Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Правительство утвердило типовое положение, регламентирующее порядок получения подарков госслужащими. Чиновники отныне будут обязаны в течение трех рабочих дней после получения подарка на официальном мероприятии или в командировке уведомить об этом руководство и сдать подарок, если его стоимость превышает 3 тыс. руб. Если стоимость презента неизвестна, рекомендовано также сдавать его.
Документ подписан премьером и размещен в пятницу на официальном сайте правительства.

Подарки сдаются «ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи».

«Сведения о рыночной цене подарка подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения — экспертным путем», — говорится в типовом положении. Подарок возвращается, если его стоимость не превышает 3 тыс. руб.

Если подтверждается, что стоимость подарка превышает 3 тыс. руб., то он может быть продан на аукционе с зачислением средств от продажи в бюджет. Дорогой подарок также может быть безвозмездно передан в благотворительную организацию.

За несоблюдение этой нормы одаренный чиновник должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Если чиновник утаил дорогое подношение, такие действия могут быть квалифицированы и как получение взятки (ст. 290 УК РФ) или посредничество при взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Подобные ограничения существуют и в других странах. Например, во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании — 140 фунтов, в США и Молдавии — $50. На Украине - 100 гривен.

Сейчас финансовый предел разрешенного чиновникам подарка определен ст. 575 Гражданского кодекса РФ. В ней говорится, что подарки, полученные чиновниками на официальных мероприятиях, стоимость которых превышает 3 тыс. руб., признаются не личной собственностью госслужащего, а собственностью Российской Федерации. Табу на получение подарков зафиксировано и в законе «О противодействии коррупции» (ст. 12.1) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17). Этими законами установлен запрет для должностных лиц государственных и муниципальных органов получать подарки от физических и юридических лиц в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением случаев получения подарков на официальных мероприятиях и в служебных командировках.

Положение, подписанное премьером в пятницу, конкретизирует эти нормы и монетизирует их, поскольку теперь чиновник получает право выкупить презент. Из разъяснения аппарата правительства следует, что антиподарочное положение разработано в рамках Национальной стратегии противодействия коррупции, подписанной Дмитрием Медведевым еще в 2011 году.

Сам премьер не обделен подарками. И дарителям точно известны предпочтения Медведева — это мобильные гаджеты. Еще в 2010 году глава компании Стив Джобс подарил ему iPhone4. В 2011 году президент Research in motion (RIM) — компании — производителя телефонов BlackBerry — Джеймс Лоуренс Балсилли подарил Медведеву PlayBook — планшетный компьютер вендора. У Медведева появилась возможность сравнить Apple iPad и Samsung Galaxy Tab, с которыми он уже работал, с новым гаджетом от RIM, чья стоимость явно превышает указанные 3 тыс. руб.

В декабре 2013-го глава « » подарил Медведеву Yotaphone с двумя дисплеями стоимостью около 20 тыс. руб.

Успехи властей на поприще борьбы с коррупцией более чем скромные. В 2013 году ущерб от коррупции, по данным Генпрокуратуры, вырос в семь раз, превысив 10 млрд руб. Россия заняла 127-е место в индексе восприятия коррупции, представленном Transparency International.

Индекс составляется на основе экспертных оценок уровня коррупции в государственном секторе 177 стран. Россия получила 28 баллов наряду с Азербайджаном, Гамбией, Коморскими Островами, Ливаном, Мадагаскаром, Мали, Никарагуа и Пакистаном.

В регионах борются со взяточничеством как умеют. В некоторых регионах и в Москве для чиновников разработана «Памятка госслужащему по антикоррупционному поведению». «Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму», — наставляют чиновников.

Памятка разъясняет, какие действия и высказывания могут быть восприняты как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. Например, не следует использовать «спорные жесты, мимику и выражения».

Например такие: «вопрос решить трудно, но можно», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры в другой обстановке», «ну, что делать будем?».

Нельзя касаться в разговоре с гражданами определенных тем: низкий уровень зарплаты, желание приобрести имущество или услугу, отсутствие работы у близких, необходимость поступления детей в образовательные учреждения, приглашение в ресторан, предложения о предоставлении скидки, взносе в благотворительный фонд, поддержке спортивной команды. Не рекомендовано «неожиданно прерывать беседу и под благовидным предлогом оставлять посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, сумку, портфель».

Вернувшись в Кремль с поста премьера в 2012 году, вновь поставил задачу активизировать противодействие коррупции в системе госуправления. При этом президент заявил, что либерализация законодательства в этой сфере, предложенная Дмитрием Медведевым, не дала результата. Только 8% взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы.

Кроме того, Путин предложил подключиться к борьбе с коррупцией всему обществу и бизнесу, в частности, «недопустимо, по его мнению, когда те же предприниматели требуют от власти неукоснительного соблюдения антикоррупционных правил, но сами остаются безучастными наблюдателями». «Больше того, подталкивают подчас власть к коррупционным проявлениям, пытаясь «порешать» таким образом свои бизнес-интересы», — говорил Путин на заседании Совета по противодействию коррупции в октябре прошлого года. В декабре прошлого года в Кремле было создано Управление по вопросам противодействия коррупции, его возглавил Олег Плохой.

Регламентация процедуры получения подарков - мера необходимая, считает глава консалтинговой компании «Аудит и право» Сергей Елин. «Но работать она будет в ограниченных случаях, когда подарок вручен публично, на официальном мероприятии», — говорит Елин, добавляя, что эта мера мало что добавит для борьбы с коррупцией.

Будут брать подарки тайно или получать подношения при посредничестве родственников, это обычная практика, добавляет эксперт.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан. К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.

Минимальные административные штрафы в России в соответствии с КоАП РФ

  1. Штраф для физического лица — 500 (пятьсот) руб.
  2. Штраф юридическому лицу — 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
  3. Штраф для должностного лица — 5 000 (пять тысяч) руб.

К тому же , Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам.

Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица.

Максимальные штрафы

Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:

  1. для граждан — не более 5 000 (пяти тысяч) руб;
  2. для должностных лиц — не более 50 000 (пятидесяти тысяч) руб;
  3. для юридических лиц — не более 1 000 000 (одного миллиона) руб.

Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию).

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
  3. сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

Возможности снижения суммы штрафа

Кодекс об административных правонарушениях в статье 28.6 КоАП РФ позволяет снижать минимальные штрафы, а именно:

  • Часть 2.2. КоАП РФ. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
  • Часть 2.3. КоАП РФ. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц.
  • Часть 3. КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • Часть 3.1. КоАП РФ. В случаях, предусмотренных частью 3 КоАП, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  3. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  4. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  6. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  7. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
  8. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  9. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  10. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Согласно статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим или смягчающим.

Что нужно для снижения штрафа

Таким образом, для решения вопроса о снижении минимального размера административного штрафа суд (уполномоченный орган или должностное лицо) рассматривает в совокупности два компонента:

  1. характер совершенного правонарушения и его последствия;
  2. аналогичные нарушения закона, если лицо привлекалось за них ранее к ответственности;
  3. имущественное и семейное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Штраф за проступок может применяться не только как отдельное наказание, но и как часть других санкций. Например, за управление машиной в пьяном виде.

Мнение от Малины-Групп : Ранее штрафы не совсем являлись справедливыми и соразмерными допущенным правонарушениям. В связи с этим, в частности организации нередко обжалуют в судебном порядке назначенные им штрафы, считая их несправедливыми.

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?


○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

✔ Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой , в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

История России напрямую связана с множеством коррупционных злоупотреблений еще со времен Царской России. Даже известный опричник царя Ивана Грозного – Малюта Скуратов был замечен в регулярных попытках вымогательства с попадавших к нему в приказ Сыскных Дел граждан. Наказание, тем не менее, его не постигло – он погиб во время Ливонской войны, тогда как в те же годы проворовавшихся слуг царя карали очень строго – рубили голову с плеч.

Известный в истории «друг и любовник» Екатерины II Григорий Потемкин был замечен в целом ряде различных коррупционных вознаграждений, брав их едва ли не со всех и каждого – включая иностранных подданных. Несмотря на регулярные следствия, благодаря расположению императрицы Потемкин остался при статусе и даже отличился при присоединении Крыма.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

✔ Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.


✔ Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

○ Получение взятки.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

○ Провокация взятки.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».


✔ Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

В отношении сотрудников полиции - в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

В очередной раз ужесточают ответственность за обработку персональных данных. С 1 июля 2017 года будет действовать новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ. Список нарушений стал более детализированным, а размеры штрафов значительно выросли - до 75 тыс. руб. О том, как защититься от нарушений, читайте в статье.

Ответственность за нарушения по персональным данным

Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Законодатель с 1 июля вносит изменения в статью 13.11 КоАП (Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. № 13-ФЗ).
  • для юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • для должностных лиц - от 500 до 1 тыс. руб.
Ниже в таблице приведу перечень нарушений и размеры новых штрафов за них с 1 июля 2017.

Вид нарушения

Размер штрафа

для юридических лиц

для должностных лиц

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных*. От 30 тыс. до 50 тыс. руб. От 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку* От 15 тыс. до 75 тыс. руб. От 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, отражаемых в письменном согласии субъекта персональных данных на их обработку От 15 тыс. до 75 тыс. руб. От 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Нарушение оператором требований законодательства в области обработки, хранения и предоставления персональных данных От 15 тыс. до 50 тыс. руб. От 3 тыс. до 10 тыс. руб.

* Если не предусмотрена уголовная ответственность

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров к Роскомнадзору. Срок давности для административной ответственности - три месяца со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Протокол об административном нарушении составляют сотрудники Роскомнадзора (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Трудовая инспекция также вправе наказать за нарушения правил работы с персональными данными, которые установлены в трудовом законодательстве (например, если бухгалтер использует сведения сотрудника в незаконных целях или их утерял). Наказание - штраф от 1000 до 5000 руб., за повторное нарушение - штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Срок давности для ответственности за персональные данные по трудовому законодательству - один год со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Кроме административной ответственности за нарушения в области обработки персональных данных могут привлечь к дисциплинарной, материальной и даже к уголовной ответственности.

Ситуации из практики: что изменится с 1 июля

Пример 1. Должностное лицо без согласия человека разгласил зарплату, премию, вознаграждение по договору, передал данные должников в юридическую фирму, чтобы составить исковые заявления или разместил копию заявления человека в качестве образца на стенде с образцами других заявлений. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как разглашение персональных данных без письменного согласия от человека или по письменному согласию, которое оформлено с нарушениями и выдадут постановление об административном правонарушении и назначат штраф: на учреждение - от 15 000 до 75 000 руб., на должностное лицо - от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 2. Бухгалтер не предоставил сотруднику расчетный листок, справку, сведения о страховом стаже и другие документы, в которых есть персонифицированные сведения о человеке. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как сокрытие от человека его персональных данных и назначат штраф: на учреждение - от 20 000 до 40 000 руб., на бухгалтера - от 4000 до 6000 руб. (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 3. Должностное лицо отказался принять к обработке новые паспортные данные человека, банковские реквизиты или другую изменяющую информацию - за такое нарушение инспекторы могут назначить штраф на учреждение - от 25 000 до 45 000 руб, а на должностное лицо - от 4000 до 10 000 руб.

Пример 4. Должностное лицо небрежно работает с документами, персональные сведения о сотруднике стали известны другим лицам из-за того, что он оставил на столе без присмотра или вынес с рабочего места справки, расчетные листки, другие документы с персональными данными или потерял эти документы. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как невыполнение требования человека уточнить, блокировать или уничтожить его персональные данные и назначат штраф: на учреждение - от 25 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера - от 4000 до 10 000 руб. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 5. Должностное лицо передает имена, адреса, телефоны и другие данные сотрудников организациям, действующим в рекламных целях коллекторским агентствам или другим третьим лицам. С 1 июля 2017 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как обработку персональных данных, когда это не предусмотрено законами и не соответствуют целям сбора персональных данных и назначат штраф на учреждение - от 30 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера - от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

О других видах ответственности

К дисциплинарной ответственности руководитель учреждения может привлечь работника за нарушения, которые обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). За дисциплинарный проступок руководитель может наказать работника, сделать замечание, объявить выговор и даже уволить (ч.1 ст. 192 ТК РФ).

Материальная ответственность работника может наступить, если его нарушение привело к ущербу для учреждения (ст. 238 ТК РФ). К примеру, ответственный работник за обработку персональных данных распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет, а те в свою очередь подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию - 50 000 рублей каждому». В таком случае руководитель может привлечь как к ограниченной так и к полной материальной ответственности.

Самый страшный вид ответственности - это уголовная. Она может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

Как защитить персональные данные

Для защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать?

Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. Чиновниками утверждены меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке (статья 19 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и требованиях, установленных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119). Злоумышленники могут уничтожить, изменить, заблокировать, скопировать информацию, предоставить ее третьим лицам. Иногда несанкционированный доступ случайно получают люди, у которых нет дурных намерений. Но угрозу безопасности персональных данных это не исключает.

Примите меры, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям в базе данных.

1. Ограничьте доступ сотрудников к компьютерам.

2. Введите систему индивидуальных паролей. Их нужно периодически менять.

3. Храните диски и другие носители информации в запирающихся шкафах.

4. Закрепите процедуру защиты информации в положении.

Положение об обработке персональных данных

Работодатель может получить все персональные данные сотрудника только от него самого. Учреждение не имеет права собирать информацию, которая не относится напрямую к работе персонала. Поэтому руководитель не должен заставлять сотрудников раскрывать сведения об их вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Все это относится к личной или семейной тайне гражданина (п. 4 ч. 1 ст. 86 ТК РФ, ст. 10 от 27 июля 2006 г. Закона № 152-ФЗ).

Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия сотрудника (ст. 7 от 27 июля 2006 г. закона № 152-ФЗ). Чтобы не допустить утечки информации, создайте систему защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения сведений установите в локальном акте, например в положении о работе с персональными данными сотрудников.

Положение утверждает руководитель учреждения. Ознакомьте сотрудников с положением под подпись (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Руководитель определяет, кто будет отвечать за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). На практике такую работу поручают работникам отдела кадров, а в бухгалтерии - бухгалтеру по начислению зарплаты, так как они чаще всего имеют дело с персональными данными сотрудников.

Обработка данных без согласия сотрудника

Иногда обрабатывать персональные данные сотрудника можно без его согласия. Например, в случаях, прямо предусмотренных коллективным договором, а также локальными актами учреждения (разъяснения Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Также не нужно получать согласие человека на обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка предусмотрена законодательством. К таким случаям относится передача сведений в следующие органы:

  • Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ);
  • налоговую инспекцию (ст. 24 НК РФ);
  • военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ);
  • иные органы (например, суды, прокуратуру, трудовую инспекцию и т. п.).
Кроме того, не требуйте согласия сотрудника для передачи персональных данных банку при открытии и обслуживании платежной карты для начисления зарплаты:
  • если договор на выпуск банковской карты заключен напрямую с сотрудником, а в договоре предусмотрена передача персональных данных работника банку;
  • если организация оформила доверенность на представление интересов сотрудника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;
  • если соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре учреждения (абзаце 10 пункта 4 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Центробанк увеличит штрафы за незаконную выдачу срочных займов россиянам

Центробанк анонсировал работу над законопроектами, которые усилят наказание за нелегальную выдачу займов населению. Новые законы повысят штрафы, введут уголовную ответственность за «теневое» кредитование и лишат незаконных кредиторов права взыскивать долги с заемщиков через суд. Такие шаги, по мнению регулятора, ощутимо сократят численность «черных» кредиторов.

Центробанк планирует реализовать указанные меры через три законопроекта. Первый из них введет три вида ответственности за незаконное кредитование вместо действующего сегодня одного: при первом случае фиксирования нелегальной выдачи ссуд компании, отвечающие за нарушение, будут облагаться штрафом в сумме до 500 тыс. рублей, а должностные лица – до 50 тыс. рублей. За второе привлечение к ответственности штраф повысится до 2 млн рублей для компаний и до 200 тыс. рублей для должностных лиц, а за третье – до 5 млн рублей и 500 тыс. рублей соответственно.

Второй законопроект дополнит уголовный кодекс статьей, которая предусматривает лишение свободы сроком до 2 лет за незаконное кредитование. Такое наказание будет ожидать организаторов компаний, которых трижды привлекали к административной ответственности за нелегальную выдачу срочных займов.

Третья новация лишит «теневых» кредиторов судебной защиты, что сделает незаконное кредитование более рисковым и менее выгодным. После вступления этого закона в силу нелегальные кредиторы не смогут требовать возврата долгов по выданным ссудам через суд. Таким образом, «черным» кредитным организациям придется надеяться только на порядочность заемщиков, ведь взыскивать задолженности в судебном порядке они не смогут.

Участники кредитного рынка считают планируемые нововведения Центробанка необходимыми, т.к. действующие меры наказания за незаконное кредитование слишком мягкие и не оказывают достаточного воздействия на кредитных мошенников. Только ужесточение мер ответственности способно изменить ситуацию на рынке в лучшую сторону. Однако, до тех пор, пока эти законопроекты находятся на стадии разработки, гражданам необходимо уметь самостоятельно распознавать «теневых» кредиторов.

Перед тем, как оформить в МФО микрозайм без залога и поручителей, следует найти кредитную организацию на сайте Центробанка и проверить, состоит ли она на учете в госреестре. Если нет, то сотрудничать с такой компанией не стоит.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ