978-5-16-014257-9
Учебное пособие посвящено решению задач гидродинамики многофазных течений на основе численного моделирования с применением программного комплекса ANSYS Workbench на базе системы анализа ANSYS CFX. Рассмотрены основные понятия численного моделирования, методология численных расчетов, модели многофазных течений. Приведены примеры решения задач гидродинамики и сепарации частиц в каналах и аппаратах защиты атмосферы и гидросферы. Соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения и программам курса лекций и практических занятий по компьютерному моделированию гидродинамических и сепарационных процессов, входящих в подготовку магистров по направлению «Техносферная безопасность». Для студентов-магистрантов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность». Может быть полезно студентам других направлений и специальностей, аспирантам, а также всем тем, кто интересуется компьютерным моделированием гидравлических и сепарационных процессов.
978-5-16-013107-8
В учебном пособии рассмотрены общие закономерности развития внутренних пожаров, даны понятия их динамики. Изложены основы теплового баланса и газообмена на открытых и внутренних пожарах. Систематизированы примеры и задачи по расчету главных параметров пожара. В приложении приведены таблицы значений физических величин, наиболее часто используемых при решении задач. Пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения. Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Также оно может быть полезно при обучении студентов технических специальностей, специалистам МЧС России и служб пожарной охраны.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ОХРАНА ТРУДА
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образов а ния
В.А. Девисилов
УДК 53(075.32)
ББК22.3 я723
Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)
Рецензенты:
зав. кафедрой «Инженерная экология и охрана труда» Московского энергетического института (технического университета),
д-р техн. наук, профессор В. Т. Медведев,
заместитель директора по НМР Московского государственного профессионально-педагогического колледжа Т. А. Комиссарова
Девисилов В.А.
Охрана труда: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. -- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. -- 400 с.: ил. -- (Серия «Профессиональное образование»).
ISBN 5-8199-0041-3 (ФОРУМ)
ISBN 5-16-000987-6 (ИНФРА-М)
В учебнике изложены основные сведения по охране труда. Дано представление об основных источниках опасных и вредных факторов производственной среды, характере их воздействия на человека и предельно допустимых уровнях этого воздействия. Описаны методы и средства защиты человека, создания комфортных условий в рабочей зоне, основные причины травмирования на производстве, организационные, законодательные и экономические методы управления охраной труда.
Для студентов средних специальных учебных заведений. Может быть полезен студентам вузов, обучающихся по образовательным программам бакалавров, при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»; работникам служб охраны труды, при обучении рабочих и служащих, инструктажах по охране труда.
УДК 53(075.32)
ББК 22.3 я723
© В. А. Девисилов, 2003
© ИД «ФОРУМ», 2003
ISBN 5-8199-0041-3 (ФОРУМ)
ISBN 5-16-000987-6 (ИНФРА-М)
Создание учебника по общепрофессиональной дисциплине «Безопасность труда (охрана труда)» для различных специальностей связано с определенными трудностями. В зависимости от вида своей профессиональной деятельности выпускник имеет дело с различными опасными и вредными факторами. При подготовке издания была сделана попытка в систематизированном виде дать представление практически обо всех основных негативных факторах трудовой деятельности. Поэтому учебник имеет общеобразовательный характер, формирующий у учащихся риск-мышление и общее представление об опасностях профессий, характере воздействия негативных факторов на человека, принципах установления предельно допустимых уровней воздействия, методах и средствах защиты человека. Более детальное изучение вопросов безопасности труда должно осуществляться либо в рамках учебных программ дополнительных дисциплин, либо на рабочем месте в процессе производственного обучения и инструктажа по охране труда.
Учебник построен по модульному принципу, позволяющему преподавателю сокращать или исключать ряд разделов, глав и параграфов в зависимости от будущей специальности обучаемых. Например, раздел 3 учебника ориентирован прежде всего на профессии, связанные с производством и эксплуатацией технологического оборудования и технических объектов. Остальные разделы учебника следует изучать учащимся всех специальностей.
В последние годы появилось много учебников и учебных пособий по безопасности жизнедеятельности и безопасности труда, в частности для средних профессиональных учебных заведений. Наибольший вклад в развитие учебно-методической базы в области безопасности внесли профессора Белов С. В., Русак О.Н., Лапин В.Л., Кукин П.П., Пономарев Н.Л. и др. При подготовке учебника был использован их опыт, за что выражаю им свою благодарность.
Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. Однако по-прежнему ключевым элементом на производстве остается человек, призванный обслуживать, управлять, контролировать технические системы и технологические процессы.
Природная среда -- биосфера -- все интенсивнее преобразуется человеком в его интересах и превращается в техносферу. Задача человечества заключается в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле. Завершившийся XX век был веком особенно интенсивного внедрения в жизнь новых технических средств, объектов, технологий. И, что печально -- многие нововведения были не всегда обдуманными и часто не сопровождались анализом последствий. Только на пороге нового века человечество пришло к пониманию того, что дальнейшее безоглядное стремление к удовлетворению своих все возрастающих жизненных потребностей может привести к негативным последствиям для нашей планеты и самого человека.
Это отразилось в изменении приоритетов в развитии общества, создании новых объектов техники, внедрении новых технологий. В настоящее время требования безопасности и экологичности являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий. Ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не может быть реализован.
Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления -- безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности -- это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, целью которой является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения и создание комфортных условий жизни и деятельности.
Деятельность человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве, в быту приходится не менее 50 % жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности человек подвергается наибольшей опасности. Трудовая деятельность на производстве -- производственная деятельность характеризуется наибольшим уровнем опасности, так как современное производство насыщено множеством разнообразных энергоемких технических средств.
Безопасность (охрана) труда является необходимой и важнейшей составляющей безопасности жизнедеятельности. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной дисциплиной профессиональной подготовки в средних и высших профессиональных учебных заведениях России. Раздел безопасность жизнедеятельности -- «Безопасность труда» может изучаться в составе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», как это осуществляется в высших учебных заведениях, либо в виде отдельной дисциплины, как это предлагается в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования.
В предлагаемом учебнике по безопасности труда для всех специальностей средних профессиональных учебных заведений рассмотрены основные виды производственных опасностей, организационные методы и технические средства обеспечения безопасности труда. Уровень изложения материала рассчитан на высококвалифицированных рабочих, мастеров, руководителей производственных участков и смен. Освоение материала учебника позволит обучающемуся определять опасности, знать основные приемы и средства защиты от них. Более детальное ознакомление с опасностями, требованиями безопасности для конкретных производственных участков должно осуществляться в рамках спецкурсов, при обучении и инструктаже по охране труда на производстве.
Рабочее место -- это часть рабочей зоны, в которой постоянно или временно находятся работающие в процессе трудовой деятельности. Постоянным называется рабочее место, на котором работающий находится не менее половины своего рабочего времени или более двух часов непрерывно. Если работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, то рабочим местом считается вся рабочая зона.
Опасность -- это свойство среды обитания человека, которое вызывает негативное действие на жизнь человека, приводя к отрицательным изменениям в состоянии его здоровья. Степень изменений состояния здоровья может быть различной в зависимости от уровня опасности. Крайним проявлением опасности может быть потеря жизни. Опасность -- это главное понятие в безопасности жизнедеятельности, в частности в безопасности труда.
Человеческая практика убеждает, что любая деятельность потенциально опасна и достичь абсолютной безопасности нельзя. Это позволяет сформулировать центральную аксиому безопасности -- аксиому о потенциальной опасности жизнедеятельности, согласно которой жизнедеятельность человека потенциально опасна. Эта аксиома предопределяет, что все действия человека и окружающая его среда обитания, и прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов обладают свойством опасности и способны "генерировать негативные факторы. Особой опасностью обладает производственная деятельность, ибо в ее процессе возникают наибольшие уровни негативных факторов.
Провозглашение аксиомы о потенциальной опасности трудовой деятельности вовсе не означает, что человек для сохранения своей жизни и здоровья должен от нее отказаться. Трудовая деятельность -- основной, если не единственный, источник жизни. В процессе труда человек создает условия для своего существования, преобразует природу для удовлетворения своих потребностей, обеспечения комфортных свойств среды обитания.
Опасным производственным фактором (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному (смертельному) исходу. В связи с этим ОПФ называют также травмирующим (травмоопасным) фактором. К ОПФ можно отнести движущие машины и механизмы, различные подъемно-транспортные устройства и перемешаемые грузы, электрический ток, отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента и т. д.
Вредным производственным фактором (ВПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию. К ВПФ - можно отнести повышенную или пониженную температуру воздуха в рабочей зоне, повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений, радиации, загрязненность воздуха в рабочей зоне пылью, вредными газами, вредными микроорганизмами, бактериями, вирусами и т. д.
Между опасными (травмирующими) и вредными производственными факторами существует определенная взаимосвязь. При высоких уровнях ВПФ они могут становиться опасными. Так, чрезмерно высокие концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны могут привести к сильному отравлению или даже к смерти. Высокие уровни звука или звукового импульса могут привести к травме барабанной перепонки. Высокие уровни радиации вызывают развитие острой формы лучевой болезни, при которой наблюдается быстрое ухудшение самочувствия человека с необратимыми изменениями в организме, приводящими при отсутствии медицинского вмешательства, как правило, к смерти.
Экономические возможности повышения безопасности технических систем и снижения величины приемлемого риска ограничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства, уменьшая соответственно средства, выделяемые на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска определяется в результате учета всех обстоятельств -- технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оптимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства.
Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. Для потенциально опасных отраслей производства (например, угольной промышленности), опасных профессий (горноспасателей, пожарных и т. д.) величина приемлемого риска выше, нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов меньше и уровень вредных факторов ниже.
В настоящее время принято считать, что для действия техногенных опасностей (технический риск) в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10-6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности. Величина приемлемого риска 10~6 означает, что гибель одного человека на миллион людей считается допустимой. Это примерно соответствует риску гибели людей от природных опасностей. Как было подсчитано выше, средняя величина реального риска на производстве в нашей стране составляет 10-4, что существенно выше величины приемлемого риска. Это обстоятельство говорит о настоятельной необходимости повышения безопасности на производстве.
Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров для спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным, или мотивированным. Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установлены величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск.
Травма -- это повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. В зависимости от вида травмирующего фактора различают травмы механические (нарушение целостности тканей и органов), термические (ожоги, обморожения), химические (вызванные воздействием химических веществ), баротравмы (в связи с быстрым изменением давления атмосферного воздуха), электротравмы (вызванные воздействием электрического тока), психические (вызванные тяжелым психологическим потрясением, например в результате гибели на глазах коллеги по работе) и т. д.
К производственной санитарии относится организация освещения и вентиляции на рабочих местах, очистка воздуха в рабочей зоне от вредных веществ, обеспечение оптимальных и допустимых параметров микроклимата (температуры, влажности, скорости движения воздуха) на рабочих местах, защита от различного вида излучений (тепловых, электромагнитных, виброакустических, лазерных, ионизирующих).
Гигиена труда -- это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачей гигиены труда является определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д.
Идентификация опасностей -- это распознавание опасностей, установление причин их возникновения, пространственных и временных характеристик опасностей, вероятности, величины и последствий их проявления. Идентификация опасностей может включать оценку воздействия опасностей на человека и определение допустимых уровней опасных и вредных производственных факторов.
Главной и наиболее сложной составляющей процесса идентификации производственных опасностей является установление возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгое время. Идентификация опасностей может быть различного уровня: полной, приближенной, ориентировочной.
Группа ОВПФ |
Типичные источники ОВПФ |
||
Физические |
Механические факторы воздействия |
||
движущиеся машины, механизмы, материалы, изделия, инструмент, части разушившихся изделий, конструкций, механизмов |
Наземный транспорт, перемещаемые контейнеры, подъемно-транспортные механизы, подвижные части станков и технологического оборудования, обрабатывающий инструмент, приводы механизмов, роботы, манипуляторы, системы повышенного давления, емкости и трубопроводы со сжатым газом, пневмо- и гидроустановки |
||
высоты, падающие предметы |
строительные и монтажные работы, обслуживание машин и установок |
||
острые кромки |
Режущий и колющий инструмента, заусеницы, шероховатые поверхности, металлическая стружка, осколки хрупких материалов |
||
Механические колебания - вибрация |
Транспортные и строительные машины, виброплощадка, выбивные решетки, грахоты, виброинструмент (отбойные молотки, перфораторы и т.д.) |
||
Акустические колебания: |
|||
инфразвук |
Источники низкочастотной вибрации, двигатели внутреннего сгоранияи других высокоэнергетических систем |
||
Технологическое оборудование, транспорт, пневмоинструмент, энергетические машины, механизмы ударного действия, устройства для испытания газов и т.д. |
|||
ультразвук |
Ультразвуковые генераторы, ультразвуковые дефектоскопы, ванны для ультразвуковой обработки изделий |
||
Электромагнитные поля и излучения: |
Линии электропередачи, трансформаторы, распределительные подстанции, установки токов высокой частоты, индукционной сушки, СВЧ-установки, электро-ламповые генераторы, экраны телевизоров, дисплеев, антенны, волноводы и т.д. |
||
инфракрасное (тепловое) излучение |
Нагретые поверхности, расплавленные вещества, пламя и т.д. |
||
лазерное излучениеультрофиолетовое излучениестатическое электричество |
Лазеры и лазерные технологические установки, поверхности, отражающие лазерное излучениеСварочная дуга, зона плазменной обработки, лампы накачки лазеровЭлектротеничческое оборудование на постоянном токе, вентиляционные системы, пневмотранспорт, транспортеры, окрасочные установки т.п. системы, в которых имеет место трение разнородных материалов |
||
Ионизирующее излучения |
Ядерное топливо, радиоактивыне отходы, радиоизотопы, применяемые в науке и технике,рентгеновские дефектоскопы и др. |
||
Электрические сети, электроустановки, распределители, электроприводы и т.д. |
|||
Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов |
Поверхности нагревательного оборудования, паропроводы, водопроводы горячей воды, расплавы, нагретые и раскаленные изделия и заготовки, холодильное оборудование, криогенные установки |
||
Химические |
Загазованность рабочей зоны |
Утечки токсичных и вредных газов из негерметического оборудования и емкостей, испарения из открытых емкостей и при проливах, выбросы вредных газов при разгерметизации оборудования, выделение вредных газов при обработке материалов, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей, ванны гальванической обработки и др. |
|
Запыленность рабочей зоны |
Обработка материалов абразивным инструментом (заточка, шлифование и т.д.), сварка и газовая и плазменная резка, переработка сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, обработки хрупких материалов, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллий, учстки дробления иразмола материалов, пневмотранспорт сыпучих материалов и т.д. |
||
Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки |
Заполнение емкостей, распыление жидкостей, опрыскивание, окраска, гальваническое производство, травление |
||
Попадание ядов в желудочно-кишечный тракт человека |
Ошибки при использовании ядовитых жидкостей |
||
Биологические |
Микроорганизмы (бактерии, вирусы) |
Микробиологические технолгии, штаммы и образцы вирусов и т.д. |
|
Макроорганизмы (растения, животные) |
Сельскохозяйственные и подопытные животные |
||
Психофизио-логические |
Физические пергрузки:статистическиединамические |
Продолжительная работа в неизменной статической и неудобной позеПодъем и переноска тяжестей, ручной труд |
|
Нервно-психические перегрузки:умственное перенапряжениеперенапряжение анализаторовэмоциональные пергрузки |
Труд научных работников, преподавателей, студентовРабота операторов технических систем, авиадиспетчеров, операторов ЭВМРабота авиадиспетчеров, творческих работников |
||
Перечисленные ОВПФ и их источники не охватывают всех возможных негативных факторов, которые могут возникнуть в рабочей зоне. В частности, к негативным факторам можно отнести пониженную или повшенную влажность воздуха, пониженное или повышенное атмосферное давление, повышенное атмосферное давление, повышенную скорость движения воздуха, неправильно освещение (недостаточная освещенность, повышенная яркость, пониженная контрастность, пульсация светового потока), недостаток кислорода в воздухе рабочей зоны |
Для того чтобы выбирать средства и методы защиты от негативных факторов, необходимо знать их основные характеристики и действие на человека. Полностью исключить воздействие на человека негативных факторов практически невозможно как с технической, так и с экономической точек зрения. Иногда это и нецелесообразно, так как даже в естественной природной среде человек подвергается их воздействию -- на нашей планете существует естественный радиационный и электромагнитный фон, в воздухе и воде содержатся вредные вещества, выделяемые природными источниками и т. д.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) -- это максимальное значение негативного фактора, который воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами) в течение рабочей смены, ежедневно, на протяжении всего периода трудового стажа, не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, в том числе заболеваний, а также психологических нарушений (снижения интеллектуальных и эмоциональных способностей, умственной работоспособности).
Источником механических травм могут быть: движущиеся механизмы и машины, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, разрушающиеся конструкции, острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности заготовок, изделий, инструментов и оборудования, подъемно-транспортное оборудование, а также падение предметов с высоты. К перечисленным выше источникам можно добавить воздействия, связанные с коррозией металлов, являющейся причиной ослабления прочности конструкции и способствующей внезапному ее разрушению; действием сосудов, работающих под давлением, которые в случае разрушения воздействуют на окружающую среду и людей; падением на скользких поверхностях, действием нагрузок при подъеме тяжестей и т. д.
Широкое разнообразие видов механического движения и действий, которые могут представлять опасность для рабочих, включают в себя движение вращающихся деталей, возвратно-поступательных плечей, движущихся ремней, шестерней, режущих зубьев и любых частей, которые могут ударить, толкнуть или оказать другое динамическое воздействие. Различные типы механического движения и действий присущи почти всем машинам, и понимание этого -- первый шаг к защите от опасности, которую они могут представлять.
Втулки, муфты, кулачки, маховики, наконечники валов, шпиндели, горизонтальные или вертикальные валы являются примерами общепринятых вращающихся механизмов, которые могут представлять опасность. Существует дополнительная опасность, когда на вращающихся частях машин и механизмов (рис. 2.2) имеются прорези, заусенцы, выступающие болты, шпонки, установочные винты.
Части с параллельными осями могут вращаться в разных направлениях. Эти части могут соприкасаться (создавая таким образом точку захвата) или находиться вблизи друг от друга. В этом случае материал, который подается между валиками, создает точки захвата. Эта опасность является общей для машин и механизмов сосцепленными шестернями, вращающимися вальцами и каландрами, как показано на рис. 2.3.
Режущее действие может быть связано с вращательным, возвратно-поступательным или поперечным движением. Режущее действие создает опасность, т. к. в точке операции могут быть повреждены пальцы, голова и руки, а отскочившая стружка может попасть в глаза и лицо. Типичными примерами машин, представляющих опасность с точки зрения режущего действия, являются ленточные и круглые пилы, расточные и сверлильные станки, токарные и фрезерные станки (рис. 2.8).
Ударное действие (пробивка) возникает тогда, когда сила прилагается к салазкам (плунжеру) с целью вырубки заготовки, выбивки или штамповки металла или других материалов. Опасность от такого типа действий возникает в точке операции, где материал вставляется, удерживается, а затем вынимается вручную. Типичными машинами, использующими ударное действие, являются прессы с механическим приводом (рис. 2.9).
Срезывающее действие возникает при приложении силы к салазкам или ножу, чтобы срезать или сколоть кромку металла или другого материала. Опасность возникает в точке операции, где материал вставляется, удерживается, а затем вынимается. Типичными примерами машин и механизмов, используемых для подобных операций, могут служить механические, гидравлические или пневматические ножницы (рис. 2.10).
Сгибающее действие возникает тогда, когда сила прилагается на салазки с целью профилирования, вытягивания и штамповки металла и других материалов. Опасность возникает в точке операции, где материал вставляется, удерживается и затем вынимается. Оборудование, использующее сгибающее действие, включает прессы с механическим, пневматическим, гидравлическим приводами и станки для сгибания труб (рис. 2.11).
Источником механических травм может быть ручной (отвертки, ножи, напильники, зубила, молотки, пилы, рубанки и т. д.) и механизированный (дрели, перфораторы, рубанки, пилы и т. д. с электро- и пневмоприводом) слесарный, столярный и монтажный инструмент. Как правило, этими видами инструментов повреждаются пальцы и руки при их попадании в зону обработки материала, а также глаза отлетающими из зоны обработки осколками, стружкой, пылью.
Транспортирующие машины предназначены для перемещения массовых грузов непрерывным способом. К ним относятся средства горизонтального транспорта: ленточные и цепные конвейеры (транспортеры), винтовые конвейеры (шнеки), пневматические транспортные устройства для перемещения главным образом пылевидных материалов. Кроме того, широко применяется трубопроводный транспорт. Горизонтальное перемещение материалов возможно также средствами периодически действующего транспорта с помощью подвесных дорог, рельсовым и безрельсовым транспортом (железнодорожными цистернами, вагонетками, автомашинами, автокарами и т. п.).
Примером средств горизонтального транспорта являются ленточные и цепные конвейеры, которые широко применяются в промышленности. Анализ травматизма показывает, что 90 % несчастных случаев на них происходит в момент устранения на ходу конвейера неполадок вследствие захвата частей тела и одежды набегающими движущимися частями оборудования. Поэтому на работающем конвейере запрещается исправлять смещение (сбег) ленты и устранять ее пробуксовку, убирать просыпавшийся и налипающий материал, подметать под конвейером.
К числу средств непрерывного транспорта без гибких тяговых органов относятся пневматические транспортные устройства. Транспортирующим агентом являются дымовые газы, нефтяные пары, водяной пар, воздух. Недостаток этого способа транспортирования -- повышенный износ оборудования от эрозии, при этом даже небольшая негерметичность может привести к значительным выбросам пыли и газа.
В качестве периодически действующего транспорта применяют автомашины и такие подъемно-транспортные устройства, как вагонетки, электрокары, приводимые в действие электродвигателями постоянного тока от аккумуляторов, автокары с бензиновым двигателем, самоходные электро- и бензопогрузчики для штабелирования штучных грузов, другие виды транспорта. Железнодорожный и речной транспорт занимает большое место среди других видов транспортирования сырья и материалов, а также готовой продукции.
Величины виброскорости и виброускорения, с которыми приходится иметь дело человеку, изменяются в очень широком диапазоне. Оперировать с цифрами большого диапазона очень неудобно. Кроме того, органы человека реагируют не на абсолютное изменение интенсивности раздражителя, а на его относительное изменение. В соответствии с законом Вебера--Фехне-ра, ощущения человека, возникающие при различного рода раздражениях, в частности вибрации, пропорциональны логарифму количества энергии раздражителя. Поэтому в практику введены логарифмические величины -- уровни виброскорости и виброускорения:
Основные понятия и терминология безопасности труда. Классификация негативных факторов. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Эргономические основы безопасности труда. Метеорологические условия производственной среды.
лекция , добавлен 22.08.2010
Основные факторы производственной среды, особенности их воздействия на человека. Физические, биологические и химические факторы. Борьба с шумом на производстве. Электромагнитные и ионизирующие излучения. Действие на организм человека звуковых колебаний.
презентация , добавлен 24.05.2014
Вопросы охраны труда и окружающей среды при ведении процесса промышленной водоподготовки. Микроклимат и освещение в помещениях. Вредные физические факторы производственной среды. Производственный шум и вибрация. Электромагнитные поля и излучения.
отчет по практике , добавлен 13.05.2016
Основные термины и определения. Наиболее опасные и вредные работы. Характеристики негативных факторов и их воздействие на человека. Методы защиты человека. Микроклимат помещений. Производственное освещение. Психофизиологические основы безопасности труда.
курс лекций , добавлен 29.01.2011
Источники излучения электромагнитной энергии. Влияние электромагнитные полей на человека и меры защиты от них. Требования к проведению контроля уровней электромагнитных полей на рабочих местах. Допустимые уровни напряженности электрических полей.
презентация , добавлен 03.11.2016
Изучение условий для достижения работоспособности человека, а также воздействия на человека негативных факторов среды обитания и производственной деятельности. Понятие техники и технических устройств. Требования безопасности в аварийных ситуациях ЭВМ.
контрольная работа , добавлен 12.01.2011
Электромагнитные излучения как электромагнитные волны, возбуждаемые заряженными частицами, атомами, антеннами и другими излучаемыми системами. Законы Вина и Стефана-Больцмана. Воздействие на человека, оптимальные величины параметров микроклимата.
презентация , добавлен 24.07.2013
Воздействие негативных факторов производственной среды на человека и их нормирование. Оценка состояния и условий труда на рабочих местах и их травмобезопасность. Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Определение класса условий труда.
курсовая работа , добавлен 08.01.2011
Классификация факторов производственной среды, гигиены и условий труда. Воздействие производственной пыли на организм человека. Статическое электричество и способы защиты от него. Расследование несчастных случаев. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
контрольная работа , добавлен 14.10.2014
Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности: правила и нормы искусственного освещения, защита от вибрации, шума. Воздействие негативных факторов ионизирующего излучения на человека и среду обитания. Эксплуатация установок повышенной опасности.
4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2009. - 496 с.
В учебнике изложены основные сведения по охране труда. Дано представление об основных источниках опасных и вредных факторов производственной среды, характере их воздействия на человека и предельно-допустимых уровнях этого воздействия. Описаны методы и средства защиты человека, создания Комфортных условий в рабочей зоне, основные причины травмирования на производстве, Организационные, законодательные и экономические методы управления охраной труда. В третьем издании учебника учтены изменения, произошедшие в трудовом законодательстве, связанные с новой редакцией Трудового Кодекса и отменой Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", внесены дополнения, исправления и уточнена законодательная и нормативно-правовая документация по охране труда.
Для студентов средних специальных учебных заведений . Может быть использован студентами вузов при изучении отдельных разделов общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и работниками служб охраны труды при обучении рабочих и служащих, инструктажах по охране труда.
Формат: djvu / zip
Размер: 7 ,8 Мб
Скачать:
RGhost
Оглавление
От автора 3
Предисловие 7
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 10
Раздел II. БЕЗОПАСНОСТЬ И ДЕМОГРАФИЯ 20
Глава 1. Национальная безопасность и демографические проблемы 21
1.1. Демографические проблемы 21
1.2. Безопасность труда и демография 24
1.3. Современное состояние безопасности и условий труда 26
1.3.1. Хронические и острые профессиональные заболевания 28
1.3.2. Несчастные случаи на производстве (травматизм) . . 33
Глава 2. Причины низкого уровня безопасности и неблагоприятных условий труда
34
2.1. Социально-экономические причины 34
2.2. Политические и государственно-управленческие причины 38
2.3. Безопасность и человеческий фактор 39
Раздел III
. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ 46
Глава 1. Классификация негативных факторов 46
Глава 2. Источники и характеристики негативных факторов, их действие на человека
51
2.1. Опасные механические факторы 5?
2.1.1. Механические движения и действия технологического оборудования и
инструмента.... 5.1
2.1.2. Подъемно-транспортное оборудование 5N
2.2. Физические негативные факторы 6 I
2.2.1. Виброакустические колебания 61
2.2.2. Электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения) 74
2.2.3. Ионизирующие излучения 91
2.2.4. Электрический ток 100
2.3. Химические негативные факторы (вредные вещества) 111
2.3.1. Классификация и воздействие вредных веществ на человека 114
2.3.2. Гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей
зоны 124
2.4. Опасные факторы комплексного характера 125
2.4.1. Пожаровзрывоопасность 126
2.4.2. Герметичные системы, находящиеся под давлением 135
2.4.3. Статическое электричество 141
Раздел IV ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ 144
Глава 1. Защита человека от физических негативных факторов 145
1.1. Защита от вибрации 146
1.2. Защита от шума, инфра- и ультразвука 157
1.3. Защита от электромагнитных полей и излучений 168
1.3.1. Защита от переменных электромагнитных полей и излучений 164
1.3.2. Защита от постоянных электрических и магнитных полей 177
1.3.3. Защита от лазерного излучения 178
1.3.4. Защита от инфракрасного (теплового) излучения 180
1.3.5. Защита от ультрафиолетового излучения 184
1.4. Защита от ионизирующих излучений (радиации) 185
1.5. Методы и средства обеспечения электробезопасности 191
Глава 2. Защита человека от химических и биологических негативных факторов
205
2.1. Защита от загрязнения воздушной среды 205
2.1.1. Вентиляция 206
2.1.2. Методы и средства очистки воздуха от вредных веществ 219
2.2. Защита от загрязнения водной среды 239
2.2.1. Методы и средства очистки воды 239
2.2.2. Обеспечение качества питьевой воды 246
2.3. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических
негативных факторов 251
Глава 3. Защита человека от опасности механического травмирования 257
3.1. Методы и средства защиты для технологического оборудования и
инструмента 257
3.2. Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования 279
Глава 4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера 286
4.1. Пожарная защита на производственных объектах.... 286
4.2. Защита от статического электричества 297
4.3. Молниезащита зданий и сооружений 300
4.4. Обеспечение безопасности герметичных систем, работающих под давлением 302
Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 307
Глава 1. Микроклимат помещений 307
1.1. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой 307
1.2. Климат и здоровье человека 312
1.3. Терморегуляция организма человека 310
1.4. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата 3IK
1.5. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях 320
Глава 2. Освещение 325
2.1. Как устроен глаз и как видит человек 32(>
2.2. Характеристики освещения и световой среды 32К
2.3. Виды освещения и его нормирование 332
2.4. Искусственные источники света ЗЗН
2.5. Светильники 344
2.6. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий 348
2.7. Расчет освещения 351
Раздел VI. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
357
Глава 1. Психофизиологические основы безопасности труда 357
1.1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность
труда 35S
1.1.1. Психические процессы, определяющие безопасность человека 35S
1.1.2. Психические свойства человека, влияющие на безопасность 362
1.1.3. Психологическое состояние человека и производственная безопасность 363
1.2. Виды и условия трудовой деятельности человека 363
1.2.1. Виды трудовой деятельности 363
1.2.2. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса
366
1.2.3. Классификация условий труда по факторам производственной среды 369
1.3. Чрезмерные, или запредельные, формы психического напряжения 373
1.4. Влияние алкоголя на безопасность труда 374
1.5. Основные психологические причины травматизма 374
Глава 2. Эргономические основы безопасности труда 378
2.1. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики
человека 379
2.2. Организация рабочего места оператора 384
Раздел VII. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА 388
Глава 1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда 389
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда 389
1.2. Организационные основы безопасности труда 403
1.2.1. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной
труда 403
1.2.2. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда 412
1.2.3. Аттестация рабочих мест по условиям охраны труда и сертификация
производственных объектов и рабочих мест на соответствие требованиям охраны
труда 415
1.2.4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ
травматизма 419
1.2.5. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда 422
Глава 2. Экономические механизмы управления безопасностью труда 424
2.1. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники
финансирования охраны труда 424
2.2. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и
профессиональных заболеваний 428
2.3. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда 431
2.4. Экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий и охране труда
432
Глава 3. Система управления охраной труда и менеджмента производственной
безопасности и здоровья работников в организации 434
3.1. Система управления охраной труда (СУОТ) 435
3.2. Современные системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
438
3.2.1. Модель системы менеджмента производственной безопасности и здоровья (СМ
ПБЗ) 439
3.2.2. Политика и цели организации в системе менеджмента производственной
безопасности и здоровья (СМ ПБЗ) 443
Раздел VIII. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ 451
Глава 1. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим 451
Глава 2. Приемы оказания первой помощи 459
Приложение 1 472
Приложение 2 478
Приложение 3 48»
Приложение 4 482
Приложение 5 484
Литература 488
В учебнике изложены основные сведения по охране труда. Дано представление об основных источниках опасных и вредных факторов производственной среды, характере их воздействия на человека и предельно-допустимых уровнях этого воздействия. Описаны методы и средства защиты человека, создания Комфортных условий в рабочей зоне, основные причины травмирования на производстве, Организационные, законодательные и экономические методы управления охраной труда. В третьем издании учебника учтены изменения, произошедшие в трудовом законодательстве, связанные с новой редакцией Трудового Кодекса и отменой Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", внесены дополнения, исправления и уточнена законодательная и нормативно-правовая документация по охране труда.
Для студентов средних специальных учебных заведений. Может быть использован студентами ВУЗов при изучении отдельных разделов общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и работниками служб охраны труды при обучении рабочих и служащих, инструктажах по охране труда.
Создание учебника по общепрофессиональной дисциплине Безопасность труда (охрана труда)» для различных специальностей и направлений деятельности связано с определенными трудностями. В зависимости от вида своей профессиональной деятельности выпускник имеет дело с разнообразными негативными производственными факторами. В учебнике автор попытался в систематизированном виде дать представление практически обо всех негативных факторах трудовой деятельности. Поэтому учебник имеет общеобразовательный характер, формирующий у учащихся профессиональную культуру безопасности, риск-мышление и общее представление об опасностях профессий, характере воздействия негативных факторов на человека, принципах установления предельно-допустимых уровней воздействия, методах и средствах защиты человека. Более деятельное изучение вопросов безопасности труда должно осуществлятся либо в рамках учебных программ дополнительных дисциплин, либо на рабочем месте в процессе производственного обучения и инструктажей по охране труда.
Оглавление
От автора 3
Предисловие 7
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 10
Раздел II. БЕЗОПАСНОСТЬ И ДЕМОГРАФИЯ 20
Глава 1. Национальная безопасность и демографические проблемы 21
1.1. Демографические проблемы 21
1.2. Безопасность труда и демография 24
1.3. Современное состояние безопасности и условий труда 26
1.3.1. Хронические и острые профессиональные заболевания 28
1.3.2. Несчастные случаи на производстве (травматизм) . . 33
Глава 2. Причины низкого уровня безопасности и неблагоприятных условий труда 34
2.1. Социально-экономические причины 34
2.2. Политические и государственно-управленческие причины 38
2.3. Безопасность и человеческий фактор 39
Раздел III. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ 46
Глава 1. Классификация негативных факторов 46
Глава 2. Источники и характеристики негативных факторов, их действие на человека 51
2.1. Опасные механические факторы 5?
2.1.1. Механические движения и действия технологического оборудования и инструмента.... 5.1
2.1.2. Подъемно-транспортное оборудование 5N
2.2. Физические негативные факторы 6 I
2.2.1. Виброакустические колебания 61
2.2.2. Электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения) 74
2.2.3. Ионизирующие излучения 91
2.2.4. Электрический ток 100
2.3. Химические негативные факторы (вредные вещества) 111
2.3.1. Классификация и воздействие вредных веществ на человека 114
2.3.2. Гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны 124
2.4. Опасные факторы комплексного характера 125
2.4.1. Пожаровзрывоопасность 126
2.4.2. Герметичные системы, находящиеся под давлением 135
2.4.3. Статическое электричество 141
Раздел IV ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ 144
Глава 1. Защита человека от физических негативных факторов 145
1.1. Защита от вибрации 146
1.2. Защита от шума, инфра- и ультразвука 157
1.3. Защита от электромагнитных полей и излучений 168
1.3.1. Защита от переменных электромагнитных полей и излучений 164
1.3.2. Защита от постоянных электрических и магнитных полей 177
1.3.3. Защита от лазерного излучения 178
1.3.4. Защита от инфракрасного (теплового) излучения 180
1.3.5. Защита от ультрафиолетового излучения 184
1.4. Защита от ионизирующих излучений (радиации) 185
1.5. Методы и средства обеспечения электробезопасности 191
Глава 2. Защита человека от химических и биологических негативных факторов 205
2.1. Защита от загрязнения воздушной среды 205
2.1.1. Вентиляция 206
2.1.2. Методы и средства очистки воздуха от вредных веществ 219
2.2. Защита от загрязнения водной среды 239
2.2.1. Методы и средства очистки воды 239
2.2.2. Обеспечение качества питьевой воды 246
2.3. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов 251
Глава 3. Защита человека от опасности механического травмирования 257
3.1. Методы и средства защиты для технологического оборудования и инструмента 257
3.2. Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования 279
Глава 4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера 286
4.1. Пожарная защита на производственных объектах.... 286
4.2. Защита от статического электричества 297
4.3. Молниезащита зданий и сооружений 300
4.4. Обеспечение безопасности герметичных систем, работающих под давлением 302
Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 307
Глава 1. Микроклимат помещений 307
1.1. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой 307
1.2. Климат и здоровье человека 312
1.3. Терморегуляция организма человека 310
1.4. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата 3IK
1.5. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях 320
Глава 2. Освещение 325
2.1. Как устроен глаз и как видит человек 32(>
2.2. Характеристики освещения и световой среды 32К
2.3. Виды освещения и его нормирование 332
2.4. Искусственные источники света ЗЗН
2.5. Светильники 344
2.6. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий 348
2.7. Расчет освещения 351
Раздел VI. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 357
Глава 1. Психофизиологические основы безопасности труда 357
1.1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда 35S
1.1.1. Психические процессы, определяющие безопасность человека 35S
1.1.2. Психические свойства человека, влияющие на безопасность 362
1.1.3. Психологическое состояние человека и производственная безопасность 363
1.2. Виды и условия трудовой деятельности человека 363
1.2.1. Виды трудовой деятельности 363
1.2.2. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса 366
1.2.3. Классификация условий труда по факторам производственной среды 369
1.3. Чрезмерные, или запредельные, формы психического напряжения 373
1.4. Влияние алкоголя на безопасность труда 374
1.5. Основные психологические причины травматизма 374
Глава 2. Эргономические основы безопасности труда 378
2.1. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека 379
2.2. Организация рабочего места оператора 384
Раздел VII. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА 388
Глава 1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда 389
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда 389
1.2. Организационные основы безопасности труда 403
1.2.1. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда 403
1.2.2. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда 412
1.2.3. Аттестация рабочих мест по условиям охраны труда и сертификация производственных объектов и рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда 415
1.2.4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма 419
1.2.5. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда 422
Глава 2. Экономические механизмы управления безопасностью труда 424
2.1. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда 424
2.2. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний 428
2.3. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда 431
2.4. Экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий и охране труда 432
Глава 3. Система управления охраной труда и менеджмента производственной безопасности и здоровья работников в организации 434
3.1. Система управления охраной труда (СУОТ) 435
3.2. Современные системы менеджмента производственной безопасности и здоровья 438
3.2.1. Модель системы менеджмента производственной безопасности и здоровья (СМ ПБЗ) 439
3.2.2. Политика и цели организации в системе менеджмента производственной безопасности и здоровья (СМ ПБЗ) 443
Раздел VIII. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ 451
Глава 1. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим 451
Глава 2. Приемы оказания первой помощи 459
Приложение 1 472
Приложение 2 478
Приложение 3 48»
Приложение 4 482
Приложение 5 484
Литература 488