Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.

Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление. Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления. Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Особенности конструкций

Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.

При пожаре двери такого лифта очень медленно открываются после поданной команды находящегося во внутренней части кабины пожарного. Это делается для быстрой оценки главным ситуации на этаже и мгновенного закрытия дверей лифтовой кабины.

Пожарный лифт имеет специальную усовершенствованную систему управления, действующую при возгорании. При появлении огня все кабины немедленно спускаются к первому этажу здания и открываются до появления пожарных.

При работающей противопожарной системе они блокируются. Для разблокировки требуется применяемый пожарными ключ. Сегодня каждый современный изготовитель лифтов пользуется собственным ключом, активирующим режим перемещения пожарных расчётов.

Поэтому в здании оборудуются специальные сейфы, в которых для спасательных подразделений размещаются подходящие к определённой модели устройства ключи.

В соответствии с общепринятыми требованиями лифт для перемещения пожарных оснащается прочными огнестойкими дверями, выдерживающими воздействие пламени не менее часа.

Область применения

Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.

Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.

Регламент работы и документация

Работа современных лифтов пожарного назначения регламентируется следующими документами:

  • ГОСТ 52382–2010 «Лифты для перемещения пассажиров и лифты для действия пожарных служб»;
  • ГОСТ 53296–2009 «Монтаж современных лифтов пожарного назначения в зданиях»;
  • ГОСТ 22.9.11–2013 «Безопасность при наступлении возгорания. Применение средств спасения для эвакуации людей из современных зданий»;
  • ГОСТ 28911 «Конструкция современных лифтов для перемещения пожарных должна полностью соответствовать установленным нормам и правилам»;
  • ГОСТ 3047.1 «Пожарный лифт обязательно оборудуется в отдельно отгороженной шахте, ограждённой конструкцией с высокой степенью огнестойкости»;

В соответствии с принятыми стандартами для изготовления лифтов пожарного назначения применяются негорючие материалы. Это оборудование может выдержать не меньше 1000 кг веса и создаются не менее 1100 мм шириной, а также 2100 мм глубиной для лучшего размещения носилок во внутренней части кабины.

Современный пожарный лифт оснащается резервным типом питания и проложенным кабелем, обеспечивающим связь с работающей пожарной службой. В здании различной высоты современный пожарный лифт поднимается на верхний этаж в течение минуты.

Его кабина оснащается потолочным люком для быстрой эвакуации застрявших в шахте спасателей, а также прочным трапом, позволяющим при неполадках быстро подняться на следующий этаж. Также во внутренней части шахты устанавливаются скобы, которыми заменяется трап.

Шахта лифта обладает повышенным уровнем огнестойкости и не менее двух часов после появления пожара позволяет кабине безопасно передвигаться. Двери кабины удерживаются в открытом состоянии с помощью нажатия специальной кнопки.

После её отпускания двери сразу же закрываются, что обеспечивает необходимую безопасность при остановке кабины на охваченном пламенем этаже.

В холле, на главном этаже рядом с местом расположения входа в лифтовую кабину обязательно оборудуется специальная ниша или металлический шкаф с размещённой переносной лестницей. Они оснащаются металлической дверью, закрываемой специальным ключом, позволяющим перевести лифт в рабочий режим для осуществления перевозки пожарного расчёта.

Шахты современных лифтов пожарного назначения, расположенные в подземном и цокольном помещении высотного здания обязательно оснащаются современными вентиляционными системами, с помощью которых ликвидируется быстро распространяющееся по этажам задымление.

В современных зданиях при появлении пожара лифты для перемещения пожарных сильно облегчают их действия и помогают быстро эвакуировать людей. Обязательное оснащение такими кабинами некоторых высотных сооружениях предусмотрено российским законодательством.

Нормы пожарной безопасности НПБ 250-97
"Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях Общие технические требования"
(утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 30 декабря 1997 г. N 82)

Fire fighting lifts. General technical requirements

Вводятся впервые

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы "перевозка пожарных подразделений".

Проектирование, изготовление и применение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц, независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящих норм подлежат согласованию органами государственной противопожарной службы МВД России в установленном порядке в соответствии с НПБ 03-93.

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Таблица 1

N
п/п
Показатель Норма
1. Грузоподъемность, кг, не менее:
для жилых зданий 630
для общественных и производственных зданий 1000
2. Скорость перемещения в зависимости от высоты
подъема (Н, м) лифта, м/с, не менее
Н/60
3. Размеры кабины в плане:
для жилых зданий В соответствии
со СНиП 2.08.01
для остальных зданий В соответствии
с ПУБЭЛ

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского лифта либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен размещаться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в наземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и двух уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При трех и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами; в этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (рис.1), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (El 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2).

5.1.9. Ограждающие конструкции купе кабины (стены, пол, потолок и двери кабины) лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

Группа горючести по ГОСТ 30244 Г2 группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 В2 группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п.4.18 Д3 группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п.4.20 Т2

Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

Группа горючести по ГОСТ 30244 Г3 группа распространения пламени по ГОСТ Р 51032 РП2 группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п.4.18 Д3 группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п.4.20 Т2

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т.п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию противопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис.1 - 3, приведенных в прил.1 , с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (рис.2) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны быть с пределами огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт - 0,5 ч (Е 30 по СНиП 21-01, ГОСТ 30247.2).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа С противопожарными дверями 2-го типа со СНиП 2.01.02 (по СНиП 21 -01) в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50 000 кг(-1) х м(-1).

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 ч и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1, ГОСТ 30247.2).

Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50 000 кг(-1) х м(-1).

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05 . Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты - с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов с пределами огнестойкости, не меньшими пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, а шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения

6.2. Система управления должна позволять:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ ;

подключение к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов: "пожарная опасность"; "перевозка пожарных подразделений".

6.4. В режиме "пожарная опасность" должен выполняться следующий алгоритм.

6.4.1. При возникновении пожара из системы автоматической противопожарной сигнализации здания (сооружения) в систему управления лифтом должен быть подан электрический сигнал.

6.4.2. После принятия сигнала о пожаре система управления лифтом автоматически переходит в режим "пожарная опасность", при котором обеспечивается принудительное движение кабины на основной посадочный этаж.

6.4.3. Если кабина находится в надземной части здания (сооружения), то:

6.4.3.1. При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется вниз на основной посадочный этаж.

6.4.3.2. При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверьми и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на основной посадочный этаж.

6.4.4. Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), то:

6.4.4.1. При движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж.

6.4.4.2. При движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверьми и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на основной посадочный этаж.

6.4.5. Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

6.6.3. В режиме "перевозка пожарных подразделений":

управление лифтом может производиться только из кабины;

действие вызовов с этажных площадок исключается;

лифт должен иметь возможность остановки по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах;

приказ для движения подается путем нажатия кнопки на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку-приказ нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме "перевозка пожарных подразделений". Причем действие специальной кнопки "Закрытие дверей" должно быть аналогичным описанному действию для кнопки приказов;

после остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку "Открытие дверей", используемую только в режиме "перевозка пожарных подразделений", двери лифта придут в движение. При этом специальную кнопку "Открытие дверей" нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащены кнопкой "Открытие дверей", используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальной кнопки не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки "Открытие дверей" в этом режиме должен быть как у специальной кнопки "Открытие дверей". Допускается автоматическое открытие дверей в режиме "перевозка пожарных подразделений" после остановки кабины на основном посадочном этаже;

действие специальных кнопок "Открытие дверей" и "Закрытие дверей" в других режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта, в режим "перевозка пожарных подразделений", а также специальные кнопки "Открытие дверей", "Закрытие дверей" (если они имеются), следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивается при необходимости переключения лифта в режим "перевозка пожарных подразделений".

"Лифты для пожарных", устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства, на работу которых оказывает вредное воздействие дым и повышенная температура по сравнению с допускаемой ГОСТ 22011 (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.), в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта "перевозка пожарных подразделений" должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп.1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2.

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям "Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость" (ВНИИПО МВД РФ, 1994), действующей до введения в действие НПБ "Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость".

7.4. Воздуховоды приточной противопожарной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 239.

7.5 Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 241.

7.6. Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных, подводящиеся к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта МЭК 331, ГОСТ 12176 .

7.7. Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям ГОСТ 30244, ГОСТ 12.1.044, ГОСТ 30402.

7.8. Лифты для пожарных должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно требованиям раздела II ПУБЭЛ.

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах: "пожарная опасность" и "перевозка пожарных подразделений".

7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемосдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ 240.

______________________________

* Допускается использовать материалы с коэффициентом дымообразования до 750 м2/кг включительно.

ГОСТ Р 52382-2010
(ЕН 81-72:2003)

Группа Ж22

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лифты пассажирские

ЛИФТЫ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ

Passenger lifts. Firefighters lifts


ОКС 91.140.90
ОКП 48 3611

Дата введения 2010-10-14

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "МОС ОТИС"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 августа 2010 г. N 212-ст

4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности лифтов"

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту ЕН 81-72:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 72. Лифты для пожарных" (ЕН 81-72:2003 Safety rules for the construction and installation of lifts. Particular applications for passenger and goods passenger lifts. Part 72: Firefighters lifts).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского регионального стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации выделены курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)

6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52382-2005


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" 22 июля 2008 г. был принят Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" . Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 782 был принят технический регламент о безопасности лифтов .

С целью учета положений вышеупомянутых технических регламентов, уточнения и разграничения требований к объектам технического регулирования: к лифтам и противопожарным требованиям к установке лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях возникла необходимость пересмотра ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) "Лифты пассажирские. Лифты для пожарных".

Настоящий стандарт устанавливает требования непосредственно к конструкции лифтов для пожарных и из него исключены положения, не относящиеся к объекту технического регулирования "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности".

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на пассажирские лифты, соответствующие общим требованиям безопасности по ГОСТ Р 53780 , а также специальным требованиям безопасности, установленным настоящим стандартом.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на новые лифты, устанавливаемые в новые и реконструируемые здания, а также на замену лифтов в существующих зданиях.

1.3 Настоящий стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящихся в эксплуатации лифтов.

1.4 Настоящий стандарт может быть использован при сертификации лифтов.

1.5 Настоящий стандарт не предусматривает использование лифтов с частичным ограждением шахты в качестве лифтов для пожарных.

1.6 Действие настоящего стандарта ограничивается моментом проникновения опасных факторов пожара и воды в холл или тамбур-шлюз лифта для пожарных.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51032-97 Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска

ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1-1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 53296 *, а также следующие термины с соответствующими определениями:
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53296-2009

3.1 лифт, предназначенный для транспортирования пожарных во время пожара (лифт для пожарных): Пассажирский лифт, обеспечивающий перемещение пожарных на этажи зданий (сооружений) для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара ("Технический регламент о безопасности лифтов").

3.2 назначенный этаж: Этаж, определенный в соответствии со стратегией эвакуации во время пожара для перемещения пассажиров из кабины лифта к безопасному выходу из здания или в безопасную зону.

3.3 система пожарной сигнализации здания (сооружения): Совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста ("Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

4.1 Требования настоящего стандарта установлены с учетом анализа рисков, выполненного по ГОСТ Р 53387 в отношении опасностей, опасных ситуаций и событий, идентифицированных как важнейшие для лифтов для пожарных и требующих принятия мер по устранению или уменьшению риска.

4.2 Перечень важнейших опасностей и опасных ситуаций, учтенных в настоящем стандарте:

- общие опасности для лифтов;

- опасность блокирования/застревания лифта;

- задержка действий пожарных;

- комбинация опасностей;

- отказ (сбой) в работе системы управления;

- ошибочные действия пожарных, пассажиров (человеческий фактор);

- вандализм на объектах установки лифтов.

4.3 В настоящем стандарте не рассматриваются следующие опасности:

- блокирование людей в лифтовом холле на этажах, не обслуживаемых лифтами;

- проникновение опасных факторов пожара и воды в лифтовый холл и/или шахту, в помещения для размещения лифтового оборудования;

- разрушение здания, прежде чем пожарные прекратят использование лифта для пожарных.

5.1* Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты, по предотвращению при помощи строительных мероприятий проникновения воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных, а также требования к электроснабжению лифтов для пожарных по ГОСТ Р 53296 .
_______________
* Выполнение данных требований не входит в область ответственности изготовителей (поставщиков) лифтов.

5.2 Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям технического регламента о безопасности лифтов.

5.2.1 Грузоподъемность лифта для пожарных должна быть не менее 630 кг.

5.2.2 Размеры кабин, грузоподъемность и скорость лифтов для пожарных - по ГОСТ Р 53770 .

5.2.3 Лифты для пожарных, в которых предусматривается возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, должны иметь достаточные для этого размеры кабины, но не менее 11002100 мм или 2100 1100 мм .

5.2.4 Ширина дверного проема кабины и шахты должна быть не менее 800 мм.

5.2.5 Скорость перемещения кабины лифта, м/с, должна быть не менее определяемой по формуле ( - высота подъема кабины, м).

5.2.6 На основном посадочном этаже около проема дверей шахты лифта для пожарных должна быть маркировка в виде пиктограммы, приведенной в приложении А.

5.3 Высвобождение пожарных из застрявшей в шахте кабины

5.3.1 В крыше кабины лифта для пожарных должен быть оборудован люк. Размер люка в свету должен быть не менее 0,50,7 м. Для лифтов грузоподъемностью 630 кг допускается выполнять люк размером в свету не менее 0,40,5 м. Люк должен отпираться (закрываться) ключом, предназначенным для перевода лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" в соответствии с 5.6.2.1, перечисление а).

5.3.2 Конструкцией подвесного потолка (при его наличии в кабине) должна быть предусмотрена возможность его открывания или устранения для обеспечения доступа пожарных к люку без применения специального инструмента. Открывание подвесного потолка может производиться с помощью ключа, который переводит лифт в режим "Перевозка пожарных подразделений" в соответствии с 5.6.2.1, перечисление а).

5.3.3 Применение переносной лестницы для обеспечения возможности, при необходимости, пожарным покинуть кабину лифта - в соответствии с приложением Б.

5.4 Применяемые материалы

5.4.1 Требования к материалам ограждающих конструкций купе кабины (стены, пол, потолок и двери) и материалам дверей шахт лифтов для пожарных - по ГОСТ Р 53296 .

5.4.2 Пожарно-технические характеристики материалов отделки (облицовки) поверхностей стен и потолков купе кабины лифтов для пожарных должны быть не ниже следующих:

- группа горючести Г2 по
ГОСТ 30244 ;

- группа воспламеняемости В2 по
ГОСТ 30402 ;

ГОСТ 12.1.044 ;

ГОСТ 12.1.044 .

Пожарно-технические показатели материалов отделки (облицовки) толщиной до 0,3 мм не нормируются. В зданиях, оборудованных системами контроля и управления доступом населения и посетителей, пожарно-технические показатели облицовочного слоя толщиной до 1,2 мм не нормируются.

5.4.3 Пожарно-технические характеристики материалов покрытий пола кабины лифтов для пожарных должны быть не ниже следующих:

- группа распространения пламени РП2 по
ГОСТ Р 51032 ;

- группа дымообразующей способности Д3 по
ГОСТ 12.1.044 ;

- группа токсичности при горении Т2 по
ГОСТ 12.1.044 .

5.4.4 Плафоны устройств стационарного электрического освещения кабины лифта для пожарных следует изготовлять из материалов группы воспламеняемости не ниже В2 по ГОСТ 30402 .

5.5 Двери кабины и шахты лифтов для пожарных

Двери кабины и шахты лифтов должны отвечать требованиям ГОСТ Р 53296 .

5.6 Система управления лифтом для пожарных

Система управления лифтом должна обеспечивать выполнение режимов:

- "Пожарная опасность" (фаза 1);

- "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2).

5.6.1 Режим работы лифта "Пожарная опасность".

5.6.1.1 Перевод лифта в режим "Пожарная опасность" (фаза 1) должен производиться по команде из автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения), при поступлении которой кабина лифта должна быть отправлена на основной посадочный этаж. В случае обнаружения системой автоматической пожарной сигнализацией опасных факторов пожара на основном посадочном этаже допустима подача команды на перемещение кабины лифта на другой (альтернативный) назначенный этаж. Данная возможность должна быть оговорена при заказе лифта.

Дополнительно допустима установка специального переключателя, промаркированного пиктограммой (см. приложение А) и расположенного в лифтовом холле на основном посадочном этаже на расстоянии не более 2,0 м по горизонтали от края дверного проема лифта для пожарных на высоте 0,9-1,8 м. Специальный переключатель должен иметь позиции "0" и "1", при переводе которого ключом по 5.6.2.1, перечисление а), из позиции "0" в позицию "1" лифт должен переходить в режим "Пожарная опасность" (фаза 1).

5.6.1.2 Аппараты и устройства лифта, расположенные на этажных площадках и дверях шахты (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.), на работу которых могут оказать воздействие дым и повышенная температура, не должны препятствовать переходу лифта в режим "Пожарная опасность".

5.6.1.3 При включении режима "Пожарная опасность" все устройства безопасности должны оставаться в рабочем состоянии, за исключением устройства контроля дверного проема, а также контроля несанкционированного проникновения в шахту.

5.6.1.4 В кабине лифта для пожарных при поступлении команды на включение режима "Пожарная опасность" должен быть предусмотрен звуковой сигнал о включении режима и необходимости устранить возможные препятствия закрытию дверей. Сигнал должен быть настроен на уровень звука 35-65 дБ. Звуковой сигнал выключается при закрытии дверей кабины и шахты в режиме "Пожарная опасность".

5.6.1.5 Во время нахождения лифта в режимах "Ревизия", "Управление из машинного помещения", а также при срабатывании электрических контактов цепи безопасности при возникновении пожара в здании подаваемый звуковой сигнал по 5.6.1.4 указывает обслуживающему персоналу о необходимости, если это возможно, перевести лифт в режим "Нормальная работа". Это позволит выполнить команду на включение режима "Пожарная опасность". Звуковой сигнал может быть прекращен после включения лифта в режим "Пожарная опасность".

5.6.1.6 После поступления команды по 5.6.1.1 система управления лифтом для пожарных автоматически переходит в режим "Пожарная опасность" (фаза 1). В режиме "Пожарная опасность" (фаза 1) алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:

а) все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;

б) все ранее зарегистрированные приказы и вызовы аннулируются;

в) находящийся на любом этаже лифт должен закрыть двери и без промежуточных остановок следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;

г) лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа, должен остановиться на ближайшем этаже без открывания дверей, изменить направление движения и следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;

д) лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа, должен продолжать свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж;

е) по прибытии лифта для пожарных на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины и шахты автоматически открываются и остаются в открытом положении.

Дальнейшее движение кабины лифта для пожарных может осуществляться только по приказу, подаваемому пожарными с поста управления в кабине лифта пожарными в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2);

ж) переход лифта в режим "Пожарная опасность" должен быть независим от выхода из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением.

и) двухсторонняя громкоговорящая связь по ГОСТ Р 53780 должна оставаться в рабочем состоянии.

5.6.1.7 Команда на перевод в режим "Пожарная опасность" для каждого лифта, включая лифт для пожарных, даже если лифты объединены системой группового управления, подается отдельно.

5.6.1.8 На основном посадочном этаже в лифтовых холлах пассажирских лифтов может размещаться сигнальная информация, например, в виде табло размером не менее 100100 мм, приведенном в приложении В. Табло должно включаться при включении режима "Пожарная опасность".

5.6.2 Режим работы лифта "Перевозка пожарных подразделений"

5.6.2.1 В режиме "Перевозка пожарных подразделений" алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:

а) включение режима "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) осуществляется после завершения режима "Пожарная опасность" (фаза 1).

Работа лифта в режиме "Перевозка пожарных подразделений" не должна зависеть от выхода из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением.

Перевод лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" должен осуществляться при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину, расположенную на панели управления или рядом с ней. Универсальный ключ поворачивается из позиции "Выключено" (позиция "0") в позицию "Включено" (позиция "1"). Универсальный ключ должен иметь возможность выниматься из гнезда только в позиции "0";

б) приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказа на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия кнопки двери должны начать закрываться, при этом кнопку приказа необходимо держать в нажатом положении до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия должно привести к автоматическому открыванию дверей. Допускается проводить закрытие дверей при помощи специальной кнопки "Закрытие дверей", причем действия с этой кнопкой должны быть аналогичны описанным с кнопкой приказа. Может быть подан и зарегистрирован только один приказ. Зарегистрированный приказ должен иметь световую индикацию на посту управления кабины;

в) местоположение кабины должно быть отображено на световых табло в кабине и на этаже входа пожарных в здание;

г) во время движения кабины по зарегистрированному приказу допускается возможность его отмены и регистрация нового приказа;

д) открывание дверей остановившейся на этаже кабины возможно только путем постоянного нажатия на кнопку открытия дверей. Если до полного открытия дверей нажатие на кнопку открытия дверей прекращается, то двери должны автоматически закрываться;

е) при закрытых дверях перевод ключа в кабине из позиции "1" в позицию "0" должен автоматически перевести лифт в режим "Пожарная опасность";

ж) при переводе ключа из позиции "1" в позицию "0" при нахождении кабины лифта на любом этаже с открытыми дверями в режиме "Перевозка пожарных подразделений" кабина остается в таком положении и никакие подаваемые приказы не выполняются до перевода ключа в позицию "1";

и) устройства контроля дверного проема, средства для предотвращения пуска кабины при несанкционированном проникновении в шахту лифта, контакты безопасности контроля закрывания люка кабины должны быть отключены в режиме работы "Перевозка пожарных подразделений";

к) в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) двусторонняя громкоговорящая связь согласно 5.8.1 должна оставаться в рабочем состоянии;

л) при завершении работы лифта в режиме "Перевозка пожарных подразделений" движение лифта становится возможным после возвращения лифта в режим "Нормальная работа". Возвращение лифта в режим "Нормальная работа" должно осуществляться только после проведения осмотра лифта уполномоченным лицом и выявления отсутствия повреждений, влияющих на безопасность лифта.

5.7 Система связи лифта для пожарных

5.7.1 Кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи и обеспечения связи в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ), если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

5.7.2 Переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок.

Проверка выполнения требований безопасности и защитных мер на лифтах для пожарных, предусмотренных разделом 5, должна осуществляться в соответствии с таблицей 1.


Таблица 1 - Подтверждение соответствия

Пункт настоящего стандарта

Визуальная проверка

Проверка соответствия технической документации стандарту

Измерения

Проверка соответствия лифта технической документации

Функциональные испытания

Примечание - Знак "+" означает, что данный вид проверки выполняется, знак "-" - не выполняется.

Результаты визуальной проверки должны подтвердить наличие маркировки, регламентированных стандартом устройств, руководства по эксплуатации.

Результатом проверки соответствия технической документации является подтверждение соблюдения требований настоящего стандарта в технической документации.

Результаты измерений должны подтвердить, что измеряемые размеры соответствуют требованиям настоящего стандарта.

Результаты проверки соответствия лифта технической документации являются подтверждением того, что лифт изготовлен в соответствии с технической документацией.

Результатом функциональных испытаний является подтверждение того, что лифт функционирует так, как это предусмотрено настоящим стандартом.

Приложение А (обязательное). Пиктограмма лифта для пожарных


Приложение А
(обязательное)

Исполнение пиктограммы:

- основная часть пиктограммы белая;

- фон пиктограммы - красный;

- размер пиктограммы на этажной площадке 100100 мм;

- размер пиктограммы на приказном посту около ключевины 2020 мм.

Приложение Б (справочное). Применение переносной лестницы

Приложение Б
(справочное)

_______________
* Данные требования не входят в область ответственности изготовителей (поставщиков) лифтов.

Б.1 В лифтовом холле на основном посадочном (назначенном) этаже, где осуществляется вход пожарных в кабину лифта, должны быть предусмотрены ниша или шкаф, в которых размещается переносная лестница. Ниша или шкаф должны быть оснащены дверью, которая закрывается (отпирается) ключом, предназначенным для перевода лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" согласно 5.6.2.1, перечисление а).

Б.2 Размеры переносной лестницы должны позволять осуществить следующие действия:

- перед переводом лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" пожарные должны достать эту лестницу и внести в кабину лифта;

- с помощью указанной лестницы в аварийной ситуации пожарные могут подняться к люку в крыше кабины и, открыв люк (с учетом 5.3.2), выйти на эту крышу;

- с крыши кабины с помощью указанной лестницы подняться к замку двери шахты и вручную открыть ее;

- открыв дверь шахты, пожарные могут покинуть шахту, воспользовавшись указанной лестницей.

_______________
* Наименование Приложения В (рекомендуемое) в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Рисунок В.1

Исполнение табло:

- поле табло - красного цвета;

- запрещающая часть - белого цвета.


Приложение ДА (обязательное). Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском региональном стандарте

Приложение ДА
(обязательное)


Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного национального стандарта

Степень соответствия-ИСО 4190-1:1999 "Лифтовая установка. Часть 1. Лифты классов I, II, III и IV"

ЕН 81-1:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические"

ЕН 81-2:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические"

ГОСТ 12.1.044-99*

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

MOD - модифицированные стандарты.

_________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 12.1.044-89 . - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение ДБ (справочное). Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем европейского регионального стандарта EН 81-72:2003

Приложение ДБ
(справочное)


Таблица ДБ.1

Структура настоящего стандарта

Структура европейского регионального стандарта EН 81-72:2003

Введение

Введение

1 Область применения

1 Область применения

3 Термины и определения

3 Термины и определения

4 Перечень важнейших опасностей

4 Перечень важнейших опасностей

5 Требования безопасности и/или защитные меры

5 Требования безопасности и/или защитные меры

6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер

6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер

Информация для пользователя

Приложение А (справочное) Концепция борьбы с пожаром в высотных зданиях

Приложение В (справочное) Размещение пожарных лифтов в зданиях

Приложение С (справочное) Энергоснабжение зданий для лифтов для пожарных

Приложение D (справочное) Защита лифтов в зданиях от воды при борьбе с пожаром

Приложение Е (справочное) Концепция пожарозащищенных отсеков в зданиях

Приложение А (обязательное) Пиктограмма лифта для пожарных

Приложение FА Пиктограмма лифта для пожарных

Приложение Б (справочное) Применение переносной лестницы

Приложение G (справочное) Примеры эвакуации пожарных из лифта



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2010

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

НПБ 250-97

МОСКВА1998

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России, МОС ОТИС.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действиеприказом ГУГПС МВД России от 30.12.1997 г. № 82.

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

Вводятся впервые.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Fire fighting lifts

General technical requirements

НПБ 250-97

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозка пожарных подразделений”.

Проектирование, изготовление и применение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц,независимо от форм собственности и принадлежности, на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящих норм подлежат согласованию органами Государственной противопожарной службы МВД России в установленном порядке в соответствии с .

2. Нормативные ссылки

Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.

ГОСТ 28911-91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления.

Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.

Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота.

Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

94. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.

ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.

ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на нераспространение горения.

*. Противопожарные нормы.

Пожарная безопасность зданий и сооружений.

*. Жилые здания.

*. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство.

Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.

Воздуховоды. Метод испытания на огнестойкость.

Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний.

МЭК 331-70. Испытание электрических кабелей на огнестойкость.

ПУБЭЛ. .

Правила устройства электроустановок.

3. Определения

В настоящих нормах применяются следующие термины:

Лифт для транспортирования пожарных подразделений – лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.

Основной посадочный этаж – этаж главного входа в здание (сооружение).

Режим “пожарная опасность” –установленная последовательность действий системы управления лифтом,предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.

Режим “перевозка пожарных подразделений” – установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4. Функциональное назначение, основные параметры и размеры

4.1. Лифты для транспортирования пожарных подразделений (далее – лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.

4.2. Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать данным таблицы.

Основные параметры и размеры

лифтов для пожарных

Показатель

Норма

Грузоподъемность, кг, не менее:

для жилых зданий

для общественных и производственных зданий

1000

Скорость перемещения в зависимости от высоты подъема (Н, м) лифта, м/с, не менее

Н/60

Размеры кабины в плане:

для жилых зданий

для остальных зданий

В соответствии со

В соответствии с

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящих норм, и ГОСТ 28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем, лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по и ). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см. приложение, ), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по и ).

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ 22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям .

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по .

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ................................. Г 2

группа воспламеняемости по ................... В 2

по , п. 4.18 .Д 3

по , п. 4.20............................................... Т 2

Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ............................... Г 3

группа распространения пламени

по ГОСТ Р 51032........................................................... РП 2

группа дымообразующей способности

по , п. 4.18............................................. Д 3

группа токсичности при горении

по , п. 4.20............................................. Т 2

______________________

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т. п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по и ) В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на - приведенных в приложении, с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение, ) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт – 0,5 ч (Е 30 по , ).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типас противопожарными дверями 2-го типапо () в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных, вне зависимости от типа привода лифтов, должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по и , ).

Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по и ).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05. Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения

6.1. Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, и ГОСТ 28911.

6.2. Система управления должна:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ;

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов:

“пожарная опасность”;

“перевозка пожарных подразделений”.

6.6.3. В режиме “перевозка пожарных подразделений” управление лифтом может производиться только из кабины, действие вызовов с этажных площадок исключается, должна быть предусмотрена возможность остановки лифта по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах.

Приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказов на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме “перевозка пожарных подразделений”. Причем действие специальной кнопки “Закрытие дверей” должно быть аналогичным описанному действию кнопки приказов.

После остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку “Открытие дверей”, используемую только в режиме “перевозка пожарных подразделений”, двери лифта начнут открываться. При этом специальную кнопку “Открытие дверей” нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с оснащены кнопкой “Открытие дверей”, используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальную кнопку не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки “Открытие дверей” в этом режиме должен быть таким же, как алгоритм работы специальной кнопки “Открытие дверей”. Допускается автоматическое открытие дверей в режиме “перевозка пожарных подразделений” после остановки кабины на основном посадочном этаже.

Действие специальных кнопок “Открытие дверей” и “Закрытие дверей” в других режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”, а также специальные кнопки “Открытие дверей”, “Закрытие дверей” (если они имеются) следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивают в случае необходимости для переключения лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”.

Лифты для пожарных, устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т. п.), на работу которых оказывают вредное воздействие дым и повышенная температура, в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта “перевозка пожарных подразделений” должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп. 1.2.17 и 1.2.18 . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарныхподлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям .

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям и на дымогазопроницаемость согласно требованиям “Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость” (ВНИИПО МВД России, 1994), действующей до введения в действие НПБ “Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость”.

7.4. Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям .

7.5. Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям .

7.6. Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных, подводимые к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта МЭК 331, .

7.7. Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям , .

7.8. Лифты для пожарных должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно требованиям раздела II .

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах “пожарная опасность” и “перевозка пожарных подразделений”.

7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемо-сдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям .

Рис. 1 . Примеры размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами:

1– лифт для пожарных;2– пассажирские лифты; 3 –противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 – ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис. 2 . Примеры размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами:

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирские лифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости E 30; 5 – ограждающие конструкциишахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл; 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении; 8 – ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими СНиП

Рис. 3 . Примеры размещения лифта для пожарных у наружной стены общественного или производственного здания (сооружения):

1 – лифт для пожарных; 2 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 – ограждающие конструкциишахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ