих нахождение на территории России, ни косвенных доказательств у лица не имеется, то скорее всего ОФМС порекомендуют обратиться в суд с заявлением об установлении факта пребывания на территории страны с определенного момента.

До позволит оформить медицинский страховой полис, выезжать за пределы страны, получить прописку и оформить детей в дошкольные и школьные учреждения. Рассмотрение заявления о приеме в гражданство не должно превышать 6-ти месяцев.

Стоит обратить внимание и на то, что после установления личности и выдачи документа ее подтверждающую апатриду потребуется:

  • отнести себя к одной из категорий (гражданство по праву рождения, брака с
  • россиянином, как носитель языка, как переселенец, рожденный в СССР и т.д) и
  • собрать пакет документов, подтверждающих относимость;
  • прожить на территории РФ от 3-5 лет без выезда за границу более чем на 3 месяца;
  • иметь доход равный минимальному прожиточному минимуму;
  • получить вид на жительство;
  • соблюдать законодательство;
  • знать русский язык.

Перед получением гражданства потребуется получить . Для этого лицу необходимо сдать тест, проверяющий не только степень владения языком, но и ориентирование в законодательстве, истории. Допуск к сдаче будет получен после оплаты госпошлины.

Установив личность, лицо без гражданства не только получает более широкий спектр возможностей (право на получение работы), но и приобретает возможность получения гражданства.

имеющие (не получавшие) паспорта иностранного государства, паспорта гражданина

СССР; достигшие возраста 18 лет и имеющие только свидетельство о рождении,

выданное в бывших советских республиках. Для таких лиц органы ФМС первоначально

проводят процедуру установления личности. Список документов, необходимых для

представления, должен содержать, помимо обязательных документов, любые

документы, которые могли бы подтвердить данные о личности обратившегося.

Документы

Свидетельство

о рождении (если оно утрачено, необходимо самостоятельно сделать запрос в ЗАГС

по месту своего рождения о выдаче вам дубликата; дубликат высылается в орган

ЗАГС по месту вашего жительства);

Паспорта

родителей (при невозможности явки родителей, нотариально заверенные копии их

паспортов);

о регистрации (по форме 9) на себя и родителей (листки убытия, архивные

справки, если в настоящее время нет регистрации; архивные справки на 6.02.1992

года или на 01.07.2002 года, если имели регистрацию на территории РФ; решение

с мест учебы (начиная со школы);

с мест работы;

Автобиографию

(подробную);

Квитанцию

оплаты госпошлины.

подачи документов на установления личности и подтверждение наличия гражданства,

необходимо явиться лично и предоставить подлинники документов и их ксерокопии.

Также должны явиться 2 свидетеля, гражданина РФ, которые могут подтвердить

(дать показания с оформлением соответствующего протокола) данные о вашей

личности. Дополнительно можно представить любые документы, подтверждающие личность,

желательно - с фотографией.

окончании процедуры установления личности и проверки представленных вами

документов, орган УФМС выдает справку, удостоверяющую личность с фотографией.

Справка выдается на 3 месяца и подлежит дальнейшему продлению на период

рассмотрения документов о гражданстве.

в РФ на 6.02.1992 г. или на 1.07.2002 г., либо свидетельство о рождении,

подтверждающее факт рождения на территории РСФСР, если эти лица не заявляли об

отказе от гражданства РФ, независимо от места проживания. Эти люди, согласно

Постановлению Конституционного суда РФ от 16.05.96 года №12-П, признаются

состоящими в гражданстве РФ по рождению, следовательно, после проверки

документов им выдается паспорт гражданина РФ.

Документы

обязательные для представления:

гражданина СССР;

Свидетельство

о рождении на территории РСФСР;

время нет регистрации);

Автобиографию

(подробную);

фотографии, формата «на паспорт РФ»;

Квитанцию

оплаты госпошлины.

у кого есть только свидетельство о рождении на территории РСФСР, и кому предстоит

первоначально прохождение процедуры установления личности, нужно подготовить

список документов как для лиц первой категории.

Обратите

внимание на то, что паспорт гражданина СССР действителен как документ,

удостоверяющий личность, во взаимоотношениях с УФМС по вопросам подтверждения

наличия гражданства до 1.07.2009 г. Если до этой даты не подать документы,

придется проходить процедуру установления личности.

паспорт гражданина СССР, в котором отсутствует регистрация в РФ на 6.02.1992 г.

или на 1.07.2002 г., либо свидетельство о рождении не на территории РСФСР, если

их родители или единственный родитель признаны гражданами РФ по рождению (согласно

Постановлению Конституционного суда РФ от 16.05.96 года №12-П) независимо от

места проживания.

согласно Определению Конституционного суда РФ от 21.04.2005 г. №118-о,

признаются гражданами РФ на основании п. «а» ч. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ»,

т.е по гражданству родителей, несмотря на то, что на момент подачи документов

на подтверждение наличия гражданства РФ они уже достигли возраста 18 лет. После

проверки представленных документов они должны документируются паспортами

граждан РФ.

Документы

обязательные для представления:

гражданина СССР;

Свидетельство

о рождении;

о регистрации по форме 9 (листки убытия, архивные справки, если в настоящее

время нет регистрации);

Паспорта

родителей;

органа, выдавшего паспорт родителям, об основаниях признания наличия

гражданства;

Автобиографию

(подробную);

фотографии, формата «на паспорт РФ»;

Квитанцию

оплаты госпошлины.

у кого есть только свидетельство о рождении на территории РСФСР, предстоит

первоначально прохождение процедуры установления личности, поэтому список

документов будет аналогичным изложенному в п. 1.

Апатрид или, как его еще принято называть, лицо без гражданства представляет собой некий собирательный образ космополита – настоящего гражданина мира, не имеющего гражданской принадлежности и отношения к конкретной нации. Мировоззрение это, культура или последствия сложившейся ситуации, каждый из них волен определять самостоятельно. Независимо от этого апатриды продолжают представлять широкую прослойку общества, претендующую на соблюдение своих прав и готовую исполнять возложенные государством пребывания обязанности.

Общая информация

Сразу разберемся, что такое лицо без гражданства в России. Так, согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» , апатридами законодатель признает физических лиц, не имеющих российского паспорта, а также не имеющих другого государства и неспособных представить доказательств его наличия или доказательств, которые позволили бы установить гражданскую принадлежность индивида.

По данным УВКБ ООН, проблема безгражданства сегодня касается около 12 млн человек по всему миру.

В организации уверены, что апатризм оказывает отрицательное влияние на жизни людей без гражданства, поскольку лишает их возможности полноценно участвовать в общественной жизни и препятствует полномерной реализации гражданских прав и свобод. Поскольку безгражданство представляет собой правовую аномалию, в ООН совместно со странами-членами организации активно работают над предотвращением и ликвидацией апатризма. Проблема, в частности, решается в рамках эффективного национального законодательства: например, по российскому ФЗ «О гражданстве» гражданин не может выйти из гражданства РФ, если не имеет другого паспорта или гарантий его получения. То есть россиянин на практике не может стать апатридом.

Стоит понимать, что апатриды и бипатриды – кардинально разные субъекты. И те и другие признаются и не запрещены российским законодательством, но если первые вообще не имеют гражданства, то вторые имеют , и при наличии российского паспорта почти всегда признаются россиянами.

Обратим внимание, что в настоящее время нет ясного понимания масштабов безгражданства на территории России. Информация, которую представляют миграционные органы, считается заниженной: по данным российских властей, на территории РФ апатридами называют около 31 тыс. человек, 13 тыс. из которых имеют РВП, а 18 тыс. – . При этом ежегодно около 15 тыс. апатридов получают российское гражданство.

Однако, согласно проведенной в 2010 году переписи населения, лицами без гражданства назвали себя около 180 тыс. человек. Учитывая это, РФ при содействии УВКБ ООН продолжает работать над усовершенствованием стратегии предотвращения безгражданства, разработкой более эффективного национального законодательства и упрощением получения лицами без гражданства российского паспорта.

Причины безгражданства

Безгражданство, как мы уже сказали, является масштабной правовой аномалией, с которой страны ООН развернули активную борьбу. Стать лицом без гражданства можно по разным причинам, вызванным как внутренними убеждениями конкретной личности, так и обстоятельствами, не имеющими ничего общего с волей гражданина (больше о нелегальной миграции ).

Представители международного сообщества активно борются с причинами отсутствия гражданства, к числу которых обычно относят:


Правовой статус апатридов в РФ

Вопреки отсутствию четкой правовой связи между государством и апатридом, большинство стран строит свою миграционную политику в отношении лиц без гражданства весьма демократично. Множество стран предоставляет апатридам статус, если не равный, то приближенный к статусу гражданина страны. Подобный статус имеют и лица без гражданства на территории РФ.

Так, согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», понятие «иностранец», в целях этого закона, включает в себя понятие «апатрид». То есть в своем правовом положении и правовом статусе апатрид рассматривается российской властью как иностранец-гражданин другого государства. Иностранный гражданин, в свою очередь, согласно ст. 4 закона, обладает равными правами и исполняет равные обязанности с гражданами России. Правда, с некоторыми исключениями.

Так, права лиц без гражданства ограничиваются, в частности, в отношении:

  • Избирательных прав. Апатриды не имеют права участвовать в выборах и референдумах, не имеют права быть избранными в органы государственной власти, не имеют права занимать государственные должности и должности государственной службы.
  • Имущественных прав. Им запрещается владеть отдельными видами земельных участков, не предоставляется жилье в социальный наем, не предоставляется субсидий, не разрешается быть учредителями средств массовой информации.
  • Профессиональных прав. Те, кто успел получить статус апатриада, не могут быть капитанами воздушных и морских суден, старшими помощниками и радиоспециалистами, нотариусами, прокурорами, судьями.

Весь же остальной спектр гражданских прав, в том числе право на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудоустройство и реализацию своих профессиональных компетенций гарантированы лицам без гражданства на территории России.

Чтобы официально получить статус апатрида, нужен легальный въезд и легальное пребывание на территории РФ, в том числе прохождение миграционного учета, получение РВП и ВНЖ. Разрешение на временное проживание, как и вид на жительство, выдаются лицам без гражданства на общих основаниях, если нет права на льготные условия, вроде выдачи РВП вне пределов квоты или ВНЖ без предварительного получения РВП.

Для реализации остальных гражданских прав апатриду необходимо оформить российский паспорт. Получение гражданства лицом без гражданства, независимо от срока его пребывания в России, осуществляется в общем или упрощенном порядке, в соответствии с главой II ФЗ «О гражданстве». Узнать больше о способах получения гражданства можно .

Документы апатридов

Вопрос документального подтверждения личности людей без гражданства особенно актуален. Так как паспорт выдается лишь лицам, обладающим гражданством, очевидно, что апатриды должны иметь какой-либо другой документ, удостоверяющий их личность. Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», «паспорт» лица без гражданства может иметь форму:

  • документа, выданного миграционными или иными органами другой страны, если он признается Россией (в том числе по международному договору) таковым, который удостоверяет личность;
  • документа, подтверждающего РВП на территории РФ;
  • документа, подтверждающего ВНЖ в РФ;
  • иного документа, который признается удостоверяющим в соответствии с законодательством (согласно ст. 27 Конвенции о статусе апатридов, таковыми могут быть проездные документы, например, виза или certificat d`apatrid – документ для лиц без гражданства, выдаваемый еще в СССР).

Документы для лица без гражданства выдаются в установленном законодательством порядке миграционными органами страны, в которой он пребывает. В это же время, согласно ст. 28 вышеуказанной Конвенции, страны-участники могут беспрепятственно выдавать апатридам документы, удостоверяющие их личность, и благожелательно относятся к вопросу их выдачи лицам, которые таковых документов не имеют.

Для получения какого-либо документа, удостоверяющего личность, эту личность нужно идентифицировать.

Установление личности лица без гражданства происходит в соответствии со ст. 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ».

Для этого апатрид:

  1. подает в миграционные органы заявление об установлении личности;
  2. предоставляет письменную информацию, необходимую для установления его личности;
  3. называет конкретных свидетелей, которые могут подтвердить его личность;
  4. проходит дактилоскопическую экспертизу;
  5. проходит процедуру опознания и так далее.

По результатам проведенных проверок миграционные органы составляют протокол. Если в результате удается подтвердить персональные данные лица без гражданства, ему выдается заключение об установлении личности, на основании которого он может производить дальнейшую процедуру легализации.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

Иностранцы и апатриды, находящиеся на территории России, обязаны проходить миграционный учет. Согласно ст. 29.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», миграционный учет апатридов осуществляется в соответствии с ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов». Что касается бипатридов, то они .

Данный учет является одной из форм госрегулирования миграционных процессов и направлен на фиксацию перемещений апатридов по территории РФ, их транзитного переезда, смены места жительства и так далее.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов» определяет:

  • общие принципы проведения миграционного учета, основания для его проведения;
  • полномочия миграционных органов;
  • обязанности апатридов в рамках прохождения процедур учета;
  • правила учета по месту проживания или пребывания;
  • ответственность лиц, нарушающих миграционное законодательство.

В контексте этого лицам без гражданства, находящимся на территории РФ или планирующим посетить ее территорию, рекомендуется ознакомиться с основными положениями данного закона.

Однако вместе с этим нельзя забывать и про Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007, которыми, в соответствии с вышеуказанным законом, уточнен конкретный порядок прохождения миграционного учета.

Заключение

Лица без гражданства – это люди, не имеющие гражданской принадлежности. Безгражданство считается серьезной проблемой в рамках ООН. Но, несмотря на ограниченный правовой статус, апатриды обладают обширным спектром прав и возможностей, если легально находятся на территории России. Невзирая на отсутствие паспорта, их личность может подтверждаться рядом других документов, которые выдаются после прохождения процедуры идентификации. При этом, если апатриды находятся на территории РФ, они подлежат миграционному учету.

Лица без гражданства: Видео



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ